ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 3
А. В. Сорин
СВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ
С ЛИЧНОСТНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается связь стратегий межличностного познания со статусами личностной идентичности, когнитивной сложностью имплицитных теорий самовосприятия, интеллектом, определенными видами тревожности и социометрическим статусом подростков.
Ключевые слова: стратегии межличностного познания, статус личностной идентичности, имплицитные теории самовосприятия, интеллект, тревожность, социометрический статус, подростки.
The article studies the relationships of interpersonal cognition strategies with personality identity statuses, implicit theories of self-perception, intelligence, some kinds of anxiety and sociometric status of teenagers.
Key words: interpersonal cognition strategies, personality identity statuses, implicit theories of self-perception, intelligence, anxiety, sociometric status, teenagers.
1. Теоретические основы и гипотезы исследования
В настоящее время Россия переживает один из сложнейших периодов исторического развития страны, для которого характерны перманентные экономические кризисы, растянувшиеся на многие годы социальные реформы, материальное неблагополучие больших слоев населения, рост преступности, коррумпированность чиновников, обострение этнических противоречий, неопределенность моральных ориентиров общества. В таких сложных условиях молодые люди, оканчивающие школу и выбирающие свой жизненный путь, должны приобрести свойства зрелой личности, способной принимать хорошо выверенные решения, и осуществлять продуманные действия, направленные на их реализацию. В этой связи перед педагогическими психологами встает проблема оказания квалифицированной психологической помощи подрастающему поколению. Существенный вклад в решение этой проблемы могут внести исследования, направленные на изучение разнообразных факторов, способствующих становлению психических свойств, определяющих зрелость личности.
Сорин Антон Валентинович — аспирант кафедры психологии образования и педагогики ф-та психологии МГУ. E-mail: [email protected]
Работа выполнена под руководством докт. психол. наук Н.А. Рождественской.
100
В соответствии с концепцией идентичности Э. Эриксона (1996) и Дж. Марсиа (Marcia, 1975) зрелая личность характеризуется статусом так называемой «достигнутой идентичности» и отличается совокупностью выработанных в ходе «прохождения» личностного кризиса устойчивых целей, ценностей и убеждений, которые детерминируют ее жизненный путь.
Специалисты также отмечают, что зрелость личности определяется развитым самосознанием, формирующимся в подростковом возрасте, а процесс становления самосознания во многом обусловлен интимно-личностным общением — ведущей деятельностью подростков, определяющей содержание и структуру основных психических новообразований возраста (Р. Бернс, Л.И. Божович, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Существенную роль в межличностном общении подростков играет процесс понимания личностных особенностей сверстников.
В серии работ, выполненных Н.А. Рождественской (2004) и под ее руководством, разработаны и апробированы модель и методики диагностики и формирования стратегий межличностного познания (МП). В исследовании А.В. Березиной (2003) установлено, что качество социализации молодых людей повышается, если при определенных условиях стихийный процесс психического развития сопровождается рефлексивным формированием стратегий понимания личностных особенностей и причин поведения сверстников. В исследованиях Е.В. Грачиковой (2002), И.В. Мельниковой (2007) и А.В. Разумовой (2004) показано, что адекватное понимание людьми друг друга зависит от уровня развития стратегий МП. В частности, зафиксировано, что более качественные оценки детям дают родители и учителя, владеющие этими стратегиями на высоком уровне. Нами (Сорин, 2007) установлено, что существует значимая корреляционная связь между уровнем развития стратегий МП и показателями личностного развития подростков. Также нами (Рождественская, Сорин, 2009) разработана и апробирована методика диагностики способов МП подростков, предполагающая возможность фронтального применения.
Представляемое здесь исследование базируется на трех теоретических положениях:
1. МП — это процесс оценки одним субъектом психических особенностей и поведения другого, включающий когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев).
2. Становление и интенсивное развитие МП приходится на подростковый возраст. Принципиально важным для этого возрастного периода является то, что МП становится фактором, во многом обеспечивающим качество интимно-личностного общения, определяющего развитие и интеграцию всех сторон личности (Г. Крайг, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин).
101
3. Адекватное восприятие людьми друг друга обеспечивается следующими 6 стратегиями оценки личностных особенностей и поведения, входящими в состав когнитивного компонента МП (Рождественская, 2004): I. Использование адекватных и существенных критериев оценки таких сторон личности другого, как мировоззрение, интеллект, воля, эмоции, стиль общения и способности (по: Писаренко, Рождественская, 1998); II. Использование вероятностных суждений о личностных особенностях и поведении человека; III. Оценка воздействия на человека таких внутренних и внешних факторов, как его личностные свойства, эмоциональные состояния, особенности здоровья, а также окружающие люди, обстоятельства и условия жизни; IV. Всесторонняя оценка личностных свойств сверстника; V. Оценка личностных особенностей другого в их развитии; VI. Проверка своих суждений о сверстнике в типичной для него практической деятельности.
Мы предположили, что у подростков уровни развития стратегий межличностного познания (СМП) положительно связаны с уровнями развития психических свойств, пик становления которых приходится на подростковый возраст. В нашем исследовании изучалась связь СМП с идентичностью, интеллектом и самовосприятием (как компонентом самосознания). Мы также предприняли попытку изучить связь развития СМП с эмоциональным благополучием подростков. В качестве критериев эмоционального благополучия выступили невысокий уровень тревожности и высокий социометрический статус подростка.
В исследовании приняли участие 120 учеников московских школ в возрасте 13—16 лет.
2. Методики
2.1. Для изучения СМП применялась методика «Диагностика стратегий межличностного познания», разработанная нами совместно с Н.А. Рождественской. Она состоит из 6 заданий, выполнение каждого из которых требует применения одной из СМП (Рождественская, Со-рин, 2009).
2.2. Для измерения уровня развития личностной идентичности1 использовалась методика измерения статусов идентичности Дж. Марсиа в модификации В.Р. Орестовой и О.А. Карабановой (2005). Она состоит
1 Как известно, понятие «идентичность» разработано Э. Эриксоном и операцио-нализировано Дж. Марсиа, который рассмотрел процесс развития личностной идентичности как смену ее статусов, выделяемых на основании двух критериев: а) наличие у человека выбора жизненных ценностей и б) поиск им этих ценностей (Эриксон, 1996; Marcia, 1995). Незрелая личность характеризуется статусом диффузной идентичности (отсутствием выбора и поиска), за которым следуют статусы моратория (отсутствие выбора при наличии поиска) и предрешенной идентичности (наличие выбора при отсутствии поиска). Зрелая личность имеет статус достигнутой идентичности (наличие выбора и поиска).
102
из двух частей: полуструктурированного интервью и методики незавершенных предложений. В рамках нашего исследования применялась только методика незавершенных предложений, так как, во-первых, использование полуструктурированного интервью, состоящего из внушительного числа вопросов, возможно лишь индивидуально и представляет собой сложную и продолжительную процедуру; во-вторых, обработка результатов интервью предполагает некоторую неоднозначность и математическую нестрогость. Методика незавершенных предложений позволяет определить как общий статус эго-идентичности, так и степень ее достигнутости в определенных сферах (профессии, религии, политики, любви, дружбы, семьи, взаимоотношений полов). Она представляет собой 30 неоконченных предложений, сформулированных в виде «я-высказываний», реакция респондента на каждое из которых оценивается по шкале от 1 до 3 баллов в зависимости от того, насколько полученный ответ свидетельствует о присутствии поиска и/или выбора в данной области самоопределения. Затем подсчитывается суммарный балл, на основе которого выделяют три группы респондентов: с высоким, средним и низким уровнем развития идентичности.
2.3. «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) позволяет выявить, насколько учащийся овладел некоторыми необходимыми для успешной учебной деятельности логическими действиями, словами и терминами. ГИТ зарекомендовал себя в практике школы как надежный и валидный тест с хорошими прогностическими возможностями, в частности значимо и устойчиво коррелирующий с успеваемостью (Руководство..., 1993). ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, установление аналогий и символов. В рамках нашей работы использовался обобщенный показатель умственного развития учащихся — итоговое суммарное значение по тесту.
2.4. Для изучения связи СМП с эмоциональным благополучием подростков применялись методика диагностики тревожности А.М. Прихожан (2002) и социометрия (Белинская, Тихомандрицкая, 2004). Выбор тревожности как индикатора эмоционального благополучия подростков связан с тем, что для подросткового возраста характерно обострение тревоги (А.М. Прихожан), а высокий уровень тревоги оказывает негативное влияние на психику и поведение подростков (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Социальный статус в группе сверстников (число полученных от одноклассников предпочтений) также является важным фактором эмоционального благополучия подростка, так как во многом определяет его отношение к себе и восприятие социальной действительности в целом (Я.Л. Морено).
2.5. В качестве критерия развития самовосприятия подростков была выбрана система личных конструктов, используемых для самоописания.
103
Основная характеристика этой системы — когнитивная сложность, определяющаяся числом независимых конструктов. В качестве средства ее диагностики выступает так называемая «репертуарная решетка Дж. Келли» как «идеографическая карта системы личностных конструктов респондента» (Франселла, Баннистер, 1987, с. 64).
Обработка. Для обработки данных, полученных с помощью методики Келли, использовалась компьютерная программа SPSS 16.0. К полученным данным применялся факторный анализ с Varimax вращением и нормализацией по Кайзеру. Статистические связи между показателями разных методик исследовались с помощью коэффициента ранговой корреляции Кендалла, который, с одной стороны, весьма универсален и нечувствителен к объемам выборки, распределению значений и шкале, в которой они представлены (за исключением шкалы наименования), а с другой — позволяет избежать характерного для ранговых критериев завышения эмпирических значений в случае наличия в выборке большого числа связанных рангов (Сидоренко, 2002).
3. Результаты
Комплексная диагностика 90 учеников 8-х классов московских школ в возрасте 13—15 лет, направленная на установление возможных взаимосвязей СМП, статуса личностной идентичности и когнитивной сложности самовосприятия, дала следующие результаты.
3.1. По методике Марсиа в адаптации О.А. Карабановой и
В.О. Орестовой было выделено три группы респондентов, находящихся на высоком, среднем и низком уровнях развития личностной идентичности (УРЛИ). В группу с высоким УРЛИ (67 баллов и выше) вошло 20 респондентов (22.2 %), характеризующихся статусом предрешенной или достигнутой идентичности; в группу с низким УРЛИ (49 баллов и ниже) — 30 респондентов (33.3 %) со статусом моратория или диффуз-ности; в группу со средним УРЛИ (от 67 до 49 баллов) вошли 40 респондентов (44.4 %), у которых идентичность в разных сферах находится на разном уровне. Суммарный показатель личностной идентичности подчиняется законам нормального распределения.
3.2. Диагностика СМП позволила выделить три группы респондентов с высоким, средним и низким уровнями их развития.
Границей группы респондентов с высоким уровнем развития СМП является балльная оценка, равная 19. В эту группу вошли 19 респондентов (21%). В группу респондентов с низким уровнем развития СМП (менее 9 баллов) вошли 22 респондента (24 %). Группа респондентов со средним уровнем развития СМП состоит из 49 респондентов (55%). Общий уровень развития СМП подчиняется законам нормального распределения (критическое значение критерия Колмогорова—Смирнова для единственной выборки — 0.932). Среднее значение суммарного балла — 14, стандартное отклонение — 5.
104
Таблица 1
Корреляционные связи между различными стратегиями межличностного познания (СМП)
СМП I II III IV V VI
I 0.21* 0.49** 0.18* 0.12 0.26**
II 0.44** 0.16 0.36** 0.05
III 0.04 0.22* 0.02
IV 0.1 0.2*
V 0.06
VI
Условные обозначения СМП: I — Использование адекватных критериев оценки сверстника; II — Гипотетическая оценка сверстника; III — Оценка сверстника с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на него; IV — Всесторонняя оценка личности сверстника; V — Оценка личностных черт сверстника в их развитии; VI — Проверка суждений о сверстнике в типичной для него деятельности
С помощью коэффициента ранговой корреляции Кендалла были проанализированы возможные корреляции между разными СМП. Из табл. 1 видно, что СМП связаны между собой весьма сложным образом. В частности, стратегия всесторонней оценки личности сверстника коррелирует на уровне тенденции только со стратегиями использования адекватных критериев и оценки личности сверстника в развитии (t=0.18 и t=0.2 соответственно, p=0.05). А стратегия использования адекватных критериев оценки сверстника значимо коррелирует со стратегиями оценки сверстника с учетом внешних и внутренних влияющих на него факторов и проверки суждений о сверстнике в практической деятельности (t=0.49 и t=0.26 соответственно, p=0.01), а также со стратегиями гипотетической оценки сверстника и всесторонней оценки сверстника на уровне тенденции (t=0.21 и t=0.18 соответственно, p=0.05). Таким образом, очевидно, что такие СМП, как использование адекватных критериев оценки сверстника, гипотетическая оценка сверстника и оценка сверстника с учетом внешних и внутренних влияющих на него факторов, имеют множество значимых корреляционных связей между собой и с другими СМП. А такие СМП как всесторонняя оценка личности сверстника, оценка личностных черт сверстника в их развитии и проверка суждений о сверстнике в типичной для него деятельности имеют значительно меньше корреляционных связей. На наш взгляд, это говорит о том, что СМП респондентов находятся на стадии становления, а их применение носит нерефлексивный характер.
3.3. Индивидуальное проведение репертуарной решетки Дж. Келли, модифицированной для диагностики когнитивной сложности имплицитной теории самовосприятия, позволило получить следующие результаты.
105
А. Количество факторов, выделяемых в поле конструктов (число независимых параметров, используемых при самоописании) подчиняется законам нормального распределения (критическое значение критерия Колмогорова-Смирнова для единственной выборки — 1.919). Среднее число независимых параметров, используемых при самоописании, — 1.7; стандартное отклонение — 1.2; максимальное количество факторов по выборке — 5. Границы групп респондентов с высоким и низким уровнем когнитивной сложности самовосприятия — соответственно 3 и 0.5 факторов в поле конструктов. В эти группы вошли соответственно 18 (20%) и 16 (17.8%) респондентов общей выборки. Средняя группа составила, таким образом, 56 респондентов — 62.2% выборки.
Б. Количество факторов, выделенных в поле элементов (число независимых «персонажей», выделяющихся при самоописании), подчиняется законам нормального распределения (критическое значение критерия Колмогорова—Смирнова для единственной выборки — 1.993). Среднее число независимых «персонажей», выделяющихся при самоописании, — 2.3; стандартное отклонение — 1.6; максимальное количество факторов по выборке — 6. Границы групп респондентов с большим и малым количеством независимых «персонажей» — соответственно 3.9 и 0.7 факторов в поле элементов. В эти группы вошли соответственно 23 (25.5%) и 23 (25.5 %) респондента. Средняя группа составила, таким образом, 44 респондента — 49% выборки.
Приведенные данные говорят о том, что респонденты значительно различаются по количеству факторов, выделяемых как в поле конструктов, так и в поле элементов. Важно отметить, что число этих факторов неодинаково.
3.4. При изучении корреляционных связей между показателями развития СМП, личностной идентичности и когнитивной сложности имплицитных теорий самовосприятия с использованием коэффициента ранговой корреляции Кендалла установлены статистически значимые положительные корреляционные связи между: уровнями развития СМП и статусами личностной идентичности (t=0.54, р=0.01); уровнями развития СМП и когнитивной сложностью имплицитной теории самовосприятия (факторы в поле конструктов ИТЛ) (t= 0.49, p=0.01); статусами личностной идентичности и когнитивной сложностью имплицитной теории самовосприятия (факторы в поле конструктов ИТЛ) (t= 0.56, p=0.01); количеством факторов в поле элементов и в поле конструктов ИТЛ (t=0.23, p=0.01); количеством факторов в поле элементов ИТЛ и статусами личностной идентичности (t=0.19, p=0.05), а также уровнем развития СМП (t=0.18, p=0.05).
3.5. Методики «Диагностика СМП подростков» Н.А. Рождественской и А.В. Сорина, «Групповой интеллектуальный тест», «Диагностика тревожности» А.М. Прихожан и «Социометрия» проводились на выборке 30 учеников 8-х классов московской школы-гимназии № 1541.
106
Их данные подвергались корреляционному анализу. В результате были установлены статистически значимые связи на уровне тенденции уровня развития СМП с суммарным баллом по тесту ГИТ, а также с показателями школьной и межличностной тревожности (табл. 2). Тот факт, что корреляционные связи были установлены лишь на уровне тенденций, является, на наш взгляд, следствием небольшого объема выборки.
Таблица 2
Корреляционные связи между стратегиями межличностного познания и показателями развития интеллекта и тревожности
Суммарное значение по тесту ГИТ Тревожность по методике А.М. Прихожан
школьная самооце- ночная межлич- ностная магиче- ская общая
Уровень развития СМП t =0.30* t =0.34* t = 0.07 t =0.37* t =0.20 t =0.27
Примечание. * — корреляция значима на уровне 0.05.
Разделив выборку на группы респондентов с высоким, низким и средним социометрическим статусом, мы сопоставили частоты их встречаемости в группах респондентов с разным уровнем развития СМП. К сожалению, характер распределения респондентов по группам не позволил применить статистическую обработку данных. Вместе с тем необходимо отметить, что в группе с низким уровнем развития СМП (всего 5 человек) нет ни одного подростка с высоким социометрическим статусом. На наш взгляд, это говорит о том, что между уровнем развития СМП и социометрическим статусом подростков есть определенная связь, однако ее наличие невозможно зафиксировать при недостаточном количестве в выборке респондентов с низким социометрическим статусом (6 человек).
4. Заключение
В данном исследовании нашли подтверждение выдвинутые нами предположения о связи уровня развития СМП с личностной идентичностью (t=0.54, p=0.01) и когнитивной сложностью имплицитных теорий самовосприятия (t=0.56, p=0.01). Также установлена (на уровне тенденции) статистически значимая корреляционная связь между уровнем развития СМП и интеллектом (t=0.3, p=0.05). Невысокий коэффициент корреляции в последнем случае мы объясняем небольшим объемом выборки респондентов и считаем необходимым продолжить данное исследование.
Поскольку уровни развития СМП связаны, с одной стороны, с интеллектом (t=0.3, p=0.05) и, с другой, — со статусами личностной идентичности и когнитивной сложностью самовосприятия (t=0.54 и
107
t=0.49 соответственно, p=0.05), а статусы личностной идентичности и когнитивная сложность также имеют положительную связь (t=0.56, p=0.05), можно предположить, что уровень развития интеллекта служит общим основанием для становления когнитивных компонентов самопознания и межличностного познания, а также личностной идентичности.
Как показано в исследовании, суммарный показатель развития стратегий МП для выборки 90 подростков подчиняется законам нормального распределения. При этом различные стратегии МП развиваются неравномерно. Между ними установлены пока не вполне объяснимые корреляционные связи, когда одни стратегии оказываются статистически связанными между собой, другие — нет. На наш взгляд, эти результаты говорят о том, что у подростков СМП находятся на стадии активного становления и подростковый возраст является сенситивным периодом их развития. Это же установлено в исследовании А.В. Березиной (2003), выполненном на других методиках. В этой связи мы предполагаем, что рефлексивное формирование СМП может оказать существенное развивающее воздействие на личность в целом.
Эмпирическая проверка выдвинутого нами предположения о связи уровня развития стратегий МП с эмоциональным благополучием подростков, критериями которого выступали социометрический статус и уровень тревожности, дала неоднозначные результаты. С одной стороны, связь между уровнем развития СМП и социометрическим статусом не установлена. С другой — уровень развития СМП положительно коррелирует на уровне тенденции со школьной (t=0.34, p=0.05) и межличностной тревожностью (t= 0.374, p=0.05). Опираясь на многочисленные данные других авторов, изучающих возрастные особенности подростков, можно сказать, что мы еще раз подтвердили хорошо известную истину, что интимно-личностное общение и академическая успешность — сферы большой значимости для подростков (Р. Бернс, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.М. Прихожан, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). В свою очередь это верифицирует новые научные факты, установленные в нашем исследовании и представленные выше.
На наш взгляд, взаимосвязь СМП с эмоциональным благополучием подростков в целом, а также с уровнем тревожности и социометрическим статусом в частности нуждается в более тщательном изучении на выборках большего объема. Однако уже полученные нами данные говорят о том, что уровень развития СМП связан как с интеллектуальным, так и с эмоциональным развитием подростков.
Полученные результаты являются основой для продолжения исследований в направлении изучения связи развития интеллекта и стратегий межличностного познания, связей последних с тревожностью и социометрическим статусом подростков, а также для разработки и
108
проведения серии формирующих экспериментов, направленных на изучение причинно-следственных отношений между психическими явлениями, анализируемыми в данной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.,
2004.
Березина А.В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
Грачикова Е.В. Когнитивный компонент межличностного восприятия как профессионально важное качество учителя: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2002.
Мельникова И.В. Условия формирования научно обоснованных способов оценки личностных свойств детей у будущих педагогов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2007.
Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа. 2005. № 1. С. 39-90.
Писаренко В.М., Рождественская Н.А. Методы совершенствования межличностного познания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 74-80.
Прихожан А.М. Шкала личностной тревожности // Диагностика эмоциональнонравственного развития / Под ред. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 64-71.
Разумова А.В. Адекватность образа ребенка у родителей с разными стилями семейного воспитания и личностными особенностями: Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. М., 2004.
Рождественская Н.А. Способы межличностного познания: психологопедагогический аспект. М., 2004.
Рождественская Н.А, Сорин А.В. Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. № 4. С. 67-77.
Руководство по применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
Сорин А.В. Связь статуса идентичности с уровнем владения способами межличностного восприятия в подростковом возрасте // Мат-лы науч.-практ. конгрессов III Всерос. форума «Здоровье нации — основа процветания России» (Москва, 10 мая 2007 г.). Т. 3. М., 2007. С. 487.
Франселла Ф, Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // J. of Personality and Social Psychology. 1975. Vol. 3. P 551—558.