УДК 378:159.9
Мезинов Владимир Николаевич
доктор педагогических наук, профессор
Филатова Ирина Юрьевна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина [email protected], udacha_i@mail,ru
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА
В статье рассматривается социальный интеллект будущего учителя как психический регулятор трудового поведения, обеспечивающий профессионализацию и осуществление педагогической деятельности на высоком уровне. На основе существующих теорий и концепций социального интеллекта предлагается структура социального интеллекта будущего учителя, включающая когнитивный, личностный, аффективный и поведенческий компоненты. В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей социального интеллекта будущего учителя. Выявлен средне сильный, средний и средне слабый социальный интеллект. Полученные результаты, определяют высокую степень актуальности феномена «социальный интеллект будущего учителя», который представляет безусловный интерес для педагогики в плане повышения качества педагогического образования и эффективности образовательного процесса в целом.
Ключевые слова: социальный интеллект будущего учителя, психический регулятор трудового поведения, педагогическая деятельность, профессионально важные качества, профессионально важные способности.
За последние десять лет модернизация российского образования перестроила всю структуру отечественной образовательной системы и интегрировала её в мировое образовательное пространство. Глобальные изменения в образовательной сфере существенно повысили требования к содержанию и качеству образования, организации образовательного процесса, результатам научных исследований педагогической науки. Преобразования коснулись системы взглядов и социальных ожиданий российского общества, кардинальным образом изменив сознание молодого поколения страны по отношению к удовлетворению образовательных потребностей.
В целом произошедшие преобразования отразились на системе высшего педагогического образования. Сегодня оно должно обеспечить российское общество высококвалифицированными и компетентными учителями, способными реализовывать современные требования государственных стандартов, быть готовыми к диалогу и сотрудничеству с субъектами образовательного процесса, успешно общаться и взаимодействовать.
Поэтому повышение качества педагогического образования в России одна из главнейших задач государственной политики и социально-экономического развития страны. Решение этой задачи связано не только с эффективным реформированием образования и оптимизацией системы подготовки педагогических кадров, но и интенсивным включением личностного и интеллектуального потенциала учителей. В связи с этим безусловный интерес представляет изучение сущности, содержания и структуры социального интеллекта будущего учителя.
Материалы и методы. Социальный интеллект в настоящее время определяется сложной интегральной способностью, характеризующей человека как субъекта деятельности и как личность в сфере коммуникативного пространства [7, с. 240].
Сегодня этот психологический феномен признан самостоятельным видом интеллекта, обладающим специфическими особенностями, и образующим в совокупности с другими видами, способность к высшей познавательной деятельности [10, с. 18]. В науке активно утверждается, что социальный интеллект обусловливает продуктивную социализацию личности, успешную социально-психологическую адаптацию, эффективное общение и социальное взаимодействие [7, с. 112; 4, с. 322-323]. Уже нет сомнений, что социальный интеллект необходим любому человеку и играет одну из главных ролей в профессионализации и реализации профессиональной деятельности [1; 5; 7; 10].
Анализ научной литературы, теоретических и эмпирических исследований учёных позволил предположить, что социальный интеллект будущего учителя - это психический регулятор трудового поведения, обеспечивающий профессионализацию и осуществление педагогической деятельности на высоком уровне.
В психологии труда весь спектр психических регуляторов получил название профессионально важные качества. Данное понятие применимо не ко всем психическим регуляторам, а лишь к тем, которые обеспечивают эффективный результат в профессии. Для каждой профессии имеется свой ряд психических регуляторов, обеспечивающий эффективность трудовой деятельности [8, с. 22]. В педагогике психические регуляторы, обусловливающие успешность педагогической деятельности, называются профессиональными способностями и профессиональной компетентностью. Они оказывают влияние на процессуальные и результативные аспекты профессиональной деятельности учителя.
Специфика и особенности профессии учителя заключаются в том, что основным её содержанием является общение и взаимодействие с другими людьми. С одной стороны, профессия непроиз-
Вестник КГУ Л 2018
© Мезинов В.Н., Филатова И.Ю., 2018
76
вольно вовлекает учителя в общение и социальное взаимодействие. С другой стороны, учителю необходимо обладать знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность педагогического общения с субъектами образовательного процесса. А.К. Марковой отмечено, что высокие результаты в обученности и воспитанности учеников, могут достигаться при условии качественного осуществления педагогической деятельности и эффективного педагогического общения [6, с. 8]. Следовательно, в профессии учителя умение общаться является профессионально важным качеством, а социальный интеллект выступает детерминантом, обусловливающим продуктивность педагогического общения и эффективность профессиональной деятельности.
К профессионально важным качествам человека, характеризующим профессию учителя, Е.А. Климов относит: потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать мотивы и намерения, эмоции и настроение других людей, ориентироваться в межличностных отношениях, хорошо понимать индивидуально-личностные особенности разных людей и др. [2, с. 176-181].
Н.В. Кузьминой профессионально важные качества учителя отождествляются с профессионально важными способностями, которые необходимы для успешного осуществления педагогической деятельности. Профессионально важными способностями, согласно Н.В. Кузьминой, являются гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные способности, переходящие в умения.
К особо значимым способностям Нина Васильевна отнесла аутопсихологическую компетентность, базирующуюся, по её мнению, на понятии социального интеллекта. Аутопсихоло-гическая компетентность ею определяется как устойчивая способность, основанная на особенностях мыслительных процессов, эффективного реагирования и накопления общественного опыта самопознания и познания других людей, их взаимоотношений, а так же предвидения межличностных событий [3, с. 105].
Таким образом, можно предположить, что профессионально важные качества и способности тесным образом связаны с социальным интеллектом будущего учителя. Более того, социальный интеллект может являться системообразующим фактором, на основе которого могут формироваться профессионально важные способности и качества будущего учителя. Например, содержание гностических способностей базируется на социальных знаниях и индивидуальном опыте будущего учителя. Здесь социальный интеллект выступает как система знаний о социальных явлениях, позволяющая будущему учителю ориентироваться в социальных
реалиях, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать результаты поведения и деятельности. Главной составляющей гностических способностей являются знания и умения, создающие основу собственно познавательной деятельности, самопознания и приобретения новых знаний, что раскрывается в социальном интеллекте как социальном опыте личности будущего учителя. Проектировочные способности предполагают способности к педагогическому воображению, мысленному моделированию учебно-воспитательного процесса. Они заключаются в умении будущего учителя ориентироваться в информационном и социальном пространстве, планировать, предвидеть и прогнозировать результаты. Исходя из осуществленного анализа, можно сделать вывод, что эти умения тесным образом связаны с социальным интеллектом. Проектировочные способности развиваются с возрастом и со стажем, представляют накопленный педагогический опыт и могут являться продуктом социального интеллекта. Конструктивные способности обеспечивают учителю реализацию комплекса стратегических действий, таких как выбор тактики, средств и форм проведения занятий, конструирование образовательного процесса в целом. Организационные способности предполагают наличие у учителя возможности к самоорганизации своей деятельности и организации деятельности обучающихся. Коммуникативные способности обеспечивают эффективное педагогическое общение и взаимодействие с обучающимися и коллегами с точки зрения решения педагогических задач. Они основаны на социальном опыте личности, знаниях об окружающем мире, поведении, коммуникативно-личностных особенностях, планировании и прогнозировании поведения и деятельности.
Отсюда следует, что социальный интеллект можно назвать высшей формой интеграции всего спектра профессионально важных способностей и качеств учителя, и он занимает особое место в системе психических регуляторов трудового поведения. Выделение социального интеллекта в качестве психического регулятора трудовой деятельности будущего учителя обусловлено тем, что поведение человека, в том числе в труде, побуждается его психологической организацией, складывающейся из познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, взаимодействующей с социальным пространством. А социальный интеллект, согласно Е. С. Михайловой, объединяет и регулирует познавательные и сквозные психические процессы, связанные с отражением социальных объектов [7, с. 75]. Он предполагает когнитивную способность, обеспечивающую будущему учителю познание социальных явлений и осознание себя как субъекта социального взаимодействия и профессиональной деятельности, на базе кото-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
77
рой формируется информационная, диалогическая, культурная и нравственная образованность. Как психический регулятор трудового поведения социальный интеллект позволяет будущему учителю понимать сложный сплав социальных реалий и, точно оценив педагогическую ситуацию и участвующих в ней субъектов образовательного процесса, более адекватно выстроить стратегию поведения на уроке.
Сегодня современные учёные признают социальный интеллект сложным и многогранным психологическим конструктом, где тесно взаимодействуют: когнитивная и аффективная сферы [10, с. 12], коммуникативно-личностный потенциал, самосознание и социальная активность [4, с. 322], когнитивные, эмоциональные и поведенческие критерии [9], социальное мышление, социальная память, социальное восприятие и чувствительность [7, с. 75].
Анализ структурно-функциональных особенностей социального интеллекта позволил предположить, что социальный интеллект будущего учителя включает следующие взаимосвязанные между собой структурные компоненты: когнитивный, личностный, аффективный, поведенческий.
Когнитивный компонент - это стержень социального интеллекта будущего учителя. Он содержит знания обучающегося о самом себе, своём собственном «Я», о нормах и правилах поведения, общения и взаимодействия в обществе и профессиональной среде, социально-культурный опыт личности. Когнитивный компонент тесно связан с восприятием, вниманием, памятью, мышлением и воображением, посредством которых обучающийся накапливает индивидуальный опыт общения и взаимодействия с другими людьми, усваивает социальные техники взаимодействия. Он ориентирует человека на собственные желания и потребности, эмоции и чувства, поведение и деятельность, нормы и правила поведения и общения в социальной и профессиональной сфере, при этом создаёт полную картину собственного «Я» и обеспечивает критическую оценку себя, своих действий, поведения и деятельности.
Так как социальный интеллект является познавательной способностью, сцепленной с личностными чертами [10, с. 22], то непременно важным структурным компонентом будет являться личностный.
Личностный компонент предполагает индивидуально-личностные особенности будущего учителя, проявляющиеся в общении и социальном взаимодействии, в частности с субъектами образовательного процесса. Он включает: способности мысленно ставить себя на место другого, сопереживать, рефлексивные, коммуникативные и организационные способности. На базе личностного компонента формируются интегральные коммуни-
кативные свойства будущего учителя, такие как искусство ораторства, открытость и психологическая контактность.
Аффективный компонент представляет сплав эмоций и чувств, окрашивающие процесс общения с другими людьми, делая его более или менее привлекательным для педагогического работника. Аффективный компонент связан с чувственным проникновением человека в сущность процесса общения. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
Так как учитель оказывает педагогическое воздействие на личность ученика за счёт своего опыта познания самого себя и рефлексии своего «Я», передаёт обучающимся свой личный опыт общения и взаимодействия в различных социальных ситуациях, влияет на образовательную среду, то в структуру социального интеллекта будущего учителя целесообразно ввести поведенческий компонент.
Поведенческий компонент складывается из совокупности поведенческих реакций в процессе педагогического общения и взаимодействия, социально-психологической адаптации личности, гибкости в процессе общения, контроля импульсивности.
Перечисленные компоненты находятся в определённых отношениях друг с другом в структуре социального интеллекта будущего учителя и в педагогическом общении реализуют следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, адаптационно-регулирующую.
Наши первые исследования особенностей социального интеллекта обучающихся, получающих педагогическое образование в ЕГУ им. И. А. Бунина в период 2014-2016 гг. обозначили существенную проблему развития социального интеллекта будущего учителя. Выборка исследования состояла из 122 испытуемых (женского и мужского пола), обучающихся на первом курсе, в возрасте 17-20 лет. Изучение особенностей социального интеллекта проводилось с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Саливена (российская адаптация теста на изучение социального интеллекта проведена Е.С. Михайловой).
Результаты исследования. Диагностика уровня развития социального интеллекта будущих учителей установила преобладание у 59,02% обследуемых среднего социального интеллекта (средне выборочная норма). Согласно авторам теста, у этих обучающихся уровень развития социального интеллекта соответствует среднестатистической норме. Они способны извлечь достаточно информации о поведении людей, в норме понимают язык невербального общения, на достаточном уровне разбираются в людях и различного характера межличностных отношениях. В целом можно сказать, что у обследуемых рефлексивные способности, по-
78
Вестник КГУ ^ 2018
нимание и прогнозирование людей соответствует норме. Можно предположить, что они достаточно эффективны в общении и социальном взаимодействии, нормально адаптированы в социуме.
По результатам диагностики обнаружено, что у 4,91% испытуемых социальный интеллект выше среднего уровня (средне сильный). Можно предположить, что способность к пониманию людей и прогнозированию их поведения развита выше среднего. Они хорошо разбираются в межличностных отношениях, правильно судят о людях, проявляют дальновидность в отношениях с другими. Можно предположить, что у этих обучающихся хорошо развиты рефлексивные, коммуникативные и организационные способности. Они эффективны в общении и социальном взаимодействии, успешно адаптируются к изменяющимся условиям социальной среды.
Далее нами выявлено, что у 36,07% испытуемых социальный интеллект ниже среднего (средне слабый). Согласно авторам теста у этих обучающихся социальный интеллект развит на слабом уровне. Они могут испытывать трудности в понимании людей и прогнозировании их поведения. Это может обусловливать возникновение различного характера трудностей в общении и социальном взаимодействии. Например, ощущение дискомфорта в прямом контакте с людьми, коммуникативные барьеры, конфликты, попадание в опасные для жизни ситуации и т.д. Слабый уровень развития социального интеллекта может снижать возможности социально-психологической адаптации.
Однако авторы методики отмечают, что низкий уровень социального интеллекта может компенсироваться другими психологическими характеристиками (развитой эмпатией, характерологическими особенностями) [7, с. 113]. На это следует обратить внимание.
Заключение. Результаты, полученные в ходе исследования, определяют высокую степень актуальности феномена «социальный интеллект будущего учителя», который представляет безусловный интерес для педагогики в плане повышения качества педагогического образования и эффективности образовательного процесса в целом.
Считаем необходимым отметить следующее.
Во-первых, социальный интеллект будущего учителя можно рассматривать как психический регулятор трудового поведения, обеспечивающего профессионализацию и осуществление профессиональной деятельности на высоком уровне.
Во-вторых, социальный интеллект может являться системообразующим фактором, на основе которого могут формироваться профессионально важные способности и качества будущего учителя. Его можно назвать высшей формой интеграции всего спектра профессионально важных способностей и качеств учителя, и он занимает особое место в системе психических регуляторов трудового поведения.
В-третьих, учитель, обладающий высоким уровнем развития социального интеллекта, будет способен организовывать продуктивное и эффективное педагогическое общение, обеспечивающее развитие личности ученика и результативность учебно-воспитательного процесса. Посредством грамотно построенного педагогического общения учитель сможет создать условия для развития социального интеллекта своих учеников.
В-четвёртых, очевидным при этом является тот факт, что успешная реализация педагогической деятельности связана с развитым социальным интеллектом будущего учителя.
Таким образом, наше первичное исследование уровня социального интеллекта будущих учителей показывает, что проблема развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих педагогическую профессию представляет существенное значение как в вопросах совершенствования профессионально-педагогического образования в России, так и в науке в целом.
Библиографический список
1. Генкина В.А. Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2000. - 257 с.
2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 223 с.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 117 с.
4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголь-ша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
5. Макарова Н.А. Формирование социального интеллекта как фактора самореализации педагогов: дис. канд. пед. наук. - Чита, 2013. - 203 с.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
7. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 266 с.
8. Пырьев Е.А. Психология труда. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 458 с.
9. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одарённости и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2005. - Т. 5. - № 4.- С. 94-101.
10. Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004 - 176 с.
References
1. Genkina VA. Razvitie social'nogo intellekta pedagoga special'noj shkoly v professional'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. - CHelyabinsk, 2000. - 257 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
79
2. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyh professiyah. - M.: Izd-vo MGU, 1995. - 223 s.
3. Kuz'mina N.V Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. - M.: Vyssh. shk., 1990. - 117 s.
4. Kunicina VN., Kazarinova N.V., Pogol'sha V.M. Mezhlichnostnoe obshchenie. - SPb.: Piter, 2001. -544 s.
5. Makarova N.A. Formirovanie social'nogo intellekta kak faktora samorealizacii pedagogov: dis... kand. ped. nauk. - CHita, 2013. - 203 s.
6. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya. -M.: Prosveshchenie, 1993. - 192 s.
7. Mihajlova E.S. Social'nyj intellekt: koncepcii, modeli, diagnostika. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. - 266 s.
8. Pyr'ev E.A. Psihologiya truda. - Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2016. - 458 s.
9. Savenkov A.I. Social'nyj intellekt kak problema psihologii odaryonnosti i tvorchestva // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. - 2005. - T. 5. -№ 4.- S. 94-101.
10. Social'nyj intellekt: Teorii, izmereniya, issledovaniya / pod red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. -M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004 - 176 s.
Вестник КГУ Л 2018
80