Научная статья на тему 'Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержание, структура'

Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержание, структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHER''S SOCIAL INTELLIGENCE / ПСИХИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ / LABOUR BEHAVIOUR MENTAL REGULATOR / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGIC ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PROFESSIONALLY IMPORTANT ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезинов Владимир Николаевич, Филатова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается социальный интеллект будущего учителя как психический регулятор трудового поведения, обеспечивающий профессионализацию и осуществление педагогической деятельности на высоком уровне. На основе существующих теорий и концепций социального интеллекта предлагается структура социального интеллекта будущего учителя, включающая когнитивный, личностный, аффективный и поведенческий компоненты. В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей социального интеллекта будущего учителя. Выявлен средне сильный, средний и средне слабый социальный интеллект. Полученные результаты, определяют высокую степень актуальности феномена «социальный интеллект будущего учителя», который представляет безусловный интерес для педагогики в плане повышения качества педагогического образования и эффективности образовательного процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезинов Владимир Николаевич, Филатова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social intelligence of future teachers: the essence, content, structure

The article deals with the social intelligence of the future teacher as a mental regulator of labour behaviour, ensuring the professionalisation and implementation of educational activities at a high level. On the basis of existing theories and concepts of social intelligence, the structure of social intelligence of the future teacher is proposed, including cognitive, personal, affective and behavioural components. The article presents the results of an empirical study of the features of social intelligence of the future teacher. We have revealed medium strong, medium and medium weak social intelligence. The obtained results determine the high degree of relevance of the phenomenon "social intelligence of the future teacher", which is of absolute interest to pedagogics in terms of improving the quality of pedagogic education and the effectiveness of the educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержание, структура»

УДК 378:159.9

Мезинов Владимир Николаевич

доктор педагогических наук, профессор

Филатова Ирина Юрьевна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина [email protected], udacha_i@mail,ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА

В статье рассматривается социальный интеллект будущего учителя как психический регулятор трудового поведения, обеспечивающий профессионализацию и осуществление педагогической деятельности на высоком уровне. На основе существующих теорий и концепций социального интеллекта предлагается структура социального интеллекта будущего учителя, включающая когнитивный, личностный, аффективный и поведенческий компоненты. В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей социального интеллекта будущего учителя. Выявлен средне сильный, средний и средне слабый социальный интеллект. Полученные результаты, определяют высокую степень актуальности феномена «социальный интеллект будущего учителя», который представляет безусловный интерес для педагогики в плане повышения качества педагогического образования и эффективности образовательного процесса в целом.

Ключевые слова: социальный интеллект будущего учителя, психический регулятор трудового поведения, педагогическая деятельность, профессионально важные качества, профессионально важные способности.

За последние десять лет модернизация российского образования перестроила всю структуру отечественной образовательной системы и интегрировала её в мировое образовательное пространство. Глобальные изменения в образовательной сфере существенно повысили требования к содержанию и качеству образования, организации образовательного процесса, результатам научных исследований педагогической науки. Преобразования коснулись системы взглядов и социальных ожиданий российского общества, кардинальным образом изменив сознание молодого поколения страны по отношению к удовлетворению образовательных потребностей.

В целом произошедшие преобразования отразились на системе высшего педагогического образования. Сегодня оно должно обеспечить российское общество высококвалифицированными и компетентными учителями, способными реализовывать современные требования государственных стандартов, быть готовыми к диалогу и сотрудничеству с субъектами образовательного процесса, успешно общаться и взаимодействовать.

Поэтому повышение качества педагогического образования в России одна из главнейших задач государственной политики и социально-экономического развития страны. Решение этой задачи связано не только с эффективным реформированием образования и оптимизацией системы подготовки педагогических кадров, но и интенсивным включением личностного и интеллектуального потенциала учителей. В связи с этим безусловный интерес представляет изучение сущности, содержания и структуры социального интеллекта будущего учителя.

Материалы и методы. Социальный интеллект в настоящее время определяется сложной интегральной способностью, характеризующей человека как субъекта деятельности и как личность в сфере коммуникативного пространства [7, с. 240].

Сегодня этот психологический феномен признан самостоятельным видом интеллекта, обладающим специфическими особенностями, и образующим в совокупности с другими видами, способность к высшей познавательной деятельности [10, с. 18]. В науке активно утверждается, что социальный интеллект обусловливает продуктивную социализацию личности, успешную социально-психологическую адаптацию, эффективное общение и социальное взаимодействие [7, с. 112; 4, с. 322-323]. Уже нет сомнений, что социальный интеллект необходим любому человеку и играет одну из главных ролей в профессионализации и реализации профессиональной деятельности [1; 5; 7; 10].

Анализ научной литературы, теоретических и эмпирических исследований учёных позволил предположить, что социальный интеллект будущего учителя - это психический регулятор трудового поведения, обеспечивающий профессионализацию и осуществление педагогической деятельности на высоком уровне.

В психологии труда весь спектр психических регуляторов получил название профессионально важные качества. Данное понятие применимо не ко всем психическим регуляторам, а лишь к тем, которые обеспечивают эффективный результат в профессии. Для каждой профессии имеется свой ряд психических регуляторов, обеспечивающий эффективность трудовой деятельности [8, с. 22]. В педагогике психические регуляторы, обусловливающие успешность педагогической деятельности, называются профессиональными способностями и профессиональной компетентностью. Они оказывают влияние на процессуальные и результативные аспекты профессиональной деятельности учителя.

Специфика и особенности профессии учителя заключаются в том, что основным её содержанием является общение и взаимодействие с другими людьми. С одной стороны, профессия непроиз-

Вестник КГУ Л 2018

© Мезинов В.Н., Филатова И.Ю., 2018

76

вольно вовлекает учителя в общение и социальное взаимодействие. С другой стороны, учителю необходимо обладать знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность педагогического общения с субъектами образовательного процесса. А.К. Марковой отмечено, что высокие результаты в обученности и воспитанности учеников, могут достигаться при условии качественного осуществления педагогической деятельности и эффективного педагогического общения [6, с. 8]. Следовательно, в профессии учителя умение общаться является профессионально важным качеством, а социальный интеллект выступает детерминантом, обусловливающим продуктивность педагогического общения и эффективность профессиональной деятельности.

К профессионально важным качествам человека, характеризующим профессию учителя, Е.А. Климов относит: потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать мотивы и намерения, эмоции и настроение других людей, ориентироваться в межличностных отношениях, хорошо понимать индивидуально-личностные особенности разных людей и др. [2, с. 176-181].

Н.В. Кузьминой профессионально важные качества учителя отождествляются с профессионально важными способностями, которые необходимы для успешного осуществления педагогической деятельности. Профессионально важными способностями, согласно Н.В. Кузьминой, являются гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные способности, переходящие в умения.

К особо значимым способностям Нина Васильевна отнесла аутопсихологическую компетентность, базирующуюся, по её мнению, на понятии социального интеллекта. Аутопсихоло-гическая компетентность ею определяется как устойчивая способность, основанная на особенностях мыслительных процессов, эффективного реагирования и накопления общественного опыта самопознания и познания других людей, их взаимоотношений, а так же предвидения межличностных событий [3, с. 105].

Таким образом, можно предположить, что профессионально важные качества и способности тесным образом связаны с социальным интеллектом будущего учителя. Более того, социальный интеллект может являться системообразующим фактором, на основе которого могут формироваться профессионально важные способности и качества будущего учителя. Например, содержание гностических способностей базируется на социальных знаниях и индивидуальном опыте будущего учителя. Здесь социальный интеллект выступает как система знаний о социальных явлениях, позволяющая будущему учителю ориентироваться в социальных

реалиях, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать результаты поведения и деятельности. Главной составляющей гностических способностей являются знания и умения, создающие основу собственно познавательной деятельности, самопознания и приобретения новых знаний, что раскрывается в социальном интеллекте как социальном опыте личности будущего учителя. Проектировочные способности предполагают способности к педагогическому воображению, мысленному моделированию учебно-воспитательного процесса. Они заключаются в умении будущего учителя ориентироваться в информационном и социальном пространстве, планировать, предвидеть и прогнозировать результаты. Исходя из осуществленного анализа, можно сделать вывод, что эти умения тесным образом связаны с социальным интеллектом. Проектировочные способности развиваются с возрастом и со стажем, представляют накопленный педагогический опыт и могут являться продуктом социального интеллекта. Конструктивные способности обеспечивают учителю реализацию комплекса стратегических действий, таких как выбор тактики, средств и форм проведения занятий, конструирование образовательного процесса в целом. Организационные способности предполагают наличие у учителя возможности к самоорганизации своей деятельности и организации деятельности обучающихся. Коммуникативные способности обеспечивают эффективное педагогическое общение и взаимодействие с обучающимися и коллегами с точки зрения решения педагогических задач. Они основаны на социальном опыте личности, знаниях об окружающем мире, поведении, коммуникативно-личностных особенностях, планировании и прогнозировании поведения и деятельности.

Отсюда следует, что социальный интеллект можно назвать высшей формой интеграции всего спектра профессионально важных способностей и качеств учителя, и он занимает особое место в системе психических регуляторов трудового поведения. Выделение социального интеллекта в качестве психического регулятора трудовой деятельности будущего учителя обусловлено тем, что поведение человека, в том числе в труде, побуждается его психологической организацией, складывающейся из познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, взаимодействующей с социальным пространством. А социальный интеллект, согласно Е. С. Михайловой, объединяет и регулирует познавательные и сквозные психические процессы, связанные с отражением социальных объектов [7, с. 75]. Он предполагает когнитивную способность, обеспечивающую будущему учителю познание социальных явлений и осознание себя как субъекта социального взаимодействия и профессиональной деятельности, на базе кото-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

77

рой формируется информационная, диалогическая, культурная и нравственная образованность. Как психический регулятор трудового поведения социальный интеллект позволяет будущему учителю понимать сложный сплав социальных реалий и, точно оценив педагогическую ситуацию и участвующих в ней субъектов образовательного процесса, более адекватно выстроить стратегию поведения на уроке.

Сегодня современные учёные признают социальный интеллект сложным и многогранным психологическим конструктом, где тесно взаимодействуют: когнитивная и аффективная сферы [10, с. 12], коммуникативно-личностный потенциал, самосознание и социальная активность [4, с. 322], когнитивные, эмоциональные и поведенческие критерии [9], социальное мышление, социальная память, социальное восприятие и чувствительность [7, с. 75].

Анализ структурно-функциональных особенностей социального интеллекта позволил предположить, что социальный интеллект будущего учителя включает следующие взаимосвязанные между собой структурные компоненты: когнитивный, личностный, аффективный, поведенческий.

Когнитивный компонент - это стержень социального интеллекта будущего учителя. Он содержит знания обучающегося о самом себе, своём собственном «Я», о нормах и правилах поведения, общения и взаимодействия в обществе и профессиональной среде, социально-культурный опыт личности. Когнитивный компонент тесно связан с восприятием, вниманием, памятью, мышлением и воображением, посредством которых обучающийся накапливает индивидуальный опыт общения и взаимодействия с другими людьми, усваивает социальные техники взаимодействия. Он ориентирует человека на собственные желания и потребности, эмоции и чувства, поведение и деятельность, нормы и правила поведения и общения в социальной и профессиональной сфере, при этом создаёт полную картину собственного «Я» и обеспечивает критическую оценку себя, своих действий, поведения и деятельности.

Так как социальный интеллект является познавательной способностью, сцепленной с личностными чертами [10, с. 22], то непременно важным структурным компонентом будет являться личностный.

Личностный компонент предполагает индивидуально-личностные особенности будущего учителя, проявляющиеся в общении и социальном взаимодействии, в частности с субъектами образовательного процесса. Он включает: способности мысленно ставить себя на место другого, сопереживать, рефлексивные, коммуникативные и организационные способности. На базе личностного компонента формируются интегральные коммуни-

кативные свойства будущего учителя, такие как искусство ораторства, открытость и психологическая контактность.

Аффективный компонент представляет сплав эмоций и чувств, окрашивающие процесс общения с другими людьми, делая его более или менее привлекательным для педагогического работника. Аффективный компонент связан с чувственным проникновением человека в сущность процесса общения. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Так как учитель оказывает педагогическое воздействие на личность ученика за счёт своего опыта познания самого себя и рефлексии своего «Я», передаёт обучающимся свой личный опыт общения и взаимодействия в различных социальных ситуациях, влияет на образовательную среду, то в структуру социального интеллекта будущего учителя целесообразно ввести поведенческий компонент.

Поведенческий компонент складывается из совокупности поведенческих реакций в процессе педагогического общения и взаимодействия, социально-психологической адаптации личности, гибкости в процессе общения, контроля импульсивности.

Перечисленные компоненты находятся в определённых отношениях друг с другом в структуре социального интеллекта будущего учителя и в педагогическом общении реализуют следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, адаптационно-регулирующую.

Наши первые исследования особенностей социального интеллекта обучающихся, получающих педагогическое образование в ЕГУ им. И. А. Бунина в период 2014-2016 гг. обозначили существенную проблему развития социального интеллекта будущего учителя. Выборка исследования состояла из 122 испытуемых (женского и мужского пола), обучающихся на первом курсе, в возрасте 17-20 лет. Изучение особенностей социального интеллекта проводилось с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Саливена (российская адаптация теста на изучение социального интеллекта проведена Е.С. Михайловой).

Результаты исследования. Диагностика уровня развития социального интеллекта будущих учителей установила преобладание у 59,02% обследуемых среднего социального интеллекта (средне выборочная норма). Согласно авторам теста, у этих обучающихся уровень развития социального интеллекта соответствует среднестатистической норме. Они способны извлечь достаточно информации о поведении людей, в норме понимают язык невербального общения, на достаточном уровне разбираются в людях и различного характера межличностных отношениях. В целом можно сказать, что у обследуемых рефлексивные способности, по-

78

Вестник КГУ ^ 2018

нимание и прогнозирование людей соответствует норме. Можно предположить, что они достаточно эффективны в общении и социальном взаимодействии, нормально адаптированы в социуме.

По результатам диагностики обнаружено, что у 4,91% испытуемых социальный интеллект выше среднего уровня (средне сильный). Можно предположить, что способность к пониманию людей и прогнозированию их поведения развита выше среднего. Они хорошо разбираются в межличностных отношениях, правильно судят о людях, проявляют дальновидность в отношениях с другими. Можно предположить, что у этих обучающихся хорошо развиты рефлексивные, коммуникативные и организационные способности. Они эффективны в общении и социальном взаимодействии, успешно адаптируются к изменяющимся условиям социальной среды.

Далее нами выявлено, что у 36,07% испытуемых социальный интеллект ниже среднего (средне слабый). Согласно авторам теста у этих обучающихся социальный интеллект развит на слабом уровне. Они могут испытывать трудности в понимании людей и прогнозировании их поведения. Это может обусловливать возникновение различного характера трудностей в общении и социальном взаимодействии. Например, ощущение дискомфорта в прямом контакте с людьми, коммуникативные барьеры, конфликты, попадание в опасные для жизни ситуации и т.д. Слабый уровень развития социального интеллекта может снижать возможности социально-психологической адаптации.

Однако авторы методики отмечают, что низкий уровень социального интеллекта может компенсироваться другими психологическими характеристиками (развитой эмпатией, характерологическими особенностями) [7, с. 113]. На это следует обратить внимание.

Заключение. Результаты, полученные в ходе исследования, определяют высокую степень актуальности феномена «социальный интеллект будущего учителя», который представляет безусловный интерес для педагогики в плане повышения качества педагогического образования и эффективности образовательного процесса в целом.

Считаем необходимым отметить следующее.

Во-первых, социальный интеллект будущего учителя можно рассматривать как психический регулятор трудового поведения, обеспечивающего профессионализацию и осуществление профессиональной деятельности на высоком уровне.

Во-вторых, социальный интеллект может являться системообразующим фактором, на основе которого могут формироваться профессионально важные способности и качества будущего учителя. Его можно назвать высшей формой интеграции всего спектра профессионально важных способностей и качеств учителя, и он занимает особое место в системе психических регуляторов трудового поведения.

В-третьих, учитель, обладающий высоким уровнем развития социального интеллекта, будет способен организовывать продуктивное и эффективное педагогическое общение, обеспечивающее развитие личности ученика и результативность учебно-воспитательного процесса. Посредством грамотно построенного педагогического общения учитель сможет создать условия для развития социального интеллекта своих учеников.

В-четвёртых, очевидным при этом является тот факт, что успешная реализация педагогической деятельности связана с развитым социальным интеллектом будущего учителя.

Таким образом, наше первичное исследование уровня социального интеллекта будущих учителей показывает, что проблема развития социального интеллекта обучающихся, осваивающих педагогическую профессию представляет существенное значение как в вопросах совершенствования профессионально-педагогического образования в России, так и в науке в целом.

Библиографический список

1. Генкина В.А. Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2000. - 257 с.

2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 223 с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 117 с.

4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголь-ша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

5. Макарова Н.А. Формирование социального интеллекта как фактора самореализации педагогов: дис. канд. пед. наук. - Чита, 2013. - 203 с.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

7. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 266 с.

8. Пырьев Е.А. Психология труда. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 458 с.

9. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одарённости и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2005. - Т. 5. - № 4.- С. 94-101.

10. Социальный интеллект: Теории, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004 - 176 с.

References

1. Genkina VA. Razvitie social'nogo intellekta pedagoga special'noj shkoly v professional'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. - CHelyabinsk, 2000. - 257 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

79

2. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyh professiyah. - M.: Izd-vo MGU, 1995. - 223 s.

3. Kuz'mina N.V Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. - M.: Vyssh. shk., 1990. - 117 s.

4. Kunicina VN., Kazarinova N.V., Pogol'sha V.M. Mezhlichnostnoe obshchenie. - SPb.: Piter, 2001. -544 s.

5. Makarova N.A. Formirovanie social'nogo intellekta kak faktora samorealizacii pedagogov: dis... kand. ped. nauk. - CHita, 2013. - 203 s.

6. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya. -M.: Prosveshchenie, 1993. - 192 s.

7. Mihajlova E.S. Social'nyj intellekt: koncepcii, modeli, diagnostika. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. - 266 s.

8. Pyr'ev E.A. Psihologiya truda. - Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2016. - 458 s.

9. Savenkov A.I. Social'nyj intellekt kak problema psihologii odaryonnosti i tvorchestva // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. - 2005. - T. 5. -№ 4.- S. 94-101.

10. Social'nyj intellekt: Teorii, izmereniya, issledovaniya / pod red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. -M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004 - 176 s.

Вестник КГУ Л 2018

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.