СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Диагностика семьи: методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. Дом БАХРАХ-М, 2004. 736 с.
2. Змановская Е. В. Современный психоанализ. Теория и практика. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
3. Олиферович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2008. 360 с.
4. Семьеведение / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. М.: Флинта: МПСИ, 2009. 384 с.
5. Статистика разводов: Статья. 2009 г. [Электронный ресурс]: www.svadba-online.ru
REFERENCES
1. Diagnostika sem'i: metodiki i testy / Pod red. D. Ja. Rajgorodskogo. Samara: Izd. Dom BAHRAH-M, 2004. 736 s.
2. Zmanovskaja E.V . Sovremennyj psihoanaliz. Teorija i praktika. SPb.: Piter, 2011. 288 s.
3. Oliferovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T A., Velenta T F. Psihologija semejnyh krizisov. SPb.: Rech', 2008. 360 s.
4. Sem'evedenie / E. Ju. Garanina, N. A. Konopleva, S. F. Karabanova. M.: Flinta: MPSI, 2009. 384 s.
5. Statistika razvodov: Stat'ja. 2009 g. [Elektronnyj resurs]: www.svadba-online.ru
Ю. Е. Ковалгина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДИСТАНЦИОННО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА
Представлены результаты психолого-педагогического моделирования процессов формирования и развития профессионального самосознания у будущих учителей в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных технологий. Дается научное обоснование построения и применения разработанной автором модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, дистанционное обучение, аудиовизуальные технологии, психолого-педагогическая модель, психологическое моделирование.
Yu. Kovalgina
A PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL МODEL OF DEVELOPING PROFESSIONAL AWARENESS OF DISTANCE EDUCATION STUDENTS LEARNING PROFESSIONAL COURSES
The article describes the psychological and pedagogical modeling of the development of professional awareness in the conditions of distance education using audiovisual technologies.
The construction and application of the model are explained.
Keywords: professional awareness, distance education, audiovisual technologies, psychological modeling, psychological-pedagogical model.
Актуальность проблемы профессионального самосознания специалистов в современных условиях развития общества обусловлена изменениями, происходящими как в отношении требований к профессиям, так и условий подготовки будущих профессионалов. Особая острота данной проблемы проявляется в активно внедряемом в отечественное образование дистанционном обучении, в котором традиционные возможности профессионально-образовательного процесса сужаются и трансформируются [6]. При этом дистанционное обучение должно обеспечивать не только формирование необходимых профессионально-деятельностных компетенций специалиста, но и вырабатывать его должное отношение к своей профессии, воспитывать в нем профессиональное самосознание.
Самосознание в психической деятельности личности представляет собой особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов в целостное образование — в понятие своего собственного Я как субъекта. Профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Иными словами, под «самосознанием» подразумевается осознание человеком себя как личности, а под профессиональным самосознанием понимается осознание самого себя как профессионала (В. Ф. Петренко, Д. В. Ронзин, Е. В. Улыби-на, И. И. Чеснокова).
Понятие профессионального самосознания включает характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности, — профессионально важные качества, в числе которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности (В. Д. Шадриков) [14]. К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенцион-ные, мнемические, мыслительные, речевые,
эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные (Л. А. Регуш)
[11]. Отношения личности включают отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (к коллегам, к начальнику, к ученикам и др.); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда (Е. И. Рогов
[12]).
Профессиональное самосознание составляют следующие основные структурно-функциональные компоненты [ 10]: когнитивный (самопознание); эмоциональный (самопонимание); мотивационно-целевой (самоактуализация); операциональный (саморегуляция).
Формирование и развитие самосознания специалиста происходит постепенно. Изначально происходят соотнесение и сопоставления человеком своего «Я» с «другим человеком»: некое качество первоначально воспринимается, осознается и понимается в другом человеке. Далее, посредством само-восприятия и самонаблюдения это качество переносится на себя. На втором уровне происходит процесс взаимодействия «Я и Я», в котором осуществляется самоанализ и самоосмысление (И. И. Чеснокова [13].) При этом концепция образа «Я» понимается как установочная система, где установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и поведенческим.
Специфичные условия дистанционного обучения детерминирует потребность поиска новых моделей и методов формирования профессионального самосознания будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки, отличном от традиционного. Модель служит для представления и расширения знания об оригинале, о конструировании оригинала, для преобразования или управления им.
Педагогические системы относятся к классу сложноорганизованных системных объектов, существенной проблемой для которых выступает выделение инвариантных признаков модели. В то же время педагоги-
ческие объекты по своей природе не только системны, но и носят деятельностный характер. Следуя Г. П. Щедровицкому [15], профессиональная деятельность педагогов относится к социотехнологической, которая осуществляется на двух уровнях: нормативном и рефлексивном. Исходя из этого, нормативный уровень обусловливает построение и реализацию на практике некоторой идеальной модели, а на рефлексивном уровне осуществляется сличение соответствия созданной модели той или иной объективной реальности.
При формализации и моделировании сложноорганизованных и саморазвиваю-щихся систем предполагается опора на упорядочивающие или системообразующие факторы, на принципы их организации и критерии оценки их эффективности. Данное положение было принято за основу при выполнении проведенного моделирования. В качестве упорядочивающего и системообразующего фактора, вслед за П. К. Анохиным, рассматривался полезный результат, «содержание и параметры которого формируются первоначально системой или задаются ей извне в виде определенной модели или цели» [1, с. 17]. Принимая во внимание, что профессиональное самосознание специалиста формируется в процессе деятельности, а последняя имеет универсальное строение в любом виде (Б. Ф. Ломов
[9]) и включает в себя функциональные блоки (мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ или концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий), в качестве системообразующего принципа моделируемой системы рассматривался функциональный признак. Для решения задачи формирования профессионального самосознания дистанционно обучающихся в качестве наиболее целесообразной была избрана, в соответствии с классификацией С. В. Бондаренко [2], ситуационная модель, в которой ситуация рассматривается как момент взаимодействия субъекта и обстоятельств.
Основоположник метода моделирования в отечественной педагогической психологии — Л. С. Выготский [3]. Следуя Л. С. Выготскому, важнейший метод исследования процесса возникновения психических новообразований посредством их целенаправленного формирования — обучающий эксперимент (каузально-генетический метод). И здесь важнейшая роль принадлежит формирующему эксперименту, важность и своеобразие которого подчеркивал В. В. Давыдов [4], отводя ему особую роль в изучении учебной деятельности и развивающего обучения. Отмеченные выше положения выступили основополагающими при моделировании процедур и процессов формирования профессионального самосознания в условиях дистанционного обучения.
Особенностью моделирования в педагогической области является интегративный характер моделей, создаваемых путем компиляции педагогических, естественнонаучных, технико-технологических, психологофизиологических, социальных, экономических и др. знаний на основе общих законов и закономерностей интеграции в науке, производстве и образовании. В соответствии с этим и на основе системного подхода разработка моделей прежде всего базировалась на иерархических группах концептуальных положений, где ведущими выступили следующие принципы.
Общенаучные принципы
Принцип научности определил моделирование в соответствии с методологией психолого-педагогических наук, с опорой на системный и личностно-центрированный подходы в организации психолого-педаго-гических воздействий.
Принцип системности использовался в связи с необходимостью из множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных. Так, компоненты профессионального самосознания — когнитивный, реализующийся в самопознании;
эмоциональный, реализующийся в самопонимании; мотивационно-целевой, реализующийся в самоактуализации; операциональный, реализующийся в саморегуляции
[10], позволяющие определить структуру данного феномена, — определили возможность использования системного подхода в процессе формирования профессионального самосознания. Принцип целостности отражается в том, что в содержании модели учтена не только специфика каждого процесса, но и их взаимосвязь, единство общих тенденций, обусловивших комплексность и взаимодополнение основных психологопедагогических подходов к исследованию феномена личности и их применение при проектировании изучаемых процессов.
Принцип функциональности как системообразующий позволил отразить непрерывность моделируемого психологического процесса, учесть динамику состояний объекта психолого-педагогического воздействия и изменчивость формируемых психологических новообразований.
Принципы имманентности и гетерогенности, проистекающие из неаддитивности функциональных компонентов деятельности, обеспечили отражение внутренней неоднородно-неразделимой природы реакций на внешние педагогические и психологические воздействия.
Психологические закономерности выступили основой при проектировании пси-холого-педагогических воздействий разви-вающе-формирующего характера, к важнейшим из которых были отнесены следующие: психические явления — регуляторы деятельности; деятельность — функциональная система; формы поведения; мотив; интерес как эмоциональное проявление потребностей; убеждение как система осознанных потребностей; стремление как выражение самомотивированности.
Психолого-педагогические принципы:
принципы всестороннего развития лично-
сти, гуманизации, проблемности, самообразования и самостоятельности; принципы сознательности и активности; принцип коммуникативности.
Психолого-педагогические принципы обучения и дидактические принципы были направлены на корректное осуществление учебного процесса профессиональной подготовки будущего учителя, среди которых особое значение имеют принципы проблемно-развивающего обучения.
Опираясь на приведенные выше принципы, была разработана психолого-педаго-гическая модель формирования профессионального самосознания при изучении предметов профессионального блока в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных и коммуникационных технологий (см. рис.). В данной модели отражены общепроцедурные приемы организации учебно-познавательной деятельности дистанционно обучающихся. Суть методики обучения в соответствии с данной моделью состоит в том, что дистанционно обучающемуся с помощью аудиовизуальных технологий предъявляется некая позитивная или негативная ситуация, профессионально значимая для его будущей деятельности, на основе которой он должен выполнить соответствующие задания. В процессе решения учебных задач обучающийся осуществляет общение с педагогом и с другими обучающимися виртуальной группы.
Следует подчеркнуть, что в дистанционном обучении самоорганизующим моментом учебно-познавательной деятельности обучающегося выступают осознанность ее цели и мотивированность на ее достижение, которые при формировании их как личностных образований в существенной степени зависят от общего уровня развития, самостоятельности, познавательной активности, критичности и самокритичности, воли и готовности к преодолению трудностей [5; 6].
345
Формирование
профессиональных
компетенций
Формирование
профессионального
самосознания
Психолого-педагогическая модель формирования профессионального самосознания при изучении предметов профессионального блока в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных и коммуникационных технологий
Психолого-педагогическая модель формирования профессионального самосознания...
В этих условиях самооценка и рефлексия выполнения учебных заданий носит не только обучающий, но развивающий с профессиональной точки зрения характер и имеет прямое воздействие на формирование профессионального самосознания. Комплексное полисенсорное воздействие аудиовизуальных технологий обеспечивает условия для овладения обучающимися необходимыми профессиональными компетенциями и для изменения их профессионального самосознания за счет формирования новых, уточнения и развития существующих психологических качеств, по причине рефлексии учебно-познавательной деятельности и ее результатов, а как следствие — ревизии состава и структуры системы мотивов, а также изменения приоритетов и значимости отдельных мотивов профессиональной деятельности учителя.
Разработанная в исследовании психоло-го-педагогическая модель (см. рис.) реализует шесть видов педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную,
коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую, а также основные составляющие профессионально-психологической компетентности педагога: мотивационно-волевую, функциональную, коммуникативную и рефлексивную.
Данные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом, и их выделение — лишь условно-умозрительное: личностное и профессиональное развитие человека взаимосвязаны и определяют его сознание.
Предлагаемая автором психологопедагогическая модель (см. рис.) относится к ситуационным моделям. В таких моделях могут отражаться два основных типа взаимодействия человека с окружающим миром: объект-субъектные связи и субъект-субъект-ные взаимодействия. Аудиовизуальное
представление учебной профессионально значимой ситуации отражает комплекс субъект-субъектных взаимодействий между учителем и учениками, которые дистанционно обучающийся имеет возможность рассматривать с позиций и учителя, и учеников, формируя свое отношение к происходящему на экране. В соответствии с принципом единства внешних воздействий и внутренних условий познание внутреннего содержания личности происходит в результате оценки внешнего поведения, дел и поступков, восприятия, интерпретации, оценки эмоционального состояния персонажей и др. Дистанционно обучающийся производит сравнение их с собой и с другими людьми. У него возникают отношения к увиденному, эмоции, мотивы, которые могут быть осознанными и подсознательными. Уже в процессе просмотровой деятельности у обучающегося возникают различные образы, порожденные увиденной профессиональной ситуацией. Последующее выполнение учебных заданий на основе предъявленного аудиовидеоматериала стимулирует рефлексию, что обеспечивает не только овладение некоторыми профессиональными компетенциями, но и осознание увиденного в деятельности, формирование и развитие личностных характеристик будущего учителя.
Таким образом, в дистанционном обучении информационные и телекоммуникационные технологии позволяют создать виртуальные аналоги условий очного обучения при постоянном общении всех участников учебного процесса, где аудиовизуальные технологии позволяют представить квази-реальные профессиональные ситуации, оказывающие на обучающихся эффективное полисенсорное воздействие.
Апробирование разработанных и описанных в данной статье моделей в ходе формирующего эксперимента в реальных условиях показало положительные результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
2. Бондаренко С. В. Моделирование сложных системно-деятельностных объектов в психологопедагогических исследованиях. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id= 104248 обращение 03.01.2010
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 288 с.
5. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 168 с.
6. Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. СПб.: Астерион, 2004. 282 с.
7. Зинченко В. П. Деятельность. Знание. Духовность // Высш. образование в России. 2003. № 5. С. 81-92.
8. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978. С. 72-73.
9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.
10. Москаленко О. В. Акмеология профессиональной карьеры личности: Учебное пособие / Под. общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. 352 с.
11. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006.
12. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д, 1994. 240 с.
13. ЧесноковаИ. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
14. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1998. 320 с.
15. ЩедровицкийГ. П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964. 48 с.
REFERENCES
1. Anohin P. K. Izbrannye trudy. Filosofskie aspekty teorii funktsional'noj sistemy. M., 1978.
2. Bondarenko S. V Modelirovanie slozhnyh sistemno-dejatel'nostnyh objektov v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104248 obrawenie 03.01.2010
3. VygotskijL. S. Pedagogicheskaja psihologija / Red. V. V. Davydov. M.: Pedagogika, 1991. 480 s.
4. Davydov V V Teorija razvivajushchego obuchenija. M.: Akademija, 2004. 288 s.
5. Zajchenko T. P. Osnovy distancionnogo obuchenija: Teoretiko-prakticheskij bazis: Ucheb. posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004. 168 s.
6. Zajchenko T. P. Invariantnaja organizatsionno-didakticheskaja sistema distantsionnogo obuchenija: Monografija. SPb.: Asterion, 2004. 282 s.
7. Zinchenko V P. Dejatel'nost'. Znanie. Duhovnost' // Vyssh. obrazovanie v Rossii. 2003. № 5. S. 81-92.
8. Kon I. S. Otkrytie Ja. M., 1978. S. 72-73.
9. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M., 1984. 444 s.
10. Moskalenko O. V Akmeologija professional'noj kar'ery lichnosti: Uchebnoe posobie / Pod. obshch. red. A. A. Derkacha. M.: Izd-vo RAGS, 2007. 352 s.
11. Regush L. A. Problemy psihicheskogo razvitija i ih preduprezhdenie (ot rozhdenija do pozhilogo voz-rasta). SPb.: Rech', 2006.
12. Rogov E. I. Lichnost' v pedagogicheskoj dejatel'nosti. Rostov n/D, 1994. 240 s.
13. Chesnokova1.1. Problema samosoznanija v psihologii. M.: Nauka, 1977.
14. Shadrikov V D. Psihologija dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka: Uchebnoe posobie. M.: Logos, 1998. 320 s.
15. Shchedrovickij G P. Problemy metodologii sistemnogo issledovanija. M., 1964. 48 s.