УДК 378.02:372.8
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Б.М. Иванов - кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры спорта и туризма
Набережные Челны
THE EXTRA-MURAL STUDENTS' SOCIAL AIM AND ATTITUDE TO THE
EDUCATIONAL PROCESS
B.M. Ivanov - Candidate of Education, associate professor The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: bormeh@inbox. ru
Ключевые слова: модернизация образования, учебный процесс, качество подготовки специалистов, многоуровневая система образования.
Аннотация. Цель исследования заключается в рассмотрении отношения студентов и организации и проведению учебного процесса на факультете заочного обучения.
Методы исследования - анкетирование и анализ имеющихся литературных источников по затронутой проблеме.
Основные результаты исследований. В статье освещены отношение студентов факультета заочного обучения к учебному процессу в академии. Подробно проанализированы социальные установки студента при получении высшего образования. Рассмотрены основные направления в решении исследуемой проблемы.
Key words: education upgrading, educational process, quality of human resource development, multilevel system of education.
Summary. The main objective is to consider the student's attitude to educational process organization and conduct at the extra-mural department.
The investigative techniques used are (questionnaire) poll and analysis of the literary sources on the touched topic.
The investigation key results. The article describes the extra-mural department student's attitude to the academy educational process. The students' social aims in the process of education have been fully analyzed. The main lines of the problem decision have been dealt with.
Модернизация высшего образования к пути совершенствования профессиональной подготовленности выпускника послужило обстоятельством проведения данного социологического исследования.
В опросе участвовали студенты выпускного курса специальности «Физическая культура и спорт» в количестве 120 человек, из них 63% это молодые люди, заканчивающие ВУЗ в возрасте до 30 лет, 18% выпускников поступило в ВУЗ непосредственно после окончания школы, 54% имели опыт профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
В ответах на вопрос, чем было мотивировано поступление в вуз, студенты заочного обучения на первое место поставили - желание сделать карьеру, получив высшее образование (70%). На втором месте вопрос улучшение материального благосостояния в надежде на высокий заработок после окончания вуза 13%. На третьем месте общий интерес к физкультурно-спортивной деятельности (15%).
Причем 35% откровенно отмечали, что выбор в качестве образовательного учреждения физкультурного вуза, был обусловлен привязанностью к занятиям физической культурой и спортом.
Как неблагоприятный факт следует отметить, что на выбор учебного заведения потенциальным студентом слабо влияет, проводимая академией профориентационная работа. Под воздействием данного раздела работы оказалось только 11% опрошенных. Активность выпускников-заочников в учебном процессе выглядит следующим образом: 49% опрошенных посещают все лекции и их конспектируют, 10% только прослушивают лекционный материал; 46%) студентов заочного обучения активно занимается только в сессионный период, и лишь 18% используют для этого межсессионное время. Готовились к семинарским занятиям на протяжении обучения только 39% выпускников. О степени самоотдачи студентов заочного обучения в учебном процессе свидетельствует следующее: 75% респондентов считает, что они «успешно справляются с учебным планом», при этом 51% из этого числа «учатся без особых усилий». У 62% опрошенный активность обучения одинакова на протяжении 6 лет обучения. Ее возрастание, начиная со 2 курса, отметило 11% респондентов, а с 5 курса в связи с подготовкой к выпуску - 20%.
Исследование выявило и обостренное внимание студентов заочного обучения на 5-6 курсах обучения к научно-аналитическим формам самостоятельной работы. Что, скорее всего, вызвано подготовкой к защите выпускных квалификационных работ.
Одной из задач исследования явилось определение степени удовлетворенности студентов заочного обучения преподаванием циклов дисциплин учебного плана: гуманитарных и социально-экономических, включая естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные.
В результате исследования степень удовлетворенности заочников преподаванием дисциплин высока (в среднем 74%). Вместе с тем, число выпускников, которые в полной мере удовлетворяет преподавание дисциплин в академии, не превышает 36%. При этом надо отметить, что среди женщин удовлетворенность выше, чем среди мужчин.
В качестве пожеланий, которые бы способствовали повышению качества преподавания, студентами факультета заочного обучения было высказано следующее: 38% опрошенных считают, что преподавателям следует быть более доброжелательными к студентам, наличия в учебном материале более свежей информации и большей смысловой нагрузки указывают 30% респондентов; 24% выпускников склонны к тому, что в вузе слишком завышены экзаменационные требования, и такое же число студентов указывает на необходимость увеличения числа методических пособий, и руководств по освоению разделов, выделенных на самостоятельное изучение учебных дисциплин. Ответы студентов-выпускников на вопрос «Соответствует ли обучение в академии вашим ожиданиям?» - 55% опрошенных указали на то, что их ожиданиям обучение соответствует только отчасти.
Успех подготовки специалистов, обеспечивают не только преподаватели, но и активность самих студентов, имеет не маловажное значение.
Об их желании обучаться, можно судить по тому, что 64% выпускников удовлетворены выбранной специальностью и если бы им довелось вновь стоять перед выбором профессии, они бы поступили в физкультурный вуз. На этом фоне, неудивительно то, что 62% опрошенных удовлетворены организацией и формой проведения занятий в академии, а 56% студентов выпускного курса заочного отделения испытывают гордость за свой вуз. В вопросе о продолжении образования 14% выпускников планируют продолжить обучение в аспирантуре.
О том, что студенты-заочники достаточно самокритичны, свидетельствует следующие данные. В анкету был включен такой вопрос: - «Могли бы Вы, учится лучше, с большей самоотдачей, чем это делали на протяжении этих лет?» Для нас было весьма неожиданным то, что своих возможностей не исчерпали 80% опрошенных.
Весьма интересной является информация, полученная из анализа ответов студентов заочного обучения на вопросы, затрагивающие современное состояние высшего
образования. Ответы на вопрос: «Произошли ли в вузовской образовательной деятельности положительные изменения за период Вашего обучения?», распределились таким образом, что совершенно равное число опрошенных (по 25% соответственно) указало на то, что в академии идут положительные изменения, идут изменения в худшую сторону, и, что перемен не отмечается. Такое же количество студентов затруднялись ответить на данный вопрос.
68% выпускников весьма отрицательно относятся к тому, что высшее образование должно быть платным. Эту идею поддерживает лишь 10% опрошенных. При всем этом, готовы платить за хорошее образование 34% респондентов. Более 68% неуверенны в том, что платность приведет к повышению ответственности к обучению.
Неоднозначно отношение студентов заочного обучения к многоуровневой системе образования. 36%> опрошенных считает, что это повышает качество обучения, способствует сближению Российского образования с международными стандартами. 34% указали, что в нынешних условиях это чистая формальность, а 42% убеждены в том, что такой переход к многоуровневому образованию нарушает систему традиционного высшего образования в нашей стране. Затруднялись ответить 20% студентов заочного обучения.
В заключении следует отметить, что решение проблем высшей школы и заочного образования в частности, невозможно без обратной связи, которую должно обеспечить постоянная социологическая служба вузов.