УДК 796/799 (071.1)
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА В ВУЗАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Александр Юрьевич Овчинников, аспирант, Наталья Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы применения мультимедийных технологий в обучении студентов вузов физической культуры и спорта. С целью определения уровня информационного обеспечения учебного процесса среди студентов СГАФКСТ было проведено анкетирование. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что мультимедиа технологии недостаточно применяются в обучении по дисциплинам профессионального цикла. Данные, полученные в ходе исследования, позволили определить пути повышения качества учебного процесса на основе применения мультимедийных технологий и сформулировать научную гипотезу о том, что применение мультимедийных обучающих программ по спортивно-педагогическим дисциплинам будет способствовать повышению качества подготовки и познавательной активности студентов, формированию практической и методической подготовленности, совершенствованию самостоятельной работы в рамках очной и заочной форм обучения.
Ключевые слова: мультимедиа технологии, мультимедийные обучающие программы, спортивно-педагогические дисциплины.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p99-103
APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING OF THE STUDENTS TO THE DISCIPLINES OF THE PROFESSIONAL
CYCLE IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF PHYSICAL
CULTURE
Alexander Yurievich Ovchinnikov, the post-graduate student, Natalia Yurievna Ivanova, the candidate ofpedagogical sciences, Head of the Laboratory, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
This article discusses the use of multimedia technology in the process of teaching of the students of higher educational establishments of physical culture and sports. In order to determine the level of information provision of the educational process the survey among the students of the Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism was conducted. The results of the survey indicate that multimedia technology is not enough applied in the training to the disciplines of the professional cycle. The data obtained during the research helped to identify the ways of improving of the educational process quality through the use of the multimedia technologies and to formulate the scientific hypothesis that the use of the multimedia training programs for sports and pedagogical disciplines would contribute to improving the educational process quality and the cognitive activity of the students, formation of the practical and methodical preparedness, self-improvement of their full-time and correspondence studying.
Keywords: multimedia technology, multimedia tutorials, sports and educational disciplines.
Мультимедиа технологии, сочетающие в себе текстовую, звуковую, видео и графическую информацию, относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Они позволяют создавать электронные учебные материалы, максимально отражающие специфику преподавания спортивно-педагогических дисциплин. Основные приемы обучения двигательным действиям: вербальное объяснение и показ, создание представления об изучаемом движении,
разбивка целостного упражнения на части и фазы можно эффективно реализовать в видеороликах с сопровождением «голосом за кадром», комментирующим демонстрацию выполнения упражнений; кинограммах и анимационном видео, использующих статическую и динамическую графику, стоп-кадр, замедленный показ, повторы. Видеоматериалы при этом являются частью не только теоретического и методического материала, но и включаются в тестовые задания [1].
Анализ научно-методической литературы показал, что в течение 1995-2008 гг. уделялось достаточно активное внимание созданию учебных материалов нового поколения на основе компьютерных технологий, в последние пять лет интерес к данным разработкам снизился. На сегодняшний день в учебный процесс вузов физической культуры внедрены обучающие компьютерные программы (или мультимедийные программные комплексы) по спортивно-педагогическим дисциплинам - аэробике, фитнессу, атлетической и спортивной гимнастике, легкой атлетике, физической культуре, тяжелой атлетике, фигурному катанию, гребному спорту, карате-до, лыжному спорту, электронные учебники и пособия, ориентированные на использование студентами физкультурных вузов, по биомеханике, информатике, математической статистике, анатомии, биологии [2, 3, 4, 6,
9].
Специалисты отмечают, что при изучении спортивно-педагогических дисциплин исключительно важны мультимедийные формы представления информации, при этом доказана высокая эффективность использования мультимедиа технологий. Так, согласно исследованиям, дидактически правильное применение мультимедийных средств способствует повышению восприятия информации, развитию образного мышления и памяти, точности ассоциаций, наблюдательности, качество, необходимых в процессе овладения техникой двигательных действий и в будущей профессиональной деятельности [1, 5, 7, 8]. Однако, в результате анализа специальной научно-методической литературы и изучения существующего педагогического опыта, в настоящее время применение мультимедийных обучающих материалов на основе современных информационных технологий при преподавании спортивно-педагогических дисциплин ограничено.
С целью определения уровня обеспеченности учебного процесса электронными образовательными ресурсами и предпочтений студентов относительно организационных форм аудиторной и внеаудиторной работы в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма в 2013 г. было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 200 студентов первого-пятого курсов очной формы обучения.
Как показали результаты анкетирования, большинство студентов ежедневно проводят за компьютером от одного до трех часов, как правило, дома или в общежитии. Студентам было предложено указать в процентном соотношении время использования компьютера в различных целях от общего времени, проводимого за компьютером (рисунок 1). Как видно на рисунке, в среднем 45% от общего времени студенты-очники используют компьютер для проведения досуга - игры, общение в социальных сетях, просмотр кинофильмов. Для подготовки к учебным занятиям и самообразования, 24% и 23%, соответственно. Время работы на компьютере в рамках аудиторных занятий составляет 8%, преимущественно во время практических занятий по дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии».
Среди основных видов деятельности с использованием персонального компьютера при подготовке к учебным занятиям 89,2% студентов на первое место поставили работу с текстовыми документами (подготовка рефератов и докладов), создание презентаций занимает второе место у 78,5% опрошенных, на третьем и четвертом месте отмечена работа с табличными данными и расчетами и мультимедийные учебники, соответственно, у 52,3% и 56,9% респондентов.
Самыми распространенными формами учебной деятельности с использованием компьютерных технологий в вузе являются мультимедийная лекция и компьютерное те-
стирование. Так, 93,8% и 47,7% респондентов, соответственно, отметили, что они встречались с данными формами учебной деятельности, при этом 18,5% работали с электронными ресурсами и мультимедийными учебниками, 7,7% консультировались с преподавателями по электронной почте (рисунок 2).
Рис. 1 Распределение времени использования студентами компьютера в различных целях
%
100 80 60 40 20 0
Рис. 2. Применяемые формы учебной деятельности с использованием мультимедийных
компьютерных технологий в вузе
В ходе анкетирования изучалось мнение студентов о наиболее интересных и привлекательных для них формах учебной деятельности: аудиторные лекции, практические задания, семинары, методические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине. К наиболее интересным формам студенты отнесли аудиторные практические занятия (40,5%) и аудиторные лекции (32,7%), при этом аудиторные семинары (11%), методические занятия (9%), самостоятельная работа по учебной дисциплине (4%) явились менее привлекательными и интересными формами учебной деятельности.
В ответах на вопрос «Какой раздел самостоятельной работы для вас является наиболее трудным»? 37,2% студентов поставили на первое место методическую подготовку к проведению занятий, на второе место 39,4% ответивших поставили освоение технических приемов двигательных действий. Наиболее доступным видом самостоятельной работы явилась теоретическая подготовка.
Исходя из результатов тестирования одним из наиболее популярных видов самостоятельной учебной деятельности студентов СГАФКСТ стали подготовка рефератов и докладов, 51,4% и 44,3%, соответственно, а вот использование мультимедийных материалов и электронных ресурсов 55,7% студентов поставили на последнее место из 6 предложенных вариантов. В результате анкетирования 80,4% проявили интерес и желание использовать мультимедийные технологии в учебном процессе, 10,2% были против использования новых компьютерных технологий и 9,4% затруднились ответить на вопрос.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показало, что использование информационных, и в частности мультимедийных, технологий в учебном процессе по спортивно-
93,8
47,7
= ■ 18,5 ш 7,7
Мультимедийная Компьютерное Мультимедийные Консультации по лекция тестирование материалы e-mail
педагогическим дисциплинам ограничивается мультимедийными лекциями в формате презентаций и компьютерным тестированием. Несмотря на то, что студенты испытывают трудности с освоением техники двигательных действий и методики обучения, при этом проявляя интерес к мультимедийным учебным пособиям, современных обучающих компьютерных комплексов для внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов недостаточно, а организация данного вида учебной деятельности требует совершенствования. Проведенное исследование позволило сформулировать гипотезу, что активное использование мультимедийных обучающих программ будет способствовать повышению качества подготовки и познавательной активности студентов, формированию профессиональных компетенций педагогической, тренерской и рекреационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанин, В.Ф. Мультимедийные технологии в системе дистанционного обучения по теории и методике легкоатлетических метаний / В.Ф. Бабанин, М.А. Новоселов // Внедрение дистанционных технологий обучения в учебный процесс вузов физической культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М., 2007. - С. 9-10.
2. Иванова, Н.Ю. Формирование теоретической и методической подготовленности студентов-заочников вузов физической культуры в условиях дистанционного обучения // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 43-47.
3. Лавшук, Д. А. Оптимизация техники гимнастических упражнений на основе данных имитационного моделирования двигательных действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лавшук Д.А. - М., 2007. - 24 с.
4. Лисицкая, Т.С. Использование мультимедийной компьютерной программы в процессе подготовки специалистов по аэробике / Т.С. Лисицкая, И.М. Беляева // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2007. - № 4. - С. 25-28.
5. Мирошина, Е.Н. Использование информационных технологий в физкультурном образовании / Е.Н. Мирошина // XXII Международный научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт для всех». - 2008. - Том 3. - С. 202-203.
6. Петров, П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учебное пособие для студентов вузов / П. \К. Петров. - М. : Академия, 2008. - 286 с. : ил. - (Высш. проф. образование).
7. Суркова, Н. Е. Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суркова Н.Е. - М., 2007. - 24 с.
8. Цветкова, Ю.Л. Использование мультимедиа технологий обучения в фигурном катании на коньках / Ю.Л. Цветкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 83-85.
9. Яцынин, А.И. Электронный учебник по гимнастике для высших физкультурных учебных заведений // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2007. - № 6. - С. 12-14.
REFERENCES
1. Babanin, V.F. and Novoselov, M.A. (2007), "Multimedia technology in distance learning system in the theory and methodology of athletics throwing", Implementation of distance learning technologies in the educational process of higher educational establishments of physical culture: collection All-Russia. scientific-practical. conference, Moscow, pp. 9-10.
2. Ivanova, N.Yu. (2013), "The theoretical and methodological training of part-time students of universities of physical culture in distance learning", Vestnik sportivnoi nauki, No. 3, pp. 43-47.
3. Lavshuk, D.A. (2007), Optimization of gymnastic exercises techniques on the basis of simulation of motor actions, dissertation, Moscow.
4. Lisitskaja, T.S. and Belyaeva, I.M. (2007), "Using of multimedia computer program in the process of aerobics training", Theory and Practice of Physical Culture and Sports, No. 4, pp. 25-28.
5. Miroshin, E.N. (2008), "Use of information technology in physical education", XXII International Scientific Congress "Modern Olympic andParalympic sport for all", Vol. 3, pp. 202-203.
6. Petrov P.K., P.K. (2008), Information Technology in Physical Education and Sport: textbook, Publishing Center "Academy", Moscow.
7. Surkova, N.E. (2007), Methodology development and use of digital educational resources in the distance learning in a secondary educational establishment of vocational education, dissertation, Moscow.
8. Tsvetkov, J.L. (2007), "The use of multimedia technology in figure skating teaching", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 83-85.
9. Yatsynin, A.I. (2007), "Electronic textbook in gymnastics for higher educational establishments of supreme sports schools", Theory and Practice of Physical Culture and Sports, No. 6, pp. 12-14.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2014.
УДК 796.91
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТАРТУ СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В
БЕГЕ НА КОНЬКАХ
Ольга Юрьевна Орлова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Выявлена положительная корреляция между различным расположением звеньев тела конькобежца на старте и временем стартового разгона. Экспериментально подтверждено, что использование в тренировочных занятиях бег со старта на коньках с различными вариантами расположения частей тела спортсмена, позволит улучшить общее время стартового разгона. С целью улучшения времени бега со старта студентов, специализирующихся в скоростном беге на коньках, в учебно-тренировочный процесс была внедрена методика обучения стартовым положениям. В результате были определены рациональные признаки расположения частей тела в стартовом положении на коньках: конькобежец стоит лицом к линии старта; коньки развёрнуты в направлении предстоящего движения; общий вес тела смещён к линии старта. Статистическая обработка данных студентов, полученных после внедрения экспериментальной методики обучения старту, подтвердила положительное влияние использования предложенных средств в учебно-тренировочном процессе конькобежцев различной квалификации. Время стартовых шагов достоверно улучшилось в большинстве случаев.
Ключевые слова: расположение частей тела на старте, рациональные признаки в положении конькобежца на старте, методика обучения старту.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p103-107
TECHNIQUE OF TRAINING TO THE START FOR THE STUDENTS SPECIALIZING
IN SKATING
Olga Yurevna Orlova, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Positive correlation between various arrangements of parts of a body of the skater on start and time of starting dispersal has been revealed. Run from start on the skates application in trainings with various options for arrangement of parts of a body of the athlete will allow to improve the general time of starting dispersal. It has been experimentally confirmed. The technique of training the starting positions for improvement of time of run from start was introduced in training of the students specializing in speed skating. Rational signs of the arrangement of parts of a body in starting situation on the skates have been defined: the skater stands facing the line of start, the skates are turned in the direction of the movement and the total weight of a body is displaced to the line of start. After introduction of the experimental technique in training of the students, statistical processing of the received results was made. Results confirmed positive influence of the experimental technique. Time of the starting dispersal authentically improved in most