МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Н.Ю. ИВАНОВА,
Смоленская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма
Аннотация
Возрастающие потребности общества в подготовке спортивных педагогов, тренеров, организаторов физкультурного движения без отрыва от трудовой деятельности, перспектива получения высшего образования действующими спортсменами и лицами с ограниченными физическими возможностями вызывают необходимость развития и преобразования формы заочного обучения. Повышение уровня теоретической и методической подготовленности студентов-заочников средствами и методами дистанционного обучения является перспективным и рациональным направлением совершенствования учебного процесса на факультетах заочного обучения в вузах физической культуры.
Ключевые слова: дистанционное обучение, заочное обучение, информационные технологии, качество образования, педагогическая технология, специальные дисциплины.
Abstract
Increasing needs of society for preparation of sports teachers, trainers, organizers of sports movement without a separation from labor activity, prospect of receiving the higher education acting athletes and persons with limited physical opportunities cause of development and transformations of a form of correspondence course. Increase of level of theoretical and methodical readiness of students correspondence students by means and methods of distance learning is the perspective and rational direction of improvement of educational process at faculties of correspondence course in higher education institutions of physical culture.
Key words: distance learning, correspondence course, information technologies, quality of education, pedagogical technology, special disciplines.
Научные исследования и педагогическая практика в области дистанционного обучения по различных курсам гуманитарных, лингвистических, экономических и технических дисциплин доказали, что в рамках обучения на расстоянии качество обучения не только не снижается, но и повышается за счет индивидуализации, применения активных методов, двустороннего взаимодействия участников учебного процесса. При этом с развитием электронной техники, расширением спектра коммуникационных услуг - интернет-технологий, мобильной связи, видеоконференций - обучение все больше становится интерактивным, усиливается интенсивность учебного процесса, повышается качество самостоятельной работы студентов [1, 3, 6, 8].
Несмотря на более чем десятилетний опыт внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс вузов физической культуры, данное направление, со-
храняя свою актуальность и востребованность, на сегодняшний день так и не получило должного развития [2, 4, 7, 10].
Специфика спортивно-педагогических дисциплин основных образовательных программ, реализуемых в вузах физической культуры, не позволяет в полном объеме реализовать обучение дистанционно. При разработке дистанционных технологий обучения специальным дисциплинам целесообразно, на наш взгляд, делать акцент на формирование теоретической и методической подготовленности студентов [5, 9].
Целью исследования является повышение качества обучения студентов заочной формы обучения по специальным дисциплинам на примере предмета «Лыжный спорт» (общий курс).
В качестве гипотезы выдвигается предположение, что применение технологии дистанционного обучения
ФНЦ ВНИИФК
44
Массовая физическая культура и оздоровление населения
на основе управляемой самостоятельной работы, регулярного общения преподавателя и студентов позволит повысить уровень теоретической и методической подготовленности студентов заочной формы обучения, сократив учебную нагрузку в сессионный период.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение научных и документальных источников, опрос, контрольно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов исследования. Для оценки достоверности различий применялся непараметрический критерий Фишера.
Анализ учебной документации, статистики результатов сдачи экзаменационных сессий, опрос преподавателей, руководителей практик, школьных учителей показал, что методическая подготовленность студентов-заочников не отвечает требуемому уровню. Студенты испытывают затруднения при анализе техники выполнения упражнений занимающимися, при выявлении ошибок и подборе соответствующих корректирующих упражнений, допускают технические и дидактические ошибки при объяснении способов передвижения на лыжах, слабо владеют терминологией. Аналогичная картина наблюдается и по другим специальным дисциплинам.
Теоретическая подготовленность студентов по дисциплине «Лыжный спорт» в целом соответствует требуемому уровню - 79,5% студентов справились с контрольным тестированием. Однако наблюдается неравномерность знаний по различным тематическим разделам курса, низкий уровень теоретических знаний отмечен по темам «Методика обучения» и «Тренировка в лыжном спорте», среднее число правильных ответов по указанным темам составило 42,2 и 50,2% соответственно.
Для проведения исследования была разработана технология дистанционного обучения специальным дисциплинам студентов-заочников на примере курса «Лыжный спорт». Предлагаемая технология основана на сочетании дистанционных и традиционных форм учебного процесса в соотношении 90:10 от объема внеаудиторных и очных занятий. Технологию составили следующие компоненты:
- учебная текстовая информация, представленная в печатном и электронном виде;
- аудиовизуальная учебная информация в цифровых форматах;
- педагогическое взаимодействие посредством сети Интернет (онлайн и офлайн), включающее консультирование, компьютерное тестирование, виртуальные семинары, совместные проекты.
В ходе реализации разработанной технологии применялась комбинированная модель обучения, сочетающая активные и репродуктивные методы обучения - метод проблемных ситуаций и метод проектов. Организационные формы учебного процесса, используемые в технологии дистанционного обучения, аналогичны традиционным, однако претерпевают некоторую трансформацию (см. таблицу).
В педагогическом эксперименте приняли участие 54 студента 1 курса факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, не специализирующиеся в лыжном спорте (26 - экспериментальная группа и 28 - контрольная). Студенты экспериментальная группа в межсессионный период учились согласно предложенной технологии дистанционного обучения, студенты контрольной группы самостоятельно изучали курс без контактов с преподавателем.
Организационные формы учебного процесса традиционного заочного и дистанционного обучения
Формы учебного процесса
Традиционная заочная форма обучения Дистанционная технология обучения специальным дисциплинам
Лекции Самостоятельное изучение теоретического материала по печатным материалам и электронному учебному пособию
Семинарские занятия Электронные семинары (синхронные и асинхронные): обсуждение вопросов, выносимых на семинарские занятия, защита конспекта школьного урока, положения о соревнованиях творческого проекта
Методические занятия Выполнение заданий по анализу техники передвижения на лыжах, подбору обучающих и корректирующих упражнений, самостоятельное объяснение и показ двигательных действий, разработка конспекта школьного урока и положения о соревнованиях
Контрольные мероприятия Компьютерное тестирование, оценка работ студентов группы, выполнение объяснения и показа упражнений, защита конспекта школьного урока, положения о соревнованиях творческого проекта
Консультирование С помощью синхронных и асинхронных способов интернет-общения - текстовых и голосовых чатов, систем видеосвязи, электронной почты. Размещение в сети Интернет рекомендаций и ответов на часто задаваемые вопросы
ФНЦ ВНИИФК
Массовая физическая культура и оздоровление населения
45
В качестве основных критериев оценки эффективности разработанной технологии дистанционного обучения были выбраны уровни теоретической и методической подготовленности студентов.
Оценка теоретической подготовленности осуществлялась с помощью тестов закрытого типа по шести разделам учебного курса. Методические умения - анализ техники выполнения способов передвижения на лыжах, подбор специальных упражнений при обучении и корректирующих упражнений для исправления ошибок оценивались с помощью тестов открытого типа, ответы тестируемых сравнивались с ответами экспертов.
Контрольное тестирование проводилось три раза: во время установочной сессии (начальное тестирование), в начале сессии (рубежное тестирование) и в конце сессии по окончании изучения дисциплины (итоговое тестирование).
В начале формирующего педагогического эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп, не изучавшие ранее данную дисциплину, объективно имели очень низкий уровень теоретической и методической подготовленности, достоверных различий на данном этапе зафиксировано не было.
Теоретическая подготовка студентов экспериментальной группы в межсессионный период контролировалась преподавателем и включала: изучение теоретического материала по темам учебного курса (модулям), обучающее компьютерное тестирование с указанием неверных ответов и недостаточно изученных тем курса и контрольное онлайн-тестирование с фиксированием времени и результатов, которое необходимо было пройти до сессии.
На момент начала сессии в обеих группах были выявлены существенные изменения уровня теоретической подготовленности. Однако в экспериментальной группе обнаружены достоверно более высокие результаты (р < 0,01, согласно критерию Фишера фэмп = 2,84). Так, в экспериментальной группе 53,8% испытуемых правильно ответили на более чем 70% тестовых вопросов, в контрольной - 17,9%. Во время итогового тестирования разрыв между группами сократился - студенты
11 Контрольная группа I I Экспериментальная группа
Рис. 1. Изменение уровня умений студентов выполнять анализ техники способов передвижения на лыжах в течение формирующего эксперимента
контрольной группы улучшили свои показатели, но достоверные различия между группами в уровне теоретической подготовленности сохранились, соответственно 39,2 и 65,4% (р > 0,05, фэШ = 1,94).
Таким образом, управляемая самоподготовка сту-дентов-заочников на основе обучающего тестирования позволила достичь достоверно более высокого уровня теоретической подготовленности, что подтвердили и результаты сдачи теоретического экзамена.
Методическая подготовка студентов экспериментальной группы заключалась в изучении по учебным видеороликам техники выполнения способов передвижения на лыжах, анализе видеофрагментов правильного и неправильного выполнения движений, выявлении ошибок и подборе упражнения для их исправления, самостоятельном выполнении объяснения и показе изучаемых способов передвижения, подготовке конспекта школьного урока и положения о соревнованиях. Преподавателем дистанционно по присылаемым студентами отчетам и видеоматериалам, содержащим их объяснение и показ, оценивались выполненные задания. В рамках творческого проекта студенты, объединенные в малые группы, создавали презентации по обучению техники одного из изучаемых способов передвижения на лыжах.
Динамика уровня методической подготовленности студентов за время формирующего эксперимента представлена на рис. 1-3 (по оси Y отмечено количество студентов, справившихся с заданием на более чем 70 %, что соответствует оценкам «хорошо» и «отлично»).
На этапе рубежного тестирования изменения в уровне методических умений произошли в обеих группах, однако достоверные различия по сравнению с начальным тестированием были выявлены только в экспериментальной группе (р < 0,01).
В результате итогового тестирования уровень умений во всех трех тестах методической подготовленности повысился в обеих группах, однако достоверных изменений по сравнению с предыдущим тестированием ни в контрольной, ни в экспериментальной группе не зафиксировано. Однако студенты экспериментальной
Рубежное Итоговое
тестирование тестирование
11 Контрольная группа I I Экспериментальная группа
Рис. 2. Изменение уровня умений студентов подбирать методы и средства при обучении в течение формирующего эксперимента
ФНЦ ВНИИФК
46
Массовая физическая культура и оздоровление населения
группы сохранили свое преимущество и имели достоверно лучшие результаты по сравнению с испытуемыми контрольной группы (p < 0,01).
Таким образом, можно констатировать, что применение экспериментальной технологии дистанционного обучения существенно повышает уровень методической подготовленности студентов, которая формирует преимущественно в межсессионный период, во время дистанционной фазы.
Заключение
Управление самостоятельной работой студентов, регулярный контроль их подготовки в межсессионный период, применение методов проблемного и проектного обучения, интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов, положенные в основу технологии дистанционного обучения позволили повысить качество подготовки студентов заочной формы обучения и снизить учебную нагрузку во время сессии.
тестирование тестирование
11 Контрольная группа I Экспериментальная группа
Рис. 3. Изменение уровня умений студентов выполнять объяснение и показ в течение формирующего эксперимента
Литература
1. Айсмонтас Б.Б. Научно-методическое обеспечение дистанционной формы подготовки психологов (на примере МГППУ) / Б.Б. Айсмонтас // Информационные технологии в образовании: матер. XVI междунар. конф. -http://ito.edu.ru/2006/Moscow/III/2/III-2-6032.html (январь 2007).
2. Алехина Е.О. Педагогический контроль знаний студентов вузов физической культуры с использованием тестовых технологий / Е.О. Алехина: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 23 с.
3. Андреев АА. Форум в Интернете; методологические аспекты / А.А. Андреев, В.Н. Фокина // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 31-36.
4. Аслезова Л.В. Теоретические основы организации контроля результатов учебной деятельности студентов в процессе модульно-дистанционного обучения: авто-реф. дис. . канд. пед. наук / Л.В. Аслезова. - Улан-Удэ: БГУ, 2001. - 24 с.
5. Бабанин В.Ф. Мультимедийные технологии в системе дистанционного обучения по теории и методике легкоатлетических метаний / В.Ф. Бабанин, М.А. Новоселов // Внедрение дистанционных технологий обучения в учебный процесс вузов физической культуры: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М.: НОУ РГУФК, 2007. -С. 9-10.
6. Дубровская Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Дубровская. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2005. - 24 с.
7. Муртазина Г.Х. Дистанционное образование специалистов по связям с общественностью средствами Интернет в физкультурном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Х. Муртазина. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 28 с.
8. Соловов А. Дистанционное обучение: технологии и целевые группы / А. Соловов // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 119-124.
9. Сячин В.Д. Внедрение дистанционных технологий обучения в учебный процесс вузов физической культуры - насущная необходимость / В.Д. Сячин // Внедрение дистанционных технологий обучения в учебный процесс вузов физической культуры: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М.: НОУ РГУФК, 2007. - С. 65-68.
10. Чистяков В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Чистяков. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2004. - 45 с.
References
1. Aysmontas B.B. Scientific and methodical support of distance training of psychologists (for example, MGPPU) / B.B. Aysmontas // Information Technology in Education: mater. of the XVI Intern. Conf. - Http://ito.edu.ru/2006/ Moscow/III/2/III-2-6032.html (January 2007).
2. Alekhina E.O. The pedagogical control of knowledge of students of physical culture higher educational establishments with the use of test technology / E.O. Alekhina: thesis
of candidate of pedagogic sciences. - SPb.: SPbGUFK named after P.F. Lesgaft, 2006. - 23 p.
3. Andreev A.A. Internet forum; methodological aspects / A. A. Andreev, V.N. Fokina // Higher Education in Russia. - 2005. - № 12. - P. 31-36.
4. Aslezova L.V. The theoretical basis of the organization of learning outcomes control of students in the process of modular-distance learning: / L.V. Aslezova: thesis of can-
ФНЦ ВНИИФК
Массовая физическая культура и оздоровление населения
47
didate of pedagogic sciences. - Ulan-Ude: BGU, 2001. -24 p.
5. Babanin V.F. Multimedia technology in distance learning system in the theory and methods of throwing / V.F. Babanin, M.A. Novoselov // The introduction of distance learning technologies in the learning process of physical culture higher educational establishments: mater. of All-Russia scientific and practical conf. - M.: NOU RGUFK, 2007. - P. 9-10.
6. Dubrovskaja YuA. Pedagogical support of students selfeducation of distance learning / Yu.A. Dubrovskaja: thesis of candidate of pedagogic sciences. - SPb.: LGOU named after Alexander Pushkin, 2005. - 24 p.
7. Murtazina G.H. Distance education of specialists in field of public relations by means of Internet in physical culture higher educational establishments / G.H. Murtazina: thesis of candidate of pedagogic sciences. - SPb.: SPbGAFK named after P.F. Lesgaft, 2003. - 28 p.
8. Solovov A. Distance learning: technology and aim groups / A. Solovov // Higher Education in Russia. -2006. - № 7. - P. 119-124.
9. Syachin V.D. The introduction of distance learning technologies in the learning process of physical culture higher educational establishments is the urgent necessity / V.D. Syachin // The introduction of distance learning technologies in the learning process of physical culture higher educational establishments: mater. of All-Russia scientific and practical conf. - M.: NOU RGUFK, 2007. -P. 65-68.
10. Chistyakov V.A. Interaction of the educational process in the distance learning system (for example, physical culture higher educational establishment) / V.A. Chistyakov: thesis of dr. of pedagogic sciences. - SPb.: SPbGAFK named after P.F. Lesgaft, 2004. - 45 p.
ФНЦ ВНИИФК