УДК 377 ББК 74.4
ВИРТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА -НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Т.С. Инютина
Аннотация. Статья освещает вопросы, связанные с развитием такой формы взаимодействия, как виртуальные педагогические сообщества. Автор приводит статистические данные, полученные в ходе исследования, которые касаются доли участия педагогических работников системы среднего профессионального образования Белгородской области в деятельности наиболее популярных сетевых педагогических сообществ. Анализ полученных результатов говорит о том, что активность педагогов в работе данных сообществ чрезвычайно низка, даже после проведения комплекса мероприятий по привлечению педагогических работников в процесс взаимодействия в сети Интернет посредством виртуальных педагогических сообществ. Автор обращает внимание на такой важный аспект, как отсутствие мотивации у педагогов в области использования новых информационно-коммуникативных технологий. На основе проведенного исследования автор предлагает разработать программу повышения квалификации педагогических работников, освоение которой позволить включить их в активное участие в работе виртуальных сетевых педагогических сообществ.
25
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, сетевое педагогическое сообщество, виртуальная коммуникация, информационно-коммуникативная культура, информатизация образования.
VIRTUAL PEDAGOGICAL COMMUNITIES - A NEW FORM OF INTERACTION WITHIN PROFESSIONAL ACTIVITY
I T.S. Injutina
Abstract. The article highlights the issues related to the development of such form of interaction, as virtual pedagogical communities. The author provides statistical data obtained in the course of the study, which relate to the participation of pedagogical stuff in the system of secondary vocational education in the Belgorod Region in the activities of the most popular net-
worked pedagogical communities. An analysis of the results shows that the activity of teachers in the work of these communities is extremely low, even after carrying out a complex of measures to involve pedagogical workers in the process of interaction on the Internet through virtual pedagogical communities. The author draws attention to such an important aspect as the lack of motivation among teachers in the use of new information and communication technologies. On the basis of the conducted research the author suggests to develop a program of improvement of professional skills of pedagogical stuff which development allows to include them in the active participation of virtual network activities of pedagogical communities.
Keywords: secondary professional education, network pedagogical community, virtual communication, information and communicative culture, informatization of education.
Современная система профессионального образования претерпевает серьезные изменения, связанные с реформированием всей деятельности образовательных организаций, целью которых является подготовка квалифицированных рабочих или служащих, а также специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями „„ общества и государства. 26 Профессиональное образование представляет собой сложный процесс, который включает в себя не только получение профессии, но также расширение и углубление знаний об обществе, способствует социализации личности обучающихся. Современная ситуация в российском образовании предъявляет иные, более высокие требования к профессиональной компетентности как будущих специалистов, так и педагогов.
Педагог, независимо от того, на каком уровне системы образования осуществляет свою деятельность, должен обладать такими качествами, как эрудированность, умение ориентиро-
ваться в информационном пространстве, а также интегрироваться в него. Следует отметить, что, несмотря на повсеместное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, педагог является организатором и движущей его силой.
Невозможно представить себе функционирование человеческого общества без информационных процессов, частью которых является коммуникация. С приходом в нашу жизнь Интернета широкое распространение получил такой вид коммуникации, как виртуальный. Можно выделить следующие характерные особенности данного вида коммуникации [1, с. 17]:
• анонимность;
• отсутствие невербальной информации;
• добровольность и желательность контактов;
• затрудненность эмоционального компонента общения;
• стремление к неприличному поведению.
Виртуальная коммуникация способствует появлению нового направ-
ЕК
ления в современном языке — языка виртуального общения. Таким образом, Интернет-коммуникацию можно рассматривать как современный этап развития языка. Грамматическая свобода, которая в нем присутствует, способствует появлению неологизмов. Большинство из них понятны только тем, кто является активными пользователями, причем коммуникации осуществляются с помощью различных средств коммуникации: форумы, чаты, социальные сети и пр. Словарный запас пользователей виртуальной сети обогащается новыми словами, которые заимствованы, как правило, из американизированного английского языка. Вначале были специальные термины, обозначающие какую-либо деталь, составляющую, не имеющую точного аналога в русском языке. Но, несмотря на то, что большая часть заимствований имеет свой русский аналог: «никнейм» — псевдоним, «бан» — блокировка, «он-лайн» — реальное время и т.д., Интернет-неологизмы прочно заняли свою нишу в языке виртуального общения.
Помимо указанных выше особенностей процессу Интернет-коммуникации присущи и другие черты. Одной из таких особенностей является искажение слов, причем намеренное искажение. Другой особенностью можно назвать использование так называемых «смайликов», поскольку выражение эмоций в сети затруднено. Вначале это было сочетание знаков препинания, сейчас они представлены целым рядом графических изображений. В виртуальном общении наблюдается также краткость высказываний и сокращение слов. Такое употребление слов, их нарочи-
тое сокращение используется не только ради экономии времени, но и своеобразная дань экранной культуре, дань времени. Общение сегодня характеризует современную эпоху. Люди стремятся успеть как можно больше за меньшее количество времени.
Перечисленные особенности проявляются не только в частном Интернет-общении, но и проникают в профессиональные Интернет-коммуникации. Несмотря на то, что взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах носит деловой характер, оно становится все более неформальным [2, с. 14].
В процессе взаимодействия в сети Интернет находит отражение информационно-коммуникативная культура, которую можно рассматривать как симбиоз двух видов культур: информационной и коммуникативной.
Информационно-коммуникативная культура является качеством личности, представляющее собой единство умений, способов деятельности в информационной среде, опыта эмоционально-ценностного отношения к ней, способности рефлексивного анализа семиотического отражения мира и навыков творческого использования информации во взаимосодействующем общении субъектов жизнедеятельности по поводу обособления социокультурной среды их обитания.
Одним из проявлением информационно-коммуникативной культуры является участие педагогов в процессе взаимодействия в сети Интернет. Что представляет собой профессиональная деятельность педагогов в сети Интернет? Она осуществляется в двух направлениях: первое направлено на работу с обу-
27
ВЕК
28
чающимися, второе же — на своих коллег-педагогов. Педагог организует обучающихся для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет их деятельность в телекоммуникационных проектах. Второе направление профессиональной деятельности педагогов в сети способствует их собственному образованию, повышению квалификации. Подобное взаимодействие может осуществляться в рамках виртуальных сетевых педагогических сообществ.
Виртуальные педагогические сообщества можно назвать своеобразной проекцией социальных сетей, совокупностью социальных связей и отношений, опосредованных Интернетом, целью которых является установление межличностного общения между педагогами, создание сети друзей-коллег для реализации различных профессиональных потребностей [3].
Профессиональное сетевое сообщество представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Основными целями подобного сетевого профессионального сообщества можно назвать следующие:
• создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
• организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
• инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
• обмен опытом;
• распространение успешных педагогических практик;
• поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевые сообщества или объединения педагогов — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень [4, с. 53].
Несмотря на то, что процесс информатизации системы образования идет полным ходом и, как следствие, сформировалась новая среда для осуществления взаимодействия, педагоги системы среднего профессионального образования недостаточно готовы к вовлечению в процесс взаимодействия посредством сети Интернет.
Автором данной статьи были изучены ресурсы Интернет, позволяющие осуществлять виртуальную коммуникацию в педагогической среде. Большинство из них ориентированы на учителей общего среднего образования. Ресурсов, целевой аудиторией которых являются педагоги учреждений среднего профессионального образования, крайне мало.
Сетевое сообщество «Профобразование» является одним из тех немногих сайтов в сети Интернет, целевой аудиторией которого являются педагоги и обучающиеся системы среднего профессионального образования. Интернет-сообщество «Профобразование» — это самостоятельный Интернет-ресурс для общения и обмена опытом между преподавателями и мастерами учреждений среднего профессионального образования, об-
суждения вопросов обучения, воспитания, проблем в образовании и обществе. На страницах данного Интернет-издания педагоги могут размещать свои методические разработки, статьи и публикации, принимать участие в конкурсах, конференциях, фестивалях и пр. Также имеется раздел, предназначенный для студентов учреждений среднего профессионального образования.
На данном сайте зарегистрировано 14 630 пользователей (по состоянию на 29.05.2017) из разных регионов России, а также других стран. Доля участия педагогических работников системы среднего профессионального образования Белгородской области в работе данного сообщества составляет всего 1,6% (169 чел.) от общего количества зарегистрированных пользователей. Если говорить о доли участия в работе данного сообщества относительно общего количества педагогических работников организаций среднего профессионального образования Белгородской области (2251 чел.), то это всего лишь 7,5%.
В современных условиях в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов для формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся каждый преподаватель должен владеть достаточным уровнем информационно-коммуникационной компетентности и умением применения на занятиях информационных технологий. Для организации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, обмена электронными образовательными ресурсами педагогами Белгородской области был создан портал «Сетевой
класс Белогорья», который объединяет в себе сетевое педагогическое сообщество, Интернет-технологии для создания электронных образовательных ресурсов, а также инструменты для осуществления дистанционного образования.
Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья» является средством организации дистанционного обучения и обмена актуальным передовым педагогическим опытом. Основными задачами портала являются следующие:
• обеспечение доступности качественных образовательных материалов для учителей, обучающихся, их родителей или законных представителей;
• вовлечение учителей, обучающихся и их родителей или законных представителей в создание единого образовательного пространства региона;
• создание, размещение и применение в практической педагогической деятельности качественных электронных образовательных ресурсов.
Портал содержит следующие разделы:
• Виртуальный класс;
• Виртуальная лаборатория;
• Библиотека материалов;
• Редакторы.
В разделе «Виртуальный класс» педагог может создать урок, разместив на его странице все необходимые электронные образовательные ресурсы, которые могут быть продемонстрированы обучающимся на уроке в режиме он-лайн.
Виртуальная лаборатория предназначена для организации проектной деятельности педагога и обучающихся. Для этого педагог создает
29
30
страницу проекта, заполнив карточку проекта. С помощью офисных приложений можно создать необходимые по проектной деятельности документы. К работе над проектом могут быть привлечены обучающиеся.
Библиотека материалов является своеобразным «банком ресурсов», где педагог может разместить собственный электронный образовательный ресурс (презентацию, интерактивный плакат, кроссворд, тест, текстовый документ, интерактивный урок, конспект урока, технологическую карту урока по ФГОС и т.д.), а затем на уроке использовать его для демонстрации обучающимся. В этом разделе также можно осуществить поиск, найти необходимые к уроку электронные образовательные ресурсы, разработанные другими педагогическими работниками, и воспользоваться ими на уроке для демонстрации обучающимся.
Особо следует отметить раздел Редакторы — в него включены Интернет-технологии, с помощью которых можно создавать электронные образовательные продукты. Данный раздел представлен следующими онлайн редакторами:
• Видеоредактор — встроенный он-лайн редактор для создания видеороликов.
• Аудиоредактор — встроенный он-лайн редактор для редактирования звуковых файлов.
• Графический редактор — встроенный он-лайн редактор для обработки фотоизображений.
• Офисные он-лайн редакторы (WordWebApplication; ExcelWebApp-lication; PowerPointWebApplication) — встроенные редакторы для создания и редактирования документов.
На данном портале зарегистрировано 5 320 педагогов (по состоянию на 05.06.2017), преимущественно из Белгородской области. Доля участия педагогических работников системы среднего профессионального образования Белгородской области в работе данного портала составляет всего 0,6% (32 чел.) от общего количества зарегистрированных педагогов. Если говорить о доли участия в работе данного сообщества относительно общего количества педагогических работников организаций среднего профессионального образования Белгородской области (2251 чел.), то это всего лишь 1,4%.
С чем связана такая низкая активность, несмотря на то, что современный мир невозможно представить себе без информационных технологий и Интернета? Огромную роль в данном случае, на наш взгляд, играет мотивация. Подавляющее большинство преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения убеждены, что обладают достаточной компетентностью, и участие во взаимодействии в сети Интернет никак не повлияет на эффективность их педагогической деятельности. Данная категория педагогов представлена возрастной группой от 45 лет и старше, а также теми, чья педагогическая деятельность не предполагает использования информационно-коммуникативных технологий непосредственно на занятиях, вследствие чего они считают, что в данных средствах нет никой необходимости.
Также следует отметить, что данная категория педагогов привержена традиционным методам обучения и работает «по старинке», что никак не вписывается в современный постоянно меняющийся мир. Их нежелание
использовать новые информационно-коммуникативные технологии основывается, в большей мере, на страхе перед всем новым, отсутствием базовых знаний в области использования новых информационных технологий, на страхе оказаться в неловкой ситуации перед обучающимися, вследствие чего потерять авторитет в глазах подростков-студентов.
Однако это не значит, что надо оставить все как есть, необходимо вести работу по повышению мотивации в использовании данных средств в профессиональной деятельности. По мнению А. Лайкена, специалиста в области тайм-менеджмента, преодолеть недостаток мотивации к выполнению трудных и важных дел можно, используя так называемый метод «швейцарского сыра», а именно: «лучший способ сдвинуть с места „неподъемное дело" — это проделать в нем „дырки", т.е. начать делать что-либо понятное и легко выполнимое. А как только Вы начали дело и добились успеха, то получили возможность продолжать его, и постепенно казавшееся неподъемным дело начнет двигаться с места» [5, с. 64].
В целях преодоления данного противоречия был разработан план мероприятий, совместно и при непосредственном участии методической службы учреждений среднего профессионального образования.
План содержал следующие мероприятия:
1. Серия региональных практи-ко-ориентированных семинаров, посвященных работе в сетевых педагогических сообществах.
2. Серия региональных практи-ко-ориентированных семинаров, посвященных работе с Интернет-техно-
логиями, используемых для создания образовательных продуктов.
Обучающие семинары, посвященные работе в сетевых педагогических сообществах, проводились в один этап на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». Рассмотренные в предыдущем параграфе сообщества, были включены в план работы семинаров. В ходе семинаров участники познакомились с теоретическими основами процесса взаимодействия в сети Интернет, были подробно изучены сайты отобранных для работы сетевых педагогических сообществ: изучены разделы сайтов, доступные незарегистрированным пользователям; осуществлена регистрация на данных сайтах с последующим заполнением данных в личном кабинете; изучены разделы сайтов, доступные только зарегистрированным пользователям; проведена работа с материалами других участников данных сообществ, доступных для изучения и скачивания.
Серия региональных практико-ориентированных семинаров, посвященных работе с Интернет-технологиями, используемых для создания образовательных продуктов, состояла из трех семинаров. Каждый семинар был посвящен работе с одним порталом, так как данные системы предлагают различные варианты Интернет-технологий для создания образовательных продуктов, изучение которых требует более продолжительного времени. Работа с сайтом «Сетевой портал Белогорья» проводился в 2 этапа по причине неавтоматической регистрации. Несмотря на то, что изучение данного сайта была включена в программу повы-
31
32
шения квалификации, времени, отведенного для овладения всеми инструментами портала, оказалось недостаточно, поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных обучающих семинаров для педагогов среднего профессионального образования.
Через определенный промежуток времени было проведено повторное изучение сайтов сетевых педагогических сообществ с целью выявления динамики изменений. Следует отметить, что произошли положительные изменения, однако они незначительные, что иллюстрирует диаграмма.
Полученные результаты говорят о том, что проведенная работа не привела к желаемому эффекту. Выявленное противоречие — отсутствие мотивации при тотальной информатизации общества и образования в частности — не разрешено. Поэтому предстоит провести достаточно большую работу по его устранению. В качестве одного из возможных путей преодоления данного противоречия можно использовать обучение по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации педагогических работников. Целями обучения по данным программам определим следующие: развитие информационно-коммуникативной культуры, приобретение педагогами теоретических знаний и формирование практических умений использования современных информационно-коммуникативных технологий, необходимых для осуществления процесса взаимодействия в сети Интернет, а также для создания собственных образовательных продуктов. В программу обучения обязательно должен быть включен раздел, направленный на формирование готовности педагогов среднего профессионального образования к использованию информационно-коммуникативных технологий в своей профессиональной деятельности, что будет способствовать повышению эффективности процесса взаимодействия в сети Интернет, а также специализированного программного обеспечения и Интернет-технологий для создания образовательных продуктов. Особое место при реализации
Диаграмма. Динамика участия педагогов в работе сетевых педагогических сообществ
ЕК
подобных программ должно быть отведено практической деятельности, основной целью которой будет преодоление, шаг за шагом, тех препятствий, которые мешают педагогам включиться в процесс информатизации образования.
Таким образом, работа по преодолению вышеуказанного противоречия должна проводится системно и охватывать все категории педагогических работников системы среднего профессионального образования. В данный процесс должна быть вовлечена методическая служба организаций среднего профессионального образования, поскольку одной из ведущих функций методической службы является управление процессом формирования и развития профессионально-личностной компетентности преподавателя.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Орлов, А.Ю. Организация виртуального сообщества в сети Интернет [Текст] / А.Ю. Орлов // Информационные технологии. — 2008. — № 8. — С. 15-19.
2. Кончаковский, Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. соц. наук [Текст] / Р.В. Кончаковский. — Екатеринбург, 2010. — 22 с.
3. Соловей, А.П. Виртуальные сообщества как особая форма социальной интеграции [Текст] / А.П. Соловей // Психология, социология и педагогика. — 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. — URL: http:// psychology.snauka.ru/2014/06/3341 (дата обращения: 20.05.2017).
4. Поправка, В.Н. Закрытое Интернет-сообщество как форма коммуникации в виртуальном пространстве [Текст] / В.Н. Поправко // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 322. — С. 52-54.
5. Лайкен, А. Искусство успевать [Текст] / А. Лайкен. — М.: «АВА-Экстра», 1999. — 92 с.
REFERENCES
1. Konchakovskij R.V., Setevoe internet-soob-shhestvo kak sociokulturnyj fenomen, Extended abstract of PhD dissertation (Sociology), Ekaterinburg, 2010, 22 p. (in Russian)
2. Lajken A., Iskusstvo uspevat, Moscow, AVA-Jekstra, 1999, 92 p. (in Russian)
3. Orlov A.U., Organizacija virtualnogo soobsh-hestva v seti Internet, Informacionnye tehnolo-gii, 2008, No. 8, pp. 15-19. (in Russian)
4. Popravko V.N., Zakrytoe Internet-soobsh-hestvo kak forma kommunikacii v virtual-nom prostranstve, Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2009, No. 322., pp. 52-54. (in Russian)
5. Solovej A.P., Virtualnye soobshhestva kak 33 osobaja forma socialnoj integracii, Psi-hologija, sociologija i pedagogika, 2014, No. 6, available at: http://psychology.snauka. ru/2014/06/3341 (accessed: 20.05.2017).
(in Russian)
Инютина Татьяна Сергеевна, старший преподаватель, кафедра естественно-математического и технологического образования, Белгородский институт развития образования, tess20032003@list.ru
Injutina T.S., Senior Teacher, Natural and Mathematical and Technological Education Department, Belgorod Institute of Development of Education, tess20032003@list.ru