Научная статья на тему 'Социальные реформы и нравственная культура студенчества'

Социальные реформы и нравственная культура студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ / СОЦИУМ / РЕФОРМА / ГУМАНИЗАЦИЯ / БЫТ / УЧЕБА / ВОСПИТАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / MORALITY / LEVEL / SOCIETY / REFORM / HUMANIZATION / LIFE / STUDY / EDUCATION / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришин Евгений Евгениевич

Любые социальные сдвиги в обществе непосредственно отражаются на нравственном состоянии общества. Этот процесс наиболее ярко заметен в отношении молодежи. Изучение этого процесса всегда значимо для общества поскольку молодежь это будущее любого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Any social changes in the society are directly reflected in a moral condition of society. This process is swept up mostly concerning youth. Studying of this process is of great importance for the society as youth is the future of any society.

Текст научной работы на тему «Социальные реформы и нравственная культура студенчества»

УДК 316 (470.6) ББК 60.55 Г-85

Гришин Евгений Евгениевич, аспирант кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет, т.: 8(952)9807750.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ И НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СТУДЕНЧЕСТВА

(рецензирована)

Любые социальные сдвиги в обществе непосредственно отражаются на нравственном состоянии общества. Этот процесс наиболее ярко заметен в отношении молодежи. Изучение этого процесса всегда значимо для общества поскольку молодежь -это будущее любого общества.

Ключевые слова: нравственность, уровень, социум, реформа, гуманизация, быт, учеба, воспитание, окружающая среда.

Grishin Evgeny Evgeniyevich, post graduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics of FSBEI HPE “Maikop state technological university”, tel.: 8(952)9807750.

SOCIAL REFORMS AND MORAL CULTURE OF STUDENTS

(reviewed)

Any social changes in the society are directly reflected in a moral condition of society. This process is swept up mostly concerning youth. Studying of this process is of great importance for the society as youth is the future of any society.

Keywords: morality, level, society, reform, humanization, life, study, education, environment

Daurova Axana Muratovna, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Constitutional Construction and Public and Municipal Administration of the Faculty of Management of FSBEI HPE “Maikop state technological university”, tel.: 8(918)4207353.

INFLUENCE OF THE GLOBALIZATION PROCESS ON MASS CULTURE AND PERSONALITY

(reviewed)

Research of the interaction of a personality and mass culture in the conditions of transformation of social systems represents a multidimensional problem. Today the mass culture clearly demonstrates irreversible process of destruction of traditional world outlooks and formation of new, global changes happening in the sphere of morality. There is an alarm in public opinion concerning the condition of an inner world of a person as a personality in modern sociocultural situation.

Keywords: globalization, mass culture, personality, socialization of the perso-nality, consciousness.

Традиционной целью любого общества является воспитание молодежи в соответствии с высокими нравственными и духовными ориентирами, в духе глубокого уважения к личности и ее созидательному и творческому труду, как составной части общечеловеческих ценностей. Для этого, в первую очередь, надо обеспечить ей достойное место в системе социальных взаимосвязей, а также достаточный уровень жизненно-бытовых условий. В последние годы в этом направлении были приняты ряд решений, которые сегодня перспективно привлекательны, но их реализация зависит от ряда обстоятельств, в том числе -глубокая гуманизация и гуманитаризация образования, отход от традиционного технократизма в преподавании.

Хотя нравственная культура студенчества фактически является отражением нравственной культуры общества в целом, но она имеет свои специфические особенности, связанные с возрастом, социальной средой, в которой прошло детство, условиями семейно-бытовой жизни, а также общесоциальных и общемолодежных процессов, протекающих в обществе.

В последние годы появились ранее неизвестные социальные проблемы, серьезно влияющие на формирование культурно-нравственных ценностей и ориентаций молодежи.

Так, в советское время наше общество не знало такого явления, как безработица. Переход к рыночной экономике сделал безработицу явлением постоянным и существенным, в том числе, среди молодежи. Если в целом в мире безработная молодежь составляет 13%, то в нашей стране она официально равна 16% (неофициальная цифра может быть выше, поскольку регистрируются не все). Недаром на вопрос «Боитесь ли Вы стать безработным?» положительно ответили 44% опрошенных.

Сугубо отрицательное значение имеет и жесткая поляризация современного российского общества, и расшатывание привычных нравственных ценностей, которые подорвали его устои, снизили роль моральных авторитетов, привлекательность общественного признания и стали основанием серьезных деформаций в системе социальных ценностей современного студенчества.

Об углублении процесса дегуманизации общества и связанного с ним снижения морального сознания студентов свидетельствуют результаты опросов студентов в разные годы. За период с 1997 года по 2001 год количество студентов, высоко оценивающих воспитанность уменьшилось с 52% до 37%; честность и искренность - с 57% до 29...

Происходит отход студенчества от социоцентрической модели развития, которое было присуще советской системе воспитания и образования, переход их на личностные ориентации, соответствующие рыночной экономике.

Для определения уровня культурно-нравственного сознания студенчества большое значение имеет определение их нравственных ориентаций, направлений их интересов и целей, их нравственные идеалы.

С этой целью была распространена анкета с вопросом «В ком вы видите свой идеал человека, кому вы хотели бы подражать в жизни?»

Ответы показал, что подавляющее большинство студентов в поисках образа для подражания не выходит за пределы «ближнего круга». Почти 60% видит идеал в ком-то из сокурсников или, по крайней мере «из студентов вуза, где я учусь», 31% студентов МГТУ указали на одного из членов семьи, 25% указали ан одного из преподавателей. В результате получилось, что на первом месте «член семьи, или родственник», на втором кто-то знакомый, на третьем - лично незнакомый герой, на четвертом месте «преподаватель».

Таким образом, налицо факт отсутствия настоящих полноценных положительных героев у молодежи, который говорит не только о снижении уровня нравственных ценностей и падении морального влияния преподавателей, но и о элементарном незнании героев своей страны, своего народа.

Конечно, можно привести в оправдание аргумент о неприятии современной молодежью прежнего советского диктата общественного над личным. Но и открыто гуманистические концепции мировых религий почему-то не стали базой жизнесмысленных концепций большинства современников, хотя определенная часть молодежи сегодня обращается к религиозным ценностям, пытаясь заполнить постсоветский нравственный вакуум. 21% из этой молодежи являются студентами. Кстати, доля "твердых" атеистов среди студентов - 15%. Безразличие к вопросам религии выказал каждый восьмой студент.

Анализ анкет показывает, что из-за разных возможностей студенты расходуют свободное время неодинаково. В перечне любимых занятий прежде всего названы просмотр телепередач - 73%, встречи с друзьями - 51%, чтение художественной литературы - 49%. Спортом занимается всего 31% респондентов, несмотря на то, что здоровью отведено ими почти первое место в системе жизненных ценностей. Самое малое количество выборов получил театр - 26%, и только 24% отметили, что имеют хобби. Если рассматривать полученные данные по каждому вузу отдельно, то в АГУ на первом месте общение с друзьями, на втором - чтение, на третьем - просмотр телепрограмм. В МГТУ на первом месте - просмотр телепрограмм, на втором - общения с друзьями, на третьем -чтение.

Студентам также предлагалось указать на причины, которые тормозят дальнейшее развитие нравственной культуры. 48% респондентов отметили, что дальнейшему развитию нравственной культуры мешает недостаток времени, 24% отметили, что не мешает ничто, кроме умственной лени, 22% связали эту причину с низким материальным уровнем жизни, 6% сочли, что нет необходимости в дальнейшем совершенствовании своей нравственной культуры.

В ответах на вопросы анкет студенты назвали факторы, которые, на их взгляд, содействовали бы формированию высоких нравственных качеств. Студенты Адыгейского государственного университета в качестве такового назвали содержательную работу на лекциях и семинарах. Второе место они отвели чтению, особо подчеркнув текущую прессу. Третье и четвертое заняли общение с друзьями и, соответственно, знание и усвоение народных традиций и обычаев. Студенты же Майкопского государственного технологического университета главный и первый фактор увидели в самостоятельной учебной и научной работе, второй - в участии в вузовской жизни и общественной работе. В качестве третьего фактора было выбрано искусство.

При опросе студентов поднимались вопросы отношения к народной культуре (традициям, обычаям, обрядам) и к знаниям о ней, которыми владеют студенты. Как оказалось, лишь 49% студентов имеют какие-то фрагментарные знания о них, остальные признались в плохой ориентации в них. Основные знания студентов сводятся в основном к осведомленности о народных праздниках, бытовых обрядах, приметах.

Опросы показали, что в качестве первых ценностей студенты выбирают стабильную экономику и общественную безопасность; второе место заняли - построение гуманного общества и его культурное развитие. Студенты негосударственных вузов, хотя они и более материально обеспечены, чаще выбирают материальные ценности.

Анализ полученных при опросе ответов позволяет сделать вывод о том, что нравственные представления студентов одновременно включают различные, а иногда даже противоположные друг другу представления о том, что такое добро и зло и каковы должны быть долговременные жизненные ориентиры. В результате наблюдается некий полицентризм ценностей, который усложняет нравственную жизнь молодежи и придает ей ненужную напряженность. Наличие в сознании студентов разных ценностных ориентиров является причиной перманентной фрустрации, в которой находятся сегодня многие молодые люди, в том числе - и студенты.

Характерной чертой нравственного сознания студентов становится рационализм. Нередки случаи, когда при принятии решения студент руководствуется не моральными постулатами, а эмпирическим рассудком, подсказывающим конкретную выгоду.

При выборе типа коммуникаций, партнеров по общению, студенческая молодежь в значительной мере опирается на принцип прагматизма, модный и разрабатываемый сегодня в американской философии.

Современная нравственная культура, испытывая естественное воздействие социально-экономических сдвигов в стране, признавшей необходимость демократизации общественной жизни и построения правового государства, предполагает преодоление остатков тоталитаризма на рельсах общецивилизационных процессов. Однако сложности и противоречия этих процессов привели к тому, что нередко среди молодежи место советского прямолинейного коллективизма занимают не общечеловеческие нравственные ценности, а такой же примитивно-прямо-линейный индивидуализм с элементами прагматизма.

Анализ состояния и уровня нравственной культуры студентов приводит к выводу, что высшие учебные заведения в своей работе должны осознавать и учитывать не только реалии, но и уже явно заметные тенденции в процессе становления сознания молодежи, обратить более пристальное внимание на те стороны подготовки специалистов, которые сильнее всего влияют на формирование высоких нравственных принципов. Это относится, в первую очередь, к кафедрам гуманитарных наук, которые имеют решающее значение в данном вопросе, имея возможность соединять содержание своих образовательных дисциплин с формированием высоких нравственных принципов у студенчества.

Молодежь - это не только объект воспитательного воздействия, но и субъект социального действия, социального творчества и обновления1. Необходимо учитывать, прежде всего, тот факт, что в переходный период общественного развития молодежь выступает от имени нового поколения, а ее культуротворческая роль приобретает при этом актуальность для всего общества.

Формирующаяся культура студента обусловлена духовными устремлениями нового поколения, устремлениями, выражающими новые потребности современной эпохи.

Осознавая свои интересы и нравственные потребности, начиная их активно отстаивать, студенчество тем самым начинает и объективный процесс формирования своей нравственной культуры, отражая объективные процессы общественной дифференциации, процессы возрастания многогранности и многосторонности общественных связей.

Нравственная культура студенчества, по нашему мнению, представляет собой

1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. С.-Петербург.2006. С. 86.

определенную реализацию его нравственных убеждений в активной, целенаправленной, осознанной практической деятельности, базирующейся на сознании, соответствующем тенденциям обновляющегося и совершенствующегося общества в целом. А вся вузовская система - на пробуждение гражданских чувств студента, связанных с культивированием своеобразия, что предполагает смещение нравственной культуры в сторону эстетизма как типа духовности.

В качестве комплексного критерия уровня новой нравственной культуры личности студента должна выступить его активная гражданская позиция, в основе которой лежит деятельность по обновлению не только общества, но и самого себя.

Говоря о состоянии нравственной культуры студенчества, нельзя не учитывать того, как на нее влияет современная обстановка в стране, то есть происходящие сегодня экономические, социальные, политические процессы, являющиеся объективными условиями.

Итак, процесс формирования культурно-нравственных ориентиров в молодом возрасте представляет собой осознанное действие, включающее в себя все виды деятельности, осуществляемой морально-познавательными целями. Такой процесс обязательно должен обеспечивать практическое освоение студентами многообразных способов решения жизненных нравственных задач посредством реализации собственного нравственного потенциала. При достижении единства теоретического и практического овладения моральными императивами или практическими нормами обеспечивается формирование нравственных принципов и отношений. Отсюда следует, что структуру процесса формирования нравственной культуры можно представить как теоретическое и практическое осмысление и овладение моральными ценностями, выступающими в качестве морально-этических традиций и выработке нравственного стереотипа поведения, заключающегося в соблюдении и передаче другим моральных норм, предписаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.