Intercultural Pedagogy: Theory and Practice
УДК (UDC) 316.346.32-053.6(5)
Garmaeva Tatiana, PhD in Philosophy, Buryat State University,
Ulan-Ude, Russia.
Shakhaeva Aleksandra, PhD in Philology, Buryat State University,
Ulan-Ude, Russia.
Peng Lin, PhD, Associate Professor, Xi'An Jiaotong University, China
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СТОЛИЦАХ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ (ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF MODERN STUDENT YOUTH IN
THE INNER ASIAN CAPITALS (AN ATTEMPT AT INTERNATIONAL RESEARCH)
Abstract
The transformation of the modern society has affected many aspects of young people. Most of the tasks of modernization of society require an adequate understanding of its main trends. It becomes important to study the problems of youth as a social force, which will determine the main trend of development of the Asian community. Modern youth living in cross-border regions grew up in a difficult environment of behavioral destruction, social, economic, and social transformation. That is why most important for the regions of Inner Asia remains the question of what are the current generation and what problems they faced in everyday life. Modern student youth in the three capitals of regions (Ulan-Ude — the Republic of Buryatia (Russian Federation), Huh-Hot — Autonomous Region of Inner Mongolia (China), Ulan-Bator — Mongolia) exhibits independence in action, guided by one's own mental capacity, hard work to achieve main goals. In addition, showing a sufficient level of confidence close to people from the social environment this is associated with a sense of well-being, livelihood, and life satisfaction. For the students, the system of values is a major motivator of social action, influencing on their needs and interests.
Keywords: youth, values, Inner Asia, cross border, socio-cultural environment, education, university, Ulan-Ude, Hoh-Hot, Ulan-Bator
Введение
Регион Внутренней Азии как часть Центральной Азии рассматривается как внутриконтинентальная территория, объединенная, в первую очередь, историко-культурной общностью. Это российский сегмент Внутренней Азии, куда входят этническая Бурятия от Предбайкалья до Манчжурии, Тыва с горными отрогами Восточного Саяна, а также зарубежье, в том числе Автономный район Внутренняя Монголия (КНР) и Монголия [6, с. 3]. Этот перспективный регион, все больше привлекающий передовые страны Запада, все увереннее заявляет о себе как экономически совершенно независимый и, по оценкам экспертов, наиболее ресурснообеспеченный.
Можно определить разные варианты сценария мировой истории, но в интерпретации антиглобализационых сюжетов XXI в. в условиях азиатского акцента движения международной экономики нельзя не учитывать Сибирь как основной актор азиатской России в новом разделении акцентов развития. Весь потенциал ресурсного обеспечения международного развития «азиатских тигров» может лечь на горнодобывающую промышленность Восточной Сибири, и в первую очередь российского сегмента Внутренней Азии.
При этом важнейшей составляющей в связи с поставленной проблемой являются сложнейшие вопросы новых мировых реалий. Трансформационные процессы, происходящие в современном мировом сообществе, затрагивают многие сферы жизни молодого поколения. Адаптация молодежи к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям, активное их участие в общественно-политической жизни региона способствует развитию их творческого, интеллектуального потенциала и оказывает непосредственное влияние на процессы международной мобильности. В этих условиях актуальным становится вопрос о социокультурном развитии молодежи, в том числе ценностных ориентаций студенческой молодежи, как дееспособной энергичной социальной силы, которая завтра будет определять основной тренд развития внутриконтинентального азиатского сообщества, характер которых является типичным индикатором современного развития любого общества.
Теория
В 2016 году был завершен первый этап международного исследования социокультурного пространства студенческой молодежи в столицах Внутренней Азии - г. Улан-Удэ (Республика Бурятия), г. Улан-Батор (Монголия) и г. Хух-Хото (Автономный район Внутренняя Монголия) (грант Российского гуманитарного фонда, № 14-31-01299). Российский сегмент был представлен студентами Бурятского государственного университета, монгольский - студентами Монгольского государственного университета образования, китайский - студентами Педагогического университета Внутренней Монголии. Выбор региона неслучаен, поскольку восточный вектор развития политики нашей страны обусловил большой интерес научного сообщества к экономическим, социальным, демографическим, культурным, и другими процессам, происходящим в трансграничных регионах Дальнего Востока и Забайкалья - на Дальневосточном
трансграничье [3] и в Забайкальском трансграничье [11]. Республика Бурятия не имеет границы с КНР, но вместе с Монголией и Автономным районом Внутренней Монголии КНР, входит в состав историко-культурного региона - Внутренняя Азия. Указанные регионы объединены общим степным культурным наследием и на сегодняшний день активно сотрудничают в разных сферах, в том числе и в образовании. Как отмечает А. В. Михалев, «образование - это сфера культурного влияния, в рамках которой можно производить и транслировать политические, социальные и культурные ценности. Оно формирует мировоззрение, популяризирует те или иные карьерные ориентиры и стратегии социальной мобильности» [9, с. 176]. Сегодня эта отрасль также иерархично поделена по признакам престижа и социальной значимости. Как справедливо отмечают М. М. Лебедева, Ж. Фор, «достижения государства в науке привлекают студентов в эту страну именно по данным направлениям, которые сразу же становятся наиболее престижными и востребованными» [8, с. 201].
Современное общество предполагает равное развитие культур разных народов, проживающих в нём, вместе с тем, сосуществование представителей различных культур в одном обществе неизбежно ведет к некоторой унификации мышления и поведения молодёжи. В свете глобализационных процессов и процессов трансформации современного общества и культуры, связанных с такими явлениями, как виртуализация, визуализация, информатизация, глобализация, транснационализм, происходит нивелирование традиционных ценностей, поэтому остро встает вопрос сохранения и развития национальных культурных традиций, где особо важную роль играет молодежь, выступая транслятором культурных ценностей, норм и активным участником социально-экономических отношений [7, с. 88]. Поскольку существует определенная взаимосвязь между ценностными установками вузов и ценностями общества, то и индивидуальные достижения и последующая карьера студенческой молодежи будут отличаться в зависимости от организации университетской среды. При этом университеты выступают не только транслятором культурных ценностей, но и являются доверительной средой их формирования. Представители молодежной социально-демографической общности -студенчества, характеризуются определенными ценностными установками. В этом плане весьма актуальны проблемы исследования и осмысления социокультурных и этнокультурных процессов в городах Внутренней Азии, выявления культурных универсалий в ценностных ориентациях, национальной и этнокультурной специфики монголоязычных народов, характерные для многонационального региона и мирового сообщества, и адаптации собственного многообразия культурно-исторических ценностей к мировой и наоборот [7, с. 88].
Категорию социальной ценности (как выражения идеи ценностного) ввел в социологию М. Вебер, который в рамках типологии социального действия выделил его ценностно-рациональный тип, «основанный на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового» [цит. по 4,с. 103].
Российские исследователи считают основной принципиальной чертой социальных
ценностей нх особую связанность с существующей системой культуры и социальной структурой общества. П.А. Сорокин рассматривает ценность как один из основных компонентов социального действия. Т. Парсонс подчеркивает, что социальные ценности, их общность выступают как высший принцип, на основе которого достигается всеобщее согласие [12]. В.М. Матвеева отмечает, что система ценностей является объединяющим и дифференцирующим фактором в структуре различных дифференциальных общностей и определяет присущие им признаки и особенности, индивидуальным проявлением которых выступают ценностные ориентации самих индивидов [9]. Термин «ценностная ориентация» впервые был введен в научный обиход У. Томасом и Ф. Знанецким, означая социальные установки личности, под которым подразумевалось состояние сознания индивида по отношению некой социальной ценности [2]. В отечественной социологии понятие «ценностная ориентация» было разработано А.Г. Здравомысловым, З.И. Файнбургом, В.А. Ядовым и др. Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, связанной с теми или иными ценностями материальной и духовной культуры общества в целом. Таким образом, формирование ценностных ориентаций представляет собой процесс становления личности, ее индивидуального сознания и психологии под непосредственным влиянием социального окружения и общих социальных условий [9].
Данная статья представляет собой попытку освещения основных трендов в развитии студенческой молодежи в социокультурном пространстве городов в трех государствах -России, Монголии и Китае. Важность и новизна исследования очевидна, так как это первая попытка разностороннего анализа культуры городов Внутренней Азии как самостоятельных антропологических объектов. Между тем результаты проекта позволят выявить современные социокультурные процессы в г. Улан-Удэ, Улан-Баторе и Хух-Хото с учетом их исторического развития и национального колорита. Сопоставительный анализ создания единой картины позволяет представить реальную ситуацию социокультурного развития студенческой молодежи в этих странах.
Данные и методы
В ходе проведения исследования проводились как теоретические, так и полевые исследования. В результате полевых работ методом включенного наблюдения и социологического опроса был собран фактический материал, также был использован сравнительный метод. Источниками для настоящей работы послужили материалы, опубликованные в официальных статистических ежегодниках, выпускаемых уполномоченными органами России, Монголии и Китая; материалы СМИ (газеты, журналы, интернет), научные труды зарубежных и отечественных исследователей, освещающие различные аспекты развития студенчества. Отдельную группу источников составляют результаты проведенного анкетирования в университетах столиц изучаемых регионов. Не ставя целью специально останавливаться на анализе ценностных ориентаций российских, монгольских и китайских студентов, отметим лишь их некоторые характеристики по результатам проведенного исследования.
К доминирующим традиционным ценностям относится институт семьи. Как отмечает Л.Л. Абаева, в семье прививалось послушание, почтительное уважение к родителям, вообще к старшим. Прививались и тесные родственные отношения ко всем членам семейно-родственного круга и готовность оказания помощи тем, кто в этом нуждался, как к своим близким. Ребенок с детства приобщался и к нормам и правилам этикета, принятым в обществе [1]. Большое значение имело и уважительное отношение к памяти давно умерших предков. Знание своей родословной, во-первых, обеспечивало хорошее знание истории рода, во-вторых, ребенок ощущал себя его частью.
Студентам был задан вопрос: «Какие из перечисленных ценностей представляются Вам наиболее значимыми в современных условиях?», и было предложено выбрать ответы по степени значимости от 1 — более значимой характеристики и до 15 — менее значимой. Наиболее значимым для студентов являются здоровье, почитание родной земли, предков, родителей, образование, семья, дом. Значимыми на среднем уровне являются такие ценности как почитание и знание национальных традиций, работа и карьера, материальное благополучие, дети и их судьба, нравственность. И, наконец, наименее значимыми были указаны свобода, честность, справедливость, независимость, законность (табл. 1).
Таблица 1
Какие из перечисленных ценностей представляются Вам наиболее значимыми в современных
условиях?
Республика АРВМ КНР Монголия
Бурятия РФ
4 2 2 почитание родной земли, родных, предков
2 1 3 почитание родителей, старших
9 5 6 почитание и знание национальных традиций
8 11 8 материальное благополучие
1 3 1 здоровье
5 4 4 образование
7 6 7 работа, карьера
3 8 5 семья, дом
6 9 9 дети и их судьба
13 7 11 нравственность
10 12 10 свобода
14 13 14 независимость
15 15 15 законность
11 10 12 честность
12 14 13 справедливость
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что респонденты в большей степени ориентируются на универсальные традиционные ценности — здоровье, семья, образование (табл. 2). Крепкое здоровье для обеспечения счастливой жизни отметили 72,26% студентов из Монголии, 76,53% — АРВМ, 48,28% — Бурятии; счастливый брак: 69,52% — монгольских, 75,51% — китайских, 58,62% — российских студентов; хорошее образование: 39,73% — в Монголии, 32,65% — АРВМ, 22,41% — Бурятии. Также высоко ценится наличие надежных друзей. Поэтому главной целью современная молодежь
считает получение хорошего образования для дальнейшей самореализации и создания крепкой семьи. В современной культуре проявляются элементы постиндустриального общества, что ярко проявляется в тяге молодежи к образованию. Именно образование дает сегодня возможность трудоустройства, именно знания, умения и навыки определяют успешный карьерный рост, достижение социального статуса.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Что важнее для счастливой жизни?» (в %)
Республика АРВМКНР Монголия
Бурятия РФ
22,41 32,65 39,73 хорошее образование
48,28 76,53 72,26 крепкое здоровье
58,62 75,51 69,52 счастливый брак, семья
29,66 32,65 23,63 интересная работа
15,17 16,67 9,93 богатство
12,41 23,81 7,19 уважение людей
47,93 46,60 19,18 надежные друзья
8,28 4,76 6,16 вера в бога
4,83 9,52 11,64 процветание страны
3,10 11,22 3,77 романтические приключения
7,59 7,48 11,64 разносторонние знания
С системой ценностей связано понятие культурной нормы, которая понимается как правила, регулирующие поведение человека. Культурные нормы — это предписания, требования, пожелания соответствующего поведения. Нормы являются образцами, предписывающими, что человек должен думать, чувствовать, о чем говорить и что делать в определенных ситуациях.
Интерес представляют те качества личности, которые как культурную норму наиболее ценят студенты в людях (табл. 3). При ответе на вопрос необходимо было выбрать три ответа. Наиболее приоритетными качествами у студентов трех университетов выступают честность, доброта, трудолюбие и патриотизм, то есть человечность, правдивость, умение работать, применив полученные знания, у современных молодых людей стоят на первом месте и являются факторами успеха в жизни.
Таблица 3
Качества, которые наиболее всего цените в людях (в %)
Республика АРВМКНР Монголия
Бурятия РФ
19,1 25,27 31,38 патриотизм, любовь к Родине
42,01 44,13 38,97 трудолюбие, работоспособность
67,01 61,92 53,10 честность
63,89 48,04 26,21 доброта
25,0 8,9 10,34 милосердие
18,06 13,17 19,31 скромность
11,81 9,61 19,31 честолюбие
9,38 37,37 17,24 принципиальность
21,18 25,27 19,31 чувство собственного достоинства
Немаловажное влияние на процесс социализации личности оказывает социальное окружение. На вопрос: «Чем Вы руководствуетесь в своем поведении?» мнения респондентов разошлись. Было предложено выбрать не более трех ответов, результаты опроса представления в табл. 4. Как мы видим, подавляющая часть опрошенных студентов в Монголии руководствуется в своем поведении разумом (66,33%), также для них важно мнение окружающих (56%), друзей и знакомых (34%). В АРВМ большинство студентов в своем поведении опирается на мнение близких и друзей (64,21%), затем руководствуются расчетом и разумом (55,52 и 45,15%). В Республике Бурятия, как и в Монголии, основная часть студентов указала на разум в своем поведении (80,74%), также учитывает мнение близких и друзей (53,38%), руководствуется расчетом (29,39%).
Таблица 4
Чем вы руководствуетесь в своем поведении? (в %)
Республика АРВМ КНР Монголия
Бурятия РФ
15,20 36,45 56,00 мнением окружающих
53,38 64,21 34,00 мнением близких, друзей
28,38 26,76 8,33 привычкой
14,53 24,41 11,67 законом
29,39 55,52 33,00 расчетом
80,74 45,15 66,33 разумом
2,70 15,38 4,33 страхом наказания
15,54 27,76 18,00 желанием казаться лучше
В условиях рыночных отношений и растущей конкуренции в сфере трудовых отношений современные студенты не склонны быть коллективистами и избыточно доверчивыми. При ответе на вопрос «На кого вы можете надеяться в жизни?» подавляющая часть студентов всех трех университетов ответила «на самого себя» (Монголия — 93,62%, АРВМ — 76,25%, Бурятия — 92,54%), и только затем на друзей и родственников. В меньшей степени современные студенты рассчитывают на правительство и власть (табл. 5).
Таблица 5
На кого вы можете надеяться в жизни? (в %)
Республика Бурятия АРВМ КНР Монголия
РФ
92,54 76,25 93,62 на самого себя
63,05 65,22 14,77 на своих родственников
29,15 29,43 12,08 на друзей
1,69 6,02 2,35 на школу
0,0 2,01 0,67 на партию
0,34 0,0 0,0 на общественные организации
0,0 0,33 0,0 на местные власти
1,69 5,69 2,68 на правительство
В Бурятии и Монголии процент студентов, которых обеспечивает государство, очень низкий, чему способствуют такие факторы, как низкий уровень стипендий, не
позволяющий обеспечить даже потребительский минимум, сокращение бюджетных мест, и, таким образом, у студентов полностью отсутствует ощущение социальной поддержки со стороны государства, приходится совмещать учебу и работу.
Интересно отметить, что самый большой процент по обеспечению государством показали студенты АРВМ КНР — 19%, в России и Монголии он составил только 7%. Данный факт позволяет говорить о том, что в Китае студенты чувствуют большую поддержку государства, несмотря на достаточно низкое материальное положение, чего нет в Бурятии и Монголии. Возможно, это связано с патриотическим воспитанием студентов в Китае как неотъемлемой частью образовательного процесса.
Исследование показало, что у студентов в рассматриваемых регионах также нет уверенности в участии государства в улучшении их материального положения: 1% в Бурятии и Монголии, 2% в АРВМ КНР. Необходимо отметить тот факт, что студенческая молодежь всех трех рассматриваемых регионов достаточно высоко ценит непрерывное образование и считает, что образование способно помочь улучшить материальное положение (57% опрошенных в Монголии, 36% в Бурятии и 31% в АРВМ КНР). Данный факт свидетельствует о глубокой сознательности студентов высших учебных заведений, которые понимают ценность образования в современном мире и возможности, которые оно может дать.
В настоящее время активное внедрение техники в сферы культуры создает особый тип так называемой домашней культуры, составными элементами которого являются, помимо книг, видеоаппаратуры, радио, телевизор, персональный компьютер, ноутбук, смартфоны, айфоны. Наряду с положительными чертами налицо и тенденция возрастающей духовной изоляции индивида. Коренным образом меняется система социализации общества в целом, существенно сокращается сфера межличностных отношений. Проанализировав результаты установлено следующее. Чем старше студенты, тем серьезнее относятся они к организации своего свободного времени, и наоборот, чем младше студенты, тем более бесполезный у них досуг. Комплексный кризис, типичный для нынешних России и Монголии, коммерциализация общественных взаимоотношений, потребительская форма действия, культивируемая средствами массовой информации, воздействуют на духовно-культурные ориентации студенческой молодежи, которая является важнейшим фактором конструирования представлений о своем городе. Это касается в полной мере жителей изучаемых городов. Типичные для них ценности уважения традиций, ценности духовности, зрелости и безопасности обусловливают их репрезентационную систему городской среды как удобной для жизни, обладающей национальным колоритом, культурным своеобразием, но, в то же время, не лишенной недостатков в плане экологической безопасности и перегруженности автотранспортом и людскими потоками [6, с. 98].
К сожалению, общей тенденцией в студенческой среде является отход на второй план духовно-культурных ценностей. Все большее влияние на молодое поколение оказывает потребительская психология и культ материального успеха. Этому способствует «одноразовая культура» с «одноразовыми» фильмами, изменения отношениями к
духовно-нравственным ценностям, принижение значения традиционного прошлого. Надо подчеркнуть, что это характерно для всего изучаемого массива студенчества трех сопредельных стран, в том числе и КНР. Хотя, казалось бы, коммунистическая идея в этой стране довлеет. Однако рыночные реалии изменения в социально-психологическом климате дают подобные результаты.
Полученные результаты
Современная студенческая молодежь в трех регионах вполне проявляет самостоятельность в действиях, руководствуясь своим умственным потенциалом, собственным трудолюбием для достижения поставленных целей, а также показывает достаточный уровень доверия близким людям из социального окружения, который сопряжен с ощущением благополучия, роста благосостояния, удовлетворенности жизнью.
Во всех трех регионах студенческая молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Они все мечтают жить в великих странах, обеспечивающих достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. Однако материальное благосостояние по-прежнему ценится выше свободы, уровень оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы, как рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление социального неравенства, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на первый план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется достаточно активно.
Согласно результатам анкетирования, в сознании молодежи продолжают сохраняться многие моральные ценности, в то же время начали проявляться зачатки новых черт, характеризующих новое поколение. Формируются новое мышление и рыночная психология. Наблюдаются прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи. Эти тенденции доминируют, отодвигают на второй план традиционные ценности общества. В новых условиях молодые люди больше рассчитывают на собственные силы, личные качества и способности, что позволяет максимально увеличить свой социальный ресурс в конкурентном обществе. Молодежь осознает, что целеустремленность и независимость — это те качества, которыми должен обладать современный человек для успешной деятельности.
Заключение
Молодежь в настоящее время выступает одной из влиятельных демографических групп населения и ценнейшим человеческим ресурсом для культурного развития любого города и страны. Молодежь в состоянии мотивировать, задавать ориентиры во многих сферах жизнедеятельности общества. Студенческая молодежь - строители национального
будущего, приспосабливающиеся к новой меняющейся среде, использующие знания новейших технологий. Социальные, политические, экономические и культурные процессы в России, Китае и Монголии рассматриваемого периода оказали существенное влияние на демографическую структуру населения стран: в России количество молодого населения сократилось, в Монголии — возросло. Молодежь Российской Федерации составляет незначительную долю от общей численности населения, причем регионы дифференцированы по демографическому составу. Между тем высокая доля молодых граждан в возрасте от 18 до 35 лет в численности населения Монголии — 38,5% — делает ее страной молодежи [6, с. 88].
Социокультурное развитие современной студенческой молодежи является главнейшей характеристикой личности, важным и центральным ее компонентом, который определяет сравнительно устойчивое отношение индивида к окружающей действительности, и оказывает достаточное влияние на форму поведения, на которое, в свою очередь, оказывает сложившаяся ситуация в семейном окружении, в университете и в обществе в целом, тогда как усиление динамики экономических и социальных трансформаций обостряет вопросы самоопределения молодежи.
Таким образом, современное реформирование в социокультурном пространстве столиц Внутренней Азии в условиях глобализации и модернизации, опираясь на национальные нравственные потенциалы культуры и используя передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при одновременном сохранении его национального культурного многообразия и интеграции в мировое сообщество.
References:
1. Abaeva L. L. Buryaty. - Moskva: Nauka, 2004. -633 s.
2. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya. - Moskva: Nauka, 1994. - S. 170.
3. Blyaher L. Transgranich'e [Online], Available: http://magazines.russ.ru/druzhba/2016/7 /transgraniche.html (data obrashcheniya 01.02.2017).
4. Dorzhieva I. C., Golavskaya N. I. Sociokul'turnoe razvitie detej i molodezhi buryatskoj nacional'nosti v sovremennyh usloviyah // Lichnost' v poliehtnicheskom prostranstve: osobennosti formirovaniya i razvitiya: koll. monografiya / otv. red. L. V. SHulunova. — Ulan-Udeh: Izd-vo Buryat, gos. un-ta, 2012. — S. 79-115.
5. Garmaeva Т. I. Nekotorye aspekty transformacionnyh processov v obrazovatel'noj politike Kitaya (na primere Avtonomnogo rajona Vnutrennyaya Mongoliya) // Teoriya i praktika prepodavaniya vostokovednyh disciplin: mat-ly mezhvuz. nauch.-metod. seminara (Ulan-Udeh, 24 aprelya 2015 g.). - Ulan-Udeh: Izd-vo Buryat, gos. un-ta, 2015. - S. 35-42.
6. Garmaeva Т. I., Shahaeva A. A. Sociokul'turnoe prostranstvo studencheskoj molodezhi v stolicah Vnutrennej Azii: monografiya // nauch. red. N. V. Abaev, otv. red. E. N. Palhaeva. - Ulan-Udeh: Izd-vo Buryat, gos. un-ta, 2016. - 160 s.
7. Garmaeva T. I. Cennostnye orientacii sovremennoj studencheskoj molodezhi v regionah Vnutrennej Azii: k postanovke problemy // Gumanitarnye issledovaniya Vnutrennej Azii. -2016,-Vyp. 4. - S. 87-90.
8. Lebedeva M. M., For ZH. Vysshee obrazovanie kak potencial «myagkoj sily» Rossii // Vestnik MGIMO-Universiteta, 2009. -№6.- S. 200-205.
9. Matveeva V. M., Onzimba Lenyungo ZH. B. Rol' cennostej v social'no-ehkonomicheskom razvitii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. - № 4, 2007. - S. 62-67.
10. Mihalev A. V. Mongoliya v bol'shoj igre XXI veka. Bor'ba za vliyanie i neformal'nye instituty myagkoj sily. - Ulan-Udeh: Izd-vo BGU, 2013. - 252 s. - S. 176.
11. Rozov N. S. Fenomen transgranich'ya v istoricheskoj i geopoliticheskoj perspektive // Transgranich'e v izmenyayushchemsya mire: Rossiya - Kitaj - Mongoliya: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 16-20 okt. 2006 g. - CHita: Izd-vo ZabGGPU, 2006. - S. 109-113.
12. Rossijskaya sociologicheskaya ehnciklopediya. Moskva: Norma-Infra, 1999. - S. 160.
13. Shahaeva A. A. Kul'turno-nacional'nye osobennosti sociokul'turnogo prostranstva stolic Vnutrennej Azii (na primere g. Ulan-Udeh i g. Huh-Hoto) // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - Vyp. 8 (1)/2015: Vostokovedenie. - S. 93-95.
14. Christopher P. Atwood. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol empire / P. Christopher. - New York: NY 10001 Library of Congress Cataloging-in-Publication Data, 2004.
15. Coleman J. Foundations of social theory / J. Coleman. - Cambridge (Massachusetts), 1990. - 1014 p.
16. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital / J. Coleman // The American Journal ofSociology. - 1988,-Vol. 94 (94:895).-P. S95-S120.
17. EHnhtuvshin B. Bolovsrol, shinzhlehkh uhaan, ujldvehrlehlijn integrac. (Integraciya obrazovaniya, nauki i proizvodstva) / B. EHnhtuvshin. - Ulanbaator, 1994.
18. Gyndsambuu H. Mongolyn nijgmijn davhraazhil: hegzhil, handlaga / H. Gyndsambuu. -Ulaanbaatar, 2002. - 660 h.
19. Humphrey C. Culture and Environment in Inner Asia / C. Humphrey, D. Sneath. -Cambridge : White Horse Press, 1996. - Vol. 2
20. ^fP^J^ Buhechaolu. Fenli zoujin qianlie Nemenggu xianxiang yanjiu.AKffi^fi Renmin chubanshe. 2009. - 423 c.
21. Huhehaote fengqing baihua. Wei Duo bianzhu. F^^^ASffi^ft Neimenggu renmin chubanshe, 2006. - 377 c.
22. Huhehaote shiliao. Diliuji. Huhehaote : Huhehaote shi weidang shi ziliao zhengji bangongshi 1985. - 403.
23. - 840M. Li Yingzhu. Huhehaote shizhi (xia). - Huhehaote : Neimenggu renming chubanshe, 1999. - 840 ye.
Information about the authors:
Garmaeva Tatiana, Ph.D. in Philosophy
The Head of Cultural Anthropology Department Inner Asia Institute, Buryat State University, Russia E-mail: tanya_osorova@mail.ru
Shakhaeva Aleksandra,
Ph.D. in Philology
Senior Lecture of Philology of Far East Countries Department Oriental Studies Institute, Buryat State University, Russia e-mail: sashash@yandex.ru
Peng Lin,
Ph.D., Associate Professor, Xi'An Jiaotong University, China e-mail: _ pengjing@,126.com