УДК 371.011 ББК 74.200.51
В.О. Гусакова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье рассматриваются социальные практики как педагогическая технология, применение которой имеет сегодня особую актуальность и обеспечивает эффективность духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Три признака: содержательность, внутренняя и внешняя результативность и экономичность социальных практик - свидетельствуют о том, что их главная цель заключается в формировании у старшеклассников духовных потребностей и мотивации к преобразованию мира и самого себя.
Ключевые слова: социальные практики, духовно-нравственное воспитание, социокультурные ценности, потребности, старшеклассники.
V.O. Gusakova
SOCIAL PRACTICE IN THE SPIRITUAL AND MORAL TRAINING OF SENIOR PUPILS
The article studies social practice as a pedagogical technology, application of which has a special topicality and ensures the effectiveness of the spiritual and moral education of senior pupils. Three distinctive features - meaningfulness, internal and external result and efficiency of social practice serve as a proof that their central objective consists of shaping spiritual needs in senior pupils along with motivation to change the world and themselves.
Key words: social practice, spiritual and moral education, social and cultural values, needs, senior pupils.
Переживаемая сегодня модернизация образования актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.
Закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3].
Воспитание рассматривается как деятельность, которая интегрирует педагогическое воздействие учителя на ученика и самовоспитание - внутреннюю работу человека над собой (искоренение недостатков, укрепление силы духа воспитание чувств), в ходе которой происходит самоопределение (раскрытие своих талантов и способностей) в разных сферах жизни.
Воспитание обязательно предусматривает социализацию (Ю.И. Кривов, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик), которая предполагает сознательное усвоение старшеклассниками устоявшихся поведенческих стереотипов, гармонизированную адаптацию к социуму, наличие пусть и небольшого культуросообразного опыта решения социальных проблем и ценностных ориентиров для обнаружения и утверждения своего места в социуме.
Основу воспитания личности, согласно Федеральному закону об образовании в Российской Федерации, должны составлять социокультурные ценности, характеризующие общество на определенном этапе его развития (Г. Риккерт, М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, В.А. Караковский, Д.Ю. Ваниянц, Т.А. Ва-лиахметова), и духовно-нравственные ценности (Г.Н. Коджаспирова, А.В. Му-дрик, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова).
Духовно-нравственные ценности являются базой для формирования социокультурных ценностей и связующим звеном в пространстве и времени человеческого бытия. Руководствуясь ими, человек естественным образом, оглядывается на идеалы прошлого, в котором черпает поведенческие образцы для выстраивания перспективы будущего.
Современная картина российского постидустриального информационного социума показывает, что успешное будущее государства зависит от личности, обладающей «профессиональной мобильностью» и реализующей потребности в «непрерывном образовании», общекультурном и познавательном развитии [4, с. 4].
Из потребностей личности формируются запросы социума, которые определяют цели образования и желаемые результаты. В перечне требований общества к образовательной системе указано: «формирование общего деятельностно-го базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира» [4, с. 4].
«Общий деятельностный базис» может стать ключевым звеном социальных практик, направленных на преобразование мира (как внешнего, так и внутреннего) и формирование отношения у учащихся к социокультурным ценностям и расширение их ценностно-смысловой сферы.
В духовно-нравственном воспитании социальные практики должны иметь вектор на раскрытие (или узнавание в прошлом своих предков), принятие и утверждение в своей жизнедеятельности социокультурных ценностей. В их числе: земля - общий дом Отечества, Отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек (В.А. Караковский); «отношения личности со средой» (государством, народом, семьей, личностью, природой) и отношение личности к труду, нормам поведения в социуме, науке, искусству, религии, вещам (А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк); права человека и признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его достоинству и
свободе, защита его прав, утверждение гуманистических принципов в воспитании и образовании (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).
Важно отметить, что духовно-нравственное воспитание прежде всего нацелено на формировании внутреннего мира человека, в ходе которого происходит обнаружение и присвоение ценностей и регуляция потребностей в соответствии с этими ценностями. Одним из критериев духовно-нравственного воспитания можно считать преобладание у человека духовных потребностей над физиологическими.
К физиологическим (органическим) относят потребности в пище, одежде, жилье, сне. Согласно пирамиде потребностей (А. Маслоу) они составляют низший уровень, духовные - вершину. Между ними - социальные, познавательные и эстетические потребности. Физиологические потребности напрямую взаимосвязаны с функционированием человеческого организма - тела. Их наличие не зависит от воспитания, но их проявление может регулироваться человеком в зависимости от уровня воспитания.
К социальным потребностям можно отнести защиту и безопасность; желание быть принятым в обществе и оказывать на него воздействие, любить и быть любимым, заботиться о ком-то и чувствовать заботу о себе; уважение, признание.
Познавательные потребности связаны с познанием (открытием) мира и законов мироустройства, обретением навыков для взаимодействия с ним; эстетические - с получением удовольствия от красоты и гармонии.
На вершине пирамиды находятся потребности в самоактуализации или духовные потребности, от наличия которых зависят форма и степень проявления всех остальных.
Духовные потребности связаны с внутренним стремлением человека к осознанию своего места в социуме, выстраиванию смысложизненной перспективы и раскрытию своего предназначения во имя высшей идеи (всеобщего блага, преобразования мира). Духовные потребности всегда связаны с экзистен-
о
X
X
ф
ш
ь
ш
го ^
X
о
X
ей о
го §
И
«8 ГО
-О ;2 5 Э
о 2 О о
о
т
циональными переживаниями человека, которые особенно актуализируются у учащихся старших классах, в пору юношества - период социального, личностного, профессионального и духовного самоопределения.
Духовные потребности позволяют воспитать так называемую «силу духа» -состояние человека, позволяющее ему четко следовать поставленной цели и преодолевать слабости и соблазны, как правило, связанные с физиологическими потребностями, и противостоять трудностям.
Духовные и физиологические потребности являются пограничными в состоянии человека. От преобладания тех или иных зависит вектор социальных, познавательных и эстетических потребностей.
Руководствуясь в большей мере физиологическими потребностями, старшеклассник будет выстраивать свою жизненную стратегию в сторону получения материальных благ, которые, по его мнению, позволят ему реализовать и духовные потребности. При таком целе-полагании вектор стремлений человека устремляется на него самого: в социальных потребностях доминируют желания собственной безопасности, защиты самого себя, уважении своей личности и т.д; в познавательных - приспособление окружающего мира для собственного комфорта; в эстетических - самолюбование, получение удовольствий от красивой одежды и обстановки в доме. Духовные потребности в таком случае могут иметь характер гедонизма - счастья как личного благополучия (Ари-стипп).
Процесс формирования духовных потребностей в качестве преобладающих оптимален для возрастного периода старшеклассников, которым свойственны романтическое видение мира, геройство, желание подвига, «жажда впечатлений, нового и разнообразного» [2, с. 448]. По мысли святителя Феофана Затворника: «Из этого периода жизни выходят два порядка людей: одни сияют добротою и благородством, другие омрачены нечестием и развратом; а третьи,
средний класс, склоняются то к добру, то ко злу» [2, с. 448].
В условиях современного «общества потребления» (Э. Фромм) характерный для старшеклассников поиск ответов на жизненно важные вопросы «кем быть?» и «каким быть?» нередко трансформируется в проблему «как хорошо жить?» или «что мне нужно делать для того, чтобы в скором будущем иметь дом, машину, престижную работу...» Поиск ответа здесь еще более затруднителен, чем в вопросе «кем быть?», потому что зачастую старшеклассник имеет разрозненные представления о взрослой жизни, сформированные в результате обрывочных «цитатных» впечатлений из СМИ. В таком случае его желание «высокого качества жизни» вытесняет стремление к реализации предназначения, а физиологические потребности начинают оказывать определяющее воздействие на жизненную стратегию.
Вектор устремлений человека, руководствующегося духовными потребностями, как правило, направлен в сторону общественного блага и преобразования мира, пускай даже в ущерб самому себе. Таким человеком движет высшая добродетель - любовь, которая, по словам апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (Кор. 13: 4-8).
Понятие «любви» многогранно. Любовь к Родине (патриотизм) заявлена первой базовой национальной ценностью, от принятия которой зависит дальнейшее формирование личности, обладающей гражданской идентичностью и стремящейся к раскрытию своего предназначения в социуме на благо Отечества.
Воспитание духовных потребностей, которые должны естественным образом преобладать над физиологическими, возможно только в процессе социально
значимой деятельности - социальных практик.
В настоящей статье социальные практики рассматриваются как педагогическая технология - продуманная система действий педагога, состоящая из последовательных решений определенных задач духовно-нравственного воспитания учащихся через создание педагогических условий для его вовлечения в социально значимую деятельность.
Важным условием социальных практик должен стать личностно ориентированный подход, предусматривающий выстраивание индивидуального алгоритма действий исходя из талантов и способностей, обнаруженных в процессе многолетнего обучения каждым конкретным старшеклассником.
Социальные практики в духовно-нравственном воспитании старшеклассников отличаются тремя основополагающими признаками: социально значимой содержательностью, внутренней и внешней результативностью и экономичностью.
1. Социально значимая содержательность. В основе социальных практик всегда должно быть заложено социально значимое содержание - идея, которая воодушевит старшеклассника и мотивирует его на определенную деятельность. Важно, чтобы реализация идеи обязательно сопровождалась совместной и индивидуальной деятельностью, в которой старшеклассник смог бы ощутить себя важной частью - звеном (личностью) одного целого (коллектива единомышленников). К таким деятельностным формам можно отнести: коллективные воспитательные дела (КВД) и коллективные творческие дела (КТД) (И.П. Иванов) или волонтерское движение, имеющее глубокие традиции в России и характеризующееся разнообразными направлениями, в числе которых оптимальными для учащихся старших классов могут стать: помощь детским домам («Апрель»), тяжелобольным («Седьмой лепесток») и бездомным («Ночлежка») или, например, забота об экологии («Мусора. Больше. Нет»).
2. Внешняя и внутренняя результативность. Заложенная в основу социальных
практик идея не может остаться нереализованным замыслом, а процесс ее воплощения - стандартным «мероприятием по графику», в котором нужно участвовать в «добровольно-принудительном порядке». Он должен стать, с одной стороны, «яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни» [1, с. 3], а с другой - социально значимым делом - благом во имя других и во имя себя, так как, совершая добрые дела, человек совершенствует душу, воспитывает силу духа и взращивает в себе высшую добродетель - любовь. Таким образом, эффективность социальных практик должна отразиться как во внешних делах и поступках, так и во внутренней мотивационно-ценностной сфере старшеклассника. Социальные практики могут положить начало духовным практикам - работе над самим собой, совершенствованию своего внутреннего мира, обращению к высшим идеям и идеалам мироздания, формированию духовных и регулированию физиологических потребностей, естественной мотивации к преобразованию мира. Знаменитое латинское изречение «Тгашке benafaciendo» - («Идти, творя добро»), используемое как девиз в начале социальных практик, может впоследствии дополниться не менее известным изречением святого Серафима Саровского: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Социальные практики могут иметь разную результативность, которая заключает в себе глубокое воспитательное значение. Один и тот же результат может иметь диаметрально противоположные последствия во внутреннем мире участника социальной практики - от радости до разочарования и недооценки собственного вклада. Важно научить старшеклассников испытывать удовольствие от бескорыстного труда, а не от награды или похвалы за его выполнение. Воспитание скромности как чувства собственного достоинства, не требующего показных эффектов, может стать педагогической целью на одном из этапов духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Данная цель восходит к евангельской заповеди:
о
X
X
ф
ш
ь
ш
го ^
X
о
X
ей о
го §
И
«8 ГО
-О ;2 5 Э
о 2 О о
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми, с тем чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 1-3).
3. Экономичность. Социальные практики, как правило, не требуют больших материальных затрат, благодаря чему могут воспроизводиться в широких масштабах практически в любых образовательных организациях. Они предусматривают реализацию творческого и интеллектуального потенциала учащихся и педагогов и его оптимизацию во взаимодействии - сотрудничестве и сотворчестве на благо социума с использованием мало затратных ресурсов. Например, для проведения благотворительной акции «Белый цветок» петербургским школьникам необходимы белые листы бумаги, а для участия в общероссийской акции «Чистый берег» - резиновые перчатки и большой полиэтиленовый пакет.
Резюме: в процессе духовно-нравственного воспитания социальные прак-
тики могут рассматриваться как педагогическая технология, применение которой имеет цель формирование отношения у старшеклассников к социокультурным ценностям и расширение их мотивационно-ценностной сферы для преобразование мира (как внешнего, так и внутреннего). Понятие «внешнего мира» заключает в себе отношение человека к Отечеству, природе, людям; понятие «внутреннего мира» - личностную позицию о своем месте в социуме и предназначении в мире внешнем. Оно связано с формированием в человеке духовных потребностей, которые наполняют смыслами его жизнедеятельность, регулируют физиологические потребности и определяют вектор познавательных и эстетических. Характеризующиеся тремя основополагающими признаками - содержательностью, внутренней и внешней результативностью и экономичностью - социальные практики имеют особую полезность для старшеклассников, стоящих на пороге личностного самоопределения, и открывают перед ними широкие возможности для реализации творческого и интеллектуального потенциала на благо социума.
Библиографический список
1. Иванов, И.Л. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И.Л. Иванов. - М.: Педагогика 1989. -122 с.
2. Шестун, Е. Православная педагогика [Текст] / Е. Шестун. - М.: Про-Пресс, 2001. - 576 с.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165887/. - Дата обращения 29.05.2015.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова и А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
References
1. Ivanov I.L. Encyclopedia of the collective creative deeds. M.: Pedagogika, 1989. P. 22. [in Russian].
2. Shestun E. Orthodox pedagogy. M.: Pro-press, 2001. P. 576. [in Russian].
3. Federal law on the Russian Federation education. Available at:. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_165887. (29.05.2015). [in Russian].
4. Basic core of the content of general education. Ed. By V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. M.: Prosveshhenie, 2011. P. 80. [in Russian].
Сведения об авторе: Гусакова Виктория Олеговна,
кандидат искусствоведения, докторант кафедры педагогика, Российский государственный педагогический
университет имени А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Information about the author: Gusakova Victoria Olegovna,
Candidate of Sciences (Art),
Doctoral Candidate,
The Department of Pedagogy,
The Herzen State Pedagogical University of
Russia,
Saint-Petersburg.
E-mail: [email protected]
УДК 373.7 ББК 74.47
Е.А. Дмитриев
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье актуализирован компетентностый подход в обучении студентов колледжа. Обоснована преемственность в формировании компетенций у студентов колледжа в условиях взаимосвязи общеобразовательных и профильных дисциплин.
Ключевые слова: преемственность, компетенция, компетентность, компетентностный подход, универсальные учебные действия.
E.A. Dmitriev
CONTINUITY IN THE FORMATION OF COMPETENCES IN COLLEGE STUDENTS IN INTERCONNECTION OF GENERAL AND PROFESSION ORIENTED COURSES ENVIRONMENT
The competence-based approach in training of college students is outlined in this paper, the continuity in formation of competences in college students in conditions of interrelation of general and profession oriented disciplines is proved.
Key words: continuity, competence, capacity, competence-based approach, universal educational activities.
Признаком времени является повышенная мобильность образовательной системы, ориентированной на новый лозунг: образование на протяжении всей жизни. Именно это требование к результатам освоения знаний и умений, способам владения ими на практике послужило поводом для разработки и включения стандартов второго поколения в средние общеобразовательные и средние профессиональные организации.
Не секрет, что по завершению обучения в образовательных организациях профессиональной направленности многим выпускникам приходится переучиваться, приобретать смежные профессии. Поэтому мобильность профессионального образования, ориентация его на потребности рынка труда становится особенно актуальным в наши дни. Формирование ключевых компетенций у обучаемых на основе организации це-
го Ê р
^ J ф о
И 5
Cû -û
О Ï ££ Ф s
к
s * Э".0 X X
ф -О
ф ф
с H
^ s
О й
ü о ^ "
s Го s о.
ГО о
СО ф 0
Ni
s °
as о n -Я- к cû
ï 8 ь! ° s
о ГО X X Ф X m К
о Ёа S о Ф с;
ф о ^^
С m
m