УДК 37.001.4 ББК 74.005.1
Гусакова Виктория Олеговна
кандидат искусствоведения докторант
кафедра педагогика РГПУ имени А.И. Герцена Санкт-Петербург victoryspb78@mail.ru Gusakova Victoria Olegovna
Candidate of art doctoral student the Department of pedagogy Russian state pedagogical University named after A. I. Gertsen
Saint-Petersburg victoryspb78@mail.ru
O духовно-нравственном, нравственном и моральном воспитании About the Spiritual-moral and moral education
В статье анализируется содержание понятий духовно-нравственного, нравственного и морального воспитания, раскрываемое с разной полнотой в нормативных актах, философских трудах, литературных и научно-педагогических источниках; выявляются их особенности; понятие «духовное воспитание» рассматривается как с религиозной точки зрения, так и с позиции его культурооб-разующего воздействия на становление личности, ориентации на идеал и раскрытие своего предназначения.
In the article are analyzes the concepts of spiritual-moral and moral education, revealed with the different completeness in the normative reports, the philosophical works, literary and scientific-pedagogical sources; are detected their features; concept «spiritual education» is considered as a religious point of view, so from the position of his cultural meaning to the formation of personalities, their orientation for ideal and disclosure of their destination.
Ключевые слова: духовно-нравственное, нравственное, моральное воспитание, базовые национальные ценности, потребности, идеал.
Key words: spiritual-moral and moral education, the base national values, needs, ideal.
В нормативных актах, определяющих стратегию образования XXI в., духовно-нравственные ценности заявлены как основа для воспитания, а духовно-нравственное воспитание рассматривается как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [5, с. 9]. Введе-
ние понятия «духовно-нравственное воспитание» в Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на целевую направленность образования - личность, непрерывно движущуюся навстречу своему предназначению.
В научно-педагогических трудах «духовное воспитание», чаще всего, связывают с религиозным, в частности, с христианским [8]; «нравственное» - с проблематикой общечеловеческих ценностей, главными из которых являются человек и его жизнь; моральное - с узаконенными и социально-оправданными нормами поведения (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.Г. Дробницкий, В.А. Караковский, Л.И. Рувинский, В.А. Сухомлинский Л.Н. Толстой и др.).
Духовным считается человек, принадлежащий к религиозной конфессии или обладающий особыми духовными переживаниями и творческими наитиями (первое не исключает второго). Нравственным является тот, у кого личные убеждения и поведенческие стереотипы не противоречат нормам морали, который обладает свободой мысли и действий; моральным - верно исполняющий правила и нормы своего социума.
Понятия духовно-нравственное, нравственное и моральное воспитание отражают содержательные и ценностно-целевые векторы всего воспитательного процесса и его конечные личностные результаты.
Обратимся к толкованию этих понятий.
Наиболее сложным видится «духовное», проистекающее из слова «дух» -одной из трех (душа и тело), высшей субстанций личности, определяющей рассудочную деятельность человека. В таком случае воспитание духовности будет направлено на формирование способности у человека руководить своими чувствами, потребностями и действиями, и на выработку у него внутренней мотивировки к идеалу (Богу) и потребностью ему следовать (уподобиться).
Духовный компонент воспитания сопряжен с нравственным и моральным, но стоит выше них и определяет степень их полноты.
Содержание понятий «нравственное» и «моральное воспитание» глубоко осмыслялось представителями немецкой философской педагогики, оказавшей воздействие на отечественных педагогов (К.Д. Ушинский, Л.Н. Модзалевский).
Согласно Канту воспитание как совокупность «ухода» в младенчестве, «дисциплинирования» в дошкольном возрасте и «формирование нравственного поведения» (нравственное воспитание или воспитание духа свободы) в школьный период необходимо только человеку, который отличается от животного способностью следовать нравственному закону.
Нравственный закон, по Канту, открывает перед человеком возможность ставить нравственные цели, вырабатывать свои максимы - личные моральные правила, вытекающие из императива - всеобщего нравственного принципа, чтобы в итоге достичь общественного блага.
Разграничивая воспитание на как таковое и религиозное, Кант предостерегал о возможной ошибке сведения последнего к механическому исполнению культа, не затрагивающего внутренние переживания человека. Он указывал, что «Религия, есть закон живущий в нас», «Нравственность есть основа религии», а «соизмерение наших поступков с этим законом» - это совесть [4, с. 40]. Кант отождествляет религиозные убеждения человека с нравственным законом внутри него и определяет последний регулятором его внешнего поведения и поступков.
Младший современник Канта, Фихте определял нравственное воспитание как процесс возвышения человека от спонтанных влечений к свободе осознанных действий и реализации своего предназначения в добре - конечному результату [10]. Ключевым понятием Фихте является «свобода» - двигатель человека к самосовершенствованию и творчеству - совершенствованию жизни, что составляет содержание духовных потребностей. Фихте раскрывает понятие «духовности» в толковании свободы, направляющей человека к добру.
Его ученик Шеллинг сводил воспитание к единому процессу нравственного, эстетического и религиозного развития каждого человека для достижения
всеобщей идеи о человечестве [11]. Эту идею впоследствии известный немецкий педагог Гразер сформулировал как «уподобление Божеству», которое предполагает наличие у человека духовных качеств.
Гегель считал, что задача воспитания - мотивировать человека к самосовершенствованию, самореализации, творческому самостроительству [2]. Каждый человек, по мнению Гегеля, имеет жизненно важное право на воспитание, которое должно взрастить в нем две способности: нравственность и разум. Гегель относил нравственность к воздействию на человека народного духа, истории и культуры, а разумность (духовность) к познавательной деятельности самого человека, а не к промыслу его «божественного наставника» или следствию проповедей и наставлений извне. Гель развивал идею нравственности и разумности человека как результата его самовоспитания, основанного на культивировании чувств добра и красоты.
Бенеке говорил, что духовно-нравственное воспитание ребенка зависит от развития его первоначальных, заложенных природой, душевных основ, и получаемых на протяжении жизни впечатлений [1]. Получаемые впечатления могут иметь нравственный и безнравственный характер. Они формируют внутренний мир человека, определяют его поведение и оставляют в нем «неясный след» -представление. Из совокупности представлений у ребенка формируются наклонности, желания и потребности. Бенеке рекомендовал «абстрактную переработку» этих представлений в соответствии с жизненными целями. Он утверждал, что «нравственная норма» не дается человеку от рождения, а воспитывается примерами «истинного достоинства» и «нравственных стремлений». По мысли Бенеке, что нравственность, как «согласие ума с высшими потребностями нравственного чувства» является высшей целью религиозного образования, которое относится к области воспитания. Он предостерегал от опасности религиозных предрассудков и указывал, что главная задача религиозного образования - воспитать в человеке чувство воздержания от всего обольстительного и заманчивого.
Немецкие ученые отводят воспитанию определяющую роль в формировании личности. Они отдают приоритет нравственному закону, который преобразует внутренний мир человека (душу), формирует его нравственное поведение и способствует обретению свободы - важного условия для реализации своего предназначения - достижение идеала (богоподобия) и принесение общественного блага. Понятие «духовности» в их трудах имеет толкования: свобода для совершения добра, самосовершенствование и творческое самостроительство, уподобление Богу или идеалу.
Важно отметить, что в немецком языке понятия «нравственность» и «мораль» - обозначаются одним словом «moral», тогда как в русском они имеют содержательные отличия.
В словаре В. Даля, духовный элемент воспитания соотносен с понятием «духа» и обозначает «бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [3, т. I, с. 503]; а нравственный элемент противопоставлен «телесному, плотскому» и обозначает «духовный, душевный» [3, т. II, с. 558], а мораль составляет «нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, т. II, с. 345].
По Далю нравственный элемент является важным компонентом духовного. «Нравственный... относящийся к одной половине духовного быта, противо-полож. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало». К умственному Даль относит «истину и ложь», а к нравственному - «добро и зло» [3, т. II, с. 558].
«Добронравный, благонравный» человек - тот, у кого нрав «согласный с совестью». Совесть толкуется как внутренний регулятор поступков, «чувство, побуждающее к истине и добру» [3, т. IV, с. 256], формирующееся под воздействием умственного и нравственного начала.
советский период, ознаменованный идеологией, сложившейся не без влияния немецкой философии, нравственность и мораль стали отождествляться, а духовность относится к религиозной сфере.
В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой духовность - это «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», духовный - «относящийся к религии, церкви» [7, с. 185]; нравственность - «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами», нравственный - «относящийся к сознанию, внутренней жизни человека» [7, с. 433]; мораль - «нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность», моральный - «высоконравственный... внутренний, душевный» [7, с. 374].
В данном случае и нравственность, и мораль связываются и с внутренней жизнью человека, и с его поведением в социуме, которое во многом зависит от потребностей.
Используя пирамиду А. Маслоу [6], можно утверждать, что физиологические потребности, потребности в безопасности, в любви, уважении и признании совместимы с нравственными и моральными качествами человека и при разумном их регулировании не противоречат внутренним убеждениям и общественным правилам поведения. Нет ничего безнравственного и аморального в том, что человек нуждается в пище и сне, стабильности и защите, внимании и заботе. Удовлетворяя их человек, согласно внутреннему нравственному закону, может искренне помогать бедным, заботиться о детях и стариках, защищать слабых и т.д. Но будет ли он испытывать потребность в совершении нравственных поступков или ограничится только поводами и стимулами, которые дает ему жизнь?
Высший пятый уровень в пирамиде Маслоу занимают потребности в самоактуализации - раскрытии человеком своих способностей и дарований. Однако самоактуализация человека может ориентироваться на достижение без-
нравственных целей - личное обогащение или подчинение себе других людей. Позже, Маслоу добавил к своей пирамиде еще два уровня познавательных и эстетических потребностей, связанные с духовной жизнью человека и предшествующих самоактуализации.
Формирование духовных потребностей (эстетических, познавательных, религиозных), сопрягаемых с нравственным законом, есть задача духовно-нравственного воспитания, которое можно рассматривать как процесс, направленный на создание педагогических условий для актуализации у учащихся умственного и нравственного начала в распознавании «истины и лжи» и «добра и зла». Критериями для такого распознавания могут стать общечеловеческие ценности и базовые национальные ценности, которые отличаются от первых наличием патриотической составляющей, отмеченной культурным своеобразием каждого народе.
Этому культурному своеобразию - народности уделял пристальное внимание русский педагог К. Ушинский. Он доказал, что каждый народ следует своей «народной системе» воспитания и образования, отвечающей его потребностям, и обосновал важность «народности» именно в педагогике. В отличие от науки, которая «принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого», «воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру человека; характер и есть именно та почва, в которой коренится народность» [9, с. 69-70].
Духовно-нравственное воспитание имеет целью формирование в человеке идеала, который может быть только народным и должен выражать базовые национальные ценности. Ученый справедливо заметил, что «каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вме-
сте с его развитием... он всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, - выражает народную совесть» [9, с. 122].
Труды Ушинского актуальны и в современных условиях поликультурного общества. Разработанный им уникальный учебник «Родное слово», в котором акцент поставлены на духовно-нравственное воспитание учащихся средствами родного языка и культуры, был востребован в губерниях Российской империи, населяемых разными народами, включая крымских татар - мусульман по вероисповеданию, республиках СССР и современных школах в качестве дополнительной литературы по выбору педагога и учащихся.
Вывод. В педагогической литературе нет единого мнения о содержании духовно-нравственного, нравственного и морального воспитания. Наибольшая ясность наблюдается в характеристике нравственного и морального воспитания.
Нравственное воспитание направлено на формирование в человеке системы убеждений и взглядов на окружающий мир и человека в нем, мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях любви, добра, мира, согласия, терпимости, сохранения и продолжения жизни и др. Нравственность не ограничивает свободу человека, а, напротив, является его движущей силой в утверждении добра.
Моральное воспитание, как процесс усвоения правил, принятых в социуме в качестве норм жизнедеятельности и утвержденных в правовом регулировании, будет плодотворным только тогда, когда у человека образуется нравственность. Надо отметить, что мораль формируется в соответствии с базовыми национальными ценностями и условиями развития социума. Соотнеся моральный правила со своим мировоззрением - нравственностью и убедившись в их тождественности, человек сможет естественно, без принуждения, совершать моральные поступки и воспринимать мораль как норму его собственной жизни.
Духовное воспитание нередко отождествляется с нравственным или связывается с общекультурным развитием или гуманитарной образованностью, а
иногда относится к сфере религиозного духовного (профессионального) образования, осуществляемого в духовных образовательных заведениях (семинариях, медресе, дацанах, иешивах).
В образовательных заведениях, не связанных с конфессиональной направленностью, духовно-нравственное воспитание осуществляется светскими подходами, что не исключает возможность религиозно-культурологического подхода в зависимости от решения педагогического коллектива (педагогов, учащихся и их законных представителей).
В отличие от нравственного и морального, духовно-нравственное воспитание имеет важную особенность. Одной из его задач является мотивировка человека к совершенствованию, ориентации на идеал (героя, уже получившего нравственную оценку и признание в истории или святого), с жизненным путем которого он может выстроить свою жизненную перспективу и проанализировать события прошлого с учетом их проекции на настоящее и будущее.
Духовно-нравственное воспитание должно быть приоритетным и иметь вектор на самоактуализацию человека во благо Отечества и самореализацию в разных сферах жизни.
Устремляя учащегося к идеалу и раскрытию своего предназначения, формируя в нем эстетические, познавательные, религиозные потребности, духовно-нравственное воспитание придает нравственности национальное своеобразие, способствующее органичному принятию базовых национальных ценностей и добровольному следованию личностью законам морали.
Библиографический список
1. Бенеке, Ф. Э. Руководство к воспитанию и учению. Часть 1-2 [Текст] / Ф.Э. Бенеке / Пер. с нем., под ред. Н. X. Веселя. - СПб.: Тип. и лит. К. Сорванова и К., 18711872. - 484 с.
2. Гегель, Г. Работы разных лет: В 2-х т. [Текст]/ Г. Гегель. / Сост., общ. ред. и вступит. ст. А. Гулыгин. - М., Мысль. Т. 1., 1972. - 668 с.; Т. 2., 1973. - 630 с.
3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. [Текст] / В.И.Даль. - М.: Русский язык, 2002.
4. Кант, И. О педагогике [Текст] / И. Кант / Перевод и комментарий Б. М. Бим-Бад. -67 с. [Электронный ресурс]. URL. http://www.bim-bad.ru/docs/on_education_by_kant_comments_by_me.pdf. [дата обращения 22.01.2015].
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/ Стандарты второго поколения. - М., 2009. - 24 с.
6. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. -
478 с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: «Азъ Ltd», 1992. - 960 с.
8. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. - М.: ИМПЭТО, 1997. - 96 с.
9. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] // К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 2. - М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. - 656 с.
10. Фихте, И. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения. Наукоуче-ние 1805. Наукоучение 1813. Наукоучение 1814. [Текст] / И.Г. Фихте / Серия: Профессорская библиотека. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 620 с.
11. Шеллинг, Ф.В. Лекции о методе университетского образования [Текст] / Ф.В. Шеллинг / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. Ивана Фокина. - СПб.: Издательский дом «Mipb», 2009. - 352 с.
Bibliography
1. Beneke, F. Manual to the education and the study. Part 1 - 2 [Text] / F. Beneke / Translation and comment. N. X. Veselya. - St. Petersburg: Publishing K. Sorvanova and k., 1871-1872. - 484 p.
2. Hegel, G. Work of the different years [Text] / G/ Hegel / Comp. and author introductory article A. Gulygin. - M., T. 1., 1972. - 668 p.; T. 2., 1973. - 630 p.
3. Dal, V.I. The explanatory dictionary of living Great Russian language. In four volumes [Text] / V.I. Dal. - M.: The Russian language. - 2002.
4. Kant, I. About pedagogy [Text] / I.Kant / Translation and comment B. M. Beam-Bad. -67 p. [Electronic resource]. URL. http://www.bim-bad.ru/docs/on_education_by_kant_comments_by_me.pdf. [the date of rotation of 22.01.2015].
5. Concept of spiritual and moral development and training of the personality of the citizen of Russia // Danelyuk A.I., Kondakov A.M., Tishkov V.A. - M.: Education, 2009. - 24 p.
6. Maslow, A. Motivation and personality [Text] / A. Maslow. - St. Petersburg: Eurasia, 1999. - 478 p.
7. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.U. The explanatory dictionary of the Russian language [Text] / S.I. Ozhegov, N.U. Shvedova. - M.: «Az Ltd», 1992. - 960 p.
8. Petrakova, T.I. Spiritual bases of moral education [Text] / T.I. Petrakova. - M.: IMPETO, 1997. - 96 p.
9. Ushinskiy, K.D. On the national character in the public education [Text] // K. D. Ushinskiy. Collected works. T. 2. - M.-L.: Publishing house of the Academy of pedagogical sciences, 1948. - 656 p.
10. Fichte, I. System of the study about moral to the principles of scientific knowledge. Scientific knowledge 1805. Scientific teaching 1813. Scientific teaching 1814. [Text] / I. Fichte /The series: Professor's library. - St. Petersburg: Publishing house of Saint-Petersburg University, 2006. - 620 p.
11. Shelling, F.V. Lectures about the method of university education [Text] / F.V. Shelling / Translation and introductory article I. Fokin. - St. Petersburg: Publishing house «Mir», 2009. -352 p.