УДК 330.567
социальные (общественные) потребности в системе потребностей человека
®2015 ТЮТЮННИКОВА с. в., ГАНЖЕРЛИ А. 0.
УДК 330.567
Тютюнникова С. В., Ганжерли А. О. Социальные (общественные) потребности в системе потребностей человека
Проблема потребностей всегда была в центре внимания ученых-экономистов. Особое место в системе потребностей человека занимают общественные (социальные) потребности. Целью статьи является анализ условий формирования, роли и значения общественных (социальных) потребностей в структуре потребностей человека. Человеческие потребности являются основной движущей силой социального и экономического развития. Социальные потребности отражают и влияют на приоритеты развития, формируют культурное пространство современного человека. Поэтому факторы, которые выстраивают структуру потребления современного общества, обеспечивая его стабильное социально-экономическое развитие, требуют повышенного внимания. В современном обществе круг необходимых потребностей все больше расширяется, происходит социализация потребностей. Они становятся социальными не только потому, что удовлетворяются с помощью средств, созданных в процессе социально-экономической деятельности, но и потому, что весь процесс их удовлетворения связан с формами социальной жизни. На постиндустриальном этапе развития в структуре потребностей современного человека начинают доминировать социокультурные потребности, актуализированные стремлением культурной самоидентификации человека. Наряду с реальными потребностями, отражающими объективную ситуацию существования человека в актуальном социальном окружении, существуют и ложные, виртуальные потребности, искусственно стимулируемые в человеке с разными целями. Современные процессы, влияющие на систему общественных потребностей, очень динамичны и противоречивы, поэтому существует необходимость их постоянного мониторинга, с тем чтобы умело перенаправлять ресурсный потенциал общества на достижение приоритетных целей развития. Социальные потребности способны не только отражать конкретно-исторические условия, но и активно влиять на характер протекающих процессов, противостоять вызовам времени и воздействовать на устойчивость и инклюзивность общественного развития посредством повышения качества жизни человека и общества.
Ключевые слова: социальные потребности, социализация, виртуализация, социокультурная динамика, экономическое развитие Библ.: 16.
Тютюнникова Светлана Владимировна - доктор экономических наук, профессор, профессор, кафедра экономической теории и экономических методов управления, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 4, Харьков, 61022, Украина) Email: [email protected]
Ганжерли Анна Олеговна - аспирант, кафедра экономической теории и экономических методов управления, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 4, Харьков, 61022, Украина)
УДК 330.567
Тютюнникова С. В., Ганжерлi А. О. Со^альш (сустльш) потреби в системi потреб людини
Проблема потребзавжди була в центрiуваги вчених-економ'кт'в. Осо-бливе мсце в системi потреб людини поадають сустльт (со^альш) потреби. Метою статт'> е анал'в умов формування, рол'> i значення сустльних (со^альних) потреб у структур потреб людини. Людськ потреби е основною рушшною силою со^ального й економiчного розви-тку. Соцiальнiпотреби в'дображаютьiвпливаютьнапроритетироз-витку, формують культурний прост'р сучасно'1 людини. Томуфактори, як вибудовують структуру споживання сучасного суспльства, забез-печуючи його стабльний соцiально-економiчний розвиток, вимагають пiдвищеноi уваги. У сучасному сустльств'! коло необхiдних потреб все бльшерозширюеться, в'дбуваеться соцiалiзацiя потреб. Вони стають со^альними не т'шьки тому, що задовольняються за допомогою засо-б'ю, створених у процеа соцiально-економiчноiд'тльност'!, але й тому, що весь процес Iх задоволення пов'язаний iз формами со^ального життя. На пост'шдустр'шльному етат розвитку у структур потреб сучасно: людини починають домшувати соцiокультурнi потреби, ак-туал'воваш прагненням культурно: само'дентиф'шаци людини. Поряд iз реальними потребами, що в'дображають об'ективну ситуацю с-нування людини в актуальному со^альному оточент, кнують i хибт, в'ртуальн потреби, штучно стимульован'> в людин з рзними цлями. Сучат процеси, що впливають на систему сустльних потреб, дуже динамiчнi i суперечлив'>, тому снуе необхiднiсть:х постйного мошто-рингу, щоб умло перенаправляти ресурсний потен^ал суспльства на
UDC 330.567
Tiutiunnykova S. V., Ganzherli A. O. Social (Public) Needs in the System of Human Needs
The problem of needs has always been the focus of academic economists. A special place in the system of human needs is occupied by public (social) needs. The aim of the article is to analyze the conditions of formation, role and importance of public (social) needs in the structure of human needs. Human needs are the main driving force of social and economic development. Social needs reflect and influence the priorities of development, form the cultural space of a modern man. Therefore, the factors that build the structure of consumption in modern society ensuring its stable social and economic development require special attention. In today's society the circle of essential needs is increasingly expanding, there occurs socialization of needs. They become social not only because they are satisfied by using the means generated in the process of socio-economic activities, but also because the whole process of satisfaction is associated with forms of social life. At the postindustrial stage of development in the structure of the needs of a modern man there start dominating social and cultural requirements actualized by the man's striving for cultural identity. Along with the real needs reflecting the objective situation of human existence in the current social environment, there are also false, virtual needs artificially stimulated in people with different goals. Modern processes affecting the system of public needs are very dynamic and contradictory, so there is a need of their constant monitoring in order to skillfully redirect the society resource potential to achieve the priority goals of development. Social needs are not only able to reflect the specific historical conditions but also actively influence the nature of the processes,
досягнення проритетних фей розвитку. Соц1альш потреби здатн не т'шьки вдображати конкретно-кторичн умови, але й активно впли-вати на характер процеав, що вдбуваються, протистояти викликам часу i впливати на стшюсть i шклюзивнкть сустльного розвитку за допомогою тдвищення якост'> життя людини та сустльства. Кпючов'1 слова: софльш потреби, соцiалiзацiя, тртуал'ваф, соцо-культурна динамiка, економнний розвиток Б'бл.: 16.
Тютюнникова Свтлана Володимирiвна - доктор економiчних наук, професор, професор, кафедра економiчно'iтеорИ та економнних мето-д'вуправл'шня, Хармвський нацональний утверситет iм. В. Н. Каразша (пл. Свободи, 4, Харкв, 61022, Украна) Email: [email protected]
Ганжерлi Анна Олегiвна - астрант, кафедра економiчноi теори та еко-номiчних метод'в управлння, Хармвський нацональний утверситет iм. В. Н. Каразж (пл. Свободи, 4, Харкв, 61022, Украна)
face the challenges of time and affect the stability and inclusion of social development by improving the life quality of both human and society Keywords: social needs, socialization, visualization, social and cultural dynamics of economic development Bibl.: 16.
Tiutiunnykova Svitlana V. - Doctor of Science (Economics), Professor, Professor, Department of Economic Theory and Economic Methods of Management, V. N. Karazin Kharkiv National University (pl. Svobody, 4, Kharkiv, 61022, Ukraine)
Email: [email protected]
Ganzherli Anna O. - Postgraduate Student, Department of Economic Theory and Economic Methods of Management, V. N. Karazin Kharkiv National University (pl. Svobody, 4, Kharkiv, 61022, Ukraine)
Введение. Проблема потребностей всегда была в центре внимания ученых-экономистов. В последнее время особое внимание уделяется общественным (социальным) потребностям, что обусловлено рядом причин. К наиболее существенным из них следует отнести следующие: глобализацию как новый социокультурный контекст мирохозяйственных связей; развитие информационно-коммуникационных технологий, формирующее сетевую экономику, новую систему ценностей, выстраивающуюся в процессе противостояния и синтеза национальных культур.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблема общественных (социальных) потребностей активно рассматривается как на глобальном, так и на национальном уровнях. На глобальном уровне в последние годы в международных отчетах ПРООН о человеческом развитии, докладах МЭФ о глобальной конкурентоспособности, других международных проектах постоянно поднимается вопрос об устойчивости и инклюзивности современного развития, а следовательно, о качестве системы общественных потребностей. На национальном уровне программные документы национального развития, трансформации и модернизации также формируются с учетом комплекса общественных потребностей. Среди научных публикаций, в которых в теоретическом плане рассматриваются вопросы общественных потребностей следует назвать работы А. Гальчинского [1] и Н. Гражевской [2].
Постановка проблемы. Особую актуальность приобретают проблемы формирования социальных потребностей в условиях высокого динамизма социокультурных факторов под воздействием глобальных трансформаций. Необходимо исследовать их роль и степень воздействия на структуру потребностей современного человека.
Целью статьи является анализ условий формирования, роли и значения общественных (социальных) потребностей в структуре потребностей человека.
Изложение основного материала. Ситуация формирования потребностей современного человека является достаточно противоречивой, определяемой как глобали-зационными тенденциями, так и внутренними социально-экономическими трансформациями конкретной страны. Современная культура во многом определяет потребности
человека. Именно человеческие потребности являются основной движущей силой социального и экономического развития. Социальные потребности влияют на приоритеты развития, формируют культурное пространство современного человека. Поэтому исследование системы потребностей человека и места в ней социальных потребностей является крайне актуальной проблемой.
Культура является способом высокоорганизованного сосуществования людей. Жизнь человека складывается под воздействием разнообразных экономических и социокультурных процессов и при его непосредственном участии в них. Поэтому важным аспектом является изучение индивидуальных и социальных потребностей, оказывающих разнонаправленное воздействие на социально-экономическое развитие. Формирование высокоорганизованного социокультурного пространства без социальных и психологических деформаций предполагает комплексное изучение всех процессов, обусловливающих формирование социальных потребностей.
Проблема социальных (общественных) потребностей является актуальной для многих социально-гуманитарных наук, в том числе и экономической науки. Разнообразные угрозы и риски современного этапа развития, необходимость сохранения социокультурных ценностей и трансформации социальных потребностей обусловливают повышенный интерес к тем факторам, которые выстраивают структуру потребления современного общества, обеспечивая стабильное социально-экономическое развитие. В современном развитии социальные потребности играют особо значимую роль. Сложная система взаимосвязи социально-экономического развития и социальных потребностей отражает и их взаимную корректировку, и их глубинную связь с национальными и общественными ценностями и приоритетами развития.
Потребности являются основой человеческой жизнедеятельности и определяются сложной природой самого человека: его витальной сущностью (физиологические потребности в еде, тепле, отдыхе), социальностью человека (необходимость социальной принадлежности и социального соответствия, воздействие общественных норм и ценностей, социальной справедливости и солидарности)
и духовностью человека (мировоззрение, культурная идентичность, нравственность). Как отмечает О. Зыкин, ученые насчитывают более десятка тысяч потребностей, среди которых подавляющее большинство - экономические. «К чисто экономической потребности относят потребность в экономических благах, то есть тех благах, которые создаются трудом людей в сфере экономики» [3, с. 126].
В тоже время, как отмечают многие исследователи, в современном обществе круг необходимых потребностей все больше расширяется; происходит социализация потребностей. Они становятся социальными не только потому, что удовлетворяются с помощью средств, созданных в процессе социально-экономической деятельности, но и в том смысле, что весь процесс их удовлетворения связан с формами социальной жизни. Такой вид потребностей вызывает специфическое поведение человека в рамках социума, социальной группы. На этих основаниях развиваются социальные нужды в узком смысле, а именно потребность в общении, в самоутверждении, в организации совместных действий. В отличие от физических, удовлетворение социальных потребностей связывается не с потреблением конкретных вещей, не с физиологией организма, а с развитием механизмов, регулирующих отношения внутри социальной общности [4, с. 200-201].
Каждый человек ежедневно, независимо от его желаний, становится участником хозяйственных процессов и отношений, и каждое новое поколение людей является «результатом деятельности предшественников, вступая в жизнь, получает социальную наследство в виде не только материальных и духовных благ, но и определенных общественных потребностей» [5, с. 70]. Большинство экономических потребностей формируется физиологическими особенностями человека, носят витальный жизненно необходимый характер и, следовательно, направлены преимущественно на биологическое воспроизводство и развитие человека.
Не менее значимым аспектом человеческого развития являются его социокультурные потребности. В структуре потребностей современного человека на постиндустриальном этапе развития начинают доминировать социокультурные потребности. Это происходит под воздействием трансформаций прежних социальных связей, характерных для индустриального общества, и актуализации культурной идентификации человека в условиях глобализации социокультурного пространства. Очень важно четко разграничивать истинно культурные потребности и эрзац-культурные потребности, т. е. потребности, формирующиеся под воздействием искаженной, суррогатной культуры (антикультуры). По мнению С. Семёнова, антикультура является тем пластом культуры, который оказывает на людей болезнетворное действие [6].
Виртуализация жизненного пространства современного человека трансформирует ценностные основания всего общества и социокультурную реальность. «Поскольку «человек информационный», - отмечает Т. Лопатин-ская, - большую часть времени проводит в виртуальной сфере, то есть в новом, искусственно созданном мире, который предоставляет ему максимум возможностей при минимуме затраченных усилий, возникает потребность в новых ценностях, специально адаптированных
для функционирования непосредственно в виртуальной реальности [7, с. 35].
Проблему виртуализации широко исследует в своих работах французский социолог Ж. Бодрийяр, который раскрывает ее сущность через процесс формирования симу-лякров. Симулякры, по мнению Ж. Бодрийяра, формируют гиперреальность, своего рода фантом реальности. Си-мулякр определяется им как «ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заместитель» [8]. Симулякры формируют особую реальность со смещенной системой координат. Такой же позиции придерживается российский исследователь Д. Иванов, считающий виртуализацию процессом «замещения общественных институтов симуляциями не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. Социальное содержание виртуализации - симуляция институционального строя общества первична по отношению к содержанию техническому» [9].
Наряду с реальными потребностями, отражающими объективную ситуацию существования человека в актуальном социальном окружении, существуют (и в последние десятилетия получают все большее распространение) и ложные, виртуальные потребности, искусственно стимулируемые в человеке с разными целями. Виртуальные потребности - потребности людей во благах идеального характера, во всевозрастающей степени опосредуемые компьютерной техникой и массовой культурой [10, с. 62]. Массовая культура представляет собой целую индустрию, ведущую работу по организованной стимуляции виртуальных потребностей (преимущественно на уровне индивидуальном, но нередко и на социальном), преследующую цели как экономические, так и общего социального контроля, и управления посредством манипуляции сознанием людей. Особо значимую роль в стимуляции виртуальных потребностей сегодня играют средства массовой информации, преимущественно электронные.
Распространение и полное проникновение массовой культуры во все сферы жизнедеятельности человека интенсифицируют процессы, воздействующие на общественное сознание. Продукты культуры и эрзац-культуры формируют стереотипы и модели человеческого поведения, что находит отражение в становлении новых социальных потребностей, изменении старых и формировании новых стандартов индивидуальных потребностей. Социальные потребности в условиях перехода на постиндустриальный этап развития определяются все в большей мере стремлением к самоидентификации человека, его развитием.
Такие процессы не только расширяют социокультурную реальность, но и увеличивают ее неопределенность, создавая предпосылки для манипуляции сознанием человека. Комплексный анализ системы социальных потребностей предполагает изучение условий, в которых обретает современный социум, - социокультурную среду. Культура является контекстом социальных потребностей, развития и усложнения потребностей человека и формирует социально-экономическую реальность, культурную парадигму развития. Ее изучение является необходимым условием понимания истории развития человеческой цивилизации.
Социокультурные потребности являются основой социальных преобразований, определяющей степень социокультурной упорядоченности. Структура потребностей структурирует и социокультурную реальность, в тоже время являясь ее порождением. В трансформации структуры человеческих потребностей прослеживается движение от потенциального к актуальному в динамике социально-экономических. Именно актуальные потребности в структуре потребностей общества определяют долгосрочное равновесие системы и ее адаптивные свойства.
Современные культурные процессы характеризуются высоким динамизмом и появлением новых ее форм, их институализацией. Это связано с взаимовлиянием и взаимопроникновением культур, выстраиванием их ценностных оснований. Важнейшую роль среди современных социокультурных процессов играют гуманистические, связанные с развитием человека, которые обусловлены человекоцентристской направленностью современного развития. Социокультурные процессы направлены на самовоспроизводство культуры, межпоколенческую передачу ценностей, норм и правил, социокультурную коммуникацию. Социокультурные процессы детерминируются социальными потребностями, а значит, их качество и созидательная сила зависят от качества социальных потребностей. Наряду с созидательными социокультурными процессами можно выделить и разрушительные процессы, формируемые превращенными формами культуры. Социальные потребности являются факторами, детерминирующими социально-экономическую динамику. Их влияние на экономические и социокультурные процессы зависит от следующих основных факторов: уровня экономического развития общества; характера технологий, господствующих в нем; отношений собственности и распределения, эффективности и справедливости; социокультурной динамики, ценностных оснований развития; межпоколенческого взаимодействия; актуализации социальных детерминант развития.
Категория «потребность» зародилась еще в античной философии. Древние философы отмечали общественную обусловленность человеческой природы, следствием которой являлся социальный характер формирования потребностей. Современные исследователи обосновали причинно-следственную взаимосвязь между потребностями человека и его развитием. Потребности отражают активное отношение человека к миру, его зависимость от внешних условий существования, выступающих условием его жизнедеятельности.
По классификации К. Маркса, потребности возникают как естественным путем, так и порождаются самим обществом [11, с. 29]. Все потребности человека порождаются и определяются обществом, достигнутым им уровнем развития производительных сил, зрелостью общественных производственных отношений. Сущность человека, как отмечает Н. Алексеев, проявляется через совокупность разнообразных общественных потребностей, отражающих его деятельное отношение к окружающему миру [12, с. 41].
По мере развития человеческого сообщества происходит обогащение и изменение содержания потребностей. С. Рашидова отмечает, что под этим воздействием происходит изменение и форм их психического отражения,
«в результате чего они способны приобретать идеаторный характер и благодаря этому становиться психологически инвариантными; так, пища остается пищей и для голодного, и для сытого человека. Вместе с тем развитие духовного производства порождает такие потребности, которые могут существовать только при наличии «плана сознания» [13, с. 125].
Диалектика материальных и духовных потребностей достаточно сложна. Они формируются в тесной взаимосвязи и взаимоопределяют друг друга. Духовные потребности могут опережать материальные потребности. Социальные потребности - это потребности особого вида. В системе мотивационных факторов, формирующих модели человеческого поведения, социальные потребности играют важную роль. Социальные потребности отражают необходимость в тех благах, которые формируют условия жизнедеятельности не только человека, но и всего социума. Таким образом, носителями социальных потребностей являются индивиды в рамках конкретного общества (нации, страты, группы, поколения, семьи).
Так, М. Кветной выделяет пять основных групп социальных потребностей, которые выступают потребностями более высокого порядка, раскрывая различные стороны человека как социального существа. Это преобразовательные потребности, познавательные потребности, ценностно-ориентационные потребности, потребность в общении, художественные потребности [14, с. 135]. М. Каган называет социальные потребности культурными потребностями и относит к ним следующие: 1) потребность в новой искусственной среде, во «второй природе», которая содержит то, что отсутствует в «первой природе», заполняющая вырванную людьми у природы и преобразованную экологическую нишу; 2) потребность в знаниях, опосредующая культурное творчество; 3) потребность в ценностях; 4) потребность в моделях, предусматривающих действия. Это потребность в образах того, что творится, опережая его появление, в идеалах, в проектах того, что должно быть создано. Эти проекты - совершенно необходимое опосредующее звено между знаниями, ценностями и творением; 5) потребность в другом человеке как соучастнике собственного бытия; 6) потребность в дополнительном иллюзорном опыте [15, с. 143-147].
Такая классификация носит достаточно условный характер, так как потребности могут как взаимодополнять-ся, так и отождествляться. Так, творческие потребности одновременно могут выступать как преобразовательные, познавательные и ценностно ориентированные потребности. В работе «Адам в раю» Хосе Ортега-и-Гассета подчеркивается, что «каждое искусство рождается в процессе дифференциации коренной потребности самовыражения, которая заложена в человеке, который и есть человек» [16, с. 65], что обусловливает тождественность человеку социальных потребностей.
Социальные потребности по характеру и способу их удовлетворения классифицируются на материальные и духовные. Хотя они функционируют достаточно автономно, им присущ интегративный характер, определяемый их социальным происхождением. Взаимоотношения между носителями различных социальных потребностей и формируют новую социокультурную реальность.
Социальные потребности являются основой формирования социальной инфраструктуры. В трудовой сфере закладываются основания удовлетворения потребностей, а социальная инфраструктура выполняет в этом процессе особую роль. Человеческая деятельность, являясь источником удовлетворения социальных потребностей, создает предпосылки для самореализации и развития человека. Потребности детерминируют человеческую деятельность, актуализируют многогранную природу человека.
Социальные потребности в структуре потребностей человека не только играют важную роль, но и служат основой детерминации и структурирования всех потребностей. Только в обществе возможно полное удовлетворение разнообразных потребностей человека, отражающих его многогранную природу. Уровень развития общества определяет структуру потребностей человека. Однако «социальные потребности» и «потребности социума» - не всегда совпадающие понятия. «Социальные потребности» отражают основные тенденции развития общества, опосредованные индивидом. «Потребности социума» отражают его текущее состояние, которое также в опосредованном виде воздействует на структуру потребностей индивида.
Развитие социальных потребностей и трансформация ценностных ориентиров развития формируют новую социальную среду. В свою очередь, социальная среда воздействует на сознание человека, формирует определенные модели поведения и изменения структуры человеческих потребностей. Под воздействием социализации происходит формирование образа жизни человека, его включенности в процессы коммуникации и развития, изменение экономической динамики, выбор приоритетов дальнейшего развития человеческой цивилизации.
Человек, общество и социокультурная реальность, порождаемая их взаимодействием, существуют только на основе человеческой жизнедеятельности, формируемой системы взаимосвязей, определяющих закономерности развития общества. Общество, являясь сложной, самоорганизующейся системой, само формирует социокультурные параметры своей жизнедеятельности. Трансформации социальных потребностей порождают изменения всей общественной системы, формируя новые взаимосвязи ее компонентов и динамику их взаимодействия. В этом процессе отражаются адаптационно-модернизационные свойства системы, важный потенциал которой формируют социальные потребности.
Важнейшим фактором, детерминирующим современную социокультурную реальность и социальные потребности, является глобализация. Глобализация оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на структуру и динамику социальных потребностей. Унификация и тесное переплетение национальных культур формируют новые контуры социально-экономической реальности, синтезирующей различные образцы хозяйственных практик и стереотипов поведения. К отрицательным последствиям воздействия глобализации на социальную среду можно отнести кризис коллективной идентичности, упрощение, «обеднение» культуры, формирование ценностей сверхпотребления и др. В связи с тем, что вышеперечисленные процессы, влияющие на систему общественных
потребностей, очень динамичны и противоречивы, существует необходимость постоянного мониторинга этого влияния, с тем чтобы умело перенаправлять ресурсный потенциал общества на достижение приоритетных целей развития.
Выводы. В условиях усложнения окружающего мира, одновременного наложения во времени и пространстве глобализационных, информационно-коммуникационных и ценностных трансформаций особую актуальность приобретают социальные (общественные) потребности. Они способны не только отражать конкретно-исторические условия, но и активно влиять на характер протекающих процессов, противостоять вызовам времени и воздействовать на устойчивость и инклюзивность общественного развития посредством повышения качества жизни человека и общества.
Л1ТЕРАТУРА
1. Гальчинский А. С. Маркс и современный мир : Гуманистическая доктрина / А. Гальчинский. - К. : Лыбидь, 2015. - 328 с.
2. Гражевська Н. I. Еволю^я сучасних економiчних систем : навчальний поабник / Н. I. Гражевська. - К. : Знання, 2011. -286 с.
3. Зиш О. В. Рушшш сили розвитку сучасного господа-рювання / О. В. Зиш // Гуманггарний вкник ЗапорiзькоT' державно! шженерноТ' академп. - 2006. - Вип. 27. - С. 116-126.
4. Зимогляд В. Я. Со^альна структура сусптьства: сус-птьна природа, суперечносп i конфлтти / В. Я. Зимогляд // Вн сник НацюнальноТ' юридичноТ академп УкраТни iменi Ярослава Мудрого. - 2009. - № 1. - С. 195-202.
5. Воловик В. И. Философия истории : курс лекций / В. И. Воловик. - 2-е изд., испр. и доп. - Запорожье : Просвгга, 2004. - 140 с.
6. Культура и Антикультура (Основное содержание лекции, прочитанной С. П. Семеновым 26.09.2007) // Институт психологической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Иир://шшш.геки!ии/Ыех.рИр?ор1:юп=сот_соп1еп18ме\«= агйс!е&й=42&КетИ=48
7. Лопатинская Т. Д. Виртуализация современной культуры и ее феноменов / Т. Д. Лопатинская // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 34-38.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М. : Изд-во «РУДОМИНО», 2001. - 220 с.
9. Иванов Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов // Информационное общество. - М. : Изд-во АСТ, 2004. - 512 с.
10. Антипов К. В. Глобальная виртуализация сферы потребления системы общественного воспроизводства / К. В. Антипов // Экономические науки. - 2009. - № 2 (51). - С. 62-65.
11. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 года. Т. 46. Ч. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - изд. 2-е. - М. : Политиздат, 1970. - 641 с.
12. Алексеев Н. Е. Эволюционное становление категории «потребность»: экономический аспект / Н. Е. Алексеев // Омский научный вестник. - 2011. - № 1 (95). - С. 39-42.
13. Рашидова С. С. Людина та ТТ потреби в свт споживан-ня / С. С. Рашидова // Духовшсть особистостп методолопя, тео-рiя i практика. - 2013. - № 3 (56). - С. 123-129.
14. Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект) / М. С. Кветной. - Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1974. - 224 с.
15. Каган М. С. Философия культуры : учебное пособие / М. С. Каган. - СПб., 1996. - 415 с.
16. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет; [вступ. ст. Г. М. Фридлендера; сост. В. Е. Баг-но]. - М. : Искусство, 1991. - 588 с.
REFERENCES
Antipov, K. V. "Globalnaya virtualizatsiya sfery potrebleniya sistemy obshchestvennogo vosproizvodstva" [Global consumption of virtualization sphere of social reproduction]. Ekonomi-cheskienauki, no. 2 (51) (2009): 62-65.
Alekseev, N. E."Evoliutsionnoe stanovlenie kategorii"potreb-nost": ekonomicheskiy aspekt" [The evolutionary emergence of the category «need»: the economic aspect]. Omskiy nauchnyy vest-nik, no. 1 (95) (2011): 39-42.
Bodriyiar, Zh. Sistema veshchey [The system of things]. Moscow: Izd-vo «RUDOMINO», 2001.
Galchinskiy, A. S. Marks i sovremennyy mir : Gumanistiches-kaya doktrina [Marx and the Modern World: Humanist doctrine]. Kyiv: Lybid, 2015.
Hrazhevska, N. I. Evoliutsiia suchasnykh ekonomichnykh system [The evolution of modern economies]. Kyiv: Znannia, 2011.
Ivanov, D. V. "Virtualizatsiya obshchestva" [Virtualization society]. In Informatsionnoe obshchestvoMoscow: Izd-vo AST, 2004.
"Kultura i Antikultura (Osnovnoe soderzhanie lektsii, prochi-tannoy S. P. Semenovym 26.09.2007)" [Culture and Anticulture (main content of a lecture given by S. Semenov 26. 09. 2007)]. Institut psikhologicheskoy kultury. http://www. rekult. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=42&Itemid=48
Kvetnoy, M. S. Chelovecheskaya deyatelnost: sushchnost, struktura, tipy (sotsiologicheskiyaspekt) [Human activity: the nature, structure, types (sociological aspect)]. Saratov: Izd-vo Saratovsko-go universiteta, 1974.
Kagan, M. S. Filosofiya kultury [Philosophy of Culture]. St. Petersburg, 1996.
Lopatinskaya, T. D. "Virtualizatsiya sovremennoy kultury i yee fenomenov" [Virtualization of contemporary culture and its phenomena]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 4 (2014): 34-38.
Marks, K., and Engels, F. Ekonomicheskie rukopisi 1857-1859 goda [Economic Manuscripts 1857-1859 year]. Moscow: Politizdat, 1970.
Ortega-i-Gasset, Kh. Estetika. Filosofiia kultury [Aesthetics. Philosophy of Culture]. Moscow: Iskusstvo, 1991.
Rashydova, S. S. "Liudyna ta yii potreby v sviti spozhyvannia" [Man and his needs in the world consumption]. Dukhovnist osobys-tosti:metodolohiia, teoriia ipraktyka, no. 3 (56) (2013): 123-129.
Volovik, V. I. Filosofiya istorii [The philosophy of history]. Zaporozhye: Izd-vo «Prosvita», 2004.
Zymohliad, V. Ya. "Sotsialna struktura suspilstva: suspilna pryroda, superechnosti i konflikty" [The social structure of society: social nature, contradictions and conflicts]. Visnyk Natsional-noi yurydychnoi akademii Ukrainy imeni Yaroslava Mudroho, no. 1 (2009): 195-202.
Zykin, O. V. "Rushiini syly rozvytku suchasnoho hospodari-uvannia" [The driving forces of modern management]. Humani-tarnyi visnyk Zaporizkoi derzhavnoi inzhenernoi akademii, no. 27 (2006): 116-126.