Научная статья на тему 'Человеческий капитал - актуальный ресурс социально-экономического развития'

Человеческий капитал - актуальный ресурс социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СВОБОДА ВЫБОРА / ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютюнникова Светлана Владимировна

Усиление конкурентной борьбы в мировом пространстве, рост кризисных явлений в национальной и глобальной экономике, распространение новых и новейших технологий с доминирующей ролью в них человеческого фактора актуализируют новый всплеск научного интереса к проблеме человеческого капитала и человеческого потенциала. Человеческий потенциал как более емкая и сложная целостность, безусловно, является основой человеческого капитала, но не сводится к нему. Человеческий капитал впитывает в себя только определенную совокупность качеств, которые используются в экономике. Они формируют качественные характеристики рабочей силы, которые способны повышать производительные возможности, а следовательно, доходы их владельцев. Человеческий потенциал это не только платформа развития человеческих качеств и соответствующих нематериальных форм капитала (социального, интеллектуального, культурного и т.д.). Человеческий потенциал это возможности развития человека, расширение его выбора. В свою очередь, возможности для роста потенциала зависят от качества человеческого капитала, особенностей его использования и капитализации. Между человеческим потенциалом и человеческим капиталом образуются сложные и неоднозначные связи: взаимодополняющие, взаимовоспроизводящие, корреляционные, взаимообусловливающие, взаимоотрицающие и причинно-следственные. В условиях преодоления накопившихся противоречий и вызовов ХХI века, вывода экономики страны на траекторию экономического роста важно избежать противопоставления этих категорий и находить механизмы разрешения противоречий между ними, совершенствовать практику хозяйствования в поиске их гармоничного взаимодействия и эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал - актуальный ресурс социально-экономического развития»

УДК 330.142.331.522.4

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - АКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

® 2017 тютюнниковА С. в.

УДК 330.142.331.522.4

Тютюнникова С. В.

Человеческий капитал - актуальный ресурс социально-экономического развития

Усиление конкурентной борьбы в мировом пространстве, рост кризисных явлений в национальной и глобальной экономике, распространение новых и новейших технологий с доминирующей ролью в них человеческого фактора актуализируют новый всплеск научного интереса к проблеме человеческого капитала и человеческого потенциала. Человеческий потенциал как более емкая и сложная целостность, безусловно, является основой человеческого капитала, но не сводится к нему. Человеческий капитал впитывает в себя только определенную совокупность качеств, которые используются в экономике. Они формируют качественные характеристики рабочей силы, которые способны повышать производительные возможности, а следовательно, доходы их владельцев. Человеческий потенциал - это не только платформа развития человеческих качеств и соответствующих нематериальных форм капитала (социального, интеллектуального, культурного и т.д.). Человеческий потенциал - это возможности развития человека, расширение его выбора. В свою очередь, возможности для роста потенциала зависят от качества человеческого капитала, особенностей его использования и капитализации. Между человеческим потенциалом и человеческим капиталом образуются сложные и неоднозначные связи: взаимодополняющие, взаимовоспроизводящие, корреляционные, взаимообусловливающие, взаимоотрицающие и причинно-следственные. В условиях преодоления накопившихся противоречий и вызовов XXI века, вывода экономики страны на траекторию экономического роста важно избежать противопоставления этих категорий и находить механизмы разрешения противоречий между ними, совершенствовать практику хозяйствования в поиске их гармоничного взаимодействия и эффективного использования.

Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, свобода выбора, диалектика взаимосвязи, инновационное развитие, социокультурная реальность. Табл.: 2. Библ.: 16.

Тютюнникова Светлана Владимировна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории и экономических методов управления, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 4, Харьков, 61022, Украина)

УДК 330.142.331.522.4

Тютюнникова С. В. Людський каптал - актуальний ресурс соцiально-економiчного розвитку

Посилення конкурентно/ боротьби у свтовому простор:, зростання кризових явищ у нацюнальнш I глобальнй економц розповсюджен-ня нових I новтшх технологй з домтуючою роллю в них людського фактора актуал'вують новий сплеск наукового штересу до проблеми людського капталу та людського потенц/алу. Людський потенц/ал як б'шьш емна та складна цшншь, безумовно, е основою людського капталу, але не зводиться до нього. Людський кап/тал вбирае у себе певну сукуптсть якостей, як! використовуються в економ1ц1. Вони формують яшст характеристики робочо! сили, що здатт п/двищува-ти продуктивн можливост¡, а отже, доходи !х володарв. Людський потенц/ал - це не т'шьки платформа розвитку людських якостей та в'дпов'дних нематер'шльних форм капталу (соц1ального, штелекту-ального, культурного тощо). Людський потенц/ал - це можливост/ розвитку людини, поширення можливостей !/ вибору. Своею чергою, можливостI для зростання потенц/алу залежать в/д якост/ людського кап/талу, особливостей його використання та каттал'ваци. Мж людським потенц/алом I людським кап/талом утворюються склад-нI та неоднозначнI зв'язки: взаемодоповнююч\, взаемотдтворююч!, кореляцшт, взаемообумовлююч¡, взаемозаперечуюч та причинно-натдков! В умовах подолання накопичених протир'м I виклик/в XXI столття, виведення економки кра/ни на траекторю економнного зростання важливо уникнути протиставлення цих категорй I зна-ходити мехашзми розв'язання протирч м:ж ними, удосконалювати практику господарювання в пошуку !х гармонйно/ взаемоди та ефек-тивного використання.

Ключов'1 слова:людський потенц/ал, людський кап/тал, свобода вибору, д'шлектика взаемозв'язку, ¡нновац:йний розвиток, соцюкультурна реальшсть.

UDC 330.142.331.522.4

Tiutiunnykova S. V. Human Capital as an Actual Resource of Social and Economic Development

The strengthening of the competitive struggle in the world space, the growth of crisis phenomena in the national and global economy, the spread of new and emerging technologies with the dominant role of the human factor in them actualize a new surge of scientific interest in the problem of human capital and human potential. Human potential as a more capacious and complex integrity, of course, is the basis of human capital, but it is not reduced to it. Human capital absorbs only a certain set of qualities that are used in the economy. They form the qualitative characteristics of the labor force, which are capable of increasing the productive capacity, and, consequently, the incomes of their owners. Human potential is not only a platform for the development of human qualities and corresponding intangible forms of capital (social, intellectual, cultural, etc.). The human potential is the possibilities for human development, the expansion of its choice. In turn, the possibilities for growth of the potential depend on the quality of human capital, its use and capitalization. Between the human potential and human capital, there formed complex and ambiguous relationships: complementary, mutually replicating, correlative, mutually reinforcing, interrelated and causal. Under conditions of overcoming the accumulated contradictions and challenges of the 21st century, directing the country's economy into the trajectory of economic growth, it is important to avoid opposing these categories and find mechanisms for resolving the contradictions between them, to improve the practice of managing in search for their harmonious interaction and effective use.

Keywords: human potential, human capital, freedom of choice, dialectics of interconnection, innovative development, socio-cultural reality. Tbl.: 2. Bibl.: 16.

Табл.: 2. Ббл.: 16.

Тютюнникова Свтлана Володимир1вна - доктор eK0H0MÍ4Hux наук, професор, професор кафедри emH0MÍ4H0i теори та eK0H0MÍ4Hux мето-die упраел'шня, Хармеський нацiональний ун'верситет ím. В. Н. Карата (пл. Сеободи, 4, Харщ 61022, Украша)

Введение. Возрастающая роль человеческого капитала на фоне роста кризисных явлений в экономике актуализирует поиск тех особенностей его развития, которые способны не только содействовать экономическому росту, но и обеспечивать его устойчивый инклюзивный характер, преодолевать неопределенность и риски социально-экономического развития.

Анализ последних исследований и публикаций. История становления теории человеческого капитала логически и исторически связана с историей становления самой экономической науки. Начиная со второй половины двадцатого века систематизация знаний о человеке, его месте и роли в экономическом развитии переросла в бурное развитие теории человеческого капитала благодаря трудам ученых чикагской школы: Г. Беккера, Б. Вейсборна, Д. Минцера, Ли Хажина, Т. Шульца и др. Официальной датой рождения этой теории традиционно считается октябрь 1962 года. В этот период была опубликована серия статей, посвящённых общей проблеме человеческого капитала. В последующем эта теория заняла достойное место в системе экономических знаний. В настоящее время ей посвящается множество научно-исследовательских трудов ученых. Более подробно история становления и развития теории человеческого капитала получила освещение в трудах украинских исследователей, таких как: В. Антонюк [1], В. Близнюк [2], О. Гришновой [3], М. Довбенко [4], Т. Ки-рьян [5] и др.

В настоящее время возникли новые социально-экономические реалии, новые требования к человеческому капиталу, что обуславливает потребность обращения к этой теории с позиции поиска ответов на актуальные вопросы: какие человеческие качества и характеристики особенно востребованы в современных условиях, какими должны быть предпосылки и условия их развития. Особую актуальность в последние годы имеет практическое приложение теории человеческого капитала к реалиям национальной экономики, что позволяет более комплексно оценить достижения и утраты в области воспроизводства человеческого капитала. В этом плане можно выделить комплексные работы: «Людський розвиток в УкраМ: кторичний вимiр трансформацп державно! сощально! полiтики» под редакцией Э. Либановой [6] и «Вектори змш украшського суспкьства» под редакцией В. Вороны и М. Шульги [7]. В них можно обнаружить дальнейшее развитие теории человеческого капитала в условиях глобализации, практические результаты оценки реального состояния человеческого капитала в национальной экономике, выявление причин, сдерживающих как его развитие, так и использование.

Постановка проблемы. Для того чтобы создать благоприятные условия для развития человеческого капитала, столь необходимого для современного производства, следует глубоко проанализировать условия и факторы, влияю-

Tiutiunnykova Svitlana V. - Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of the Department of Economic Theory and Economic Methods of Management, V. N. Karazin Kharkiv National University (4 Svobody Square, Kharkiv, 61022, Ukraine)

щие на его развитие, а также его сдерживающие. Эта сложная и комплексная проблема требует междисциплинарного подхода. Современная конкурентная экономика требует не только обновлений техники и технологий, но и способностей, знаний. Целью статьи является выявление каналов эффективного перетекания потенциала человека в капитал как востребованный и эффективный ресурс экономики через многообразие взаимоотношений между человеческим потенциалом и человеческим капиталом.

Изложение основного материала. В научной литературе выделяют категорию «человеческий капитал» в узком и широком смысле слова. В узком смысле человеческий капитал включает в себя общие и специальные знания; приобретенные способности, навыки и опыт, а также умения их применять в нужный момент и в нужном месте. «Человеческий капитал в широком смысле слова - специфическая форма капитала, воплощенного в самом человеке. Это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и приносят ему доход в форме заработной платы или ренты [8, с. 5].

При характеристике человеческого капитала следует обратить внимание на две составляющие: во-первых, этот вид капитала выражает отношения между людьми по поводу вложений в формирование способностей к труду и их дальнейшего использования. Инвестируя в развитие человеческого капитала, мы одновременно инвестируем и в человеческий потенциал. И в этом отношении можно говорить об их органическом единстве. Во-вторых, человеческий потенциал включает в себя намного большее количество качеств и свойств человека по сравнению с теми, которые способны приносить ему доход. Они воспроизводятся не только в производственной сфере, но и в других сферах и формах деятельности. Человеческий капитал выступает частью человеческого потенциала и вбирает в себя только часть человеческих качеств.

Исследователи выделяют также социальный, интеллектуальный, культурный, институциональный и др. формы капитала. Обратим внимание на то, что перечисленные, непосредственно относящиеся к человеку «неэкономические» формы капитала, имеют своим источником человеческий потенциал. Каждая из этих форм представляет собой некий синтез человеческих качеств и имеет в своей структуре как природные, так и приобретенные способности и качества, каждая из них предполагает другое, переходит в другое, создает себя как другое. Этот взаимный переход, конвертация капиталов отражает потребность в той или иной форме капитала в соответствии с конкретными социально-экономическими условиями. Иногда эти формы капитала воспринимаются как некие метафоры, однако они реально обладают такими свойствами, которые позволяют нам относить их к понятию капитала. Дж. Ко-улман отмечает: «Если физический капитал полностью

осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем, поскольку он существует только в воображении индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность» [9, с. 123-124]. Добавим, что и повышает ее эффективность и приносит дополнительные доходы владельцу.

Производные от человеческого потенциала «внеэкономические» формы капитала - самостоятельное направление исследования. Важным заданием текущего исследования является выявление диалектики взаимосвязи человеческого потенциала и человеческого капитала, с тем чтобы более адекватно развивать человеческий потенциал и эффективно его реализовывать. Актуализация той или иной формы капитала, а следовательно, развитие, накопления и реализация человеческого потенциала происходит в конкретных социокультурных условиях. В. Близнюк выделяет следующие капитальные элементы человеческого развития:

■ капитал образования, образующийся на двух уровнях - общеобразовательном и на уровне профессионального образования;

■ капитал здоровья, где так же четко прослеживается природный уровень здоровья (генетически заложенный) и приобретенный в течение жизни, обусловленный следованием ценности здорового образа жизни и требующий соответствующих затрат времени и финансовых ресурсов;

■ капитал культуры, который находит своё проявление на двух уровнях - потребительском и высокодуховном, формирование которого требует дополнительных инвестиций и философско-духов-ного восприятия;

■ социально-психологический капитал, характеризующий как психологическое состояние общества в целом (сопротивление стрессовым, кризисным ситуациям), так и отдельного индивидуума в частности, как ментальные, так и духовные ценности [2, с. 40].

Несмотря на множество определений человеческого капитала, все они, по большому счету, различаются между собой перечнем дополнительных, востребованных в новых условиях, тех или иных человеческих качеств. Однако принципиально они сходятся в том, что это некая достаточная совокупность характеристик человеческого потенциала, которые: а) повышают производственные возможности индивида и общества; б) создаются путем инвестирования в человеческий капитал; в) повышают доходы, получаемые с его участием.

Одним из важнейших методологических принципов анализа человеческого капитала является анализ в системе близко родственных, но связанных между собой категорий с выявлением имеющихся между ними взаимосвязей. Наиболее тесно связаны между собой, как уже отмечалось ранее, человеческий потенциал и человеческий капитал. Человеческий потенциал - это платформа, основа человеческого капитала. Это многообразные качества и характеристики, скрытые силы и возможности, которыми обладает человек, и которые обнаруживают себя в ходе хозяйственной деятельности. Развитие и накопление человеческого

потенциала происходит на протяжении всей его жизни. Вся человеческая история представляет собой не что иное, как историю развития человека, его потенциала. Развитие общества не самоцельно. Любой прогресс в его рамках обретает смысл тогда, когда он проявляется положительными переменами в человеке. Обратим внимание на тот факт, что развитие человека не линейно и не однозначно. Возможны ситуации, когда в одинаковых условиях люди могут проявлять себя по-разному. Но это, скорее, отклонения, особенности, а не норма. Всё же есть общая линия движения прогресса и общая система факторов его определяющих. Поскольку между человеческим потенциалом и человеческим капиталом связь прямая, то в контексте нашего задания важно увидеть, как следует наращивать человеческий потенциал с целью перетекания его в человеческий капитал. Обратим внимание ещё раз на неоспоримый факт, что в современных условиях социально-экономическое развитие во все большей степени определяется качеством человеческого капитала. Объектом внимания являются экономически активный человек, условия и факторы, влияющие на него, для определения способов расширения его возможностей и снятия ограничений в развитии.

Главным достижением науки конца двадцатого века в отношении проблемы человеческого развития является признание факта гармоничного сочетания понятий, которые ранее казались несовместимыми - непрерывности и эмерджентости (от лат. Emerge - внезапно появляющихся, возникающих), т. е. по существу возможности потенциала безграничности развития и совершенствования человеческого потенциала, а также повышение его роли в разрешении противоречий развития и выбора траектории дальнейшего цивилизационного движения.

Достаточно сложными и противоречивыми остаются социально-экономические условия на постсоциалистическом пространстве. Экономическая реальность продолжает отражать последствия развала единого народнохозяйственного комплекса и спада экономики вследствие трансформационного кризиса. Это сказалось потерей сбережений населения, падением реальных доходов и повышением стоимости жизни, фрустрацией общества из-за нестабильности и потерянных надежд. Трансформационный период показал, сколь сложной является диалектика взаимосвязи человеческого потенциала и капитала. В кризисной ситуации можно наблюдать огромные потери потенциала человека, связанные с появлением массовой безработицы, изменением структуры спроса на рабочую силу, внешней и внутренней миграцией образованной рабочей силы. Спад производства, резкое ухудшение материального положения и обеднение населения обострило проблему инвестирования в человеческий капитал, во многих случаях сделали его невозможным. Доминирующей практикой домохозяйств стало не их развитие, а выживание. Человеческий капитал и человеческий потенциал развивались не всегда параллельно, переходя один в другой, а социально-экономические рыночные преобразования сформировали новую институциональную среду и изменили правовые основы функционирования хозяйственной системы. Кризис доходов и социальной среды наложил глубокий отпечаток на особенности адаптации населения к новым условиям хозяйствования. Среди большой массы бедного

и малообеспеченного населения по-прежнему преобладает модель выживания, а не развития, отсутствует мотив инвестирования в человеческий капитал. Как показывает мировой опыт, выход из такой ситуации во многом определяется активной политикой государства, направленной на развитие, а, как известно, в XXI веке ведущим фактором развития становится человеческий капитал. В этой политике должны доминировать общие нормы и ценности, правила и институты, формирующие социальную справедливость, доверие и сплоченность. В своей политики национальное государство должно ориентироваться на приоритетность человека, его потенциала.

Человеческая природа - это сложнейшая междисциплинарная проблема, она не исчерпывается отношениями человека с окружающим миром, не сводится и к глубинному субъективному «я». Это особая, социокультурная реальность, находящаяся во взаимопроникновении внешнего и внутреннего миров, вмещающая в себя весь Универсум, составляющий содержательно-смысловой контекст человеческого бытия. Вышеизложенное позволяет надеяться на растущую способность человека к познанию усложняющегося мира и эффективной адаптации к нему. В органичной единой системе природа-общество, в которую включен человек, он наиболее подвижный и революционный элемент. Он адаптируется и изменяется тогда, когда обусловливающие его существование элементы застывают в своем развитии. Человеческое развитие есть не что иное, как предвосхищение будущего.

Социокультурная среда не только обусловливает требования к человеческому капиталу, его качеству и структуре, но и создает условия и предпосылки для его роста или деградации. Новейшая теория человеческого капитала актуализирует вопросы метафизического характера, связанные с человеческим потенциалом, с целями и средствами хозяйственной практики, с творческой самореализацией человека, его духовной жизнью, с культурной и нравственной составляющей экономики. Актуальность этих вопросов связана с особенностями нашего времени: с одной стороны, с безгранично возросшими возможностями человека преобразовать окружающий его мир, а с другой - с обострением ощущения, что экономические достижения побеждают самого человека.

Экономическая жизнь глубже, чем производство материальных и культурных ценностей. Это сфера социокультурного творчества, а человек как его субъект мотивирован в своей деятельности не только сугубо экономическими интересами [10]. Современный этап развития характеризуется крайней нестабильностью, кризисностью и нарастанием дисбалансов. «Современный мир сплошь состоит из диспропорций и противоречий. В мировой экономике, помимо диспропорций в накоплении и потреблении, сохраняются или даже обостряются противоречия между трудом и капиталом, развитием и окружающей средой, размещением ресурсов и производительных сил, национальным регулированием и глобальным характером международной торговли, финансов, процессов миграции [11, с. 3].

Современная социально-экономическая политика должна быть направлена на человеческое развитие, обеспечивая связь рынка с растущей потребностью в разви-

том человеческом капитале. Центральное место в таком развитии все больше занимает система ценностей. Ценности не сводятся только к потребности в высоком профессиональном уровне работника, его интеллектуальном потенциале, но предполагают личное развитие, высокое качество жизни. Важной задачей институциональной среды рыночной системы является формирование новой реальности, нового социокультурного пространства. Чтобы выявить основные требования к новой социокультурной реальности, вспомним особенности современной модернизации. «Рефлексивная модернизация рассматривается как концептуальная интерпретация развития и связана существенно с персональной модернизацией, т.е. с человеческим измерением всемирного модернизационного процесса, который в сфере экономики имеет свои специфические содержательные особенности» [12, с. 7].

Современная модернизация качественно иная. Во-первых, содержательно она означает переход от индустриальной к постиндустриальной эпохе, а следовательно, к экономике знаний, информационному обществу. Такая модернизация возможна не только посредствам высочайшего человеческого интеллекта, но и всесторонне развитого человеческого потенциала. Такая модернизация предполагает не только высокое качество человеческого капитала как ведущего фактора развития, но и человеческого потенциала как результата и цели этого развития. Самоценность человеческого потенциала отображает его первичность по отношению к человеческому капиталу. Человеческий капитал составляет часть человеческого потенциала. Человек -субъект деятельности не только в экономике, но и в других сферах, носитель множества неотчуждаемых личностных творческих качеств.

«В ходе проведения вторичной модернизации основной упор делается на повышение качества жизни и возможности счастья и самовыражения» [13, с. 96]. А вопросы качества жизни и возможности счастья и самовыражения зависят от развития человека, его творческих способностей в разнообразных сферах жизни, в том числе и в сфере экономики [14]. Это свидетельствует о том, что происходит переориентация на такой тип развития, при котором становятся определяющими цивилизационный вектор -воспроизводство человека, его потенциала, актуализация проблемы его использования.

Концепция развития человеческого потенциала имеет свою историю. Еще А. Смит считал человека частью общечеловеческого богатства и целью общественного производства. В последующий период развитие рыночных отношений сместило истинную цель производства в сторону инструментальной оценки его эффективности. Становление теории человеческого развития позволило вновь обрести подлинный смысл и предназначение экономической деятельности, который смещается в сферу расширения возможностей каждого человека реализовывать свой потенциал, вести здоровую, полноценную творческую жизнь. Уже более четверти века, с 1990-го года, в формате ПРООН ежегодно издаются доклады о развитии человеческого потенциала. Человеческий потенциал становится главным драйвером социально-экономического развития отдельных стран, компаний и населения. Условия экономического роста: накопление капитала, научно-технический

прогресс, повышение производительности труда - приобретают особую ценность во взаимосвязи с качеством человеческого потенциала и условиями его накопления и реализации.

Для принятия управленческих решений по обеспечению устойчивого развития социально-экономической системы и повышения уровня и качества жизни в условиях актуализации человеческого капитала и также оценки эффективности в реализации задачи его роста были предложены соответствующие методики его измерения. Самым общепризнанным и универсальным показателем является индекс человеческого развития (ИЧР). Он был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком в со-

трудничестве с лауреатом Нобелевской премии А. Сеном и другими исследователями в области развития. Индекс человеческого развития представляет собой агрегированный композитный (сводный) индекс, определяющий уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области человеческого развития - здоровью и долголетию, знаниям и достойному жизненному уровню. В методиках расчета индекса происходят дополнения, так одним из таких дополнений является учет влияния неравенства на развитие человеческого потенциала. В табл. 1 представлены основные показатели, образующие индекс человеческого развития (скорректированный с учетом неравенства).

Таблица 1

Индекс человеческого развития

Измерения Долголетие и здоровье Знание Достойный уровень жизни

Показатели Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Средняя продолжительность обучения, ожидаемая продолжительность обучения ВНД на душу населения (в долл. США по ППС)

Индекс измерения Индекс продолжительности жизни Продолжительность обучения (годы) Доход/ потребление

В 2015 году вышел очередной Доклад о человеческом развитии «Труд во имя человеческого развития». В нем получило свое дальнейшее развитие и понимание сущности человеческого развития: «Человеческое развитие людей посредством построения человеческого потенциала, осуществляемое ради людей путем совершенствования их жизни и самими людьми, благодаря активному участию в процессах, которые формируют их жизнь» [14]. В последнем рейтинге Украина заняла 81 место с индексом 0747 и вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Конечно, такая методика измерения человеческого потенциала во взаимосвязи и зависимости от экономического развития достаточно общая. Она не вбирает в себя все особенности человеческого развития. Совершенствование методики происходит недостаточно быстрыми темпами. Сегодня эта методика обогатилась за счет индекса гендерного неравенства и многомерной бедности.

Более адаптированной методикой оценки человеческого развития является национальная методика. С 2012 года решением Президиума НАН Украины и коллегии Государственной службы статистики Украины (13.06.2012 № 123-м) была утверждена новая Методика измерения регионального человеческого развития. В соответствии с этой методикой в расчет регионального индекса человеческого развития включено 33 показателя, объединенные в 6 блоков, отражающих основные аспекты человеческого развития: воспроизводство населения, социальное положение, комфортная жизнь, благосостояние, достойный труд, образование [15, с. 5-6]. В табл. 2 приведен рейтинг регионов Украины по индексу человеческого развития, и выявлены предельные всех составляющих его по основным блокам: воспроизводству жизни, социальному положению, комфортной жизни, благосостоянию, достойному труду, образованию. Как видно из таблицы, в 2014 году Харьковский регион занял достойное первое

место в рейтинге регионов с наилучшими позициями по образованию и благосостоянию.

Выводы. В современных условиях социально-экономического развития неизменно возрастает роль высокообразованной, целостно развитой личности, которая не только способна в условиях инфляционной экономики создавать знания и технологии, продукты и услуги, но и адекватно отвечать на вызовы времени, формировать прогрессивный вектор движения. Человеческое развитие, человеческий потенциал превращаются в платформу по сотворению новейших форм капитала - человеческого, интеллектуального, социального, культурного и др. Востребованность, актуализация человеческого капитала определяется как превращением его в ведущий ресурс экономики, так и потребностью переформатировать экономику на человеческое развитие, на накопление человеческого потенциала. Конкурентные преимущества в глобальном пространстве имеют те страны, которые обладают наиболее качественным человеческим капиталом, а следовательно, результаты функционирования экономики оптимально перенаправляют на развитие и накопление человеческого потенциала. Украине предстоит ещё освоить новую модель экономического развития, где эффективность и справедливость не взаимно исключают друг друга, а продуктивно дополняют, сцепляют. Важность и сложность изучения этой проблемы даёт основание для последующего углубленного анализа в контексте выработки стратегии развития экономики Украины в ХХ1 веке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонюк в. П. Формування та використання людсько-го катталу в УкраТ'ш: соцiально-економiчна оцшка та забезпе-чення розвитку: монографiя. Донецьк: 1н-т економти промис-ловосп, 2007. 377 с.

Таблица 2

Интегральный региональный индекс человеческого развития по состоянию на 2014 г.

Регион (2014) Блок 1 «Воспроизводство населения» Блок 2 «Социальная среда» Блок 3 «Комфортная жизнь» Блок 4 «Благосостояние» Блок 5 «Достойный труд» Блок 6 «Образование» Сумма Ранг

Харьковская 0,662 0,692 0,617 0,848 0,578 0,878 4,275 1

Черновицкая 0,702 0,658 0,622 0,761 0,575 0,843 4,160 2

Закарпатская 0,703 0,505 0,830 0,637 0,624 0,756 4,054 3

Львовская 0,713 0,695 0,656 0,582 0,549 0,852 4,045 4

Запорожская 0,713 0,437 0,530 0,871 0,562 0,861 3,974 5

Киевская 0,753 0,414 0,652 0,680 0,579 0,847 3,925 6

Одесская 0,699 0,401 0,704 0,601 0,599 0,856 3,860 7

Тернопольская 0,731 0,708 0,583 0,500 0,503 0,803 3,828 8

Полтавская 0,680 0,456 0,583 0,723 0,534 0,846 3,822 9

Николаевская 0,671 0,354 0,595 0,757 0,568 0,875 3,819 10

Ивано-Франковская 0,749 0,648 0,588 0,550 0,524 0,753 3,811 11

Днепровская 0,675 0,375 0,584 0,702 0,592 0,858 3,787 12

Волынская 0,734 0,555 0,618 0,546 0,515 0,803 3,770 13

Черкасская 0,672 0,449 0,600 0,696 0,513 0,828 3,757 14

Черниговская 0,697 0,432 0,565 0,708 0,526 0,827 3,753 15

Ровенская 0,711 0,579 0,633 0,499 0,509 0,786 3,717 16

Винницкая 0,721 0,481 0,531 0,603 0,519 0,850 3,705 17

Хмельницкая 0,693 0,485 0,539 0,603 0,532 0,835 3,686 18

Сумская 0,697 0,445 0,521 0,616 0,517 0,847 3,643 19

Житомирская 0,683 0,449 0,586 0,538 0,513 0,821 3,589 20

Херсонская 0,682 0,367 0,635 0,530 0,535 0,831 3,579 21

Кировоградская 0,659 0,333 0,580 0,575 0,516 0,832 3,495 22

Украина (среднее) 3,821

Источник: [16, с. 456]

2. Близнюк В. В. Людський каптал як фактор економлч-ного розвитку. Економка iпрогнозування. 2005. № 2. С. 64-78.

3. Гришнова О. А. Людський каптал. Формування в сис-TeMi освiти i професмно''' пщготовки. Ки'Гв: Знання, 2006. 254 с.

4. Довбенко М. В. Сучасна eкономiчна тeорiя. Eкономiч-на нобелеолопя: навч. посiб. Ки'в: Акадeмiя, 2005. 180 с.

5. Юр'ян Т. Людський каптал в кторп eкономiчно''' думки. ЕкономкаУкрани. 2008. № 9. С. 64-73.

6. Людський розвиток в Укра'шЬ iсторичний вимiр транс-формацГ'' державно'' со^ально''' политики: колективна моногра-фiя/за ред. E. М. Лiбановоl'. Ки'в: 1н-т демографп та соц. дош-джень iM. М. В. Птухи НАН Укра'ни, 2014. 380 с.

7. Вектори змш укра'нського суспiльства/за ред. В. Ворони, М. Шульги. Ки'в: 1н-т соцiологГ'' НАН Укра'ни, 2014. 466 с.

8. Нуреев Р. М. Человеческий капитал и его развитие в современной России. Общественные науки и современность. 2008. № 4-5. С. 5-20.

9. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.

10. Тютюнникова С. В., Перепелица Н. В. Актуализация духовной составляющей человеческого капитала в современных условиях. Социальная экономика. 2005. № 1-2. С. 47-61.

11. Королев И. Неопределенность мирового экономического развития: риски для России. Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 4. С. 3-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)/под ред. Хэ Чуаньци. М.: Весь Мир, 2011. 256 с.

13. Веряскина В. П. Управление развитием человеческого капитала: модели менеджмента и практики. Философские науки. 2012. № 6. С. 7-21.

14. Доклад о человеческом развитии 2015. Труд во имя человеческого развития. URL: http:/hdr.undp.org/sites/default/ files hdp15_standalone_over_viem_ru.pdf

15. Регюнальний людський розвиток: стат. бюлетень/ Державна служба статистики УкраГни. КиГ'в, 2015. 50 с.

16. Бервено О. В. Ягасть життя як фактор нацюнально-го економiчного розвитку: концептуальн основи формування i управлшня: монографiя. Харгав: Точка, 2015. 470 с.

REFERENCES

Antoniuk, V. P. Formuvannia ta vykorystannia liudskoho kapi-talu v Ukraini: sotsialno-ekonomichna otsinka ta zabezpechennia

rozvytku [The formation and use of human capital in Ukraine: socio-economic assessment and development]. Donetsk: In-t ekono-miky promyslovosti, 2007.

Blyzniuk, V. V. "Liudskyi kapital yak faktor ekonomichnoho rozvytku" [Human capital as a factor of economic development]. Ekonomika i prohnozuvannia, no. 2 (2005): 64-78.

Berveno, O. V. Yakist zhyttia yak faktor natsionalnoho ekono-michnoho rozvytku: kontseptualni osnovy formuvannia i upravlin-nia [Quality of life as a factor of national economic development: conceptual bases of formation and management]. Kharkiv: Tochka, 2015.

Dovbenko, M. V. Suchasna ekonomichna teoriia. Ekonomich-na nobeleolohiia [Modern economic theory. Economics nobeleol-ogy]. Kyiv: Akademiia, 2005.

"Doklad o chelovecheskom razvitii 2015. Trud vo imya che-lovecheskogo razvitiya" [The human development report 2015. Work in the name of human development]. http:/hdr.undp.org/ sites/default/fileshdp15_standalone_over_viem_ru.pdf

Hryshnova, O. A. Liudskyi kapital. Formuvannia vsystemi os-vity i profesiinoi pidhotovky [Human capital. The formation in the system of education and training]. Kyiv: Znannia, 2006.

Koulman, Dzh. "Kapital sotsialnyy i chelovecheskiy" [Capital of social and human]. Obshchestvennyye nauki i sovremennost, no. 3 (2001): 122-139.

Korolev, I. "Neopredelennost mirovogo ekonomicheskogo razvitiya: riski dlya Rossii" [The uncertainty of the global economic development: risks for Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunaro-dnyye otnosheniya, no. 4 (2013): 3-10.

Kirian, T. "Liudskyi kapital v istorii ekonomichnoi dumky" [Human capital in history of economic thought]. Ekonomika Ukrainy, no. 9 (2008): 64-73.

Liudskyi rozvytok v Ukraini: istorychnyi vymir transformatsii derzhavnoi sotsialnoi polityky [Human development in Ukraine: the historical dimension of the transformation of state social policy]. Kyiv: In-t demohrafii ta sots. doslidzhen im. M. V. Ptukhy NAN Ukrainy, 2014.

Nureyev, R. M. "Chelovecheskiy kapital i yego razvitiye v sovremennoy Rossii" [Human capital and its development in modern Russia]. Obshchestvennyye nauki isovremennost, no. 4-5 (2008): 5-20.

Obzornyy doklad o modernizatsii v mire i Kitaye (2001-2010) [Review report on modernization in the world and China (20012010)]. Moscow: Ves Mir, 2011.

Rehionalnyi liudskyi rozvytok [Regional human development]. Kyiv: Derzhavna sluzhba statystyky Ukrainy, 2015.

Tyutyunnikova, S. V., and Perepelitsa, N. V. "Aktualizatsiya dukhovnoy sostavlyayushchey chelovecheskogo kapitala v sovre-mennykh usloviyakh" [To actualize the spiritual component of human capital in modern conditions]. Sotsialnaya ekonomika, no. 1-2 (2005): 47-61.

Veryaskina, V. P. "Upravleniye razvitiyem chelovecheskogo kapitala: modeli menedzhmenta i praktiki" [Managing human capital development: models and management practices]. Filosofskiye nauki, no. 6 (2012): 7-21.

Vektory zmin ukrainskoho suspilstva [Vectors of changes of the Ukrainian society]. Kyiv: In-t sotsiolohii NAN Ukrainy, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.