Научная статья на тему 'Деятельность людей по удовлетворению разнообразных потребностей в использовании физических упражнений основа механизма саморазвития физической культуры'

Деятельность людей по удовлетворению разнообразных потребностей в использовании физических упражнений основа механизма саморазвития физической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ / ДіЯЛЬНіСТЬ / ПОТРЕБА / ОСОБИСТіСТЬ / САМООРГАНіЗАЦіЯ / ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / РОЗВИТОК / ACTIVITIES / NEEDS / PERSONALITY / SELF-ORGANIZATION / PHYSICAL EDUCATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сутула Василий Афанасьевич

Анализируются особенности социальной деятельности людей по удовлетворению потребностей. Рассмотрена схема саморегулирующего процесса деятельности людей по удовлетворению биологических, социальных и биосоциальных потребностей. Показано, что все разнообразие человеческих потребностей подразделяется на три группы: биологически и социально обусловленные потребности, потребности на основе биосоциальной природы. Показано, что в обществе на основе конкурентного взаимодействия людей формируется система отношений. Эти отношения являются основой развития физической культуры. Отмечается, что в этом процессе общественная оценка выступает как механизм отбора из всего разнообразия социальных явлений. В основе процесса конкурентных взаимоотношений между ними отображает процесс возникновения и развития общественно значимых явлений. К таким явлениям относятся разные формы социального проявления физической культуры (физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической реабилитации и адаптивной физической культуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сутула Василий Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human activities to meet the diverse needs in the use of physical exercises the basis of the mechanism of self-development of physical culture

The features of social activities to meet the needs of people. A scheme for self-regulatory process of the people to respond to biological, social and biosocial needs. It is shown that the diversity of human needs is divided into three groups: biologically and socially determined needs, the needs-based biosocial nature. It is shown that in a society based on competitive interaction of people, a system of relations. These relationships are the basis for the development of physical culture. It is noted that this process acts as a public evaluation mechanism for the selection of the variety of social phenomena. At the heart of the process of competitive interactions between them reflects the process of emergence and development of socially significant events. These phenomena are different forms of social manifestations of physical culture (physical education, sport, physical recreation, physical rehabilitation and adaptive physical education).

Текст научной работы на тему «Деятельность людей по удовлетворению разнообразных потребностей в использовании физических упражнений основа механизма саморазвития физической культуры»

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

*----“---------------* проблеми фізичного

виховання і спорту

ПСИХОЛОГІЯ

Деятельность людей по удовлетворению разнообразных потребностей в использовании физических упражнений - основа механизма саморазвития физической культуры

Сутула В.А.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотации:

Анализируются особенности социальной деятельности людей по удовлетворению потребностей. Рассмотрена схема саморегулирующего процесса деятельности людей по удовлетворению биологических, социальных и биосоциальных потребностей. Показано, что все разнообразие человеческих потребностей подразделяется на три группы: биологически и социально обусловленные потребности, потребности на основе биосоциальной природы. Показано, что в обществе на основе конкурентного взаимодействия людей формируется система отношений. Эти отношения являются основой развития физической культуры. Отмечается, что в этом процессе общественная оценка выступает как механизм отбора из всего разнообразия социальных явлений. В основе процесса конкурентных взаимоотношений между ними отображает процесс возникновения и развития общественно значимых явлений. К таким явлениям относятся разные формы социального проявления физической культуры (физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической реабилитации и адаптивной физической культуры).

Ключевые слова:

деятельность, потребность, личность, самоорганизация, физическая культура, развитие.

Сутула В.О. Діяльність людей щодо задоволення різноманітних потреб у використанні фізичних вправ - основа механізму саморозвитку фізичної культури. Аналізуються особливості соціальної діяльності людей по задоволенню потреб. Розглянута схема саморегулюючого процесу діяльності людей по задоволенню біологічних, соціальних і біосоціальних потреб. Показано, що вся різноманітність людських потреб підрозділяється на три групи: біологічно й соціально обумовлені потреби, потреби на основі біосоціальної природи. Показано, що в суспільстві на основі конкурентної взаємодії людей формується система відносин. Ці відносини є основою розвитку фізичної культури. Відзначається, що в цьому процесі суспільна оцінка виступає як механізм добору з усієї різноманітності соціальних явищ. В основі процесу конкурентних взаємин між ними відображується процес виникнення й розвитку суспільно значимих явищ. До таких явищ відносяться різні форми соціального прояву фізичної культури (фізичного виховання, спорту, фізичної рекреації, фізичної реабілітації й адаптивної фізичної культури).

діяльність, потреба, особистість, самоорганізація, фізична культура, розвиток.

Sutula V.A. Human activities to meet the diverse needs in the use of physical exercises - the basis of the mechanism of self-development of physical culture. The features of social activities to meet the needs of people. A scheme for self-regulatory process of the people to respond to biological, social and biosocial needs. It is shown that the diversity of human needs is divided into three groups: biologically and socially determined needs, the needs-based biosocial nature. It is shown that in a society based on competitive interaction of people, a system of relations. These relationships are the basis for the development of physical culture. It is noted that this process acts as a public evaluation mechanism for the selection of the variety of social phenomena. At the heart of the process of competitive interactions between them reflects the process of emergence and development of socially significant events. These phenomena are different forms of social manifestations of physical culture (physical education, sport, physical recreation, physical rehabilitation and adaptive physical education).

activities, needs, personality, selforganization, physical education, development.

Введение.

Познание общих закономерностей деятельности людей по совершенствованию своей телесной и духовной сущности есть важным шагом на пути понимания сущности современной системы физической культуры. Такая деятельность, которая характеризует целенаправленную и определенным образом мотивированную активность субъекта в разные интервалы времени (прошлое, настоящее и будущее), обусловлена необходимостью удовлетворения разнообразных потребностей человека в двигательной активности. Следовательно, структура потребностей человека, принципы их формирования, их взаимосвязи и взаимовлияние, закономерности их изменений в процессе исторической эволюции является ключом к правильному пониманию особенностей исторического развития физической культуры [Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Демин Валерий Андреевич. - М. : ВНИИФК, 1975. - 26 с.].

Для решения данной задачи необходимо выделить социальный механизм действия закона, сформулированного в свое время Н.Пономаревым, который констатирует, что развитие физической культуры обусловлено социально-экономическими и политическими условиями, складывающимися на том или

© Сутула В.А., 2011

ином этапе общественного развития. При этом з необходимо использовать социокультурологический подход, а также теорию деятельности и теорию потребностей, на что акцентировалось внимание в исследованиях ряда ученых (Демин, 1975; Спиркин, 1999; Маслоу, 1999; Ильин, 2006; Лубышева, 2001; Л.Матвеев, 2009; Николаев 2004, 2005, 2008; Выдрин, 2004, 2008 и др.).

Очевидно, что решение обозначенной проблемы важно для понимания причин возникновения и особенностей современного развития социальнопедагогической системы физической культуры.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - заключается в осмыслении биосоциальной сущности человека через призму его практической деятельности.

Методика исследования. Исследования базировалось на анализе специальной литературы, в которой рассматриваются социальные механизмы саморазвития физической культуры.

Результаты исследования.

Как показывает проведенный анализ основная движущая сила, которая определяет социальный и биологический вектор в развитии человека связанная с удовлетворением целого спектра личных потребностей.

32011 11

По этому поводу известный философ А.Спиркин [11] замечает, что «вся наша жизнь находится в фатальной зависимости от удовлетворения наших потребностей: без этого жизни гибнет». Человек взаимодействует с окружающим миром, прежде всего, через реализацию своих потребностей. Разнообразие человеческих потребностей определяет разнообразие ценностей культуры, которая в конечном итоге и является средством удовлетворения этих потребностей [9]. Совокупность потребностей присущий конкретному человеку - это отражение свойств его личности, поскольку суть личности проявляется в конкретной предметной деятельности, деятельность же определяется мотивами, а мотивы деятельности формируются на основе потребностей. Следовательно, потребности человека характеризуют его личность, отображая его биологическую и социальную природу [8]. Н. Пономарев [10] считает, что потребности - источник деятельности человека, а соответственно и источник формирования в обществе особых социальных отношений. Если исходить из того, что природа человека имеет биологическую и социальную основу [6, 10], то тогда все разнообразие человеческих потребностей условно можно разделить на три группы: биологически обусловленные потребности, социально обусловленные потребности и потребности, которые имеют биосоциальную природу.

Выделенные группы потребностей достаточно сложно взаимосвязаны, тем не менее, в своем целостном выражении именно они определяют сущность человека. К потребностям, которые имеют биологическую природу можно отнести, например, потребность в дыхании, в пище, в движении, в размножении и много других. А.Маслоу [7] назвал такой тип потребностей человека физиологическими. Очевидно, что они не зависят от личных качеств человека, поскольку связанны с процессами, которые определяют его естественную жизнедеятельность. Такие потребности по своей сути характеризуют человека как представителя биологического вида. Если учесть, что анатомо-физиологические параметры человека почти не изменились с момента появления около 100 тысяч лет тому Ното Saрiens [Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 368 с.; Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 672 с. ] (человечество эволюционирует путем изменения своей социальной организации), то можно прийти к выводу о том, что биологически обусловленные потребности, как характеристики биологического вида, изменяются достаточно медленно. Можно сказать, что изменяется в большей мере не их сущностная основа, а форма их реализации, которая зависит от социальноэкономических условий, которые формируются в обществе.

Вторая группа потребностей человека, которые определяют окончательно характер его деятельности, имеют выраженную социальную направленность (социально обусловленные потребности). В них отображается диалектическое единство, с одной сторо-

ны, потребностей личности, а с другой - потребностей общества. Такие потребности значимы как для конкретного человека, так и для общества в целом. Социально обусловленные потребности являются отображениям социально-экономических, политикоправовых и культурных традиций которые сформировалась на том или ином этапе общественного развития. Они изменяются в соответствии с изменениями общественных отношений, следовательно зависят от характера протекания социокультурной эволюции.

Третья группа потребностей человека имеет биосоциальную природу. Их особенность проявляется в том, что они, имея биологическую природу, реализуются в специфической форме в социальной среде. Это наиболее сложные для анализа потребности, поскольку в них отображается биологическая и социальная сторона сущности человека. К ним можно отнести, например, потребность в самовыражении, потребность в здоровье, потребность в физической активности, потребность в познании окружающего мира и ряд других. Из всего разнообразия биосоциальных потребностей человека выделим две - потребность в здоровье и потребность в самовыражении. Первая из обозначенных потребностей (потребность в здоровье) является потребностью биологически обусловленной, но осознанной в обществе и такой, что определяет основную направленность развития современной социально-педагогической системы физической культуры.

Вторая из отмеченных выше потребностей человека (потребность в самовыражении) занимает особое место в спектре биосоциальных потребностей. Ее анализ необходим, поскольку в социуме она служит причиной конкурирующих взаимоотношений между его членами, что является основой и движущей силой процесса общественного развития. Надо признать, что человеческое стремление к самоутверждению, стремление быть достойно оцененным только и возможно посредством взаимоотношений с окружающими, тоесть в социальной среде. Известный психолог Д.Карнеги отмечал, что если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значимости, то не было бы и цивилизации [Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Демин Валерий Андреевич. - М. : ВНИ-ИФК, 1975. - 26 с.]. Итак, стремление человека к самоутверждению, к самовыражению, которое только может реализоваться в социальной среде благодаря конкурентной деятельности, является важной стороной его сущности. Конкурентные взаимоотношения между людьми присутствуют на всех этапах онтогенетического развития человека (Губин В.Д. Человек и его бытие в природе, истории и культуре: Учебное пособие / В.Д. Губин. - М.: Международная педагогическая академия, 1992. - 85 с.) [1] и проявляются во всех сферах общественной жизни: политике, науке, культуре, искусстве и даже в быту [2].

Выделение потребностей человека приоритетных для исследуемой проблемы - это решение важной ме-

І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні

*---“-----------* проблеми фізичного

виховання і спорту _____________________

тодологической задачи, поскольку на основании потребностей (биологически обусловленных, социально обусловленных и биосоциальных) формируются мотивы и основные направления практической деятельности людей по удовлетворению этих потребностей [2]. Поскольку человек является одновременно субъектом и объектом процесса исторического развития общества, то можно прийти к выводу о том, что в обществе все разнообразие человеческих потребностей реализуется в форме индивидуальной или групповой деятельности людей. Такая деятельность создает в обществе особые взаимоотношения между людьми, которые при определенных условиях являются основой механизма их самоорганизации и приводят к появлению в обществе разных социальных явлений, которые могут трансформироваться в соответствующие социальные институты. Этот процесс можно описать следующим образом. Стремясь удовлетворить конкретную потребность, человек вступает в отношения с другими людьми, в которых есть аналогичные устремления.

Такое взаимодействие может привести к объединению этих людей с целью добывания необходимых благ и ценностей для удовлетворения общих потребностей. Оно оказывает влияние на образование социальных групп, которые характеризуются относительной целостностью и являются самостоятельным субъектом социального действия [2]. Таким образом, на основе конкретных индивидуальных потребностей человека формируются групповые потребности, которые являются более стойкими и более постоянными в отличие от индивидуальных. Этот процесс - одна из форм социальной реализации естественной потребности человека в принадлежности к группе [7].

Как показывают примеры из истории развития физической культуры, деятельность людей по удовлетворению групповых потребностей организационно может закрепляться в форме создания, например, специальных физкультурно-спортивных клубов, школ, кружков, общественных движений и т.п. (Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 248 с. ) [2, 10]. Групповые потребности могут сформироваться, а процесс их удовлетворения приобрести систематический характер и развиваться в социальной среде лишь после получения надлежащей общественной оценки. Если групповые потребности которые сформировались в процессе деятельности людей по удовлетворению индивидуальных потребностей не получают положительной общественной оценки, то это может привести к свертыванию данного социального процесса, или даже к полной ликвидации надлежащей социальной базы, а следовательно и соответствующего социального явления. Если же общественная оценка социального явления, которое возникло в результате деятельности группы людей по удовлетворению общих потребностей, положительна (например, деятельность людей по поддержке собственного здоровья), то такое явление, а соответственно и деятельность людей, становятся социаль-

но значимыми. На этом основании может возникнуть соответствующий социальный институт (например, социальный институт спорта), который становится особой социальной формой закрепления и способом осуществления специализированной деятельности людей. Именно он (социальный институт) и обеспечивает стабильное функционирование общественных отношений, которые сложились на основе деятельности людей по удовлетворению общих потребностей, а это может означать, что данное социальное явление характеризует один из базовых элементов культуры общества.

Личные, групповые и социально значимые потребности человека взаимозависимые. Так, групповые потребности, которые сформировались на основе личных, влияют на последние, определяя конкретные формы деятельности человека по их удовлетворению (правила деятельности, организацию и порядок подготовки к ней и прочее). Формирование социально значимых потребностей, хотя и происходит на основе групповых, тем не менее, именно этот уровень определяет исторический вектор эволюции социальных явлений и процессов, которые возникли в результате деятельности людей по удовлетворению групповых и личных (в первую очередь социальных и биосоциальных) потребностей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в обществе на основе конкурентных взаимоотношений между людьми по удовлетворению общих потребностей формируется система отношений, которые и являются основой развития соответствующего социального явления.

Суть этого явления состоит в том, что деятельность людей по удовлетворению личных потребностей может развиваться и исторически трансформироваться лишь после того, когда она получит надлежащее общественное признание. Очевидно, что возможная и прямо противоположная ситуация, когда снижение общественного интереса к деятельности людей приводит к уменьшению общественного значения явления, которое на базе этой деятельности возникло (например, вида спорта), что может вызвать даже полное его «отмирание». Рассмотренная выше схема саморегулирующего процесса деятельности людей по удовлетворению биологических, социальных и биосоциальных потребностей, на основе конкурентных взаимоотношений между ними по своей сути отображает процесс возникновения и развития общественно значимых явлений, в том числе и разных форм социального проявления физической культуры (физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической реабилитации и адаптивной физической культуры).

Выводы.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что физическая культура развивается в обществе в результате разнообразной деятельности людей связанной с использованием физических упражнений. Такая деятельность лежит в основе социального механизма саморазвития физической культуры, сущность которого проявляется в диалектическом единстве, с одной стороны, деятельности людей по удовлетворению разно-

ПСИХОЛОГІЯ

32011 11

образных потребностей в использовании физических упражнений, а с другой, общественной оценки такой деятельности. В этом процессе общественная оценка выступает как механизм отбора из всего разнообразия социальных явлений, которые возникают в результате деятельности людей связанной с использованием физических упражнений, тех которые значимы для общества.

Положительная общественная оценка такой деятельности, а соответственно и социальных явлений которые возникают на этой основе, может проявляться через ее включение в уже существующие социаль-

Литература

1. Горащук В.П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика) / В.П.Горащук. - Луганск: Альма-матер, 2003. - 388 с.

2. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М. : ИНФА -М, 2007. - 624 с.

3. Карнеги Д. Путь к счастью / Д. Карнеги. - М.: Внешторгиздат, 1991. - 45 с.

4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры / Л. Кун. - М. : Радуга, 1982. - 400 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

6. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 2-4.

7. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность [перевод с англ. Тат-лыбаевой А.М. Вступитальная статья Акулиной Н.Н.] / Маслоу Абрахам Г - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

8. Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -1999. - № 2. - С. 24-31.

9. Полищук В.И. Культурология / В.И. Полищук. - М.: Гардарики, 1999. - 446 с.

10. Пономарев В.Н. Социальные функции физической культуры и спорта / В.Н. Пономарев. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 310 с.

11. Спиркин А.Г Философия: Учебник / А.Г Спиркин. - М.: Гарда-рики, 1999. - 816 с.

12. Столбов В.В. История физической культуры / В.В. Столбов, И.Г. Чудинов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 346 с.

13. Сутула В.А. Физкультурология (проблемы и перспективы развития). - Харьков: Гелиос, 2004 - 176 с.

Информация об авторе: Сутула Василий Афанасьевич

[email protected]

Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Поступила в редакцию 17.10.2011г.

ные явления, например, система воспитания, религиозные ритуалы и т.п., или сформироваться на основе признаков характерных для физических упражнений, например, их зрелищность. Именно это и обусловило появление в исторической эволюции физической культуры трех направлений развития - религиозного, зрелищного и воспитательного [13].

Перспективным направлением дальнейших исследований является практическая проверка действенности выделенного механизма саморазвития физической культуры.

References:

1. Gorashchuk V.P. Formirovanie kul'tury zdorov'ia shkol'nikov [Forming of a culture of health at schoolchildren], Lugansk, Alma Mater, 2003, 388 p.

2. Dobren’kov V.I., Kravchenko A.I. Sociologiia [Sociology], Moscow, INFA-M, 2007, 624 p.

3. Karnegi D. Put’ k schast’iu [The Way to Happiness], Moscow, Vneshtorgizdat, 1991, 45 p.

4. Kun L. Vseobshchaia istoriiafizicheskoj kul’tury [General history of physical education], Moscow, Rainbow, 1982, 400 p.

5. Leont’ev A.N. Deiatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. [Activities. Consciousness. Identity], Moscow, Politizdat, 1977, 304 p.

6. Lubysheva L.I. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1996, vol.1, pp. 2-4.

7. Maslou Abrakham G. Motivaciia i lichnost’ [Motivation and personality], Saint Petersburg, Eurasia, 1999, 478 p.

8. Nikolaev Iu.M. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1999, vol.2, pp. 24-31.

9. Polishchuk V.I. Kulturologiia [Cultural studies ], Moscow, Gardariki, 1999, 446 p.

10. Ponomarev V.N. Social’nye funkcii fizicheskoj kul tury i sporta [The social functions of physical culture and sports], Moscow, Physical Culture and Sport, 1974, 310 p.

11. Spirkin A.G. Filosofiia [Philosophy], Moscow, Gardariki, 1999, 816 p.

12. Stolbov V.V., Chudinov I.G. Istoriia fizicheskoj kul’tury [History of physical education], Moscow, Physical Culture and Sport, 1970, 346 p.

13. Sutula V.A. Osnovy fizkul’turologii [Foundations of physical education], Kharkov, Barcode, 2002, 87 p.

Information about the author: Sutula Vasilij Afanas’evich

[email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Came to edition 17.10.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.