ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)
УДК 37.041
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
© Ф.Ш.Галиуллина
В статье актуализируется значение научно-исследовательской деятельности студентов как фактора их профессионального становления. Анализируется современное состояние организации научноисследовательской работы студентов в вузах на примере Республики Татарстан и г.Казани. Раскрываются тенденции, формы и методы развития научно-исследовательской активности студенческой молодежи в современных условиях.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, научно-исследовательская деятельность студентов, профессиональная компетентность, будущий специалист.
Процесс модернизации современного российского образования трудно представить без такого компонента, как система поиска и обеспечения в учебных заведениях условий для творческого развития будущих специалистов. Формирование из числа учащейся молодежи будущей научно-технической элиты - важнейшая социально-экономическая задача и условие прогрессивного развития страны. Для этого и нужно создавать эффективные национальные системы поиска, развития и поддержки одаренной молодежи в области науки и техники. Плодотворными должны быть признаны те реализуемые в вузах страны проекты, которые ставят своей целью развивать такие системы организации научнотворческой деятельности, которые способствовали бы закреплению одаренной молодежи в региональной инфраструктуре научно-технической деятельности.
Одной из важных составляющих системы профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов является организация их включенности в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможности стимулирования творческого потенциала личности. Тенденция к неуклонному возрастанию научно-творческого компонента в сложных видах профессиональной деятельности говорит в пользу того, что вовлечение студенческой молодежи в научное творчество переходит в разряд обязательного требования к качеству подготовки специалистов в высшей школе.
Концептуально значимым моментом для правильной расстановки акцентов в прогнозировании места, которое должно занимать в деятельности вуза приобщение студентов к науке, имеет соотнесенность данной проблемы с процессами модернизации программы развития высшего образования. Здесь в частности как существенная
может быть обозначена связь с его преобразованиями по созданию многоуровневой системы подготовки специалистов высшей квалификации. Внедряемый подход к подготовке специалистов в этом случае предполагает наличие возможности освоения ВПО, исходя из возможностей и способностей обучаемых достигать определенного уровня этого образования (бакалавры, магистры). Последняя ступень (магистратура) позволяет выделить ту часть обучающихся, которые по своим творческим данным способны достичь самых больших высот профессиональной квалификации. В этих условиях система научноисследовательской работы студентов (НИРС) способна стать базой для выявления, отбора, самоутверждения в научно-профессиональном становлении наиболее способных студентов. Это значительно повышает рейтинг студенческой науки в вузе.
Другим подкрепляющим доводом в пользу тенденции возрастания значимости вовлеченности студентов в научную деятельность выступает социально-экономическая реальность все более тесного слияния науки и образования, науки и производства, что повышает требования к умениям специалиста оперативно и самостоятельно решать возникающие в профессиональной деятельности теоретические и практические проблемы. Это и вызывает необходимость представления учебного процесса в вузе как синтеза обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность студентов в России - явление не новое. НИДС имеет свою историю и в своем становлении она прошла ряд периодов:
• первые студенческие научные кружки образовались более ста лет назад в конце Х1Х - начале ХХ веков;
• в первой половине ХХ века - становление научной работы студентов в вузах, возникновение первых студенческих научных обществ (СНО);
• в годы послевоенного восстановления активизировалась работа СНО, возникли студенческие конструкторские бюро (СКБ);
• 1954-1968 годы - признание научно-исследовательской работы студентов (НИРС) органичной частью учебного процесса. Включение в учебные планы учебно-исследовательской работы (УИРС);
• 1969-1978 годы - превращение НИРС в эффективную систему повышения уровня подготовки молодых специалистов. Создание Всесоюзного совета по научной работе студентов;
• 1979-1991 годы - реализация комплексного подхода к организации НИРС. Вплоть до 1991-1992 гг. в вузах наблюдалась устойчивая положительная тенденция в развитии научной деятельности студентов и молодых ученых;
• С 1992 года по настоящее время - проявление кризисных явлений и возрастание интереса молодежи к получению высшего образования, к научной деятельности, достижению высшей квалификации.
Начавшиеся в 1992 году в Российской Федерации экономические реформы изменили ситуацию в стране. Кризисные явления во всех сферах жизни не могли не отразиться на положении высшей школы и, в частности, на системе обеспечения научно-технического творчества студентов и молодых ученых. Экономические реформы, проводимые в стране, неблагоприятно сказались на состоянии научно-исследовательской деятельности студентов. Наметился общий спад НИДС в вузах. Сегодня после определенного спада вновь повысилось внимание к развитию научно-исследовательской деятельности студентов, складывается благоприятная ситуация для развития системы и новых форм организации и поддержки научно-исследовательской деятельности студентов вузов в современных условиях.
К настоящему времени и в практике, и в теории педагогики высшей школы накоплен значительный опыт этой деятельности. Научно-исследовательской деятельностью (НИД) в изучении отдельных вопросов совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе занимались Ф.Л.Ратнер, А.В.Третьякова, Т.И.Торгашина, Е.Ю.Лаптева. Анализ и возможности использования зарубежного опыта в нашей стране раскрываются в работах А.И.Галагана.
Стимулом для дальнейшей разработки и углубления исследований, направленных на утверждение позиций организации в образователь-
ном процессе вуза научно-исследовательской деятельности студентов, выступает возросшее внимание к этому аспекту со стороны государственных органов. В разработанной в настоящее время Федеральной программе развития образования особо выделено направление "Государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и научно-технического творчества учащейся молодежи".
С учетом стратегических установок современного высшего образования на данном этапе значительно возрастают требования к формированию творческого компонента становления будущих специалистов к профессиональной деятельности как основы для их подготовленности к инновационной деятельности в условиях постоянно обновляющегося производства во всех аспектах ее функционирования.
Показателем такой подготовленности следует рассматривать, прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности у будущих специалистов навыков научно-исследовательской деятельности, что мы считаем условием совершенствования их профессиональной состоятельности. Навыки студентов в области НИД предполагают развитие их подготовленности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач на уровне планирования исследования, сбора информации, ее обработки, фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, уверенного использования полученных результатов в практической работе.
Проблема приобщения студентов к научному творчеству, развитие их исследовательских способностей справедливо связывается сегодня с качеством их профессиональной подготовленности. Поэтому, признавая роль научно-исследовательской работы как школы будущего ученого, не следует приуменьшать и прикладной значимости этой деятельности как сферы углубленной профессиональности будущего специалиста и формирования творческого отношения к будущей трудовой деятельности. Сегодня в условиях общества рыночной экономики мы делаем особый акцент на качествах конкурентоспособности будущего специалиста, что невозможно без включения студента в творческую деятельность. Именно такую функцию и выполняет в вузе деятельность по привлечению студентов к активному участию в научно-исследовательской работе. Эффективность этой работы зависит, прежде всего, от статуса студенческой науки, создаваемого внутри самого вуза и отлаженности системы ее функционирования в нем. В каждом вузе
существуют специальные структуры, ответственные за научно-исследовательскую деятельность студентов; сложившиеся традиции в поддержку наиболее талантливых молодых людей. Однако организация научно-исследовательской работы студентов - это не есть лишь "внутренняя" проблема вуза; в ней не могут не быть заинтересованы многие социальные институты: предприятия, выступающие как потребители кадров, выпускаемых вузами; научно-исследовательские институты при вузах, Академия наук, органы молодежной политики, научные ассоциации и др. Известно также, что вузы сегодня испытывают большие трудности в развитии своей научноматериальной базы и в особенности по этой причине нуждаются во внешних хоздоговорных связях. Как весьма болезненная сегодня рассматривается проблема снижения престижа научной деятельности как "профессии на всю жизнь" в силу ее социально-экономической незащищенности на государственном уровне. Выше отмеченное осложняет задачу формирования у студентов вузов мотивационно-аксиологической готовности к серьезным занятиям наукой.
Сказанное можно подтвердить результатами опросов, проведенных в среде студенческой молодежи ряда вузов г.Казани. Так, например, нами выявлялась сформированность интереса студентов к участию в научно-исследовательской деятельности в общей структуре их предпочтений в разных видах внеучебной деятельности. По результатам анкетирования показатель интереса к научно-исследовательской работе занял лишь шестую позицию (7,9%), уступив занятиям развлекательного характера (43,51%); мероприятиям культурного досуга (36,58%); занятиям спортом (27,38%); чтению художественной литературы (24,78%); участию в художественной самодеятельности (12,34%). Нетрудно сделать вывод, что занятия научно-исследовательской работой в рейтинге видов внеучебной деятельности для многих студентов не имеют выраженной личностной значимости.
В качестве показателя стремления к углубленному изучению будущей профессии, овладения ее творческим аспектом можно рассматривать стиль освоения студентами профессиональной образовательной программы, которой может быть либо репродуктивным, направленным лишь на ознакомление с программным материалом в адаптированных вариантах лекции, учебники, в известной мере, интернет); либо углубленным, если поиск и освоение профессиональной информации происходит путем самостоятельного изучения специальной литературы, ее теоретиче-
ской проработки (научные статьи, монографии, первоисточники и т.п.).
По результатам анкетирования в данном случае было выявлено значительное преобладание у студентов репродуктивного стиля в освоении профессиональных образовательных программ (76,52% - 64,5%).
В частности, к чтению монографий и журналов обращаются лишь 18,18% студентов; первоисточникам - 8,77%. Немногие из студентов (2,38%) обращаются к научной литературе на языке оригинала. Все это позволяет говорить о недостаточно высоком теоретическом уровне профессионального обучения будущих специалистов.
В процессе опроса нами также выяснялось понимание роли науки по характеру ее преобразовательной силы. Так, было обнаружено, что большинство студентов (44,05%) признают возможности науки в систематизации знаний в той или иной области; считают ее двигателем прогресса 31,6% опрошенных; 22,08% воспринимают науку как метод познания действительности; 14,72% респондентов согласились с определением науки как составляющей органической части социальной жизни, и лишь 11,15% из опрошенных студентов охарактеризовали науку как область поиска и внедрения инноваций.
Представленные цифры по последнему показателю свидетельствовали о том, что компетентность студентов в понимании науки как средства коренного обновления социальной действительности и в особенности в ее прикладном профессиональном аспекте является неудовлетворительной. Именно на этом направлении сегодня важно развивать студенческое научное творчество в вузе.
Изучение положения охваченности студентов вузов активной исследовательской работой в количественных показателях также не позволяет говорить об отсутствии проблем в этой области.
По результатам анкетного опроса подтвердили свое участие в научно-исследовательской работе 40,58% студентов и отрицательно ответили
- 59,31%. Отсюда получается, что вовлеченными себя в научно-исследовательскую работу считают менее половины студентов, тогда как сегодня потребности таковы, что для большинства выпускников важно реально пройти за годы обучения в вузе школу НИРС как условия их готовности к работе в постоянно изменяющихся условиях в любой профессиональной сфере (в научном, технологическом, управленческом, личностном
смыслах).
Причины нежелания студентов заниматься целенаправленно научно-исследовательской ра-
ботой в определенной мере следует видеть в несовершенстве педагогического руководства этой работой как со стороны ответственных за этот участок вузовских структур, так и самих преподавателей, каждый из которых профессионально ответствен за развитие творческих способностей у обучаемых ими студентов. Некоторые выводы по этому поводу нами были сделаны на основании изучения оценочных суждений студентов о том, какие традиционные формы НИРС, сложившиеся в вузовской практике, их увлекают.
Большинство студентов свое предпочтение отдают выполнению курсовых работ (44,26%); 24,68% считают интересной формой исследовательской работы участие в научных конференциях. Определенную часть студентов (13,42%) интересует работа в научных кружках и проблемных группах.
Написание диплома считают привлекательным видом научной работы 12,66% опрошенных. К сожалению, серьезными видами НИД (участие в студенческом научном обществе, олимпиадах, научной лаборатории вуза) увлечена небольшая часть контингента студентов.
Приведенные цифры по данному показателю позволяют сделать заключение о том, что при существующей постановке стимулирования участия студентов в НИД мы получаем картину отсутствия желания у студентов к выполнению серьезных научно-исследовательских проектов.
Рассматривая все выше обозначенные показатели состояния вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках изученной нами достаточно репрезентативной выборки (924 студента из 6 вузов различного профиля г.Казани), можно прийти к выводу, что в этой области имеется ряд проблем разного уровня: материально-технического, психологопедагогического, научно-методического, препятствующих эффективной организации научного творчества студентов. К данным проблемам можно отнести следующие:
1. В организации научно-исследовательской работы студентов обнаруживаются признаки бессистемности, выражающейся в отсутствии целостной поэтапной программы вовлечения студентов в НИР с четко обозначенными критериями и показателями как промежуточных, так и итогового результатов достижения определенного уровня в развитии научного потенциала личности будущего специалиста.
2. В организации научно-исследовательской работы студентов в условиях вуза недостаточно просматривается региональный аспект и ее обусловленность потребностями развития инфраструктуры регионального социума.
3. В неудовлетворительном состоянии находится мотивационный компонент участия значительной части студенческого контингента вузов в научно-исследовательской работе на уровне осознания её значимости для подготовки к будущей профессии.
4. В процессе организации научно-исследовательской работы студентов в вузах выявляется тенденция отсутствия дифференцированного подхода к формированию готовности студентов к занятиям научно-творческого профиля, имея в виду целый комплекс необходимых знаний, умений и навыков в этой области.
Комплексное решение этих проблем может создать оптимальные условия повышения научного компонента профессиональной подготовленности будущего специалиста как конкурентноспособной личности.
В опыте российских вузов к настоящему моменту сложилась определенная система НИРС, включающая в себя различные формы и методы ее организации. Наиболее разработанным и освоенным в этой системе можно считать аспект участия студентов в научно-исследовательской деятельности, встроенной в учебный процесс. Эта работа, как известно, должна осуществляться студентами в обязательном порядке и призвана служить развитию у студентов их задатков и интересов к научно-исследовательской деятельности.
Выполняя учебно-исследовательские работы (рефераты, курсовые работы, дипломные проекты, ВКР), студенты осваивают аналитические, постановочные, поисковые и синтезирующие элементы научной работы, в результате чего у них развиваются общие и специальные научные навыки проведение и обобщения результатов исследования, элементы критического мышления и комплекс творческих способностей личности будущего специалиста.
Другим направлением развития научно-исследовательской компетенции будущих специалистов выступает их участие в научно-исследовательской деятельности во внеучебное время.
Следует отметить, что здесь в практике работы вузов также накоплен свой фонд соответствующих технологий работы, которые можно назвать традиционными (студенческие научные конференции, научные кружки и проблемные группы, "Недели науки", круглые столы и дискуссии, городские и региональные конкурсы и др.).
Анализируя эффективность форм и методов, применяемых в практике НИРС педвузов, рамках нашего исследования, мы в то же время пришли к заключению, что в этой работе имеются еще неиспользованные резервы. Технология стиму-
лирования мотивации участия студентов в НИР, их практическая исследовательская компетентность могут возрасти при условии использования нетрадиционных форм и методов, располагающих соответствующим потенциалом (Школа социального исследователя; методика "брейн-рин-га"; "класс сотворчества студентов и профессора"; организация проблемно-исследовательской группы учащихся по предмету в школах; конкурс проектов "Наука и преподавание" и др.).
Наши исследования позволяют выделить следующие педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у студентов навыков научно-исследовательской деятельности:
- стимулирование мотивационного компонента освоения студентами навыков научноисследовательской деятельности;
- поэтапный характер формирования навыков НИД у будущих специалистов, соотнесенный с задачами их профессионального обучения в вузе;
- активизация воспитательного потенциала учебной и внеучебной научно-исследовательской деятельности на основе обогащения технологического компонента (разработка и внедрение нетрадиционных форм);
- реализация индивидуально-дифференцированного подхода в формировании у студентов вуза навыков НИД с учетом их возможностей и способностей к выполнению исследовательской
работы; представление образцов высокого профессионализма владения научно-исследовательской компетенцией и творческой умелостью в лице лучших ученых вуза.
1. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. - Казань, 1997. - 34 с.
2. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Волгоград,1999. - 24 с.
3. Третьякова А.В. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - СПб., 1994. -18 с.
4. Лаптева Е.Ю. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов в Великобритании в вузах России: автореф. ... дис. канд. пед. наук.- Казань, 2001. -23 с.
5. Галаган А.И. Международный опыт создания и функционирования исследовательских университетов. - М.: НИИВО, 1999. - 56 с.
6. Галаган А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №3. - С.186-205.
SCIENTIFIC AND RECEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF THEIR PROFECCIONAL COMPETENCES FORMATION
F.Sh.Galiullina
The article actualizes the role of scientific and research activity of students as a factor of their professional development; presents the modern situation with the organization of students’ scientific and research work in the universities and institutes of the Republic of Tatarstan and the city of Kazan; describes contemporary tendencies, forms and methods of development of students’ scientific and research activity.
Key words: scientific and research work, scientific and research activity of students, professional competence, future specialist.
Галиуллина Фарида Шамилевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: galiullinafarida@mail.ru
Поступила в редакцию 01.03.2011