«добровольного риска». В данном случае, приобретение или отказ от приобретения продуктов питания, содержащих ГМО и химические добавки, определяются отношением потребителя к имеющейся информации о возможных негативных последствиях потребления данной продукции. Необходимыми условиями удовлетворенности качеством потребляемых продуктов, уверенности в их безопасности для данной группы являются:
- информированность о результатах независимых научных исследований последствий потребления генномодифицированных продуктов;
- наличие и достоверность маркировки о составе продуктов;
- возможность приобретения продуктов, в составе которых нет потенциально опасных компонентов.
Респонденты, которые, в силу своего материального положения, при выборе продуктов питания должны руководствоваться прежде всего их ценой, находятся в ситуации «вынужденного риска». Они предпочитают избегать информации о возможных негативных последствиях употребления в пищу химических добавок и ГМО или об их наличии в составе приобретаемых продуктов. Однако, осознание данной ситуации как несправедливой, сказывается не только на оценке качества питания, но и на общем социальном самочувствии данных социальных групп.
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ УКЛАДОВ СЕЛЬСКОЙ РОССИИ
О.В. Нечипоренко, д. соц.н., ведущий науч. сотр. Института философии и права СО РАН
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 10-03-00500а
Возникновение новых социальных и экономических реалий в жизни российского села, ставших результатом трансформационных процессов в российском обществе, делает актуальным разработку новых подходов к изучению изменений, происходящих во всех сферах российского общества. Много-укладность сельской экономики, сформировавшаяся в результате аграрной реформы, основывается на взаимодействии нескольких ведущих форм сельскохозяйственного производства, к которым относятся крупные сельхозпредприятия, фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Выступая в качестве инновационных механизмов обеспечения баланса социальных и экономических компонентов трансформации, существующие хозяйственные уклады выполняют социальную функцию обеспечения устойчивого развития сельских территорий, что делает актуальным сравнительный анализ их эффективности в контексте сохранения и развития социального капитала сельского социума.
Исследования процессов социального развития сельских локальных сообществ, осуществляемые коллективом Института философии и права СО РАН с 1993 г. в сельских регионах Сибири, Горного Алтая и Поволжья - позволили осуществить анализ становления новых форм хозяйствования и стратегий адаптации сельских жителей к рынку. К наиболее важным итогам преобразований в аграрной сфере относятся: становление новых форм хозяйствования и многоукладной экономики в сельском хозяйстве и соответствующей организационной структуры; распространение новых форм собственности и земельных отношений; усиление роли и значимости личных подсобных хозяйств в структуре сельскохозяйственного производства, формирование новой социальной и стратификационной структуры сельского населения.
На характер социальных инноваций неизбежно накладывает отпечаток тот факт, что они представляет собой приспособление не только к рынку, но и к социальным последствиям аграрной реформы, представляя собой реакцию на совокупное воздействие двух групп факторов: а) изменения в институционально-правовой сфере сельского социума, связанные со становлением многоукладной экономики; б) негативные явления в социальной сфере, вызванные аграрной реформой (это, прежде всего, безработица, и феномен экономической бедности). Поэтому лишь часть сложившихся на сегодняшний день форм организации социально-
экономической активности сельского социума соответствует рыночным принципам организации производства, поэтому их сущность и функциональную направленность наиболее уместно описывать в контексте пассивно-реактивной адаптации населения на изменения среды.
Данные исследований показали, что в сельской местности результатом реформы стало формирование нового уникального типа социальноэкономических отношений, сочетающего в себе черты натурального хозяйства и неформальной экономики, и существенным образом зависящего от государственной и региональной редистрибутивной политики. Во всех обследованных регионах зафиксировано преобладание натурализованной домашней экономики крестьянских хозяйств, служащей основой адаптационных возможностей сельского социума. Продукция, этих хозяйств, способствует стабилизации продовольственного рынка в целом и влияет на уровень местного самообеспечения. В тех регионах, где имеются каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, зафиксировано также существенное развитие неформально-рыночных отношений на селе, дополняющих натурализованный уклад.
На институциональном уровне развитие реактивно-пассивных стратегий адаптации сельского социума привело к формированию симбиозных структур, основными элементами которых выступают хозяйства населения и реформированные колхозы и совхозы, т.н. «крупхозы». Своеобразная социально-экономическая система российского села базируется на взаимодействии ЛПХ населения и крупхозов, возникших в ходе реформирования советской сельскохозяйственной системы, и остающихся жизнеобеспечивающим центром сельского сообщества. Хозяйственная эффективность и рентабельность крупхозов, наличие у них доступа к трансфертам, направляемым на поддержание экономики ЛПХ, являются определяющими факторами социально-экономического положения сельских территорий.
В условиях макроэкономической стабилизации 2000-х гг. происходит новый виток преобразований, сущность которого заключается в постепенном вытеснении сформировавшихся в 90-х гг. социально-адаптационных форм и структур (как правило -экономически неэффективных), и внедрении в экономику села частного (часто городского) капитала, постепенном изменении массовых адаптационных
стратегий. Анализируя тенденции изменения социально-экономического поведения сельского населения в последние годы помимо реактивноадаптационных практик, направленных на воспроизводство пассивных форм приспособления к изменениям, вызванным реформами, следует выделить прогрессивно-инновационные стратегии адаптации сельского социума (связанные, в первую очередь, с деятельностью крупных формально-рыночных структур и неформальными практиками повышения товарности домохозяйств). В институциональной сфере эти процессы сопровождаются развитием организационно-производственных структур нового типа; соответственно, меняются доминирующая модель социальных взаимодействий: ослабевает значимость неформальных социальных связей (различного рода социальных сетей), происходит ослабление взаимозависимости крупных экономи-
ческих единиц и экономики ЛПХ (в связи с ростом ориентаций на формальную занятость отчасти падает значение этого мелкотоварного уклада).
Как показывают данные исследований, осуществленных в 2004-2010 гг., на уровне массовых социально-экономических практик происходит повышение значения в доходах домохозяйств заработной платы с одновременным снижением доходов от продажи продукции ЛПХ (табл. 1) и «сворачивание» активности хозяйств населения (подавляющее большинство (72%) опрошенных респондентов свидетельствуют о снижении активности жителей села на личных подворьях, произошедшее в последние годы.
Данные государственной статистики показывают тенденцию изменения структуры производства сельхозпродукции в последние годы за счет снижения значения хозяйств населения (табл. 2).
Таблица 1 - Экспертная оценка структуры денежных доходов жителей села
Заработная плата
Данные 2001 г. Данные 2004 г. Данные 2007 г. Данные 2010 г.
До одной третьей 82 38 28 28
Две третьих 16 43 38 34
Более двух третьих 2 19 33 38
Средний показатель 22 43 50 53
Продажа продукции собственного хозяйства
Данные 2001 г. Данные 2004 г. Данные 2007 г. Данные 2010 г.
До одной третьей 11 16 45 48
Две третьих 45 48 42 34
Более двух третьих 43 36 14 17
Средний показатель 60 57 40 38
Таблица 2 - Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
Сельскохозяйственные организации
Хозяйства населения
Крестьянские (фермерские) хозяйства ... 1,9 8,1 8,5
Источник: Российский статистический ежегодник -2009 г. - http://www.gks.ru
1990 г. 1995 г. 2007 г.
73,7
26,3
50,2
47,9
47,6
44,3
2008 г.
48,1
43,4
Отмеченные тенденции снижения роли натурального и мелкотоварного уклада коррелируют с общей динамикой ориентаций населения в сфере самозанятости на земельных участках. Исследование ВЦИОМ, проведенное в начале 2010 г. показало, что сегодня земля нужна россиянам для строительства жилья, а не ради получения продуктов [1] -большинство россиян хотели бы иметь надел земли для строительства дома, получение сельхозпродуктов для семьи, которое было доминирующим мотивом в 1990 г. (56%), сегодня интересует лишь 15% опрошенных.
Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что в российском обществе на уровне массовых ориентаций, несмотря на социально-экономические трудности последних лет, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, происходит отказ от пассивной «огородной» адаптационной стратегии (термин В. Вагина).
Снижение экономической роли хозяйств населения, изменения массовых ориентаций социально-экономического поведения - обусловлено не столько осознанием несоответствия реактивнопассивных механизмов адаптации изменяющимся правилам игры, сколько неудовлетворительными итогами следования стратегиям, сформированным в период кризиса. Одним из результатов исследований стал вывод о том, что в меняющихся институциональных условиях сформированные в период
кризиса реактивно-адаптивные модели оказываются неэффективными, т.е. они не способны стимулировать население в полной мере задействовать имеющиеся ресурсы и реализовывать успешные адаптационные стратегии. Оценивая реальную социальную ситуацию в сельских районах России сложно не признать, что функция воспроизводства сельского социума происходит на минимальном допустимом уровне - перед многими сельскими сообществами до сих пор остро стоит вопрос выживания. Судя по наблюдаемым тенденциям развития села, можно утверждать, что социальноэкономические механизмы поддержания социального равновесия в сельском социуме, основанные на реактивно-пассивных стратегиях адаптации, в определенной мере исчерпали свой ресурс и на сегодняшний день не соответствуют вызовам изменившейся социально-экономической среды. Реактивнопассивные механизмы адаптации постепенно вытесняются инновационными формами, выражением которых в сфере индивидуальных социальноэкономических ориентаций является установка на формальную занятость; в институциональной сфере эти процессы сопровождаются развитием организационно-производственных структур нового типа; соответственно, меняются доминирующая модель социальных взаимодействий: ослабевает значимость неформальных социальных связей (различного рода социальных сетей), происходит ослабле-
ние взаимозависимости крупных экономических единиц и экономики ЛПХ; в связи с ростом ориентаций на формальную занятость отчасти падает значение этого мелкотоварного уклада.
Сложно протекающий процесс вытеснения реактивно-пассивных стратегий социальной адаптации инновационными - не имеет однозначной направленности и зависит от ряда факторов государственной и региональной аграрной политики и состояния адаптационного потенциала сельских сообществ. Противовесом политики, направленной на поддержку адаптивной натурализованной экономики села (ЛПХ) выступает процесс концентрации собственности, происходящий на новейшем этапе развития села и осуществляющийся не за счет развития внутренних ресурсов сельского социума, а путем внедрения в него экономики крупных структур агрохолдингового типа, вертикально интегрированных с городским капиталом. Подобные предприятия находятся в более выигрышной ситуации по сравнению с «крупхозами» за счет возможности привлечения внешнего капитала, инвестиционных ресурсов и использования современных технологий менеджмента, позволяющих гибко менять стратегию, тактику и формы деятельности.
Эффективно функционирующее предприятие с участием внешних инвестиций способствует прямому решению самых острых проблем части населения (бедности и безработицы). Однако усиление таких экономических субъектов может нарушить хрупкое равновесие, сложившееся в социальной сфере села. Агрохолдинги перестают выполнять ряд функций по неформальной поддержке сельского социума, в рамках сложившейся в 1990-х гг. симбиозной модели, выступая в этом плане антиподом тесно связанного с локальными сельскими общностями «крупхоза». Разрыв сложившейся системы устойчивых социально-экономических связей, обеспечивающих воспроизводство ресурсов, социального и человеческого капитала села может привести к разрушению стихийно сформированных механизмов адаптации сельского населения.
Источник
1. ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения № 4(98) июль-август 2010. - С. 94-95. -Ь|Нр://\мсют.ги/(11еа<^т1п/Мот1огтд/98_1/2010_4(98)_7_ Monitoring.pdf
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Л.Р. Давлетбаева, к.э.н., доц. Башкирского государственного аграрного университета
Экономическая глобализация в сельском хозяйстве, как и все глобализационные процессы, имеет противоречивые проявления и последствия. Так, с одной стороны, она создает предпосылки для ускоренного инновационного развития отрасли, содействует более эффективной специализации производства, а с другой - усиливает и обостряет конкуренцию между товаропроизводителями и участниками аграрного рынка, а также усложняет социально-экономические условия жизни нас селе.
Решение указанных проблем необходимо начинать с трансформации социально-экономических условий жизни и повышения устойчивого развития в конкретном муниципальном образовании. В частности, проведенная оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе «Салаватский район» Республики Башкортостан позволила разработать стратегические направления его дальнейшего развития.
В соответствии со Стратегией социальноэкономического развития Республики Башкортостан до 2020 г. в Республике Башкортостан планируется провести ряд мероприятий, направленных на устойчивое функционирование и развитие всех отраслей народного хозяйства, обеспечивающего повышение качества жизни населения до уровня наиболее развитых стран, позиционирование Башкортостана как опорного региона России.
Существенная роль отводится интеграции и кооперации, в ходе реализации которых предполагается преодолеть разрозненность предприятий АПК, объединить их экономические интересы, сформировать специализированные технологические цепи, интегрирующие производство исходного сырья, его переработку, получение готового, качественного продовольствия, фирменную торговлю и сбыт.
В ней рассматриваются конкретные пути и мероприятия по загрузке имеющихся мощностей животноводческих комплексов, формированию специализированных сырьевых зон для пищевой и пе-
рерабатывающей отраслей.
За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения сельскохозяйственных предприятий, несовершенства организационно-экономических механизмов социальноэкономического развития села и социальной защиты населения во многих районах республики, в том числе и Салаватском районе, социальная сфера в сельской местности (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения здравоохранения, культуры, быта, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, предприятия торговли и общественного питания, дорожно-транспортная сеть) находится в кризисном состоянии.
Поэтому назрела необходимость принятия срочных мер для того, чтобы остановить негативные процессы, протекающие в сельской местности.
Необходим комплекс мер и механизмов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на селе и повышение жизненного уровня сельского населения.
В связи с этим главной целью развития Сала-ватского района является обеспечение высокого качества жизни населения на основе сбалансированного решения проблем развития сельского хозяйства, сохранения природно-ресурсного потенциала, активного участия людей в экономической, социальной и общественной жизни местного сообщества.
Задачи социально-экономического развития Салаватского района на 2011-2015 гг.:
1) успешное завершение переходного периода и последующее развитие местного самоуправления на основе консолидации местного сообщества, достижения и поддержания оптимальной эффективности использования бюджетного потенциала территории и управления ее социально-экономическим развитием за счет обеспечения заинтересованного участия населения в решении вопросов местного значения, прозрачности деятельности ор-