УДК 378.147
Социальные аспекты экологии и экологическая соборность
Мелокумов Е.В., [email protected] МОИП, Московское общество испытателей природы 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская 6
Социальные аспекты экологии выражают отношения двойственности между понятиями культуры и хозяйства, а также образуют необходимые связи между ними через рассмотрение человека как носителя экономических энергий и творца социального действия. В поиске ответов на проблемы отдельных наук с позиций междисциплинарного синтеза и выходом за их рамки формируется, таким образом, то пространство культуры геоэкологической соборности, которой присуще объединительное ценностное начало независимо от национальной, религиозной и локальной культурной принадлежности; вместе с тем открывается видение перспективы нового цивилизационного уклада и его духовно-нравственных оснований. В практическом отношении, в том числе, делается вывод о необходимости создания глобальной структуры экологических частных денег и реформы финансовых рынков, возникновения совместно с экологическими фондами банковских институтов на качественно новой основе, без образования процентных прибылей.
Ключевые слова: геоэкологическая Соборность, интегрированная энерго-экологическая стратегия, экологические частные деньги, принцип эффективной занятости населения, безразмерная энергоемкость, реформа финансовых рынков и неположительные ставки процента, экологическая индустриализация.
Social aspects of ecology and humankind ecological Sobornost
Melokumov E.V. [email protected] MOIP, 125009, Moscow, Bolshaya Nikitskaya St. 6
There is a search undertaken for the generalizations on the level of which social aspects of ecology realize characteristics of dual relationship between the economy and culture, and, thus, form necessary links between them by considering a man as the creator of social action in interacting, using resources and conveying the economic energy ("money as the energy of civilization as expressed economically"). In working out synthesizing approach to certain problems in different disciplines, from interdisciplinary positions, and thus expanding their boundaries, there is a cultural space being created for geo-ecological Sobornost, that brings uniting humankind life values, regardless of the national, religious or local culture differences; and there opens the vision of the new civilization perspective in its spiritual grounds. For money is not capital which is accumulated, but the economic energy which is conserved, in practical respect, in particular, the conclusion is being made about the necessity of implementing the global structure of ecological private money, and financial markets reform on a conceptually new basis, with building up,
together with ecology funds, the bank institutions, as not generating interest profits. The fact that the increasing share of renewable energy sources used by humankind results in the decrease of the dimensionless energy intensity and productivity of the world economy demonstrates the economic inefficiency for all the countries and the whole world of the further development of fossil fuels extraction, esp. in Arctic region, and shale energy.
Key words: geo-ecological Sobornost, integral energy-and-ecological strategy, ecological private money, principle of effective employment, dimensionless energy intensity, reform of financial markets and non-positive rates of interest, ecological industrialization.
Существует мнение, что в настоящее время экологические природоохранные и ресурсосберегающие программы оказываются недейственными, а сама экологическая деятельность приобретает черты мероприятия либо сугубо затратного, либо финансируемого с целью получения в некотором смысле спекулятивных прибылей. В этой связи возникает вопрос, при каких условиях и обобщениях экология остается сама собой, а ее неведомое в своей полноте жизнеутверждающее начало не обесценивается нами.
Изучение механизмов взаимного влияния природной среды и человека, связанное с этим ресурсопотребление, вопросы охраны окружающей среды и занятости населения, составляют предмет формирующейся области знаний под названием социальной экологии. Подобная дисциплинарная специализация, однако, представляет условность, поскольку природа не знает разделения наук, а исследования, которые носят междисциплинарный характер, так или иначе, приводят к уточнению самого понятия экологии в более широком смысле, с необходимостью включающего социальные аспекты.
Также немаловажно, что понятие согласованной природно-антропной системы требует согласованности в развиваемых экономических понятиях и практических рекомендациях.
И все это предполагает, что всякое рассмотрение с позиций науки деятельности человека как существа биосоциального сталкивается с проблемой оценки результатов с учетом этических и духовных оснований этой деятельности в более широком круге взаимосвязей, что выходит за рамки собственно науки. Именно в связи с такой неполнотой в научном рассмотрении и возникает вопрос, каким образом учитываются явления этического порядка. Для нас главным было и остается руководящее правило, что все определения должны приводиться с чистой совестью. Если обратиться к интуиции и понятию экологического мышления как единству собственно мышления и духа, то возникает видение проблемы, которое позволяет соединить в один несколько контекстов, устанавливая при этом отношения двойственности между исходными понятиями веры и ее символов, культуры и хозяйства. Двойственность означает здесь, что каждое из них может быть рассмотрено через восприятие другого, на языке другого. Отсюда
непосредственно следует обращение к религиозной этике как источнику этики хозяйства с последующим рассмотрением.
Христианство как источник формирующейся экологической этики, и тем самым этики хозяйства, в высшей степени экологично - именно в своем призыве к нравственному изменению человека, преображению его духовной природы, христианское учение заключает высочайший образец видения мира во всем многообразии его сущностных проявлений, а заповедь любви к ближнему выражает любовь ко всей сотворенной природе. Утверждается святость природы, духовное действие в ней.
Понятие экологического на концептуальном уровне тем самым с необходимостью приобретает глубокие социальные аспекты и смыслы. Без них только лишь природоохранная и ресурсосберегающая деятельность не может иметь полноценной реализации, не получая для этого необходимых духовных оснований. Мусульманская этика также является источником экологической этики в ее широком социальном контексте, а прямой запрет ростовщичества имеет глубокий эколого-экономический смысл, общий для всех авраамических религий. Восточные религии в этом контексте с их акцентом на сложной природе взаимосвязей явлений мира позволяют говорить на экологическом языке как о «взаимосвязи всего со вcем». В целом экологические стороны различных религий можно охарактеризовать как содержащие образы «чистых состояний» и выражающие их «правдивость», что уже на языке культурологии характеризует единую в своих проявлениях деятельность человека как деятельность природного в природе.
На необходимость же комплексного эколого-энергетического подхода в собственно экономическом анализе указывает уже то обстоятельство, что именно автотрофно-экологическими полезностями и энергоемкостью, в конце концов, параметризуются деньги и, соответственно, получают представление стоимостные оценки. Согласованная система субстанциональных ресурсно-структурных денег реализует модельные представления о природно-антропной системe с точки зрения хозяйства.
В качестве примера комплексных эколого-экономических оценок, которые с необходимостью на концептуальном уровне учитывает социальный фактор занятости населения, можно привести относительный показатель цены образования отходов.1
1 Ж 1
Р =--—, где Ж — —— соотношение отходов и полезного вещества, так что - количество отходов, Vт -
А хЕ и
т т т
количество полезного вещества, связанного с производством продукта т ; Ат - доступность продукта по имущественному
N
признаку, где 0 < Ат < 1; Ет = 1п(——), где Nт - количество занятых в производстве т.Н - количество занятых на
Коль скоро растущее образование отходов стало одной из главных характеристик современной экономики потребления, данный показатель может служить для оценки экологического предпринимательства и эффективности как таковой. При этом социальная сфера, включая бюджетное образование и здравоохранение, не может рассматриваться как затратное мероприятие на уровне такой теории, требованием к которой является хорошая согласованность с практикой. Мы знаем, что своевременная помощь врача нередко спасает жизнь человеку. И даже социальная благотворительность на уровне формируемой новой экономической теории не должна рассматриваться как по определению затратное и не приносящее прибыли мероприятие. Ведь экологическая полезность, имеющая среди прочего средообразующее и средоохранное значение, представляет собой тот случай, когда речь идет о сохранении жизни, и коллективное самым непосредственным образом зависит от индивидуального и наоборот.
Культурологический контекст здесь вводит в рассмотрение соотношение понятий прибыли и денег. Соответствующее порождающее решение в самом общем случае выражается той формулой, что, только понимая деньги как экономическую энергию, мы в состоянии дать ответ на вопрос, что же на самом деле является прибылью из всего того, что мы привыкли называть прибылью. Сущность же экономических энергий мира такова, что человек призван преображаться в действии и преображать само действие. Таким образом сливаются в единое целое культурологический и экономический контексты в понимании экологического.
Экология в широком смысле не может не становиться экологией социальной - как метанаукой, духовные основания которой предполагают осознание символов веры и действие в мире энергий. Такая социальная экология утверждает тот факт, что успех всякого социального управления зависит от способности каждого человека изменить самого себя, быть духовно и нравственно подготовленным для экологически и социально ориентированного действия, что исключает всякие попытки управлять посредством управления сознанием людей. Именно здесь на границе научного в обычном понимании этого слова приходится говорить не в терминах развития, а на языке спасения.
Соответствующий вывод состоит в том, что вместе с раскрытием взаимосвязей между энергетическими и монетарными факторами устанавливаются условия для непротиворечивых подходов к определению экологии. В настоящее время, в первую очередь, в Москве, как столице и центре принятия решений, необходимо осознание, что экологический язык рассуждений применительно к экономике является наиболее осмысленным и непротиворечивым, и тем самым формирующим современное мышление
возможном альтернативном производстве продукта / в сопоставлении с одним работником, занятым на действующем производстве продукта т .
для проведения согласованной многоаспектной политики, не ориентированной на отдельно взятые интересы. Чтобы согласовать теорию и практику с такой непроизвольно осмысленной перспективой, стратегическим видением ее, требуется установить взаимосвязи между энергетическими и денежно-кредитными факторами в перспективном макроэкономическом регулировании и сформулировать интегрированную энерго-экологическую стратегию России.
Экологическая соборность, в которой ясно сознается взаимозависимость индивидуального и коллективного, национального и общемирового, предполагает отношения взаимопомощи экологических сообществ на всех уровнях социального взаимодействия. Необходимо осознавать действия экономических энергий мира, денег как энергии, выраженной экономически. Именно такое осознание возникает из повествования о духовной прибыли в Евангельской притче о талантах. Ясное понимание хозяйственной природы жизни через проявления духовности в деятельности человека приводит к качественно новым представлениям о предназначении и сути денежной политики - неположительные ставки процента, в том числе, служат дифференциации товаров и услуг по экологическому признаку, избавлению от продукции, так или иначе угрожающей жизнедеятельности и состоянию окружающей среды. И, как следствие, служат приращению обобщенной производительности мировой экономики при нелимитирующем ресурсопотреблении.
В геоэкологической соборности, в экологической экономике солидарности и взаимопомощи преодолевается буржуазный дух этики, несовместимой с экологическим видением мира. Именно понимание того, что деньгами являются экономические энергии мира, связывающие небо и землю, экологическое в значении промыслительного, привносит Христианское или Спасительное видение мира в единую экологическую и экономическую проблематику. При этом геоэкологической соборности присуще объединительное ценностное и цивилизационное начало независимо от различий в религиозной, либо культурной принадлежности людей и места их проживания на Земле. В хозяйстве, общем для всех, как в процессе «духовного обновления природного мира», деятельная природа добра такова, что для того, чтобы видеть добро, мы призваны каждым своим действием творить добро.
Социальные аспекты экологии реализуются, прежде всего, в состоянии занятости населения, принципе эффективной занятости как полной занятости при восстановительном природопользовании. Экономическая природа этого принципа, в отличие от принципа эффективного спроса, опять же естественная и экологическая, фундаментальная, а термин «эффективность», во-первых, означает, что само понятие экономической эффективности зависит от способа определения денег, и, во-вторых, выражает тот теоретический факт, что при развитии экологоориентированных отраслей создаются условия для ликвидации вынужденной безработицы.
Нерешенные взаимосвязанные социальные и экологические проблемы, например, Москвы и Подмосковья, актуализируют новые формы макрорегулирования, связанные с деятельностью государственно-частных партнерств и экологических фондов для реализации комплексных социальных и природоохранных программ. Это окажет общее влияние на изменение хозяйственных практик, в том числе, поможет возрождению системы территориального проектирования, сохранению средообразующих природных территорий, включая территории сельскохозяйственного назначения. В связи с резким имущественным расслоением и значительной миграцией населения особого внимания требует создание домов призрения и приютов на государственно-частной основе.
Представление об экологических частных деньгах как одной из форм проявления экологической соборности может возникнуть при знакомстве со Статьей 42 Конституции России. Слова о праве возмещения вреда здоровью и имуществу не являются декларацией или благим пожеланием, поскольку именно в таких кажущихся нереализуемыми действиях как раз утверждается экологическое сознание и принцип равной экономической безопасности. В экологической соборности естественно возникает коллективное и конкретно направленное действие, в котором реализуется гармоничное взаимодействие человека и природы, видение конкретных способов действия. Экологические частные деньги, по сути, компенсируют отсутствие экологического налога, являясь при этом действенным средством борьбы с коррупцией. Они же призваны развивать социально ориентированное экологическое предпринимательство в своем более широком назначении - когда «в Бога богатеем» и «Богу - Богово». Общие же взаимосвязи при этом таковы, что доступные цены на духовную литературу имеют одни и те же экономические предпосылки, что и для полноценного финансирования природоохранных мероприятий. В разнообразных природоохранных мероприятиях, в развитии широкого экологического предпринимательства реализуется эффективная занятость населения, характеризующая эффективность функционирования экономики в целом.
Современными и непротиворечивыми должны становиться сегодня подходы к макроэкономическому регулированию. Адекватная оценка наших возможностей по структурной перестройке экономики и успешному созданию современных отечественных технологий и производств зависит от готовности признать, что фундаментальные связи между энергетикой, ресурсопотреблением и экологией реализуются на уровне тех обобщений, которые достигаются при последовательном учете социальных аспектов.2 Потому нет ничего удивительного, что возникает
2 Именно учет социальных факторов, взаимозависимость индивидуального и коллективного действия, позволяет построить энергетическую функцию состояния мировой экономической системы (согласованную систему ресурсно-структурных денег) с применением жадной дзета-функции и определить две экономические степени свободы - безразмерную энергоемкость и автотрофно-экологическую полезность индивидуальных инвестиций и потребления. Гипотеза подобия, их связывающая, удовлетворяет при этом требованию: параметризация функции состояния не допускает произвола и однозначности
необходимость общего реформирования финансовых и товарных рынков (с отказом от фетишизации понятия капитала, поскольку деньги - это не капитал, который накапливается, а энергия, которую сохраняют) и создания банковских институтов на качественной новой основе, без образования процентных прибылей. Кто честно зарабатывает, трудясь, - тот и честно тратит. Таково духовно-нравственное, соборное восприятие денег как экономической энергии и функции состояния. В соборности как своего рода синтезе управлений может быть реализована глобальная структура экологических частных денег с общим соответствием принципу инвариантности макроэкономического регулирования. В свою очередь проект создания в Москве международного финансового центра может иметь глубокий экологический и социальный смысл, если будет служить поиску форм организации и взаимодействию государственно-частных экологических фондов и финансовых институтов с международным участием.
Сегодня именно новая экологическая индустриализация является тем необходимым макроэкономическим и управленческим решением, которое позволяет согласовывать современную теорию и практику в построении экономики нового типа. Подобная согласованность определяет также естественное, но ограничительное правило для возможного инвестирования пенсионных накоплений и приоритетного расходования природной ренты именно в экологоориентированных энергетических производствах и социально значимых отраслях, включая международные космические проекты. Новейшая эпоха, в которую мы вступили, требует видения стратегической перспективы и связанной с этим непротиворечивой теории денег, которая позволит действовать осмысленно, согласуя многоаспектную социально-экономическую политику в энергетической, монетарной и других сферах. При этом с осознанием геоэкологической соборности человечества национальные интересы будут естественно выражаться как интересы общечеловеческие.
Слово Мир, произносимое нами в своих двух значениях как единое целое, должно подсказать нам верные решения и послужить делу мира во всем мире.
Список литературы
1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства - Москва, 2009.
определений, которые не учитывают свободу воли, и в целом соблюдается условие сходимости ряда Дирихле, представляющим дзета-функцию. Данные аналитические средства служат выражению того факта, что увеличение доли возобновляемой энергетики снижает безразмерную энергоемкость мировой экономики. Экономическая энергия как функция состояния растет, когда возрастает доля используемых возобновляемых ресурсов. В отличие от понятия капитала, накопление и рост которого не получили формального математического обоснования, деньги как экономическая энергия, которая сохраняется, такое математическое обоснование получает. В стратегическом плане полученные результаты указывают на общую экономическую неэффективность для всех стран и всего человечества наращивания добычи углеводородов, включая проекты, связанные с разработкой Арктического шельфа, и сланцевую энергетику.
2. Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера - Москва, 2008.
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег - М.:Прогресс,1978
4. Левич А.П. Искусство и метод в моделировании систем - Москва, Ижевск, 2012.
5. Леонтьев В.В. Экономические эссе - Москва, 1990.
6. Мелокумов Е.В. Геоэкология и выживание цивилизации - журнал "Стратегия России", №4, апрель 2014.
7. Моисеев Н.Н. Кибернетическое описание эколого-экономических систем -Избранные труды, 2003.
8. Моисеев Н.Н.Универсум, информация, общество - М.: Устойчивый мир, 2001.
9. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии -М.:Белые Альвы, 2005.
10. Щепин Е.В. Об умножении бесконечных сумм, 2004, Лекции по математическому анализу. Ряд и интеграл, 2010, URL: http://www.mi.ras.ru/~scepin/
11. Shchepin E.V. Greedy sums and Dirichlet series, URL: http://arXiv.org/abs/1110.5285v1, 2011.
12. Shchepin E.V. Riesz means and Greedy Sums, URL: http://arXiv: 1212.0821v1,
2012.
13. Melokumov E.V. Applying Dirichlet series to the theories of money and economic growth,URL: www.geoecologicaleconomy.com, 2013.