Научная статья на тему 'Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект'

Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
902
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плохова И. А.

В статье раскрывается понятие «социальное проектирование», рассматривается вопрос наличия духовно-нравственного аспекта в современном социальном проектировании общественного развития, определяется характеристика «духовного» и «нравственного», представляется опыт работы в области социального проектирования с опорой на духовно-нравственный аспект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Плохова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 37.025

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ

АСПЕКТ

И.А. Плохова

Ульяновский государственный технический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация

Статья написана при поддержке гранта РГНФ «На пути к новой России: духовнонравственный потенциал социально-экологического образования молодёжи»

(№ 14-16-73006а

В статье раскрывается понятие «социальное проектирование», рассматривается вопрос наличия духовно-нравственного аспекта в современном социальном проектировании общественного развития, определяется характеристика «духовного» и «нравственного», представляется опыт работы в области социального проектирования с опорой на духовно-нравственный аспект

Ключевые слова: социальное проектирование, духовно-нравственный аспект

THE SOCIAL PROJECTING: THE SPIRITUAL AND MORAL ASPECT

I.A. Plokhova

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russian

Federation

This article was written with the support of a grant RHF «Towards a New Russia: spiritual and moral potential social and environmental education of youth» (№ 14-16-73006a)

Abstract. In the article revealed the concept of «social projecting», considering the problem of spiritual and moral aspect of modern social projecting of social development, defining characteristic of the spiritual and moral aspect to experience in the field of social projecting basing on the spiritual and moral aspect.

Keywords: social projecting, spiritual and moral aspect.

Одним из главных показателей современного общества является ускорение темпов развития самого общества [1]. По инерции данное ускорения переносится и на процессы разработки социального проектирова-

ния и реализацию самого социального проекта. Проведем небольшой экскурс в понятие социального проектирования. Впервые термин «социальное проектирование» в виде социального конструирования рассматривался

178

Социология

современными учеными П. Бергером, Т. Лукманом, М. Пэйном [2] посредством индивидуального представления о реальности, воплощенного личным поведением через определенные правила с целью переконструирования социального окружения. Российские авторы обращали внимание на объективность воспринимаемого мира индивидом, с одной стороны, и, с другой стороны, на объективность существования окружающей реальности вне зависимости от того, как мы ее воспринимаем. В.А. Луков определяет социальное проектирование, как вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем. С другой стороны, социальное проектирование определяется как действие, которое конструируется индивидом, группой или организацией для достижения социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Таким образом, социальное проектирование рассматривается как одна из технологий достижения ожидаемого результата в социальной сфере и как конструирование желаемого будущего [3].

В.М. Сафронова определяет проектирование как «форму отображения объективной действительности, процесс создания прообраза ... объекта, явления или процесса» с целью преобразования социального окружения, которое отвечало бы желаемым требованиям [4].

Социальное проектирование также рассматривают как одну из форм опережающего отражения социаль-

ной действительности [5]. Социальное проектирование используется и в виде одного из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем и содержатся предложения относительно данного решения на практике с систематическим описанием социального эксперимента. Из выше названных определений можно выделить три точки соприкосновения - это: 1) вид определенной деятельности; 2) деятельность (или процесс) преобразования; 3) деятельность (или процесс) создания «нового». Таким образом, можно определить, что социальное проектирование - это процесс конструирования социальной деятельности, которая направлена на преодоление проблем, изменение и/или развитие социальной ситуации.

Мир социального проектирования достаточно широк и разнообразен. Его нельзя загнать в рамки определенных правил поведения, написания, преобразования и пр. Конечно, при конструировании социального будущего необходимо учитывать определенные условия. Во-первых, необходимо предусматривать общие тенденции изменения общества и основываться на возможных тенденциях развития. Во-вторых, уметь прогнозировать и предвидеть изменения, деформации общественных структур и социальных явлений. В-третьих, использовать внутренние ресурсы, при этом экономя внешние ресурсы и повышая значимость и актуальность проекта.

Тем не менее, нельзя забывать, что социальное проектирование - это

179

Казанский педагогический журнал

5' 2014

воплощение реальности через индивидуальное видение окружающего явления; это социальное действие, которое конструируется индивидом; это отображение того, что нас окружает. И поэтому социальное проектирование можно рассматривать как творческий процесс.

В вышеперечисленных определениях в основном делается акцент на действие и преображение социального окружения, но не указывается на то, что это процесс, реализуемый человеком. Разработчики проекта «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования молодёжи» считают, что при социальном проектировании необходимо учитывать не только условия, которые направлены на социальные изменения общественных явлений, внутренние и внешние ресурсы, а также внутреннюю составляющую духовно-нравственного потенциала, этического начала самого социального проекта и его автора как организатора и вдохновителя. Автор, не исключая законов общественного развития, через проектирование проявляет свое знание окружающей действительности, знание мира, интеллектуальные способности, профессионализм в области создания проекта, творческую активность.

При обучении студентов высшей школы созданию социальных проектов в рамках дисциплины «Прогнозирование, моделирование, проектирование» необходимо учитывать нравственнодуховный аспект. В.М. Сафронова обращает внимание на прогностические мировые прогнозы, в которых одним

из основных лозунгов является следующее: «этические и человеческие ценности являются препятствием на пути развития внедрения новейших технологий». Обращаясь к Э. Мамфор-ду, Дж. Гелбрейту, М. Коэну, она считает, что необходимо ориентироваться на земные и человеческие нужды с опорой на гуманные традиции, экологический баланс, духовные ценности. Создание нового общества и регулирование отношений внутри него (по П. Мэйсону, М. Мэйсону, Дж. Кал-нэну) возможно только через возникновение социального контракта, который должен отражать социальную деятельность и учитывать различные социальные проблемы, социальную напряженность через призму этических проблем, моральных и духовных ценностей в рамках нового современного информационного общества [4].

Обязательное наличие духовнонравственного аспекта в социальном проектировании вызвано тем, что при быстром процессе компьютеризации, информатизации и глобализации современного общества стали появляться негативные социальные последствия в виде дегуманизации, отчуждения, разрушения межличностных отношений, антинравственных и антигуманистических настроениях, безжалостного отношения к окружающей среде. При любых прогнозных явлениях будущего нельзя забывать основу субъективности, социальной целенаправленной деятельности с учетом человеческих ценностей.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками общества. Духов-

180

Социология

ность определяется как стремление к выбранной цели, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу общественного развития. Духовное и нравственное рассматриваются как некое «возвышенное», мир идей и чувств, через которые проявляется творческое проектное начало; а также это определенная иерархия ценностей, смыслов, с помощью которых можно самоопределиться и самореализоваться в рамках социального проектирования [6]. Нами значение «духовное» и «нравственное» рассматриваются как высшее благо человека, жизни, добра через сотрудничество и человеческую деятельность.

Сегодня можно наблюдать массовое и в тоже время стихийное внимание к вопросам создания и реализации социальных проектов. Огромное количество проектов (личного, местного, регионального значений) направлены на разрешение социально-экономических, социально-политических, социально-культурных и пр. проблем общества, в которых можно заметить, что приставка «социально-» используется шаблонно [7]. Целью всех этих проектов является изменение окружающей реальности, не затрагивающие внутренние, духовные потребности человека.

С целью реализации вышеупомянутого проекта разработчиками проводится ряд мероприятий по обучению студентов социальному проектированию в рамках экологического образо-

вания с опорой на духовно-нравственные ценности. Через приобщение к данному процессу можно решить важные социально-экологические задачи: понимание прошлого нашей страны для построения современного российского государства; формирование духовно-экологического мировоззрения и ответственности за судьбу своей страны и родного края; положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы; становление активной жизненной позиции по отношению к природному и духовному наследию своего края; профилактика девиантного поведения, в том числе алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, асоциального образа жизни.

При сотрудничестве детского православного лагеря и Областного детского экологического центра г. Ульяновска для молодёжи в рамках деятельностного подхода вышеназванного проекта студентами отделения направления подготовки «Социальная работа» Ульяновского государственного педагогического университета были разработаны и апробированы ряд социальных проектов экологического воспитания, направленных на развитие социально-экологической деятельности молодежи. Все проекты были посвящены познанию, освоению, преобразованию и сохранению природной среды; адаптации личности в окружающей социоприродной среде; формированию социальной активности личности по отношению к природе, к естественной среде жизни; экологическим потребностям и способностям

181

Казанский педагогический журнал

5' 2014

людей в создании благоприятной естественной среды обитания и пр. Основной целью создания студенческих социальных проектов была опора на духовно-нравственный аспект в решении преобразования или создания нового образа жизнедеятельности. При реализации данных социальных проектов были достигнуты цели изменения внутреннего состояния, духовного и нравственного потенциала, личностных мировоззренческих установок на окружающую социоприродную среду.

Источники:

1. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. научн. конф. Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011. С. 58-65. [Vokhmentseva E.A Project activities of students as a means to formation of crucial competencies // Actual problems of pedagogy: materials of the international science conference. Chita: Publishing Center: Young Scientist, 2011. 58-65 p. (In Russ)]

2. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. О.В. Бойко, Б.Н. Мотенко. М.: Издательский центр

«Академия», 2007. 400 с. [Payne M. Social work: the modern theory: a tutorial / edited by J. Kamplinga; Translated from English O.V. Boyko, B.N. Motenko. M.: Publishing Center «Academy», 2007. 400 p. (In Russ)]

3. ЛуковВ.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. 9-е изд. М.: Изд-во Моск. Гуманитарного университета: Флинта, 2010 240 ^[Lukov V.A. Social projecting: a tutorial. 9th ed. M.: Flint, 2010. 240 p. (In Russ)]

4. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебн. пособие. 4 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2011.240 с. [Safronova V.M. Forecasting, designing and modeling in social work: a tutorial. 4th ed., Sr. M.: Publishing Center «Academy», 2011. 240 p. (In Russ)]

5. Социальное проектирование. [Электронный ресурс]. URL: http://soc-work.ru/

article/284. Дата обращения 14.10.2014. [Social projecting. [Electronic resource]. URL: http://soc-work.ru/article/284. Date of application 14.10.2014. (In Russ)]

6. Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/107-8458. Дата обращения 26.05.2014. [Grinyova E.A., Davletshina L.Kh. The question about the nature of the concepts of «spirituality», «morality», «spiritual and moral potential» // The modern problems of science and education. 2013. № 1. [Electronic resource]. URL: http://www.science-education.ru/107-8458. Date of application 26.05. 2014. (In Russ)]

7. Плохова И.А. Роль волонтерского движения в патриотическом воспитании молодежи // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2013. Вып. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://cipv.ru/static. php?mode=page_129. Москва. 2013, октябрь. [Plokhova I.A. The role of the volunteer movement in the patriotic upbringing of youth. // Electronic Journal «Society. Culture. Science. Education». 2013. Vol. 2 [Electronic resource]. URL: http:// cipv.ru/static.php?mode=page_129. Moskva. 2013, October. (In Russ)]

8. Шведова З.В. Проектная деятельность как средство формирования гражданской ответственности // Молодой ученый. 2013. №3. С. 509-511. [Shvedova Z.V. The project activity as a means of formation of civil liability // Molodoj uchenyj. 2013. № 3. Pp. 509-511. (In Russ)]

9. Гринева Е.А., Давлетшина Л. Х Формирование экологической культуры младших школьников: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2012. 110 ^[Grinyova E.A., Davletshina L.Kh. The formation of ecological culture of younger students: a teaching aid. M.: MPGU, 2012. 110 р. (In Russ)]

10. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х,

Зотова О.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие.

М.: Прометей, 2013. 77 с.[Grinyova E.A.,

182

Социология

Davletshina L.Kh., Zotova O.A. Spiritual and moral foundations of environmental education of younger schoolchildren: a teaching aid. M.: Prometej, 2013. 77 p. (In Russ)]

References:

1. VokhmentsevaE.A. Proektnayadeyatel’nost’ uchashchikhsya kak sredstvo formirovaniya klyuchevykh kompetentsiy // Aktual’nye zadachi pedagogiki: materialy mezhdunar. nauchn. konf. Chita: Izd-vo «Molodoy uchenyy», 2011. S. 58-65.

2. PeynM. Sotsial’naya rabota: sovremennaya teoriya: uchebnoe posobie / pod red. Dzh. Kamplinga; per. s angl. O.V. Boyko, B.N. Motenko. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2007. 400 s.

3. Lukov V.A. Sotsial’noe proektirovanie: ucheb. posobie. 9-e izd. M.: Izd-vo Mosk. Gumanitarnogo universiteta: Flinta, 2010 240 s.

4. Safronova V.M. Prognozirovanie, proektirovanie i modelirovanie v sotsial’noy rabote: uchebn. posobie. 4 izd., ster. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2011. 240 s.

5. Sotsial’noe proektirovanie. [Elektronnyy resurs]. URL: http://soc-work.ru/article/284. Data obrashcheniya 14.10.2014.

6. Grineva E.A., Davletshina L.Kh. K

voprosu o sushchnosti ponyatiy «dukhovnost’», «nravstvennost’», «dukhovno-nravstvennyy

potentsial» // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 1. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.science-education.ru/107-8458. Data obrashcheniya 26.05.2014.

7. Plokhova I.A. Rol’ volonterskogo dvizheniya v patrioticheskom vospitanii molodezhi // Elektronnyy zhurnal «Obshchestvo. Kul’tura. Nauka. Obrazovanie». 2013. Vyp. 2. [Elektronnyy resurs]. URL: http://cipv.ru/static.php?mode=page_ 129. Moskva. 2013. Oktyabr’.

8. Shvedova Z.V. Proektnaya deyatel’nost’ kak sredstvo formirovaniya grazhdanskoy otvetstvennosti // Molodoy uchenyy. 2013. №3. S. 509-511.

9. Grineva E.A., Davletshina L.Kh Formirovanie ekologicheskoy kul’tury mladshikh shkol’nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MPGU, 2012. 110 s.

10. Grineva E.A., Davletshina L.Kh., Zotova O.A. Dukhovno-nravstvennye osnovy ekologicheskogo obrazovaniya mladshikh shkol’nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Prometey, 2013. 77 s.

Зарегистрирована: 17.10.2014

Плохова Ирина Анатольевна (г. Ульяновск), ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет имени И.Н. Ульянова», кафедра социальной работы, и.о. заведующего кафедрой социальной работы, кандидат социологических наук. Тел.: 8-8422-44-15-97. E-mail: soc. [email protected]

Plokhova Irina Anatolievna (Ulyanovsk), Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, department of social work, Acting head of Department, Candidate of sociology sciences. Tel.: 8-8422-44-15-97. E-mail: [email protected]

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.