Казанский педагогический журнал
5' 2014
Ивановская Ольга Геннадиевна (г. Санкт-Петербург), ГБОУ Средняя общеобразовательная школа (ГБОУ СОШ) № 544 с углублённым изучением английского языка Московского района г. Санкт-Петербурга, учитель-логопед, руководитель школьной логопедической службы, кандидат педагогических наук, докторант. Тел.: 8-905-230-00-49. E-mail: [email protected]
Ivanovskaia Olga Gennadievna (St. Petersburg), State budgetary educational institution secondary school 544 with profound studying of English language in the Moskovskii district of St. Petersburg, head of the Scholiast Speech-therapy Service in the Moskovskii district of Saint-Petersburg, speech-therapist, candidate of pedagogical sciences, Doctoral student. Tel.:8-905-230-00-49. E-mail:_logoped544@yandex. ru
УДК 37.022
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования
молодёжи» (№ 14-16-73006а)
В данной статье исследуется проблема формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта. Разработанная структурносодержательная модель включает целевой, аксиологический, концептуально-методологический, содержательный, методико-технологический, критериально-диагностический и результативный компоненты. Модель построена на основе системного, средового, культурологического и аксиологического подходов, учета специфики процесса обучения младших школьников в среднем общеобразовательном учреждении.
Ключевые слова: экологическая культура, духовность, нравственность, духовнонравственный аспект, моделирование
MODEL OF PROCESS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS: SPIRITUAL AND MORAL ASPECT
E.A. Grineva, L.H. Davletshina
Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russian Federation
This article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Humanities, the project «Towards a New Russia: spiritual and moral potential social and environmental education of youth» (№ 14-16-73006a)
Abstract. In this article the problem offormation of ecological culture of younger school students taking into account spiritual and moral aspect is investigated. Use of modeling allowed authors to reveal and investigate the natural communications reflecting pedagogical realities to define a subject and means
86
Педагогика
of achievement of the purpose in idealized object, to prove and present experimental work. The developed structural and substantial model includes target, axiological, conceptual and methodological, substantial, methodic-technological, criteria and diagnostic and productive components. In article it is proved that each component of model solves the problem in the course of formation of ecological culture at elementary school taking into account spiritual and moral aspect, but only in close interrelation of all components the result will be significant and effective.
Key words: ecological culture, spirituality, moral, spiritual and moral aspect, modeling.
Изучение педагогических закономерностей возможно через моделирование педагогических процессов и использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Термин «модель» в словаре русских синонимов - образец, пример, форма, шаблон, трафарет, имитация, моделирующее устройство, схема, макет и т.д. [1, с. 249]. У В.А Штоффа под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [8, с. 19]. В.М. Полонский отмечает, что моделью является система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы - организма, упрощающая структуру оригинала, отвлекая от несущественного [5, с. 104].
Использование моделирования позволило выявить и исследовать закономерные связи, отражающие педагогические реалии, определить предмет и средства достижения цели в идеализированном объекте, обосновать и представить экспериментальную работу. Модель процесса формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нрав-
ственного аспекта включает целевой, аксиологический, концептуально-методологический, содержательный, методико-технологический, критериально-диагностический и результативный компоненты. Охарактеризуем подробнее каждый из этих компонентов.
При разработке целевого компонента изучались подходы к пониманию цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. В связи с этим в качестве цели определено формирование экологической культуры младших школьников, основанной на духовно-нравственных ценностях и смыслах.
Аксиологический компонент модели ориентирован на систему ценностей, выражающих устремленность современного общества к устойчивому развитию и характеризующихся духовно-нравственным отношением к окружающему природному и социальному миру, чувством личной заинтересованности в гармоничном развитии общества, природы и ответственности за состояние окружающей среды, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с возможностями природы и общества.
87
Казанский педагогический журнал
5' 2014
Концептуально-методологический компонент модели включает подходы и принципы. В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования экологической культуры нами выделены: личностно-ориентиро-
ванный, системный, средовый, культурологический, аксиологический. Личностно-ориентированный подход направлен на личностное развитие как процесс и результат освоения социально значимой деятельности по отношению к природной среде, выработка собственной мировоззренческой концепции, построение индивидуальной траектории взаимодействия с окружающей социоприродной средой. При таком подходе внимание педагога концентрируется на целостной личности ребёнка, заботится о развитии его интеллекта, гражданского чувства ответственности и духовной личности с эмоциональными, эстетическими задатками и возможностями развития.
К числу важнейших задач системного подхода относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок [5, с. 429].
Средовый подход направлен на формирование эмоционально-ценностной среды. Мы определяем эмоционально-ценностную среду как систему внешних и внутренних воспитательных воздействий на личность, с целью
формирования экологической культуры, через актуализацию внутреннего мира каждого во взаимодействии его с природной средой; формирование активной экологической жизненной позиции, принятие ценностей природы, общества и человека, как основополагающих. Педагогически целесообразные изменения личности могут быть получены, если воспитательные возможности интегрированы в окружающей его экологической среде.
В качестве методологической основы современного гуманистического личностно-ориентированного воспитания выступает культурологический подход. Цель такого воспитания связывается с воспитанием человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности. При этом отмечается, что источником, который «питает» процесс формирования такой личности является культура, как движущая сила эволюционного развития; как хранительница всех нравственных богатств, накопленных человечеством за период своего развития. Культурологический подход подтверждает необходимость формирования экологической культуры личности на основе культуры взаимодействия с природой средой различных этносов, наций и национальностей, живущих на территории Ульяновской области.
Аксиологический подход заключается в утверждении человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм. Аксиоло-
88
Педагогика
гический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды. Он также позволяет выбирать содержание образования с точки зрения заложенных в нем возможностей содействовать развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Процесс формирования экологической культуры младших
школьников с учётом духовнонравственного аспекта опирается на определенные принципы. Анализ научной литературы (В.А. Сластенин, Е.Н. Щуркова, Д.С. Ермаков, А.Н. За-хлебный, И.Т. Суравегина и другие) позволил нам определить следующие принципы: гуманизации, природосообразности, культуросообразности,
краеведческий, междисциплинарности, интеграции процесса образования с наукой (инновационными технологиями экологического образования) и производством (новые федеральные стандарты образования, требования к выпускникам).
Содержательный компонент является важнейшим в данной модели и описывает пути обогащения духовнонравственным содержанием образовательных программ по экологическому образованию, а также механизм реализации программы междисциплинарного характера, направленной на формирование экологической культуры в начальной школе (духовно-нравственный аспект).
Особое место в достижении поставленных целей занимает авторская
рабочая программа междисциплинарного характера, направленная на формирование экологической культуры в начальной школе (духовно-нравственный аспект) «Жизнь вокруг нас». Перспективной целью данной программы как части экологического образования является содействие воспитанию экологической культуры младших школьников.
В методико-технологическом
компоненте представлены методы, формы, а также комплекс педагогических условий, способствующие эффективной реализации процесса формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта.
В процессе формирования экологической культуры младших школьников необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут стимулировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природной среде. Один из основополагающих методов обучения - наблюдение - приобретает новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе экологического образования у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными.
Своеобразной школой духовнонравственного воспитания и экологического образования являются экскурсии в природу. Знания школьников
89
Казанский педагогический журнал
5' 2014
о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. «Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы», - писала Е.И. Рерих [4, с. 103]. Поэтому как живая, непосредственная форма общения экскурсия в природу развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.
Среди методов экологического образования В.А. Ясвин выделяет следующие методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии. Метод экологической идентификации предполагает педагогическую актуализацию постановки человеком себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.
Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания человеком состояния природного объекта, а также сочувствия ему. Данный метод стимулирует проекцию, т.е. перенос школьниками собственных состояний на природные объекты; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отождествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие).
Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа человеком своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения
их экологической целесообразности. Данный метод стимулирует осознание школьниками того, как их поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает [5].
Комплексной формой экологического образования является эколого-психологический тренинг,
основанный на общей методологии социально-психологических тренингов и направленный на коррекцию и развитие отношений школьника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде. Эколого-психологический тренинг является необходимой формой в процессе формирования экологической культуры в начальной школе с учётом духовнонравственного аспекта, так как именно упражнения тренинга позволяют вспомнить, обсудить с другими, снова пережить и прочувствовать те новые знания, которые были получены в ходе других экологических мероприятий. Именно чувственная переработка полученной ранее информации позволяет сформировать новые экологические установки личности [7, с. 162].
Критериально-диагностический компонент модели содержит критерии, показатели и уровни сформированнос-ти экологической культуры младших школьников. Когнитивный критерий (показатель - наличие экологических представлений и понятий); эмоционально-ценностный критерий (показатели - понимание многосторонней ценности природы, проявление эмоционально-ценностного отношения к природе); деятельностный критерий (показатели - сформированность и
90
Педагогика
разнообразие экологических умений и навыков, инициатива и активность в природоохранительной деятельности).
Выделенные критерии и показатели, безусловно, нельзя считать исчерпывающими, однако, их обобщенный характер достаточен для выявления уровней сформированности экологической культуры. Качественную характеристику уровней сформи-рованности экологической культуры младших школьников мы представили следующим образом. Прагматикопотребительский уровень отличается тем, что экологические представления и понятия сформированы фрагментарно или отсутствуют. Учащиеся проявляют потребительское отношение к природе, не активны в природоохранительной деятельности. Отсутствие эмоционально-ценностного отношения к природе, прагматическая установка личности по отношению к окружающему миру.
Знаниево-ориентированный уровень определяется наличием у учащихся недостаточно сформированных, систематизированных и глубоких экологических представлений и понятий, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес ситуативный; участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость. Доминирует когнитивная установка личности по отношению к окружающему миру.
Инициативно-творческий уро-
вень сформированности экологической культуры предполагает, что экологические представления и понятия
учащихся сформированы достаточно широко, они разносторонни и систематизированы. Широкий круг природоохранительных умений, учащиеся понимают многообразную ценность природы, проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности. Доминируют эстетическая или этическая установка личности по отношению к окружающему миру, яркое проявление эмпатии.
Результативный компонент позволяет констатировать результат - сформированность экологической культуры личности младшего школьника, основанной на духовнонравственных ценностях и смыслах.
Таким образом, каждый компонент модели решает свою задачу в процессе формирования экологической культуры младших школьников с учётом духовно-нравственного аспекта. При этом только в тесной взаимосвязи всех компонентов результат будет значимым и эффективным.
Источники:
1. Абрамов Н.М. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд., стереотип. М.: Русские словари, 1999. 431 с. [Abramov N.M. Russian dictionary of synonyms and similar expressions on sense. 7th Ed., stereotyped. Moscow: Russian dictionaries, 1999. 431 p. (In Russ.)]
2. Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х., Зотова О.А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2013. 77 с. [Grinyova E.A., Davletshina L.Kh., Zotova O.A. Primary school children spiritual and moral foundations of environmental education: a teaching aid. Moscow: Prometei, 2013. 77 p. (In Russ.)]
91
Казанский педагогический журнал
5' 2014
3. Гринёва Е.А., Денисова Г.М., Якупова Л.Х. Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2011. 119 с. [Grinyova E.A., Denisova G.M., Yakupova L.Kh. Situational tasks and methods of implementation of spiritual and moral potential of environmental education primary school children: a teaching aid. Ulyanovsk: USPU, 2011. 119 p. (In Russ.)]
4. Гринёва Е.А., Давлетшина Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2012. 110 с. [Grinyova E.A., Davletshina L.Kh. Primary school children ecological culture formation: teaching aid. Moscow: MPSU, 2012. 110 p. (In Russ.)]
5. Полонский В.М. Словарь по
образованию и педагогике. М.: Высшая
школа, 2004. 512 с. [Polonskiy V.M. Dictionary of education and pedagogy. Moscow: Vysshaya shkola, 2004. 512 p. (In Russ.)]
6. РерихЕ.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009. 496 с. (Золотой фонд эзотерики). [Rerikh E.I. Three keys. Moscow: Eksmo, 2009. 496 p. (Gold fund of esotericism) (In Russ.)]
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). [Selevko G.K. Encyclopedia of Educational Technology: 2 Volumes Vol.1. Moscow: SRI of school technologies, 2006. 816 p. (Series «Encyclopedia of Educational Technology») (In Russ.)]
8. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Издательство «Наука», 1966. 301 с. [Shtoff V.A. Modeling and philosophy. Moscow: Publishing «Nauka», 1966. 301 p. (In Russ.)]
9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с. [Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. Moscow: Smysl, 2001. 365 p. (In Russ.)]
References:
1. Abramov N.M. Slovar’ russkikh
sinonimov i skhodnykh po smyslu vyrazheniy. 7-e izd., stereotip. M.: Russkie slovari, 1999. 431 s.
2. Grineva E.A., Davletshina L.Kh.,
Zotova O.A. Dukhovno-nravstvennye osnovy ekologicheskogo obrazovaniya mladshikh shkol’nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Prometey, 2013. 77 s.
3. Grineva E.A., Denisova G.M.,
Yakupova L.Kh. Situatsionnye zadaniya i priemy
realizatsii dukhovno-nravstvennogo potentsiala ekologicheskogo obrazovaniya mladshikh shkol’nikov: uchebno-metodicheskoe posobie.
Ul’yanovsk: UlGPU, 2011. 119 s.
4. Grineva E.A., Davletshina L.Kh.
Formirovanie ekologicheskoy kul’tury mladshikh shkol’nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MPGU, 2012. 110 s.
5. Polonskiy V.M. Slovar’ po obrazovaniyu i pedagogike. M.: Vysshaya shkola, 2004. 512 s.
6. Rerikh E.I. Tri klyucha. M.: Eksmo, 2009. 496 s. (Zolotoy fond ezoteriki)
7. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel’nykh tekhnologiy: V 2 t. T. 1. M.: NII shkol’nykh tekhnologiy, 2006. 816 s. (Seriya «Entsiklopediya obrazovatel’nykh tekhnologiy»).
8. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. M.: Izdatel’stvo «Nauka», 1966. 301 s.
9. Yasvin V.A. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M.: Smysl, 2001. 365 s.
Зарегистрирована: 18.11.2014
Гринёва Елизавета Алексеевна (г. Ульяновск), ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы. Тел.: 89278205955. E-mail: [email protected]
Давлетшина Лариса Харисовна (г. Ульяновск), ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», аспирант кафедры педагогики. Тел.: 89278074751. E-mail: [email protected]
Grineva Elizaveta Alekseevna (Ulyanovsk), Ulyanovsk State Pedagogical University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work. E-mail: [email protected]
Davletshina Larisa Harisovna (Ulyanovsk), Ulyanovsk State Pedagogical University, postgraduate of department of Pedagogy. E-mail: [email protected]
92