На основании предлагаемой методики может быть составлена схема мотивации сотрудников, учитывающая их коэффициенты интенсивности износа. Данная модель подходит для любого количества учитываемых видов ресурсов, для каждого вида ресурсов оценка коэффициентов проводится независимо. В учетную систему новые виды ресурсов можно добавлять в любой момент ее функционирования. Следует иметь в виду, что в модели не учитывается качество пробега: пробег не разделяется на холостой или целевой, оптимальный или избыточный. Не учитывается зависимость износа от степени загруженности транспортного средства. Также не учитывается корреляция факторов, т.е. принимается, что каждое ТС одинаково подходит для каждого маршрута, что каждый водитель имеет одинаковый стиль вождения на каждом ТС и т.д.
Библиографический список
1. Туревский И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием / И.С. Туревский. -М.: Высшая школа, 2009.
2. Стружнкин Н.П. Скоростные грузоперевозки автомобильным транспортом: возможности и проблемы // Автотранспортное предприятие. - 2013. - № 2.
3. Терехова А.Е., Козорез М.С. Показатели эффективности управления автопарком // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 22.
4. Козорез М.С. Использование инструментальных средств для обоснования принятия управленческих решений в автомобильной отрасли // XV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления - модернизация и инновации в экономике»: тез. докл. (Москва, 27-28 окт. 2010 г.). - М.: ГУУ, 2010.
И.В. Кузнецова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию сравнительно нового для российского общества явления - социального предпринимательства. Автор проводит сопоставление научных представлений об этом понятии с мнением рядовых членов российского социума и отечественных социальных предпринимателей.
Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальные инновации.
Социальное предпринимательство как явление общественной жизни и как научная категория появилось сравнительно недавно. Оно возникло и получило распространение почти одновременно в различных странах мира в 1970-1980-х годах. В 1990-х годах социальное предпринимательство распространяется на бывшие социалистические страны, вставшие на путь рыночного развития. Росту популярности этого явления в частности способствовала книга Ч. Лидбитера «The Rise of the Social Entrepreneur», опубликованная в 1997 г. [7].
© Кузнецов И.В., 2013
В последнее время наблюдается рост интереса российской общественности к социальному предпринимательству. В рамках проекта «Социальное предпринимательство: восприятие россиян» исследовательской группой ЦИРКОН был проведен опрос 1605 респондентов. Он показал, что треть опрошенных по крайней мере слышали о понятии «социальное предпринимательство», а информированность россиян об этом явлении за период с июня 2011 г. по сентябрь 2012 г. выросла на 8 процентных пунктов. За период с декабря 2008 г. по сентябрь 2012 г. увеличилась доля граждан, допускающих вероятность появления в России социальных предпринимателей, и одновременно с 25 % до 16 % снизилось количество пессимистов. Сократилось количество россиян, полагающих, что проблемы в социальной сфере должно решать прежде всего государство. Правда, граждане пока не вполне доверяют негосударственным структурам, пытающимся решать те или иные социальные проблемы населения [3].
Несмотря на достаточно широкую известность социального предпринимательства как общественного явления, до сих пор отсутствует четкое понимание содержания этого понятия не только среди населения, но также в научном и бизнес-сообществах.
Самым известным толкованием понятия социального предпринимательства является определение Грегори Диза, выделившего пять его факторов:
1. принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);
2. выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
3. осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
4. решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
5. высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности -как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [5, р. 4].
Р. Мартин и С. Осберг полагают, что определение категории социальное предпринимательство должно начинаться со слова «предпринимательство, в то время как слово «социальное» его только уточняет [8, р. 30]. Эти два автора полагают, что основные смыслообра-зующие составляющие понятия собственно предпринимательства распространяются и на социальное предпринимательство. Различие этих понятий, по мнению Мартина и Осберг, не может быть сведено к отличиям в мотивации: предприниматель, подстрекаемый деньгами (for-profit entrepreneur), и социальный предприниматель, движимый альтруизмом [8, р. 34].
Дж. Босчи и Дж. Макклург, принимая в целом определение Г. Диза, отмечают, что он полностью игнорирует предпринимательский доход. Это позволяет причислить к социальным предпринимателям любые некоммерческие организации, которые ведут свою деятельность на средства дарителей, благотворительных фондов и государственных структур, не заботясь о самоокупаемости и финансовой устойчивости. Традиционные предприниматели, отмечают Босчи и Маклург, тоже могут вести себя социально ответственно, используя экологически чистые технологии, заботясь о собственных сотрудниках, но это опосредованное отношение к социальным проблемам. Социальные предприниматели используют такие способы получения доходов, которые прямо и непосредственно связаны с их общественной миссией: принимают на работу инвалидов или других социально незащищенных граждан, производят для них товары и услуги [6, р. 3].
Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданный в 2007 г. для развития социального предпринимательства на территории России, определяет социальное предпринимательство как новаторскую деятельность, изначально направленную на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Оно находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности. В частности социальное предпринимательство берет от благотворительности социальную направленность деятельности, а от бизнеса - предпринимательский подход.
На сайте фонда сформулированы критерии социального предпринимательства:
• социальная миссия;
• предпринимательский подход;
• инновационность (новаторство в решении социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона);
• тиражируемость;
• самоокупаемость и финансовая устойчивость [4].
Исследовательская группа ЦИРКОН в декабре 2012 - феврале 2013 г. провела социологическое исследование «Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики», которое, в частности, подразумевало проведение сравнительного анализа бизнесменов (предпринимателей в традиционном понимании) и социальных предпринимателей. В опросе приняли участие 102 социальных предпринимателя [2, с. 3-4]. В аналитическом отчете по итогам проведенного исследования отмечены следующие социально-демографические характеристики современного российского социального предпринимателя (см. табл. 1).
Таблица 1
Социально-демографические характеристики социального предпринимателя [2, с. 7]
№ Характеристика Результат, %
1 Пол:
Мужской 36%
Женский 64%
2 Возраст:
до 30 лет 17 %
30-39 лет 32%
40-49 лет 30%
50 лет и старше 21 %
3 Образование
среднее 4%
среднее специальное 5 %
незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза) 4%
высшее (4 курса и больше вузовского образования) 85 %
нет ответа 2%
Согласно полученным данным типичным российским социальным предпринимателем является 40-летняя женщина с высшим образованием.
Перейдем к вопросу о том, как сами социальные предприниматели понимают сущность этого явления, какими характеристиками и свойствами они его наделяют. Чтобы разобраться в проблеме, исследователи предложили респондентам как закрытый, так и открытый вопросы. Отвечая на закрытый вопрос, около половины участников проекта выбрали четыре признака:
1. первенство социальной миссии над коммерцией;
2. новаторство, инновационность в комбинировании социальных и экономических ресурсов для решения социальной проблемы;
3. устойчивая коммерческая эффективность, самоокупаемость и конкурентоспособность;
4. высокая ответственность за результаты своей деятельности перед клиентами и перед всем обществом.
Такой выбор свидетельствует о том, что участники опроса осознают смысл социального предпринимательства как явления, так как выбранные ими признаки относятся специалистами к неотъемлемым характеристикам социального предпринимательства.
В табл. 2 приведены в обобщенном виде ответы респондентов на открытый вопрос анкеты, и они вполне согласуются с изложенными выше результатами закрытого теста.
Таблица 2
Признаки социального предпринимательства [2, с. 26]
№ Признаки Доля респондентов
1 Чувство ответственности, активная гражданская позиция 42 %
2 Устойчивая коммерческая эффективность, конкурентоспособность, предпринимательский профессионализм, самоокупаемость 40%
3 Первенство социальной миссии над коммерцией 35 %
4 Направленность деятельности на оказание социальных услуг, социальное обслуживание нуждающихся 33 %
5 Новаторство, инновационность, открытость новому 30%
6 Стремление к позитивным изменениям в обществе 29 %
7 Создание рабочих мест для социально незащищенных групп 14%
8 Вложение доходов в социальные программы, в достижение социальных целей 8 %
9 Независимость деятельности 6%
10 Другое 15 %
Библиографический список
1. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / Текст доклада на семинаре серии «Институциональные проблемы российской экономики». ГУ-ВШЭ. 01 июля 2008 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hse.ru/news/2919953.html (дата обращения: 15.11.2013).
2. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики / итоговый отчет по результатам исследования. Фрагменты. ЦИРКОН. 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 15.11.2013).
3. Социальное предпринимательство: восприятие россиян // Файл презентация. ЦИРКОН. 30.09.2012. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsialnoy-sfery-i-grazhdanskogo-obshchestva/ (дата обращения: 15.11.2013).
4. Фонд региональных и социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс]. - URL. http://www.nb-fund.ru/about-us/ (дата обращения 15.11.2013).
5. Dees, J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepre-neurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf (дата обращения: 15.11.2013).
6. Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. - 2003.
7. Leadbeater C. The Rise of the Social Entrepreneur. - L.: Demos, 1997.
8. Martin, R.L., Osberg, S. Social Entrepreneurship: the Case for Définition. // Stanford Social Innovation Review. - Spring, 2007.
Ю.М. Hepyui В.З. Докунихин
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО МАТЕРИАЛОПОТОКА И ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ СКЛАДА
Аннотация. В статье рассматриваются определения оптимального объема перевозок и количества автотранспортных средств для обслуживания склада и потребителей. Интерес к ней представляет использование относительных и предельных показателей для их оптимизации. Предлагаемые разработки в статье дают возможность эффективно использовать транспорт и складское хозяйство в логистической системе.
Ключевые слова: логистическая система, материалопоток, предельный доход, предельные издержки, средняя производительность, предельная производительность, методы теории вероятности.
При доставке продукции со склада потребителям очень важно определить суточный объем перевозок (материалопоток), который должен обеспечивать потребителей продукцией и количество автотранспортных средств, которые необходимо использовать для его обслуживания.
Развитие математической экономии расширило арсенал приметаемых величин. Для этого в экономическом анализе используют ряды, содержащие относительные величины. Так был введен новый показатель - предельная величина. Смысл этой величины и ее связь с абсолютными и относительными (или средними) значениями легче понять, если обратиться к табл. 1.
© Неруш Ю.М., Докунихин В.З., 2013