[email protected] Ольга Евгеньевна Колбасенко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.22:364 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: НОВЫЙ ФОРМАТ БИЗНЕСА
В статье рассмотрены теоретические основы феномена социального предпринимательства, представлены различные авторские подходы российских и зарубежных ученых к определению социального предпринимательства, в частности С. Абду-Сафана, П. Шарланда, К. Атлера, К. Диза и др. Дана авторская трактовка понятия «социальное предпринимательство», под которой понимается социально-экономическая деятельность на основе ценностного управления с целью увеличения социальной стоимости предприятия при финансовой независимости и стабильности развития. Рассмотрены основные ключевые признаки, характерные для современного этапа развития экономики Российской Федерации. Проанализированы основные сектора экономики, в которых социальное предпринимательство находит наиболее широкое отражение. Представлены основные пути развития социального предпринимательства в современных условиях развития российской экономики.
Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, критерии социального предпринимательства, социальные проекты.
O.Ye. Kolbasenko
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: A NEW FORMAT OF BUSINESS
The paper discusses the theoretical basis of the phenomenon of social entrepreneurship and presents various approaches of Russian and foreign scientists to the definition of social entrepreneurship, in particular the views of S. Abdou-Safan, P. Sharland, K. Atler, K. Dis et al.The paper presents the author's original interpretation of the concept of "social entrepreneurship" which is understood as socio-economic activity related to value management and conducted in order to increase social value of the enterprise with financial independence and sustainable development. The key features that are
typical of the current stage of the development of the Russian economy are examined. The main economic sectors where social entrepreneurship is developing are identified. The ways to promote social entrepreneurship in modern Russian economy are suggested.
Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, criteria of social entrepreneurship, social projects.
Большинство экономистов сходятся во мнении, что предпринимательство становится решающим фактором в развитии и повышении благосостояния общества. Предпринимательская деятельность является эффективным фактором развития экономических инновационных систем, направленным на снижение показателей безработицы, увеличение инновационной составляющей экономики, увеличение структурных изменений в экономике. Кроме того, предпринимательство изначально подразумевает соревновательный момент, что способствует улучшению производительности и здоровой конкурентоспособности в экономической системе страны.
Согласно зарубежным исследованиям предпринимательство - исключительная совокупность видов деятельности, которую выполняют люди с исключительным мышлением и которая направлена на максимизацию персональной прибыли [8, с. 61]. В зарубежной научной литературе именно «исключительное мышление» является основным фактором, позволяющим разделить предпринимателей и просто «деловых людей». С. Абду-Сафан считает, что предпринимателей от «деловых людей» отличает то, что последние «создают потребности», а первые «удовлетворяют потребности», т.е. предприниматели «видят мир по-другому», они используют возможности, которые не видят другие [8, с. 22 - 27]. Подчеркнем, что предпринимательство западными экономистами рассматривается как процесс поиска новых возможностей, внедрения инновационных идей и продуктов, как переход к новым способам производства, преодоление существующих в обществе ограничений.
В последнее время в информационном пространстве широкое распространение получила тема социального предпринимательства, и сам термин «социальное предпринимательство» твердо вошел в лексикон экспертов, государственных служащих, политиков и бизнесменов. При этом, как показывает анализ действительности, данное понятие, к сожалению, не вошло в сознание широких масс населения Российской Федерации и совершенно не изучено отечественной академической наукой. Как следствие, в отечественной науке нет четкого определения социального предпринимательства.
Рассмотрим происхождение дефиниции понятия «социальное предпринимательство» в зарубежной научной литературе. Само понятие «социальное предпринимательство» начали использовать в литературе по организационным изменениям в 60 - 70-е гг. XX в., и только в 1980 - 90-х гг. данный термин получил широкое признание в зарубежной литературе по управлению.
В зарубежной экономической литературе на современном этапе представлено большое число дефиниций понятия «социальное предпринимательство». Соглашаясь с мнением Н.А. Антонниковой, большинство определений можно объединить в три фундаментальные группы [1, с. 2].
1. Определения, делающие акцент на том, что социальное предпринимательство - это создание коммерческих предприятий с социальной целью. Эти опреде-
ления имеют недостаток, заключающийся в том, что деятельность предприятия может быть любая, если доходы от нее будут направлены на решение социальных проблем. Таким образом, социальное предпринимательство автоматически отожествляется с такими понятиями, как благотворительность, корпоративная социальная ответственность, филантропия и др.
2. Определения, выделяющие в качестве значимого акцента инновационную деятельность предпринимательства с целью достижения значимого социального эффекта. Этот подход преувеличивает значимость инновационной составляющей решения общественных социально значимых проблем и совершенно не оценивает предпринимательскую идею с точки зрения финансовой жизнеспособности. Эти определения, акцентирующие внимание на мобилизации ресурсов для решения социальных проблем, отожествляют социальное предпринимательство с деятельностью некоммерческих организаций.
3. Определения, подчеркивающие особенность социального предпринимательства в способе канализации общественной трансформации, приводящей к глобальным стратегическим изменениям. Данные трактовки смещают фокус с действующей проблемы на изменение всего общественного уклада.
Некоторые ученые-экономисты рассматривают социальное предпринимательство через непосредственные личностные черты характера предпринимателя, другие - как искусство сочетания коммерческой устойчивости и «социального дохода от инвестиций» (social return on investments).
В таблице представлены определения социального предпринимательства, сформулированные известными в зарубежной науке учеными-экономистами.
Обобщая представленные в таблице определения, предложим авторскую трактовку данного понятия, которая систематизирует ключевые факторы, влияющие на социальное предпринимательство.
Социальное предпринимательство - это социально-экономическая деятельность на основе ценностного управления с целью увеличения социальной стоимости предприятия с опорой на финансовую независимость, стабильность развития.
В основе социального предпринимательства лежит функционирование таких предприятий, деятельность которых направлена на решение в первую очередь социальных проблем.
Н.А. Антонникова считает, что для социального предпринимательства характерны два принципиальных критерия - устойчивость и инновационность решений, а самоокупаемость рассматривается автором как дополнительный признак (необязательный). Позволим себе не согласиться с Н.А. Антонниковой, поскольку само понятие «предприниматель», введенное в экономический и деловой контекст Ричардом Кантильоном, обозначало человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск.
Подходы к дефиниции «социальное предпринимательство»
Автор Определение Ключевая характеристика
Й. Шумпетер (1934) Социальный предприниматель - это инноватор, который внедряет рыночные (предпринимательские) изменения на определенных рынках. Предпринимательские изменения при этом проявляются в следующем: 1) введение нового (усовершенствованного) товара (услуги); 2) введение нового вида производства; 3) открытие нового рынка; 4) разработка нового источника финансирования; 5) открытие новой организации в какой-либо отрасли Инноватика, инноватор
Дж. Макклеанд (1961) Социальный предприниматель - это человек с высокой потребностью в достижениях, с целью реализации социальной функции предпринимательской деятельности Риск, посвящение
П. Шарланд (1978) Социальное предпринимательство - это способность брать на себя инициативу, организовать некоторые социальные и экономические механизмы и принимать риски сбоя Организатор, инициатива
К. Алтер (1986) Социальное предприятие - это коммерческое предприятие социального назначения Коммерческая деятельность, социальная функция
Б. Драйтона (1997) Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбы или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль Предпринимательство, инновации
Г. Диз (2001) Социальное предпринимательство определяется: принятием на себя миссии создания и поддержания социальной ценности; выявлением и использованием новых возможностей для реализации выбранной миссии; осуществлением непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения; решительностью действий, не ограничиваемых располагаемыми ресурсами; высокой ответственностью предпринимателя за результаты своей деятельности - как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом Миссия, инновационный процесс, ответственность
В более широком смысле под предпринимательством понимается экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Таким образом, исходя из самой сущности определения предпринимательства, можно сделать вывод, что признак самоокупаемости носит функциональный смысл и является одним из ключевых при рассмотрении феномена социального предпринимательства.
Зачастую в современной российской научной литературе многие исследователи отожествляют термины «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство», что, с нашей точки зрения, не обосновано. Отметим, что конечной целью предпринимателя является создание экономического богатства, в то время как для социального предпринимателя первоочередной задачей является выполнение своей социальной миссии. С. Абду-Сафан считает, что социальный предприниматель объединяет страсть социальной миссии с проявлением деловой дисциплины, инноваций и активности, яркими примерами которой являются пионеры Силиконовой Долины.
В основном социальные предприниматели - это новаторы, способные сплотить вокруг себя единомышленников, найти необходимые ресурсы, интегрировать свои знания в современные технологии развития бизнеса.
По данным Левада-центра [4], более 60% россиян развитие малого и среднего бизнеса в России расценивают с положительной точки зрения, однако вклад предприятий малого и среднего бизнеса в социальную сферу считают недостаточным. При этом сами представители малого и среднего бизнеса, по данным ВЦИОМа (2009 -2014 гг.), оценивают уровень своей социальной ответственности как низкий. Таким образом, положительный образ российского бизнеса еще не дает возможности
расценивать его как активного агента социальных изменений.
Директор фонда «Наше будущее» Наталья Зверева говорит еще об одной ключевой задаче социального предпринимательства - это создание условий для трудоустройства, повышения материального благополучия и благосостояния ряда социальных групп, что связано с функцией их реинтеграции в общество.
В условиях развития российской экономики процесс социального предпринимательства основан на прохождении следующих этапов: поиск возможностей (определение социальных проблем, неудовлетворенных потребностей); определение концепции развития (выявление социальных выгод, ранжирование новых продуктов или рынков); определение и концентрация необходимых ресурсов (финансовых, человеческих, умственных и др.); стадия зарождения и роста (появление, изменение результатов деятельности, расширение предприятий).
Еще раз подчеркнем, что весь бизнес-процесс социального предпринимательства структурируется двумя доминирующими векторами: решением общественно значимых проблем и получением прибыли. Именно баланс этих двух векторов и определяет сущность и содержание социального предпринимательства.
В 2014 г. «Социологическая мастерская» провела широкое исследование социального предпринимательства в России. На основе этого исследования были выделены основные признаки социального предпринимательства в России. В качестве ключевых признаков были отмечены: первенство социальной миссии над коммерцией, новаторство и инновационность в комбинировании социальных и экономических ресурсов, устойчивая экономическая эффективность и самоокупаемость. Среди незначительных признаков выделена общественная коллективная собственность (рисунок).
Первенство социальной миссии над коммерцией - предприятие предназначено для решения или смягчения остроты реальной социальной проблемы. Социальный эффект является не побочным продуктом деятельности, а прямым целенаправленным результатом Новаторство, инновационность в комбинировании социальных и экономических ресурсов для решения социальной проблемы, которую не удается решить стандартными методами
Устойчивая коммерческая эффективность, самоокупаемость и конкурентоспособность, использование бизнес-механизмов, присущих прибыльному бизнесу
Высокая ответственность за результаты своей деятельности перед клиентами и перед всем обществом
Стремление к реформированию, трансформации социальной реальности, долгосрочным изменениям в социальной сфере
Создание рабочих мест и обеспечение занятости социально незащищенных групп (инвалидов, выпускников детдомов, лиц в тяжелой жизненной ситуации и т.п.)
Направленность деятельности на оказание социальных услуг, социальное обслуживание граждан
Реинвестирование дохода в социальные программы, в достижение социальных целей, а не направление его инвесторам и собственникам
Финансовая поддержка малых предприятий и отдельных семей путем выдачи микрокредитов (небольших займов) под низкий процент или беспроцентно
Общественная (коллективная) собственность на средства предприятия, важнейшие решения принимаются коллективом (коллективное управление)
79%
Наиболее важные
Наименее важные
Признаки социального предпринимательства
Среди основных секторов, в которых наиболее распространяется социальное предпринимательство в России, можно выделить сектор образования (начиная с младенческого возраста), сферу «серебряной экономики» (проекты, связанные с социализацией, возвращением в нормальную социальную и профессиональную жизнь людей пенсионного и предпенсионного возраста), сферу, связанную с людьми с ограниченными возможностями и др. [5].
В настоящее время в России социальное предпринимательство является социальной практикой, которая только начинает развиваться, количество реально действующих в бизнесе социальных предприятий невелико, и большинство из них сами не воспринимают себя в качестве социальных предпринимателей.
Большинство экспертов считают, что именно некоммерческие организации, которые занимаются хозяйственной деятельностью, выступают в роли социальных предпринимателей. То есть именно эти некоммерческие организации могут являться сегментом формирования и развития социальных предприятий. Дополнительной характеристикой таких НКО является сфера их деятельности: она должна допускать возможность реализации предпринимательских принципов [6].
Учитывая, что формирование практики социального предпринимательства находится на начальном этапе, отметим обобщенные, характерные для сложившихся или потенциальных социальных предпринимательских структур черты. Среди устойчивых характеристик социальные предприниматели называют следующие [2, с. 62 - 64]:
1) положительная устоявшаяся репутация у местного сообщества, наличие широкого круга партнеров;
2) ориентация на наиболее злободневные социальные темы;
3) наличие базовых технических и административных ресурсов;
4) личностные социально ориентированные характеристики руководителей этих предприятий;
5) очевидный формальный признак: юридически оформленная документация по предпринимательской деятельности.
По нашему мнению, для дальнейшего развития социального предпринимательства в России требуется решение трех ключевых вопросов:
1. Обеспечение данного вида предпринимательской деятельности соответствующей нормативно-законодательной базой. Это связано с тем, что современное законодательство не отражает особенности социального предпринимательства по сравнению с традиционными бизнес-структурами.
2. Обеспечение активного широкого информационного оповещения и сопровождения феномена социального предпринимательства для демонстрации его значимости и жизнеспособности.
3. Развитие инструментов привлечения финансовых средств в объекты социального предпринимательства.
Подводя итог, отметим, что понятие и сущность социального предпринимательства являются многогранными и отражают широкий спектр вопросов и особенностей, присущих именно этому виду предпринимательской дея-
тельности. Для данных предприятий получение прибыли не является приоритетом, хоть это и неотъемлемый признак предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется решению или смягчению существующих в обществе социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов.
Расширение и развитие некоммерческого сектора, устойчивое внедрение принципов социальной ответственности, умение принимать и применять международный опыт являются революционными предпосылками развития сектора социального предпринимательства в России и важным шагом на пути решения социальных вопросов и проблем нашей страны путем объединения ресурсов основных секторов общества.
1. Антнонникова Н.А. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем:
применимость в российском контексте // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344.
2. Возжова Н.П., Комисаров А.А., Шубина Л.В. Исследование «Информационный поиск и анализ вторичных источников о проектах, реализующих принципы социального предпринимательства в российских регионах». URL: http://www.zircon.ru/ russian/project/3_4_2.htm.
3. Лебедева И.С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2013.
4. Мониторинг предпринимательства: маркетинговое исследование Левада-центра. 2014. URL: http://www.levada.ru/sites/ default/files/report/otchet_2013.pdf.
5. Рябова О. Развитие как тренд. URL: http://www.nb-forum. ru/interesting/experts/razvitie-kak-trend.html#ixzz3W8K6tm7b.
6. Abdou E., Fahmy A, GreenWald A, Nelson G. Social Entre-preneurship in the Middle East // Brookings Institution. 2010. April 27.
7. Abdu-Saifan S. Social Entrepreneurship: Definition and Boundaries // Technology Innovation Management Review. 2012. February.
Ирина Викторовна Манахова,
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Становление информационной экономики вызвало глубокие преобразования на потребительских рынках товаров и услуг. Рост глобальной торговли и развитие технологий и Интернета предоставляют новые возможности для потребителей. Однако увеличение выбора и усложнение товаров и услуг затрудняет сравнение и оценку ценности продукции вследствие провалов рынка. Появляются новые риски для потребителей. Междисциплинарный подход дополняет выводы неоклассической теории достижениями поведенческой экономики в области принятия потребительских решений, изменяет взгляд политиков на проблемы защиты прав потребителей, помогает улучшить разработку мер и повысить эффективность потребительской политики в информационной экономике.
Ключевые слова: потребительская политика, неполнота информации, защита прав потребителей.
I.V. Manahova
CONSUMER POLICY IN THE INFORMATION ECONOMY: AN INTERDISCIPLINARY APPROACH
The paper states that emergence of the information economy has caused profound changes in the consumer market of products and services. The author shows that growth of global trade and the development of technology and the Internet have created new opportunities for consumers. However, widening of product choice and increasing complexity of goods and services make it difficult for consumers to compare and assess the value of products as a result of market failures. Now, there are new risks for consumers. An interdisciplinary approach supplements the findings of the neoclassical theory with the achievements in the field of behavioural economics related to consumer decisions, changes the view of politicians on consumer protection issues, and helps to facilitate the development of measures and increase the efficiency of consumer policy in the information economy.
Keywords: consumer policy, incomplete information, protection of consumer rights.
УДК 366.54
Становление информационной экономики вызвало глубокие преобразования на потребительских рынках товаров и услуг, коренным образом изменило потребительский ландшафт. Движущими силами этих изменений выступают развитие информационных технологий, рост
доли услуг, глобализация рынков, реформы регулирования, которые дали потребителям много преимуществ. Однако появляются новые трудности, связанные с расширением потребительского выбора, проникновением на рынок все более сложных наукоемких продуктов,