Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство в современном мире'

Социальное предпринимательство в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1937
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ИМПАКТ-ФИНАНСИРОВАНИЕ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTERPRISE / SOCIAL ENTREPRENEUR / SOCIAL INNOVATION / SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS / SOCIAL VALUE / IMPACT FUNDING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александров Дмитрий Геннадиевич, Королева Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются сущность и проблемы развития социального предпринимательства в современном мире. авторы обосновывают необходимость развития и использования мирового опыта поддержки социального предпринимательства на государственном, региональном и местном уровнях управления в России и предлагают составление и ведение специальных реестров социальных предприятий и постоянный мониторинг их деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the nature and problems of the development of social entrepreneurship in the modern world. The authors substantiate the need for the development of social entrepreneurship and the use of global experience to support social entrepreneurship at national, regional and local levels of the Russian public administration. Additionally, the authors suggest to compile and maintain specialized registries of social enterprises and constantly monitor their activities

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство в современном мире»

УДК 330.5

социальное предпринимательство в современном мире

в статье рассматриваются сущность и проблемы развития социального предпринимательства в современном мире. Авторы обосновывают необходимость развития и использования мирового опыта поддержки социального предпринимательства на государственном, региональном и местном уровнях управления в России и предлагают составление и ведение специальных реестров социальных предприятий и постоянный мониторинг их деятельности.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; социальное предприятие; социальный предприниматель; социальные инновации; социально ответственный бизнес; социальная ценность; импакт-финансирование.

This article discusses the nature and problems of the development of social entrepreneurship in the modern world. The authors substantiate the need for the development of social entrepreneurship and the use of global experience to support social entrepreneurship at national, regional and local levels of the Russian public administration. Additionally, the authors suggest to compile and maintain specialized registries of social enterprises and constantly monitor their activities.

Keywords: social entrepreneurship; social enterprise; social entrepreneur; social innovation; socially responsible business; social value; impact funding.

Интерес к теме социального предпринимательства, под которым понимается деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем в обществе, обусловлен рядом событий регионального, федерального и международного уровня.

В российском деловом календаре в этом году появилась новая дата: Международный день социального бизнеса (28 июня).

В мае 2013 г. Институт переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М.В. Ломоносова провел первый выпуск по программе дополнительного образования «Управление в сфере социального предпринимательства», а программа Высшей школы менеджмента СПбГУ признана лучшей российской образовательной программой в сфере социального предпринимательства и удостоена премии фонда «Импульс будущего». Теорией и изучением практики социального предпринимательства занимается созданный в конце 2011 г. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций в составе НИУ «Высшая школа экономики».

Фонд региональных программ «Наше будущее», основанный Вагитом Алекперовым в 2007 г.,

Александров Дмитрий Геннадиевич

д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Макроэкономика» Финансового университета E-mail: Prof.Alexandrov@gmail.com

Королева Татьяна Ивановна

проректор по международной работе, зав. кафедрой иностранных языков Московского института предпринимательства и права E-mail: tikoroleva@gmail.com

шестой год проводит Всероссийский конкурс проектов в области социального предпринимательства, ориентированных на людей, готовых развивать и продвигать социальный бизнес.

В 2011 г. была создана некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Профиль агентства — развитие инициатив среднего бизнеса, ориентированного на социальную сферу, с целью улучшения предпринимательского климата страны и развития НКО в секторе социальных услуг.

22 февраля 2013 г. состоялось очередное заседание Экспертного совета по вопросам развития социального предпринимательства при Комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы.

6 июня 2013 г. премьер-министр Великобритании открыл первую в мире Социальную биржу, которая представляет собой интернет-портал с подробными данными о социальных предприятиях, ищущих новые источники финансирования.

При поддержке Национального объединения социальных предприятий Великобритании в Калгари (провинция Альберта, Канада) 2-4 октября 2013 г. был проведен VI ежегодный Всемирный форум социальных предприятий.

Социальное предпринимательство сосуществует наряду с некоммерческими инициативами, благотворительностью, венчурной филантропией и социально ответственными корпорациями.

социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальный предприниматель

Как правило, под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица [1].

Академическая наука предлагает различные концептуальные подходы к определению социального предпринимательства. Для одних исследователей социальное предпринимательство — это деятельность некоммерческих организаций, ищущих альтернативные стратегии ресурсного обеспечения, для других — это особая форма социальной ответственности предприятий коммерческого сектора, выбирающих стратегию

межсекторного взаимодействия и корпоративного гражданства, для третьих — это катализатор социальных перемен для решения злободневных социальных проблем.

Наиболее часто в научных трудах цитируются слова Грегори Диза, директора Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка (США), по мнению которого социальное предпринимательство «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью». Грегори Диз выделяет пять факторов, определяющих социальное предпринимательство: принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага); выявление и использование новых возможностей для реализации избранной миссии; осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения; решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами; высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности — как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [2].

Согласно Роджеру Л. Мартину и Салли Осберг социальное предпринимательство объединяет три компонента: выявление устойчивого, но несправедливого равновесия, обусловливающего социальную исключенность, маргинализацию или страдание части общества, которой недостает финансовых средств либо политических рычагов для достижения социального блага путем трансформации; выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага посредством вдохновения, творческой смекалки, прямого действия и смелости предпринимателя; постепенное достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал либо облегчающего страдания целевой группы через «создание стабильной экосистемы вокруг нового равновесия» [3].

Исследователи выделяют две академические школы, предлагающие разные подходы к концепции социального предприятия. В определении первой школы социальное предприятие — это общественная организация, нацеленная на создание социальных и финансовых благ, причем социальное воздействие и сумма дохода являются главными и равнозначными критериями деятельности. Принцип деятельности основан на формуле:

Предпринимательство + Инновация + + Доходоприносящая деятельность = Социальное предпринимательство.

В определении второй школы социальное предприятие рассматривается как общественная организация, нацеленная на создание социальных благ, но использующая в своей деятельности бизнес-процессы в качестве инструмента для достижения целей. В этом определении социальные и финансовые блага являются неравнозначными ценностями.

«Социальные предприятия — это динамично развивающиеся предприятия с социальными целями, работающие по всей Великобритании и по всему миру ради достижения продолжительных перемен в социальной сфере и сфере охраны окружающей среды» [4].

«Социальное предприятие — это бизнес с преимущественно социальными целями, чья прибыль в основном реинвестируется с этими целями в бизнес или в местное сообщество, а не перетекает в карманы акционеров и владельцев» [5].

Все социальные предприниматели обладают общими качествами, в том числе непоколебимой верой; страстным желанием; практическим, и при этом инновационным подходом; желанием измерять и отслеживать свое влияние; здоровым нетерпением. Социальные предприниматели не терпят бюрократии. Они не могут сидеть и ждать перемен — они сами двигают перемены» [6].

В марте—апреле 2012 г. Исследовательская группа «ЦИРКОН» реализовала исследовательский проект «Классификация российских регионов по потенциалу развития социального предпринимательства» в интересах Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Основные социальные группы, на которые в первую очередь ориентируются российские социальные предприятия, — это дети, молодежь и семья; второе по значимости место занимают малообеспеченные, больные и пожилые граждане. Гораздо реже объектом поддержки для социальных предпринимателей становятся представители маргинальных социальных групп — осужденные, бездомные, мигранты и беженцы и т.п.

социальные инновации

К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности —

от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества. Целью социальных инноваций является создание благоприятных условий для развития общества.

Социальное предпринимательство представляет собой способ осуществления социальной деятельности, соединяющий «социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством». Социальное предпринимательство стремится решить социальные проблемы инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы таким образом, чтобы создать самовоспроизводящийся и способный к расширению механизм производства и предоставления целевого социального блага. Таким образом, социальное предпринимательство модифицирует всю общественную систему [7].

Проведем разграничение между социальными предприятиями, некоммерческими организациями, коммерческими структурами и социально-ответственными корпорациями.

некоммерческий сектор

Организации третьего сектора — неотъемлемая часть гражданского общества. Они играют принципиальную роль в его экономическом развитии. М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина [7] различают НКО и социальные предприятия на основе целевого назначения доходной деятельности. Например, НКО могут компенсировать затраты на некоммерческую деятельность из разовых доходов: оплаты участия в мероприятиях, регистрационных взносов на конференции, платы за обучение и т.п. Но система покрытия расходов всегда связана с конкретной программой, и по ее завершении вся деятельность по возмещению затрат приостанавливается. Кроме того, в режиме «зарабатываемого дохода» возможна систематическая деятельность организации по получению дохода, и эта деятельность может быть, а может и не быть связана с основной миссией. К «заработкам» этого рода относятся сбор членских взносов, продажа публикаций или продукции, оказание консультационных и тренинговых услуг и т.п. Социальные предприятия работают по принципу самоокупаемости.

коммерческий сектор

Согласно авторам проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneur-

ship Monitor, GEM) социальное предпринимательство — это «предпринимательская деятельность с социальной направленностью, в которую вовлечены организация или индивид» [8]. Главное отличие социального предприятия заключается в целевой направленности деятельности и «двойственности» в оценке его результативности [9], когда, кроме экономической эффективности, оценивается и социально значимый результат.

социально ответственный бизнес

Любая большая корпорация считает необходимым подчеркнуть свою социальную ответственность, рекламируя специально разработанные программы. Тем не менее основной мотивацией для акционеров все равно остается получение прибыли, даже когда корпорация выделяет значительные суммы на благотворительность.

Различия между некоммерческим сектором, коммерческим сектором, социально ответственным бизнесом и социальным предпринимательством можно обозначить, основываясь на целях, отчетности и распределении прибыли. У социального предприятия и НКО целью является выполнение миссии, прибыль реинвестируется в реализацию социальной миссии, т.е. их деятельность направлена на решение социально значимых проблем. Отчетность осуществляется перед партнерами и заинтересованными лицами. Для традиционного коммерческого предприятия и социально ответственного бизнеса главной целью является получение прибыли. Прибыль распределяется между участниками, а отчетность осуществляется перед акционерами.

Можно сделать вывод, что для социального предприятия предпринимательство и финансовая устойчивость являются средством для создания общественного блага, а для бизнеса стратегия социальной ответственности и создание общественного блага являются средством к получению прибыли.

опыт развития социального предпринимательства в Беликобритании

В Великобритании развитие социального предпринимательства относят к концу 1990-х годов и связывают с активизацией таких форм общественного взаимодействия, как кооперативы, коммунальные предприятия, волонтерские организации.

Британские социальные предприятия занимаются социально уязвимыми группами населения и оказывают им услуги, как правило, на основе договоров, заключенных с органами местного самоуправления. Они занимаются, например, реставрацией офисной мебели и оборудования, которые впоследствии дешево продаются организациям, работающим в сфере социальных услуг; объединяются в продуктовые кооперативы, например такие, которые предлагают продукты по принципу справедливой торговли (fair trade). Среди них есть принадлежащие коммуне пивоварни, прачечные, центры по работе с детьми. Есть предприятия, которые специализируются на обучении и трудоустройстве определенных групп населения: людей с психическими недостатками, ограниченными возможностями обучения и т. д. Имеются социальные предприятия, управляющие домами для престарелых людей или местными лечебными заведениями.

В британском законодательстве закреплено определение социального предприятия как коммерческой организации с социальными целями, чьи доходы реинвестируются в реализацию миссии или на благо сообщества, нежели чем распределяются среди акционеров и собственников. Социальные предприятия могут иметь различные организационно-правовые формы: компании и партнерства с ограниченной ответственностью, благотворительные фонды (с 2013 г. — благотворительные инкорпорированные организации — Charitable incorporated organization, CIO), кооперативы, промышлен-но-сбытовые общества (Industrial and Provident Society) и компании, действующие в интересах местного сообщества (Community Interest Company). Данная организационно-правовая форма компаний, введенная в 2005 г., является гибридом между НПО и компанией с ограниченной ответственностью. Статус таких компаний предусматривает гибкую структуру управления; для обеспечения финансовой устойчивости и соблюдения общественных интересов они наделены неотчуждаемым правом собственности и имеют некоторые ограничения на распределение полученной прибыли. Такие компании не могут быть зарегистрированы в качестве благотворительной организации, однако могут иметь статус некоммерческой организации, обеспечивающий возможность получения налоговых льгот.

В мае 2006 г. при Кабинете министров Великобритании был создан Департамент третьего сектора, предназначенный для обеспечения государственной поддержки и создания условий, способствующих развитию добровольческих и благотворительных организаций, различных общественных объединений, социальных предприятий и обществ взаимопомощи. Отдел социального предпринимательства и финансирования [10] разрабатывает национальную стратегию развития социального предпринимательства, координирует деятельность структур поддержки социального предпринимательства, формирует финансовую политику поддержки социальных предприятий и реализует программы их финансирования.

Организация поддержки развития малых социальных предприятий в столице Великобритании в основном возложена на Лондонское агентство развития (LDA), которое содействует социальным предприятиям в предоставлении производственных и офисных площадей, оказывает финансовую помощь в зависимости от нужд той или иной городской зоны. Для этого привлекаются различные партнерские организации, специализирующиеся на поддержке социальных предприятий и участвующие в реализации городских программ закупки товаров и услуг, производимых в секторе малых социальных предприятий.

Национальная ассоциация (ранее коалиция) социальных предприятий Великобритании (Social Enterprise UK, SEUK) была создана в 2002 г. и включает более десяти тысяч членов из представителей частного бизнеса, благотворительных фондов и общественных организаций. Через свой портал и печатные издания она распространяет опыт работы социальных предприятий, устраивает акции, конкурсы, учебные тренинги и семинары.

В исследовании британских социальных предприятий [11], которое проводится каждые два года, дается обобщенный профиль социальных предприятий: в основном это стартапы, действующие в наиболее «обездоленных» местных сообществах; полученная прибыль реинвестируется локально; руководители в среднем моложе, чем руководители малых предприятий (в основном это женщины или представители этнических меньшинств); они подотчетны местным сообществам или клиентам, которые вовлечены

в процесс принятия деловых решений; торговля товарами и услугами осуществляется напрямую с заказчиками или частными компаниями.

14% всех социальных предприятий — это стартапы. Годовой оборот в 2011 г. составил 240 000 тыс. фунтов против 175 000 тыс. в 2009 г. Социальные предприятия обогнали малый бизнес по инновациям: 55% выпустили новый продукт или услугу (против показателя в 47% среди малого бизнеса).

Социальная ценность

В 2012 г. в Великобритании по инициативе Национальной ассоциации социальных предприятий был принят Акт об общественных услугах (социальной ценности) — Public Services (Social Value) Act 2012. По сути это акт о монетизации социальной ценности или о трансформации социальной ценности в экономический показатель.

Социальная ценность в акте трактуется довольно широко: «добавочная польза сообществу от бизнес-процесса по закупке товаров или услуг и результатов деятельности». Введение этого акта может повлиять на ведение отчетности и результаты аудиторских проверок.

В качестве измерительного инструментария для количественной оценки социальной ценности рекомендовано использовать показатели социальной добавленной стоимости (SVA) или социальной эффективности инвестиций (Social Return on Investment, SROI).

Импакт-финансирование

В отличие от социально ответственных инвестиций, концепция «инвестиций влияния» или импакт-финансирование подразумевает, что финансовые активы инвестируются в компании, предприятия, фонды или организации, деятельность которых может позитивно влиять на экологическую или социальную обстановку в регионе и быть рентабельной. Смысл новшества состоит в том, чтобы с помощью общих для инвестора и клиента социальных ценностей наладить личные контакты и дать инвестору ощущение социальной значимости, поддержать его мировоззрение при формировании инвестиционного портфеля. По сути, официально в рамках «Impact investing» вместо идеи «инвестор — кузнец денег» предлагается определение «инвестор — творец перемен», при этом делается разделение на «инвестиции влияния»

с благотворительностью и с социально ответственными инвестициями.

Независимая экспертная компания Worthstone опубликовала результаты исследования по им-пакт-финансированию социального предпринимательства в Великобритании и необходимости введения налоговых послаблений в сфере социальных инвестиций «Роль налоговых льгот в поощрении социальных инвестиций» [12].

Социальным предприятиям необходима долгосрочная финансовая поддержка, но они ее не находят из-за ограниченного количества инвесторов, готовых осуществлять инвестиции с высоким уровнем риска. Гранты и субсидии помогают развивать сектор социальных инвестиций, но постоянная зависимость от них противоречит самой идее долгосрочного развития.

Осознавая неустойчивость своего положения на рынке, социальные организации, включая благотворительные объединения, попытались уменьшить степень зависимости от грантов, начав осваивать коммерческие модели развития. Однако эта тенденция лишь увеличила спрос на социальные инвестиции. По данным отчета, к 2015 г. цена вопроса составит 750 млн фунтов стерлингов.

Авторы отчета отмечают повышенный интерес со стороны обеспеченных инвесторов (к таким относятся лица, готовые инвестировать не менее 100 000 фунтов стерлингов) к социальным инвестициям, объясняя это желанием вкладчиков заявить о своих социальных ценностях и в то же время получить прибыль. Налоговые послабления смогут еще больше привлечь внимание филантропов, спонсоров и доноров в сектор социального предпринимательства, так же как когда-то это произошло в области прямых инвестиций и благотворительном секторе.

На значимость социально ориентированного финансирования указывает и событие общеевропейского масштаба. В марте 2013 г. Европейский парламент большинством голосов поддержал идею создания Европейских фондов социального предпринимательства — Social entrepreneurship investment funds (EuSEF).

Что касается развития социального предпринимательства в России, то первостепенной задачей, по нашему мнению, является привлечение внимания общественности и государства к проблемам социального предпринимательства с помощью средств массовой информации

и коммуникаций. Необходимы принятие закона о социальном предпринимательстве и его поддержка на государственном, региональном и местном уровнях, разработка и принятие специальных долгосрочных программ развития и поддержки социального предпринимательства, составление и ведение специальных реестров социальных предприятий, постоянный мониторинг их деятельности.

Литература

1. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишер, 2010.

2. Dees J.G. The meaning of social entrepreneur-ship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.) www.na-busi-nesspress.com/JSIS/CukierWeb.pdf.

3. Martin R.L.& Osberg S. Social Entrepreneur-ship: the Case for Definition// Stanford Social InnovationReview. Spring, 2007, www.na-businesspress.com/JSIS/CukierWeb.pdf.

4. URL: www.socialenterprise.org.uk.

5. URL: www.sel.org.uk.

6. URL: www.schwabfound.org.

7. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России: Препринт WP1/2008/02. М.: ГУ ВШЭ, 2007. URL:, http:// socpolitika.ru/rus/ngo/research/document9919. html.

8. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2009. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2010. URL: http://www.gsom. spbu.ru/files/gem_28_02_web.pdf.

9. Исследовательская группа «ЦИРКОН». Россияне по-прежнему не знают, что такое социальное предпринимательство. URL: http:// www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/4/ Socialnoe_predprinimatelstvo_PR_13-07-11.pdf.

10. URL: http://www.cabinetoffice.gov.uk/third_ sector/social_enterprise.aspx.

11. Fightback Britain, URL: http://www. socialenterprise.org.uk/uploads/editor/files/ Publications/Fightback_Britain.pdf

12. URL: http://vip.1-du.ru/news/325707/. 12. http:// vip.1-du.ru/news/325707,

13. URL: http://www.worthstone.co.uk/impact-investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.