Социальное партнёрство вуза и работодателя
как условие повышения качества подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
УДК [37.014:331.538]:378.1
И. А. Ивлиева, Л. В. Полагутина
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
В статье социальное партнёрство рассматривается как особый тип совместной деятельности вуза и работодателя, позволяющий выстраивать открытое вариативное образование на основе их взаимодействия на добровольных и взаимовыгодных условиях. Предложена система социального партнёрства вуза и работодателя, включающая нормативный, мотивационный, диагностический, проектный и результативный компоненты, обеспечивающая интеграцию деятельности субъектов взаимодействия как ресурса повышения качества профессиональной подготовки менеджера социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социокультурное образование, социальное партнёрство, повышение качества подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, профессиональный стандарт, система социального партнёрства вуза и работодателей.
I. A. Ivlieva, L. V. Polagutina
St. Petersburg State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, 91186, St. Petersburg, Russian Federation
SOCIAL partnership of the university and the employer as a condition for improving the quality of training managers of SOCIAL and cultural activity
The article deals with the problem of social partnership "university - employer" in the process of improving the quality of training managers of social and cultural activity. The authors examine the social partnership as a special type of joint activity that allows you to build an open variable education, ensures the interaction between subjects on a voluntary and mutually beneficial basis. The article emphasizes that the realization of this potential requires the development and introduction of the complex mechanisms that ensure the integration of the respective institutions. As conclusions, proposed social partnership system, including the shape and the main components of social partnership of the university and the employer, such as regulatory, motivational and effective diagnostic project components.
Keywords: social and cultural education, social partnership, improving the quality of management of social and cultural activities, professional standard, the system of social partnership of the university and employers.
ИВЛИЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры
IVLIEVA IRINA ANATOLYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Social and Cultural Activity, Faculty of Social and Cultural Technologies, St. Petersburg State Institute of Culture
ПОЛАГУТИНА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности факультета социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры
POLAGUTINA LYUDMILA VIKTOROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor 142 of Department of Social and Cultural Activity, Faculty of Social and Cultural Technologies, St. Petersburg
State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Ивлиева И. А., Полагутина Л. В., 2016
В сложившейся социально-культурной ситуации возникает объективная необходимость изменения статуса социокультурного образования, раскрытия его культуро-созидательной, ценностной и инновационной сущности. Социокультурное образование в своих целевых установках ориентировано на воспитание чувств сопричастности к общим человеческим ценностям и готовности к социально-культурному партнёрству; на сохранение и распространение ценностей культуры; на поиск механизмов познания и взаимодействия различных культур; на воспитание толерантности и способности вести диалог; на сохранение и развитие национально-культурных традиций.
Ценность системы социокультурного образования заключается в формировании «человека культуры», воспитании его сопричастности, «родственности» миру, гармоничном единении с человеческим сообществом; в осознании взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием национальной культуры; в сохранении собственной целостности и уникальности.
Принадлежность к определённой профессии предопределяет необходимость выделения как тех компонентов профессиональной компетентности, которые отражают специфические знания, умения и навыки, необходимые для выполнения собственно профессиональных функций, отличающих конкретный вид профессиональной деятельности, так и тех компонентов компетентности, которые отражают качества личности человека, позволяющие ему ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных рамками узкой специализации. Именно эти качества обеспечивают открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению и самореализации, готовность к постоянному обновлению знаний.
Уникальность профессии состоит в том, что менеджер социально-культурной деятельности не только должен задавать ценностные ориентиры социокультурным практикам, но и быть способным к проектиро-
ванию жизненных стратегий, создавать условия для их реализации. Широта профессионального образования, его ориентированность на развитие личности и вовлечение её в процесс социально-культурного творчества требуют такого уровня подготовки специалистов, который позволит:
• полно и на научной основе обосновывать определение целей воспитания личности как субъекта культуры;
• задавать вектор развития нравственно-этических и социально-психологических качеств личности человека, патриота, гражданина, формировать духовные ценности: гуманизма, свободы, толерантности, ответственности за жизнь и судьбы людей;
• формировать культуру личности во всех сферах жизнедеятельности - в познании, профессиональной деятельности, общественной жизни, быту, досуге;
• сочетать многообразные средства и методы вовлечения разных групп населения в процесс социально-культурного творчества, обеспечивать их творческую самореализацию и социально значимое самоутверждение;
• поощрять процессы самовоспитания, самообразования, саморазвития личности.
К важнейшим профессионально значимым качествам личности менеджера социально-культурной деятельности относятся:
• гуманитарная образованность, интегрирующая ценности отечественной и мировой культуры;
• духовно-нравственная чистота, высокое чувство социальной ответственности, способность активно защищать свои нравственные позиции;
• высокий уровень культуры, формирующий отношение к ней как важнейшему критерию качества жизни, пронизывающего все сферы бытия - от творчества до повседневной культуры;
• социальная активность в реализации гражданских, профессиональных, семейных и других социально значимых функций;
• ответственность, исполнительность, профессиональный интерес.
Такой уровень требований к качеству профессиональной подготовки менеджера социально-культурной деятельности обуславливает необходимость разработки, обоснования многоуровневой модели будущего профессионала и поиска эффективных стратегий её реализации. Стратегией, отражающей специфику профессиональной деятельности менеджера социально-культурной деятельности, проявляющейся в глубоком погружении в социокультурную практику, в понимании тенденций её развития, в дея-тельностном участии в её преобразовании, является стратегия социального партнёрства образовательной системы с работодателями.
Социальное партнёрство, как особый тип совместной деятельности, позволяет выстраивать открытое вариативное образование, обеспечивает взаимодействие субъектов на добровольных и взаимовыгодных условиях. Разнообразная институциональная структура создаёт уникальный социальный потенциал воспитания, социализации и инкуль-турации личности, а также является основным ресурсом творческого развития будущих специалистов. Эффективная реализация этого потенциала требует разработки и введения в действие комплекса механизмов, обеспечивающих интеграцию деятельности соответствующих институтов.
В практике взаимодействия кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры, учреждений культуры и образования, частного предпринимательства в сфере культуры, институтов гражданского общества успешно используются разнообразные формы сотрудничества:
1. Со стороны института (кафедры как структурного подразделения):
• целевая подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров для государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы, коммерческих структур, некоммерческих общественных организаций;
• проведение по заданиям государствен-
ных и муниципальных органов научных исследований в Санкт-Петербурге и СевероЗападном регионе (Научная школа педагогической культурологии - руководитель член-корреспондент Российской Академии образования, доктор культурологии, профессор М. А. Ариарский);
• участие преподавателей кафедры в составах жюри конкурсов, фестивалей, проведение мастер-классов, семинаров и «круглых столов» (например, «круглый стол» для студентов, преподавателей кафедры и руководителей и сотрудников учреждений культуры, Еvent-агентств «Менеджер социально-культурной деятельности: настоящее и будущее профессии» (2014); Городской научно-практический семинар «Инновационные технологии индустрии досуга» (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», Молодёжная коллегия при Губернаторе Санкт-Петербурга, 2015), ежегодное заседание «Клуба друзей кафедры»; «круглый стол» «Инновационные социокультурные практики: опыт и перспективы развития» (2016) и другие).
2. Со стороны социальных партнёров:
• участие руководителей и сотрудников государственных учреждений культуры в преподавательской и организационной деятельности кафедры;
• включение в состав Государственной аттестационной комиссии (ГАК) специалистов практики.
3. Совместная деятельность кафедры и учреждений-работодателей:
• организация и проведение научно-практических конференций по актуальным проблемам развития социально-культурной деятельности (Международная научно-практическая конференция «Социально-культурная деятельность учреждений дополнительного образования детей и учащейся молодёжи как условие становления гражданского общества» (Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2015); Международная научно-прак-
тическая конференция «Социальное партнёрство как эффективный механизм интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодёжи» (Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2016);
• реализация программ ранней профессионализации студентов, участие в научно-исследовательской работе, проведение исследований в рамках реальных научных проектов, определение тем дипломного и курсового проектирования, отражающих потребности практики;
• участие в выставках, научно-методических конференциях (преподаватели и студенты кафедры в качестве организаторов и волонтёров);
• целевая подготовка и отбор молодых специалистов - выпускников института -для работы в учреждениях культуры, образования, коммерческих и некоммерческих организациях.
Однако все эти формы взаимодействия должны носить комплексный характер и быть вписаны в целостную систему, реализация которой позволит решить ряд организационно-содержательных и структурно-функциональных проблем:
• обеспечения опережающего характера содержательного наполнения подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в соответствии с ожиданиями и запросами практики;
• поиска оптимальных механизмов организации и проведения практических занятий непосредственно в учреждениях культуры на основе возрождения института наставничества;
• создания баз данных вакансий в учреждениях социально-культурной сферы и требований к уровню подготовки выпускников;
• развития обратной связи с выпускниками кафедры в целях определения их трудоустройства с учётом перехода на двухступенчатую систему образования и возможностей его продолжения в рамках магистерских программ в непрофильных вузах, привлечения выпускников к участию в профориента-ционных мероприятиях и расширения сферы социального партнёрства.
В рамках проведённого на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры мониторинга была получена следующая карта трудоустройства выпускников за последние пять лет (см. таблицу 1).
Таблица 1
Трудоустройство выпускников кафедры в учреждениях социально-культурной сферы
Учреждения социально-культурной сферы Занимаемая выпускником кафедры должность
1. Культурно-досуговые учреждения • методист • руководитель сектора, отдела • руководитель учреждения
2. Органы управления (отделы, комитеты, министерства): по культуре; по делам молодёжи; по туризму и спорту; социальной защиты по внешнеэкономическим связям • специалист • руководитель • эксперт • консультант
3. Учреждения культуры и искусства (театры, музеи, библиотеки, филармонии, парки культуры и т.д.) • арт-педагог • специалист по музейной педагогике • руководитель программ и проектов • специалист по рекламе и связям с общественностью
Учреждения социально-культурной сферы Занимаемая выпускником кафедры должность
4. Санаторно-курортные учреждения и оздоровительные лагеря • вожатый • аниматор • организатор досуговой деятельности • руководитель кружка • администратор
5. Правоохранительные органы • специалист по работе с трудными подростками • социальный педагог
6. Система образования: • дошкольное • школьное • школы искусств •коррекционное • СПО • высшее • педагог-организатор • педагог дополнительного образования • преподаватель специальных дисциплин • руководитель досугового объединения • зам. директора по внеклассной (воспитательной) работе
7. Дополнительное образование, подростковые клубы, молодёжные центры • методист • руководитель общественного объединения • художественный руководитель • педагог-организатор • руководитель(начальник)отдела • руководитель творческого коллектива • специалист(зам. директора) по рекламе и внешним связям
8. Некоммерческие неправительственные организации (3-й сектор) • президент (руководитель) Фонда (АО, ОО и другие НКО) • руководитель проекта • координатор проекта • менеджер проекта • менеджер по развитию • фандрайзер
9. Коммерческая сфера: • Event-агентства • рекламно-информационные агентства • PR-агентства (коммуникационные агентства) • рекламно-выставочные организации • торгово-развлекательные комплексы • креативные пространства (лофт-этажи) • развлекательные учреждения (парки развлечений, клубы) • рестораны, кафе • фитнес-клубы • салоны красоты • Event-менеджер • специалист по связям с общественностью • специалист по рекламе • аниматор • креейтор (креатор) • ведущий программ • руководитель проектов • администратор • промоутер • менеджер по работе с клиентами
Учреждения социально-культурной сферы Занимаемая выпускником кафедры должность
10. Туризм • менеджер по направлению • менеджер по работе с клиентами • аниматор • администратор • менеджер по развитию • руководитель подразделения • руководитель фирмы
11. Средства массовой информации • руководители теле-, радиопрограмм • руководители проектов
При проведении исследования применялась случайная выборка, основными критериями отбора являлись получение образования на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры и трудоустройство в учреждениях социально-культурной сферы.
Анализ результатов мониторинга позволяет сделать вывод об отсутствии чётких границ профессионального поля выпускников кафедры и о широте рынка труда, что отражает специфику социально-культурной деятельности и её универсальный характер. Также результаты исследования показали, что многие занимаемые выпускниками должности не представлены в квалификационных справочниках, новые профессии, востребованные социокультурной практикой, в них или вообще отсутствуют, или их описание не соответствует действительности. Этим и обусловлена потребность замены ЕКТС и ЕКС системой профессиональных стандартов.
Целями разработки и реализации профессиональных стандартов являются сокращение разрыва между спросом и предложением на рынке труда, создание условий для повышения производительности труда, расширение спектра программ профессиональной подготовки кадров и современных квалификационных требований [2; 3].
Эффективным механизмом создания профессиональных стандартов такого уровня также является сотрудничество вуза и рабо-
тодателей. Однако, по результатам создания профессиональных стандартов (2013 - 2015), была отмечена низкая активность со стороны некоторых профессиональных сообществ, в том числе и представителей учреждений культуры [4]. Это обусловлено объективными причинами, связанными с широтой профессионального профиля и возможностью его отражения в едином профессиональном стандарте по направлению подготовки «Менеджер социально-культурной деятельности».
Очевидно, необходимо определить круг ключевых работодателей - представителей разных сфер социально-культурной деятельности и разных форм собственности -для разработки профессиональных стандартов, базирующихся на принципах коллегиальности, полноты и соответствия реалиям социокультурной практики.
Таким образом, рассматривая социальное партнёрство вуза и работодателя как систему, можно выделить следующие её компоненты, в которых должны быть отражены требования к профессиональной подготовке менеджеров социально-культурной деятельности:
• нормативный компонент, имеющий непосредственную связь с процессами стандартизации профессионального образования, с реализацией адекватных механизмов в сфере установления норм и требований к взаимодействию образовательного учреждения и работодателей, регулирующих как
содержательную, так и процессуальную сторону образовательного процесса;
• мотивационный компонент, ориентирующий участников партнёрского взаимодействия на удовлетворение потребностей реальной практики, на постоянное профессиональное развитие как в пределах профессионального статуса, так и при переходе на новую ступень своей профессиональной карьеры;
• диагностический компонент, обеспечивающий принятие обоснованных решений по преобразованию практики, учитывающий специфику деятельности учреждений социально-культурной сферы, устанавливающий «обратную связь» с работодателями как в оценке собственной деятельности, так и её продуктов;
• проектный компонент, целенаправленно воплощающий интересы работодателей в своём инновационном развитии; запросы
и ожидания потребителей относительно уровня качества получаемых социально-культурных услуг; цели и задачи образовательного процесса, ориентированные на формирование профессиональных компе-тентностей в решении реальных проблем социокультурной практики, в проектах и программах выпускных квалификационных работ, в различных видах практики;
• результативный компонент, связанный с оценкой качества подготовки менеджеров социально-культурной деятельности на основе включения работодателей в состав Государственных экзаменационных комиссий по её оценке, что создаёт механизм для взаимодействия работодателей и выпускающей кафедры в процессе учёта, по результатам балльно-рейтинговой оценки, личных достижений выпускников, достигших максимального результата, и их последующего приглашения на работу.
Примечания
1. Ариарский М. А., Ивлиева И. А., Полагутина Л. В. Методика «погружения» в специальность : научно-методическое пособие в помощь осваивающим специальность «Социально-культурная деятельность» : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071401 - «Социально-культурная деятельность». Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2007. 247 с. табл.
2. Смирнов А. Н. Профессиональные стандарты: новые подходы к оценке специалистов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 1 (январь). С. 5-11.
3. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N5 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.amursu.ru/attachments/ article/10496/8.pdf
4. Справка к вопросу «О внедрении профессиональных стандартов, в том числе социальной сферы» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: www. rosmintrud.ru/social/social/260/Spravka_2.doc
References
1. Ariarsky M. A., Ivlieva I. A., Polagutina L. V. Metodika "pogruzheniya" v spetsial'nost' : nauchno-metodi-cheskoe posobie v pomoshch' osvaivaiushchim spetsial'nost' "Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost" [Technique of "immersion" in specialty: a scientific and methodical grant for the aid to mastering the specialty "Social and Cultural Activity"]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg State University of Culture and Art, 2007. 247 p.
2. Smirnov A. N. Professional standards: new approaches to an assessment of experts. Spravochnik rukovoditelia uchrezhdeniia kul'tury [Reference book of the head of cultural institution]. 2014, No. 1 (January), pp. 5-11. (In Rus.)
3. The order of Ministry of Labor of Russia from 4/12/2013 N5 148 of N "About the statement of skill levels for development of drafts of professional standards". Available at: www.amursu.ru/attachments/article/10496/8.pdf
4. The reference to the question "About Introduction of Professional Standards, including the Social Sphere". Available at: www.rosmintrud.ru/social/social/260/Spravka_2.doc