2018, том 20 [3]
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-3-23-30
УДК 37.015.4
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ПЛАТФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
Лесовская М.И.
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», г. Красноярск, Российская Федерация
Аннотация. Под социальным партнёрством понимают взаимодействие групп общества, декларирующих готовность разделять ответственность за проблемы социума и участвовать в выработке конструктивных решений наиболее острых проблем. Педагогические и культуросберегающие аспекты социального партнёрства связаны с развитием форм и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной психологической, просветительской, социокультурной, информационной поддержки различным общественным группам, в первую очередь тем, кто испытывает трудности социализации, социальной реабилитации и профессионального самоопределения. Высокая значимость этой деятельности определяет необходимость развития социальной педагогики как области науки и практики, имеющей глубокие исторические корни. Тем не менее в настоящее время практически отсутствуют работы теоретического, методологического и методического характера, интегрирующие опыт последних лет в практической деятельности социальных педагогов. Отсутствие формализованной методологической базы делает основным источником информации анализ результатов инициативной и экспериментальной деятельности, развиваемой социальными институтами. В поисках собственной опоры для существования в нестабильных экономических условиях социальные институты находят эффективные способы совмещения решения проблем общества в целом с решением локальных задач сохранения и поддержания собственного статуса. Так, несмотря на сложности социально-экономической ситуации в стране, Боготольский краеведческий музей имеет успешный опыт социально-педагогической деятельности с использованием технологии фандрайзинга на платформе социального партнёрства [7]. Развивая проектно-грантовую деятельность, музей удерживает и укрепляет свои финансовые и репутационные позиции, интегрируется в социокультурную структуру для решения основной задачи - сбережение и умножение культурных ценностей народа для будущих поколений.
Ключевые слова: муниципальный музей, культура, образовательное пространство, социальное партнёрство, социальная реабилитация, фандрайзинг, проекты, гранты.
Система высшего образовании России претерпевает существенные изменения в связи с одновременно протекающими разнонаправленными процессами. Одним из них является десоциализа-ция вследствие разрушения деформированных и устаревших социальных ориентиров. В своё
время они составляли нравственный каркас советского общества. Встречным процессом является ресоциализация, состоящая в обновлении и актуализации системы ценностей [10]. Подобная система не может возникнуть целиком и сразу, поэтому процесс характеризуется непрерывным и
~ 23 ~
—--—
неравномерным социальным экспериментированием с вовлечением разнообразных социальных институтов и учреждений.
При высокой востребованности социально-педагогической деятельности в настоящее время эта сфера не имеет чёткой структуры. Различные направления этой деятельности курируют до десяти различных министерств и ведомств. Инерционность и длительность процесса упорядочивания структуры создаёт ситуацию, когда в поиск эффективных способов социализации и социальной реабилитации включаются не только профильные вузы и организации, но и учреждения, ранее не имевшие к этой деятельности прямого отношения, например, музеи. Такие стратегические решения связаны с социальными выгодами как социума в целом, так и самого учреждения, возлагающего на себя функции социального института.
Музеи создают историко-культурную среду с уникальными духовными и материальными условиями для стабилизирующего и адаптивного воздействия на психологию отдельных людей и общества в целом. Это особенно важно в ситуациях, связанных со сменой эпох. В 90-х годах прошлого столетия в деятельности музеев происходили неизбежные трансформации при движении к коммуникационно-образовательной модели. Был принят дифференцированный подход к посетителям музея с учётом социального эффекта культурно-образовательной деятельности. Сформировалось понимание новой миссии музеев как учреждений, призванных не только удовлетворять, но и формировать культурные запросы социума. Подобная «музейная потребность» [3] в России существует не только в отношении артефактов прошлого. Исследователи отмечают растущий интерес к индивидуализированной тематике недавнего прошлого, к семейным историям и личной памяти, т.к. они тесно связаны с переломными историческими событиями, свидетелями которых является ныне живущее поколение [9].
Сохраняя функции накопления и сбережения исторически значимых предметов, музеи реагируют на социальные запросы создания дружелюб-
ной среды и инклюзивности. Музей сегодня представляет сложное арт-пространство, где с помощью современных технологий человек не только погружается в историческую обстановку и ощущает дух времени, но и получает психологическую разрядку, переключается на коммуникации с творческими людьми, единомышленниками, приобретает авторские дизайнерские изделия [8].
В научный обиход прочно вошли понятия «культурно-образовательное пространство», «культурно-образовательная среда» для обозначения динамичности социальной педагогики, функционально интегрирующей образовательные и культурные учреждения в рамках специфического музейного учреждения [3]. Действительно, с деятельностью музеев как педагогических площадок связаны общеобразовательные, художественные, музыкальные школы, лицеи и гимназии, университеты, техникумы, дошкольные учреждения (детские сады) и центры дополнительного образования [6]. Однако в современных условиях существование и деятельность такой системы были бы невозможны без участия, во-первых, органов управления, и во-вторых, бизнес-структур. Для этого имеются следующие основания.
В условиях рыночной экономики бюджетное финансирование обеспечивает лишь небольшую часть потребностей государственных организаций. Трудности материального обеспечения испытывают как признанные фавориты музейного дела, например, Эрмитаж и Московский музей современного искусства, так и небольшие муниципальные музеи. Малыми музеями считаются учреждения, расположенные в небольших городах с населением до 50 тыс. человек. Социальная миссия музеев в этих городах та же, что и у крупных, тогда как финансирование несопоставимо ниже, чем в столице и мегаполисах страны. Имеет значение также их удалённость от центра. Так, при 12-кратной разнице в площади занимаемой территории количество музеев в Красноярском крае только в три раза больше, чем в Свердловской области [4]. Это стимулирует музеи изыскивать внебюджетные источники поддержки, что, безусловно, сокращает возможности выполнения
~ 24 ~
—--—
научных, образовательных и культуросберегаю-щих функций.
Нет парадокса в том, что общественная значимость музеев в небольших городах выше, чем в мегаполисах. Для этого имеется логичное объяснение. В отличие от рекреационной направленности столичных музеев, малые музеи имеют уникальные преимущества как элементы культурного строительства для создания дружелюбной среды, психологического комфорта, естественной открытости, соразмерности вечным человеческим ценностям [9].
Социокультурные задачи музеев адаптируются к новым условиям. В последнее десятилетие ХХ века доминировала функция расширения доступности музеев. В первое десятилетие нового века преобладала интерпретация музейных артефактов. В настоящее время приоритет имеет миссионерство музеев в решении социальных проблем с учётом региональных особенностей [2]. В фокусе внимания современного музейного комплекса оказываются не столько привлекательные экспонаты, сколько личностно и социально значимые истории. Поэтому наиболее востребованной задачей становится реконструкция социальной памяти, расширение общекультурного кругозора, обращение к историческому опыту для поиска ответов на злободневные насущные вопросы [3]. Проекты такого характера входят в предметное ядро социальной педагогики.
Концепция музейного менеджмента претерпевает наибольшие изменения именно в малых музеях, поскольку патриархальные способы управления инерционным социокультурным объектом уже не соответствуют новым функциям. К их числу относятся социальное воспитание, самоопределение, национальная самоидентификация людей не только в профильных учреждениях, но и в социальных институтах, в первую очередь музеях [9]. Социальное воспитание является сферой интересов не только учреждений культуры и образования, но и органов власти, а также предпринимателей, поскольку их деятельность невозможна без опоры на общественное одобрение. Следовательно, музейное дело находится в про-
странстве согласования интересов и взаимодействия государственных, общественных и бизнес-структур. Это пространство определяют, как социальное партнёрство [11].
Таким образом, реализация муниципальным музеем функций социальной педагогики предполагает активное изыскание ресурсов для подобной деятельности. На практике это связано с поиском целевых групп среди бизнесменов, вузовского менеджмента, административных структур, рядовых посетителей и т.д. За рубежом до 95% музеев существуют при ведущей поддержке частного капитала, а не государства, которое стимулирует участие бизнес-интересантов с помощью налоговых и кредитных экономических рычагов
[3]. Начиная с 2012 года финансирование музеев стало многоканальным. Так, под эгидой ЮНЕСКО с 1946 года в России действует целый кластер российских программ поддержки музейной деятельности - ИКОМ, Международный совет музеев (ICOM, International clounsil of Museums)
[4]. Декларируя предоставление равных возможностей и крупным, и малым музеям, представленные выше фонды способствуют осуществлению наиболее амбициозных и весьма дорогостоящих проектов. Участие в грантовых конкурсах в настоящее время является необходимым фактором развития малого музея. В то же время условия оказания поддержки этими фондами не оставляют муниципальным музеям практически никаких шансов на участие в программах ИКОМ. Эти программы рассчитаны только на самый высокий социальный эффект и экономическую выгоду, что мало совместимо с целью развития музейных центров воспитательной и просветительской деятельности, благотворительности, инклюзивных инноваций, методов социализации личности и прочих направлений социальной педагогики. Вне поля активности ИКОМ заведомо оказываются многочисленные провинциальных музеев, развивающих эти направления.
Одним из таких музеев, типичных для Красноярского края, является муниципальный краеведческий музей города Боготола. Основными направлениями его работы являются собирание,
~ 25 ~
—--—
хранение, изучение предметов и коллекций исторического значения, организация просветительской и образовательной деятельности, формирование у целевой аудитории осознанного и бережного отношения к культурно-историческому наследию прошлого как необходимый элемент общей культуры и духовного богатства личности. Совокупность архивов и экспонатов музея насчитывает более шести тысяч единиц хранения. Это наследие отражает уникальность и специфику города, возникшего в виде транспортного узла Транссибирской магистрали. Отражённая в атрибутах эволюция города характеризует не только его собственную судьбу, но и типичную жизнь сибирской глубинки. Восстановить «уходящую натуру» невозможно, поэтому музей стремится сохранять для последующих поколений приметы времени через самобытные экспозиции по тематике быта крестьян и купечества Причулымья, сибирских кыргызов, промысловиков и ремесленников таёжного края [1].
В настоящее время вклад музея в социальную педагогику заключается в том, что он сохраняет своё значение в качестве точки культурного роста и связи времён и поколений. Жители города и Бо-готольского района являются основным источником пополнения фондов в рамках регулярных акций, в ходе которых от горожан в специально организованном порядке ведётся приём предметов с исторической ценностью [5]. При этом учреждение совмещает традиционные краткосрочные акции с проектной деятельностью по актуальной социокультурной тематике. Данная деятельность стала возможной на платформе социального партнёрства в рамках программы администрации Красноярского края «Социальное партнёрство во имя развития».
Под социальным партнёрством понимают согласованное взаимодействие ключевых (население, работодатели, работники, власть) социальных групп, декларирующих готовность разделять ответственность за проблемы общества и участвовать в выработке конструктивных решений наиболее острых проблем. Используя технологию фандрайзинга (привлечение средств на некоммер-
ческую деятельность), Боготольский краеведческий музей на протяжении ряда лет активно участвует в программе социального партнёрства и реализует проекты по социальной педагогике. Ниже приводится анализ основных результатов их реализации, любезно предоставленных дирекцией музея.
Региональный этап социокультурного проекта «Музей без порогов» был нацелен на развитие инфраструктуры и созданию медиацентра для работы с детьми-инвалидами (рук. Страмоусова Е.А., 2009 г.). Общеизвестно, с каким трудом происходит социальная адаптация людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, поскольку окружающее пространство для них не приспособлено. Жизнь человека в инвалидном кресле состоит из постоянного преодоления препятствий. С другой стороны, внимание к проблемам таких людей со стороны общества, реальные изменения к лучшему преображают не только жизнь тех, кто ограничен в передвижениях, но и жизнь их социального окружения. Результаты проекта на деле учат добру, взаимопомощи и сопереживанию.
Осуществление проекта «Боготол. Век под стук колёс» (рук. Корсунова Т.Г., 2013 г.), позволило музею создать собственный сайт (www.museum-bogotol.ru) и фонд цифровых фото, видео- и библиографических материалов, оформленный с использованием современных дизайнерских технологий. Была модернизирована инфраструктура за счёт создания на базе музея терминалов для посетителей с возможностями выхода в интернет и доступом к электронным ресурсам музея. Это помогло включить в педагогический арсенал образы краеведческих экспонатов, которые редко демонстрируются в натуральном виде по причине их высокой уязвимости.
Использование технологичного оборудования (экспозиционные планшеты, мобильные трансформенные устройства) позволило создать привлекательную и дружелюбную культурно-познавательную и изобразительную среду, высоко востребованную детской аудиторией с учётом инклюзивного тренда современной педагогики. С помощью виртуального пространства аудитория посетителей многократно расширилась за счёт
~ 26 ~
—--—
предоставления дистанционного доступа к инсталляциям и получения актуальной информации по обновлению экспозиций. В рамках проекта были разработаны и апробированы универсальные культурно-образовательные маршруты для адаптации музейной деятельности к условиям современной жизни и ритму массовой культуры. С помощью этого проекта в пространство социальной педагогики было вовлечено более четырёх тысяч жителей районного центра и Боготольского района [1].
Содержание проекта «Природа. Город. Человек» (рук. Борошенко Н.В., 2014) было направлено на экологизацию музейного арт-простран-ства музея с помощью обобщения и акцентирования сведений о природных ресурсах региона в форме, максимально привлекательной, ценной в познавательном и общекультурном отношении для посетителей любых возрастных и профессиональных категорий. Эти задачи были решены с помощью оснащения экспозиций такими технологическими новинками, как интерактивная доска, светодиодные панели и анимационная напольная проекция «динамический ковёр» (интерактивный пол). Подобные девайсы позволили преобразить экспозиционное пространство, многократно расширить аудиторию и повысить её восприимчивость к экологической информации за счёт синергичности когнитивных, эмоциональных и визуальных методов воздействия на посетителей. В силу собственной специфики музей способен формировать уникальную арт-среду, не имеющую в педагогике конкурентов по силе образовательного и воспитательного воздействия.
В рамках краевой программы социального партнёрства совместно с благотворительным фондом «Сила Сибири» был реализован проект «Встреча через 20 лет», посвящённый популяризации творческого наследия В.П. Астафьева (рук. Рахалина Г.В., 2016 г.). Концептуальной основой проекта была манифестация личностно значимых ценностей, которые в нашей стране на протяжении многих десятилетий не входили в число социальных приоритетов вследствие примата государственных, а не общечеловеческих ценностей.
Проект демонстрировал готовность музея возвращаться к «человеческому измерению» и мышлению в категориях конкретного человека, отдельной семьи, малой родины. В рамках проекта воспоминания людей о личных встречах с выдающимся писателем на боготольской земле объединялись с творческими работами молодёжи в рамках конкурса «Звездопад», литературными чтениями, видео- и арт-площадками по произведениям В.П. Астафьева - фронтовика, писателя, деревенского жителя и великого писателя. Весь комплекс неформальных музейных условий обеспечил контраст между доверительными интонациями обсуждений и масштабом личности, что в большой мере способствовало привлекательности проекта для молодёжи.
Гуманистическая тематика была продолжена в рамках проекта «Откройте, к вам музей» (рук. Ра-халина Г.В., 2017 г.), состоявшего в организации передвижной интерактивной музейной выставки для детей с ограниченными возможностями здоровья с последующим обсуждением результатов участниками круглого стола, объединившего преподавателей и администраторов образовательных учреждений, СМИ, специалистов социальной сферы и общественных организаций. Выставка была посвящена старинным предметам домашнего обихода и декоративно-прикладному народному творчеству. Были учтены физические и эмоциональные особенности целевой аудитории, стремящейся найти применение своим способностям, реализовать вполне обоснованные социальные амбиции и чутко улавливающей как прямые, так и косвенные предложения по включению в творческую деятельность. Такими косвенными предложениями служили образцы ручной работы, изготовление которых всегда имеет эмоциональную окраску и побудительную силу. Проектная группа умело совместила экспозиционную сторону мероприятия с педагогической методологией, в результате чего были деликатно апробированы практики и технологии работы с особенными детьми и выработаны предложения по совершенствованию инклюзивного обучения и воспитания.
~ 27 ~
—--—
Проект «Боготольские кружева» (Рахалина Г.В., 2018 г.) нацелен на сбережение культурно-исторического наследия в виде образцов ремесленного творчества, бытовыми и производственными этническими традициями, отражающими этапы формирования народной культуры. Программа мероприятия включала краеведческую работу в широком педагогическом контексте расширения культурного кругозора, развития эмоционального интеллекта (по терминологии Джона Готтмана), личностного и профессионального самоопределения. В ходе проекта проводились полевые исследования по поиску и сбору экспонатов, мастер-классы по старинным ремесленным технологиям, составление арт-банка экспонатов, издание фотобуклетов и альманаха, проведение конференции и выставки творческих работ. Важным разделом проекта было содействие успешной социальной реабилитации в опекунских семьях посредством вовлечения опекаемых детей в совместную деятельность по воспитанию и сохранению семейных традиций. Социальная значимость проекта была отмечена его победой в номинации «Красноярская идентичность» конкурсной части программы социального партнёрства.
Проект направлен на создание условий для социальной реабилитации семей с опекаемыми детьми, посредством вовлечения их в совместную деятельность, направленную на сохранение культурных и нравственных семейных традиций.
Таким образом, педагогические и культуро-сберегающие аспекты социального партнёрства связаны с развитием форм и видов социально-педагогической поддержки социализации, социальной реабилитации и профессионального самоопределения. В настоящее время практически отсутствуют работы, интегрирующие опыт последних лет в теории и практике социальных педагогов. Методической базой является анализ результатов инициативной и экспериментальной деятельности, развиваемой социальными институтами. Социальные институты решают проблемы поддержания собственного статуса в контексте решения проблем общества. Так, Боготольский краеведческий музей имеет успешный опыт соци-
ально-педагогической деятельности с использованием технологии фандрайзинга на платформе социального партнёрства. Развивая проектно-грантовую деятельность, музей удерживает и укрепляет свои финансовые и репутационные позиции, интегрируется в социокультурную структуру для решения основной задачи - сбережение и умножение культурных ценностей народа для будущих поколений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Боготольский краеведческий музей станет интерактивным. М-лы сайта my.krsk [Электронный ресурс] / 4 сентября 2013 http://my.krskplus.ru/#!/doc/14
[2] Галагузова М.А. Проблемы развития социальной педагогики в России // Педагогическое образование и наука. 2009. №10. С. 4-8.
[3] Ильинская Н.И. Культурно-образовательное пространство музеев как педагогический феномен // Проблемы педагогики и психологии. 2011. №4. С. 194-199.
[4] Информационные материалы Союза музеев [Электронный ресурс]: к десятилетию Союза музеев России: справочник / Б.С. Аракчеев и др. -Санкт-Петербург: Союз музеев России, 2011. https://search.rsl.ru/ru/record/01005464320.
[5] Кежина А.Е., Лесовская М.И. Музей города Бо-готола как арт-пространство социальных инвестиций / м-лы Х Международной студенческой научной конференции Студенческий научный форум 2018».
[6] Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 209-212.
[7] Кощиенко И.В. Феномен «метод проектов» в отечественной и зарубежной педагогике // Высшее образование для XXI века: VI международная научная конференция. Педагогика и образование. Вып. 3. М.: Изд-во МосГУ, 2009. С. 63-69.
[8] Лесовская М.И. Традиции ремесла как источник гуманизации профессионального обучения //// Современные проблемы науки и образования. 2016. - №4; URL: http://www.science-educatioaru/artide/view?id=24995 (дата обращения: 22.07.2016.
[9] Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2. Сост. Н. Г. Ко-пелянская. М., 2015. - 236 с.
—--—
~ 28 ~
—--—
[10] Руденский Е.В. Педагогическая социология как теоретическое основание конструктивной педагогики профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С. 16-25.
[11] Тиховодова А.В. Социальное партнёрство: сущность, функции, особенности развития в России [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №58. С. 297-301. Режим доступа: http://elibrary.ru/
MUNICIPAL MUSEUM AS AREA OF THE SOCIAL PEDAGOGICS ON THE PLATFORM OF SOCIAL PARTNERSHIP
Lesovskaya М.I.
Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russian Federation
Annotation. Social partnership is understood as the interaction of groups of society who declaring their readiness to share responsibility for the problems of society and participate in the development of constructive solutions to the most acute problems. The pedagogical and cultural aspects of social partnership are associated with the development of forms and types ofsocial and pedagogical activity to provide qualified psychological, educational, socio-cultural, informational support to various social groups, especially those who are experiencing difficulties in socialization, social rehabilitation and professional self-determination. This activity is important very much. It determines the need for the development of social pedagogy as a field of science and practice, which has deep historical roots. Nevertheless, at the present time there are practically no theoretical, methodological and methodical works to integrate the experience of recent years in the practical activities of social educators. Formalized methodological framework is absent, so the main sourse information is the analysis of the results of the initiative and the actual experimental practics of social institutions. Social institutions are looking for a support for themselves in unstable economic conditions. Sometimes they successfully find effective ways to combine the solution of the problem of society as a whole with the solution of local problems of maintaining their own status. For example, despite the difficulties of the social and economic situation in the country, the museum of Bogotol has a successful experience of social and pedagogical activity using the technology of fundraising on the platform of social partnership. Developing project-grant activities, the museum retains and strengthens its financial and reputation positions, integrates into the socio-cultural structure to solve the main task - saving and multiplying the cultural values of the people for future generations.
Key words: municipal museum, culture, educational space, social partnership, social rehabilitation, fundraising, projects, grants.
REFERENCES
[1] Bogotol'skij kraevedcheskij muzej stanet inter-aktivnym. M-ly sajta my.krsk [Jelektronnyj resurs] / 4 sentjabrja 2013 http://my.krskplus.ru/#!/doc/14
[2] Galaguzova M.A. Problemy razvitija social'noj peda-gogiki v Rossii // Pedagogi-cheskoe obrazovanie i nauka. 2009. №10. p. 4-8.
[3] Il'inskaja N.I. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo muzeev kak pedagogiche-skij fenomen // Problemy pedagogiki i psihologii. 2011. №4. p. 194-199.
[4] Informacionnye materialy Sojuza muzeev [Jelektronnyj resurs]: k desjatiletiju Sojuza muzeev Rossii: spravochnik / B.S. Arakcheev i dr. - Sankt-Peter-burg: Sojuz muzeev Rossii, 2011. https://search.rsl.ru/ru/record/01005464320.
[5] Kezhina A.E., Lesovskaja M.I. Muzej goroda Bo-gotola kak art-prostranstvo soci-al'nyh investicij / m-ly H Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj kon-ferencii Studencheskij nauchnyj forum 2018».
[6] Koshhienko I.V. Vzaimodejstvie pedagogov i rodite-lej kak social'naja i psiholo-go-pedagogicheskaja problema // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 1. p. 209-212.
[7] Koshhienko I.V. Fenomen «metod proektov» v otechestvennoj i zarubezhnoj pedago-gike // Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: VI mezhdunarodnaja nauchnaja konferen-cija. Pedagogika i obrazovanie. Vyp. 3. M.: Izd-vo MosGU, 2009. p. 63-69.
[8] Lesovskaya M.I. Tradicii remesla kak istochnik gumanizacii professional'nogo obuchenija //// Sov-remennye problemy nauki i obrazovanija. 2016. -
~ 29 ~
—--—
№4; URL: http://www.science-education.ru/arti-cle/view?id=24995 (data obrashhenija: 22.07.2016.
[9] Muzej kak prostranstvo obrazovanija: igra, dialog, kul'tura uchastija. Vypusk 2. Sost. N. G. Kopeljan-skaja. M., 2015. - 236 p.
[10] Rudenskij E.V. Pedagogicheskaja sociologija kak te-oreticheskoe osnovanie konstruktivnoj pedagogiki professional'nogo obrazovanija // Professional'noe
obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2011. №1 (3). p. 16-25.
[11] Tihovodova A.V. Social'noe partnjorstvo: sushhnost', funkcii, osobennosti razvi-tija v Rossii [Jelektronnyj resurs] // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pe-dagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. №58. p. 297-301. Rezhim dos-tupa: http://eli-brary.ru/
~ 30 ~