СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Карбанович
В статье рассматриваются возможности социального партнёрства как одного из приоритетных направлений развития системы непрерывного педагогического образования. Даётся представление об образовательном кластере как интеграционном механизме, обеспечивающем социальное партнерство в сфере высшего профессионального педагогического образования.
The article discusses the possibilities of social partnership as one of the priority directions of continuous pedagogical education system development. It provides an overview on the education cluster as the integration mechanism of social partnership in the sphere of higher professional pedagogical education.
Ключевые слова: социальное партнёрство, кластерный подход, образовательный кластер, сетевая форма образования.
Key words: social partnership, cluster approach, education cluster, networking form of education.
Одной из задач в условиях модернизации Российского образования является обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе, обновление структуры сети образовательных организаций в соответствии с задачами инновационного развития, обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [4].
Современные условия жизни в постиндустриальном (информационном) обществе характеризуются быстро меняющейся социальной действительностью. В связи с этим актуальной проблемой является создание такой образовательной среды, которая бы способствовала повышению качества образования современного школьника и самого учителя, отвечающего конкретным запросам работодателей, требованиям рынка труда. Важнейшей задачей образования становится подготовка человека к самостоятельным действиям, развитие у него мотивации к обучению в течение всей жизни, способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию. Образование сегодня рассматривается как неотъемлемая часть духовной жизни общества и движущая сила прогрессивного и стабильного социального развития. Столь высокое предназначение образования требует подготовки профессионалов в условиях гуманистического образовательного пространства, реализации методологического инструментария личностного, системно-деятельностного и компетентностного подходов [6]. Профессиональное развитие педагога представляет собой активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира в условиях переосмысления и существенного изменения содержания и технологий профессионального развития. Решение указанной проблемы связыва-
499
ется прежде всего с обеспечением непрерывности подготовки педагогических кадров, с созданием условий, при которых будущий учитель получает полный спектр возможностей профессионального становления в рамках единого, многоуровневого образовательного пространства.
С учётом изложенных позиций мы полагаем, что одним из приоритетных направлений развития современного педагогического образования является кластерный подход. Раскрывая представление об образовательном кластере, необходимо подчеркнуть, что он выступает как интеграционный механизм, обеспечивающий социальное партнерство, интенсивное развитие образующих его организаций управления и образования, связанных общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы [3]. В свою очередь, социальное партнерство в профессиональном образовании определяется как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса [2].
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 15) подчёркивается, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [6]. Т. М. Глушанок отмечает, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе профессионального образования в целом, так и к отдельной образовательной организации. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает вся совокупность образовательных организаций вместе с органами управления образованием. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров профессионального образования: работодателей
(индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. По мнению Е. В. Четошниковой и О. А. Брылевой, «сетевое взаимодействие призвано помочь специалисту стать успешным через расширение границ осознания своих возможностей на всех этапах жизненного самоосуществления, определение альтернативных и эффективных для конкретной ситуации способов поведения, обретения согласия с самим собой, что и происходит в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности кластера» [1].
Профессионально-образовательный кластер рассматривается нами как системообразующий компонент и важнейшее условие функционирования модели непрерывной подготовки педагогических кадров, как одна из детерминант, непосредственно влияющих на развитие будущего учителя. Социальное партнёрство образовательных организаций в рамках образовательного кластера обладает рядом преимуществ: (а) позволяет апробировать механизмы,
500
методы и формы сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса (вуз, школа, организации дополнительного образования детей, система повышения квалификации работников образования); (б) способствует отбору и структурированию содержания педагогического образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера; (в) позволяет расширить спектр элективных и профильных курсов для школьников и студентов посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций; (г) расширяет возможности для участия обучающихся в разных формах совместной творческой, научной, проектной и исследовательской деятельности школы и вузов; (д) способствует организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС посредством сетевого взаимодействия школы и вузов с организациями дополнительного образования с применением интерактивных образовательных ресурсов и т. д.
При разработке моделей взаимодействия организаций общего, среднего и высшего профессионального образования Г. А. Мелекесов и Н. Е. Ерофеева выделяют следующие принципы, на которые должно опираться данное взаимодействие: (1) принцип открытости, реализующийся в обеспечении образовательными учреждениями способности выбора своего пути развития; (2) принцип адаптивности, обеспечивающий гармонизацию связей образовательных организаций с социальным окружением; (3) принцип системности, формирующий способность образовательной организации выстраивать собственную образовательную траекторию вне и внутри учреждения; (4) принцип доступности, ориентированный на ближайшие перспективы развития образовательной организации, широкий доступ к образованию учащихся и родителей; (5) принцип культуросообразности, способствующий максимальному использованию образовательной организацией культуры той среды, общества, региона, в которой находится образовательная организация; (6) принцип сотрудничества, проявляющийся в создании благоприятных условий для самореализации и развития личности одаренных детей и подростков, организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, диалогичности взаимодействия [5].
На наш взгляд, к перспективным моделям обеспечения профессионального роста педагогических кадров в системе социального партнёрства «вуз-школа-дополнительное образование-институт повышения квалификации работников образования» относятся: (а) система педагогических практик; (б) система постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам развития системы образования; (в) система проблемных семинаров, организованных на основе изучения образовательных потребностей и затруднений; научно-практические конференции; (г) сетевые методические объединения по различным направлениям и видам деятельности образования детей; (д) тематические методические недели и методические дни; (е) школа педагогического мастерства; (ж) круглые столы, мастер-классы, педагогические гостиные, педагогические чтения; (з) методические консультации (индивидуальные, групповые, фронтальные).
Таким образом, социальное партнёрство должно стать реальным социальным механизмом управления развитием системы педагогического образования посредством организации совместной деятельности,
501
характеризующейся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.
Список литературы
1. Брылева О.А., Григоричева И.В., Четошникова Е.В. Наука и инновации: потенциальность системы образования в высшей школе // Инновационное развитие науки: приоритеты, ресурсы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Семипалатинский гос. пед. ин-т, 24-26 марта 2011 г.). - Семипалатинск, 2011.
2. Глушанок Т.М. Социальное партнёрство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. - С. 80-83. - URL: www.science-education.ru/30-1144 (дата обращения: 27.01.2015).
3. Залялова А.Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2010. - 24 с. - URL: http://leb.nlr.ru/edoc/354549/ (дата обращения:
23.11.14) .
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.№ 1662-р). - URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 23.11.14).
5. Мелекесов Г.А., Ерофеева, Н.Е. Образовательный кластер подготовки педагогических кадров // Вестник ОГУ. - №3 (164). - 2014. - С. 84-88.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/ (дата обращения:
23.11.14) .
502