Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич, Чикова Ирина Вячеславовна КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...
УДК 378.14
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВУЗ-ШКОЛА
© 2016
Ерофеева Наталья Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной работе Мелекесов Геннадий Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия университета и образовательных учреждений восточного Оренбуржья по формированию педагогического образовательного кластера, ориентированного не только на подготовку кадров, но и развитие научного и творческого потенциала обучающихся в контексте потребностей региона в будущих профессиональных кадрах. Авторы дают теоретическое обоснование кластерного подхода и практики его реализации в сетевом взаимодействии образовательных учреждений в условиях университетского комплекса. Особое внимание уделяется научно-педагогическому взаимодействию по развитию потенциала педагога и ученика через реализацию проектной деятельности Орского филиала Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», в том числе через региональные предметные олимпиады, научно-практические конференции учащихся средней и старшего звена образовательных учреждений, а также через авторские методические семинары для педагогов-предметников по инновационным направлениям образовательной деятельности в целом. Важную роль в становлении педагогического кластера играет институт (Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ) как научный, образовательный и культурный центр регионального значения. Авторы статьи опираются на известные разработки ученых в области педагогики, психологии, социологии и других наук, ориентированные на описание теоретических вопросов и опыта построения различных типов кластеров - от профессионального до образовательного.
Ключевые слова: кластер, образование, сетевое взаимодействие, учебный округ, субъект, институт, университетский комплекс, ассоциация, образовательный проект, инновационная деятельность, ученик, педагог, преподаватель вуза, регион, образовательное учреждение.
THE CLUSTER APPROACH AS A BASIS OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY-SCHOOL
© 2016
Erofeeva Natalia Evgenievna, doctor of philological Sciences, Professor, Pro-rector on scientific work Melekesov Gennady Anatolevich, doctor of pedagogical Sciences, Professor, rector Chikova Irina Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, leading researcher of scientific research laboratory Orenburg State University branch in the city of Orsk (462403, Russia, Orsk, Orsk, Mira Avenue 15 A, e-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the features of interaction of the University and educational institutions of East Orenburg Region in the formation of the pedagogical educational cluster focused not only on the training but also on the development of scientific and creative potential of students in the context of the needs of the region's future professional workforce. The authors give a theoretical justification of the cluster approach and its practical implementation in network interaction of educational institutions in the University complex. Special attention is paid to scientific and pedagogical cooperation for capacity development of the teacher and student through the implementation of project activities of Orsk branch of the Association "Orenburg University (training) district", including through the regional subject competitions, scientific-practical conference of students of middle and senior educational institutions, as well as through more methodical seminars for teachers of different subjects in innovative areas of educational activities in General. The important role in the development of pedagogical cluster plays The Institute (Orsk humanities and technologies Institute (the branch of) OSU) as the scientific, educational and cultural center of regional significance. The authors rely on well-known scientists in the field of pedagogy, psychology, sociology and other Sciences-oriented description of the theoretical issues and experience of building different types of clusters, from professional to educational ones.
Keywords: cluster, education, networking, school district, subject, Institute, University complex, Association, educational project, innovation, student, teacher, University, region, educational institution.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020-го года в числе основополагающих целей инновационной политики регионов обозначает переход к кластерным вариантам, принципам кластерной политики [5; 7; 11; 12]. Ориентация на создание кластера специфицирована повышением эффективности региона, его кадрового и конкурентного потенциала [8; 13; 16]. Положительными моментами внедрения кластерного подхода выступают активизация экономического роста на уровне региона, страны, качественной его составляющей, в продвижении инноваций [12; 14; 23-31].
Кластерная политика выступает базисом стратегии развития экономики региона [, а применительно к системе образования кластер может быть представлен как центр инноваций, синтезирующий профессиональные силы для решения вопроса подготовки кадров с учетом потребностей региона.
На региональном уровне остро обозначена проблема
подготовки, ее качества в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС [32-35].
Вопросы качественной и содержательной составляющих системы образования инициируют кластерный подход к реализации ее стратегий. В рамках данного подхода создаются возможности обеспечения эффективности деятельности каждого субъекта образования, структурно входящего в него, актуализации социального партнерства, конкурентности, повышения качества образования.
Каждый регион имеет определенные возможности для реализации кластерной политики, но при этом ее успешность во многом определяется включенностью в процесс кластеризации учреждений разного типа научной и образовательной направленности. Орский филиал Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» на востоке Оренбургской области представляет собой образец подобной сетевой структуры.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич, Чикова Ирина Вячеславовна КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Напомним, что само понятие «кластер (англ. cluster - скопление) пришло из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами» [16; 22]. Традиционно им пользуются экономисты, но в последнее время этот термин активно стал применяться в отечественной педагогике. Обусловлено это потребностью объединить профессиональные силы для решения вопроса подготовки кадров с учетом потребностей региона [3; 4; 9; 10; 21].
«Кластер - это специально организованная культурно-образовательная система, иерархически выстроенная совокупности взаимосвязанных образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных, конструкторских, технологических, производственных учреждений и социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними» (Трушников Д.Ю.) [22].
Преимущества кластерной организации образования сопряжены с обеспечением «преемственности образования разных уровней, непременным погружением учащихся в область их будущей профессиональной деятельности и возможностью построения траекторий индивидуального развития с учетом региональных потребностей» [15; 17; 18; 19].
Кластер как центр инноваций регионального образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного субъекта, включенного в него; способствует развитию социального партнерства, повышению качественной составляющей образования, конкурентности образовательного учреждения, как субъекта кластера.
Этому аспекту посвящены труды ведущих педагогов, психологов, философов современности (А. Пискунов, А. Смирнов, О. Брылева, И. Григоричева, Е. Четошникова, А. Асмолов, Л. Лесохина и др.).
Изучаемая проблематика нашла отражение в уже опубликованных статьях, посвященных образовательному кластеру подготовки педагогических кадров, ориентированному на потребности региона с учетом многопрофильной системы образования в рамках университетского комплекса [6; 8; 16].
Говоря о природе сетевого взаимодействия в этом комплексе, необходимо учитывать психологические процессы, возникающие на разных образовательных ступенях и не редко приводящие к определенного рода конфликтам среди субъектов образовательного процесса [3; 31]. Корректировка последних позволит гармонизировать образовательную среду на всех ступенях и сформировать целостный образ внутрикластерной этики.
Подтверждение этому позиция авторов монографии «Кластерный подход в профессиональном образовании» Кривых С.В. и Кирпичникова А.В., которые указывают, что «взаимодействие и координация совместной работы в подготовке кадров приобретает в современных условиях политический характер, требует взаимовыгодного партнерства, гибкого сотрудничества, заинтересованности и взаимной ответственности его участников за принимаемые решения» [11].
Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретическое обоснование кластерного подхода и практики его реализации в сетевом взаимодействии образовательных учреждений в условиях университетского комплекса.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов.
Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» является общепризнанным центром, основанном на кластерном подходе.
На базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ активно действует Орский
филиал Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», который руководствуется уставом ассоциации и теми профессиональными задачами, которые выдвигает университет и регион, в целом.
Орский филиал Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» на востоке Оренбургской области реализует задачи профессиональной интеграции Университетского образовательного комплекса, которым является Оренбургский государственный университет и на базе которого ассоциация успешно развивается на протяжении последних 15 лет.
На сегодняшний день учебный округ на востоке области объединяет 37 образовательных учреждений. Среди субъектов округа на востоке образовательные учреждения городов Орск, Новотроицк, Гай, Ясный, Новоорск, школы Новоорского, Гайского, Адамосвкого районов, Комаровская СОШ Ясненского района и др.
Говоря о гуманитаризации, как одной из ведущих стратегий в современном образовании, следует выделить ряд проектов орского филиала, направленных на достижение личностного саморазвития и учителя, и ученика:
- ежегодные предметные олимпиады для учащихся 4, 5-6 и 10-11 классов,
- научно-практические региональные конференции «Шаги в науку» (3-6 классы) и «Ученье разум просвещает» (7-11 классы),
- вузовский тьюториал, когда на лекции ведущих специалистов приглашаются не только выпускники школ, но и учителя-предметники, т.к. наиболее востребованы темы, связанные с трудными вопросами ЕГЭ.
На протяжении многих лет ведущие преподаватели выпускающих кафедр вуза делятся с коллегами из школ своими авторскими наработками в предметной области. Авторские семинары и мастер-классы нередко выступают основой для разработки инновационных программ, реализуемых впоследствии на курсах повышения квалификации.
Важное место в координации профессиональной деятельности между вузом и образовательными учреждениями занимает Орский филиал Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ». В его деятельности реализуется несколько направлений, основными из которых являются:
- научно-методическое,
- профориентационное,
- исследовательское.
Для учащихся г. Орска и восточного Оренбуржья проводятся ежегодные региональные научно-практические конференции «Шаги в науку» и «Ученье разум просвещает», в работе которых в 2015-2016 году приняли участие в качестве руководителей секций 22 преподавателя института и 201 учащийся гг. Орск, Новотроицк, Гай, Ясный, Новоорск, школ Новоорского, Гайского, Адамовского районов.
Для учащихся 10-11 классов организиваны Региональные предметные олимпиады по таким предметам, как английский язык, биология, информатика, история, литература, математика, немецкий язык, ОБЖ, обществознание, русский язык, физика, французский язык, химия, экономика. В 2015-2016 уч. году в олимпиадах приняло участие 196 учащихся из гг. Орск, Гай, Новотроицк, п. Энергетик, Новоорск и Новоорского района.
Для учеников 5-6 классов проводились олимпиады по русскому языку и математике.
Для учащихся 11 классов работал вузовский лекторий. Для учеников были прочитаны такие лекции, как «Трудные вопросы ЕГЭ по информатике», «Сложные вопросы в ЕГЭ по русскому языку и литературе», «Готовимся к ЕГЭ по математике», «Биология», «Общество и современность» и др.
В 2015-2016 уч. году в учебный округ вступили лицей г. Новотроицка и СОШ № 5 г. Орска. На сегодняш-
Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич, Чикова Ирина Вячеславовна педагогические
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ... науки
ний день учебный округ на востоке области объединяет около 40 образовательных учреждений, доказывая эффективность кластеризации.
С 2013 года Орскому филиалу Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» поручено ректором института организация и реализация подготовки одаренных детей к региональным и всероссийским олимпиадам по заданию Министерства образования Оренбургской области. В 2015 году профессиональная поддержка была оказана 39 учащимся г. Орска и восточного Оренбуржья.
Кроме того, тьюторское сопровождение учащихся осуществляется в течение всего учебного года всех учеников учебного округа на этапе подготовки исследовательских проектов к городским, областным и всероссийским конференциям, конкурсам. Традиционно ученики школ-субъектов учебного округа принимают активное участие в таких областных конкурсах, как Компьютер и Ко, Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи Оренбуржья, проводимых на базе ОГУ. Только в 2016 году в областном конкурсе исследовательских работ приняли участие более 90 учеников школ-субъектов учебного округа.
Важное значение имеют гуманитарные проекты, направленные на формирование духово-нравственных ценностей личности и педагога, и ученика. Одним из них является проект «Восхождение к слову». В нем самое активное участие принимают предметники и ученики гимназий 2, 3 г. Орска, школы 4, 8, 49, 52, Комаровская СОШ Ясненского района, школы 1 и 2 п. Нооворск, п. Энергетик, школа 16 и гимназия 1 г. Новотроицка. Среди значимых достижений - 1 место во всероссийском конкурсе сочинений, посвященных памяти Владимира Высоцкого, который проводился в Москве в 2015 году (школа 49).
С целью возвращения к литературе, активизации читательской активности и развития творческого потенциала младших школьников в 2016 году впервые проведен конкурс на лучшую иллюстрацию художественного произведения «Моя любимая книга» для учащихся 2-3 классов.
Сотрудничество с образовательными учреждениями позволяет ученикам города и востока области ближе познакомиться с институтом, его специалистами, узнать о направлениях подготовки и сделать свой профессиональный выбор. Традиционно не менее 30 % абитуриентов являются выпускниками школ-субъектов учебного округа. Это статистика по результатам приемной компании.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Кластерный подход позволяет сфокусировать внимание на саморазвитии ученика и учителя региона, определить новые подходы, вырабатывать инновационные формы взаимодействия с образовательными организациями, способствует решению региональных проблем развития открытой образовательной среды на территории всей Оренбургской области, а для учащихся и выпускников школ создать реальные условия для саморазвития и самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. № 4. С. 19-26. 4.
2. Асмолов А.Г. Если учитель «быдл_класса» — риски чудовищные: Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ education/2010/10/25_a_3431638.shtml (дата обращения 24.11.2016).
3. Боброва С.Я., Жукова Н.В., Яровова В.В. Актуальные вопросы формирования кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности региона / С.Я. Боброва, Н.В. Жукова, В.В. Яровова // Фундаментальные исследования. 2007. №2 12. С. 508-509.
4. Брылева О.А., Григоричева И.В., Четошникова Е.В. Наука и инновации: потенциальность системы 128
образования в высшей школе / О.А. Брылева, И.В. Григоричева, Е.В. Четошникова // Инновационное развитие науки: приоритеты, ресурсы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Семипалатинский государственный педагогический институт, 24-26 марта 2011 г. - Семей, 2011. 534 с.
5. Данченко Т. Кластерный анализ образования в начальных классах /Данченко Т. // Учитель,2009. N 3. С. 67-70.
6. Дворецкая А.В. Применение кластерного поиска в образовании : методика поиска информации в ИНТЕРНЕТе / А.В. Дворецкая // Педагогические техно-логии.2006. N 4. С. 61-71.
7. Доронин А.М., Романов Д.А., Романова М.Л. Кластерный анализ в структуре информатизации дидактического процесса / А.М. Доронин, Д.А. Романов, М.Л. Романова // Успехи современного естествознания. 2010. № 9. C. 157-159.
8. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А. О роли социального партнёрства в работе вуза в подготовке кадров и работе с одаренными детьми // Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Оренбург: ОГУ, 2015. -3325 с.
9. Игнатова, И. Кластерный подход в управлении учреждением образования / И.И. Игнатова, Н. Екимова // Народное образование. 2009. N 8. С. 62-66.
10. Иванова С.В. Введение // Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования : сб. статей для работников системы общего, профессионального образования, управления образованием. - СПб. : Экспресс, 2013. С. 5-6.
11. Кривых С.В., Кирпичникова А.В. Кластерный подход в профессиональном образовании : Монография. - СПб. : Инов, 2015. 140 с.
12. Корабейников И.Н. Кластерный подход к организации регионального производственного комплекса : теоретические и практические аспекты : монография / И.Н. Корабейников, С.М. Спешилов. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 185 с.
13. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательный кластер : взаимодействие вуза и предприятия / Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин. - Казань : КГАСУ, 2012. 164 с.
14. Ленчук Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России / Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин // Проблемы прогнозирования. 2010. N 6. С. 45-57.
15. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей / Л.Н. Лесохина. - СПб. : ИОВ РАО, Тускарора, 1998. 273 с.
16. Мелекесов Г.А., Ерофеева Н.Е. Образовательный кластер подготовки педагогических кадров // Г.А. Мелекесов, Н.Е. Ерофеева // Вестник ОГУ. 2014. №3.С.84-88.
17. Пискунов А.И. Педагогическое образование : концепция, содержание, структура // URLS: http:// piskunovalexey.narod.ru/pedobrazovanie.html (дата обращения 24.11.2016)
18. Попов О.А. Кластерный анализ. Просто о сложном // Статистика в психологии и педагогике / Режим доступа : http://psystat.at.ua/publ/1-1-0-18 (дата обращения 24.11.2016)
19. Сафонцева Н.Ю. Проектирование учебного процесса с помощью кластерного метода / Н.Ю. Сафонцева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. N 6. С. 29-31.
20. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе / А.В. Смирнов. - Казань, РИЦ «Школа», 2010. 102 с.
21. Смирнов Д.В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога
Ерофеева Наталья Евгеньевна, Мелекесов Геннадий Анатольевич, Чикова Ирина Вячеславовна КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...
: монография / Д.В. Смирнов; Учреждение РАО «Ин-т содержания и методов обучения», Шуйский гос. пед. унт. - Шуя, 2011. 190 с.
22. Трушников Д.Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода : монография / Д.Ю. Трушников. - Тюмень : Нефтегазовый университет, 2010. 336 с.
23. Тимирясова А.В. Формирование научно-образовательных кластеров как важнейшего элемента стратегии развития системы образования республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 69-74.
24. Великая Е.Г., Папян А.Г. Оценочный подход к эффективности предпринимательского кластера // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 16-20.
25. Григорьева О.В., Григорьева Н.С. Исследование структуры и признаков кластера на примере строительного кластера республики татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 72-75.
26. Дорошкевич Д.В. Применение логистических кластеров на региональном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 27-30.
27. Бареев Т.Ф. Классификация кластеров в современной экономической теории // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 57-61.
28. Великая Е.Г., Папян А.Г. Предпринимательский кластер как форма эффективного взаимодействия предприятий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 105-110.
29. Недосвитий Н.В. Творческие индустрии как инструмент наращивания конкурентного потенциала территории // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 87-90.
30. 23Cooke, P. Regional Innovation Systems: General Findings and Some New Evidence from Biotechnology Clusters / P. Cooke // The Journal of Technology Transfer. 2002. Jan. Vol. 27. No. 1.
31. Solvell O. Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. - Ivory Tower Pub. - Stockholm, 2009.
32. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27
33. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.
34. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.
35. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.