Научная статья на тему 'Социальное партнерство в работе с одаренными учащимися'

Социальное партнерство в работе с одаренными учащимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / GIFTED CHILDREN / ADDITIONAL EDUCATION / ELECTIVE COURSES / LEARNING MOTIVATION OF GIFTED PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярмакеев Искандер Энгелевич, Ахмадуллина Римма Маратовна, Каплан Анна Маратовна

В данной статье рассматривается понятие социального партнерства, анализируются его основные характеристики, влияние социального партнерства школы и ВУЗа на эффективность школьной работы, прежде всего образовательного процесса, с одаренными учащимися, основные противоречия и проблемы, возникающие в данной области, формулируются принципы отбора содержания дополнительного образования, ориентированные на развитие детской одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярмакеев Искандер Энгелевич, Ахмадуллина Римма Маратовна, Каплан Анна Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN WORKING WITH GIFTED STUDENTS

This article analyzes the current state of work with gifted children, as well as major contradictions and problems arising in this area. It also formulates the conceptual basis for creating a regional network of educational institutions for gifted children and analyzes the initial testing results of the implementation of the system across municipalities.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в работе с одаренными учащимися»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №4(38)

УДК 37.02

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ

УЧАЩИМИСЯ

© И.Э.Ярмакеев, Р.М.Ахмадуллина, А.М.Каплан

В данной статье рассматривается понятие социального партнерства, анализируются его основные характеристики, влияние социального партнерства школы и ВУЗа на эффективность школьной работы, прежде всего образовательного процесса, с одаренными учащимися, основные противоречия и проблемы, возникающие в данной области, формулируются принципы отбора содержания дополнительного образования, ориентированные на развитие детской одаренности.

Ключевые слова: социальное партнерство, одаренные дети, дополнительное образование, элективные курсы, учебная мотивация одаренных учащихся.

В настоящее время во всем мире и в России в частности все большее внимание уделяется задачам организации работы с одаренными учащимися. Интенсивная деятельность по работе с одаренными (прежде всего творчески и интеллектуально) детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети». В республиканской программе «Дети Татарстана», а также в Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. предусмотрена целостная система мероприятий, целью которых является создание комплекса социальных и образовательных условий для самоопределения и полноценной самореализации потенциала одаренных детей.

Специалисты отмечают, что одаренным детям присущ своеобразный тип обучаемости: «Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды» [1: 13].

Ориентацию на создание среды декларируют и Федеральные государственные образовательные стандарты средней школы в форме требований к условиям реализации основных образовательных программ (материально-техническим, кадровым, финансовым, учебно-методическим, информационным), которые направлены на создание развивающей, возрастосообразной, комфортной образовательной среды. Таким образом, основной задачей современного образования является создание образовательной среды развивающего (творческого) типа, то есть среды,

обеспечивающей возможность проявления и развития потенциальных способностей учащихся.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. отмечается особая роль различных форм сотрудничества для работы с одаренными детьми. Планируется задействовать инфраструктуры ведущих университетов, инновационных предприятий, творческих индустрий, а в сфере дошкольного и дополнительного образования детей доминирующими станут механизмы государственно-частного и социального партнерства [2]. Актуальность широкого социального партнерства в образовании обусловлена современными теоретическими взглядами, согласно которым образование определяется как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с экономической, социально-политической и культурной сферой.

Понятие социального партнерства в образовании достаточно широко трактуется в педагогике, также многообразны его формы во взаимодействии с образовательными организациями. Приведем определение, которое наиболее точно характеризует его сущность как педагогической категории применительно к нашему исследованию: социальное партнерство - «процесс специально организованной совместной деятельности... образовательного учреждения с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере. образования, с целью повышения его качества» [3].

Т.П.Грибоедова, обобщая имеющиеся на данный момент определения социального партнерства, приводит следующие его признаки: совместная, согласованная, осознанная деятельность субъектов; объединение представителей различных социальных групп, профессиональных и индивидуальных интересов; диалогич-ность, равноправие, взаимовыгодность отноше-

ний; направленность взаимодействия на достижение результатов в сфере образования и воспитания, на развитие подрастающего поколения [3]. Несомненно, социальное партнерство обладает огромным потенциалом для создания развивающей образовательной среды путем реализации одной из основных стратегий работы с одаренными учащимися - это обогащение образовательного процесса. Обогащение, понимаемое как качественное изменение содержания образования, включает в себя как внеклассные формы работы, так и обновление традиционного содержания по трем основным направлениям: изменение стандартных учебных программ, использование специальных курсов на основе авторских программ, усиление развивающих возможностей урока.

Мы задались вопросом, каково влияние социального партнерства школы и ВУЗа на эффективность школьной работы, прежде всего образовательного процесса, в отношении одаренных учащихся. В качестве объекта исследования был выбран опыт работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» Московского района г. Казани с одаренными учащимися в рамках социального партнерства. В качестве партнеров школы выступили кафедра теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета и автономная некоммерческая организация «Университет Иннополис». Сотрудничество кафедры со школой реализовывалось в области оказания научно-методической помощи педагогическому коллективу при выборе стратегий взаимодействия с социальными партнерами, а также в разработке научно-методологических основ формирования содержания дополнительного образования. Характер взаимодействия в нашем случае мы определяем как межсекторный, в котором участниками взаимодействия выступают педагогический коллектив, родители, дети, инвесторы, партнеры, представители различных социальных групп.

Путем анализа современных тенденций развития образования и потребностей экономики, в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом нами были определены следующие принципы отбора содержания дополнительного образования, ориентированные на развитие детской одаренности:

- учет тенденций и потребностей современного регионального рынка труда (особое внимание техническому и естественно-научному содержанию как отражение приоритетов в получении инженерных профессий);

- ориентация на формирование ключевых компетенций с позиций отечественного компе-тентностного подхода к результатам образования;

- прикладная направленность и профессиональная ориентация содержания обучения;

- ориентация на личностные и метапредмет-ные результаты образования.

Одновременно в рамках сотрудничества школы и кафедры было проведено исследование эффективности образовательного процесса в условиях социального партнерства на примере изучения учебной мотивации одаренных учащихся.

В школе одно из направлений работы с одаренными детьми развивается путем оказания дополнительных услуг. С учетом обозначенных выше принципов, на основании договора о научно-методическом сотрудничестве с организацией «Университет Иннополис», а также на основании лицензии и прейскуранта цен школа предоставляет помещение и кадры для оказания ряда платных услуг в форме элективных курсов следующей направленности:

1) «Робототехника». Робототехника - это прикладная наука, которая занимается проектированием, созданием и применением роботов и компьютерных систем для их контроля, сенсорной обратной связи и обработки информации. Одной из ключевых задач программы «Робототехника» является стимулирование и поддержка интереса подрастающего поколения к инженер -ному творчеству и реализации самых смелых идей и проектов.

2) «Занимательная математика». Данная программа дает возможность изучить дополнительные темы сверх школьной программы и закрепить ранее пройденные, рассмотрев их на более глубоком уровне. Планирование построено таким образом, чтобы учитывать уровень знаний каждого ученика и отрабатывать необходимые каждому навыки. Наряду с углубленным изучением математики, программой предусматривается формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету ввиду наличия в учебном материале богатой иллюстративной базы, построения курса на принципах системного подхода к решению нестандартных логических задач, которые объединены по изучаемым темам.

3) «Увлекательная физика». При изучении физики в неспециализированных классах учителя не могут делать акцент на глубокой проработке теоретического материала и решении сложных задач. Данный курс позволяет решить эту проблему, он систематизирует школьные знания, углубляет их, дает возможность школьникам

приобрести навыки решения практических задач. Целью данного курса является формирование у школьников умений строить адекватные физические модели по условию задачи, описывать эти модели с помощью системы уравнений и решать полученные системы уравнений с использованием доступного школьникам математического аппарата.

4) «Разговорный английский». Интегратив-ной целью обучения школьников английскому языку по данной программе является развитие у учащихся коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Программа построена по модульной схеме, имеет практико-ориентированный характер, то есть учитывает коммуникативные потребности обучаемых в письменной и устной речи. Она также предусматривает комплексное обучение (направлена на совершенствование навыков и умений во всех видах речевой деятельности) и включает шесть модулей: Модуль 1 - Starter, Модуль 2 - Elementary, Модуль 3 - Pre-Intermediate, Модуль 4 - Intermediate , Модуль 5 - Upper-Intermediate, Модуль 6 - Advanced.

5) «Компьютерные курсы». Владение информационными технологиями на высоком уровне является неотъемлемым компонентом культуры современного человека. В то же время в рамках школьной программы учебного времени хватает лишь только на формирование общих представлений и базовых умений и навыков. Даже на такой важный раздел, как программирование, выделяются считанные часы. Поэтому целью данной программы является дополнительное углубленное изучение отдельных программ и технологий, а также помощь в профессиональной ориентации учащихся. Каждое занятие включает в себя изучение теоретического материала и выполнение большого объема практических заданий. По каждому из модулей учащиеся сдают одну промежуточную и одну итоговую контрольную работу. На занятиях активно используется метод проектов, что дополнительно повышает мотивацию учащихся и помогает им увидеть практическое применение полученных знаний. В этом случае на последнем занятии проводится защита проектов.

Все занятия проводятся по семестрам, и, в зависимости от интересов, учащиеся могут посещать один или несколько курсов. В 2013-2014 гг. по программе дополнительных образовательных услуг в рамках социального партнерства занимались 446 учащихся. Преподаватели, ведущие занятия по программам дополнительных услуг, на безвозмездной основе были обучены организа-

цией «Университет Иннополис», которая оказала и материально-техническую поддержку школе, отремонтировав и оборудовав кабинет информатики. В 2014 учебном году школа и Университет Иннополис заключили Договор о сетевой реализации образовательных программ, согласно которому в рамках сетевого взаимодействия стороны:

- совместно реализуют путем проведения индивидуально-групповых (4-15 человек) занятий согласованные программы дополнительного школьного образования;

- гарантируют доступ обучающихся, непосредственно участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ, к учебно-методическим комплексам, электронным образовательным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;

- обеспечивают учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;

- согласовывают порядок такого обучения с родителями (законными представителями) обучающихся.

Университет Иннополис предоставил школе следующие ресурсы: программное обеспечение и компьютерное оборудование для осуществления образовательного процесса по программе дополнительного школьного образования «Робототехника», учебно-методические материалы по всем образовательным программам.

В обязанности Университета Иннополис в процессе сетевой реализации указанных выше образовательных программ входит:

- разработка и представление на согласование СОШ № 64 учебно-тематических планов;

- разработка современных методик преподавания образовательных программ;

- оказание кадрового и консультационного содействия школе;

- организация рекламных кампаний по продвижению образовательных программ с целью привлечения обучающихся;

- заключение договоров с обучающимися (их законными представителями) на оказание платных образовательных услуг по обучению;

- осуществление финансирования школы в целях сетевой реализации образовательных программ на основании отдельно заключаемого договора об оказании платных образовательных услуг;

- обеспечение изготовления и выдачи документов, подтверждающих прохождение обучения.

Для реализации образовательных программ школа предоставляет оборудованные в соответствии с государственными требованиями и нормативами помещения для ведения образовательного процесса;

В обязанности школы в процессе сетевой реализации указанных выше образовательных программ входит:

- проведение занятий с лицами, заключившими договор на оказание платных образовательных услуг по указанным программам;

- обеспечение ведения образовательного процесса педагогическими работниками, соответствующими требованиям законодательства в области образования;

- обеспечение проведения по окончании курсов дисциплин аттестации обучающихся;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса, включая учебные помещения, в том числе осуществление расходов, связанных с компьютерным, учебным и иным оборудованием, расходными материалами для проведения практических занятий, программным обеспечением, библиотечным фондом, информационными системами, оплатой коммунальных услуг, иных подобных платежей;

- осуществление расходов, связанных с выплатой заработной платы и / или вознаграждениями, страховыми взносами и иными обязательными платежами в пользу педагогов, учебно-вспомогательного и административного персонала.

Школа также гарантирует наличие лицензии на ведение образовательной деятельности и осуществление дополнительных услуг.

Эффективность образовательного процесса в отношении одаренных учащихся в условиях социального партнерства определялась нами при помощи методики изучения мотивации учения подростков [4]. Диагностическая методика включает шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения, степень развития целе-полагания, виды мотивации, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или неудачи в обучении, реализация мотивов поведения в обучении. Эффективность образовательного процесса определяется по групповым показателям количества учащихся с определенным уровнем мотивации, выраженным в процентах от общего числа обследуемых. Исследование проводилось с января 2013 г. (начало обучения по программам дополнительного образования) по май 2013г., в нем участвовала группа из 32 школьников в возрасте 13-14 лет обоих полов, которые характеризовались как одаренные. Полученные результаты показали, что в начале ис-

следования количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации составляло 53% от общего числа обследуемых; количество учащихся со средним уровнем мотивации - 41%, с низким - 6%. В конце исследования соотношение изменилось: количество школьников с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации составило 75%; со средним уровнем -22%, с низким - 3% от общего числа обучаемых (Рис.1).

Рис. 1 Динамика мотивации учения

Очень высокий и высокий Средний уровень Низкий уровень

уровни мотивации мотивации мотивации

Таким образом, результаты проведенного исследования показали положительное влияние реализации вышеназванных программ элективных курсов на учебную мотивацию одаренных учащихся. В целом, можно говорить об эффективности образовательного процесса на основе организации данных форм социального партнерства школы и ВУЗа благодаря расширению сфер деятельности с одаренными учащимися, привлечения в школу дополнительных финансовых вливаний, подготовки педагогов к работе с одаренными детьми на принципах обогащения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей», проект №14-16-16009 а(р).

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. - М: МИОО, 2005. - 176 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 №792-р. URL: Шр://минобрнауки.рф/ документы/3409 (дата обращения 15.11.2014).

3. Грибоедова Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. Выпуск № 68 / 2008. - СПб: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-i-osobennosti-realizatsii-sotsialnogo-

80

partnerstva-v-sovremennom-obrazovanii. (дата об- 4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогические пока-ращения 15.11.2014) затели деятельности школы: критерии и диагно-

стика. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 208с.

SOCIAL PARTNERSHIP IN WORKING WITH GIFTED STUDENTS

I.E.Yarmakeev, R.M.Akhmadullina, A.M.Kaplan

This article analyzes the current state of work with gifted children, as well as major contradictions and problems arising in this area. It also formulates the conceptual basis for creating a regional network of educational institutions for gifted children and analyzes the initial testing results of the implementation of the system across municipalities.

Key words: social partnership, gifted children, additional education, elective courses, learning motivation of gifted pupils.

1. Bogojavlenskaja D.B., Bogojavlenskaja M.E. Psi-hologija odarennosti: ponjatie, vidy, problemy. Vy-pusk 1. - M: MIOO, 2005. - 176 s. (In Russian)

2. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gg. Ut-verzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2013 № 792-r. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3409 (data obrash-henija 15.11.2014). (In Russian)

3. Griboedova T.P. Soderzhanie ponjatija i osobennosti realizacii social'nogo partnerstva v sovremennom obrazovanii [Jelektronnyj resurs] // Izvestija

Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gercena. Vypusk № 68 / 2008. -SPb: Gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovanija «Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I.Gercena».URL:http://cyberleninka.ru/article/n/so derzhanie-ponyatiya-i-osobennosti-realizatsii-sotsialnogo-partnerstva-v-sovremennom-obrazovanii. (data obrashhenija 15.11.2014). (In Russian) 4. Luk'janova M.I. Psihologo-pedagogicheskie poka-zateli dejatel'nosti shkoly: kriterii i diagnostika. - M.: TC «Sfera», 2004. - 208 s.(In Russian)

Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Yarmakeev Iskander Engelevich - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Theory and Technology in Humanities and Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Ахмадуллина Римма Маратовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Ahmadullina Rima Maratovna - PhD in Pedagogy, Department of Theory and Technology in Humanities and Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Каплан Анна Маратовна - директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64» Московского района г.Казани.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Kaplan Anna Maratovna - headmistress of "Secondary School No 64", the Moscow district of Kazan.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 19.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.