ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №4(38)
УДК 037
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
© Р.А.Фахрутдинова, Р.Р.Фахрутдинов
В статье рассматривается множественный ряд основных понятий по проблеме исследования. Авторы работы представили теоретическое обоснование данной проблемы, а именно: раскрыли факторы, снижающие эффективность познавательной деятельности одаренных школьников, а также цели, задачи и основные направления психолого-педагогического сопровождения адаптации одаренных школьников. Теоретические положения исследования подтверждены результатами опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: адаптация, одаренность, познавательная деятельность, одаренный школьник, психолого-педагогическое сопровождение, образовательное пространство школы.
Новые условия и требования быстро меняющегося мира диктуют необходимость по-новому взглянуть на проблему обучения одаренных школьников, а именно детей с ярко выраженными способностями в той или иной области знаний. Это вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, что в корне изменило взгляд на подходы к их обучению в условиях образовательного пространства школы. Рассмотрим множественный ряд основных понятий по данной проблеме исследования.
При определении основного понятия необходимо отметить, что «адаптация» в широком значении представляет собой структурные и функциональные изменения, проявляемые организмом для того, чтобы успешно взаимодействовать с окружающей средой. При этом в социальной психологии используется термин «социальной адаптации», под которой необходимо понимать приспособление личности к новой социальной среде. Стоит также принять во внимание, что адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой. Следовательно, «адаптация» понимается как соответствующий процесс, так и его конечный результат, выражающийся в адаптированности человека к новым условиям среды [1].
В рамках традиционных подходов психологической науки «адаптация» рассматривается как многогранная структура, многофакторное образование, касающееся нескольких сложных категорий - личности, деятельности, общения. Она рассматривается и как процесс, характеризующийся, с одной стороны, изменением окружающей среды путем снижения уровня рассогласования с личностью, с другой - перестройкой са-
мой личности, а в целом гармонизацией указанных выше двух путей [2]. Вместе с тем имеет место быть точка зрения, в рамках которой адаптация личности предстает в тесной взаимосвязи с культурно-историческими условиями жизни; ее психические функции развиваются на основе социальных отношений, постепенно становясь личностными [3].
Проблема адаптации одаренных школьников рассматривается также в контексте изменений их поисковой активности и как фактор ее успешности. Высокий уровень поисковой активности является важнейшим фактором успешной адаптации личности к резким жизненным изменениям. Известно, что специфическим для учебной деятельности одаренных школьников является поиск новых, отсутствующих в репертуаре ребенка способов разрешения понятийных противоречий. Для учителя проявления детской поисковой активности на уроке (догадки, вопросы, предположения, сомнения, критичность) являются, с одной стороны, непосредственно переживаемой радостью, а с другой стороны, главным свидетельством успешности его собственных педагогических действий, направленных на инициацию учебной самостоятельности детей [4].
Особого внимания заслуживают исследования о роли семьи в обеспечении успешности адаптации одаренных школьников. Именно семья, будучи важнейшим институтом социализации, во многом определяет успешность данного процесса, поскольку может как снизить, так и усилить его негативные аспекты [5]. Проведенное исследование позволило установить, что у 40% подростков наблюдается повышенный или высокий уровень школьной тревожности - это является одним из показателей школьной деза-даптированности. Такие дети конфликтны, отго-
рожены, менее общительны, не являются лидерами, неудовлетворительно чувствуют себя в классе и школе; 50% родителей этих подростков мало интересуются успеваемостью своего ребенка, его взаимоотношениями с классом и учителями, редко ходят на родительские собрания, не участвуют в организации школьных мероприятий, не контролируют выполнение домашних заданий. У 38% подростков с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности низкая успеваемость, наблюдаются затруднения в учебе, нередко конфликты с учителями и нарушение дисциплины. Все вышеназванное является наиболее типичным проявлением школьной дезадаптации. Из этого можно сделать вывод о том, что специфическое отношение к ребенку в семье, стиль родительского поведения, семейный климат являются главной, а иногда и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации или некоторых ее форм.
Можно выделить ряд факторов, которые снижают уровень познавательной активности одаренных школьников, а именно: реализация не в полной мере индивидуально-дифференцированного подхода в условиях массовой школы с ее установкой на усредненного ученика; отсутствие программ, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут к каждому одаренному ребенку, а также диагностического инструментария для раннего выявления потенциальных возможностей таких учеников; недостаточная квалификация учителей, работающих с данной категорией учащихся, отсутствие условий для раскрытия их творческих способностей.
В то же время были выделены основные критерии успешной адаптации одаренного ребенка в условиях образовательного пространства школы: успеваемость, отражающая эффективность учебной деятельности; дисциплинированность, связанная с усвоением норм поведения; социальные контакты с другими детьми и учителями; эмоциональная удовлетворенность, отсутствие школьного стресса.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников заключается в выявлении их особенностей, определении оптимальных форм, методов работы с талантливыми детьми и создании максимально благоприятных условий для их творческой самореализации.
К направлениям психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников относятся: определение диагностического инструментария, потребностей и интересов данной категории детей; разработка методики проведения опытно-экспериментального исследования по работе с одаренными школьниками; осуществление пси-
хологического консультирования как детей, так и их родителей, а также коррекция их поведения.
Одним из основных структурных компонентов творческого развития талантливого ребенка является реализация проблемного обучения, которое выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов, стремлении к исследовательской активности. При этом оригинальность мышления одаренного школьника выражает степень непохожести, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений, отличается самостоятельностью суждений и постановкой задач, выполнение которых требует много времени.
Психолого-педагогическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального образовательного маршрута, т.е. индивидуальных программ развития на основе углубленной психодиагностики. Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности каждого школьника.
Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению адаптации одаренных школьников в условиях образовательного пространства школы включала три этапа: диагностический, формирующий и контрольный. Основными критериями адаптации одаренных школьников в условиях образовательного пространства школы были выделены: достаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности, позволяющая ребенку успешно усваивать программный материал; произвольность, рефлексия и понятийное мышление; готовность к взаимодействию с учителями и одноклассниками.
В качестве диагностических методик были выделены следующие: определение сформиро-ванности саморегуляции, произвольного внимания и понятийного мышления; диагностика речевого развития и мотивационной сферы одаренных школьников.
Представим наглядно результаты сравнительного анализа итогов первоначальной и повторной диагностики на рисунке 1:
Первоначальная Первоначальная Повторная Повторная
диагностика диагностика диагностика диагностика
(контрольная (экспериментальная (контрольная (экспериментальная
группа) группа) группа) группа)
Р.А.ФАХРУТДИНОВА, Р.Р.ФАХРУТДИНОВ
На основании полученных результатов наблюдалась значительная положительная динамика в развитии одаренных школьников. Констатируется улучшение показателей произвольности внимания, отмечается значительное развитие саморегуляции, т. е. испытуемым теперь гораздо проще управлять собственными эмоциональными проявлениями, двигательной активностью, чем это было диагностировано на констатирующем этапе исследования.
Отмечается также развитие речи одаренных учащихся. Она стала более развернутой, эмоционально насыщенной, формулировка высказывания - четкой, внятной, эмоционально богатой и выразительной. Констатируется и расширение пассивного и активного словаря испытуемых.
Особенно необходимо подчеркнуть развитие понятийного мышления одаренных детей, что находит свое отражение как в четкости, точности и однозначности используемых ими понятий, так и в осознанности и логичности их применения, его адекватности ситуации. Иными словами, применение понятий испытуемыми данной группы осознанно и имеет четко выраженный контекстный характер.
Отмечается развитие мотивационной сферы испытуемых. Мотивы учебной деятельности по преимуществу являются внутренними, что указывает на сформированность у большинства детей из данной группы личностной значимости обучения. Одаренные школьники вполне способны провести ранжирование собственных видов деятельности по степени значимости и выполнять их в соответствии с выделенными приоритетами.
В соответствии с результатами проведенного сравнительного анализа мы можем говорить о том, что, во-первых, в контрольной группе при повторной диагностике количество учеников, имеющих средний уровень, достоверно выше такового на первоначальном этапе диагностики, данное увеличение связано с сокращением учеников, имеющих низкие показатели по данному параметру, достоверно сократившиеся при по-
вторной диагностике по сравнению с первоначальной. Во-вторых, в экспериментальной группе при повторной диагностике количество школьников, имеющих высокий и средний уровень, достоверно выше таковых при первоначальной диагностике, а количество учеников, имеющих низкие значения по данному параметру, при повторной диагностике достоверно ниже таковых при первоначальной.
И, наконец, количество учеников, имеющих высокий уровень, в экспериментальной группе при повторной диагностике достоверно выше такового у учеников контрольной группы на том же этапе; количество школьников, имеющих средний и низкий уровень, в экспериментальной группе при повторной диагностике достоверно ниже такового у учеников контрольной группы на том же этапе.
Итак, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили теоретические положения представленного исследования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Республики Татарстан, проект № 14-16-16009.
1. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: Тк Велби, 2008. - 512 с.
2. Юшина И.К. Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене общеобразовательной школы. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/ 159/1552 (дата обращения 1 ноября 2014 г.).
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пос. -М.: Сфера, 2002. - 510 с.
4. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. URL: http : //www. childpsy. ru/lib/articles/id/10190. php (дата обращения 30 октября 2014 г.).
5. Лемещенко О.А. Роль семьи в школьной адаптации подростков. URL: http://academicon.ru/publ/ pedagogika_socialnaja/lemeshhenko_o_a_rol_semi_ v_shkolnoj_adaptacii_podrostkov/8-1 -0-186 (дата обращения 30 октября 2014 г.).
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION SUPPORT OF GIFTED STUDENTS IN SCHOOL EDUCATIONAL SPACE
R.A.Fahrutdinova, R.R.Fahrutdinov
The article discusses numerous series of basic concepts for the problem of the research and presents a theoretical substantiation of the problem. The authors reveal the factors that reduce the effectiveness of gifted pupils' cognitive activity as well as the goals, objectives and main areas of psychological and pedagogical adaptation support of gifted students. The theoretical propositions of the study are confirmed by the results of the experimental work.
Key words: adaptation, giftedness, cognitive activity, gifted student, psychological - pedagogical support, educational environment of the school.
1. Svencickij A.L. Kratkij psihologicheskij slovar'. - M.: Tk Velbi, 2008. - 512 s.
2. Jushina I.K. Adaptacija pjatiklassnikov k obucheniju v srednem zvene obshheobrazovatel'noj shkoly. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/159/1552 (data obrashhenija 1 nojabrja 2014 g.).
3. Osipova A.A. Obshhaja psihokorrekcija: ucheb. pos. - M.: Sfera, 2002. - 510 s.
4. Cukerman G.A. Perehod iz nachal'noj shkoly v sred-njuju kak psihologicheskaja problema. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10190.php (data obrashhenija 30 oktjabrja 2014 g.).
5. Lemeshhenko O.A. Rol' sem'i v shkol'noj adaptacii podrostkov. URL: http://academicon.ru/publ/ peda-gogika_socialnaja/lemeshhenko_o_a_rol_semi_v_ shkolnoj_adaptacii_podrostkov/8-1-0-186 (data obrashhenija 30 oktjabrja 2014 g.).
Фахрутдинова Резида Ахатовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Fahrutdinova Rezida Ahatovna - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Theory and Technology of Humanities and Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Фахрутдинов Рифат Рифович - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Fahrutdinov Rifat Rifovich - PhD in Pedagogy, Assistant Professor, Department of Theory and Technology of Humanities and Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 23.07.2014