Научная статья на тему 'Социальное партнерство в образовательном процессе школы'

Социальное партнерство в образовательном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1407
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ / EDUCATION / SELF-DETERMINATION / SOCIAL PARTNERSHIP / VALUES / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Н. В., Седов В. А.

Представлен поиск решения трудных задач в образовательном процессе школы на основании изучения воспитания и его осуществления в историческом аспекте. Одним из условий изменений в образовательном процессе является социальное партнерство. Раскрывается взаимодействие школы с семьей как социальным партнером, способствующее развитию и самоопределению школьников, укреплению позитивных отношений в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The search for the solution of difficult problems in the educational process of the school on the basis of the study of education and its implementation in the historical aspect is presented. One of the conditions for changes in the educational process is social partnership. The interaction of the school with the family as a social partner, promoting development and self-determination of schoolchildren, strengthening of positive relations in the family is revealed.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в образовательном процессе школы»

УДК 373.5 : 316.354

Н. В. Седова, В. А. Седов Социальное партнерство в образовательном процессе школы

Представлен поиск решения трудных задач в образовательном процессе школы на основании изучения воспитания и его осуществления в историческом аспекте. Одним из условий изменений в образовательном процессе является социальное партнерство. Раскрывается взаимодействие школы с семьей как социальным партнером, способствующее развитию и самоопределению школьников, укреплению позитивных отношений в семье.

The search for the solution of difficult problems in the educational process of the school on the basis of the study of education and its implementation in the historical aspect is presented. One of the conditions for changes in the educational process is social partnership. The interaction of the school with the family as a social partner, promoting development and self-determination of schoolchildren, strengthening of positive relations in the family is revealed.

Ключевые слова: воспитание, самоопределение, социальное партнерство, ценности, семья.

Key words: education, self-determination, social partnership, values, a family.

Важной задачей современного образовательного процесса школы является усиление ее воспитательного потенциала для оказания содействия самообразованию школьников. Качественные результаты в развитии личности обучающегося обеспечиваются образованием как компонентом культуры, специальной сферой социальной жизни. Образование создает внешние и внутренние условия для развития индивида, ребенка и взрослого в их взаимодействии в процессе освоения ценностей культуры. Особая роль в образовательном процессе принадлежит воспитанию - процессу специально организованной передачи от поколения к поколению социально-культурного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, этических, правовых норм и т. д.), включения ребенка в конкретные ситуации сообщества, создания условий для его внутреннего роста.

В современной парадигме воспитание может рассматриваться как многоуровневое пространство, как сложный процесс создания условий для самоопределения, саморазвития и становления личности, ее самовоспитания, взросления и социализации. Именно в воспитании и самовоспитании осваиваются ценности культуры, вырабатываются собственные системы ценностей.

© Седова Н. В., Седов В. А., 2018

Под самоопределением мы понимаем выбор, основанный на свободном волеизъявлении индивидом своего жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях. Содействовать самоопределению - создать условия для нормальной жизни школьников в соответствии с особенностями их возраста (принцип возрастосообразности), формировать как субъектов деятельности, способных определять ее цели и нести ответственность за ее результаты.

Отечественная культурно-педагогическая традиция на всех исторических этапах придавала проблемам воспитания значение «вопросов жизни». Представления о воспитании связывались с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых. По мнению Н.И. Пирогова, важно возбуждать у учащих и учащихся уважение к человеческому достоинству и истине, чтобы личность была одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом.

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо -считал Л.Н. Толстой, т. е. самому двигаться, воспитываться, быть правдивым и честным с детьми. В его школе было принято положение, что школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, занятия строились на интересах - интересах детей и интересе педагога к личности ребенка, уважении к нему. Делалось все возможное, чтобы индивидуальность воспитанника, его способности и дарования полностью раскрылись.

Воспитание - это рождение в душе ребенка того, что составляет сущность его человеческого (духовного) «Я». Объясняя, как сделать общение учителя и ученика диалогом, М. Бубер ввел понятие «включающее восприятие» - абсолютно бескорыстное отношение учителя к ученику, когда последний верит, что учитель искренне принимает участие в его судьбе, что учитель видит в нем в первую очередь личность, достойную уважения, а не просто учащегося. Доверие к учителю - самостоятельная ценность и залог успеха в воспитании. Идеал отношений учителя с учеником - это взаимодействие мастера и подмастерья, когда подмастерье является не объектом передачи знаний, умений и навыков, а «духовным наследником», кому передается таинственная традиция, звеньями которой они оба являются. Трудно не согласиться с мнением М. Бубера: где нет доверия, нет и подлинного знания; доверие ученика к учителю творит чудеса. Ученик вместе с учителем постигает «тайну жизни» [1]. Воспитание при этом не навязывает тех или иных ценностей, но создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

В.А. Сухомлинский, столетие которого отмечается в этом году, считал, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления

В воспитательном процессе, исходя из личностного подхода, важно признание воспитанника активным субъектом образовательного процесса, тогда законы духовного и физического развития, изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, самоопределение, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности. Именно этими положениями руководствовалась академик З. И. Васильева, создавшая научно-педагогическую школу, разрабатывающую ориентационный подход к профессионально-нравственному формированию личности, исследующую актуальные проблемы теории и методики воспитания и образования, нравственного воспитания школьников, ценностных ориентаций студентов, учащихся, педагогов. Исследования научной школы З.И. Васильевой строились на принципах единства образования и воспитания, нерасторжимости культуры и нравственности, ориентации субъектов образовательного процесса на личность как ценность, на овладение современными технологиями воспитательной деятельности, на потенциальные возможности самого учителя [2].

Часть проектов научной школы З.И. Васильевой разрабатывалась и реализовывалась на базе гимназии № 227 Санкт-Петербурга, директором которой является ее ученик, кандидат педагогических наук В.А. Седов. Один из первых был проект «Модульное построение культурно-образовательной среды в образовательном учреждении». В рамках этого проекта проектировались новые образовательные технологии в структуре культурно-образовательной среды. Среды, ориентированной на успешное освоение образовательных программ, обеспечивающей комфортность, гуманистическую направленность и нравственно-психологический климат образовательного учреждения, позитивную роль взаимодействия, взаимоподдержки субъектов образовательного сообщества, поиск творческих решений и рост достижений, овладение субъектами проектной культуры и готовностью к проектированию реальных модулей в условиях социальной практики. Результаты исследования использовались при формировании субъект-субъектных позиций участников образовательного процесса, при овладении жизненно важными социальными компетенциями, такими как: умение налаживать социальные контакты с людьми, терпеливость, уважение и понимание чужого характера, адекватное поведение и т. д.

Работая два года в коллективе школ-лабораторий института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, гимназия большое внимание

уделяет воспитанию и обучению школьников, развитию их ценностных ориентаций, которые способствуют успешному самоопределению в жизни и профессии. При этом используются возможности социального партнерства. Самоопределение описывает внешние и внутренние детерминанты, определяющие жизненный путь человека и придающие ему определенный вектор развития. Самоопределение - одновременно и позиция человека по отношению к самому себе, и стратегия поведения в настоящем, и прогнозы, обращенные к будущему, и оценка достигнутого, и готовность к продолжению или изменению основной линии поведения в жизни.

В ходе исследования, проводимого гимназией, были выделены условия, влияющие на развитие, воспитание и обучение человека, реализация которых способствует самоопределению школьников:

- установление в образовательном процессе партнерских отношений с семьями воспитанников;

- включенность школьников в общественно значимую деятельность, которая обеспечивает и в то же время обеспечивается открытостью образовательной среды школы;

- вариативность заданий, предлагаемых учащимся, включая ситуационные, междисциплинарные, творческие, которые создаются при разработке системы учебно-познавательных и практических задач, а в ходе обеспечения свободы выбора элементов образовательной деятельности позволяют удовлетворить потребности обучающихся и самоопределяться;

- организация проектной деятельности на основе единства учебной и внеучебной работы, которая позволяет школьникам перейти от научных знаний, оторванных от жизни, к увеличению контекстов жизненных задач, активно определиться в своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей;

- использование интерактивного музея «Спецназ за Отечество!» в патриотическом воспитании обучающихся, в их поисковой и исследовательской деятельности с участием значимых социальных партнеров и др.

Влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты. При интенсивных социально-культурных изменениях процесс воспитания усложняется. Обратимся к одному из главных (как показали результаты диагностики) условий.

Изучая явление «социальное партнерство», имея данные о семье как значимой ценности в жизни школьников, мы стали рассматривать семью как социального партнера гимназии. Проблема взаимодействия семьи и школы на сегодняшний день занимает одно из первых по важности мест в жизни как образовательного учреждения в целом, так и современного учителя. По результатам исследования, проведенного

СПб АППО, было выявлено, что проблема отношений учителя (а значит и школы) с родителями - одна из основных при оценке зон конфликтности в профессиональной деятельности педагога. По данным А.Н. Шевелева, конфликты родителей и учителей происходят в два раза чаще, чем конфликты учителей с учениками, в шесть раз чаще, чем конфликты учителей с администрацией школы, и почти в 11 раз чаще, чем конфликты между учителями [3].

С другой стороны, по результатам исследования ценностных ориентаций, проведенного среди 8-9 классов в ГБОУ гимназии № 227, именно семейные ценности, наряду с ценностями образования и материального благополучия, занимают ведущее место в аксиологической иерархии учащихся.

Формально семья начинает взаимодействие со школой с момента заключения договора об обучении ребенка на том или ином уровне образования, тем самым вступая в правоотношения с образовательной организацией, которые определяют взаимные права и обязанности. В этой ситуации семья, а еще конкретнее - законные представители ребенка (чаще всего родители), выступают участниками образовательного процесса, а их взаимодействие со школой определяется Законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами. Нередко такие отношения школы и семьи считают социальным партнерством. Однако это утверждение не может считаться полностью верным.

Если обратиться к определению социального партнерства, применяемого в исследовании гимназии, то мы увидим, что внешне отношения школы и семьи как участников образовательных отношений схожи с социальным партнерством. Оно гласит, что социальное партнерство - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников.

Безусловно, отношения семьи и школы носят взаимовыгодный характер, и школа и родители обязаны создавать условия для развития учеников. Главное отличие состоит в том, что в реальности не школа или семья выступают инициаторами этого вида взаимодействия (отношений школа - ученик - законный представитель), а нормативно-правовые акты, что если не исключает, то значительно сокращает принцип добровольности: ребенок обязан пойти в школу, школа обязана принять ребенка из микрорайона и т. д.

Семья как социальный партнер школы появляется тогда, когда родители начинают позитивное взаимодействие со школой за рамками своих прав и обязанностей согласно законодательству, то есть по своей доброй воле участвуют в жизни школы. Социальное партнерство семьи

и школы выступает надстройкой над нормативно-правовым базисом отношений субъектов образовательного процесса.

Традиционными формами взаимодействия семьи и школы в рамках социального партнерства являются, например, соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», которые проводят многие школы. В последние годы организация и проведение городских дней открытых дверей также позволяют привлечь родителей в школу и как участников образовательного процесса, и как потенциальных социальных партнеров. Нередки случаи, когда родители, хорошо обеспеченные в материальном плане, помогают школе с оснащением, ремонтом и т.д.

Однако специфика задач исследования гимназии требует создания способов взаимодействия с родителями и семьями как с социальными партнерами. Целями взаимодействия школы с семьей являются:

- укрепление и развитие семейных ценностей в системе ценностных ориентаций учащихся;

- снижение степени конфликтности во взаимодействии школы и родителей;

- повышение учебной мотивации и создание положительного образа школы у учащихся через влияние семьи.

Планируемые результаты:

- повышение интереса и степени важности семейных ценностей в системе ценностных ориентаций школьников;

- вовлечение родителей в школьные проекты;

- позитивные изменения отношений родителей к школе;

- повышение учебной мотивации учащихся;

- развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Для получения планируемых результатов был разработан проект «Семья и семейные ценности», соответствующий целям взаимодействия с семьей как с социальным партнером, включающий три направления реализации:

1. «Календарь событий гимназии» - настенный печатный календарь гимназии, включающий события школьной жизни, фотографии событий и семей учеников гимназии. Проект состоит из двух этапов: сначала -конкурс семейных фотографий, затем - подготовка и изготовление календаря силами учащихся, родителей и сотрудников гимназии. В ходе проекта решались следующие задачи:

- знакомить учащихся и родителей (календарь представлен в вестибюле гимназии) с событиями и традициями жизни семьи и школы;

- демонстрировать внеклассную и воспитательную работу, которая проводится в гимназии, давать рекламы школьным делам с целью развития социального партнерства с родителями;

- развивать социальное партнерство гимназии и семей участников конкурса семейных фотографий.

Осуществляется следующая методика проведения. Среди всех учеников гимназии проводится конкурс на лучшую семейную фотографию. Учащиеся по желанию предоставляют напечатанные фотографии своей семьи. Затем фотографии выставляются на открытый конкурс - лучшие из них голосованием выбирают все учащиеся школы. Победившая в голосовании фотография размещается в календаре. Поскольку это гимназический календарь, там же размещается фотография какого-либо важного школьного мероприятия. Дни календаря отмечены общегосударственными и городскими праздниками, и, конечно, традиционными гимназическими событиями. Дизайн календаря разрабатывается участниками.

Таким образом, календарь сочетает в себе события гимназической жизни и жизни семей, которые принимают (или могут принять) в них участие.

2. «Игры нашего двора» - проект для актуализации и передачи традиций детских игр и семейных традиций через обучение младших школьников гимназии уличным (дворовым) играм, в которые играли их родители, бабушки и дедушки (обучение на переменах, классных часах, во время ежедневных прогулок младших школьников по специальному расписанию). Осуществление этого проекта направлено: на сохранение и передачу семейных традиций, опыта прошлых поколений через детские игры; на повышение интереса школьников к прошлому своей семьи, ее истории, традициям; на взаимодействие старших с младшими; на развитие социального партнерства школы и семьи через привлечение опыта семей к воспитательной деятельности в школе; на пропаганду здорового образа жизни. Членами совета старшеклассников был организован сбор информации в семьях обучающихся об играх, в которые играли родители, бабушки и дедушки (название, правила и т. п.); составлены информационные карты для каждой игры; старшие обучали младших школьников играм, о которых они узнали в семьях, на переменах, прогулках начальной школы, во время которых младшие школьники играют в эти игры.

По результатам проекта планируется создание методического пособия - сборника игр с правилами, в которые можно играть во время прогулок начальной школы, на спортивных праздниках, вне школы и т. д. А также планируется проведение фестиваля игр, где каждый класс обучал бы других какой-либо игре, о которой узнал от семьи ученика этого класса.

3. «Семья из одного лоскута» - проект, способствующий осознанию важности и характера семейных взаимоотношений и семейных традиций через изготовление кукол, изображающих семью. Кукла может стать символом семьи, подарком родным и близким, друзьям (занятия

по договоренности с родителями 1-2 раза в месяц). Проект позволяет: анализировать характер взаимоотношений между членами семьи, знакомиться с семейными ролями; создавать условия для совместного труда членов семьи, их творческого сотрудничества; развивать социальное партнерство школы и семьи через организацию мастер-классов по изготовлению кукол.

Диагностика реализации проекта «Семья и семейные ценности» убеждает, что происходят позитивные изменения в отношении учащихся к семейным ценностям; меняется, пока медленно, отношение родителей к своей миссии в воспитании и к взаимодействию со школой. Полученные результаты позволяют надеяться, что социальное партнерство может многое изменить в воспитании в современной школе. Для решения труднейших вопросов воспитания в современном образовательном процессе необходимо укрепление и развитие партнерских отношений школы и семьи. Нужно искать пути решения, а единственный способ что-то узнать - это что-то делать, как считал Бернард Шоу.

Список литературы

1. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: философский альманах. - 1991. - С. 294370.

2. Седова Н.В. З.И. Васильева и ее научно-педагогическая школа // Научно-педагогические школы России в контексте русского мира в образовании: коллект. моногр. / под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: АИРО - XXI, 2016. - С. 211-225.

3. Шевелев А.Н. Отношение петербургских учителей к содержанию и условиям профессиональной деятельности // Университетское образование современного педагога: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 13 окт. 2016. - СПб., 2016. - С. 381.

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.