Научная статья на тему 'Социальное партнерство в системе начального и среднего профессионального образования'

Социальное партнерство в системе начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВНЕШНИЕ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / ELEMENTARY AND SECONDARY EDUCATION / SOCIAL PARTNERSHIP / EXTERNAL QUALITY CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Гришин Алексей Владимирович, Махновский Сергей Александрович

Рассматривается аспект решения проблем повышения качества профессионального образования путем целенаправленной организации социального партнерства заказчиков образовательных услуг и поставщиков этих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Гришин Алексей Владимирович, Махновский Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership in the system of elementary and secondary vocational education

The aspect of solving problems of vocational education quality growth by purposeful organization of social partnership of customers and suppliers of educational services is reviewed.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в системе начального и среднего профессионального образования»

УДК 377 ББК Ч46-Ч47

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Беликов*, А.В. Гришин**, С.А. Махновский***

* Магнитогорский государственный университет, **Челябинский автотранспортный колледж,

***Магнитогорский профессионально-педагогический колледж

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF ELEMENTARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

V. Belikov*, A. Grishin**, S. Makhnovsky***

*Magnitogorsk State University **Chelyabinsk Motor Transport College **Magnitogorsk Professional and Pedagogical College

Рассматривается аспект решения проблем повышения качества профессионального образования путем целенаправленной организации социального партнерства заказчиков образовательных услуг и поставщиков этих услуг.

Ключевые слова: начальное и среднее профессиональное образование, социальное партнерство, внешние критерии качества.

The aspect of solving problems of vocational education quality growth by purposeful organization of social partnership of customers and suppliers of educational services is reviewed.

Keywords: elementary and secondary education, social partnership, external quality criteria.

Критерии и показатели качества деятельности образовательных учреждений традиционно подразделяются на внутренние и внешние. В число внешних критериев входят, в частности, и те, которые характеризуют связи между образовательными учреждениями и предприятиями. Это критерии: конкурентоспособность выпускников, степень их трудоустройства, их востребованность на рынке труда. Учитывая названные критерии, образовательные учреждения могут считать одним из направлений повышения качества своей деятельности расширение и укрепление внешних связей и включение в них аспектов маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка труда.

Ситуация на рынке труда в десятых годах XXI века, за исключение последнего года, в целом определялась устойчивым ростом экономики, тенденцией увеличения объемов промышленной продукции, подрядных работ, оборота торговли, платных услуг и ин-

вестиций. Наблюдалась устойчивая работа предприятий транспорта и связи. В эти же годы продолжалось снижение потерь рабочего времени, практически не использовались сокращенные рабочие дни и недели. Оставался невысоким процесс высвобождения работников, увеличивалась потребность в рабочей силе, росло число занятых в экономике граждан.

Но и в настоящее время наблюдается устойчивая потребность в профессионально подготовленных кадрах средней квалификации. Это связано с перепрофилированием и развитием предприятий, расширением производства и открытием новых рабочих мест, с переходом работников на другие предприятия, необходимостью трудоустройства выпускников школ, начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений.

В этом случае отмечается снижение числа специалистов среднего звена, работающих в экономике. Наибольший отток рабочей силы

наблюдается в промышленности и строительстве. Стабилизация и некоторый рост производства уменьшает остроту проблемы, но не устраняет ее.

Общими чертами экономики страны являются преобладание количества выбывших работников над принятыми на работу, увеличение высвобождаемых, продолжающееся перераспределение рабочей силы между секторами экономики, сохранение высокого уровня неполной занятости, усугубление дисбаланса спроса и предложения, нарастание напряженности.

Таким образом, в период стабилизации и экономического подъема вопросы профессиональной подготовки и переподготовки кадров средней квалификации остаются значимыми.

Анализ состояния трудовых ресурсов показывает, что сохраняются основания для сокращения их численности.

В г. Магнитогорске и Челябинской области в целом в этом аспекте ситуация несколько более благополучная, чем в стране в целом. Основными источниками формирования трудовых ресурсов являются:

- выпускники профессиональных училищ, колледжей, техникумов;

-трудоспособное население в трудоспособном возрасте (около 92 %);

-лица старшего (пенсионного) возраста, занятые в сфере экономики и социальной сфере (около 8 %).

Проблему трудоустройства мы рассматриваем в первую очередь для первой социальной группы.

Следует признать, что в связи с сокращением количества профессиональных училищ, сокращением или перепрофилированием техникумов и колледжей в последние годы сокращается число их выпускников, имеющих достаточный уровень квалификации. Сегодня трудно найти высококвалифицированных каменщиков, плотников, сварщиков, электриков. Трудно найти специалистов-руководителей начального и среднего звена - бригадиров, прорабов, мастеров.

Причина в том, что современная профессиональная школа их не готовит, или готовит в недостаточном количестве. Отсюда - потребность страны и города в иностранной рабочей силе.

Решить проблему быстро и эффективно возможно только совместными усилиями, необходимо восстановить систему профессионального образования начального и среднего

уровня (НПО и СПО). А для этого нужен социальный заказ, финансирование и социальное партнерство.

Профессиональное образование рассматривается нами как целостный процесс обучения и воспитания личности специалиста, выпускника образовательных учреждений системы начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВУЗ). Основанием профессионального образования является учебная, учебнопрофессиональная и трудовая деятельность обучающихся, так как именно в них формируются общие умения, навыки и качества личности, необходимые в профессиональной деятельности. Результатом процесса профессионального образования является личность, владеющая комплексом знаний, умений и навыков общего и профессионального уровня, обладающая комплексом качеств, способствующих активному выполнению ею профессии, а также развитию личности. Взаимосвязь этих видов деятельности, таким образом, обеспечивает формирование готовности специалистов к партнерским отношениям со всеми субъектами профессиональной деятельности.

Анализ программ профессионального образования учащихся и студентов в аспекте социального партнерства позволяет выделить следующие задачи, решаемые педагогами в ходе достижения поставленной цели:

1. Ознакомление обучающихся с основами современного производства, организацией труда и профессиональной деятельности.

2. Формирование профессиональных умений и навыков.

3. Развитие морально-психологических и деловых качеств личности (трудолюбие, уважение к людям труда и результатам их труда, отношение к труду как к долгу, ответственность, интересы и способности и т.д.).

4. Побуждение к сознательному выбору профессии и овладению ею.

5. Формирование готовности к взаимодействию с другими участниками профессиональной деятельности.

Решение этих задач мы рассматриваем как необходимое условие эффективного социального партнерства в профессиональной подготовке личности.

Исследователи отмечают наличие ряда противоречий в процессе трудового воспитания и профессионального образования. В частности в качестве ведущих противоречий с

Теория и методика профессионального образования

этим основанием А.Я. Найн и Ф.Н. Клюев выделяют:

1) противоречие между быстро происходящим обновлением всего педагогического процесса в системе профессионального образования и сложившейся системой подготовки и повышения квалификации ее кадров;

2) противоречие между потребностью образовательных учреждений в высококвалифицированных кадрах нового (инновационного) типа и существующей системой уравнительной оплаты их труда [4].

В качестве возможных путей решения указанных противоречий в теории и практике профессионального образования они указывают:

1. Переход к адаптивному непрерывному профессиональному образованию.

2. Обеспечение трудового обучения и воспитания обучающихся.

3. Интеграцию трудовой, учебной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся.

4. Обеспечение многоканального финансирования профессиональной подготовки студентов из различных источников.

5. Обеспечение социального партнерства в системе профессионального образования.

Существуют также и другие направления.

В таком случае профессиональное образование в профессиональном училище или колледже способствует в конечном итоге реализации тенденции к тому, чтобы каждый человек занял свое место в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным склонностям [4].

Для этого необходимо добиться привлекательности системы профессионального образования для потенциальных заказчиков, инвесторов и партнеров. Для этого предполагается решение ряда задач.

Во-первых, необходимо обеспечить развитие и упрочение связей образовательных учреждений системы НПО и СПО с рынком труда и реализацию механизма социального партнерства. При определении содержания профессионального образования исходить из его ориентации на формирование ключевых профессиональных компетенций. Для этого ввести систему контекстно-модульной подготовки обучающихся по конкретным профессиональным умениям и навыкам, организовать подготовку и переподготовку мастеров производственного обучения и преподава-тельских кадров, способных реализовать но-

вые программы обучения. В основе реализации указанных направлений мы видим обновление учебной и материально-технической базы профессионального образования.

Во-вторых, для активного участия в рынке квалифицированной рабочей силы необходима интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования. Не объединение, а четкое взаимодействие образовательной деятельности на каждом уровне с целью обеспечения непрерывности профессиональной подготовки обучающихся. В этой связи, на наш взгляд, возможно создание нового типа образовательных учреждений для подготовки рабочих кадров по более высоким разрядам начального и среднего звена.

При реализации этих направлений, на наш взгляд, актуальным и незаменимым является социальное партнерство на равноправной взаимовыгодной основе. Создание отлаженной, эффективной системы социального партнерства - одно из перспективных направлений обеспечения качества образовательной деятельности профессиональных училищ, техникумов и колледжей. К сожалению, приходится констатировать отсутствие или несовершенство нормативной базы, недостаточный учет потребностей работодателей, низкий уровень достоверности прогнозов потребности рынка труда в трудовых ресурсах, отсутствие необходимых и достаточных условий (управленческих, финансовых, организационно-педагогических, методических) эффективного взаимодействия. Это не позволяет пока объединить усилия всех субъектов рынка труда и образовательных услуг при формировании и реализации заказов на образовательные услуги.

Образовательный заказ зачастую не является объективным.

Одним из путей решения проблемы повышения качества начального и среднего профессионального образования на основе социального партнерства является интеграция на договорной основе деятельности всех ответственных субъектов в вопросе организации профессионального образования с четким определением цели совместной деятельности, принципов и направлений взаимодействия, разработкой системы управления образовательным процессом и качеством образовательного процесса в профессиональном училище, техникуме, колледже.

Знаковым примером может служить взаимодействие отдельных профессиональ-

ных образовательных учреждений с основным социальным партнером в решении проблемы качества образовательного процесса в г. Магнитогорске — ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», который как основной заказчик заинтересован в повышении качества подготовки принимаемых на работу специалистов.

Но нужно иметь в виду, что в городе Магнитогорске в настоящее время работают тысячи государственных, частных, малых и больших предприятий, нуждающихся в квалифицированной рабочей силе. Но они практически никак не участвуют в образовательном процессе училищ, техникумов, колледжей. Магнитогорский государственный профессионально-педагогический колледж, стремясь ликвидировать данный пробел, на протяжении многих лет в своих учебно-производственных мастерских неоднократно проводил конкурсы профессионального мастерства среди сварщиков, станочников по металлообработке, каменщиков и др.

Тот факт, что будущие специалисты на та-

ких конкурсах занимают призовые места, говорит об их достаточно высокой профессиональной подготовке еще на этапе обучения. Социальное партнерство обеспечит эффективное развитие системы профессионального образования в городе, области и стране.

Литература

1. Бутко, Е.Я. Итоги реализации международного пилотного проекта европейского фонда образования / Е.Я. Бутко // Профессиональное образование. - 2003. -№ 6.- С. 2-3.

2. Киуру, С.А. Социальное партнерство как педагогическая проблема / С.А. Киуру // Профессиональное образование. - 2000. -№2.-С. 16-17.

3. Крючков, В.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании / В.И. Крючков // Профессиональное образование. - 2000. - № 2. — С. 30-31.

4. Найн, А.Я. Проблемы развития профессионального образования; региональный аспект / А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев. - Челябинск: Изд-во ин-таразе. проф. обр., 1998. - 264 с.

Поступила в редакцию 20 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.