Научная статья на тему 'Социальное партнерство как основа развития проектной деятельности муниципального образования'

Социальное партнерство как основа развития проектной деятельности муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOCAL COMMUNITY / EDUCATIONAL SPACE / SUBJECTS OF SOCIAL PARTNERSHIP / PROJECT 'S ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагбаева Нина Жамсуевна

Развитие социального партнерства в рамках местных сообществ является сегодня непременным условием развития как гражданского общества в России, так и поступательного развития школы. Проектная деятельность является хорошей основой объединения усилий школьников, родителей, учителей и других субъектов местного поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дагбаева Нина Жамсуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership as the basis of project activity development in municipal education

Development of social partnership within local communities is an indispensable condition of development for both civil society in Russia and forward development of school today. Project activity is a good basis for joint of efforts of school students, parents, teachers and local communities other bodies.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как основа развития проектной деятельности муниципального образования»

УДК 331.105:352

© Н. Ж. Дагбаева

Социальное партнерство как основа развития проектной деятельности муниципального образования

Развитие социального партнерства в рамках местных сообществ является сегодня непременным условием развития как гражданского общества в России, так и поступательного развития школы. Проектная деятельность является хорошей основой объединения усилий школьников, родителей, учителей и других субъектов местного поселения.

Ключевые слова: местное сообщество, образовательное пространство, субъекты социального партнерства, проектная деятельность.

N. Zh. Dagbaeva

Social partnership as the basis of project activity development in municipal education

Development of social partnership within local communities is an indispensable condition of development for both civil society in Russia and forward development of school today. Project activity is a good basis for joint of efforts of school students, parents, teachers and local communities other bodies.

Keywords: local community, educational space, subjects of social partnership, project's activity.

В современный период — основная задача развития образования — создание так называемых «мягких технологий», обеспечивающих высокое качество образования и воспитания, неразрывно связанных между собой. Современная педагогическая наука особое внимание в связи с этим уделяет инновационным технологиям, которые в совокупности позволяют решать наиболее актуальные вопросы разработки новых, гуманистических моделей образования, его нового содержания, новых форм, технологий и методов.

Изменение внешней социальной диспозиции образования ведет к выявлению не только его новой роли в обществе, но и к решению реальных задач социально-экономического развития общества. Одним из таких инновационных технологий является социальное партнерство в образовании. Развитие идеи социального партнерства в образовании является как раз тем механизмом, который способен сделать эффективным образовательные и воспитательные усилия школы в обществе. Сегодня, когда в самых разных территориях нашей страны и за рубежом наблюдаются очаги социальной напряженности, конфликты, особое значение приобретает актуальность формирования компетенций сотрудничества, социального партнерства и межличностной толерантности у учащейся молодежи.

В конкретном смысле речь идет о том, что в образовательном пространстве местного сообщества формируется и развивается новая технология сотрудничества, которая отражает потребности социальных общностей и учре-

ждений и воплощает собой новые содержание, формы и методы образования. Под местным сообществом понимается совокупность жителей конкретного муниципального образования, в нашей статье мы рассмотрим на примере За-играевского района республики Бурятия. Школы объединены географическим и административно-территориальным положением, в рамках которого совместно решаются социально-экономические и экологические задачи локальной местности. Субъекты местного сообщества — это юридически оформленные или неоформленные органы, организации или инициативные группы граждан, представляющие интересы различных групп населения, образующие местное сообщество.

В России развитие идей социального партнерства представлено в трудах Д. И. Менделеева (1834-1907 гг.), В. В. Берви-Флеровского (1829-1918 гг.), П. В. Струве (1870-1944 гг.), М. И. Туган-Барановского (1865-1919 гг.) и др. С развитием фабричного и заводского законодательства в России в 80-90-е гг. XIX в. и распространением процесса заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений, теория социального партнерства, формирующаяся на протяжении столетий, приобретает реальное воплощение в качестве важнейшего компонента социально-трудовых отношений.

Создание основ социального партнерства направлено на решение социально-педагогических задач и, прежде всего, объединения усилий всех социальных институтов общества для реализации социально-экологических, педагогических, проблемы формирования нравственности и культуры детей и взрослых в современном микросоциуме. В социальном плане — это побуждение широких слоев населения следовать модели устойчивой жизни и экономики в нашем обществе. В качестве социально-образовательной цели определяется формирование развитой личности, с гуманным отношением к людям, к обществу, природе, обладающей чувством собственного достоинства, развитым интеллектом, эстетическим вкусом, культурой умственного труда, творческим потенциалом, потребностью и способностью к постоянному саморазвитию и самовыражению в различных сферах и видах деятельности.

Так, организация сотрудничества в рамках школы и местных сообществ может научить общаться и работать друг с другом обучающихся разных национальностей, социального положения и разного пола. Взаимодействие обучающихся в любом возрасте расширяет их зону комфорта и помогает приобрести уверенность в общении. Чем больше ученики говорят друг с другом и знают друг о друге, тем терпимее они относятся друг к другу.

Технология партнерства в учебной и проектной деятельности школьников базируется на трех принципах:

Одновременное взаимодействие: Чем больше ученики общаются друг с другом, чем больше они вовлечены в проектный процесс, тем лучше они и учатся.

Позитивная взаимозависимость: Успех каждой команды и каждого члена команды не возможен без успеха и участия каждого.

Личная ответственность и взаимоответственность: Принимая на себя ответственность за конкретную часть проекта, и получая за нее оценку, у школьников формируется чувство личной ответственности.

В Заиграевском районе последние десять лет реализуется объединяющий все школы проект «Модельная территория научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей». В рамках данного проекта:

- проведена районная конференция «Традиции и инновации в системе образования Заиграевского района», в которой приняли участие все образовательные учреждения, защищая свои инновационные проекты;

- республиканская конференция «Модельная территория научно-исследовательской работы в муниципальной системе образования Заиграев-ского района», на которую были приглашены представители всех районов Республики Бурятия, и по итогам издано пособие «Муниципальная система образования Заиграевского района: традиции и инновации» в 2009 г. (тираж 500);

- межрайонная научно-практическая конференция «От образовательных результатов к качеству образования», посвященная Году Учителя. В формате данного мероприятия, были организованы выставка-презентация образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, работа секций. Экспертная комиссия отметила высокую активность педагогов школ многих школ.

Кроме общей тематики в большинстве школ сотрудничество осуществляется в форме собственных проектов. Так в Новоильинском агротехническом лицее разработана программа развития «Личностно-ориентированное образование в школе здорового развития». Реализация программы осуществляется через управление проектами:

• Проект профильного обучения и предпрофессиональной подготовки.

• Проект информатизации.

• Проект «Инновации в образовании».

• Проект модели воспитательной системы «Педагогика успеха».

Программа «Патриотическое воспитание» отмечена серебряной медалью

Всероссийского конкурса «Патриот России», конкурса инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи, проходящего под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры. В рамках воспитательной деятельности, в лицее были реализованы инновационные проекты, получившие грантовую поддержку «Школа радости», проект «Содружество нам на пользу», «Дети — наше будущее». Неоценимую помощь оказали родители в реализации всех программ, а также совместная деятельность лицея и Дома творчества.

На протяжении многих лет школа работает по программе «Одаренные дети», которая основана на организации исследовательской работы школьников, участии детей в конкурсах, интеллектуальных турнирах различного уровня. Лицей является базовой площадкой для проведения районных научно-практических конференций «Шаг в будущее» и «Первые шаги», участвует в международных конкурсах «Эму», «Кенгуру», «Медвежонок» и др. На базе школы создана стажировочная площадка межрегионального центра передо-

вого опыта «Шанс каждому ребенку» по программе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.

Наглядным в плане развития технологии сотрудничества является участие детей в грантовом проекте Программы развития ООН при поддержке компании «Кока-Кола», «Зелёный щит Байкала». В прошлом учебном году коллективом лицея, совместно с Хандагатайским лесхозом высажены тысячи саженцев сосны для спасения местной речки Илька. В этой акции приняли участие и дети, и родители, жители поселка.

Работа в малой группе, тесное взаимодействие стало основой в в развитии технологии сотрудничества. Это демонстрируется в деятельности Заиграев-ской средней школы. Она является республиканской экспериментальной площадкой по программе «Сохранение и укрепление здоровья школьников образовательных учреждений Республики Бурятия». По итогам дистанционного всероссийского конкурса «Учитель! Пред именем твоим — 2013» в номинации «Инновации» за комплект материалов по оздоровительной работе с учащимися школа награждена серебряной медалью. В 2014 году проект «За-играевская школа — ресурсный центр развития государственно-общественного управления через социальное партнёрство» стал призёром республиканского конкурса. Директор школы — Шойдопова Л.Б. награждена золотой медалью участника Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» и почётным знаком «Директор года 2013».

Овладение учащимися технологией сотрудничества начинается с малых, классных дел. Онохойская средняя школа № 1. прошла путь от федеральной экспериментальной площадки до победителя первого конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На 2012-2017 гг. школа является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС основного общего образования. Сегодня школа — это соединение лучших традиций, заложенных коллективом и научными руководителями, с современными инновационными процессами. Развивается социальное партнерство и сетевое взаимодействие со школами района, а также на республиканском и международном уровнях. Учащиеся участвуют в обменной программе по проблеме «Биологическое и культурное разнообразие регионов: Бурятия — Нижняя Саксония» уже восьмой год. Проектная и научно-исследовательская работа — один из фундаментальных видов деятельности школы. Многие свои успехи школа объясняет тесным сотрудничеством с наукой, уже более двадцати лет она является членом университетского образовательного комплекса Бурятского госуниверситета.

Особое значение идеи сотрудничества и партнерства имеют в системе межкультурного и этнического образования. В муниципальном объединении представлены школы, отражающие культуру народов населяющих Бурятию: бурят и семейских. Так Ацагатская средняя общеобразовательная школа — победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, главной целью которых является воспитание новой личности, ориентированной на систему этнокультурных ценностей. Признание ценностей и традиций национальной культуры является основной стратегической линией школ, и сегодня оно обретает новые содержа-

тельные практико-ориентированные формы. В этом же направлении успешно работает коллектив Эрхирикской средней общеобразовательной школы, активно внедряя в процесс обучения национально-региональный компонент. Школа является районной апробационной площадкой учебника бурятского языка «Амар Мэндэ», реализуя совместно программу с учеными Восточного института БГУ.

Признанным лидером в области поиска инновационных педагогических форм и методов процесса изучения, сохранения и развития культуры семей-ских, как на уровне района, так и на уровне Бурятии является Заиграевский центр детского и юношеского творчества. Здесь, под руководством дирекции и методической службы, которую курирует заслуженный учитель России Петров Виктор Леонидович, создана своя оригинальная и стабильная организационно-методическая система решения проблем обучения и воспитания по истории и культуре семейских Забайкалья в пространстве функционирования дополнительного образования. Эти же идеи находят продолжение в НовоБрянской средней школе, которая является районной инновационной площадкой «Школа традиционной культуры семейских». Здесь школа помогает все население, особенно старожилы, которые бережно сохраняют свои традиции. Удовлетворение образовательных потребностей учащихся происходит через обновление содержания образования и введение таких предметов, как «История и культура семейских Забайкалья», «Древние корни народного искусства», «Традиционная и художественная культура Бурятии», «Экология Байкальского региона». Развитие программы «Школа гражданского становления в поликультурной среде в условиях образовательного пространства сельской местности» в Новогорхонской школе способствовала тому, школа стала победителем первого грантового конкурса проектов программы «Малая Родина». Участие в этом проекте совместно с местной общественностью стало основой для развития ее как экспериментальной площадки республиканского значения «Управление инновационными процессами в условиях малокомплектной школы», так как и местная власть и жители осознают, что поселение будет жить, пока сохраняется школа.

Одним из важнейших ресурсов повышения качества образовательных услуг является инновационный потенциал образовательных учреждений в целом и учителей в отдельности. Высокая эффективность проектной деятельности имеет место там, где развитие идей социального партнерства носит системный характер.

Итак, на современном этапе развития российской образовательной системы особенно важным представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний. И технология обучения в сотрудничестве, развитие социального партнерства предоставляет возможности для решения этих задач.

Г. Н. Фомицкая. Оценка качества педагогической деятельности как механизм повышения профессиональной компетентности учителя

Дагбаева Нина Жамсуевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Педагогического института Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 442395.

Dagbaeva Nina Zh., doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogy Department, director of the Pedagogical Institute, Buryat State University. Е-mail: [email protected]

УДК 371.134

© Г. Н. Фомицкая

Оценка качества педагогической деятельности как механизм повышения профессиональной компетентности учителя

В статье рассматриваются инновационные подходы к организации внешней оценки качества профессиональной педагогической деятельности учителя, открывающей возможности для профессионального роста педагога.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность педагога, внешняя оценка.

G. N. Fomitskaya

The quality of pedagogical activity assessment as the mechanism to increase the teacher's professional competence

The article deals with innovative approaches to the organization of quality external assessment in the professional pedagogical activity of the teacher to reveal opportunities for the professional growth of the teacher.

Keywords: quality of education, the teacher's professional competence, external assessment.

Современное информационное общество признает только одно преимущество — высокое качество образования, в обеспечении которого определяющее значение имеет качество педагогических ресурсов.

Государственно-общественный заказ на качество общего образования обнажил проблемы, связанные с уровнем профессиональной компетентности педагогов. Ведь именно уровень профессиональной компетентности учителя, его умение проектировать учебно-познавательную деятельность определяет эффективность деятельности системы образования в целом. По мнению В. А. Сластенина, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [1]. Иными словами, под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для организации успешной педагогической деятельности.

До недавнего времени нормативной моделью компетентности педагога, отражающей научно-обоснованный состав профессиональных знаний, уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.