УДК. 294.38
DOI 10.18413/2075-4566-2018-43 -3 -491 -497
ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕСТАХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА
APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF RELIGIOUS EDUCATION IN PLACES OF COMPACT RESIDENCE OF OLD BELIEVERS IN A MULTI-CONFESSIONAL REGION
1 2 С.В. Васильева , О.В. Доржигушаева 12 S.V. Vasilyeva , O.V. Dorjigushaeva
'Бурятский государственный университет, Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24А
2Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Россия, 670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, строение 1
:Buryat State University, 24a Smolin st., Ulan-Ude, 670000, Russia
2East Siberia State University of Technology and Management, 40V Klyuchevskaya st., Ulan-Ude, 670013, Russia
E-mail: sv_vasilieva@mail.ru; oyuna79@mail.ru
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (РГНФ) в рамках проекта проведения научных исследований («"Образ" религии в России: образовательные проекты и конструирование религиозной толерантности»), проект № 15-23-06002
Аннотация. Современное образование находится в состоянии интенсивного развития и вместе с тем пристального внимания со стороны социума, педагогической и родительской общественности. Одной из составляющих инновационной деятельности организаций общего и дополнительного образования детей выступает реализация этнокультурного воспитания. Данное направление призвано отражать национальные и региональные особенности Республики Бурятия и предусматривает возможность введения в образовательный процесс предметного содержания, связанного с историей и культурой своего народа. Одним из уникальных пластов традиционной русской культуры является субкультура семейских Бурятии.
В статье представлен опыт организации этнокультурного образования русских школьников на примере районов компактного проживания потомков старообрядцев - семейских Бурятии. Особое внимание уделяется вопросам методического обеспечения уроков по истории культуры семейских Бурятии на разных уровнях общего среднего образования. Анализируется развернутый учебно-методический комплект для начальной, средней и старшей школы.
В заключении авторы приходят к выводу о том, что внедрение в образовательный процесс материалов по истории и культуре семейских в местах их компактного проживания в условиях поликонфессионального региона удовлетворит запросы общества и будет способствовать воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов.
Abstract. Modern education is in a state of intensive development and, at the same time, close attention on the part of society, the pedagogical and parental community. One of the components of innovative activity of organizations of general and additional education of children is the implementation of ethno-cultural education. This direction is intended to reflect the national and regional peculiarities of the Republic of Buryatia and provides for the possibility of introducing into the educational process a substantive content related to the history and culture of its people. One of the unique layers of traditional Russian culture is the subculture of the "semeiskie" Buryatia.
The article presents the experience of the organization of ethnocultural education of Russian schoolchildren on the example of areas of compact residence of the descendants of the Old Believers - the "se-meiskie" of Buryatia. Particular attention is paid to the methodological support of lessons on the history of culture of the family Buryatia at different levels of general secondary education. An extensive training and methodological kit for primary, secondary and high school is analyzed.
In conclusion, the authors come to the conclusion that the introduction of materials on the history and culture of "semeiskie" in the places of their compact residence in the conditions of a multi-confessional region will satisfy the demands of the society and will promote the upbringing of children in the spirit of harmony, peace and respect for the culture of their people and, as a consequence, the history and culture of other nations.
Ключевые слова: старообрядцы, семейские, религиозное образование, этнокультурное воспитание, традиция.
Keywords: Old Believers, "semeiskie", religious education, ethnocultural education, tradition.
Актуальность. Одной из насущных проблем мирового сообщества является необходимость сохранения, возрождения, трансляции и популяризации традиционной этнической культуры. Решение проблемы для таких полиэтнических стран, как Россия, видится в организации этнокультурного образования, предполагающего освоение традиционной культуры в межнациональном культурном контексте «Восток - Запад». Современное этнокультурное образование представляет собой синтез традиций, исторического опыта и новых веяний в областях жизнедеятельности россиян. Примером может служить изучение истории старообрядцев - семейских, в которой непрерывность и преемственность многих составляющих элементов старообрядческой культуры всегда сочетались с региональными особенностями, сформировавшимися в результате исторических миграций старообрядцев и контактов с другими народами, их жизни в иноконфессиональном и иноэтническом окружении.
1. Старообрядцы - семейские Бурятии
Обеспечивая русское присутствие на азиатских окраинах, государство способствовало в первую очередь заселению стратегически важных территорий (трактов и пограничных линий), укомплектованию штата административных учреждений и пополнению военных гарнизонов. В отличие от приверженцев официальной церкви старообрядцы на местах водворения создавали чрезвычайно прочную неформальную общность, которая являлась основой традиционных институтов самоуправления. И именно это обстоятельство наряду с более рациональной системой хозяйственных ценностей способствовало тому, что старообрядцы стихийно закладывали основу российской государственности на окраинах империи.
В результате масштабного переселения старообрядцев в Сибирь (XVIII в.) оформился территориальный центр старообрядцев (семейских), расположенный в Забайкалье. Носители древнего православия проникали в регион двумя путями: в качестве ссыльных и вольных колонистов, представляя собой часть русского субэтноса, неравномерно распределенного по территории региона.
Прибывшие в Забайкалье в 1765 первые переселенцы, а в 1766-1767 гг. - многочисленные партии «новопоселенные из поляков с их семействами», были поселены в русских деревнях по Чикою, Хилку, в селах Тарбагатайской слободы. Сегодня это Тарбага-тайский, Мухоршибирский, Бичурский, Заиграевский районы республики Бурятия, в которых компактно проживают потомки старообрядцев-семейских. Несмотря на то, что «се-мейские» были выходцами из разных районов и областей России, разных территорий польских пределов, в Забайкалье они стремились преодолеть этнокультурные различия.
Объединяло их в этом случае этноконфессиональное самосознание и специфический этноним - «семейские» [3].
В XIX в. староверы нашего региона оказывали активное сопротивление насаждению единоверия, организованно протестовали против притеснений, арестов священников, опечатывания часовен и нелегально поддерживали устои и правила староверия.
Политика Советской России в первой половине XX в. затронула все социальные слои старообрядчества, в том числе объединения, наиболее замкнутые и закрытые для окружающего мира. Старообрядческие общины различными способами были вынуждены реагировать на меняющуюся действительность. Общины старообрядцев-семейских Забайкалья продолжали оставаться многофункциональными системами с централизованной на различных уровнях структурой, способной самостоятельно (без помощи государства и даже в условиях прессинга со стороны властей) выполнять культовые, хозяйственные, образовательные и другие функции, и долгое время могли противостоять идеологическому и экономическому давлению.
Послевоенное развитие забайкальского старообрядчества связано с нарастающей интеграцией в советское общество и попытками сохранить «старую веру» в этих условиях. Тем не менее постепенный уход традиционного общества вёл к вымыванию традиционной старообрядческой культуры, и религиозный её компонент в большей мере оказывался востребован людьми старшего возраста.
В конце ХХ века, несмотря на противоречивость правовых основ вероисповедной политики государства и трудности ее реализации, произошло серьезное изменение положения Древлеправославной церкви в постсоветской России и Бурятии в частности. Возобновлена традиционная структура управления (восстановлено патриаршество), возрождена система научно-богословских и духовно-учебных заведений, расширена издательская деятельность; упорядочена система налогообложения организаций, духовенство и старообрядческие общества получили права юридических лиц и возможность официально защищать свои интересы.
Особенностью старообрядчества в Бурятии является то, что оно функционирует в условиях поли- и этноконфессиональности. Возрождение Древлеправославия в республике Бурятия приходится на самые кризисные годы - 1993-2001 гг. Этот период характеризуется ростом числа верующих, наибольшей активностью прихожан. «Этап развития общественно-научной мысли в Бурятии можно определить как этап исторической ретроспективы...» [7].
Либерализация всех сторон жизни привела к ренессансу религиозной традиции. В 1990-е годы во многих семейских сёлах отстроены и открыты церкви, появились священники, религиозная жизнь заметно активизировалась. Также на качественно новый уровень вышла фольклорная деятельность, в рамках которой развиваются семейские ансамбли и хоры, проводятся этнографические праздники. Может быть, впервые в истории перед старообрядцами открылись такие большие возможности сохранения и развития всего культурного комплекса «старой веры».
Надо отметить и тот факт, что в начале XXI века старообрядцы-семейские стали заметным явлением общественной жизни Республики Бурятия, представляя собой не только культурно-исторический феномен, но пример активного сотрудничества с органами государственной власти. Примером этого можно считать проведение I съезда семейских (1993 г.), где были сформулированы основные концептуальные подходы, приняты основополагающие документы, избран на демократической основе руководящий орган -вече. Правительством Республики Бурятия в 2001 г. была разработана и утверждена республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских (2001-2006 гг.)».
За период с 2007 г. до настоящего времени в республике проведена большая работа по изучению и сохранению традиционной культуры семейских в дошкольных, школьных
и высших учебных заведениях. «Диалог выступает единственной альтернативой нетерпимости, фанатизму и конфронтации любого рода. Возможность диалога основывается на единстве человечества, на понимании традиций как уникальных символических систем, обеспечивающих идентификацию и социализацию индивидов, и на воле к преодолению веками складывавшихся предрассудков и конфронтационных стереотипов» [1]. Впервые благодаря усилию педагогов и научного сообщества республики по вопросам изучения и сохранения традиционной культуры семейских стало возможно издание и внедрение учебно-методического комплекта по истории и культуре семейских Бурятии в образовательный процесс районов компактного проживания потомков старообрядцев-семейских.
2. Проблемы введения ОРКСЭ в республики
Как и во многих субъектах Российской Федерации в школах Бурятии с 2012 года были введены четыре модуля курса ОРКСЭ.
Опираясь на данные сайта министерства образования Республики Бурятия, мы провели анализ, в котором выявили, что в школах районов компактного проживания потомков старообрядцев данный курс был введен на общих основаниях. Большая часть родителей выбрала модуль «Основы православной культуры». Например, по данным Заиг-раевского управления образования выявлено, что данный курс ведется в 28 школах, в 35 классах района. Организовано преподавание следующих модулей: «Основы светской этики» - 16 ОУ; «Основы мировых религиозных культур» - 7 ОУ; «Основы буддийской культуры» - 3 ОУ: «Основы православной культуры» - 2 ОУ.
Учащиеся - 504 человека, из которых 435 (86%) отмечают: «интересно на уроках ОРКСЭ», хотели бы продолжить изучать курс - 422 (84%). Ребятам нравится:
- беседовать о хороших и плохих поступках детей - 55%;
- изучение праздников и традиций - 43%;
- беседы о нравственных качествах человека - 56%;
- знакомство с памятниками культуры - 19%;
- игры и театральные инсценировки - 20%.
Несмотря на то, что уроки были проведены на высоком методическом уровне с использованием информационных технологий, с приглашением родителей и общественности, тема истории Древлеправославной церкви в Забайкалье не затрагивалась. Лишь в Та-шеланской СОШ на внеклассные мероприятия приглашены были представители Русской Православной церкви и Центра буддийской религии и культуры «Арья Бала».
Анализ отчетов Заиграевского управления образования позволил выявить, что при выборе модуля испытывали трудность 158 человек (30%), это связано с недоверием к нововведению в школе (19%), с недостаточной информацией о курсе (24%). Половина родителей высказались за обучение ОРКСЭ без выставления оценок (57%). Для учителей трудности составили в методике преподавания 25%, в терминологии - 25%.
В рамках нашего исследования необходимо отметить, что тематика и содержание модуля «Основы православной культуры» не включает материал по истории Древлепра-вославной церкви и не имеет даже обзорной информации по истории старообрядчества. В Республике Бурятия, в которой этноконфессиональная группа семейских составляет около 200 тысяч, или 20% населения республики, данный факт неоднократно обсуждался в учительском сообществе. Особенно остро эта проблема переживается в районах Бурятии, где потомки старообрядцев семейских проживают компактно (Бичурский, Заиграев-ский, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Селенгинский, Кижингинский, Хоринский, Кях-тинский сельские районы республики Бурятия). Вышеизложенная ситуация заставила обратиться к имеющемуся опыту. В 2001-2006 гг. в Бурятии действовала республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских», в рамках которой Министерством образования и науки Республики Бурятия 8 декабря 2005 г. был подписан приказ № 963 «О введении в образовательно-воспитательное пространство шко-
лы программного курса этнического образования «История и культура семейских Забайкалья» как часть национально-регионального компонента государственного стандарта образования». Опираясь на этот опыт, в 2015 г. по распоряжению Народного Хурала Республики Бурятия была создана рабочая группа, в которую вошли педагоги, ученые Бурятского государственного университета, специалисты республиканского института образовательной политики. «Актуальным представляется анализ образовательных практик вовлечения как «верующих», так и «неверующих» (студентов, школьников и их родителей) в процессы преодоления существующих конфликтов на почве конфессионального экс-клюзивизма и утверждения толерантных моделей функционирования религии в современном обществе» [9].
Создание этой группы позволило провести анализ современного состояния этнокультурного образования детей семейских, по результатам которого было выяснено, что в 25 общеобразовательных школах Республики Бурятия в рамках школьного компонента преподается история и культура семейских. Основная проблема заключается в отсутствии доступной литературы, отсутствии единых требований к разработке программ, учебных пособий. Результаты проделанной работы рабочей группы были отражены в сборнике материалов «Образовательные программы педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и культуре семейских Бичурского района Республики Бурятия» [8].
3. Основные направления и противоречия в организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе культурно-исторических традиций
старообрядцев
Публичные слушания, проведение круглых столов на тему «Изучение и сохранение культуры семейских Бурятии», привело всех заинтересованных лиц к выводу о том, что решение проблемы трансляции традиционной культуры семейских возможно только на основе комплексного подхода, взаимодействия властных и общественных структур на региональном уровне государственной власти.
В этой связи возникает необходимость организации этнокультурного образования семейских на всех ступенях обучения от дошкольного и до уровня среднего и среднего профессионального образования.
Для продвижения этой идеи на заседании Комитета по образованию Общественной палаты Республики Бурятия был утвержден проект Концепции государственной политики по поддержке развития этнокультурного образования семейских. Концепция стала рамочным документом, в соответствии с которым не только государство, но и все заинтересованные общественные объединения, культурно-интеллектуальная элита, бизнес-сообщество, семейские сообщества приняли на себя определенные обязательства по участию в программах и мероприятиях по реализации Концепции. На основе утвержденной Концепции была разработана республиканская целевая программы «Сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия» как часть федеральной государственной программы «Укрепление единства и этнокультурного развития народов Российской Федерации в Республике Бурятия на 2015-2020 гг.» с финансовым обеспечением ее в бюджете Республики Бурятии на 2017-2020 гг.
Программой были предусмотрены следующие мероприятия по созданию Учебно-методического комплекта, а именно:
1. Разработка концепции учебно-методического комплекса.
2. Разработка рабочей программы с учетом индивидуальных особенности школьников и заданиями разного типа (репродуктивные и творческие) и разного уровня сложности.
3. Разработка линейки учебников, имеющих современный аппарат (словарь, краткая хронология событий, извлечения из исторических источников, оригинальный иллю-
стративный ряд; личностно-ориентированный методический аппарат, рекомендуемая литература, интернет-ресурсы);
4. Разработка электронного приложения к учебнику, которое представляет собой современное учебное иллюстрированное картографическое издание.
5. Разработка книги (практикум) для воспитателя и учителя включающая сборник нормативных документов.
6. Разработка поурочных рекомендаций на основе поурочного тематического планирования, которое знакомит воспитателя и учителя с концепцией курса, логикой построения учебника, программой, тематическим планированием и технологией проведения уроков.
7. Создание хрестоматий на тему: «Музыкальная культура семейских», «Книжная культура и духовная литература семейских», «Декоративно-прикладное искусство и ремесла семейских».
Начальным этапом осуществления утвержденной программы стало проведение 9 ноября 2017 года I Республиканского Форума «Лучшие образовательные практики приобщения детей младшего школьного возраста к культуре семейских Забайкалья», который был организован и проведен ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики». Основной целью форма стало выявление, обобщение и диссемина-ции программного, учебно-методического, технологического обеспечения образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций по приобщению детей младшего школьного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям се-мейских Забайкалья.
На Форуме были проведены презентации опыта включения этнокультурного компонента «История и культура семейских Забайкалья» в процесс обучения в начальной школе, презентации инновационных форм, методов, средств и технологий реализации этнокультурного компонента «История и культура семейских Забайкалья», мастер-классы педагогических работников ДОО по приобщению детей младшего школьного возраста к истории и культуре семейских Забайкалья, создан банк учебно-методических материалов по приобщению к культуре семейских (программ, методических разработок, дидактических материалов и др.).
Массовость этих мероприятий говорит об интересе к предмету, о том, что его введение не стало ни для кого неожиданностью. Были подготовлены и учителя, и родители, и общественность. Разработка учебно-методического комплекса для всех уровней дошкольного и основного общего образования по изучению культурно-исторических традиций се-мейских, проживающих на территории Республики Бурятия позволит вовлечь 20% населения республики в религиозно-культурное образование. Внедрение в образовательный процесс материалов по истории и культуре семейских в местах их компактного проживания в условиях поликонфессионального региона удовлетворит запросы общества и будет способствовать воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов.
Список литературы: References
1. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. -Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, 1998. -279 с.
Arinin Ye.I. Filosofiya religii. Printsipy sushchnostnogo analiza: Monografiya. - Arkhangelsk: Izd-vo Pomorskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.V.Lomonosova, 1998. - 279 s.
2. Васильева С.В. Восстановление церковной соборности старообрядчества в контексте институциональных трансформаций XX-XXI вв. // Вестник Бурятского государственного универ-
ситета / Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. Гос.ун-та, 2010. Вып. 7: История. С. 41-44.
Vasil'yeva S.V. Vosstanovleniye tserkovnoy sobornosti staroobryadchestva v kontekste institut-sional'nykh transformatsiy XX-XXI vv. // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta / Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Buryat. gos. un-t. - Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. Gos.un-ta, 2010. Vyp. 7: Istori-ya. S. 41-44.
3. Васильева С.В. Власть и старообрядцы Забайкалья. Улан-Удэ, 2007. 233 с.
Vasil'yeva S.V. Vlast' i staroobryadtsy Zabaykal'ya. Ulan-Ude, 2007. 233 s.
4. Васильева С.В. Конфессиональный корпоративизм и соборность старообрядцев в Байкальском регионе // Гуманитарный вектор. Чита, 2011. № 3(27). С.74-79.
Vasil'yeva S. V. Konfessional'nyy korporativizm i sobornost' staroobryadtsev v Baykal'skom re-gione // Gumanitarnyy vektor. Chita, 2011. № 3(27). S.74-79.
5. Васильева, С.В. Интеграция религиозного образования в научно-информационное пространство высшей школы / С.В. Васильева // Achievement of high scool - 2013: материали за IX международна научна практична конференция (17-25 november 2013). - София: "Бял ГРАД-БГ" ООД, 2013. - Т. 16: История. - С. 67-73.
Vasil'yeva, S.V. Integratsiya religioznogo obrazovaniya v nauchno-informatsionnoye pros-transtvo vysshey shkoly / S.V. Vasil'yeva // Achievement of high scool - 2013: materiali za IX mezhdu-narodna nauchna praktichna konferentsiya (17-25 november 2013). - Sofiya: "Byal GRAD-BG" OOD, 2013. - T. 16: Istoriya. - S. 67-73.
6. Васильева С.В. Старообрядцы (семейские) Бурятии: историко-культурный энциклопедический справочник. // Отв.редактор - С.В. Васильева - Улан-Удэ: ЭКОС, 2015. - 260 с.
Vasil'yeva S.V. Staroobryadtsy (semeyskiye) Buryatii: istoriko-kul'turnyy entsiklopedicheskiy spravochnik. // Otv.redaktor - S.V. Vasil'yeva - Ulan-Ude: EKOS, 2015. - 260 s.
7. Доржигушаева О.В. Некоторые аспекты буддийского религиозного образования в России. В сб. Религия, религиоведение и религиозность в локальном и глобальном измерении. ; Вла-дим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир : Аркаим, 2016. - 142 с.
Dorzhigushayeva O.V. Nekotoryye aspekty buddiyskogo religioznogo obrazovaniya v Rossii. V sb. Religiya, religiovedeniye i religioznost' v lokal'nom i global'nom izmerenii. ; Vladim. gos. un-t im. A.G. i N.G. Stoletovykh. - Vladimir : Arkaim, 2016. - 142 s.
8. Образовательные программы педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и культуре семейских Бичурского района Республики Бурятия Улан-Удэ. 2015. 87 с.
Obrazovatel'nyye programmy pedagogov doshkol'nogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya detey po istorii i kul'ture semeyskikh Bichurskogo rayona Respubliki Buryatiya Ulan-Ude. 2015. 87 s.
9. Образовательные проекты и конструирование религиозной толерантности в регионах России: монография / под ред. доц. Н.М. Марковой ; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир : Аркаим, 2016. - 268 с.
Obrazovatel'nyye proyekty i konstruirovaniye religioznoy tolerantnosti v regionakh Rossii: monografiya / pod red. dots. N.M. Markovoy ; Vladim. gos. un-t im. A.G. i N.G. Stoletovykh. - Vladimir : Arkaim, 2016. - 268 s.