УДК 37.013.32
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛА—ВУЗ
Сотникова Е.Б.
ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», Елец, Россия,
e-mail:[email protected]_
Глобальные экологические проблемы требуют от современного человеческого общества переосмысления взаимоотношений между человеком и природой. Формирование экологического мировоззрения молодого поколения является одной из приоритетных задач современного образовательного процесса. В работе раскрываются роль экологизации школьного и вузовского образования, значение интеграции различных педагогических подходов к экологическому обучению и экологическому воспитанию. Представлена роль проектной и исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей школьников среднего звена, старшеклассников и студентов. В статье также представлены результаты педагогического опыта автора по формированию экологического мировоззрения и экологической культуры молодого поколения в системе школа—вуз, которое требует системного и непрерывного довузовского, вузовского и послевузовского экологического образования и является основой экологической стабильности в мире.
Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое образование, экологическая культура
THE FORMATION EKOLOGICHESKOGO WORLDVIEW IN THE SYSTEM OF SCHOOL-UNIVERSITY
Sotnikova E.B.
FGBOU VPO «Yelets state University. I. A. Bunin» Elets, Russia, e-mail: [email protected]_
Global environmental problems require modern human society to rethink the relationship between man and nature. Formation of ecological Outlook of the younger generation is one of the priority tasks of modern educational process. The article reveals the role of greening school and vuzovskogo of education, the importance of integration of different pedagogical approaches in environmental education and environmental education. Presents the role of project and research activities taking into account age peculiarities of pupils of middle managers, seniors and students. The article also presents the results of the pedagogical experience of the author on the formation of environmental awareness and ecological culture of the younger generation in the system of school-University, which requires a systematic and continuous pre-University, undergraduate and postgraduate environmental education and is the basis of ecological stability in the world.
Keywords: ecological thinking, environmental philosophy, environmental awareness, environmental education, ecological culture
На протяжении всего периода существования человечества наблюдается противоречие между потребностями общества и возможностями окружающей природы. Человек - неотъемлемая часть природы, венец ее творчества, но в то же время он не раз был причиной экологических кризисов из-за неразумного прагматического отношения к ней. В настоящее время в связи с глобальными нарушениями в природных экосистемах, вызванных антропогенным фактором, остро встает проблема экологического образования и формирования экологического мировоззрения молодого поколения.
В педагогическую науку понятие «экологическое мировоззрение» вошло благодаря работам таких ученых, как А.Н. Захлебный, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Оно отражает единую систему взглядов отдельного субъекта на целостный объект - окружающий мир и
основано на понимании целостности и всеобщей взаимосвязи экологических процессов и явлений природы, самоценности живой и неживой материи, роли и места человека в этой унитарной, саморазвивающейся системе мироздания. Экологическое мировоззрение -понятие интегрированное, сочетающее в себе знания о различных видах взаимодействий -эколого-биологических и социально-биологических. При рассмотрении проблемы антропоэкосистемы затрагиваются вопросы непосредственной зависимости здоровья и продолжительности жизни человека от состояния окружающей среды.
Экологическое образование не является нововведением нашего времени. Накоплен достаточно большой опыт в этом направлении, но актуальным остается вопрос о преемственности формирования экологической культуры и экологического мировоззрения в общеобразовательной школе и высшем учебном заведении.
Анализ различных концепций общего среднего экологического образования, представленных в последние десятилетия, показывает, что на данный момент не существует однозначного определения главной цели формирования экологического мировоззрения. «В одних случаях целью является формирование экологически грамотного человека, в других -воспитание ответственного отношения к природе, в третьих - это формирование экологического сознания, в четвертых - формирование экологической культуры, в пятых -формирование экологического мировоззрения» [1]. Все эти качества, безусловно, связаны между собой, хотя формируются различными способами и методами, в разном возрасте и определенных условиях. Некоторые из них следует формировать еще в школе, другие — в вузе.
Экологизация школьного образования является весьма эффективным средством активизации познавательной деятельности. Она состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса, а не только биология, должны содержать экологический материал. Сегодня в российской школе осуществлена экологизация предметов только естественно-научного цикла — биологии, географии, физики и химии, а именно введены новые параграфы, иногда целые главы экологического содержания; в обучении также используются современные инновационные технологии (метод проектов, компьютерное моделирование, презентации и т.д.) в сочетании с традиционными (экскурсиями, работой с краеведческим материалом). Одним из эффективных методов формирования экологического мировоззрения старшеклассников является исследовательская работа.
Личность человека развивается и формируется в системе отношений в процессе деятельности и общения. В процессе формирования экологического мировоззрения подростков необходимо развивать такие качества, как ответственность, толерантность,
самостоятельность, расчетливость, терпимость и сопереживание. Особенно отчетливо это проявляется именно в исследовательской деятельности учащихся, так как она дает возможность субъекту осознать свою значимость, развивает познавательный интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края, а также дает возможность ощутить свою принадлежность к природе и, следовательно, осмыслить свои обязательства перед ней.
В среднем звене общеобразовательной школы у подростков 13-15 лет формируются уже осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется возможность самостоятельного приобретения сведений в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний, полученных на ранних этапах обучения из различных предметных областей. Основные формы работы на этом этапе носят больше практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических мероприятиях. В старшей школе формирование экологического мировоззрения осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность.
Значение термина «исследование» связывается с научным познанием, которое характеризуется объективностью, доказательностью, точностью, способностью к воспроизведению и имеет конечной целью нахождение оригинального решения. Результатом исследования является интеллектуальный продукт, который нельзя просто «вручить», так как нет готовых эталонов знания, его можно лишь познать в процессе обучения.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-исследовательские проекты. В старших классах более применимы, на наш взгляд, практико-исследовательские проекты. Они имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.
К примеру, мы с учащимися 10 класса осуществили проект «Экологически чистые продукты», при выполнении которого проанализировали состав некоторых наиболее популярных пищевых продуктов и на базе Липецкой лаборатории гигиены питания провели химические замеры вредных добавок и количества витаминов в исследуемых продуктах. В ходе нашего исследования мы также провели социологический опрос с целью выяснить специфические факторы и качества продуктов питания, влияющие на спрос этих продуктов у покупателей - жителей нашего города. Нами опрошены 300 человек разного возраста, социального положения и с разным доходом (родственники, соседи, знакомые). Результаты диагностики показали, что только 12% людей в первую очередь обращают внимание на свойства упаковки. 24% учитывают при покупке товара срок хранения. 28% обращают
внимание на производителя. На 38% покупателей оказывает влияние реклама. 48% предпочитают продукты без консервантов. 69% в первую очередь при покупке руководствуются ценой. И 92% опрошенных нами людей хотели бы покупать экопродукты. Это комплексный межпредметный проект, который затрагивает вопросы экологии человека.
Следует заметить, что экологизации учебных предметов естественно-научного цикла недостаточно. Необходим самостоятельный курс «Экология», который относится к инвариативной части базисного учебного плана и не является обязательным. Как следствие, формирование экологического мировоззрения происходит фрагментарно и не имеет логического завершения, поэтому необходимо, чтобы школьное экологическое образование имело продолжение и в высшей школе. Совершенствование системы образования и воспитания, а также передачи знаний следующим поколениям является одной из самых важных задач современности, особенно в период ломки стереотипов поведения и традиций, которые переживает не только наша страна, но и планетарное сообщество. Наша обязанность — включить природу в наше общее образование и воспитание, сделать ее частью нашей культуры, проникнуться идеей единства человека и природы.
В системе высшего образования формирование экологического мировоззрения должно продолжаться, стать важным компонентом учебно-воспитательного процесса и характеризоваться междисциплинарным подходом, включающим в себя нравственные, правовые, эстетические и другие аспекты формирования личностных черт человека. Это обусловливает необходимость синтеза многих наук: философии, экономики, педагогики, психологии, социологии, права, биологии, географии и др. Необходимо также расширять использование в учебном процессе возможности краеведения, что является важным условием эффективности решения национальных проблем общества. Мы со студентами Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина изучали особенности Государственного природного заповедника «Галичья Гора», расположенного на Среднерусской возвышенности в Липецкой области. В рамках исследовательского проекта были изучены уникальные реликтовые формы растений, собран богатый материал, после чего проект был представлен на конференциях разного уровня.
Одним из основных компонентов экологического мировоззрения школьников является экологическая деятельность. При этом четко выраженный практико-ориентированный характер носит именно проектная деятельность, так как «предполагает замену образования абстрактного, оторванного от жизни, направленного на заучивание теоретических знаний, на образование "путем делания", которое обогащает личный опыт ребенка, предполагает освоение способа самостоятельного познания окружающего мира» [2]. В рамках проекта «Вторая жизнь бытовых отходов» мы со студентами Елецкого
государственного университета организовали кружок «Сувенир» на базе НОУ гимназии «Альтернатива» г. Елец, в рамках которого решили применить экологические возможности дизайна на практике и придумать изделия из бросового материала, такого как пластиковые бутылки, капроновые изделия, лоскуты материала. В результате своей деятельности учащиеся под руководством студентов изготовили из бытовых отходов замечательные, необычные вещи. Данная работа имеет большое значение для формирования экологического мировоззрения и школьников, и студентов, так как экологизации подвергается сам человек во всех сферах своей деятельности: в воспитании, обучении и быту. Этот проект занял второе место в третьем Международном конкурсе исследовательских работ «Магнит познания».
Высшая школа имеет наибольшее значение в системе формирования экологического мировоззрения, так как готовит специалистов, призванных решать важные задачи экономики, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. «От экологической подготовки специалистов во многом зависят рациональное и эффективное использование природных ресурсов, темпы научно-технического, социально-экономического и культурного прогресса нашей страны» [3].
Во многих высших учебных учреждениях, в том числе в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, реализуется ряд авторских программ, где экологическое образование рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний, ценностных ориентаций поведения, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Мною разработаны курсы «Историческая экология» и «Основы экологической культуры» главная цель которых - способствовать становлению экологически культурной личности.
«Историческая экология» рассматривает экологию на стыке истории и различных естественно-научных направлений и позволяет по-новому взглянуть на проблему исторического развития природы и общества, раздвинуть границы привычных представлений о реальности, осознать системную сложность и целостность мира. Результатом взаимодействия человека и природы является формирование экологической культуры, которая помогает создать необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе мира.
Экологическая культура - это не очередное направление образования как, например, эстетическое или художественное. Это культура, способная существенным образом повлиять на менталитет и деятельность человека в плане их ноосферного звучания, так как в ней
реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия.
Переход от антропоцентризма к экоантропоцентризму труден и противоречив, а следовательно, экологическое образование, воспитание и развитие происходят не линейно, а значительно сложнее. Успех формирования экологической культуры основан на синергетических подходах, а эффективность напрямую зависит от принципа системности, который и является основой саморазвития. Конечной целью формирования экологического мировоззрения является понимание человеком необходимости беречь и защищать природу как основу жизни и благополучия нынешнего и последующих поколений. Важную роль в этом играет преемственность, непрерывность, целостность образования, причем не только системы школа—вуз, но и послевузовское экологическое образование, которое осуществляется в процессе трудовой деятельности людей.
Список литературы
1. Борискин А.Ф. Проектирование содержания и реализация методического обеспечения экологического образования школьников в естествознании: дис. канд. пед. наук./ М., 2002. -174 с.
2. Бодрова Л.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник - 2012. — № 1. - Т. II. — С. 69-72
3. Допшак В.Н. Экологическое образование в техническом вузе // Вестник Кузбасского государственного технического университета - 2009. № 2. — С. 226-228
4. Морозова Н.А. Образование как фактор формирования и развития экологического сознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - 2009. — № 98. — С. 160-164
5. Рубанова Е.В. Проблемы современного экологического образования // Известия Томского политехнического университета - 2009. — № 6. — Т. 315. — С. 75-81
6. Федоров А.Ю. Экологизация подготовки специалистов в вузах. Утилизация и переработка отходов // Концепция экологизации образования. — 2001. — С. 17.
7. Хайруллина Э.Р. Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов: дис. док. пед. наук / Казань. 2007. - 395 с.
8. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вестник экологического образования - 2011. — № 1. С. 7-19
9. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитание и экологическим информационным пространством как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания // Астраханский вестник экологического образования - 2012. — № 4. С. 122-129
Рецензенты:
Мезинов В. Н., д.п. н., Елецкий государственный университет, г. Елец; Сапожникова Н.Г., д.м.н.,Елецкий государственный университет, г. Елец.