из опыта работы образовательных организаций
BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
УДК/UDC 37.033 Н. В. Скалон, О. В. Петунин, Т. А. Жукова
N. Skalon, O. Petunin, T. Zhukova
роль регионального экологического образования и просвещения в сохранении окружающей среды охраняемых природных территорий
THE ROLE OF THE REGIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN ENVIRONMENTAL CONSERVATION OF PROTECTED NATURAL TERRITORIES
Введение. В статье на основе практики экологообразовательной деятельности анализируется роль экологического образования и просвещения в сохранении окружающей природной среды и биологического разнообразия особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в условиях Шорского национального парка и на территории Таштагольского района Кемеровской области. Рассмотрены вопросы развития и совершенствования экологического образования учащихся, экологического воспитания и просвещения местного населения. Анализируется проект издания региональной краеведческой учебно-методической и научно-популярной литературы.
Методология. Методологической базой явились исследования взаимоотношений общества и природы Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, В. А. Лося, А. Д. Урсула; понимание универсальности экологических методов познания и информатизации (И. К. Лисеев, И. Т. Фролов); представления о противоречии социального управления и самоорганизации природных систем Г П. Щедровицкого. Исследования проводились на основе анкетирования педагогов, учащихся и их родителей, опытного обучения в школах Таштагольского района Кемеровской области.
Результаты. В ходе подготовки и реализации педагогического эксперимента были разработаны и опубликованы учебные программы, комплект учебно-методической и научно-популярной литературы, которые показали свою высокую эффективность при формировании экологических знаний и умений учащихся. Выявлено, что среди изданных по проекту материалов наиболее востребованной оказалась Красная книга Таштагольского района. Опыт проекта был распространен на соседние регионы.
Заключение. Результаты выполнения проекта показали его высокую эффективность. Педагоги высоко оценили качество и педагогический эффект разработанной учебно-методической литературы, указали на ее высокую востребованность не только в школах и учреждениях дополнительного образования, но и в дошкольных учреждениях. Это повысило уровень биологических и экологических знаний краеведческого характера, породило всплеск интереса к родной природе, ее флоре,
фауне, проблемам сохранения биоразнообразия и решения региональных и локальных экологических проблем не только у учащихся, но и у педагогов, представителей администрации и СМИ.
Introduction. The article analyzes the role of environmental education and enlightenment in the conservation of the natural environment and biodiversity of specially protected natural reservations in Shorsky National Park and in Tashtagol District of Kemerovo Region. The issues of development and improvement of students' ecological education, environmental education and enlightenment of the local population are considered. The project of publication of the regional local lore educational-methodical and scientific literature is analyzed.
Materials and Methods. The methodological basis of the research was the study of the relationship between society and nature (N. M. Mamedov, N. N. Moiseev, V. A. Los', A. D. Ursul); understanding of the universality of ecological methods of cognition and informatization (I. K. Liseev, I. T. Frolov); ideas about the contradiction of social management and self-organization of natural systems (G. P. Shchedrovitskii). The research was carried out on the basis of questionnaires of teachers, students and their parents, and experimental learning at schools in Tashtagol District of Kemerovo Region.
Results. During the preparation and implementation of the pedagogical experiment, curricula were developed and published, a set of educational methodical and popular science literature, which showed their high efficiency in the formation of environmental knowledge and skills of students. It was revealed that the Red Book of the Tashtagol District was the most popular among the materials published within the project. The project's experience was extended to neighboring regions.
Conclusions. The results of the project showed its high efficiency. Teachers highly appreciated the quality and pedagogical effect of the created educational and methodical literature, pointed out its high relevance not only at schools and establishments of additional education but also in pre-school ones. This raised the level of biological and ecological knowledge of local lore, generated a surge of interest in the native nature, its flora and fauna, the problems of biodiversity conservation and the solution of regional and local environmental problems not only among students but also among teachers, administration and the media.
Ключевые слова: экологическое образование и просвещение, охрана окружающей среды, биологическое разнообразие, Красная книга, особо охраняемые природные территории (ООПТ), Шорский национальный парк, Кемеровская область.
Keywords: environmental education and enlightenment, environmental protection, biodiversity, a Red Book, specially protected natural reservations, Shorsky National Park, Kemerovo region.
Введение
В последние годы экологические проблемы стали выглядеть второстепенными на фоне резкого обострения проблем и конфликтов экономических, военно-политических, социальных. В действительности во многом именно экологические, как глобальные, так и региональные, проблемы отражаются в перечисленных выше конфликтах и тесно связаны с борьбой государств и крупных международных корпораций за разнообразные ресурсы и благоприятную среду. При этом антропогенное давление на окружающую природную среду только нарастает, продолжается ее загрязнение и разрушение. Естественные природные экосистемы деградируют в большинстве регионов мира, особенно в развивающихся странах. Все больше видов животных и растений оказываются на грани уничтожения, десятки видов живых организмов вымерли в исторический период по вине человека и продолжают вымирать. Сохранение биологического разнообразия — важнейший показатель экологического благополучия любой территории.
Для предотвращения непоправимых для человечества последствий его же деятельности Международной комиссией по окружающей среде при ООН была разработана концепция, получившая известность как Концепция устойчивого развития (Sustainable development) [9]. Она была представлена в 1989 г. и предлагала стратегическое решение комплекса глобальных социальных, экономических и экологических проблем, угрожающих не только благополучному развитию человечества, но и самому его существованию. В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро, была принята программа действий по реализации Концепции устойчивого развития — «Повестка 21» (далее — Устойчивое развитие). Она была одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН деся-
тилетие 2005-2014 гг. было объявлено Декадой образования в интересах устойчивого развития. Европейская экономическая комиссия ООН в 2005 г приняла стратегию в области образования в интересах устойчивого развития. Суть этой стратегии заключалась в том, что в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо перейти от простой, традиционной передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур [18].
Во многих развитых странах мира образование в интересах Устойчивого развития формируется в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экономические, социальные и экологические проблемы. Это подтверждено принятием в 2009 г. Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития [1].
Так же и в Российской Федерации — современный этап развития экологического образования многими специалистами определяется как формирование системы образования в интересах устойчивого развития [6; 7]. В 2007 г. в России был разработан проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития [9]. Считается, что образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентирует его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска [2; 5; 10; 11].
Кроме экологизации и совершенствования системы образования, экологического просвещения и пропаганды, направленных на формирование экологической культуры широких слоев населения, одним из основных механизмов сохранения окружающей природной среды и биологического разнообразия на глобальном, национальном и региональном уровнях является создание сети особо охраняемых природных территорий. При этом особо охраняемые природные территории (ООПТ] обладают специфическим и весьма действенным потенциалом экологического просвещения.
Проблема экологического обучения и воспитания населения, в первую очередь подрастающего поколения, приобретает особую остроту в условиях сельской местности [8] и в особенности для решения проблем и задач сохранения биологического разнообразия в ООПТ как в нашей стране, так и за рубежом. Эта проблема особенно актуальна для территорий с высоким уровнем биологического разнообразия. В России одним из таких регионов, наряду с Кавказом, Байкалом и южным Приморьем, является Алтае-Саянская горная система, отличающаяся не только повышенным разнообразием животных и растений, но и высокой степенью их эндемизма. В пределы Алтае-Саянского экологического региона входит большая часть Кемеровской области: собственно Кузбасс — Кузнецкий угольный бассейн, занимающий всю Кузнецкую котловину, а также горные системы Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа и Горной Шории.
Несмотря на относительно высокую плотность населения и прогресс в горнодобывающей промышленности, на территории Кемеровской области существует развитая система ООПТ, включающая охраняемые территории как регионального подчинения (15 заказников, памятники природы], так и федерального значения (государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» и Шорский национальный парк]. Обе федеральные ООПТ ведут активную работу по экологическому просвещению населения, только национальный парк изначально ориентирован на развитие туризма.
Методология
В основе концепции образования для устойчивого развития, складывающейся в отечественном образовании, лежат международные и российские официальные документы, раскрывающие его политические, правовые, социальные и педагогические стороны. Во многом они базируются на трудах отечественных ученых (Н. Н. Моисеева, Н. Ф. Реймерса, А. Д. Урсула] об экологическом императиве и исторической миссии экологического образования, а также на работах западных ученых, в первую очередь социологов Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ж. Фурастье, о сущности постиндустриального информационного общества.
Методологической базой наших исследований явились взгляды современных философов на взаимоотношения информационного общества и природы (Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, В. А. Лося, А. Д. Урсула]; понимание особенностей современного этапа развития теории познания (гносеологии, эпистемологии], выявившего философско-научную универсальность экологических
методов познания и информатизации (И. К. Лисеев, И. Т. Фролов); представления Г П. Щедровицкого о противоречии социального управления и самоорганизации природных систем.
Дидактическим основанием нашего исследования явился подход к образованию как сложной, открытой, нелинейной системе, обоснованный М. В. Рыжаковым.
Практические исследования включали составление программы (по ботанике, зоологии, экологии), написание оригинальных учебно-методических пособий («Путешествие с растениями по Горной Шории», «Животный мир Горной Шории», «Наш дом — Горная Шория»). Также были опубликованы Красная книга Таштагольского района, Практикум по изучению городской среды, разработаны наглядные материалы по биологическому разнообразию, по редким и исчезающим растениям и животным, по ядовитым и съедобным грибам. Для написания пособий были привлечены ученые Кемеровского государственного университета и Института экологии человека СО РАН. В педагогическом эксперименте было задействовано 20 педагогов и 1070 школьников из 3 городских и 2 сельских школ Таштагольского района Кемеровской области, обучающиеся и педагоги дополнительного образования из ДЮЦ им. Веры Волошиной г. Кемерово [12].
Результаты исследования
Одним из важнейших факторов сохранения биологического разнообразия является формирование бережного, ответственного отношения к нему со стороны местного населения и туристов. Для этого необходимо сочетание и взаимодействие между педагогами (учеными, методистами, учителями практиками), формирующими систему школьного экологического образования, журналистами местных СМИ и специалистами ООПТ, проводящими разнообразные PR-акции, такие как «Марш парков» и др.
Национальный парк «Шорский» площадью 413,8 тыс. га был создан в 1989 г. Население Таштагольского района превышает 50 тыс. жителей, из них на территории парка в нескольких деревнях проживает около 2 тыс. жителей, традиционно ориентированных не только на ведение приусадебного сельского хозяйства, но и на использование ресурсов дикой живой природы (рыбалку, охоту, сбор дикорастущих орехов, кореньев, ягод и грибов).
При создании национального парка проживающее на этой территории аборигенное население получило право на рыбную ловлю, охоту и сбор других даров природы, поэтому не удивительно, что на территории парка численность крупных охотничьих зверей стабильно ниже, чем за его пределами [15], что противоречит задачам охраны животного и растительного мира на особо охраняемых территориях и интересам развития туризма.
Анализ научной литературы и натурное изучение практики природопользования у аборигенного населения Горной Шории показывает, что шорцы с глубокой древности занимались охотой, рыболовством и сбором растительных ресурсов (кедровых орехов, кореньев, ягод и грибов). Охотничьи угодья Горной Шории, в том числе и те, на которых сегодня располагается национальный парк, в прошлом достаточно плотно и равномерно опромышляли [14]. Это ставит перед администрацией парка сложные проблемы и задачи, порой требующие взаимоисключающих действий. С одной стороны, перед ней стоят задачи охраны животного мира и развития туризма, с другой — обеспечение прав местных жителей на промысловую охоту, рыбную ловлю, заготовку древесины, кедровых орехов и других ресурсов дикой живой природы. Решение этих проблем невозможно без экологического воспитания подрастающего поколения, изменения менталитета местных жителей (охотников и рыбаков), которые все еще ориентированы на безвозвратно ушедшие времена, когда ресурсы дикой природы воспринимались как неисчерпаемые и вся задача пользователя заключалась в их добыче с минимальной затратой сил.
Перед администрацией Таштагольского района и Шорского национального парка, а также других крупных ООПТ всего Алтае-Саянского региона стоят задачи не только экологического просвещения посетителей парка и туристов, но и насущная необходимость экологического обучения, воспитания и просвещения всех местных жителей, и в первую очередь тех, кто непосредственно живет на территориях ООПТ и вблизи их границ [17].
Проблема эта чрезвычайно сложная и деликатная именно в силу традиционной ориентации значительной части аборигенного населения на всесезонное использование ресурсов дикой природы. При этом в современных условиях эта ориентация уже не обуславливается необходимостью физического выживания местных жителей, как это было еще 80 лет назад. Сегодня все население имеет ту или иную степень социальной защиты (пенсии, пособия и т. д.), постоянную или сезон-
ную работу, занимается ведением подсобного сельского хозяйства. В регионе развито животноводство, пчеловодство, огородничество.
Попытка сделать упор на интенсивное развитие традиционного природопользования у шорцев, предпринятая в 1990-х гг., оказалась бесперспективной в силу произошедших социальных и природных изменений и лишь обострила проблемы парка. Дикая живая природа не только не способна поднять уровень жизни местных жителей, но и элементарно прокормить даже небольшую часть современного населения. Это тем более актуально, что Горная Шория не изолирована. Она является важной северо-западной частью Саяно-Алтайского экорегиона, а Шорский национальный парк вместе с заповедником «Кузнецкий Алатау» — одними из ведущих ООПТ экорегиона, ответственных за общий уровень сохранения биологического разнообразия.
Отношение к окружающей природной среде у народов, сохраняющих черты архаичного ведения хозяйства с активным использованием ресурсов дикой живой природы, представляет большой интерес для современных исследователей, так как в далеком прошлом такое отношение к окружающей середе было присуще всем народам, всему человечеству. С конца ХХ в. экологическая общественность и экологически ориентированные СМИ выражают мнение, что европейская цивилизация «испортила» культуру малых народов, под ее воздействием произошла деградация отношения коренных народов к окружающей природной среде.
Проведенные нами многолетние наблюдения и исследования показывают, что это мнение поверхностное и ошибочное. При оценке отношения аборигенных народов к природной окружающей среде в современном обществе преобладает не научный подход, а эмоциональная идеализация отношения коренных народов к природе.
В русской и советской литературе идеалом отношения к животным с начала ХХ в. выступал образ мудрого гольда Дерсу Узала, созданный известным исследователем Дальнего Востока, путешественником и писателем В. К. Арсеньевым. Современного человека привлекают описанные учеными обряды почитания зверей, известные у аборигенных народов Сибири и Дальнего Востока (медведя, тигра, оленя, бобра и др.]; почитание тотемных зверей у индейцев Северной Америки (медведя, волка, бизона, бобра] и птиц (орла, сокола, ворона] [19]. Между тем большинство представителей природоохранной и экологической общественности не учитывали, что обряды и почитание животных совсем не мешали аборигенным народам добывать зверей, птиц и рыб столько, сколько было возможно. Когда в США белые охотники для забавы расстреливали из окон поездов стада бизонов — в них просыпалась кровь первобытных предков и затмевала разум цивилизованного человека, а не наоборот. Индейцы, овладев управлением лошадьми и огнестрельным оружием, внесли очень большую лепту в истребление тех же бизонов.
Изучая природу Горной Шории, Чукотки, Монголии, других районов проживания аборигенных народов, мы также столкнулись с нерациональным, а правильнее сказать, беззаботным отношением к добыче животных [13; 16]. Исследование этого вопроса показывает, что нерациональное, безответственное отношение к добыче диких животных — это не результат падения нравов последнего времени, а вполне естественное, древнее отношение к их многочисленности, иллюзорной «неисчерпаемости», «случайности» встречи, «удаче» на охоте, помощи «духов», которых надо почитать и постоянно задабривать и которые остаются почти не управляемы как для отдельного охотника, так и для всего охотничьего сообщества.
В арсенале старых способов охоты преобладают методы добычи таких животных, которые оказались в беспомощном или уязвимом состоянии: добыча детенышей, беременных и кормящих самок, копытных зверей по насту, в половодье, на водных переправах, охота на линных, временно потерявших способность к полету гусей и уток, отлов утят-хлопунцов, сбор птичьих яиц и т. п. В прошлом это было вполне оправдано. Человек старался добыть пропитание с наименьшими затратами сил и наибольшей эффективностью. От удачной и обильной охоты зависела жизнь не только отдельного охотника, но и его семьи, целого племени. В этих условиях этические и эстетические вопросы добычи животных не могли играть решающей роли. Малая численность людей и изобилие дичи нивелировали последствия такого расточительного, нерационального с современной точки зрения природопользования. Сегодня почти все традиционные, наиболее добычливые, а следовательно, истребительные методы охоты и рыбалки запрещены современным законодательством.
В условиях Горной Шории (Таштагольский район Кемеровской области] перед педагогами-экологами стоят задачи по формированию нового экологосообразного, ответственного отношения к окружающей природной среде. Объектами педагогического воздействия в первую очередь должны стать
дети школьного возраста. Соответственно, необходимостью стала целенаправленная разработка региональных, учебных программ и пособий по формированию экологических знаний и экологической культуры, ориентированных в нашем случае на условия Горной Шории и Алтае-Саянского экорегиона.
С 2006 г. в регионе началась реализация Программы ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) по сохранению биологического разнообразия, поддержанная Минприроды РФ и администрациями шести субъектов России (Алтайского и Красноярского краев, Тувы, Хакасии, Горного Алтая и Кемеровской области). Программа предусматривает разработку мероприятий по развитию ключевых территорий и включает экологические, социально-экономические и эко-лого-образовательные проекты. Привлекательность Горной Шории в рамках ПРООН/ГЭФ по экологическому просвещению местного населения была связана с крупной ООПТ в Таштагольском районе (Шорским национальным парком) и проживанием на этой ООПТ автохтонного населения, тяготеющего к традиционным формам природопользования. Проект, реализуемый в Горной Шории, предусматривал разработку учебно-методических материалов по изучению и сохранению регионального биоразнообразия для общеобразовательных школ Таштагольского района с последующим распространением опыта по всему экорегиону.
В течение 2007-2008 гг. специалистами Кемеровского госуниверситета и СО РАН были составлены программы по ботанике, зоологии, экологии, написаны и опубликованы оригинальные, в том числе учебно-методические пособия, издания: «Путешествие с растениями по Горной Шории», «Животный мир Горной Шории», «Наш дом — Горная Шория», «Красная книга Таштагольского района», «Практикум по изучению городской среды», разработаны наглядные учебно-методические материалы по биоразнообразию, изданы плакаты по редким и исчезающим растениям и животным, опасным и съедобным грибам.
На основе публикаций известных психологов и педагогов, работающих в области экологического образования и воспитания [3; 4], было проведено анкетирование, опросы и беседы, в которых в общей сложности приняли участие 1070 школьников. Контрольный срез показал у обучающихся очень низкий уровень биологических и экологических знаний краеведческого характера — от 1,8 до 2,3 балла по 5-балльной шкале. Вместе с тем был выявлен высокий уровень знания местных экологических проблем. В Таштагольском районе, ориентированном на развитие туризма, отмечено активное неприятие многими детьми и взрослыми неэкологического поведения приезжих туристов и, как следствие, негативное отношение к развитию туризма в целом.
Результаты проекта показали его высокую эффективность. Уровень биологических и экологических знаний краеведческого характера у обучающихся, принимавших участие в эксперименте, повысился существенно — до 3,2-4,6 балла по 5-балльной шкале. Примечательно, что среди всех изданных по проекту учебно-методических и учебных пособий и дополнительной краеведческой литературы наиболее востребованной оказалась Красная книга Таштагольского района. Повышенный интерес к ней проявили как учителя и ученики, так и их родители, другие жители района.
Опыт проекта был распространен на соседние регионы. За последующие 10 лет все основные учебные и методические материалы были переизданы. В Кемеровской области наибольшее распространение получило издание районных Красных книг, пользующихся неизменной популярностью. Были изданы Красные книги еще пяти районов. В 2010 г. — Беловского, в 2016 г. — Новокузнецкого, в 2017 г. — Топкинского, Чебулинского, г. Кемерово и Кемеровского района. Красная книга Таштагольского района была переиздана в соответствии со вторым, дополненным и исправленным изданием Красной книги Кемеровской области. В ближайшее время готовятся к изданию Красные книги еще пяти районов Кемеровской области.
Заключение
Результаты проекта показали его высокую эффективность. Педагоги высоко оценили качество и педагогический эффект созданной учебно-методической литературы, указали на ее востребованность не только в школах и учреждениях дополнительного образования, но и в дошкольных учреждениях. Это повысило уровень биологических и экологических знаний краеведческого характера, породило всплеск интереса к родной природе, ее флоре, фауне, вопросам сохранения биоразнообразия и решения региональных и локальных экологических проблем не только у обучающихся, но и у педагогов, представителей администрации и СМИ. За прошедшие 10 лет все основные учебные и методические материалы были переизданы, наибольшей популярностью пользуется издание районных Красных книг. Этот проект продолжает развиваться.
Литература
1. Боннская декларация участников Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию и устойчивому развитию. М., 2009. 6 с.
2. Глазачев С. Н., Кашлев С. С., Марченко А. А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М. : Горизонт, 2004. 137 с.
3. Дерябо В. Д., Ясвин В. А. Психология отношения к природе. Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. 476 с.
4. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Социальное партнерство в экологическом образовании // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2008. № 34. С. 9-12.
5. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Надпредметность школьного экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. № 4. С. 9-17.
6. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика : аналитический ежегодник. М. : Изд-во МНЭПУ, 2008. С. 144-170.
7. Кавтарадзе Д. Н. Образование для устойчивого развития должно учить действиям // На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 38. С. 3-5.
8. Колмыкова В. А., Скалон Н. В. Особенности подготовки студентов к работе в сельской школе // Проблемы обеспечения качества университетского образования : материалы. Всерос. науч.-метод. конф. (г. Кемерово, 3-4 февраля 2004 г.). Кемерово : Компания ЮНИТИ, 2004. С. 185-187.
9. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / под ред. А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзят-ковской, А. Ю. Либерова, И. В. Вагнер. М. : РАО, 2010. 15 с.
10. Мамедов Н.М. Устойчивое развитие как парадигма современного образования // Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития / под общ. ред. Г. А. Ягодина. М. : Центр «Школьная книга», 2009. С. 38-69.
11. Марфенин Н.Н. Основные задачи и проблемы развития образования для устойчивого развития // Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития / под общ. ред. Г. А. Ягодина. М. : Центр «Школьная книга», 2009. С. 8-38.
12. Скалон Н. В. Международное сотрудничество в области экологического образования в Алтае-Саянском регионе: опыт реализации проекта ПРООН/ГЭФ в Кузбассе // Экологическое образование в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН : тр. III Всерос. науч.-практ. конф. (11-13 июня 2008 г.). Ханты-Мансийск : АтрМедиа, 2008. С. 170-171.
13. Скалон Н. В. Об отношении аборигенного населения Центральной Азии к окружающей природной среде // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий : тез. докл. IV Междунар. науч. конф. (г. Томск, 20-24 апреля 1999 г.). Томск : ТГУ, 1999. С. 207-208.
14. Скалон Н. В. Охотничий промысел в среднем течении реки Мрассу // Шорский сборник. Вып. . Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1994. С. 185-198.
15. Скалон Н. В. Проблемы экологического образования // Шорский национальный парк: природа, люди, перспективы. Кемерово, 2003. С. 249-257.
16. Скалон Н. В., Кимеев В. М. Этноэкология шорцев реки Мрассу // Шорский сборник. Вып. 2. Этноэкология и туризм Горной Шории. Кемерово : Кемеровский госуниверситет, 1997. С. 86-110.
17. Проблемы и перспективы становления регионального экологического образования и просвещения, развитие экологического туризма Таштагольского района Кемеровской области и Шорского национального парка / Н. В. Скалон, Д. В. Сущев, К. В. Быковец и др. // Вестник Кемеровского гос. университета. 2015. № 1 (61), Т. 4. С. 38-45.
18. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития // Образование для устойчивого развития : материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития». М. ; Смоленск, 2004. 80 с.
19. Экология американских индейцев и эскимосов. М. : Наука, 1988. 338 с.
References
1. Bonnskaya deklaraciya uchastnikov Vsemirnoj konferencii YUNESKO po obrazovaniyu i ustojchivomu razvitiyu [The Bonn Declaration of the UNESCO World Conference on Education and Sustainable Development]. Moscow, 2009. 6 p. (In Russian).
2. Glazachev S. N., Kashlev S. S., Marchenko A. A. Ekologicheskaya kul'tura uchitelya: metodicheskaya sistema, pedagogicheskie tekhnologii, diagnostika [Ecological culture of the teacher: methodical system, pedagogical technologies, diagnostics]. Moscow, Horizon, 2004. 137 p. (In Russian).
3. Deryabo V. D., Yasvin V. A. Psihologiya otnosheniya k prirode [Psychology of attitude to nature]. Rostov-on-Don, Phoenix, 2003. 476 p. (In Russian).
4. Zakhlebnyi A. N., Dzyatkovskaya E. N. Nadpredmetnost' shkol'nogo ekologicheskogo obrazovaniya [Over-disciplinarity of school environmental education]. Environmental education: to school, at school, outside of school, 2007, no. 4, pp. 9-17. (In Russian).
5. Dzyatkovskaya E. N., Zakhlebnyi A. N. Social'noe partnyorstvo v ehkologicheskom obrazovanii [Social partnership in environmental education]. Environmental education: before school, at school, outside school, 2008, no. 34, pp. 9-12. (In Russian).
6. Zakhlebnyi A. N., Dzyatkovskaya E. N. Razvitie obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii na sovremennom etape [The development of General environmental education in Russia at the present stage]. Russia in the surrounding world - 2008. Sustainable development: ecology, politics, Economics. An Analytical year-book. Moscow, 2008, pp. 144-170. (In Russian).
7. Kavtaradze D. N. Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya dolzhno uchit' deystviyam [Education for sustainable development should teach actions]. On the way to sustainable development of Russia, 2007, no. 38, pp. 3-5. (In Russian).
8. Kolmykova V. A., Skalon N. V. Osobennosti podgotovki studentov k rabote v sel'skoy shkole [Peculiarities of preparation of students for work in a rural school]. Problems of quality assurance of university education. Kemerovo, UNITY Company, 2004, pp. 185-187. (In Russian).
9. Kontseptsiya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v interesah ustoychivogo razvitiya [The concept of General environmental education for sustainable development]. Edited by A. N. Zakhlebnyi, E. N. Dzyatkovskaya, A. Y. Liberov, I. V. Wagner. Moscow, RAO, 2010, 15 p. (In Russian).
10. Mamedov N. M. Ustoychivoe razvitie kak paradigma sovremennogo obrazovaniya [Sustainable development as a paradigm of modern education]. Methodical recommendations for the organization of environmental education for sustainable development. Edited by G. A. Yagodina. Moscow, Center "School book", 2009, pp. 38-69. (In Russian).
11. Marfenin N. N. Osnovnye zadachi i problemy razvitiya obnazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya [Main tasks and problems of education development for sustainable development]. Methodical recommendations for the organization of environmental education for sustainable development. Edited by G. A. Yagodina. Moscow, Center "School book", 2009, pp. 8-38. (In Russian).
12. Skalon N. V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti ekologicheskogo obrazovaniya v Altae-Sayanskom regione: opyt realizatsii proekta PROON/GEF v Kuzbasse [International cooperation in the field of environmental education in the Altai-Sayan region: experience in implementing the UNDP / GEF project in the Kuzbass]. Environmental education within the framework of the Decade of Education for Sustainable Development of the UN. Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference (June 11-13,2008]. Khanty-Mansiysk, AtrMedia, 2008, pp. 170-171. (In Russian).
13. Skalon N. V. Ob otnoshenii aborigennogo naseleniya TSentral'noy Azii k okruzhayushchey prirodnoy srede [On the attitude of the aboriginal population of Central Asia to the natural environment]. Natural conditions, history and culture of Western Mongolia and adjacent territories. theses of the reports of the IV International Scientific Conference (Tomsk, April 20-24, 1999]. Tomsk, TSU, 1999, pp. 207-208. (In Russian).
14. Skalon N. V. Ohotnichiy promysel v srednem techenii reki Mrassu [Hunting in the middle reaches of the river Mrassu]. Shorsky collection. Issue 1. Historical and cultural and natural heritage of the Mountain Shoria. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 1994, pp. 185-198. (In Russian).
15. Scalon N. V. Problemy ekologicheskogo obrazovaniya [Problems of environmental education]. Shorsky National Park: nature, people, future. Kemerovo, 2003, pp. 249-257. (In Russian).
16. Skalon N. V. Kimeev V. M. Etnoekologiya shortsev reki Mrassu [The Shors ethno-ecology of the river Mrassu]. Shor collection. Issue 2. Ethno-ecology and tourism of Mountain Shoria. Kemerovo, Kemerovo State University, 1997, pp. 86-110. (In Russian).
17. Scalon N. V., Sushchev D. V., Bykovets K. V., Efremova G. V., Kolmykova V. A. Problemy i perspektivy stanovleniya regional'nogo ekologicheskogo obrazovaniya i prosveshcheniya, razvitie ekologicheskogo turizma Tashtagol'skogo rayona Kemerovskoy oblasti i Shorskogo natsional'nogo parka [Problems and prospects of formation of regional ecological education and enlightenment, development of ecological tourism of Tashtagol district of Kemerovo region and Shorsky National Park]. Bulletin of Kemerovo state University, 2015, no. 1 (61), vol. 4, pp. 38-45. (In Russian).
18. Strategiya EEK OON dlya obrazovaniya v interesah ustoychivogo razvitiya [UNECE strategy for education for sustainable development]. Education for sustainable development / Proceedings of the seminar "Environmental education and education for sustainable development". Moscow, Smolensk, 2004, 80 p. (In Russian).
19. Ekologiya amerikanskih indeytsev i eskimosov [Ecology of American Indians and Eskimos]. Moscow, Nauka, 1988. 338 p. (In Russian).
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА
к повышению уровня преемственности образования в общеобразовательном КОМПЛЕКСЕ1
THE STUDY OF THE TEACHER'S READINESS TO INCREASE the LEVEL of CONTINUITY of EDUCATION IN THE GENERAL EDUCATIONAL COMPLEX
Введение. В системе непрерывного образования повышение уровня преемственности между возрастными ступенями становится актуальным направлением развития. Цель исследования состояла в разработке способа оценки готовности педагогов к повышению уровня преемственности образования в общеобразовательном комплексе для дальнейшего их развития и включения в эту деятельность.
Методология. Исследование проводилось на основе методологии системно-деятельност-ного подхода, системного анализа как методологии системного решения проблем, методологии педагогического исследования, концепции организационного развития, психологической теории деятельности, теории развивающихся педагогических систем, теории эксперимента, критериально-ориентированного подхода к оценке готовности к инновационной деятельности.
1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Проект № 27.8472.2017/БЧ).
УДК/UDC 37.02
Т. П. Афанасьева, Ю. С. Тюнников, В. В. Крылова, Ю. А. Юрченко
T. Afanasyeva, Yu. Tyunnikov, V. Krylova, Yu. Yurchenko