АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (17) 2011. с 7-19.
Научные сообщения
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чуйкова Л.Ю.
Астраханский государственный университет chuikova@yandex. ш
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое сознание,
экологическое мышление, экологическая культура
Аннотация: Экологическое образование в российской средней школе зарождалось под влиянием развития естественных наук и влияния приоритетов общественных интересов на систему образования. На общественное сознание оказывало влияние не только система образования, но и природоохранная просветительская работа образованных членов общества. В обществе доминировало ценностное отношение к природе, основанное на системном мышлении: люди воспринимали мир как систему, где все отрегулировано, где нет полезных или вредных животных, а человек является всего лишь частичкой природы, наделенной разумом для того, чтобы создавать себе среду обитания в соответствии с законами природы.
Революция ознаменовала переход к новым отношениям в обществе: ценность людей определялась их отношением к революционной идее и полезностью данного индивида для революции. Эта направленность сознания требовала и новых отношений с природой.
С середины 80-х годов в школьной практике дифференцировались два подхода к экологическому образованию: один - традиционный, базирующийся на природоохранном материале и воспитании любви и бережного отношения к природе. Цель традиционного подхода - формирование экологической культуры. Другой подход - развивающий - нацелен на формирование более глубоких качеств личности: экологического мышления, мировоззрения, экологического сознания.
ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Chuikova L. Yu chuikova@yandex. ru
Key words: environmental education, environmental education, environmental awareness, ecological thinking, ecological culture
Abstract: The environmental education in Russian secondary school was conceived under the influence of the natural sciences and the priorities of public interest in the Russian education system. Thus, the determination of the public consciousness was influenced not only by the Russian education system but also by the environmental educational efforts of educated members of society. In the society where the value-based attitude to nature dominated, people perceived the world as a system where everything is precisely regulated, where there is no useful or harmful animals, and man is only a part of nature, endowed with intelligence in order to build their habitat in accordance with the laws of nature.
The Revolution marked the transition to new relations in society: the value of people was defined by their relation to the ideas of the Revolution and the usefulness of a given individual to the Revolution. This mental determination demanded a new relationship with nature.
Since the mid 80's two approaches to environmental education were developed in school practice. One is traditional, based on the environmental education, love and respect for nature. The purpose of this approach is formation of ecological culture. Another approach is developmental. It is aimed at the formation of deeper personality traits: ecological thinking, worldview and ecological consciousness.
В последние десятилетия во всех странах мира наблюдается неуклонное повышение внимания к экологическим проблемам. Это находит отражение в приоритетах системы образования. Несмотря на то, что
экологическое образование в России развивалось стихийно, оно имеет материнские корни в природоохранном просвещении.
Исследуя традиции экологического образования в России, С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин отмечают, что в России изучение природы в системе образования началось с XVIII века при царствовании Екатерины II, что было связано с необходимостью подготовки специалистов для реализации правительственной программы освоения природных ресурсов [12].
В 1782-1786 гг. в России была осуществлена школьная реформа, которая способствовала развитию системы образования: был утвержден Устав народных училищ, в каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами, было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы.
В XVIII столетии, биологическая наука еще только зарождалась. Она не подразделялась на отдельные направления, а развивалась в рамках естественной науки. В 1786 г. по повелению Екатерины II в России был издан первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя» [32]. Это был первый учебник природоведческой направленности, его автором был академик В.Ф. Зуев. Учебник состоял из двух частей (книг) и разделялся на три отдела: ископаемое царство (неживая природа); 2) прозябаемое царство (растения); 3) животное царство. [32].
В.Ф. Зуев сумел включить в школьный учебник наряду с морфологией и систематикой большой фактический материал об экологии. Его учебник стал основным и единственным пособием для учеников и учителя по изучению природы и первой программой по естествознанию в школе.
В последующее столетие обучение осуществлялось на основе учебников ботаники А.М. Теряева (1809 г.) и И.И. Мартынова (1821 г.), которые в содержании использовали, как пишет Б. Е. Райков, «обширные извлечения из подлинных работ Линнея в буквальном переводе с оригинала». Это сделало школьную ботанику по выражению академика АПН РСФСР, профессора Б.Е.Райкова, «мишенью проклятий и источником зубовного скрежета многих поколений учащихся» [43]
В 1826 г. вышел учебник И.Кастальского «Начальные основания ботаники для юношества», в котором изложены не только сведения по систематике растений, но и по их физиологии.
В мае 1826 г., на основании рескрипта императора Николая I, создан Комитет, которому предписывалось сравнить и упорядочить уставы учебных заведений от приходских училищ до университетов, сравнить курсы обучения во всех учебных заведениях и разработать новые курсы обучения и методику их преподавания. Результат работы Комитета был отражен в принятом «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского», утвержденном в декабре 1828 года.
По уставу 1828 г. естествознание было исключено из учебного плана всех учебных заведений и было восстановлено в учебных планах реальных училищ в 1839 г., в кадетских корпусах в 1848 г. и в гимназиях в 1852 г. Таким образом, преподавание естественных наук было ограниченно главным образом ботаникой и незначительно зоологией. Учебники по естественным наукам имели множество недостатков и критиковались русскими просветителями за прагматизм, утилитаризм в содержании, формализм в обучении. Уже тогда русские просветители В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А Добролюбов и др. подчеркивали, что природоведческие знания несут в себе большой потенциал, способствующий формированию нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека [12].
Вместе с тем, в обществе был большой интерес к естественнонаучной области знаний. Помимо влияния на сознание молодежи через систему образования, большое значение в природоведческом просвещении общества выполнили ученые-естественники. Образованная часть населения России XIX века находилась под влиянием трудов ученых, прославивших российскую естественную науку, таких как М.В. Ломоносов, К.Ф. Рулье, А.Н Бекетов, К.К. Сент-Илер, К.А. Тимирязев и др.
Большую роль в природоведческом просвещении сыграл профессор Московского университета К.Ф Рулье. В своих работах по теоретической биологии, Рулье развил идеи о причинной зависимости эволюции живых форм от изменения среды их обитания. Он создал первую научную школу зоологов-эволюционистов и первым определил полный перечень принципиальных проблем экологии, однако, не обозначая эту область науки как новую. Он первый четко определил принцип взаимоотношений организма и среды, который является определяющим принципом экологии. В опубликованных лекциях и отдельных статьях он поставил проблему изменчивости, адаптации, миграции организмов, ввел понятие «стация», рассмотрел влияние человека на природу и т. д. Механизм взаимоотношений организмов со средой К.Ф. Рулье обсуждал с позиций, настолько близких к классическим принципам Ч. Дарвина, что его по праву можно считать предшественником Дарвина. К.Ф.Рулье основал журнал «Вестник естественных наук», в котором публиковались и его статьи, где излагались идеи о связи организма со средой обитания, о влиянии условий среды на живой организм. Его труды имели в России огромное значение, послужив основой формирования научной школы экологов-эволюционистов (Н.А. Северцов, А.П. Богданов, С.А Усов), а также - в деле
природоведческого просвещения молодежи. В середине XIX века он сформулировал структуру будущей науки о взаимоотношениях организмов с окружающей средой и разработал университетский курс лекций, которые он читал не только для своих студентов, но и выступал с публичными лекциями, привлекающими огромное количество интересующихся слушателей [36].
Благодаря трудам К.Ф.Рулье, в школьном естественном образовании учителями постепенно осознавалась важность таких идей, как взаимосвязь строения и функции, зависимость организма от среды обитания, причины приспособленности организмов.
В 1852 г., после перерыва в 25 лет, естествознание было вновь введено в гимназии, в учебной программе которых по-прежнему превалировало изучение систематики растений и животных - вначале зоологии, затем ботаники и минералогии, что отличалось от последовательности, предложенной в свое время В.Ф.Зуевым. В середине XX в. вышел в свет объемный учебник зоологии Ю.И.Симашко (1853), посвященный описанию огромного числа видов животных, обитающих в России. Помимо описания видов животных в него был включен материал о строении и жизнедеятельности организма человека, приведены многочисленные примеры влияния на него различных факторов среды, что свидетельствовало о включении в этот учебник определенных экологических сведений. Однако, содержание было трудно для восприятия и не могло вызвать у учащихся интерес к зоологии. Еще менее удачными исследователи считают учебник «Краткая ботаника. Курс гимназический» профессора Петербургского университета Ивана Иосифовича Шиховского (1853).
В 1864 г. произошла известная школьная реформа, которая по времени совпала с началом царствования Александра II. Это было время исключительного интереса к вопросам образования. За короткий срок появилось большое количество педагогических журналов. Был разработан проект учебного плана, согласно которому основная цель гимназий - дать учащимся общечеловеческое образование, не преследуя узких практических задач. Все сословные ограничения в деле гимназического образования формально устранялись, т.е. предлагалась идея бессословной школы. Проектом предусматривалось преподавание естествознания в каждом классе от 2 до 4 часов в неделю. Этот проект был высоко оценен педагогами, но наступившие годы реакции не позволили ему реализоваться. В результате на обучение естествознанию отводилось по два часа в неделю только в младших классах гимназии, в то время как на изучение древних языков - 4-6 часов во всех классах.
Новые программы по естествознанию были построены согласно принципам любеновского метода, что было прогрессивно для того времени. Немецкий педагог А. Любен в 30-х годах XIX в. определил цели обучения естественной истории: ознакомить ребенка с природой - предметами окружающего мира; способствовать общему развитию ребенка. Его методические идеи вошли в русскую школу только спустя тридцать лет после их появления. А. Любен считал, что естественная история как предмет обучения имеет большой образовательный потенциал. Он придавал большое значение возбуждению самостоятельной деятельности ученика, которая способствует не только развитию внешних чувств, физических сил, упражняет, учит способности наблюдать и живо воспринимать предметы и явления. А. Любен придавал большое значение индуктивному методу познания и считал, что изучение природы необходимо начинать с непосредственного рассмотрения, описания учащимися растений и животных, то есть с исследовательской деятельности.
Взгляды А. Любена на необходимое использование исследовательских работ учащихся в процессе обучения естествознанию оказали положительное влияние на таких методистов естественников русской школы, как Д.С. Михайловов, А.Н. Раевский, К.К. Сент-Илер [13, 33].
Большое влияние на сознание образованной части населения имели работы известного ботаника, ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова, который является создателем русской геоботанической научной школы. Среди его учеников были известные ботаники, физиологи растений: К.А.Тимирязев, Д.И. Ивановский, О.В. Баранецкий, Н.И. Кузнецов, В.Л. Комаров, А.Н. Краснов и др. Он создал лучшую в России ботаническую лабораторию и ботанический сад, равных которым не было даже за границей, и ввел в обучение практические занятия студентов с живыми и гербарными растениями. Бекетов
А.П. вел активную просветительскую деятельность не только в университете: им были организованы высшие женские курсы, он принимал деятельное участие в работах съездов русских естествоиспытателей и врачей, на которых не раз избирался в председатели. Среди его множества его научных работ, есть работы, которые сыграли большую роль в повышении уровня естественного образования молодежи России - это учебная литература, которая и до настоящего времени не потеряла свою ценность. Отсутствие в то время учебной ботанической литературы на русском языке побудило А.Н.Бекетова к созданию учебников для студентов: «Курса ботаники для университетских слушателей» в двух томах и «Учебника ботаники». Научно-популярные работы А.Н. Бекетова, выдержавшие множество изданий, такие как «Беседы о земле и тварях», «Из жизни природы и людей», «Беседы о зверях» и другие, а также переводы многих крупных западноевропейских естественнонаучных сочинений (Шлейдена, Гексли, Егера и др.) сыграли большую роль в природоведческом просвещении населения России и популяризации естественно-научной области знаний [69].
Значительный вклад в развитие естественных наук и образование внес К.К.Сент-Илер. Он был автором учебников «Краткая зоология» и «Элементарный курс зоологии с приложением задач и летних занятий по зоологии», в последнем он обобщил свои представления о системе обучения (издан в 1869 г., выдержал 13 изд.). Сент-Илер был учителем естественных наук во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, преподавал естественные науки на женских педагогических курсах, а позже - двадцать лет состоял директором Санкт-Петербургского Учительского института, где преподавал педагогику и зоологию. Его просветительская деятельность оказала значительное влияние не только на учеников и педагогов-естественников, но и на ту часть населения, которая стремилась к образованию. Под его редакцией было издано несколько капитальных переводных сочинений, в том числе «Жизнь животных», которые стали классическими книгами о природе и до настоящего времени являются образчиками просветительской литературы для населения. Знание трудов этих ученых являлось частью общей культуры образованной и, стремящейся к образованию, части населения [70].
В начале XX века в российских гимназиях вводится программа изучения природы, автором которой был профессор лесного института в Санкт-Петербурге Д.Н. Кайгородов. Под давлением общественных требований Министерство народного просвещения вынуждено было пересмотреть систему гимназического образования, перегруженного сухой, оторванной от жизни зубрежкой. В 1901 г. для пересмотра программ была создана комиссия. На ней в том же году была утверждена программа естествознания для первых трех классов средней школы, составленная Д.Н. Кайгородовым (1846-1924).
Программа Д.Н. Кайгородова была составлена не по предметам естественных наук - ботаники, зоологии и др., а по "общежитиям природы", т.е. по природным сообществам: лес, сад, луг, пруд, река. Изучение каждого общежития проводилось через три первые класса школы.
В содержание общекультурного минимума, необходимого для того, чтобы относиться к образованной части общества, помимо знаний, входило и ценностное отношение к природе, основанное на системном мышлении. Образованные культурные люди воспринимали мир как систему, где все отрегулировано, где нет полезных или вредных животных, а человек является всего лишь частичкой природы, наделенной разумом для того, чтобы создавать себе среду обитания в соответствии с законами природы.
С начала XX в. экология, как самостоятельная наука о взаимосвязях в природе, уже существовала [3]. Ее признавал ботаник В.Л.Комаров, который еще в 1901 г. употреблял термин «экология». Его ученик и последователь Н.А.Северцов написал монографию, которая стала первой в России основательной работой экологического содержания, которая была пропитана экологическими идеями [3]. Однако экология в то время имела преимущественно биологическое наполнение.
Вследствие общественного интереса к научным работам в области биологической экологии, образованная часть российской интеллигенции, передавала эти знания молодежи при обучении в образовательных учреждениях, на публичных выступлениях и лекциях, популярных в те годы. Общественная потребность в приобретении знаний общекультурного уровня (что отличало образованную или стремящуюся к образованию часть населения от малокультурной и безграмотной) способствовала увеличению доли естественных дисциплин в программах образовательных учреждений того времени и развитию природоохранного просвещения.
Таким образом, экологическое образование в российской средней школе зарождалось под влиянием развития естественных наук и влияния приоритетов общественных интересов на систему образования. На общественное сознание оказывало влияние не только система образования, но и природоохранная просветительская работа образованных членов общества. В обществе доминировало ценностное отношение к природе, основанное на системном мышлении: люди воспринимали мир как систему, где все отрегулировано, где нет полезных или вредных животных, а человек является всего лишь частичкой природы, наделенной разумом для того, чтобы создавать себе среду обитания в соответствии с законами природы.
Революция ознаменовала переход к новым отношениям в обществе: ценность людей определялась их отношением к революционной идее и полезностью данного индивида для революции. Эта направленность сознания требовала и новых отношений с природой. Лозунг: «Мы наш, мы новый мир построим... » распространялся и на природу. Началось активное ее преобразование с якобы очевидной пользой для нового общества. С первых лет становления Советской власти в нашей стране были приняты такие важные документы как декрет «О лесах», декрет «О земле», декреты об организации заповедников. В декрете «О лесах» есть такой пункт: «Дети привлекаются к участию в праздниках древонасаждения, обязательных в круге занятий всех учебных заведений, согласно определению центральных и местных органов просвещения. ...Каждый гражданин обязан всеми доступными средствами охранять леса от пожаров, потрав, порчи, нападения насекомых и т.п.» [34, 52].
Эти и другие документы заложили основы природоохранного образования в систему народного просвещения. Из содержания, приведенного в качестве примера документа, четко видна практическая направленность этого образования, задаваемая сверху. К ней добавляется краеведческий аспект и уже с 1924 года эти направления Наркомпрос объединяет в своих указаниях и школьных программах, в задачу изучения
местного края и проведения работы по охране природы. Цель ее - привитие учащимся навыков в деле охраны природы.
Однако нельзя сказать, что внедренные с 20-30-х годов в естественно-географические предметы природоохранные знания имели только практическую направленность. Работы выдающихся русских ученых, поддержавших революцию, оказывали влияние и на образование. Особенно, значительное влияние на содержание естественнонаучных знаний оказали работы таких ученых как К.А.Тимирязев,
В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов. Но со временем практическая ценность стала мерилом ценности научных открытий, и в системе народного образования практическая деятельность школьников становилась главной. Изменяется не только содержание: общие научные знания вытесняются полезными для
сельскохозяйственного производства, а методы природоохранного образования заменяются на практические
- это работа на учебных делянках, фермах теплицах, экскурсии на биостанцию, в поле, в лес и т.д. Под влиянием этого возрастает доля активных форм урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе. Проводятся широкомасштабные мероприятия, одновременно происходящие во всех школах района, города и даже в масштабе всей страны. Это такие мероприятия как «Праздник весны», «День птиц», «День урожая», операции «Зеленый патруль», «Живое серебро» и др.
В эти же годы широко развернулось по всей стране юннатское движение. Вслед за созданной в 1918 году в Москве, в Сокольниках, Центральной станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, юннатские кружки, кружки юных следопытов и краеведов, защитников леса и садоводов стали создаваться по всей стране. В их задачи входило изучение особенностей природной среды в своем районе, практическое участие в деле охраны природы: посадка деревьев и кустарников, охрана леса и животных, выращивание сельскохозяйственных культур и полезных для сельского хозяйства и промышленности животных (кроликов, птиц, пушных зверей и т.д.).
Несмотря на такое, казалось бы, мощное природоохранное направление в образовательной системе, оно не дало необходимых для общества результатов. Был лишь один положительный результат: много выпускников тех лет направились на биологические факультеты университетов, в сельскохозяйственные вузы, как следствие, вырос престиж биологического образования, однако, гармонизации отношений общества с природой не произошло и не могло произойти при той системе управления страной. Утилитарный подход к природе процветал: направление науки разворачивалось на скорейшее достижение изобилия в промышленности и сельском хозяйстве, поэтому разворачивалась борьба с хищными и «вредными» животными, воплощались в жизнь проекты, меняющие облик Земли, якобы нацеленные на всеобщее изобилие. Законы природы требовали согласовывать отношения с природой, но достижение быстрых результатов от преобразования природы давало недобросовестным ученым аргументы в пользу своих теорий. Так развитие генетики не сулило достижения нужных обществу результатов в короткий срок, поэтому научные подходы стали интенсивно вытесняться дилетантскими, обещавшими это - начался период примитивизации в науке. Его возглавлял Т.Д.Лысенко. Опираясь на практические достижения И.В. Мичурина, он обещал превратить природу в мастерскую для пользы народа. Видные ученые были объявлены врагами народа, а научный подход к природе был объявлен вредительским. В соответствии с этим пренебрежение к законам природы процветало на всех уровнях производства: от низовых - до руководящих. Кризис природной среды становился все заметнее то в одном, то в другом месте. Таким образом, к концу 30-х годов природоохранное образование, как в практической, так и в теоретической форме носило ярко выраженный сиюминутный полезностный характер, отвечающий практическим потребностям общества того времени.
Великая Отечественная война усугубила негативные процессы в природе. Это беспокоило правительство, и уже 25 сентября 1945 года вышло постановление Совета Министров РСФСР «Об охране природы на территории РСФСР», в котором давалась оценка состояния природных ресурсов, разработаны меры по изменению ухудшившегося в военные годы состояния природной среды. Органам народного образования предписывалось усилить работу по изучению природы и воспитанию «разумного и любовного отношения к ней и её охране». Это постановление дало новый толчок к усилению природоохранного образования: в некоторые вузы был введен курс по охране природы, а в школах возросла роль практического обучения, которое не только знакомило школьников с природой, но и было направлено на формирование навыков в работе с природными объектами. Почти при каждой школе возникают теплицы и пришкольные участки, уголки живой природы или фермы, где выращивались кролики, птица и другие животные. Под руководством энтузиастов - учителей биологии школьники, общаясь с животными, и, ухаживая за растениями, приобретали не только практические навыки в посадке и прививке деревьев, в посеве и пикировке рассады и другим агротехническим приемам, но и учились бережному отношению к природе, у них формировалось ценностное отношение к ней.
Следует отметить, что с начала природоохранного направления в образовании его использовали для воспитания таких качеств личности как сострадание и любовь к природе, ко всему живому, патриотические, эстетические и поэтические чувства. Это значит, что природоохранное образование оказывало влияние на формирование духовного компонента личности. С 1949 года наступил новый этап в отношениях с природой:
впервые за годы Советской власти принимается очень важное постановление Совета Министров СССР, повлекшее за собой изменение оценок влияния промышленных предприятий на природную среду. Если заглавия предыдущих постановлений начинались со слов: «Об охране...», «Об использовании...», «Об упорядочении...» и т.д., что характеризует административно-хозяйственный стиль отношений с природой, то и соответствующее этому стилю природоохранное образование, также носило утилитарный характер. И формировавшиеся при этом у воспитанников отношения были отношениями любящего «хозяина природы», «властелина мира». Новое постановление Совета Министров СССР от 29 мая 1949 года могло стать этапным в деле охрана природы. Даже название этого постановления: «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест», говорило о многом в те времена. В этом документе было требование запретить с 1-го января 1950 года утверждение проектов строительства, реконструкции или восстановления промышленных предприятий, выбрасывающих в атмосферный воздух продукты неполного сгорания, пыль, сернистые соединения, мышьяковистый водород и фтористые соединения без специальной газоочистных, пылеулавливающих и рекуперационных установок. В этом же постановлении Министерство химической промышленности и Государственную санитарную инспекцию обязывали издавать ежегодно сборники материалов по вопросам промышленных выбросов в атмосферу. В пункте 7-м говорилось о введении уже в 1949 году в программы химических, металлургических и энергетических вузов обязательный курс по газоочистке, пылеулавливанию и рекуперации. А в пункте 9-м предусматривалось соответствующим министерствам разработать перспективный план мероприятий по эффективной организации борьбы с загрязнением воздуха, водоемов и почвы промышленными выбросами и отходами, предусмотрев в нем наряду с другими мероприятиями «улучшение подготовки инженерно-технических научных и педагогических кадров по указанным вопросам», а также «издание технических и санитарных нормативов, руководств и учебных пособий» [7, 34,
35, 27, 51]. Анализ содержания этого и предыдущих постановлений свидетельствует, что это был первый серьёзный документ, в котором говорилось о загрязнении природной среды, о неэффективности прежнего подхода к природоохранному законодательству, о господстве в обществе технократического мышления и в то же время давало толчок к более глубокому изучению взаимосвязей между элементами системы «общество - человек - природа». То есть, был сделан заказ на расширение границ природоохранного образования до экологического. Однако педагогические исследования тех лет продолжали разрабатывать краеведческие и природоведческие темы. Это объясняется состоянием науки в тот период, когда над научной мыслью довлел тоталитарный режим, держа её в скованном политическими и идеологическими рамками состоянии.
В это же время во всем мире возрастает значение проблем охраны природы и природоохранного образования. Во многих странах сначала 50-х годов создаются специальные научные организации по изучению проблем и практическому внедрению результатов исследований в области охраны природы, исследуются также проблемы природоохранного образования.
Политические изменения 50-60-х годов способствовали освобождению научной мысли от диктата и развитию международного обмена информацией. С ростом внимания к этим вопросам во всем мире, в нашей стране, начиная с 1959 года, предпринимаются некоторые шаги по увеличению доли природоохранного материала в учебных программах для средних школ по биологии и географии. Подвергается критике перегрузка содержания природоохранного материала практическими знаниями. Так, например, Н. М. Верзилиным высказывается критическое отношение к учебнику ботаники Б.В.Всесвятского за изобилие в нем информации по каждому культурному растению о том, как его возделывать, на какую глубину вспахивать почву, какова урожайность с гектара в различных областях. Учебник был перегружен агротехнической информацией, а научных знаний о природе недоставало [4]. Однако в новых учебных программах по природоведению по-прежнему выделялось мало часов на изучение основ науки о природе. Так, например, на неживую природу уделяется в 4 кл. - 2 часа; на изучение мира растений в 5 и 6 кл. - 2 часа; на изучение мира живой природы в 6 и 7 кл. - по 2 часа; на развитие органического мира и человека в 8 кл. - 3 часа [4]. Этого было явно недостаточно. Цель преподавания природоведения по новой программе сохранялась прежней - привитие интереса и любви к природе, направленной на достижение готовности трудится в сельском хозяйстве, для пользы страны.
Анализ педагогической литературы 50-60-х годов показывает, что в эти годы почти полностью отсутствуют научные публикации по природоохранному образованию. Кое-где встречаются статьи по краеведению, по опыту практического природопользования, выступающего в качестве своеобразной «нагрузки» к сельскохозяйственному труду. Среди них заслуживает внимание диссертационная работа по природоохранному образованию З. И. Коротковой «Изучение учащимися 5 класса средней школы связей между явлениями природы и общества», в которой была поставлена проблема: как от познания связей в природе перейти к пониманию закономерностей развития отношений общества и природы [28]. Для ее решения автором было предложено использовать различные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. Однако, это перспективное направление не получило дальнейшего развития из-за недостаточного внимания к проблеме природоохранного образования.
Поэтому, в начале 1959 года, а затем в конце 1960 года в журнале «Советская педагогика» публикации статей Н. М. Верзилина привлекли внимание педагогов и психологов к проблеме природоохранного образования. Во второй статье «Природа как фактор воспитания» этот автор возвращает педагогов к возможности использования природного фактора для нравственного воспитания, для формирования мировоззрения и развития логического мышления. Он высказал свое мнение о том, изучение природы учит пониманию жизни, а изучение взаимоотношений живых организмов помогает познать закономерности развития мира, поэтому необходимо сделать изучение природы доступным для учащихся [48].
Во второй половине 60-х годов, после принятия во всех союзных республиках законов об охране природы, в содержание предметов - химии, биологии, физической и экономической географии - вводится природоведческий материал, который, по-прежнему имеет утилитарную направленность. Внимание власти к вопросам охраны природы всегда стимулирует научные исследования в этой области. И уже с середины 60-х годов появляются научные публикации по природоохранному образованию, а в конце 60-х годов в России появляются законченные исследования по этой проблеме. Исследователи И. Я. Габев, А. П. Момотова, Л. А. Родова, Е. Ю. Шапокене попытались выделить систему знаний по охране природы, а также исследовать обозначенный Н. М. Верзилиным, воспитательный потенциал, заложенный в содержании природоохранного образования. В своих работах они доказывают взаимосвязь биологических знаний с практическими умениями, разрабатывают систему учебно-воспитательной работы по улучшению состояния ближайшего природного окружения и обосновывают ее значение для формирования ответственного отношения к природе [5, 37, 49, 68]. Б. Г. Иоганзен [25], Н. А. Рыков [47, 48], Я. И. Габев [5, 6] и др. исследовали теоретические основы природоохранного просвещения, мотивы формирования бережного отношения к природе, воспитание ответственного отношения к природе.
С начала 70-х годов природоохранное направление в образовании заявляет о себе, как о новом направлении педагогической деятельности. В работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной,
А.И. Степанова и др., опубликованных в 1973-78 гг. в ведущих педагогических журналах, таких как «Советская педагогика», «Народное образование», «Физика в школе», было дано развитие теоретических основ природоохранного образования в школе, способов организации практической деятельности школьников по изучению и охране природной среды, межпредметные связи между вопросами охраны природы и школьным курсом физики [14, 17, 18, 20, 22,]. Основные идеи педагогического изучения новой области знаний для внедрения их в образовательный процесс были разработаны И. Д. Зверевым,
А. Н. Захлебным, И. Т. Суравегиной и др. Ими были определены сущность понятия «охрана природы» [17], сфера взаимодействия школы в области охраны природы [14, 17,], разработаны теоретические основы природоохранного просвещения в школе [20, 22], методика организации практической деятельности школьников по изучению и охране природной среды [18], основы школьной практики, определены цели, задачи, принципы и концепция содержания экологического образования.
В период, называемый «застойным», международный интерес к экологическому направлению, подогревали советские СМИ, которые стали публиковать информацию об экологических проблемах, имевших место в западных странах. Экология стала проникать в биологическую науку, а затем и в доступное населению социальное информационное пространство, в виде публикаций, выступлений ученых-естественников на семинарах и лекториях общества «Знание». К середине 70-х годов резко возрос интерес общества к новой области знания - экологии и, как следствие, к экологическому направлению в системе образования.
На международной арене ЮНЕСКО поднимала обсуждение проблем взаимоотношений общества и природы. Под эгидой ЮНЕСКО в 1968-1972 гг. были организованы международные конференции по проблемам окружающей среды - вначале экспертная, затем межправительственная, за которыми последовали международное признание природоохранной проблематики и ее включение в повестку дня международного сотрудничества. В 1968 г. на Межправительственной конференции экспертов (Париж) в области рационального использования и сохранения ресурсов биосферы была утверждена научная программа ЮНЕСКО «Человек и Биосфера». Программа направлена на изучение процессов, вызванных антропогенным воздействием на различные элементы биосферы. Она действует и по настоящее время. Следующая конференция ЮНЕСКО состоялась в 1972 г., в Стокгольме. На ней рассматривались не только вопросы окружающей среды и совместные действия по ее защите, но была принята рекомендация о необходимости разработки международной концепции экологического образования, в которой предлагалось ООН предпринять действия по созданию программы экологического образования для учебных учреждений и вне их, охватывающей все уровни образования с целью управления и контроля за окружающей средой. По результатам конференции была образована Программа ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП).
В 1975 г. ЮНЕСКО был организован и проведен в Белграде Международный семинар по проблемам окружающей среды, на котором была принята Белградская Хартия, определившая «глобальные рамки в области экологического образования» (Белградская Хартия, 1975). А в 1977 г. ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП провела Тбилисскую межправительственную конференцию по образованию в области
окружающей среды. На ней были приняты документы, устанавливающие основные принципы экологического образования, такие как непрерывность, значение разных форм экологического образования -«формального» и «неформального». В рекомендациях Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды была определена цель экологического образования, которая стала установочной для многих исследователей. Основной целью экологического образования было «...добиться понимания отдельными лицами и сообществами сложного характера естественной окружающей среды и среды, созданной человеком, являющегося результатом взаимодействия её биологических, физических, социальных, экономических и культурных аспектов, содействовать приобретению знаний и усвоению ценностей, выработать отношение и практические навыки в целях сознательного и эффективного участия в предупреждении и решении проблем окружающей среды и в управлении качеством окружающей среды» [35].
Международная активность по вопросам оздоровления окружающей среды придала импульс дальнейшим исследованиям в области экологического образования. Ряд ученых и передовых педагогов школ откликнулись на запрос общества о расширении природоохранного образования до экологического. В 1975-79 гг. И.Н. Пономарева публикует работы, посвященные содержанию и развитию экологических понятий в курсе зоологии и биологии [41, 42]. Красновидова С.С. (1975 г.) в своем диссертационном исследовании изучает пути повышения качества экологических знаний в курсе общей биологии [29].
К экологическому образованию обращаются те ученые, которые были лидерами в природоохранительном направлении образования - это И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина,
В. М. Сенкевич и др.
Придавая экологическому образованию большую значимость, чем природоохранительное, Зверев И.Д. в своих работах 1978-80 гг. называл его новым аспектом образования [23]. Суравегина И.Т. в 1979г. поднимает вопрос междисциплинарности экологического образования и воспитания [52]. Однако до середины 80-х годов в их работах природоохранительное образование перемежается с экологическим, и только после 1985 года ученые определились в приоритете экологического образования над природоохранительным [15, 16, 19].
В 1985-86 гг. Захлебный А.Н., Сенкевич В.М, проводят теоретическое обоснование экологического образования и путей его реализации в средней общеобразовательной школе, обосновывают его содержание [16].
Таким образом, можно отметить, что направление образования, затрагивающее взаимоотношения общества и природы, в своем развитии прошло несколько этапов - природопользовательский, природоведческий, природоохранный, и с середины 80-х годов вступило в экологический, представляющий новую, еще не до конца освоенную область знаний. А это значит образовательные цели («для чего учить») и задачи («как учить»), а также - содержание («чему учить») и методические инструменты («с помощью чего учить»), коренным образом отличаются от тех, которые были на предыдущих этапах.
Система экологического образования еще не сформировалась, но уже с начала 80-х годов элементы экологического образования и воспитания стали проникать в систему школьного образования в виде факультативных занятий, кружков, научных обществ под различными названиями, такими как: «Человек и биосфера», «Природа и человек», «Природа и мы» и т.п. Их организовывали наиболее инициативные педагоги: биологи, физики, химики.
С середины 80-х годов в школьной практике дифференцировались два подхода к экологическому образованию: один - традиционный, базирующийся на природоохранном материале и воспитании любви и бережного отношения к природе. Цель традиционного подхода - формирование экологической культуры. Другой подход - развивающий - нацелен на формирование более глубоких качеств личности: экологического мышления, мировоззрения, экологического сознания.
Исследователи также не ушли от этого разделения и разрабатывали содержательную основу и методическую базу, изучали различные аспекты и особенности в рамках выбранного подхода. В 80-90-х годах новое экологическое направление в образовании на практике еще зачастую было данью модному и популярному слову «экология», но по своей сути ему не соответствовало, так как не было создано концептуальной основы экологического образования и учебных материалов, основанных на разработанной концепции.
К середине 90-х годов было не так много научных работ, которые могли дать убедительные и четкие определения базисных понятий экологии и раскрыть ее содержание, но они были высочайшего научного качества. Это работы в области основ фундаментальной биологической экологии (Р.Дажо, Ю.Одум, Р.Рикфлекс, В.Н.Сукачев и др.) [10, 38, 46, 51], монографии, осмысливающие теоретическое построение области изучения современной экологии и теоретические основы, взаимодействия систем «природа» и «общество». Среди них «Экология (теория, законы, принципы и гипотезы)» Н.Ф.Реймерса [45], «Проблемы экологии России» [31], работы по социальной экологии «Система «общество -природа» (проблемы социальной экологии)» [7], «За пределами роста: учебное пособие» [35], различные учебники по социальной экологии [33, 34, 44, 50], экологии человека [1, 26]. Область прикладной экологии была представлена роботами по
теории природопользования и охраны окружающей среды «Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа)» [11], «Принцип Ле-Шателье в приложении к биосфере» [9], «Экология и контроль состояния природной среды» [24] и др. Однако, осмыслить и соединить эти знания в единую образовательную область под реальную педагогическую концепцию никто еще не мог. И экология как учебная дисциплина в школе была на незаконных правах.
С начала 90-х годов представления о целях экологического образования претерпевают изменения. Это было связано с конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992), проходившей в Рио-де-Жанейро, на которой была принята концепция устойчивого развития, поставлены задачи и определены практические меры по выходу из кризиса, среди которых - задача воспитания экологической культуры подрастающего поколения.
Начало 90-х годов ознаменовано значительным прогрессом в развитии экологического образования и его внедрению в школьную практику. В конце 1991 года принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды», в котором была определена необходимость формирования всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего все этапы дошкольного, школьного, внешкольного образования, профессиональную подготовку специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение квалификации кадров (раздел XI «Экологическое воспитание, образование, научные исследования», ст. 73).
Ответственность за выполнение этой задачи Закон возложил на Правительство Российской Федерации (ст. 6) и специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды (ст. 7), за осуществление экологического воспитания и образования - на государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8, 9) и органы местного самоуправления (ст. 10), в состав которых входили органы управления образованием с подведомственными образовательными учреждениями.
К началу 1990-х годов в отечественной педагогике были разработаны основные положения концепции экологического образования для учреждений общеобразовательного типа. Десятилетие с 1990 по 2000 гг. характеризуется значительными наработками в области содержания экологического образования в школе практически во всех регионах России. Большое значение здесь сыграло то, что Постановлением Правительства РФ разрешалось выделять до 10% средств, поступающих в экологические фонды различного уровня, на развитие экологического образования.
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды» определил необходимость формирования всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего все этапы дошкольного, школьного, внешкольного образования, профессиональную подготовку специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение квалификации кадров. С принятием закона «Об образовании» (1992 г.) «воспитание любви к окружающей природе» стало одним из принципов государственной политики в области образования. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации, установившая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (с.42) и обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» завершила создание правовой основы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования в Российской Федерации. Эти политические и законодательные акты сыграли большую роль в развитии и укреплении формирующейся системы непрерывного экологического образования.
В 1994 г. на совместном заседании коллегии Минобразования России и Минприроды России был рассмотрен вопрос «Об экологическом образовании обучающихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». В постановлении коллегии впервые было отмечено, что экологическое образование является приоритетным направлением в системе образования, отвечающим целям национальной безопасности и экологически безопасного устойчивого развития России.
По инициативе Госкомэкологии России Правительство приняло постановления: № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994 г.), № 91 «Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персонального состава» (1995 г.). Эти документы регулировали развитие экологического образования, его финансовое обеспечение из средств экологических фондов всех уровней. Такое финансирование осуществлялось вплоть до 2002 г. до ликвидации экологического фонда. Это относилось в первую очередь к среднему экологическому образованию.
Следствием этих решений стало преподавание экологии как самостоятельного учебного предмета во многих средних школах. С 1994 г. предмет «Экология» введен во множестве средних общеобразовательных учреждений. Из-за того, что к этому времени на федеральном уровне не были представлены программы для изучения экологии и учебная литература, а предмет «экология» уже стал активно внедряться в школьные учебные планы, то в каждом регионе на средства экологических фондов стали разрабатываться программы экологического образования школьников, дошкольников и учебные пособия для их реализации.
Астраханский регион не был исключением и уже в 1994 г. по инициативе Госкомэкологии Астраханской области авторским коллективом была разработана программа курса экологии с 5 по 11 класс, разработаны и изданы первые учебные пособия по экологии, позволяющие реализовать программу в непрерывающемся образовательном процессе. Первые школьные учебные пособия, а затем и учебники экологии были изданы в России в 1994 г. А уже в 1996 году, изданные на тот момент в России учебные пособия по экологии были оценены по поручению Проблемного Совета по экологическому образованию при РАО профессором Санкт-Петербургского государственного педагогического института им. Герцена И.Н.Пономаревой. Результаты экспертизы были доложены на заседании Проблемного Совета в 1996 г. В
1997 г. профессором С.Н. Глазычевым в статье «Экология: учебная книга», опубликованном в журнале «Экология и жизнь» (2-3, 1997), была дана оценка содержания школьных учебных пособий по экологии. К этому времени в Астрахани были опубликованы следующие учебные пособия:
1. Информационно-дидактические материалы экологического содержания. - Астрахань, 1994, (Чуйкова Л.Ю.) [55].;
2. Природа - наш дом (учебное пособие по экологии для 5 класса средней школы, 1995, (Чуйкова Л.Ю.) [56, 60].;
3. Общая экология: Учебное пособие по экологии для 10 класса средней школы, 1996, (Чуйкова Л.Ю.) [57].;
4. Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. 1996, (Чуйкова Л.Ю.) [58].;
5. Взаимосвязи человека и природы (учебное пособие для 6 класса средней школы. 1997, (Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В.) [59, 64].
Не все из них попали в поле зрения экспертов, а только «Природа - наш дом» и «Общая экология». Несмотря на то, что эти книги отражали не в полном объеме программное содержание экологического образования, разработанное для Астраханских школ авторским коллективом (всего было издано 7 учебных пособий по экологии, некоторые выходили уже вторым и третьим изданием [56-67]), но и они получили положительные оценки. Среди учебных пособий, предназначенных для предметного изучения экологии в старших классах, внимание Глазычева С.Н. привлекли следующие книги:
1. Основы экологии, Н.М.Черновой с соавторами (1995 г., Москва);
2. Экология: 9 класс, Е.А. Криксунова с соавторами (1995 г., Москва);
3. Экология России, Б.М.Миркина, Л.Г. Наумовой (1996 г., Москва);
4. Экология - 9-11 классы, Н.М.Мамедова, И.Т.Суравегиной (1996 г., Москва);
5. Экология Санкт-Петербурга и области, С.В.Алексеева с соавторами;
6. Экология Ярославской области (нет ссылки на автора);
7. Основы экологии для 10 - 11 классов, В.И.Жидкина (Саранск, 1995);
8. Природа - наш дом (5 класс), Л.Ю.Чуйковой (Астрахань, 1994 г.);
9. Общая экология (10 класс), Л.Ю.Чуйковой (Астрахань,1996 г).
Анализируя содержание вышеназванных школьных учебников по экологии С.Н.Г лазачев заметил, что в их содержании «прослеживается движение от конкретики к обобщениям: от решения задач охраны природы и окружающей среды к экологии, а в экологии - от экологии растений и животных к общей экологии, и далее - в направлении изучения роли антропогенных факторов среды (к закономерностям развития социоприродных экосистем)» [8].
Анализ содержания учебников по мнению С.Н.Глазачева «позволяет сделать вывод, что в списке научных публикаций основной объем несомненно принадлежит биоэкологии» и что «все подотрасли современной экологии пока еще не удается представить системно, в структуре учебников явно выражена биоцентристская позиция их создателей» [8 ].
Как указывалось в отчете Минприроды РФ «Развитие системы экологического образования в Российской Федерации в 1992-2002 годах» в этот период в российской школе разворачивался процесс децентрализации системы образования. Создан новый механизм демократизации школьного образования -базисный учебный план, который позволял некоторую вариативность содержания школьного образования. В один из таких вариантов включен учебный предмет «Экология» (9 класс). В это же время разворачиваются работы по созданию школьного образовательного стандарта как федерального нормативного документа, «цементирующего» в новых условиях единое образовательное пространство в стране. Новый проект образовательного стандарта по экологии для базисного учебного плана разработан в
1998 г. под руководством И. Т. Суравегиной.
Однако, с введением в действие в 1998 г нового базисного учебного плана (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) экология была отнесена к предметам регионального компонента содержания образования, что существенно ограничило распространение этого учебного предмета в субъектах Российской Федерации.
Из отчета Минприроды России «Развитие системы экологического образования в Российской Федерации в 1992-2002 годах» следует, что за те 10 лет, когда развитием экологического образования занималось Госкомэкология РФ в стране сделано очень много для развития экологического образования.
Научными сотрудниками Института общего и среднего образования Российской академии образования И. Д. Зверевым, И. Т. Суравегиной, А. Н. Захлебным, Л. П. Симоновой-Салеевой, профессорами Московского педагогического государственного университета В. М. Константиновым,
Н. М. Мамедовым, специалистами Института общего образования Министерства образования Российской Федерации Л. П. Анастасовой, Т. В. Кучер и научным сотрудником Московского института образовательных систем А. И. Княжницкой разработана первая «Концепция общего среднего экологического образования». В ней определены цели и задачи, принципы построения, содержание и модели среднего экологического образования.
После Саммита ООН по устойчивому развитию, проходившего в Йоханнесбурге в 2002 г. вновь внимание исследователей обращается к экологическому образованию. На Саммите было уделено пристальное внимание проблемам реформирования образования, отмечалась необходимость качественно новой модели образования в интересах устойчивого развития. В марте 2005 г. в Вильнюсе был принят документ «Стратегия Европейской комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития». Международное сотрудничество в области устойчивого развития ставит задачу поиска и реализации на практике нового подхода к образованию. В документах встреч 2002 и 2005 гг. отмечено, что причина глобального экологического кризиса в кризисе управления. При этом большое значение придается такому инструменту управления обществом, как образование. Формирование системы образования для обеспечения устойчивого развития предполагает переход к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, на единстве современного научного знания и гуманистических ценностномировоззренческих установок. В этой модели экологическому образованию отводится роль передачи молодежи научного знания законов организации жизни и взаимосвязей живого на планете [30]. На современном этапе развивающаяся система школьного экологического образования больше опирается не на предметное обучение, а на разнообразную внеклассную работу, проектно-исследовательскую и практическую природоохранную деятельность. В ней наряду со школьниками активно участвуют родители, педагоги, ученые, представители общественности. Они помогают благоустраивать школьную территорию, шефствуют над близлежащими парками и другими природными объектами, ведут экологопросветительскую работу с населением, получая поддержку от местных административных и природоохранных органов.
Литература
1.Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. -М.: Экоцентр, 1994.-225 с.
2.Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений I Н.Д. Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под ред. Н.Д.Андреевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
3.Боркин Л.Я. Очерки по истории экологии. - ж. Астраханский вестник экологического образования. № 1-2 (8-9). - с. З-42.
4.Верзилин Н. М. Педагогические основы программы по природоведению ИСоветская педагогика, 1959, N 9. - С. 24 -34.
5.Габев Я.И. Ознакомление учащихся V классов с вопросами охраны природы // Биология в школе. -М. - 1965. - № 1. - С. 44-47.
6.Габев, Я.И. Теоретические основы природоохранительного образования. - Кишинев: Штиинца, 1981. - 159 С.
7.Гирусов Э.В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии). - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 167 с.
8.Глазачев С.Н. Экология: учебная книга - ж. «Экология и жизнь», 1997, 2-3.
9.Горшков СП., Кондратьев К.Я. Принцип Ле-Шателье в приложении к биосфере // Экология. - 1990. -№1. - С 7-16.
10.Дажо Р. Основы экологии. - М.: Прогресс, 1975. - 415 с.
11.Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). - М, 1994. - 133 с.
12.Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология.! С.Д Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
1З.Зайцев, А.В. Система формирования экологического мышления как условие развития личности школьников [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (1З.00.01) I А.В. Зайцев. - Саратов, 2002. - 22 с.
14.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М., 1981. - 184 С.
15.Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации. Дисс. док. пед. наук. - М., 1985. - 389 С.
16.Захлебный А.Н, Сенкевич В.М. Экологическое образование (школьников) //Народное образование, 1986, N 12. - С. 46-56.
17.Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. К определению понятия «охрана природы» //Советская педагогика, 1975, №2. - С. 33-40.
18.Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Организация практической деятельности школьников по изучению и охране природной среды //Советская педагогика, 1978. - №5. - С. 56-62.
19.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно технический прогресс и экологическое образование //Советская педагогика.-1985.-№12.-С.10-12. (11)
20.Зверев, И.Д. Природоохранительное просвещение в школе //Народное образование, 1974, №3. -
С.35-40.
21.Зверев, И.Д. Проблемы экологического образования //Советская педагогика, 1978. - №3. - С. 148150.
22.Зверев, И.Д., Захлебный А.Н. Теоретические основы природоохранительного просвещения в школе //Советская педагогика, 1973, №12. - С.31-39.
23.3верев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. - М.: Знание, 1980. - 96 С.
24.Израэль Ю.А Экология и контроль состояния природной среды. — М.: Гидрометеоиздат, 1984. — 560 с.
25.Иоганзен Б.Г., Рыков Н.А. Мотивы охраны природы // Сб. научных трудов "Природоохранительное образование в средней школе". - М., 1978. - С. 34-41.
26.Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: Наука, 1983.-258 с.
27.Кондратьев К.Я. Ключевые аспекты глобальной экологии и требования к данным наблюдения // Итоги науки и техники. Сер. теоретические и общие вопросы географии. Т. 9. - М.: ВИНИТИ, 1990. - 454 с.
28.Короткова З.И. Изучение учащимися 5 класса средней школы связей между явлениями природы и общества: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1953. - 407 С.
29.Красновидова С.С. Пути повышения качества экологических знаний в курсе общей биологии: Автореф. канд. пед. наук. - Л., 1975, - 22 С.
30.Литковская, Н.П. Экологическое образование в школе: современное состояние, проблемы // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. / Под ред. О.И.Кобзарь, Т.В.Хахалкиной. -Томск: STT, 2006. С. 28-30. (ISBN 5-93629-257-6).
31.Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Залиханов М.Г., Данилов-Данильян
В.И., Гаврилов И.Т., Голубев Г.Н., Ревякин B.C., Гракович В.Ф. Проблемы экологии России. - М., 1993. - 326 с.
32.Методика преподавания биологии: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 02020165 «Биология») /сост. Васильева М.З. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 138 с.
33.Марков Ю.Г. Социальная экология. - Новосибирск: Наука, 1986. — 174 с.
34.Маркович Д.Ж. Социальная экология. - М.: Просвещение, 1991. - 186 с.
35.Медоуз Д.Х., Медоуз Д.М., Рандерс Й. За пределами роста: Учебное пособие. - М.: Издат. группа «Прогресс», «Пангея», 1994. — 304 с.
36.Микулинский С.Р. Карл Францович Рулье, 1814-1858: ученый, человек и учитель. - [2-е изд.]. - М.
: Наука, 1989. - 285 с.
37.Момотова А.П. Система работы по охране природы в городской восьмилетней школе. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М, 1968. -23 с.
38.Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975. - 740 с.
39.Охрана окружающей среды: проблемы просвещения. /Материалы симпозиума, Белград, 1975.
40.Положение о начальных народных училищах (1864 г.) [Текст] // История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999. - С. 259-263.
41.Пономарева И.Н. Развитие экологических понятий в курсе зоологии //Биология в школе, 1975, N5.
- С. 31-36.
42.Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие.- Л.:ЛГПИ, 1979. - 87 С.
43.Райков, Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. -М. : Издательство АН РСФСР, 1969. - 487 с.
44.Раскин В.Г. Социальная экология (теоретические и прикладные аспекты): Учебное пособие. -Кемерово, 1996. - 135 с.
45.Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, принципы и гипотезы). — М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. - 367 с.
46.Рикфлекс Р. Основы общей экологии. - М.: Мир, 1979. — 424 с.
47.Рыков, Н.О. Школа и охрана природы //Народное образование, 1971, №1. - С. 82-83.
48.Рыков, Н.О воспитании ответственности за охрану природы //Народное образование, 1976, №5. - С.
66-67.
49.Родова Н.А. Работа школьников по охране природы, ее образовательное и воспитательное значение. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1968.-20 с.
50.Седов В.В., Данилина Е.И., Ермаков В.И., Гальперин Я.С. Социальная экология: Учебн. пособие / Ред. В.В.Седов. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 1995. - 115 с.
51.Сукачев В.Н. Основы лесной биогеоценологии. — М.: Наука, 1964. -295 с.
52.Суравегина, И.Т. Междисциплинарный характер экологического образования и воспитания //Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла. - М., 1979. - С. 74-85.
53.Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (1864 г.) [Текст] // История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999. - С. 256-259.
54.Чуйкова Л.Ю. Формирование экологического мышления учащихся агротехнического лицея. Автореферат дисс. на соиск, уч. степ. канд. пед. наук. - Астрахань, 1993. - 19 с.
55.Чуйкова Л.Ю. Информационно-дидактические материалы экологического содержания. -Астрахань, 1994. - 91 с.
56.Чуйкова Л.Ю. Природа - наш дом (учебное пособие по экологии для 5 класса средней школы)/ Под общей редакцией Ю.С.Чуйкова. - Астрахань, 1995. - 157 с.
57.Чуйкова Л.Ю. Общая экология: Учебное пособие по экологии для 10 класса средней школы/Под общ. ред. Ю.С.Чуйкова. - Астрахань: Издательство ИТА "Интерпресс", 1996. - 225 с.: ил. 15.
58.Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. (Учебное пособие для 11 класса средней школы). /Под общ. ред. Ю.С.Чуйкова. - Астрахань: Издательство ИТА "Интерпресс", 1996. - 247 с.
59.Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Взаимосвязи человека и природы (учебное пособие для 6 класса средней школы). /Под общ. ред. Ю.С.Чуйкова. Астрахань: Издательство ИТА "Интерпресс", 1997. - 232 с.
60.Чуйкова Л.Ю. Природа - наш дом (учебное пособие по экологии для 5 класса средней школы) под общей редакцией Ю.С.Чуйкова. Издание второе, дополненное и переработанное - Астрахань, 1997. - С.: 176, ил.: 29.
61.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области (учебное пособие по экологии для 8 класса средней школы). - Астрахань, 1998. - 264 с.
62.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Основы экологических знаний (учебное пособие по экологии для 7-го класса средней школы). - Астрахань, 1999. С. 210.
63.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Теплый Д.Л., Шамгунова Л.К. Экология человека (Учебное пособие для 9 класса средней школы). Изд-во Центра экологического образования населения Астраханской области.
- Астрахань, 2000. - 240 с.
64.Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Взаимосвязи человека и природы (учебное пособие для 6 класса средней школы). /Под общ. ред. Ю.С.Чуйкова. /Издание 2-е. Астрахань, 2001. - 232 с.
65.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Основы экологических знаний (учебное пособие по экологии для 7-го класса средней школы). 2-е издание. - Астрахань, 2002. - 212 с.
66.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области (учебное пособие по экологии для 8 класса средней школы). Второе издание. - Астрахань, 2007. - 264 с.
67.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области (учебное пособие по экологии для 8 класса средней школы). Третье издание. - Астрахань, 2010. - 264 с.
68.Шапокене, Е.Ю. Система учебно-воспитательной работы по охране природы в процессе преподавания ботаники в школе. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Л., 1969. - 20 с.
69.Щербакова А.А. Андрей Николаевич Бекетов — выдающийся русский ботаник и общественный деятель. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1958.
70.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.