Научная статья на тему 'Социальное инновационное проектирование и опыт подготовки к нему будущих специалистов социальной работы'

Социальное инновационное проектирование и опыт подготовки к нему будущих специалистов социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2266
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / SOCIAL ENGINEERING / SOCIAL INNOVATION DESIGN / SPECIALIST SOCIAL WORK / VOCATIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафина А. А., Тазетдинова И. Т.

Рассмотрены сущность социального проектирования, особенности соци-ального инновационного проектирования, специфика и преимущества логико-структурного подхода в управлении проектами. Проанализированы место и роль социального проектирования в профессиональной деятельности специалистов социальной работы, представлен опыт подготовки будущих специалистов со-циальной работы к социальному инновационному проектированию в Казанском государственном технологическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The note of an article. Consider the essence of social designing, especially the social innovative designing, specificity and the advantages of logico-structured approach to project management. Analyse the place and role of social designing in the professional roles of social workers, describes the experience of training future professionals of social work to social innovative designing in the Kazan State Technological University.

Текст научной работы на тему «Социальное инновационное проектирование и опыт подготовки к нему будущих специалистов социальной работы»

А. А. Сафина, И. Т. Тазетдинова

СОЦИАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

И ОПЫТ ПОДГОТОВКИ К НЕМУ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ключевые слова: социальное проектирование, социальное инновационное проектирование, специалист социальной работы, профессиональная подготовка специалистов социальной работы. social engineering, social innovation design, specialist social work, vocational training of social workers

Рассмотрены сущность социального проектирования, особенности социального инновационного проектирования, специфика и преимущества логикоструктурного подхода в управлении проектами. Проанализированы место и роль социального проектирования в профессиональной деятельности специалистов социальной работы, представлен опыт подготовки будущих специалистов социальной работы к социальному инновационному проектированию в Казанском государственном технологическом университете.

The note of an article. Consider the essence of social designing, especially the social innovative designing, specificity and the advantages of logico-structured approach to project management. Analyse the place and role of social designing in the professional roles of social workers, describes the experience of training future professionals of social work to social innovative designing in the Kazan State Technological University.

Наличие целого ряда социальных проблем от глобального до локального характера вызывает необходимость инновирования социальной действительности. В этих условиях одним из значимых инструментов нововведений выступает социальное проектирование. Рассмотрим его подробнее.

Социальное проектирование как отрасль общественной науки появилось в 20-3 0-е годы XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями. В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедро-вицкого и О.И. Генисаретского. С точки зрения социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах

Н.А. Аитова, Г. А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж. Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, а также в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю. А. Крючкова, О.Н. Яницкого и др.

Утвердились следующие основные подходы к социальному проектированию: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный и субъект-ориентированный. Социальный проект, с позиций первого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося социального объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения. По определению одного из разработчиков данного подхода Ж.Т. Тощенко, «социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социаль-

ных институтов» [1]. Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление о закономерном характере проекта, о его объективной научной обоснованности. Здесь и выявляется слабость концепции, так как детерминация социальных нововведений вариативна и научная обоснованность проектируемого объекта доказуема лишь в самых общих положениях и спорна в отношении конкретного управленческого решения.

Второй подход ориентирует на выработку не единственно верного, а вариантного решения социальных проблем на основе социально-диагностических процедур и прогнозов. При этом характерен равноправный учет объективных и субъективных факторов социального воспроизводства. Прогнозное социальное проектирование - это социальная технология, ориентированная на выработку образцов решений перспективных социальных проблем с учетом доступных ресурсов и намеченных целей социально-экономического развития [2]. При таком подходе социальное проектирование практически сливается с нормативным прогнозированием.

Третий подход видит центральной фигурой социально-проектной деятельности самого проектанта, ценностная система которого и является источником проектной идеи.

В 1990-е годы мышление проектами становится одной из основ менеджмента, в том числе в социальной и культурной сферах. Это произошло на фоне осознания предпринимателями в середине XX в. в странах с рыночной экономикой необходимости строить работу по проектам, появления огромного числа бизнес-проектов.

Сущность социального проектирования - конструирование желаемых состояний будущего. Исходные вопросы социального проектирования - какие состояния желаемы и какие ресурсы есть для их достижения - в современных условиях раскрываются иначе, с иными акцентами и оттенками, чем еще 15-20 лет назад. Проблема желаемого состояния общества приобрела явные черты экофобии. Таким образом, социальный проект не должен разрушить хрупкое равновесие в системах «человек-природа», «человек-человек» - эта концептуальная установка ведет к установлению экологически ориентированных параметров при оценке социальных проектов. Эти новые параметры отражают, во-первых, мультипликационный характер любого социального нововведения: оно не может не затронуть целой группы социальных потребностей, интересов и ценностей, как бы ни были скромны задачи проекта и какой бы малой общности он ни был адресован. Во-вторых, учитывают кумулятивный характер последствий, к которым ведет любое социальное нововведение: изменение, порождаемое успешной реализацией проекта, нарастает и со временем может пересечь экологическую границу, за которой положительные последствия нововведения будут перевешиваться его негативными последствиями. Эти экологические ориентиры современного социального проектирования очень близки с центральным принципом практической социальной работы «не навреди».

Причины появления социальных проектов могут быть различными: решения требуют демографические, политические, экономические, технологические, культурные, религиозные или другие проблемы. Проект с этих позиций выступает ответом на запросы жизни. При этом социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Проявления системного кризиса управления в современных условиях выдвигают на первый план в качестве целей проектирования поиск и обоснование таких средств, кото-

рые позволяют осуществить реорганизацию существующих социальных процессов или социальных институтов, построение их деятельности на принципиально иных основах. В этом случае речь идет не просто о проектировании, а об инновационном проектировании. В социологическом словаре инновация толкуется как процесс целесообразного создания, распространения и реализации общественно-полезной инициативы, направленной на качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности общества, рациональном использовании материальных, экономических и социальных ресурсов [3].

В процессе инновационного проектирования происходит внедрение принципиально новых разработок. Стратегическими составляющими социального инновационного проектирования в современной России являются следующие:

- институционализация новых ценностей развития общества;

- формирование новой управленческой культуры руководителей;

- актуализация интересов жителей регионов, развитие их социальной активности, их оформление в правовых нормах и инициативах;

- создание механизма общественного диалога различных социальных групп и ветвей власти [3].

Имеющаяся на сегодняшний день очевидная тенденция внедрения нововведений в различных отраслях социальной сферы лишний раз подтверждают актуальность социального инновационного проектирования. Активное и достаточно масштабное инновирование социального обеспечения (в первую очередь пенсионного обеспечения и страхования), социального страхования, сферы образования, культуры и здравоохранения свидетельствует о том, что специалисты социальной работы (практическая деятельность которых непосредственным образом связана с перечисленными отраслями) в современных условиях просто обязаны «мыслить проектами», владеть не просто знаниями, но и навыками, технологией инновационной проектной деятельности.

Анализ ГОС ВПО по специальности «социальная работа» подтверждает данный тезис. А именно, квалификационная характеристика выпускника помимо прочего включает умение проводить исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы. Специалист социальной работы должен знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.

Если обратиться к образовательным стандартам нового поколения по вышеназванной специальности, то социальное проектирование предстает в них как одно из основных видов деятельности бакалавра и магистра (табл. 1).

Таблица 1 - Виды профессиональной деятельности бакалавров и магистров социальной работы

Бакалавр Магистр

Социально-технологическая Организационно-управленческая Исследовательская Социально-проектная Научно-исследовательская Организационно-управленческая Научно-педагогическая Социально-проектная Социально-технологическая

Содержательное наполнение социально-проектной деятельности бакалавров и магистров социальной работы представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Задачи социально-проектной деятельности бакалавров и магистров социальной работы

Бакалавр Магистр

- обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинже-нерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения; - учет специфики особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан; - участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики; - участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы; - участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг), - участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации. - разработка и внедрение инновационных технологий сохранения и развития человеческих ресурсов; - разработка социальных программ и проектов по решению актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества; - развитие проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в социальной сфере; - освоение и использование практик социальной квалиметрии в процессе социальнопроектной деятельности.

Таким образом, социальное инновационное проектирование является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы и осуществляется в рамках целого ряда общепрофессиональных, специальных дисциплин, дисциплин специализации. В Казанском государственном технологическом университете соответствующая подготовка студентов - будущих специалистов социальной работы осуществляется на кафедре социальной работы, педагогики и психологии в рамках таких дисциплин как, например, «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» (ОПД), «Технология социальной работы» (ОПД), «Организация

управления и администрирования в социальной работе» (СД), «Социальная работа с населением при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных аварий» (СД), «Новые технологии в социальной сфере» (ДС) и некоторых других. Следовательно, обучение студентов социально-проектной деятельности происходит с третьего по пятый

курс с постепенным нарастанием сложности преподаваемого материала. То есть, вначале это освоение теории, истории социального проектирования, далее методологии, алгоритма и технологии проектирования в социальной работе и заканчивая освоением технологий различных видов социального проектирования, в том числе и инновационного проектирования. Успешное освоение студентами не только (и не столько) теоретических знаний, сколько практических навыков социальной инновационной проектной деятельности возможно при условии построения процесса обучения в первую очередь на принципах профессиональной направленности, проблемности и активности. Выполняя конкретные проектные задания, участвуя в деловых играх, защищая свои проекты на конкурсах, олимпиадах, грантах, выполняя курсовое и дипломное проектирование будущие специалисты социальной работы имеют возможность проявить творческую активность, освоить технологию работы над проектом, научиться оценивать эффективность разработанных проектов, а в некоторых случаях и реализовывать собственные проекты. То есть, по сути, управлять проектами. Остановимся на последнем подробнее.

Управление проектом - одно из самых древних и уважаемых достижений человечества. Современные специалисты считают, что проектный менеджмент - это менеджмент будущего, который должен прийти на смену традиционному функциональному менеджменту. Управление проектом - это хороший способ решать самые разнообразные проблемы, в том числе и социальные. Уже доказано, что посредством финансирования целевых социальных программ, состоящих из отдельных проектов с конкретными целевыми группами, целями и задачами, ограниченными сроками реализации и заранее определенным бюджетом, можно добиться лучших результатов [4]. Значит, современному специалисту социальной работы никак не обойтись без специальных навыков управления проектным циклом.

В проектной деятельности последних лет все большую известность приобретает логико-структурный подход. Причинами подобной популярности является то, что этот подход позволяет:

- выстроить четкую логику проекта, проследить взаимосвязь и взаимозависимость всех его элементов;

- упростить процедуру заполнения формы проектной заявки, улучшить ее качество;

- быстро оценить качество проектных заявок;

- вести грамотный мониторинг выполнения самого проекта;

- сократить временные затраты как сотрудников проекта, так и его заказчиков.

Необходимо отметить, что логико-структурный подход в управлении проектами

мало известен в нашей стране, но в то же время широко используется в разнообразных проектах, осуществляемых многими международными, правительственными, коммерческими организациями. Например, данный подход является официальной методологией управления проектами в таких организациях, как Всемирный банк, ЮНИСЕФ, ТАСИС и других [5].

Процесс использования логико-структурного подхода в проектной деятельности состоит из двух взаимозависимых фаз - анализа и планирования, которые идут последовательно. Фаза анализа включает в себя:

1. Анализ заинтересованных сторон, то есть круга лиц и организаций, которые прямым либо косвенным образом будут причастны к разработке, реализации или оценке проекта. Здесь важно учитывать мнения не только и не столько сторонников проекта, но и его противников. Это позволит наиболее точно определить различные ожидания от проекта, возможные трудности и препятствия.

2. Анализ проблем и построение «дерева проблем». Важность анализа проблем при планировании проекта весьма велика, поскольку его результаты оказывают серьезное влияние на характер планируемой деятельности. Правильное проведение анализа проблем

является необходимым условием для выработки в дальнейшем верной стратегии реализации проекта. Процедура анализа проблем включает в себя:

- точное определение предмета анализа;

- составление полного списка проблем с учетом мнений различных сторон. В анализе проблем обязательно должны принимать участие представители целевой группы, то есть люди, для которых и будет реализован проект;

- проведение анализа проблемной ситуации путем установления причинноследственных иерархических связей между отдельными проблемами, опираясь на логику: что есть причина, а что ее следствие?;

- представление причинно-следственных отношений в виде «дерева проблем».

3. Анализ целей и построение «дерева целей». Ситуации, воспринимаемые в негативном аспекте при построении «дерева проблем» преобразуются в положения, соответствующие желаемым положительным результатам. Все полученные таким преобразованием положительные результаты графически представляются в виде «дерева целей» с указанием иерархии соотношения целей и средств их достижения на основе логической связи: что есть средство, а что результат?

4. Далее различные группы однородных целей, представленные в диаграмме объединяются в различные стратегии будущего проекта, и выбирается оптимальная стратегия. Выбор последней осуществляется в соответствии с некоторыми критериями, среди которых можно выделить вероятность успешной реализации, имеющиеся временные рамки, объемы выделяемых средств, значимость выбранной стратегии для конкретного региона и т. п.

Фаза планирования состоит из:

1. Идентификации цели проекта, в основе которой лежит изменение той проблемной ситуации, которая существовала до разработки и реализации проекта. Для этого из дерева целей выбирается задача, находящаяся ближе к вершине стратегической цепи.

2. Идентификация общей цели, которая представляет собой в широком смысле описание планируемого воздействия на среду или изменения в среде вследствие использования целевой группой результатов проекта. Из диаграммы дерева целей выбирается задача, располагающаяся выше цели проекта.

3. Идентификация промежуточных результатов. Ими могут быть реальные продукты, полученные в процессе реализации проекта, например, произведенные изделия или оказываемые услуги. Из диаграммы дерева целей выбираются задачи, которые по логике «от средства к результату» предшествуют выполнению цели проекта и следовательно являются промежуточными результатами.

4. Идентификация деятельности. Из диаграммы дерева целей выбираются задачи, которые по логике «от средства к результату» ведет к получению промежуточных результатов и переформулируются в названия действий.

Построенная таким образом логика проекта является составной частью логической рамки (рис. 1), позволяющей отобразить и проследить все связи проекта, созданного на основе логико-структурного подхода.

5. Определение факторов риска. На этом этапе необходимо ответить на вопрос: «Каковы внешние факторы, которые оказывают на реализацию проекта значительное влияние?». Такие факторы, как правило, делятся на контролируемые и неконтролируемые.

6. Определение показателей и источников проверки. В планировании и реализации проектов применяются показатели двух видов: поддающиеся объективной проверке или плановые и контрольные показатели. Плановые показатели должны давать четкую картину состояния, которого следует достичь к концу того или иного периода реализации проекта.

Правильно установленные плановые показатели должны включать в себя такие элементы, как количество, качество, целевые группы, время и место.

Логика проекта Показатели, поддающиеся объективной проверке Источники проверки Факторы риска

Общая цель

Цель проекта

Промежуточные результаты

действия средства затраты

Рис. 1 - Логическая рамка проекта

Источники проверки являются тем инструментом, с помощью которых проверяется достоверность достижения плановых показателей. В первую очередь определяется достоверность, надежность и экономическая целесообразность источников проверки, подлежащих сбору, обработке и хранению непосредственно в организации, реализующей проект. В логической рамке указывается форма источника проверки, способ его получения и использования, периодичность представления, лица, ответственные за их заполнение и хранение.

7. Составление графика мероприятий, который не только отражает мероприятия, которые будут реализованы в ходе проекта, но и показывает их логическую взаимосвязь. Естественно, что график мероприятий будет составляться согласно левому столбцу логической рамки - логика проекта. Форма представления графика мероприятий может быть как произвольной, так и заранее определенной заказчиком. Обычно в ней указываются сроки и периодичность мероприятий, место проведения и ответственные лица, ожидаемые результаты, необходимые средства, оборудование и инвентарь.

8. Составление бюджета, отражающего реальную картину финансовых и нефинансовых вложений, необходимых для реализации проекта, покрытия расходов на различные затраты, оправдываемые логикой проекта. Форма представления бюджета, как правило, определяется донором и включает основные статьи расходов по бюджетным линиям.

Таким образом, очевидные преимущества использования логико-структурного подхода при социальном проектировании определяют необходимость освоения будущими специалистами социальной работы (в первую очередь, обучающимися по специализации «менеджмент в социальной сфере») соответствующих навыков.

Литература

1. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс. / Ж.Т. Тощенко.- М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.

2. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы / Ин-т социологии РАН; отв. ред. Т.М. Дридзе.- М.: Наука, 1994.

3. Лукс, Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике/ Г. А. Лукс. - Самара, 2003. - 278 с.

4. Шевчук, А. Управление проектным циклом на основе логико-структурного подхода / А. Шевчук // Социальная работа. - 2008. - №5.- С.30-34.

5. Морозов, А.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб.-метод. пособие: в 2-х ч. Ч.1. Проектирование в социальной работе / А.В. Морозов.- Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 252 с.

© А. А. Сафина - канд. пед. наук, асс. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected]; И. Т. Тазетдинова - студ. КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.