Научная статья на тему 'Квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе'

Квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / КВАЛИТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИТОЛОГИЯ И КВАЛИМЕТРИЯ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / HIGH SCHOOL PREPARING OF SOCIAL WORKERS / STUDIES OF QUALITY / SOCIAL STUDIES OF QUALITY AND QUALIMETRY / DIDACTIC PROJECTING / COMPETENCE OF BACHELOR AND MASTER OF SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

Важнейшей задачей современного отечественного высшего образования является обеспечение постоянного повышения качества подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Решение данной актуальной задачи связано с внедрением квалитологического подхода. Методология квалитологического подхода в высшем образовании включает теоретические подходы к оценке: качества результата вузовской подготовки; качества обеспечивающих его процессов и среды; качества управления системой подготовки. Установлено, что квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе обеспечивается прогностикой, моделированием и проектированием эффективных образовательных систем. Квалитологический подход в высшем образовании проявляется в разработке квалиметрических образовательных проектов с учетом специфики конкретного направления и уровня подготовки, прогностики развития профессии. Дидактическое проектирование в вузе определено как особый вид инновационной полифункциональной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды, которая обеспечивает эволюционное приращение качества образовательной системы, процесса, ситуации, в целом изменение данной среды. Выделены четыре вида базовых дидактических проектов, обеспечивающих качество вузовской подготовки специалистов по социальной работе: образовательный стандарт, основная образовательная программа по направлению, учебный план и рабочая программа по учебной дисциплине. Квалитологический подход в вузовской подготовке будущего специалиста по социальной работе важен в аспекте его применения для формирования квалитологической компетентности бакалавра и магистра. Выделены требования к кадрам социальных служб, связанные с наличием квалиметрической компетентности бакалавра и магистра, их сущность и состав, а также дидактическое ядро. На основе анализа исследований даны определения социальной квалитологии и социальной квалиметрии, являющихся неотъемлемой частью социальной работы как науки и практической деятельности в различных сегментах социальной сферы при оценке эффективности их функционирования, в осуществлении социальной политики государства и в целом развития общества. Раскрыты группы квалиметрических технологий (общие, отраслевые и частные; оценки качества и выявления показателей оценки качества), которыми должны владеть специалисты социальной работы. Таким образом, квалитологический подход в вузовской подготовке будущих профессионалов социальной сферы рассматривается в аспектах: управления процессом повышения качества системы подготовки, опережающего дидактического проектирования; организации мониторинга качества вузовской подготовки; а также является основой для проектирования целостного процесса формирования квалитологической компетентности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY APPROACH IN HIGH SCHOOL PREPARING OF FUTURE SPECIALISTS ON SOCIAL WORK

One of the most important aims of modern native high education is providing of constant increasing of quality of preparing of specialists, needed at the labor market. Decision of this relevant aim is connected with implementation of quality approach. Methodology of quality approach in high education includes theoretical approaches to estimating: quality of result of high school education; quality of providing it processes and environment; quality of management of system of preparing. Was stated that quality approach in high school preparing of future specialists on social work is provided by prognostics, modeling and projecting of effective educational systems. Quality approach in high education shows in development of qualimetric educational projects with specifics of concrete branch and level of preparing, prognostics of development of profession. Didactic projecting in high school was defined as specific type of innovational multifunctional activity of subjects of educational and professional environment, which provides evolutional increment of quality of educational environment, process, situation, in general changing of this environment. Were marked four types of basic didactic projects, providing quality of high school preparing of specialists on social work: educational standard, basic educational program on direction, educational plan and working program on educational discipline. Quality approach in high school preparing of future specialist on social work is important in aspect of its application for forming of quality competence of bachelor and masters. Were pointed out requirements to staff of social services, connected with availability of quality competence of bachelor and master, their essence and content, and also didactic core. On the basis of analysis of investigations were given definitions of social quality and social qualimetry, being essential part of social work as science and practical activity in different segments of social sphere at estimating the effectiveness of their functioning, in implementing social politics of the state and in general development of society. Were revealed groups of qualimetric technologies( general, industrial and private; estimating of quality and revealing of indicators of estimating of quality), which must know specialists of social work. So, quality approach in high school preparing of future professionals of social sphere was reviewed in aspects: management of process of increasing of quality of system of preparing, outrunning didactic projecting, organization of monitoring of quality of high school preparing, and also is basic for projecting of integral process of forming of quality competence of student.

Текст научной работы на тему «Квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе»

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 36+378

КВАЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Важнейшей задачей современного отечественного высшего образования является обеспечение постоянного повышения качества подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Решение данной актуальной задачи связано с внедрением квалитологического подхода. Методология ква-литологического подхода в высшем образовании включает теоретические подходы к оценке: качества результата вузовской подготовки; качества обеспечивающих его процессов и среды; качества управления системой подготовки. Установлено, что квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе обеспечивается прогностикой, моделированием и проектированием эффективных образовательных систем. Квалитологический подход в высшем образовании проявляется в разработке квалиметрических образовательных проектов с учетом специфики конкретного направления и уровня подготовки, прогностики развития профессии. Дидактическое проектирование в вузе определено как особый вид инновационной полифункциональной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды, которая обеспечивает эволюционное приращение качества образовательной системы, процесса, ситуации, в целом изменение данной среды. Выделены четыре вида базовых дидактических проектов, обеспечивающих качество вузовской подготовки специалистов по социальной работе: образовательный стандарт, основная образовательная программа по направлению, учебный план и рабочая программа по учебной дисциплине. Квалитологический подход в вузовской подготовке будущего специалиста по социальной работе важен в аспекте его применения для формирования квалитологической компетентности бакалавра и магистра. Выделены требования к кадрам социальных служб, связанные с наличием квалиметрической компетентности бакалавра и магистра, их сущность и состав, а также дидактическое ядро. На основе анализа исследований даны определения социальной квалитологии и социальной квалиметрии, являющихся неотъемлемой частью социальной работы как науки и практической деятельности в различных сегментах социальной сферы при оценке эффективности их функционирования, в осуществлении социальной политики государства и в целом развития общества. Раскрыты группы квалиметрических технологий (общие, отраслевые и частные; оценки качества и выявления показателей оценки качества), которыми должны владеть специалисты социальной работы. Таким образом, квалитологический подход в вузовской подготовке будущих профессионалов социальной сферы рассматривается в аспектах: управления процессом повышения качества системы подготовки, опережающего дидактического проектирования; организации мониторинга качества вузовской подготовки; а также является основой для проектирования целостного процесса формирования квалитологической компетентности студента.

Ключевые слова: вузовская подготовка социальных работников; квалитология; социальная ква-литология и квалиметрия; дидактическое проектирование; компетентность бакалавра и магистра социальной работы.

Важнейшей задачей современного отечественного высшего образования является обеспечение постоянного повышения качества подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Решение данной актуальной задачи связано с обоснованием и реализацией новых подходов, моделей и техно-

логий вузовской подготовки, позволяющих обеспечивать профессиональную компетентность как основу конкурентоспособности и мобильности будущих профессионалов.

Считаем, что дальнейшее развитие системы вузовской подготовки будущих специалистов по социальной работе является

обязательным условием позитивных социальных изменений в стране, что требует усиления внимания к новым исследовательским направлениям и их реализации в практике.

Квалитологический подход в высшем образовании является ведущим исследовательским направлением, его активная разработка связана, прежде всего, со структурно-содержательной реформой высшей школы, с требованиями современного рынка труда, международными требованиями к компетентности, как к качественному результату подготовки профессионалов (В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур и др.) [1; 2].

А.И. Субетто отмечает, что сформировался проблемно-ориентированный научный комплекс - квалитология, включающий в себя три научных блока - теорию качества, квалиметрию и теорию управления качеством [3, с. 26].

Истоки новой квалитативной парадигмы - в глубоком осмыслении категории качества как синтезатора и меры прогресса. Выдвинутая исследователем концепция закона опережающего развития качества человека, качества системы образования и качества общественного интеллекта «вписывается» в новую квалитативную парадигму как ее неотъемлемая часть [3, с. 26]. Необходимо рассматривать квалитологическую методологию как научное осмысление стратегии высшего образования в контексте стратегии экономического развития России, как «стратегии качества», это означает, что ведущим функционалом экономики устойчивого развития становится качество жизни, а не прибыль... «Экономика устойчивого развития», т. е. экономика управляемой социоприрод-ной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, есть интеллектоемкая, наукоемкая, образова-ниеемкая, «быстроходная», инновационная экономика, экономика, обеспечивающая опережающее развитие качества общественного интеллекта, качества интеллектуальных ресурсов общества [4, с. 33].

Методология квалитологического подхода в высшем образовании связана с теоретическим осмыслением следующих исследовательских задач:

- определение системы закономерностей, принципов и требований как концепту-

альной основы исследования качества и системы обеспечения качества высшего образования;

- выявление и описание понятий «качества высшего образования», «система обеспечения качества высшего образования» и их структурное моделирование;

- управление, функционирование и результат системы обеспечения качества высшего образования;

- измерение и оценивание качества высшего образования;

- прогностика развития качества высшего образования.

Реализация квалитологического подхода в высшем образовании связана с квалимет-рией, т. е. методологией и методами оценки:

- качества результата вузовской подготовки;

- качества обеспечивающих его процессов и среды;

- качества управления системой подготовки.

Необходимо учитывать, что с изменяющимися ценностями, целями, местом и ролью высшего образования появляются новые качества высшего образования как активной, адаптивной образовательной системы, что должно фиксироваться в ее опережающей концепции, новой концептуальной модели, связанной с интенсивной динамикой внешней и внутренней сред, с более высоким уровнем организации и управления образовательной системы, ориентированным на достижение опережающего качества образования и развития субъектов высшего образования.

Соответственно, квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе связан с прогностикой, моделированием и проектированием в социальном образовании. Процесс проектирования является непрерывным инновационным, в ходе которого осуществляется постоянная коррекция и развитие проектных решений. По существу, в современных условиях речь идет о создании образовательных проектов нового типа, нацеленных на создание саморазвивающихся систем, главным ресурсом которых являются субъекты образовательно-профессиональной среды вуза.

Наша позиция определена тем, что ква-литологический подход необходим в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе в аспектах:

- управления процессом повышения качеством системы подготовки;

- опережающего дидактического проектирования;

- организации мониторинга качества;

- формирования квалитологической компетентности будущего профессионала социальной сферы.

Квалитологический подход в высшем образовании проявляется в разработке ква-лиметрических образовательных проектов. Внутреннее качество образовательных проектов подготовки специалистов социальной работы предполагает качество образовательных процессов и качество управления системой подготовки. В свою очередь, качество образовательных процессов предполагает качество: образовательных программ и содержания, потенциал преподавательских кадров и абитуриентов, образовательных технологий (включая оценочные), ресурсного обеспечения (информационного, учебно-методического и материально-технического). Качество управления подготовки включает качество: целей и норм, организационных структур, управленческого персонала, мониторинга качества, управленческих технологий и ресурсов.

Рассматривая квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов социальной работы, необходимо учитывать, что он связан с внедрением в отечественной социальной работе квалиметрическо-го подхода, который развивают Л.В. Топчий, Е.Р. Смирнова-Ярская, Б.А. Суслаков и др. [5; 6].

Внедрение квалиметрического подхода в практику позволит создать базу для разработки показателей оценки качества, квали-метрических методик в социальной работе и социальном образовании, создания новых моделей и технологий обеспечения качества социальных услуг населению и качества подготовки профессионалов социальной сферы.

Повышение качества - одна из важнейших экономических и политических задач на современном этапе развития общественного производства. Эффективным механизмом решения этой задачи может стать опора на

квалитологические отрасли и внедрение в практику деятельности организаций и учреждений квалиметрии.

Разработка новых проектов высшего социального образования взаимосвязана со спецификой конкретного направления подготовки бакалавра и магистра. Современная социальная работа - это практическая деятельность, теоретическая ее рефлексия и образовательная область, способные в совокупности обеспечить решение социальных проблем разного уровня. Система социальной работы нацелена на позитивные изменения в социальном развитии человека и общества. Социальная работа, обеспечивая социальное благополучие, не только конструктивно решает социальные проблемы, но и предупреждает их появление. Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников - проблемы современного человека в динамично изменяющемся социуме. К особенностям и тенденциям развития современной социальной работы как профессиональной деятельности, нацеленной на решение всей совокупности проблем личности и общества, относим: парадигмальную открытость, универсальность, научность, профессиональную автономность и моральную ответственность (по К. Лоренцу); глобализацию и регионализацию в деятельности научного, профессионального, образовательного сообщества; гуманистическую направленность; опору на нормативно-правовую базу, стандарты и этические принципы; расширение и усложнение проблемного поля социальной работы; комплексность и меж-дисциплинарность в решении спектра социальных проблем; появление новых профессиональных функций и задач специалиста на различных уровнях социальной работы; сегментацию учреждений и организаций социальной инфраструктуры общества, в которой востребованы разнообразные варианты профессиональной деятельности социальных работников; модернизацию и технологиза-цию как средства повышения эффективности социальных служб и организаций; повышение требований к профессиональной компетентности, культуре и постоянному личност-но-профессиональному развитию с учетом интенсификации потоков профессионально значимой информации [7].

Прогностический подход в социальном образовании позволяет определить перспективность развития системы вузовской подготовки будущих социальных работников с учетом сценария развития общества, социальной сферы, выделить прогностическую цель - формирование компетентности будущего профессионала в личностной, социальной, технологической сферах, а также проектировать содержательный, технологический и критериально-оценочный компоненты системы. Соответственно, основные требования к компетентностно-ориентированному проектированию системы вузовской подготовки социальных работников определяются через следующие структурные признаки дидактического проекта:

1) содержание подготовки, ориентированное на основные уровни проблем технологической, социальной и личностной сфер решения профессиональных задач (глобальные, государственные, региональные, на уровне службы, клиента) и основные типы целей общества и человека (выживания, функционирования и развития);

2) комплекс технологий, позволяющих освоить решение проблем на всех уровнях и во всех сферах с учетом типа цели;

3) критерии и показатели сформирован-ности компетенций в решении проблем [8, с. 118].

Данные позиции указывают на изменения в целеполагании образовательных проектов и показывают значение оценки качества образовательных проектов и их результативности в виде компетентности студента в решении проблем различных сфер, уровней и типов целей социальной работы.

Дидактическое проектирование в вузе рассматривается нами как особый вид инновационной полифункциональной деятельности субъектов образовательно-профессиональной среды, посредством которой создаются педагогические условия: 1) развития личности будущего специалиста, результатом которого является профессиональная компетентность; 2) гуманизации отношений между субъектами; 3) оптимизации самой дидактической системы на основе принципа аксиологичности [2, с. 18].

Данная полифункциональная деятельность обеспечивает эволюционное приращение качества образовательных систем, про-

цесса, ситуации, в целом изменение образовательно-профессиональной среды [2, с. 24].

С учетом уровней дидактического проектирования (система, процесс, ситуация) можно выделить четыре вида базовых дидактических проектов, реализующихся в вузовской подготовке специалистов по социальной работе: образовательный стандарт, основная образовательная программа по направлению, учебный план и рабочая программа по учебной дисциплине, практике.

Квалитологический подход в вузовской подготовке будущего специалиста по социальной работе важен в аспекте его применения для формирования квалитологической компетентности бакалавра и магистра социальной работы. Исследования в области определения сущности квалитологической компетентности социального работника как основы дидактической модели ее формирования в условиях вузовской подготовки в настоящее время является новым научным направлением в области социальной работы, а также теории и методики высшего профессионального образования в области социальной работы.

Это исследовательское направление связано с реализацией квалитологического подхода в социальной работе и социальном образовании, который относится к типу инте-гративных научных методологических подходов, т. к. он основан на синтезе теорий, исследующих с разных позиций качество создаваемых объектов и процессов.

Важно учитывать, что внедрение квали-тологического подхода в практику социальной работы возможно при наличии профессионалов социальных служб, способных мыслить и действовать в категориях «качество жизни», «качество деятельности», «качество организации», принимать опережающие управленческие решения, обладающие ква-литологической компетентностью.

Современные требования к кадрам социальных служб и организаций связаны с наличием квалитологической компетентности, они отражены в Профессиональных и Образовательных стандартах по направлению «Социальная работа» с учетом уровней подготовки бакалавра и магистра.

Для бакалавра социальной работы ква-литологическая компетентность проявляется в способности осуществлять оценку качества

социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации.

Для магистра социальной работы квали-тологическая компетентность отражена в способности и готовности к использованию методов социальной квалиметрии в процессе социально-проектной и организационно-управленческой деятельности.

Квалитологическая компетентность бакалавра социальной работы включает:

- владение количественными и неколичественными методами оценивания качества оказания социальных услуг;

- владение алгоритмами оценивания качества услуг и процесса социального обслуживания;

- понимание показателей, эталонов и критериев качества социального обслуживания;

- умение применять методы квалимет-рии, статистического контроля в конкретной профессиональной деятельности.

Квалитологическая компетентность магистра социальной работы включает:

- умение видеть ситуацию, относящуюся к оценке, обеспечению и управлению качеством организации социальных услуг;

- владение количественными и неколичественными методами оценивания качества оказания социальных услуг;

- владение алгоритмами оценивания качества услуг и процесса социального обслуживания;

- понимание показателей, эталонов и критериев качества социального обслуживания;

- владение разнообразными средствами и инструментами оценки качества, методами решения оценочных задач для социально-проектной и организационно-управленческой деятельности;

- умение осуществлять многовариантные оценки социальных процессов;

- умение применять методы квалимет-рии, статистического контроля, обеспечения управления качеством в социально-проектной и управленческой деятельности.

Только при целостном подходе к формированию соответствующих компетенций возможно наиболее эффективно подготовить будущего специалиста социальной работы к осуществлению профессиональных функций и созидательному влиянию на человека и социум. Поэтому в вузе важно создавать такие условия, которые способствуют реализации

возможностей для будущего профессионального роста социальных работников [9, с. 4].

Данные компетентности будущих социальных работников формируются в процессе многоуровневой вузовской подготовки, они обеспечиваются учебными дисциплинами и студенческой практикой. Важными курсами являются:

- «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг», которая относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (степень «бакалавр»);

- «Квалитиология в социальной работе», которая относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (степень «магистр»).

Дидактическим ядром квалитологиче-ской компетентности социального работника являются базовые знания в области социальной квалитологии, квалиметрии и квалимет-рических технологий.

Социальная квалитология - научная отрасль, исследующая проблемы качества в социальной сфере, к ее подсистемам относятся педагогическая квалитология, психологическая квалитология, квалитология в социальной работе и др. Возникновение квали-метрии как науки связано с осмыслением проблемы измерения и количественной оценки качества в сочетании с проблемой управления качеством продукции.

К настоящему времени социальная ква-лиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания которых необходимы практическим социальным работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных социальных объектов.

Методы социальной квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управления качеством социальных услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономи-

ческими методами. Квалиметрия на данном этапе развития общества служит своего рода защитой от некачественных услуг. Существуют Национальные стандарты качества социального обслуживания, которых должны придерживаться производители социальных услуг, чтобы защитить клиентов социальных служб, повысить результативность оказания социальной помощи и поддержки населения.

Социальную квалиметрию можно назвать своеобразным механизмом развития новых социальных услуг и их оценки качества. К примеру, на рынок социальных услуг вышла определенная услуга, востребованная клиентами. Конечно, еще до начала ее выхода она должна была пройти все соответствующие процедуры оценки ее качества, но бывает, что ситуация, условия, в которых она должна реализоваться, оказывается под влиянием различных факторов (смена нормативных ориентиров и т. п.). Услуга не может осуществляться, т. к. на данный момент времени она не соответствует требуемым в новых условиях параметрам качества. Социальная квалиметрия на основе новых запрашиваемых клиентами социальных услуг будет служить основой для разработки новых стандартов качества.

Для социальной квалитологии и квали-метрии важен тезис о том, что уровень жизни населения выступает объективной основой и первичной ступенью качества жизни населения. Уровень и качество жизни следует рассматривать как характеристики одного объекта - жизни, но качество - с позиций ее разнообразия, формирующего стиль и образ жизни, а уровень жизни - с позиций материального базиса, определяемого потреблением благ, формирующего уровень благосостояния отдельного человека и общества. Уровень жизни, в отличие от качества жизни, в первую очередь зависит от совокупной величины денежных доходов, степени равномерности их распределения, покупательной способности населения и объема потребления благ, т. е. товаров и услуг. Качество жизни, в отличие от уровня жизни, охватывает все сферы жизнедеятельности общества и имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служит соответствие нормативам потребностей. Но сами потребности строго индивидуальны, степень их удовлетворения не

фиксируется какими-либо статистическими величинами и практически существует лишь в сознании человека и, соответственно, в его личных мнениях и оценках, чем и определяется субъективность оценки качества жизни.

Конечный результат услуги и процесс обслуживания являют собой неразрывное единство двух понятий «качества услуги» и «качества жизни». Соответственно, в социальной службе должны оцениваться и результат, и процесс обслуживания клиента.

Значимость оценки качества обслуживания обусловливается тем, что такая оценка позволяет проводить мониторинг качества социальной услуги, процесса обслуживания и формировать на этой основе информационную базу для анализа и принятия управленческих решений, а также обеспечивать обратную связь, необходимую для выявления изменений качества жизни населения поселения, города, региона, страны.

Социальная квалитология и виды социальной квалиметрии являются неотъемлемой частью социальной работы как науки и практической деятельности в различных сегментах социальной сферы при оценке эффективности их функционирования, в осуществлении социальной политики государства и в целом развития общества.

В социальной сфере оценка качества социальной политики, социальной защиты, социального образования, социального обслуживания и других секторов может быть произведена на основе как предметной квали-метрии (по предмету оценивания - квали-метрия социальной политики, квалиметрия социальной защиты, квалиметрия социального обслуживания, квалиметрия высшего профессионального социального образования и т. д.), так и специальной квалиметрии (по методам и моделям оценки - экспертная ква-лиметрия, теория оценивания эффективности, индексная квалиметрия и др.) [6].

А.И. Субетто отмечает, что существует объективная необходимость дифференцированного подхода к применению различных типов квалиметрии в соответствующих ситуациях [1, с. 12].

Ценности социальной квалитологии и социальной квалиметрии проявляются в их гуманистческой ориентированности и связи с обеспечением качества жизни всего населе-

ния страны и отдельного человека в конкретной ситуации.

Важной составляющей дидактического ядра квалиметрической компетентности социального работника и контура ее формирования являются ценности качества и качества жизни, квалиметрические знания и квали-метрические технологии.

В ходе исследования были выделены три группы квалиметрических технолгий: общие технологии, применимые для оценки объектов различных прикладных сфер (материальное производство и социальная сфера); отраслевые - для оценки объекта, имеющего значение в отдельной отрасли (в социальной сфере - образование, социальная защита, культура, медицина и др.); частные - для конкретного направления деятельности в отрасли (социальная защита - занятость населения, социальное обслуживание, социальная помощь и др.).

Проводя оценку качества в социальной работе, важно опираться на нормативный подход. Так, в «Национальных стандартах социального обслуживания» критериями качества определены:

1) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;

2) результативность (эффективность) предоставления услуги:

а) материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;

б) нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги).

Критерии 1 и 2а оцениваются на основе анализа и экспертной оценки документов.

Для критерия 2б должен применяться комплекс квалиметрических методик, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.

В практике социальных служб используются специфичные для социальной работы диагностические методы (социальная паспортизация, социальное картографирование, социальная история, социальная экспертиза, социальный мониторинг), которые должны

быть применены в квалиметрических технологиях.

В социальной диагностике используются показатели, отражающие качественное изменение демографических, общественных условий, окружающей среды или клиента.

Квалиметрические технологии - это технологии оценки качества, а также технологии по выявлению показателей оценки качества.

Выбор квалиметрических методов и реализация этапов технологии в социальной работе предполагает аналитическую деятельность специалиста с учетом многообразия методов социальной диагностики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, квалитологический подход в вузовской подготовке будущих специалистов по социальной работе рассматривается в аспектах: управления процессом повышения качества системы подготовки; опережающего дидактического проектирования; организации мониторинга качества вузовской подготовки; а также в аспекте проектирования целостного процесса формирования квалитологической компетентности студента, программ учебных дисциплин и различных видов практики, нацеленных на данный результат.

1. Субетто А.И. Квалиметрия человека и образования. М., 2006.

2. Гарашкина Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.

3. Субетто А.И. Системогенетика и тектология А.А. Богданова в контексте кризиса истории. СПб., 2014.

4. Субетто А.И., Суворов В.П. Стратегия России в 21 веке. СПб., 2014.

5. Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. Саратов, 2007.

6. Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг. М., 2009.

7. Гарашкина Н.В. Проектирование учебных программ в системе вузовской подготовки будущих социальных работников: компе-тентностный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93).

8. Гарашкина Н.В. Прогностический подход к социальному образованию // Вестник Там-

бовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104).

9. Гарашкина Н.В. Культурологический подход в вузовской подготовке социальных работников: новые направления: монография. Тамбов, 2012.

1. Subetto A.I. Kvalimetriya cheloveka i obrazova-niya. M., 2006.

2. Garashkina N.V. Didakticheskoe proektirovanie podgotovki spetsialistov sotsial'noy raboty v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tambov, 2004.

3. Subetto A.I. Sistemogenetika i tektologiya A.A. Bogdanova v kontekste krizisa istorii. SPb., 2014.

4. Subetto A.I., Suvorov V.P. Strategiya Rossii v 21 veke. SPb., 2014.

5. Otsenka rezul'tativnosti, effektivnosti i kachestva deyatel'nosti uchrezhdeniy sotsial'noy

podderzhki naseleniya / pod red. P. Romanova, E. Yarskoy-Smirnovoy. Saratov, 2007.

6. Topchiy L.V. Sotsial'naya kvalimetriya, otsenka kachestva i standartizatsiya sotsial'nykh uslug. M., 2009.

7. Garashkina N.V. Proektirovanie uchebnykh programm v sisteme vuzovskoy podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov: kompetentnostnyy podkhod // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 1 (93).

8. Garashkina N.V. Prognosticheskiy podkhod k sotsial'nomu obrazovaniyu // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 12 (104).

9. Garashkina N.V. Kul'turologicheskiy podkhod v vuzovskoy podgotovke sotsial'nykh rabotnikov: novye napravleniya: monografiya. Tambov, 2012.

Поступила в редакцию 15.12.2014 г.

UDC 36+378

QUALITY APPROACH IN HIGH SCHOOL PREPARING OF FUTURE SPECIALISTS ON SOCIAL WORK

Natalya Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Social Work Department, e-mail: nagaraisr@mail.ru

One of the most important aims of modern native high education is providing of constant increasing of quality of preparing of specialists, needed at the labor market. Decision of this relevant aim is connected with implementation of quality approach. Methodology of quality approach in high education includes theoretical approaches to estimating: quality of result of high school education; quality of providing it processes and environment; quality of management of system of preparing. Was stated that quality approach in high school preparing of future specialists on social work is provided by prognostics, modeling and projecting of effective educational systems. Quality approach in high education shows in development of qua-limetric educational projects with specifics of concrete branch and level of preparing, prognostics of development of profession. Didactic projecting in high school was defined as specific type of innovational multifunctional activity of subjects of educational and professional environment, which provides evolutional increment of quality of educational environment, process, situation, in general changing of this environment. Were marked four types of basic didactic projects, providing quality of high school preparing of specialists on social work: educational standard, basic educational program on direction, educational plan and working program on educational discipline. Quality approach in high school preparing of future specialist on social work is important in aspect of its application for forming of quality competence of bachelor and masters. Were pointed out requirements to staff of social services, connected with availability of quality competence of bachelor and master, their essence and content, and also didactic core. On the basis of analysis of investigations were given definitions of social quality and social qualimetry, being essential part of social work as science and practical activity in different segments of social sphere at estimating the effectiveness of their functioning, in implementing social politics of the state and in general development of society. Were revealed groups of qualimetric technologies( general, industrial and private; estimating of quality and revealing of indicators of estimating of quality), which must know specialists of social work. So, quality approach in high school preparing of future professionals of social sphere was reviewed in aspects: management of process of increasing of quality of system of preparing, outrunning didactic projecting, organization of monitoring of quality of high school preparing, and also is basic for projecting of integral process of forming of quality competence of student.

Key words: high school preparing of social workers; studies of quality; social studies of quality and qualimetry; didactic projecting; competence of bachelor and master of social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.