Проблемы экономики и юридической практики
4'2017
12. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И ТЕРРОРИЗМОМ
12.1. СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тарчоков Беслан Алексеевич, канд. экон. наук, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях
Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации
btarchokov@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые направления эффективного противодействия экстремизму и терроризму заключающиеся в обеспечении реализации максимально гибкой и эффективной национальной политики. Подчеркивается, что пассивность и бездействие в области устранения социальной основы экстремизма влечет за собой крайне негативные последствия, откладывает на неопределенный срок и обрекает все народы на далеко не мирное сосуществование и развивающуюся конфронтацию.
Одним из ключевых направлений противодействия экстремизму и терроризму является обеспечение реализации максимально гибкой и эффективной национальной политики, которая предполагает вовлечение представителей всех основных конфессий в процесс консультаций по отдельным, узким направлениям государственного устройства. Ключевые слова: экстремизм, терроризм, идеология, религия, ислам, противодействие экстремизму, радикализация, толерантность.
SOCIO-RELIGIOUS ASPECTS OF COUNTERACTION TO EXTREMIST ACTIVITY
Tarchokov Beslan A., PhD in Economics, police colonel. Position: head of chair. Department: The activities of the police Department in special circumstances
Work place: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: The North-Caucasian advanced training Institute
btarchokov@mail.ru
Annotation: this article discusses some directions of effective counteraction to extremism and terrorism which consists in ensuring the implementation of flexible and efficient national policy. It is emphasized that passivity and inaction in the field of elimination of the social basis of extremism entails extremely negative consequences, postpones indefinitely and condemns all the Nations of the far from peaceful coexistence and the developing confrontation.
One of the key areas of countering extremism and terrorism to be the realization of flexible and efficient national policies, which requires the involvement of representatives of all major faiths in the consultation process on specific, narrow areas of the state device. Keywords: extremism, terrorism, ideology, religion, Islam, to counter extremism, radicalization, tolerance.
Исследование различных теоретических источников позволяет с определенной степенью уверенности утверждать, что многообразные современные исследования религиозно-ориентированных радикальных идеологий экстремизма и терроризма носят незавершенный, обрывочный и дискуссионный характер, только обозначая расплывчатые границы существующей проблематики, что свидетельствует о недостаточном уровне научной разработанности обозначенной проблемы. Вместе с тем, многие исследователи приходят к выводу, что экстремистски настроенные идеологии все чаще прибегают к различным проявлениям религиозности в осуществляемой противозаконной деятельности[1]. Анализируя события последних лет, можно отметить нарастающее количество фактов использования религии в идеологии террористических организаций и сообществ[2], сопровождающееся, в свою очередь, увеличением тяжести последствий и летальности террористических актов.
За последние годы все большее возрастание интереса и внимания со стороны политических и социальных наук к рели-
гиозному фактору, неуклонно указывают на его существенное влияние в отношении социально-политических процессов, происходящих в обществе. Вместе с тем, что предпринимаются множественные исследования данной проблемы в смежных науках, ни религиоведение, ни юридические, ни политологические науки до настоящего времени не смогли предложить полное и исчерпывающее объяснение социально-религиозного фактора в вышеуказанных процессах.
Проблема ликвидации социальной основы различных террористических проявлений как одного из ключевых источников восполнения рядов террористических групп носит межгосударственный характер и охватила весь мир. И чтобы достигнуть кардинального ее решения требуется консолидация усилий всего мирового сообщества.
Российская Федерация является уникальным историческим образованием с тысячелетней историей, государство-цивилизация, представляющее собой поликонфессиональный и поликультурный сплав множества традиций.
Тарчоков Б. А.
СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В некоторых регионах страны религия является одной из ключевых составляющих, формирующих образ мышления и жизни граждан, и в своих постулатах должна быть нацелена на гармонизацию отношений во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством. В том числе, обязательным условием достижения такой гармонии должна считаться благополучная семейная жизнь. Для подтверждения этого можно рассмотреть, к примеру, ислам, где законодательно регулируется как построение семейной ячейки, так и взаимоотношения в ней, причем особое внимание уделяется защите детства и материнства.
Одной из причин распространения радикализации ислама является, в первую очередь, искаженное представление о нем, о его исходных установках, которое порождается невежеством масс[3]. Ситуацию обостряет умышленное и целенаправленное влияние на нее негативных сил, прямо заинтересованных в дестабилизации всего исламского мира и дискредитации религиозных постулатов, путем разрушения духовной и культурной тождественности каждого мусульманина[4].
Причем, используя многозначность арабского языка, идеологи исламского экстремизма трактуют ключевые словосочетания священных писаний в удобной для них плоскости, зачастую вырывая из общего контекста. В оправдание терроризма они обращаются к стихам Корана, так называемым айятам, высказываниям Пророка Мухаммада, которые якобы открывают путь насилию над неверными, вплоть до убийства и присвоения их имущества. Слова Пророка воспринимаются в качестве оправдания использования оружия для борьбы с неверными.
Подобное отношение идеологи мусульманского экстремизма распространяют и на единоверцев, не разделяющих радикальные взгляды. Для этого используется концепция «такфи-ра» - обвинения в неверии и дальнейшем обращении с мусульманами как и с неверными.
Мусульманский экстремизм, в значительной мере, явление идейное. Он опирается на оправдание насилия во имя религии посредством манипулирования отдельными предписаниями Корана и Сунны Пророка, которые, как утверждают террористы, дают им право и даже вменяют им в обязанность убивать неверных и выступать с оружием в руках против любой официальной власти.
Между тем анализ позволяет сделать вывод, что центральное место в исламе занимают противоположные подходам радикалов принципы, такие как умеренность, поиск компромиссов, лояльность властям, постепенность, избежание крайностей и риска, освобождение человека от чрезмерных тягот, исключение[5] нанесения вреда другим людям. Это подтверждается и словами Пророка: «Тот лучший из людей, от кого больше пользы для людей», а также хорошо известное его высказывание: «Ни один из вас не станет истинно верующим, покуда не будет желать для других того же, что и для себя». Этим ценностям в исламской мысли можно найти более убедительное обоснование, нежели экстремистским взглядам.
Известно, что Коран и Сунна Пророка проявляют особую заботу о жизни мусульман. Так, Аллах предписывает: «Верующему не следует убивать верующего - такое допустимо лишь по ошибке». Надо помнить и изречении Пророка Мухаммада, который, в частности, говорил: «Для каждого мусульманина являются запретными кровь, честь и имущество другого мусульманина».
На первый взгляд, приведенные положения свидетельствуют о защите только мусульман, а чтоже с неверными? Ответом здесь являются, прежде всего, айяты Корана, которые недвусмысленно отвергают принуждение к принятию ислама, провозглашая свободу вероисповедания: - «Нет принуждения в вере». Иными словами, неприятие насилия в вопросах веры обосновывается тем, что религиозные споры людей Аллах разрешит сам в Судный день.
Одновременно в священной книге ислама специально оговаривается запрет на убийство немусульман, заключивших договор с мусульманами. В случае соблюдения ими взятых обязательств и проявления миролюбия Аллах категорически запрещает прибегать к насилию против них.
В отличие от экстремистов, которые предвзято интерпретируют отдельные положения шариата ради обоснования права лишать жизни неверных, ведущие мусульманские ученые делают акцент на тех айятах Корана, которые отражают его общий смысл и нацеливают на диалог и убеждение в качестве ориентиров отношения ислама к иноверцам.
Террористы открыто попирают эти заповеди. Не случайно крупные современные мусульманские мыслители и ведущие центры исламской политической и правовой мысли однозначно характеризуют деятельность мусульманских экстремистов как распространение нечестия, решительно осуждаемого Кораном.
При этом речь идет не только о потусторонней каре, которая ждет террористов, но и земной правовой ответственности, так в ряде мусульманских стран законодательно установлена ответственность за террористическую деятельность в виде смертной казни, в том числе за кибертерроризм[6].
Все выше сказанное наглядно иллюстрирует диаметральное отличие позиций умеренной толерантной исламской мысли от взглядов идеологов мусульманского экстремизма.
Необходимо подчеркнуть, что пассивность и бездействие в области устранения социальной основы экстремизма влечет за собой крайне негативные последствия, откладывает на неопределенный срок и обрекает все народы мира на враждебное сосуществование с систематическими проявлениями тер-роризма[7], цинизма и жестокости, которые обусловлены в основном тем, что его идеологические лидеры, в большинстве случаев, не несут ответственности, наказания за бесчеловечные результаты организованных ими деяний.
Для разрешения межнациональных разногласий и противоречий, сглаживания острых углов требуются комплексные усилия в различных сферах, в том числе необходимы решительные и активные действия со стороны правоохранительных органов.
Как показывает опыт, быстрой ликвидации межнационального конфликта нигде не бывает, ибо причины конфликтов лежат в истории существования наций, национально-этнических групп, в национальной политике органов власти и управления, в недостатках национально-государственного устройства страны, в трудностях и противоречиях экономической жизни и т.д.[8].
Таким образом, одним из ключевых направлений противодействия экстремизму и терроризму является обеспечение реализации максимально эффективной и гибкой национальной политики, при которой существует возможность привлечения представителей всех основных конфессий в процесс консультаций по отдельным, узким направлениям государственного устройства, а также продвижение максимально ши-
Проблемы экономики и юридической практики
4'2017
рокого представительства всех национальностей в органах власти и местного самоуправления. При этом возникает необходимость реализации программ содействия развитию национальной культуры, активизации толерантности в межнациональном общении и подлинном воссоздании в стране гуманного гражданского общества с повышенных чувством ответственности.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,79%.
Список литературы:
1. Шхагапсоев, З.Л. Современные контуры системы противодействия различным проявлениям терроризма: учеб.пособие/З.Л. Шхагапсоев, Б.А. Тарчоков.-Нальчик: СКИ (ф) КрУ МВД России, 2012. -136 с.
2. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. Организация информационно-психологического противоборства террористической деятельности //Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 4 Часть 1. С. 211-213.
3. Тарчоков Б.А., Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы профилактики экстремистских настроений среди населения // Тр. междунар. науч.-практич. конф. «Фундаментальные проблемы науки» — Уфа: Изд-во ООО "Аэтерна", 2016. - С. 129 - 131.
4. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А., Организационное обеспечение прогнозирования в МВД.// Пробелы в российском законодательстве. Научный журнал. 2017. №. С. 17-18.
5. Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское право и российское законодательство// Государственно-правовое развитие России. — М.: Восточная литература, 2008, с. 208.
6. Бураева, Л.А. О некоторых аспектах использования социальных сетей террористическими и экстремистскими организациями // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2014. - № 5 (61). -С. 28-32.
7. Тарчоков Б.А. Мотивационные особенности вовлечения молодежи в террористическую деятельность//Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6 (1). С. 116-119.
8. Я.Д. Вишняков Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для 0-75 студ. высш. учеб. заведений / Я. Д. Вишняков, Г. А. Бон-даренко, С.Г.Васин, Е.В.Грацианский; под ред. Я.Д.Вишнякова. — М. : Издательский центр «Академия», 2016. — 240 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Социально-религиозные аспекты противодействия экстремистской деятельности», подготовленную начальником кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Тарчоковым Бесланом Алексеевичем
В статье, представленной на рецензирование, автором рассмотрены ключевые направления противодействия распространению радикализации ислама и мусульманского экстремизма, чьи лидеры предвзято интерпретируют отдельные положения шариата ради обоснования права лишать жизни «неверных».
В статье отмечено, что пассивность и бездействие в области устранения социальной основы экстремизма, влечет за собой крайне негативные последствия, откладывает на неопределенный срок и обрекает все народы мира на далеко не мирное сосуществование с ежедневными проявлениями терроризма, цинизма и жестокости, которые обусловлены в основном тем, что его идеологические лидеры, как правило, не несут ответственности и наказания за последствия организованных ими деяний.
Автором указано, что разрешение межнациональных конфликтов или снижение их остроты требуют комплексных усилий в разных сферах, включая активные действия правоохранительных органов. Как показывает опыт, быстрой ликвидации межнационального конфликта нигде не бывает, ибо причины конфликтов лежат в истории существования наций, национально-этнических групп, в национальной политике органов власти и управления, в недостатках национально-государственного устройства страны, в трудностях и противоречиях экономической жизни и т.д.
Считаю, что в статье «Социально-религиозные аспекты противодействия экстремистской деятельности», представленной Б.А. Тарчоковым рассматриваются достаточно актуальные проблемы, затрагивающие национальную безопасность государства и она может быть рекомендована к опубликованию.
Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, канд. юрид. наук, полковник полиции
М.М.Ардавов