Кочесокова З. Х.
ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.2. ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Кочесокова Залина Хазраталиевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры специальных дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: Задачи - Проблема противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма затрагивает интересы многих стран, поскольку неотъемлемым элементом доктрины религиозных «исламских» фанатиков и сектантов является принцип тотальной войны против всех «кафиров» (неверных) и «муртадов» (их прислужников), с целью создания единого «исламского» халифата.
Модель и методы - Вопросы, затрагиваемые в работе с уверенностью можно отнести к мультидисциплинарным, тат как они затрагивают политические структуры, общественные явления, организационные и идеологические ресурсы, интегративные процессы и мировоззренческие.
Выводы и результаты - В современных условиях, экстремистские лозунги и идеология часто становятся движущей силой и оправданием совершаемого беззакония со стороны агрессора. Самое главное заключается в том, что истинный агрессор и невиден.
Оригинальность и практическая ценность - При организации мероприятий по противодействию экстремизму, необходимо учитывать уже накопленный в этой сфере опыт, в том числе основанный на анализе сведений содержащихся в его источниках. Для эффективного противодействия политическому и религиозному экстремизму в такой большой и многонациональной стране, как Россия в частности на Северном Кавказе необходим комплекс мероприятий, предложенный авторами статьи
Ключевые слова: экстремизм, правоохранительные органы, политическая стратегия, противодействие, идеология, ценности и идеалы, религиозная принадлежность
A PHENOMENON OF MODERN RELIGIOUS FUNDAMENTALISM: HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECTS
Kochesokova Zalina H., PhD, associate professor, assistant professor of special subjects
Work place: the North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry
Annotation: Objectives: The problem of countering religious extremism and terrorism affects the interests of many countries, as an integral part of the religious doctrine of "Islamic" fanatics and sectarians is the principle of all-out war against all "infidels" (unbelievers), and "apostates" (their servants), with the aim of creating a single 'Islamic "caliphate.
Models and methods - Questions raised in the paper can be confidently attributed to the multidisciplinary, tat as they affect political structures, social phenomena, organizational and ideological resources, integrative processes and worldview.
Conclusions and results - In modern conditions, extremist slogans and ideology are often the driving force and the justification of lawlessness perpetrated by the aggressor. The most important thing is that the true aggressor and invisible.
Originality and practical value - When organizing activities to combat extremism, it is necessary to take into account the experience already gained experience in this field, including based on the analysis of information contained in his sources. To effectively counter the political and religious extremism in such a large and multi-ethnic country like Russia in particular in the North Caucasus needs a set of measures proposed by the author Keywords: extremism, law enforcement, political strategy, fighting, ideology, values and ideals, religious affiliation
Проблема противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма затрагивает интересы многих стран, поскольку неотъемлемым элементом доктрины религиозных «исламских» фанатиков и сектантов является принцип тотальной войны против всех «кафиров» (неверных) и «муртадов» (их прислужников), с целью создания единого «исламского» халифата.
Следует признать, что в настоящее время на территории СКФО и КБР в частности продолжает свою преступную деятельность хорошо вооруженное бандитское подполье, члены, которой прикрываясь искаженными нормами ислама, совершают особо тяжкие преступления, в том числе посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, представителей органов власти и местного самоуправления, религиозных деятелей.
Деятельность ОВД в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма и терроризма - это целенаправленная деятельность подразделений и служб органов внутренних дел во взаимодействии с ФСБ России, а также федеральными и муниципальными органами власти, направленная на проведение комплекса мероприятий по профилактике, предупреждению, пресечению проявлений религиозного экстремизма, а также раскрытию и расследованию преступлений, совершенных на религиозной почве.
Научные труды, посвященные фундаментализму, свидетельствуют о пристальном внимании зарубежных ученых к проблематике. Среди зарубежных исследователей можно выделить публикации Н. Коэна, Дж. Марсдена, С. Пфюртнера, Дж. Стратона, Б. Лоуренса, Б. Льюиса, Д. Пайпса, Ф. Фукуяма и др. Необходимо подчеркнуть, что религия занимает определяющую нишу в духовной сфере человеческого бытия. В этой связи религия предстает в качестве универсальной «науки жизни», которая возникает как особый жизненный опыт со своими ценностями и установками, проявляющимися в целостном мироощущении и повседневном бытии верующей личности. При этом принятие религиозной парадигмы или отказ от нее - сугубо личное дело человека, дело его сознательного выбора и совести [2].
В историческом аспекте религия реализует свое де-терминантное присутствие в политической, государственной, культурной и образовательной сферах общественной жизни. Таким образом, в общей форме религия представляет собой активно действующий аспект жизнедеятельности социума; способ выражения и преодоления самоотчуждения; общественную подсистему; отражение действительности; феномен культуры[1].
Демократические процессы, происходящие в условиях российской государственности за последние десятилетия, когда значительно возросла интенсивность
Бизнес в законе
5'2015
этнонациональных и религиозных движений, усилили взаимосвязь этноса и религии[3]. Идеологический плюрализм, пришедший на смену тоталитарной антирелигиозной идеологии, «породил» в сознании народа принципиально новое отношение к религии, которая постепенно наполнялась национальным содержанием.
Состояние религиозной ситуации в современной России за последние годы характеризуется динамичным развитием религиозной сети, активизацией религиозной жизни, усилением ее влияния на разные сферы жизнедеятельности общества, в том числе политике.
Среди факторов формирования секуляризованного мировосприятия выделяют:
- научное мировоззрение;
- плюрализм (в обществе могут бытовать различные религиозные убеждения, однако ни одно из них не является господствующим);
- индивидуализация религиозной жизни (общественное обсуждение вопросов религии считается нецелесообразным, а сама религия ограничивается частной жизнью людей и их переживаниями)[4].
В зарубежных религиоведческих кругах секуляризацию рассматривают как закономерный процесс, который в целом положительно влияет на жизнь общества и индивида (см. работы П. Ван Бурена, В. Гамильтона, Т. Альтицер, Ю. Мольтмана, Ш. Ордена и др.). Однако сегодня большая часть земного шара отвергает секуляризацию, и именно религия предстает как одна из центральных и ключевых сил, которая мобилизует и определяет мотивы поступков людей[3].
Исследование феномена религиозного возрождения в России дает возможность определить ряд его закономерностей. Не вдаваясь в подробности, подчеркнём, что в научном обиходе наблюдается неоднозначное толкование явления религиозного возрождения[5].
Во-первых, религиозное возрождение часто отождествляется с понятием духовно-нравственного воз-рождения[6], тогда как религия является частью «духовного», а нравственное возрождение может не ограничиваться лишь рамками религиозной системы.
Во-вторых, религиозное возрождение наделяется политическим смыслом, будучи связано, прежде всего, с достижениями традиционных религий[4].
Противоречия между религиями нередко разрушают общественную мораль, угрожают стабильности и безопасности государства. Учитывая данный факт, здесь на первый план выходит преодоление имеющихся межконфессиональных и межцерковных конфликтов, которое можно достичь лишь при условии соблюдения принципов мировоззренческого и конфессионального плюрализма, толерантности межконфессиональных отношений.
Таким образом, религия на современном этапе восстановила свою значимость, как в частной, так и в общественной жизни, на уровне национальных государств, и в межгосударственных отношениях [5].
Обозначенная проблема экстремизма в республике связана с распространением радикального течения в исламе «ваххабизм». Сторонники указанного течения пытаются пустить свои корни среди мусульманских общин. В настоящее время в республике действует сеть джамаатов, в которые в основном входит экстремистски настроенная молодежь. Руководящим органом этих джамаатов является «Шура» (совет «ами-ров»). Таким образом, создана и функционирует структура параллельная Духовному управлению мусульман. В целях получения оперативной информации о противоправной деятельности сторонников исламского экс-
тремизма установлены рабочие контакты с религиозными лидерами традиционного Ислама.
На территории республики функционирует 65 мечетей. Некоторые из них находятся под контролем экстремистски настроенных лиц, традиционный для нашей республики Ислам утратил в этих мечетях свои позиции[7].
В настоящее время противодействие распространению религиозного экстремизма является одной из приоритетных задач органов внутренних дел.
При Правительстве КБР создана и работает комиссия по вопросам религиозных объединений. Президентом КБР издан Указ за №117 по противодействию экстремизму и терроризму на территории республики и разработан план по его реализации. Систематически на координационном совещании заслушиваются руководители правоохранительных органов
В отношении приверженцев «ваххабизма» силами и службам МВД КБР проводится целенаправленная работа по изобличению их противоправной деятельности. Озабоченность вызывает и тот факт, что 40% лиц, приверженцев течения имеют судимость или склонны к совершению преступлений. Свидетельством тому является то, что в прошлом году к уголовной ответственности привлечены 24 «ваххабита»[8].
Регулярно осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по проверке религиозных миссий, их филиалов, благотворительных и других фондов, с целью выявления мест возможного изготовления, хранения и распространения печатных изданий, кино, фото, аудио и видео продукции, могущих содержать идеи экстремизма, призывы к изменению конституционного строя, разжигания межрелигиозной и межнациональной розни. МВД КБР постоянно проводится работа по привлечению республиканских средств массовой информации к контрпропаганде идеям мусульманского фундаментализма и экстремизма[9].
В республиканских СМИ регулярно освещаются мероприятия, проводимые сотрудниками МВД КБР по разоблачению преступной сущности «ваххабизма» и их лидеров. В первом квартале текущего года в СМИ республики опубликовано в газетах и выдано в эфир на Радио и телевидении 14 материалов на указанную тематику.
Список литературы:
1. Геляхова Л.А. Тенденции развития информационного экстремизма в современном обществе. Научный журнал. / Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 4. с. 258-261.
2. Кочесокова З.Х.. О некоторых вопросах государственной политики в сфере национальной безопасности. Теория и практика общественного развития. 2015. № 9.
3. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков. Научный журнал. / Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 3. с. 258-261.
4. Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 28. с. 115-120.
5. Терроризм как угроза национальной безопасности. Ма-шекуашева М.Х. В сборнике: Современные проблемы уголовной политики материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Н. Ильяшен-ко; Министерство Внутренних Дел РФ, Краснодарский университет МВД России. 2012. с. 107-112.
6. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. О некоторых вопросах повышения уровня адаптации сотрудников ОВД. В
Кочесокова З. Х.
ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
сборнике: безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Е.В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова. Челябинск, 2014. с. 145-149.
7. Арипшев А.М., Машекуашева М.Х. «Спекулятивный экстремизм или ложный патриотизм» Научный журнал «Черные дыры в Российском законодательстве» № 5. Москва: Издательство «ЮР - ВАК».- 2014.
8. Меры безопасности сотрудников ОВД при осмотре мест скрытого пребывания членов незаконных вооруженных формирований в горно-лесистой местности Карданов Р.Р., Шхагапсоев З.Л. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 169-172.
9. О некоторых закономерностях экстремальных факторов особенностями оперативных действий правоохранительных органов в ситуациях захвата заложников. Тарчоков Б.А., Кочесокова З.Х. Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 4. с. 243-244.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью по теме: «Феномен современного религиозного фундаментализма: историко-теоретический аспект» доцента кафедры специальных дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД РФ канд. экон. наук, доцента Кочесоковой З.Х. Предоставленная для рецензирования научная статья, безусловно, посвящена актуальной на сегодняшний день теме. Автор анализирует религиозного фундаментализма, его ис-торико-теоретический аспект.
К числу наиболее значимых проблем при анализе эволюции религии относится изучение религиозного фундаментализма как влиятельного субъекта современной мировой политики
Недостаточная исследованность факторов, влияющих на развитие религиозного фундаментализма, требует проведения научных исследований, которые бы раскрывали причины возникновения данного феномена и освещали его сущность
Исследование феномена религиозного возрождения в России дает возможность определить ряд его закономерностей. Не вдаваясь в подробности, подчеркнём, что в научном обиходе наблюдается неоднозначное толкование явления религиозного возрождения.
В рецензируемой работе, автора основании анализа обширного перечня теоретических работ, норм действующего законодательства формулирует ряд собственных выводов, которые заслуживают внимания и поддержки.
Научная статья Кочесоковой З.Х. отвечает всем предъявленным требованиям такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент
профессор кафедры СКИ(ф), канд. юрид. наук, доцент полковник полиции
Х.А. Аккаева