Научная статья на тему 'Исламистский религиозный экстремизм в Российской Федерации: уголовно-правовой и криминологический аспекты'

Исламистский религиозный экстремизм в Российской Федерации: уголовно-правовой и криминологический аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
925
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ РАДИКАЛИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕРРОРИЗМ / ШКОЛЫ ИСЛАМСКОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ (МАЗХАБЫ) / SCHOOLS OF ISLAMIC LAW (MAZKHAB) / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGIOUS RADICALISM / COUNTERACTION TO EXTREMIST ACTIVITY / TERRORISM / CROSS-NATIONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафин Р. Ш.

В статье рассматривается понятие «религиозный экстремизм» как явление. Показываются идейно-теоретический аспект, ориентирующийся на исламские концепции, как одна из самых важных сторон борьбы с исламистским экстремизмом и терроризмом; основные направления деятельности государственных структур по противодействию экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC RELIGIOUS EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION: CRIMINAL-LEGAL AND CRIMINOLOGICAAL ASPECT

The article views the notion religious extremism as a phenomenon. The author shows the ideological-theoretical aspect, oriented at Islamic concepts, as one of the most important aspects of struggling against Islamic extremism and terrorism. The article also shows the main directions of state structures activities in extremism counteraction.

Текст научной работы на тему «Исламистский религиозный экстремизм в Российской Федерации: уголовно-правовой и криминологический аспекты»

УДК 343.3

Р.Ш. САФИН, соискатель

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

ИСЛАМИСТСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается понятие "религиозный экстремизм " как явление. Показываются идейно-теоретический аспект, ориентирующийся на исламские концепции, как одна из самых важных сторон борьбы с исламистским экстремизмом и терроризмом; основные направления деятельности государственных структур по противодействию экстремизму.

С середины XX в. по настоящее время наблюдается резкий рост проявления религиозного экстремизма по всему миру. В различных уголках планеты создаются и действуют множество группировок и организаций экстремистской и террористической направленности, имеющих своей целью свержение действующей, в той или иной стране, государственной власти и уничтожение сложившихся общественных отношений. Большая часть экстремистских сил как оправдание своей противоправной деятельности использует мотивы возрождения Ислама и борьбы с его "врагами", тем самым пороча эту религию и создавая напряженность в межконфессиональных и межнациональных отношениях в мировом сообществе.

Каждый год жертвами религиозных экстремистов становятся тысячи людей. Меры, принимаемые правоохранительными органами для локализации данной угрозы, имеют низкую эффективность в связи с узким пониманием данной проблемы. Их деятельность зачастую выстраивается по принципу бессистемного силового воздействия в отношении отдельных экстремистских групп и их лидеров, ведущих активную подрывную работу. Полученные материалы реализуются в уголовно-процессуальном порядке. Но наказание далеко не соответствует характеру и степени угрозы, осуществляемой

экстремистами противоправной деятельности, что, в свою очередь, понимается данной категорией лиц как безнаказанность своих действий.

Низкий уровень осведомленности общества о проблемах противодействия экстремизму и возможных последствиях его распространения, а также невысокий показатель религиозной образованности граждан дает повод экстремистам обвинять органы правопорядка в притеснении мусульман, тем самым вызывая негативный общественный резонанс и настраивая против них мусульманскую общину. Впоследствии дальнейшие мероприятия правоохранительных органов и спецслужб в отношении членов организованных исламистских экстремистских и террористических групп расцениваются как борьба с инакомыслием, "социальный заказ" или стремление отличиться перед вышестоящим руководством.

Для принятия адекватных и эффективных мер реагирования необходимо понимать глубинную сущность и источник распространения идей религиозного радикализма. В этих целях, рассмотрим само понятие религиозного экстремизма, которое основано на общеязыковом употреблении слова "экстремизм" (от лат. ех^етш -крайний) и означает приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям.

Экстремизм как явление представляет собой особое состояние сознания представителей

той или иной религиозной, национальной, культурной общности, характеризующееся ощущением сверхценности исповедуемых идей, тотальным безоговорочным подчинением своей жизни их реализации, отрицанием возможности иного отличного видения мира, приверженностью к крайним, чаще всего насильственным методам достижения избранных целей. Именно с этих позиций такие лица воспринимают социум, существующие в нем культурные, моральные и нравственные ценности. Поэтому экстремизм формирует атмосферу социальной напряженности и является мощным криминогенным фактором в тех случаях, когда в идеологии содержатся призывы к совершению противоправных деяний.

Экстремизм, в том числе религиозный, представляет собой сложное, многомерное явление, посягающее на те или иные охраняемые законом сферы жизнедеятельности людей различными способами, что, естественно, затрудняет выработку общего понятия "экстремизм". Помимо правовых, он затрагивает целый ряд других проблем - психологические, исторические, социокультурные и т.д.

При разработке понятия экстремизма важно стремиться к тому, чтобы его формулировка, во-первых, не давала повода для политических спекуляций, а во-вторых, формально определялась конкретными правовыми признаками, которые не позволяли бы легко манипулировать этими понятием и произвольно употреблять его, что очень важно не только в научном обороте, но и в законотворческой деятельности, а также в правоприменительной практике, поскольку терминологический разнобой ведет к негативным последствиям как в науке, так и в борьбе с данным явлением.

Правоохранительным органам и другим социальным субъектам, непосредственно ведущим борьбу с экстремизмом, нужно иметь четкое представление о том, что такое экстремистская деятельность, уметь ее выявлять и идентифицировать. Для этого необходимо установить специфические уголовно-правовые признаки преступлений экстремистского характера, позволяющие объединить их в единый уголовно-пра-

вовой институт на базе общих черт, свойственных объекту посягательства, объективной и субъективной сторонам данных преступлений.

Кроме того, при исследовании проблемы возникает необходимость разработки научно обоснованных критериев, позволяющих не только отграничить преступления экстремистского характера от смежных общесоциальных и общеуголовных категорий действительности, но и уточнять на основе этого признаки составов преступлений, предусматривающих ответственность за экстремистскую деятельность в уголовном законодательстве. В связи с этим представляется необходимым рассматривать экстремистскую деятельность в двух аспектах: 1) как негативное общественно опасное явление и 2) как состав преступления, то есть выработать оценку этого явления в уголовном законе, что особо важно в целях достижения соответствия содержания уголовно-правовых дефиниций тем свойствам и признакам, которые имманентно присущи реальным явлениям.

Теоретическое изучение и практическое решение уголовно-правовых проблем борьбы с экстремизмом представляет известную сложность в силу своей многоаспектности и предполагает комплексный подход с обстоятельной теоретико-методологической проработкой.

Осознание общественной опасности данного явления привело к принятию Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г., который определил организационные и правовые основы противодействия экстремистской деятельности и определил в ст. 1 экстремистскую деятельность (экстремизм) как:

1. Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности Российской Федерации;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

2. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

3. Публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий.

4. Финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Действующий Уголовный кодекс РФ содержит составы преступлений, которые позволяют пресекать экстремистскую деятельность на ранней стадии, например, ст. 239 "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан", ст. 282 "Возбуждение националь-

ной, расовой или религиозной вражды", ст. 282.1 "Организация экстремистского сообщества", ст. 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации".

При этом необходимо отличать экстремизм от терроризма, - схожего, но не тождественного ему явления. Терроризм является одним из направлений деятельности экстремистских сил, имеющей своей целью оказание давления на органы государственной власти и устрашение населения. Помимо террористической деятельности, экстремисты, через подконтрольные им средства массовой информации, Интернет и своих сторонников, ведут так называемую "информационную войну", направленную на подрыв авторитета государственной власти и сложившихся общественных отношений, компрометацию отдельных государственных и религиозных деятелей, популяризацию и распространение экстремистской идеологии, вовлечение в свою деятельность новых членов и др.

Таким образом, терроризм и другие преступления с признаками терроризирования являются инструментом воздействия экстремистских организаций на общество и государство и чаще всего неотделимы друг от друга.

Экстремизм выступает против сложившихся государственных, общественных институтов и структур, конкретных стран и сообществ, стремясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами. Для этого используются зажигательные лозунги и призывы, откровенная демагогия и организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акты, методы партизанской войны и т.п. При этом экстремисты, как правило, отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений, основанных на взаимных уступках.

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обраще-

на не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Доведенная до крайности, идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Массовую базу экстремизма, как правило, составляют выходцы из маргинальных слоев, отдельные группы студенчества, националистические и религиозные движения, разочаровавшиеся в существующих порядках.

Из многочисленных форм экстремизма следует выделить религиозный экстремизм, а в частности экстремизм, инспирируемый исламистскими радикальными организациями (далее - исламистский религиозный экстремизм).

Исламистский религиозный экстремизм подразумевает, основанный на насилии либо угрозе его применения, кардинальный отход от традиционного толкования положений Корана и других источников Ислама, по сравнению с существующими, сформированными веками, традиционными для данного этноса трактовками или полное их отрицание.

Существует всего четыре признанные всем мусульманским миром школы исламского правоведения (мазхабы), названные по имени их основателей - Аль-Ханафия, Аль-Маликия, Аш-Шафигыя, Аль-Ханбалия, которые на научной основе комментируют и раскрывают истинный смысл положений Корана и Сунны и при этом не отрицают друг друга. Данные трактовки были разработаны в связи с тем, что буквальное понимание текста Корана и Сунны современным человеком может привести к неверному пониманию их содержания и тем самым к заблуждению, так как данные источники Ислама создавались в VII в. н.э. и излагались в той форме, которая была в употреблении в указанный период времени.

Так, например, для Поволжья традиционным является Ислам в трактовке Абу Ханифы (ханафитский мазхаб), а в Южном федеральном округе преобладает шафиитский мазхаб. Ваххабиты же и некоторые другие экстремистские течения вовсе отрицают мазхабы, беря за осно-

ву в своей вере Коран, в чистом его виде, понимая дословно все его положения, тем самым отрицая попытки рационального понимания священных текстов. Хотя научные доктрины ваххабитских и салафитских ученых не выдерживают никакой критики, но тем не менее демонстрируют удивительную "живучесть". Данный феномен может объясняться тем, что свое учение они преподносят в очень упрощенной и эмоциональной форме.

На территории Российской Федерации деятельность экстремистских сил направлена на уничтожение существующего конституционного строя и строительство исламского государства (халифата). Исламистский экстремизм опасен, в первую очередь, для самой государственности России. Его конечной целью является приобретение власти, необходимой для построения исламского халифата, который не терпит никакой оппозиции и будет подавлять мешающих оппонентов посредством неправового насилия.

Современный Ислам - интернациональное явление, поэтому практически все процессы, протекающие в российском мусульманском сообществе, тесно связаны с тем, что происходит в исламском мире. Кроме того ислам - важнейший фактор международной политики. В силу этого от государственной политики в сфере борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом во многом зависят перспективы сотрудничества России с международным сообществом, а значит - ее роль в современном мире в целом.

Исламистский экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков. В современных условиях в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование Ислама в практике разрешения политических конфликтов. Данный вид религиозного экстремизма сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и госу-

дарства. В настоящее время системный характер приобретают такие действия экстремистов, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы в адрес отдельных государственных и общественных деятелей, политических лидеров и активистов, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия.

Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами целой серии террористических акций и широкомасштабных боевых операций в Северо-Кавказком регионе (Чеченская Республика, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и др.) показали, что важнейшими объектами религиозного экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.

Большую опасность религиозный экстремизм представляет в сфере межнациональных отношений. Влияние исламского фундаментализма дает мощный импульс развитию экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России.

Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, религиозный экстремизм представляет угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой.

Для религиозного экстремизма характерны упрощенность и общедоступность идеологии, крайние формы национализма, расизма или социально-классового антагонизма, незаконное насилие, умение предложить "простые" способы и пути решения сложнейших проблем общественной жизни и убедить массы в возможности их успешного осуществления на практике и фанатизм.

В настоящий момент на территории Российской Федерации действуют различные ис-

ламистские террористические и экстремистские организации. Большая их часть развернула свою подрывную деятельность в Южном федеральном округе (Чеченская Республика, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и др.), где им удалось дестабилизировать обстановку и подорвать доверие общественности к государству и его представителям. В основном это представители незаконных вооруженных формирований (НВФ) Чечни ("Маждлисуль Шура объединенных сил моджахедов Кавказа"), активно поддерживаемые международными террористическими организациями, базирующимися на Ближнем Востоке и Средней Азии ("Аль Каида", "Талибан", "Джихад Такфир", "Джамаа аль Ислами", "Исламское движение Туркестана", "Братья мусульмане" и др.). В данном регионе экстремистами ведется крупномасштабная вооруженная борьба, направленная на нарушение территориальной целостности России и создание на территории Северного Кавказа исламского халифата (государства). В указанном случае религиозный экстремизм очень тесно переплетается с национализмом, но господствующим лозунгом экстремистов является Ислам.

В других регионах России, особенно в Приволжском федеральном округе (Татарстан, Башкортостан и др.), также действуют немногочисленные происламские экстремистские организации, имеющие цель подорвать стабильность межнациональных, межконфессиональных отношений и распространить свою экстремистскую идеологию. Здесь можно отметить деятельность международной террористической организации (МТО) "Хизб-ут Тахрир аль Ислами" ("Партия исламского освобождения"). Работа данной организации вносит серьезный раскол в ряды верующих, дестабилизирует обстановку в мусульманской общине, пытаясь подорвать в глазах рядовых мусульман авторитет духовных лидеров и государства в целом. Помимо МТО "Хизб-ут Тахрир аль Ислами", в регионе действуют эмиссары НВФ Северного Кавказа и сала-фитские экстремистские группировки, осуществляющие идеологизацию молодых людей в агрессивном плане и вербуя их в состав незаконных вооруженных формирований для веде-

ния борьбы с "неверными", как на территории России, так и за ее пределами (Афганистан, Пакистан, Ирак и др.).

Помимо этого следует отметить, что в последние десятилетия очень много российских мусульман выезжает в страны Ближневосточного региона для прохождения обучения в исламских учебных центрах, в том числе в Саудовской Аравии, Иордании, Египте, где "ваххабизм" и "салафизм" (чистый Ислам) являются господствующими идеологиями Ислама.

Пройдя пятилетнее обучение, человек в полной мере пропитывается одной из этих идеологий и, возвращаясь на родину, популяризирует ее среди молодых и необразованных граждан. Тем самым устои традиционного для России - умеренного Ислама теряют свои позиции.

Одной из самых важных сторон борьбы с исламистским экстремизмом и терроризмом является идейно-теоретический аспект. Его актуальность объясняется прежде всего тем, что из всех составляющих терроризма под исламскими лозунгами непосредственное отношение к исламу имеет именно указанный момент. Ведь прочность позиций исламского экстремизма и терроризма заключается не только в нерешенности политических, социально-экономических, национальных проблем, но и в его идейной базе, ориентирующейся на исламские концепции. Причем если по другим направлениям борьбы с исламским экстремизмом (военному, финансовому, организационному, информационному) уже предприняты достаточно эффективные меры, в том числе при опоре на широкое международное сотрудничество, то идейно-теоретическая сторона явления пока остается вне внимания российских властей - как на уровне ее общего осмысления, так и в плане принятия практических шагов. В итоге сегодня исламские концепции стоят на вооружении не у российского государства, а у сепаратистов, экстремистов и террористов. Актуальность этой задачи для власти связана также с тем, что российские духовные управления мусульман и иные исламские центры не проявляют достаточной активности и умения в идейном противоборстве исламскому экстремизму. Более того, неко-

торые исламские лидеры заняли открыто антигосударственную позицию по отношению к международному терроризму, по существу оправдывая его. Эта задача может быть решена, поскольку Исламу как системе политических взглядов присущи прямо противоположные принципы и ценности - умеренность, стремление к компромиссам, лояльность властям, толерантность, постепенность, совещательность и др. Особое место среди этих концепций занимают достижения мусульманско-правовой культуры как классической и традиционной, так и современной, которые могут стать стержнем указанной идейной альтернативы позициям исламских террористов.

Ислам - это умеренный путь во всем: в ве-роубеждении, в поклонении и обрядах, в нравственности и поведении, в законодательстве и общественных отношениях. Тексты Шариата говорят об экстремизме как о чрезмерности, взывают к умеренности и предостерегают от крайностей.

Излишества в вероубеждении и в деяниях запрещает Коран: "Не излишествуйте в своей религии" (Ан-Ниса: 171).

Многие священные хадисы указывают на то, как жестко Ислам запрещает религиозный экстремизм. Чтобы это понять, достаточно прочитать следующие из них.

Хадис передал Ибн Аббас. Сказал Пророк Мухаммед, мир ему: "Остерегайтесь чрезмерно-стей в религии, ибо ваши предшественники погибли от чрезмерности в религии".

Хадис передал Ибн Масуд. Сказал посланник Аллаха, мир ему: "Погибли щепетильные три раза". Имам Ан-Навави пояснил данный хадис: "Щепетильные, то есть слишком углубляющиеся и преступающие пределы в словах и делах".

Таким образом, Пророк Мухаммед противостоял всякому стремлению к излишествам в религиозности и порицал тех, кто был чрезмерен в богослужении и аскетизме и выходил из умеренности, которая присуща Исламу.

Учитывая все вышеизложенное, основными направлениями деятельности государственных структур по противодействию экстремизму должны быть следующие.

1. Создание и поддержка крупных исламских учебных центров международного уровня на территории России, обладающих сильной преподавательской и учебно-методической базой.

2. Стимулирование работ российских ученых-исламоведов по созданию исламской учебной и научной литературы, основанной на нормах традиционного для РФ умеренного Ислама.

3. Формирование обладающей высоким авторитетом и стоящей на позициях традиционного для России Ислама духовной элиты.

4. Ликвидация религиозной безграмотности граждан России путем включения в школьную программу и программу вузов предмета "Мировые религии", который раскрывал бы истинный смысл и содержание Ислама и других религий.

5. Систематическое освещение в СМИ деструктивной деятельности экстремистских организаций, с обязательным обоснованием несостоятельности их идеологии и указанием на возможные негативные последствия их работы.

Проведение выверенной политики в отношении Ислама позволит государству подойти к решению политических, социально-экономических и национально-культурных проблем российских регионов традиционного распространения ислама с учетом менталитета и образа жизни мусульман, обосновать политику федерального центра в этих регионах обращением к позитивным исламским ценностям, завоевать

дополнительное доверие мусульман, укрепить союз власти и общества, федерального центра с субъектами РФ, придать государству большую легитимность в глазах мусульман и одновременно подорвать влияние тех сил, которые используют исламские лозунги в сепаратистских антигосударственных целях.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Российская газета. - 1996. - № 113, 114, 115, 118. - 18, 19, 20, 25 июня.

3. О противодействии экстремистской деятельности: Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002.

4. Аль-Кардави Юсуф. Исламское сознание: между неверием и экстремизмом. - Казань, 2002.

5. Будницкий О.В. Терроризм глазами историка. Идеология терроризма // Вопросы философии. - 2004. - № 5.

6. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. - СПб., 2002.

7. Пиджаков А.Ю. Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом. - СПб., 2003.

8. Хакимзянов Р.Г. Надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. - Казань, 2006.

9. Хоффман Брюс. Терроризм - взгляд изнутри. - М.,

2003.

10. Якупов Валиулла. Неофициальный Ислам в Татарстане. - Казань, 2003.

В редакцию материал поступил 25.02.09.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, религиозный радикализм, противодействие экстремистской деятельности, терроризм, школы исламского правоведения (мазхабы), межнациональные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.