Теория и методика профессионального образования
УДК 378.06 + 37.03 йО!: 10.14529/рва180205
ББК Ч448.48
ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ИНОСТРАННЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Е.А. Гнатышина, Н.В. Уварина, А.В. Савченков
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия
В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом, междисциплинарном и др. В данной статье представлен анализ проблемы адаптации как социально-психологического явления и особенностей ее протекания в условиях социокультурного ускорения (динамики). Социально-психологической адаптации студенческой молодежи как социально-профессиональной группы, которая, в силу своих особенностей, в большей степени подвержена влиянию социокультурной динамики. Социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, данная проблема остается до сих пор актуальной и требует дальнейшего исследования, так как в отличие от биологической, социально-психологическая адаптация в значительной степени сопряжена с процессами идентификации индивида, его осмыслением и интериоризацией быстротечных общественных и иных перемен, с которыми он сталкивается. В нашем исследовании под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями внут-ривузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. В статье предложен анализ эмпирических данных по результатам исследования адаптационных процессов студентов конкретного вуза, дан сравнительный анализ адаптивности иностранных и отечественных студентов первого курса вуза. В результате исследования выделены факторы, оказывающие влияние не адаптационные процессы студентов первого кура вуза. Ими являются: 1) факторы субъективного характера (возраст, уровень базового образования и подготовленности к поступлению в вуз, мотивы выбора профессии и специальности, отношение к выбранной профессии, опыт вхождения в новый коллектив, уровень развитости интеллекта, направленность личности (установки, интересы, потребности, мотивация, моральные качества, ценностные ориентации), когнитивные способности, творческий потенциал); 2) объективные факторы (размер группы, нормативная система группы, требования вуза, наличие института кураторства (тьюторства), профессионализм педагогов, этические нормы, наличие условий для творческого развития, режим (сочетание учебной работы, отдыха, спорта и занятий физической культурой), социальное положение и материальное благополучие семьи, образование родителей).
Ключевые слова: адаптация, идентификация, самоидентификация, развитие, устойчивость, социальная динамика, социокультура, технологизация, трансформация пространственно-временных связей, фактор, уровень адаптивности.
Введение. Современный этап развития человеческого общества приобретает все более новые черты и становится более сложным. Его усложнение характеризуется возрастанием значения самоорганизации и нелинейности
социальных изменений. Открытость, виртуализация социальной реальности, неограниченная и неуправляемая технологизация жизненных процессов, экспоненциальный рост миграционных потоков и т. д. порождают
массу рисков и угроз, с которыми человечество до недавнего времени не сталкивалось.
Изучение состояния проблемы в научной литературе. В последнее время философы, ученые различных отраслей знания и направлений науки с большой озабоченностью обсуждают проблему будущего для человечества и возможность и способность человечества и отдельного индивида адаптироваться к непредсказуемому будущему. Известнейший современный научный фантаст футуролог Станислав Лем утверждал, что быстрое изменение жизненных условий, вызванное ускорением, служит одним из факторов, разрушающих значимость обычаев и норм в современном мире: «Всякая технология, в сущности, просто продолжает естественное, врожденное стремление всего живого господствовать над окружающей средой или, по крайней мере, подчиняться ей в борьбе за существование...», но, в отличие от природных процессов, сбалансированных во времени, поясняет С. Лем, именно лавинообразная скорость технологического прогресса служит реальной угрозой энтропии и утраты гомеостаза - равновесия сил человека и машин, скорости перемен и идентичности постоянства [4]. Отсюда можно предположить, что ускоренное устаревание опыта под влиянием достижений технического прогресса вызовет массу проблем, связанных с социально-психологической адаптацией и идентификацией человека с новым опытом.
Другой исследователь современности, О. Маквард, также с большой тревогой говорит о проблеме ускоренного устаревания опыта или о «тахогенной чуждости миру»: «тахогенной - потому что она есть результат увеличивающейся скорости (от греч. tachos -скорость) изменений, претерпеваемых современной действительностью.» [6]. Эсхатологические настроения (страх будущего) актуализируют проблему спасения от будущего. Сохранение статуса-кво и гарантии хоть в какой-то защите от надвигающихся опасностей -будь то экологические катастрофы, экономические кризисы, возникновение новой безработицы и т. д. - вот насущные потребности современного человека. «.У всех есть ощущение, что, скорее всего, будет хуже.» [2]. Трансформации, связанные с постоянно нарастающей скоростью перемен, опережающих естественные возможности их осмысления и интериоризации, требуют не только научной рефлексии данной проблемы, но и выработки механизмов адаптации к ним. Э. Тоффлер
одним из первых поставил такую задачу. «Для того чтобы выжить, чтобы предотвратить то, что мы назвали шоком будущего, индивид должен стать бесконечно адаптируемым и знающим, чем когда-либо раньше. Он должен искать абсолютно новые способы бросить якорь, ибо все старые корни -религия, нация, общность, семья или профессия - уже шатаются под ураганным натиском силы ускорения» [11].
Исходя из сказанного выше, научная рефлексия проблемы адаптации человека к изменениям, носящим лавинообразный характер, является архиактуальной и требует определения уровня ее исследования. В первую очередь, научная рефлексия данной проблемы должна носить макро-исследовательский характер. Ибо процессы, происходящие на микроуровне (будь то малая социальная группа, организация или индивид), в значительной степени зависят от динамики социальных процессов на макроуровне. С другой стороны, нельзя не учитывать изменения, происходящие на микроуровне, так как именно в конкретных социальных общностях рождаются, культивируются нормы, правила, ценности, индивидуальный опыт. Все это предопределяет адаптивность / неадаптивность индивида, его реакцию на социодинамику. Поэтому задача, поставленная Э. Тоффлером, - научить человека адаптироваться к изменяющимся условиям - никогда ранее не стояла так серьезно и актуально, как сегодня.
В данной статье речь пойдет о социально-психологической адаптации студенческой молодежи как социально-профессиональной группы, которая, в силу своих особенностей, в большей степени подвержена влиянию социокультурной динамики.
С теоретических позиций адаптация как научная категория рассматривалась в трудах российских и зарубежных авторов, в которых представлен семантический, структурный анализ данного понятия, охарактеризованы ее функции. Различные теоретические аспекты проблемы социальной адаптации личности рассматривали Э. Тоффлер, У. Томас, Ф. Зна-нецкий, Г. Селье, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и др.
Эмпирический уровень исследования социальной адаптации формировался и развивался под влиянием работ известных социологов Ф. Знанецкого, У. Томаса, П. Штомпке.
Феномен социально-психологической адаптации личности изучался российской
наукой и представлен в работах исследователей Ю.А. Александровского, Д.А. Андреевой, С.Д. Артемова, А.А. Богданова, А.А. Журавлева, Б.Ф. Ломова, А.Н. Розенберга и др. Проблемы классификации социальной адаптации личности глубоко исследовал в своих работах А.А. Налчаджян. Им представлены основные виды и типы социальной адаптации личности. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно-деятельностного подхода предложена в работах М.В. Ромма. Процессуальные аспекты социальной адаптации личности представлены в работах Ф.З. Меерсона, Л.Д. Столяренко и др. Ряд ученых - Ф.Б. Березин, О.И. Зотова, Л.В. Ко-рель, И.К. Кряжева, В.А. Лабунская, Т.А. Нем-чин - глубоко исследовали факторы и критерии эффективности процесса социальной адаптации личности [13].
Таким образом, следует констатировать, что социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, данная проблема остается до сих пор актуальной и требует дальнейшего исследования, так как в отличие от биологической, социально-психологическая адаптация в значительной степени сопряжена с процессами идентификации индивида, его осмыслением и интериоризацией быстротечных общественных и иных перемен, с которыми он сталкивается.
Выделение студенческой молодежи как объекта исследования адаптационных процессов продиктовано рядом обстоятельств. Во-первых, как уже сказано выше, именно данная социальная группа более динамично реагирует на изменения социальных норм, требований, правил и т. д. Поэтому возникает необходимость выработки адекватных механизмов усвоения, интериоризации норм социальной среды, в которой протекает процесс адаптации. Во-вторых, студенческая молодежь является тем самым проводником, с помощью которого устаревший социальный опыт критично осмысливается, динамично обновляется. Поэтому процесс социализации должен содержать некий статус-кво сохранения позитивного опыта, ранее накопленного человечеством, и надвигающейся технической революции, которая отвергает этот опыт. Немаловажным обстоятельством выбора данной группы в качестве объекта исследования явилось и то, что
в современных условиях глобализации постоянно увеличивается количество контактов между представителями различных культур. Эти контакты охватывают широкие сферы общественной жизни - от контактов на бытовом уровне до политических, экономических, культурологических, профессиональных и т. д. [14].
Наиболее многочисленным социальным субъектом контактов и обменов с точки зрения учебной и профессиональной деятельности является именно студенчество. За последнее время увеличился поток российских студентов, обучающихся в иностранных вузах, равно как и иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Возрастающий интерес к иностранным студентам вызвал и в России, и других странах всплеск исследований, посвященных проблеме социальной адаптации.
Эмпирической базой таких исследований в России за последние годы явились работы Ф.А. Вадутовой, Л.И. Кабановой, Г.И. Шка-товой «Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах» (2010 г.) [1], Л.Т. Мази-товой «Социальная адаптация иностранных студентов на примере вузов Башкортостана» (2002 г.) [5], А.П. Кормилицина «Управление процессом адаптации иностранных студентов в новых экономических условиях» (1996 г.) [3], В.Н. Петрова «Особенности адаптации иностранных студентов» (2009 г.) [7], Т.Р. Рахимова «Особенности обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития» (2011 г.) [8], И.А. Савченко «Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции» (2010 г.) [9], Г.Е. Шевелева, Л.И. Кабановой, Е.В. Михальченко «Информационная система для оценки адаптации иностранных студентов» (2012 г.) [12] и др.
Следует также отметить, что проблемы адаптации российских и иностранных студентов нормативно задана, как минимум, в двух документах: в «Стратегии 2020» [10] и в государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.» (http://base.garant.ru).
Нами в течение десяти последних лет (2007-2017 гг.) в рамках мониторинговой деятельности Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (далее ППИ ЮУрГГПУ) проводится лонги-тюдное исследование адаптационных процес-
сов студентов первого курса бакалавриата с целью информационного обеспечения менеджмента качества образования. Одной из важных задач управления качеством профессионального образования является создание условий для адаптации к учебной и творческой деятельности поступивших в вуз абитуриентов. Исследование проводится на выборке студентов первого курса дневного отделения по всем направлениям подготовки (выборка сплошная, 100 процентная). В 2015/2016 учебном году на первый курс на учебу в вуз поступило 11 иностранных студентов из Китайской народной республики, которые также включены в выборку исследования. Успешность их обучения в значительной степени будет зависеть от условий, создаваемых в вузе в процессе их адаптации.
Мы исходим из того, что в процессе развития личности будущего специалиста (будь это иностранный студент или отечественный) особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности студента, освоении новых способов познавательной деятельности и формировании определенных типов и форм межличностных связей и отношений. Главной характеристикой данного этапа является процесс адаптации студентов к условиям вузовского обучения.
Адаптация к новым условиям обучения -постоянный динамичный многофакторный процесс, в ходе которого происходит не только интеграция личности студента в новую образовательно-воспитательную систему, в новую систему требований и контроля, в социум (новое для него социальное окружение), в новый коллектив, а для многих (например, иногородних иностранных студентов) и в новые условия жизнедеятельности, но и его личностное, профессиональное развитие и самореализация.
Точкой бифуркации процесса адаптации студента является смена окружающей его среды, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами. «Вчерашние» школьники сталкиваются с непривычными условиями организации учебно-воспитательного процесса, с новыми формами и методами учебной деятельности, с новыми учебными предметами, отличающимися от школьных и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным
целям и направлениям. Поэтому студенты первого года обучения в вузе, оказавшись в новом для них качестве, должны в сравнительно короткий срок освоиться с новой ролью и многому научиться. Что касается иностранных студентов, то освоение ими новой роли будет осложнено массой факторов кросс-культурного характера, что необходимо учитывать в процессе адаптации.
Эффективная адаптация студентов-первокурсников во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах, психологический комфорт, моральную удовлетворенность собой и обучением в вузе. Их быстрая и успешная адаптация к жизни учебного заведения является залогом успешности овладения ими профессией - того, ради чего они пришли в учебное заведение.
Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование трудностей, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса - чрезвычайно важные задачи и они являются задачами нашего исследования.
Определение понятия. В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, активного и творческого приспособления студентов к условиям социальной среды, в частности к условиям обучения и воспитания в учебном заведении. Отметим, что понятие адаптации и, в частности, социально-профессиональной адаптации в научной литературе не имеет четкого, однозначного толкования. В нашем исследовании под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями внутривузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Говоря об адаптации, мы имеем в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и саморазвитие студента. Очевидно также, что адаптация должна рассматриваться в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе ее новых качеств.
Для понимания сущностных характери-
стик процесса адаптации нами были выделены следующие ее функции: индивидуально-психологическая, социальная профессиональная и дидактическая. Выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой.
Анализ научной литературы, выделение факторов, оказывающих непосредственное влияние на адаптационные процессы, и наш опыт работы по проблеме адаптации студентов к учебной и творческой деятельности позволил выделить следующую условную структуру процесса адаптации к обучению в вузе:
• индивидуально-психологический компонент, в рамках которого мы рассматриваем затруднения, возникающие у студентов на первых этапах вхождения в новые условия вуза, их коммуникативный потенциал и наличие творческого потенциала;
• социальный компонент связан с готовностью студентов к социальной активности, сформированностью ценностных ориентаций, с социально-демографическими характеристиками как объективными факторами, влияющими на процесс адаптации;
• когнитивный компонент обусловлен сформированностью учебно-познавательных навыков студентов и осознанием потребности в их дальнейшем развитии как основы образовательной деятельности, анализом школьных затруднений и их влияния на успешность обучения в вузе;
• профессиональный компонент характеризует мотивы и обстоятельства выбора абитуриентами вуза и специальности, наличие четких представлений об условиях обучения в вузе, анализ первых наблюдений и впечатлений о занятиях.
Экспериментальное исследование. Эмпирические наблюдения, регулярные исследования первокурсников показывают, что далеко не все студенты первого года обучения могут быстро, успешно и самостоятельно включиться в образовательную среду вуза и, следовательно, справиться с элементами новизны, избавиться от негативного восприятия действительности и ощутить внутреннюю мотивацию профессионального роста.
Противоречие между необходимостью создания адекватных условий для адаптации студентов и выявленными предыдущими исследованиями тенденциями неготовности студентов функционировать в новой среде актуализирует данное исследование, целью которо-
го является изучение, выявление факторов, влияющих на адаптационные процессы студентов первого курса и направлений работы, обеспечивающих успешную адаптацию студентов к учебной и творческой деятельности.
Индикаторами в данном исследовании выступили: осознанное и самостоятельное принятие решения о поступлении в вуз и мотивы студентов строить и развивать профессиональную карьеру согласно полученной профессии, специальности; представления студентов о нормах и правилах института и их интериоризация; успешное освоение учебных предметов и дисциплин; активное участие в творческой жизни института и работе студенческого научного общества.
В соответствии с данными индикаторами нами были выделены три уровня адаптивности:
1. Высокая степень адаптивности студентов, которая характеризуется осознанным и самостоятельным принятием решения о поступлении в вуз и мотивами студентов строить и развивать профессиональную карьеру согласно полученной профессии, специальности; успешным вхождением в социальную среду профессионально-педагогического института (принятие норм, требований, сложившихся в вузе и учебной группе), успешным освоением учебных предметов в школе и на начальном этапе учебы в вузе, активным участием в творческой жизни и работе научного студенческого общества.
2. Средний уровень адаптивности студентов, который характеризуется недостаточно четкими представлениями о нормах и требованиях вуза, отсутствием четких профессиональных предпочтений, успешным освоением учебных предметов, недостаточно активным участием в творческой жизни, размытыми мотивами участия в научно-исследовательской деятельности, затруднениями в усвоении общеобразовательных ценностей.
3. Низкий уровень адаптивности студентов, характеризующейся неосознанным выбором вуза и специальности, слабо развитыми общеучебными умениями, слабой подготовкой за школьный курс, непринятием норм и ценностей образовательной среды, индифферентным отношением к своему творческому и профессиональному развитию и саморазвитию.
В качестве методов исследования использовано анкетирование российских студентов первого курса вуза и их педагогов, а также
стандартизированное интервью, проведенное с иностранными студентами. Технология проведения исследования заключалась в следующем:
1. Инструментарий (анкета, бланк-интервью) разработан на основе методологии исследования (цель, задачи, объект, предмет, системный анализ объекта исследования (гипотетическая модель), гипотезы, интерпретация понятий и т. д.). Анкета и бланк-интервью построены с использованием кластерного подхода. Каждый кластер содержит систему вопросов, позволяющих проверить гипотезы, выявить тенденции, характеризующие индикаторы исследования, а также факторы, влияющие на адаптационные процессы и адаптивность студентов.
2. Интервьюирование иностранных студентов проведено с использованием системы вопросов, совпадающих с вопросами анкеты для опроса отечественных студентов. Это в определенной степени позволило провести компаративный анализ адаптационных процессов отечественных и иностранных студентов. Следует заметить, поскольку интервьюирование носит менее формализованный характер, нам удалось изучить влияние факторов кросс-культурного характера на адаптацию иностранных студентов.
Результаты экспериментального исследования. Следуя вышеизложенной логике, охарактеризуем некоторые обобщенные результаты эмпирического исследования, проведенного ППИ ЮУрГГПУ на выборке студентов-бакалавров первого курса 2016/2017 учебного года.
Согласно выделенным выше уровням адаптивности респонденты в процентном отношении распределились следующим образом:
Высокую степень адаптивности продемонстрировало 40 % (от общей выборки) студентов-россиян. Им характерны: устойчивое осознание и самостоятельность в принятии решения о выборе специальности и поступлении в вуз; устойчивые мотивы строить и развивать профессиональную карьеру согласно полученной профессии, специальности; успешное вхождение в социальную среду вуза (принятие норм, ценностей требований, сложившихся в вузе и учебной группе); успешное освоение учебных предметов в школе и на начальном этапе учебы в вузе, активное участие в творческой жизни и работе научного студенческого общества; устойчивость моти-
вов для развития индивидуальных способностей и интересов, устойчивая жизненная позиция. Устойчивость жизненной позиции и оптимистический взгляд на будущее характеризовали свободные суждения респондентов при ответе на открытые вопросы анкеты.
Примеры суждений респондентов: «Думаю, что человечество будет разумным и не допустит ситуацию самоуничтожения», «Каждый на своем месте должен позаботиться о самосохранении и сохранении окружающей действительности», «Попытки, предпринимаемые нашим правительством, по борьбе с экстремизмом и предупреждению других современных угроз помогают мне с оптимизмом смотреть в будущее». Данные и другие суждения респондентов свидетельствуют о том, что мировые события и изменения их волнуют, однако их чувство оптимизма зиждется на здравом смысле всех людей, в том числе собственном. Поэтому в ответах на вопросы анкеты они выразили устойчивое желание к саморазвитию и участию в общественно значимых акциях созидательного характера.
Что касается иностранных студентов (КНР), вошедших в выборку исследования, только 1 из 11 отнесен к группе респондентов с условно высокой степенью адаптивности. Однако в сравнении с российскими студентами его ментальные установки более праксио-логичны. Отсюда высокий уровень адаптивности данного респондента характеризуется устойчивой мотивацией получения российского образования (по его мнению, оно престижно в Китае), устойчивой мотивацией строить профессиональную карьеру по избранной специальности (такая возможность в Китае имеется), устойчивой мотивацией совершенствовать свои знания русского языка, принятием правил, норм, требований вуза. Факторы, связанные с влиянием мировых глобальных процессов, в меньшей степени оказывают влияние на адаптацию данного респондента, хотя сотрудничество России и Китая в области образования он рассматривает как важное условие, позволяющее китайским студентам и лично ему успешно адаптироваться к учебной и творческой деятельности российского вуза.
К средней степени адаптивности отнесено также 40 % студентов-россиян и 3 человека из 11 китайских студентов. Данная совокупность респондентов характеризуется не-
достаточно четкими представлениями о нормах и требованиях вуза, отсутствием четких профессиональных предпочтений, успешным освоением учебных предметов, недостаточно активным участием в творческой жизни, размытыми мотивами участия в научно-исследовательской деятельности, затруднениями в усвоении общеобразовательных ценностей. Сравнительный анализ дискрипторов, характеризующих данный уровень адаптивности студентов россиян и китайцев, позволяет зафиксировать некоторые отличия. Например, затруднения в усвоении учебного материала -у российских студентов затруднения в учебе в большей степени связаны со сложностью учебного материала, новой терминологией, более чем в школе повышенными требованиями к уровню усвоения учебного материала. У китайцев, наряду с вышеозначенными затруднениями, превалирует проблема владения русским языком. Хотя одним из доминирующих факторов, повлиявших на выбор китайскими студентами российского образования, являлось их желание изучить в совершенстве русский язык.
Другой пример, мотивы участия в научно-исследовательской деятельности хоть и слабо, но проявлены у всей совокупности студентов россиян, отнесенных к данному уровню адаптивности. В то время как среди китайских студентов только один из трех, отнесенных к данному уровню адаптивности заявляет о желании выполнять научно-исследовательские работы в рамках научного общества студентов.
В исследовании около 20 % студентов-россиян и 7 из 11 (63,6 %) студентов-китайцев отнесены к условно низкому уровню адаптивности. Для данной категории респондентов характерны такие дискрипторы как неосознанный выбор вуза и специальности, слабо развитые общеучебные умения, слабая подготовка за школьный курс (для китайских студентов - иное содержание освоенных образовательных программ), непринятие норм и ценностей образовательной среды, индифферентное отношение к своему творческому и профессиональному развитию и саморазвитию.
Процентное соотношение данной совокупности респондентов не в пользу китайских студентов позволяет констатировать тот факт, что адаптация к вузовской социальной среде у большинства китайских студентов проходит
с определенными затруднениями. Факторами, негативно влияющими на адаптивность китайских студентов, оказались следующие: слабые знания русского языка, недостаточно четкие представления об условиях обучения и требованиях к учебе в российских вузах, ошибочный выбор специальности, коммуникативные проблемы, сложность лекционного материала, индивидуально-личностные качества (недостаточно развитые когнитивные способности, снижен локус самоконтроля).
Обсуждение результатов. В целом, значительных различий протекания адаптационных процессов российских и китайских студентов первого курса ППИ ЮУрГГПУ и факторов, влияющих на них, не отмечено. Однако адаптация и интеграция китайских студентов в большей степени связана с необходимостью в короткие сроки интериоризировать традиции и нормы российской и региональной культуры, освоить и усовершенствовать знание русского языка.
Объем статьи не позволяет детализировать результаты исследования. В целом, можно констатировать следующее:
• Проблема адаптации человека в современных условиях социокультурной динамики требует научной рефлексии на всех уровнях (макро- и микро-уровнях, теоретическом и эмпирическом).
• Исследование адаптационных процессов студенческой молодежи как социально-профессиональной страты диктуется ее особенностями и способностями быстро реагировать на социальные изменения в мире. Именно студенчество является наиболее многочисленным социальным субъектом контактов и обменов в глабализирующемся мире с точки зрения учебной и профессиональной деятельности.
• В результате исследования выделены факторы, оказывающие влияние на адаптационные процессы студентов первого кура вуза. Ими являются: 1) факторы субъективного характера (возраст, уровень базового образования и подготовленности к поступлению в вуз, мотивы выбора профессии и специальности, отношение к выбранной профессии, опыт вхождения в новый коллектив, уровень развитости интеллекта, направленность личности (установки, интересы, потребности, мотивация, моральные качества, ценностные ориентации), когнитивные способности, творческий потенциал); 2) объективные факторы (размер
группы, нормативная система группы, требования вуза, наличие института кураторства (тьюторства), профессионализм педагогов, этические нормы, наличие условий для творческого развития, режим (сочетание учебной работы, отдыха, спорта и занятий физической культурой), социальное положение и материальное благополучие семьи, образование родителей).
Заключение. К числу факторов, оказавших особое благоприятное влияние на адаптацию студентов первого курса и их интеграцию в образовательное пространство вуза, нами отнесены: однородность ценностных ориентаций и потребностей студентов как условия формирования личностных профессионально важных качеств будущих бакалавров и социально-психологической основы субъект-субъектных отношений; потребность респондентов в самореализации, готовность к вне-учебной и творческой жизни, желание активно участвовать в деятельности по различным направлениям; положительные впечатления об организации и участии в адаптационных сборах (одной из традиций вуза является организация выездных адаптационных сборов студентов первого кура перед началом учебного года) и первых аудиторных занятиях.
В условиях кросс-культурных отношений в мировом образовательном пространстве Россия играет важную роль, поэтому должна занять подобающее место. Для этого необходимо распространять русский язык в странах-донорах трудовых и образовательных мигрантов, в частности, в Евразийском регионе. Наше исследование доказывает, что в процессе адаптации и интеграции иностранных студентов в образовательное пространство вуза знание русского языка является доминирующим фактором, обеспечивающим успешность адаптации.
Наше предположение о том, что быстрое изменение жизненных условий, вызванное ускорением социальных процессов в условиях научно-технической революции, разрушающих значимость обычаев и норм в современном мире, будет оказывать значительное влияние на протекание адаптационных процессов студентов, подтвердилось частично.
Литература
1. Вадутова, Ф.А. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах / Ф.А. Вадутова, Л.И. Кабанова, Г.И. Шкатова //
Вестник ТГПУ. - Томск, 2010. - № 12. -С. 123-126.
2. Гройс, Б. Сейчас актуально спасение от будущего // The Prime Russian Magazine. -2014. - № 5 (26).
3. Кормилицин, А.П. Управление процессом адаптации иностранных студентов в новых экономических условиях / А.П. Корми-лицин // Современные научно-технические проблемы гражданской авиации: тез. докл. Междунар. науч.-техн. конф. - М., 1996. -С. 258.
4. Лем, С. Сумма технологий / С. Лем. -М. : Текст, 1996.
5. Мазитова, Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов на примере вузов Башкортостана: автореф. дис. ... канд. соц. наук/Л.Т. Мазитова. - Уфа, 2002. - 24 с.
6. Маквард, О. Эпоха чуждости миру? / О. Маквард // Отечественные записки. -2003. - № 6.
7. Петров, В.Н. Особенности адаптации иностранных студентов / В.Н. Петров и др. // Социол. исследования. - 2009. - № 2 (2). -С. 117-121.
8. Рахимов, Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития / Т.Р. Рахимов. - Томск, 2011. - 234 с.
9. Савченко, И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции / И. А. Савченко // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 25-31.
10. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. - http:// 2020strategy. ru/documents/32710234.html.
11. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоф-флер. - М. : АСТ, 2002. - С. 48.
12. Шевелев, Г.Е. Информационная система для оценки адаптации иностранных студентов / Г.Е. Шевелев, Л.И. Кабанова, Е.В. Михальченко // Вестник науки Сибири. -2012. - № 1 (2). - С. 134-138.
13. Professional identity for successful adaptation of students - a participative approach / G.A. Gertsog, V.V. Danilova, N.V. Uvarina etal. -Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. - 2017. - Т. IX. - № 1. - С. 301.
14. Savchenkov, A.V. Training of workers and specialist relevant to the requirements of high-techindustries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises / Espacios. - 2017. - Т. 38. -№ 40. - С. 35.
Гнатышина Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, директор Профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, mopr9@mail.ru.
Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, nuvarina@yandex.ru.
Савченков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, alex2107@mail.ru.
Поступила в редакцию 10 февраля 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180205
CHARACTERISTICS OF ADAPTIVE PROCESSES IN THE UNIVERSITY IN TERMS OF SOCIO-CULTURAL DYNAMICS: A COMPARATIVE ANALYSIS OF ADAPTATION PROCESSES OF FOREIGN AND DOMESTIC STUDENTS
E.A. Gnatyshina, mopr9@mail.ru, N.V. Uvarina, nuvarina@yandex.ru, A.V. Savchenkov, alex2107@mail.ru
South Ural State Humanities and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation
The problem of adaptation in the literature is discussed in several areas: biological, medical, pedagogical, psychological, sociological, cybernetic, interdisciplinary. This article presents the analysis of the problem of adaptation as a socio-psychological phenomenon and describes the adaptation peculiarities in conditions of a socio-cultural acceleration (dynamics). Socio-psychological adaptation of students as a socio-professional group is largely influenced by social and cultural dynamics. Socio-psychological adaptation of the personality as a research category is not neglected by scientists. However, despite numerous theoretical and empirical studies, this problem still requires further studies as in contrast to the biological adaptation, a socio-psycho-logical one largely involves the processes of identification of the individual, his understanding and internalization of changes he encounters.
The analysis of empirical data on the results of the research of adaptation processes of students of the University was given. A comparative analysis of adaptability of foreign and domestic first-year students of the University was conducted. The study highlighted the factors that influence the adaptive processes of students of the first course of the University. They are: 1) subjective factors (age, level education and readiness to be enrolled to university, motives of profession and specialty choice, attitudes to the chosen profession, experience of joining a new team, level of intelligence, orientation of the personality (attitudes, interests, needs, motivation, moral character, value orientations), cognitive ability, creativity); 2) objective factors (group size, normative system of the group, university requirements, presence/absence of tutors, professionalism of teachers, ethical standards, conditions for creative development, mode of study (a combination of academic work, recreation, sport and physical culture), social status and material well-being of family, education of parents).
Keywords: adaptation, identification, identity, development, sustainability, social dynamics, social culture, technologization, the transformation of spatio-temporal relations, factor, level of adaptability.
Гнатышина Е.А., Уварина Н.В., Савченков А.В. Характеристика адаптационных процессов
в вузе в условиях социо-культурной динамики...
References
1. Vadutova F.A., Kabanova L.I., Shkatova G.I. [Evaluation and Prediction of Foreign Students' Adaptation to the Conditions of Learning in Russian Universities]. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2010, no. 12, pp. 123-126. (in Russ.)
2. Groys B. [Now True Salvation from the Future]. The Prime Russian Magazine, 2014, no. 5 (26), (in Russ.)
3. Kormilitsin A.P. [Managing the Process of Adaptation of Foreign Students in the New Economic Conditions]. Sovremennye nauchno-tekhnicheskie problemy grazhdanskoy aviatsii: tezisy dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii [Modern Scientific-Technical Problems of Civil Aviation: Abstracts of International Scientific-Technical Conference]. Moscow, 1996, pp. 258. (in Russ.)
4. Lem S. Summa tekhnologiy [The Sum of Technology]. Moscow, Tekst Publ., 1996.
5. Mazitova L.T. Sotsial'naya adaptatsiya inostrannykh studentov naprimere vuzov Bashkortostana. Avtoref. kand. diss. [Social Adaptation of Foreign Students at the Universities in Bashkortostan Republic. Abstract of Cand. Diss.]. Ufa, 2002. 24 p.
6. Makvard O. [The Era of Strangeness to the World?]. Notes of the Fatherland, 2003, no. 6. (in Russ.)
7. Petrov V.N. [Peculiarities of Adaptation of Foreign Students]. Sociological Research, 2009, no. 2 (2), pp. 117-121. (in Russ.)
8. Rakhimov T.R. Osobennosti organizatsii obucheniya inostrannykh studentov v rossiyskom vuze i napravlenie ego razvitiya [Peculiarities of Organization of Education of Foreign Students in Russian Universities and the Direction of its Development.]. Tomsk, 2011. 234 p.
9. Savchenko I.A. [Foreign Students in Russia: Conditions and Barriers Integration]. Herald of the Orenburg State University, 2010, no. 1, pp. 25-31. (in Russ.)
10. Strategiya 2020: Novaya model' rosta - novaya sotsial'naya politika [Strategy 2020: New Growth Model - New Social Policy Access Mode]. Available at: http://2020 strategy.ru/documents/ 32710234.html (accessed 19.09.2017).
11. Toffler A. Shok budushchego [Future Shock]. Moscow, AST Publ., 2002. 48 p.
12. Shevelev G.E., Kabanova L.I., Mikhal'chenko E.V. [An Information System for the Assessment of Foreign Students' Adaptation]. Siberian Journal of Science, 2012, no. 1 (2), pp. 134-138. (in Russ.)
13. Gertsog G.A., Danilova V.V., Uvarina N.V., Savchenkov A.V., Korneev D.N. [Professional Identity for Successful Adaptation of Students - a Participative Approach]. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 2017, vol. IX, no. 1, pp. 301. DOI: 10.21659/rupkatha.v9n1.30
14. Savchenkov A.V. [Training of Workers and Specialist Relevant to the Requirements of HighTech Industries in the Context of Networking Cooperation of Regional Educational Institutions and Enterprises]. Espacios, 2017, vol. 38, no. 40, pp. 35.
Received 10 February 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Гнатышина, Е.А. Характеристика адаптационных процессов в вузе в условиях социокультурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов вуза / Е.А. Гнатышина, Н.В. Уварина, А.В. Савченков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. -Т. 10, № 2. - С. 34-43. БО!: 10.14529/реа180205
FOR CITATION
Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Characteristics of Adaptive Processes in the University in Terms of Socio-Cultural Dynamics: a Comparative Analysis of Adaptation Processes of Foreign and Domestic Students. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 2, pp. 34-43. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180205