УДК 159.9.07
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАВИСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Гончарова Елена Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Тихоокеанский государственный университет; ул. К. Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680042; e-mail: Gelvic_777@mail.ru
Введение
Зависть как психологический феномен имеет неоднозначное, зачастую противоречивое толкование. С одной стороны, это объясняется новизной проблематики, с другой стороны, противоречивым влиянием зависти на вектор поведения её носителя.
Наиболее значимые для установления сущности зависти, её особенностей, факторов формирования и развития положения сформулировали Л.С. Архангельская, Т.В. Бескова, О.Р. Бондаренко, Н.В. Дмитриева, И.Б. Котова, В.А. Ла-бунская, Ю.В. Щербатых и др.
Анализ современных работ показал, что не существует единого подхода к определению исследуемого понятия. В зависимости от позиций исследователей, термин трактуется как «чувство»
(К.К. Платонов, К. Муздыбаев), «состояние», «неприязненное отношение», «проявление мотивации достижения» (Е. Аболина), «личностное качество» (Л.А. Дьяченко, М.И. Кандыбовичем, Е.П. Ильин и др.), «стимул» (О.Р. Бондаренко, Е.Е. Соколова), «способ психологической защиты» (Н.В. Дмитриева), «социально-психологическое явление» (Т.В. Бескова) и др. [1, 8, 11].
Не однозначно мнение о детерминантах развития зависти и её функциях. В настоящий момент исследованы внешние детерминанты, формирующие зависть: пол, возраст, особенности восприятия превосходства другого, неприязненные отношения, желание причинить урон, социальная близость к субъекту зависти, и внутренние (тщеславие, эгоизм, враждебность) [1, 12, 10].
Зависть являет собой чувство, порождённое фрустрацией потребности к самореализации личности и компенсированное стремлением к престижу и власти. Зависть вкупе с презрением образуют основу базальной враждебности к социуму, базальная враждебность и тревога формируют невротический конфликт личности [9].
Определяющим для нашего исследования является положение о влиянии зависти на личность. Большинство исследователей отмечают деструктивный характер зависти на личность и межличностные взаимоотношения. На эмоциональном уровне зависть проявляется как неприязнь, раздражение к другому, переживание собственной неполноценности. На активном поведенческом уровне зависть проявляется как жела-
РЕЗЮМЕ
Актуальность исследования определена двойственной природой феномена: является ли зависть злом, оказывая деструктивное влияние на развитие личности, либо пусковым механизмом саморазвития, способного активизировать творческую активность. Статья отражает аспекты зависти, её формы, механизм функционирования и взаимосвязь с мотивацией достижения в учебной деятельности студентов. Цель исследования: выявить взаимосвязь компонентов зависти с мотивацией достижения у студентов.
Гипотеза исследования: Зависть взаимосвязана с мотивацией достижения.
Задачи исследования: эмпирически получить и проанализировать результаты взаимосвязи компонентов зависти с мотивацией достижения. Методика исследования:
Для выявления взаимосвязи показателей зависти и мотивации достижения использовались следующие диагностические методики:
• методика исследования завистливости личности Т.В. Бесковой;
• методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана;
• методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина. Математико-статистические методы: коэффициент гамма корреляции Спирмена с помощью пакета Statistics10.
Результаты исследования. Выявлено, что зависть взаимосвязана с мотивацией достижения. Зависть-неприязнь имеет положительную связь с мотивацией достижения. Зависть-уныние не имеет корреляционной связи с мотивацией достижения. Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в психологической практике в виде акмеологического консультирования и тренинга, направленного на оптимизацию состояний, связанных с деструктивным проявлением зависти на личность. Перспективы исследования связаны с разработкой методических средств диагностического назначения.
Ключевые слова: зависть, мотивация достижения, зависть-неприязнь, зависть-уныние.
ние причинить действенный вред объекту или субъекту зависти, на пассивном уровне ведёт к саморазрушению, апатии [15].
Конструктивность зависти проявляется в стремлении к конкуренции не только с другим, но и с самим собой прежним, к активизации собственных ресурсов.
Уместным становится выделить своеобразные оттенки проявления зависти, функции которых отличаются. Белая зависть традиционно рассматривается как восхищение, декларируемое субъекту или объекту зависти, проявляется открыто, дружелюбно. Чёрная зависть рассматривается, как осознанное затаенное желание причинить прямое или косвенное негативное действие (вред, урон) [13].
Вопросы о дифференциации форм зависти остаются открытыми, но мы придерживаемся положений о том, что белая зависть является своеобразным стимулом творческой активности и саморазвития, предиктором мотивации достижения.
Степень осознанности зависти также является дискуссионной. В обществе проявление зависти порицается, что побуждает субъекта прибегать к сокрытию, осознанному утаиванию своих чувств. Осознаётся зависть в сравнении собственного положения и успехов других. Осознание проигрыша вызывает чувство дискомфорта, эмоциональное переживание, оно смещает вектор самоотношения к снижению самооценки и не принятию себя. На поведенческом уровне зависть может дать толчок как к мотивации, конкуренции для саморазвития, так и к агрессии, направленной на устранение либо объекта зависти, либо её субъекта [6].
Таким образом, зависть способна мотивировать на конструктивные, допустимые в обществе формы поведения, и деструктивные, порицаемые и скрываемые. На бессознательном уровне зависть включает механизмы психологических защит для сохранения целостности своего «Я».
Предположение о том, что зависть тождественна мотивации достижения также спорно. Завидуя, т.е. сравнивая себя с другим, человек стремиться повторить достижения этого другого, не позволить себе быть хуже, тем самым ограничивая собственный потенциал и целеполагание, погружаясь в чувства вины и некомпетентности. Жизнь в ситуации бесконечного сравнения, «ка-
заться не хуже других», невротизирует и лишает права на собственное жизне-творчество и самореализацию.
Подводя итог анализу интересующей нас проблемы, мы можем сформулировать вывод: чувство зависти не отождествляется с мотивацией достижения, является пусковым механизмом мотивации достижения, фиксированным стремлением к разрешению внутреннего напряжения через саморазвитие.
Цель исследования — теоретически изучить аспекты проявления зависти и эмпирически выявить взаимосвязь компонентов зависти с мотивацией достижения у студентов.
Гипотеза исследования включает общее предположение о взаимосвязи зависти и её компонентов с мотивацией достижения в учебной деятельности студентов. Виды зависти и их проявление отличаются у студентов разных курсов и специальностей.
Задачи исследования: эмпирически выявить и проанализировать взаимосвязь компонентов зависти и мотивации достижения. Выявить варианты и динамику проявления зависти у студентов разных курсов и специальностей.
Методика и выборка исследования
Для проверки гипотез и решения задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, обобщение результатов, сравнительный анализ, диагностические методики и эмпирические методы.
Для выявления взаимосвязи и взаимозависимости показателей зависти и мотивации достижения использовались следующие диагностические методики:
• методика исследования завистливости личности Т.В. Бесковой [2].;
• методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова [14];
• методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бад-маевой [14].
В эмпирическом исследовании приняли участие 68 студентов разных курсов и специальностей Тихоокеанского государственного университета: 58 девушек и 10 юношей. Выборка носила добровольный характер.
Процедура исследования
Исследование проводилось в 2018 г. Первый шаг исследования опирался
на формулировку гипотезы, разработку задач и поиск психодиагностик, адекватных предмету исследования. Исследование заключалось в последовательном заполнении испытуемыми методик из предложенного диагностического инструментария и проводилось в групповой форме. Исследование опиралось на группы признаков: специальность, курс обучения. Результаты подверглись первичной математической обработке. На этом этапе уточнялась гипотеза, формулировались выводы. На втором этапе результаты исследования подверглись статистической обработке с помощью метода корреляции Спирмена (Гамма корреляция). На третьем этапе анализировались результаты корреляций переменных. Формулировались выводы.
Результаты и их обсуждение
Различия испытуемых в подгруппе «курс обучения». У студентов-психологов 1 курса высокий уровень завистливости выражается в неприязни — 6%, средний уровень проявляется в унынии — 47%. Мотивация достижения в этой группе выражена у 27% респондентов и у 40% выражена мотивация избегания.
Выраженность зависти-неприязни позволяет предположить негативные чувства, направленные на более успешного однокашника. Это может проявляться в ненависти, враждебности. Подобный студент испытывает определённый дискомфорт, вызванный переживанием собственной неуспешности, и смещает свои негативные чувства на другого.
У 33% испытуемых мотивация диффузная, размытая, ситуативная.
Из результатов диагностики учебной мотивации, лидируют с высокой выраженностью коммуникативные мотивы у 60% испытуемых.
Высокая выраженность характерна также для профессиональных мотивов — 53% и мотивов творческой самореализации — 40%.
Остальные мотивы в учебной деятельности студентов 1 курса выражены размыто.
На 2 курсе зависть-неприязнь выражена низко у 100% студентов. По шкале зависть-уныние у 30% испытуемых выражены средние значения.
Мотивация достижения выражено сильно у 10% студентов, у 70% преобладает мотивация избегания неудач.
Среди мотивации доминируют учебно-познавательные мотивы у 70%,
профессиональные мотивы у 60% испытуемых и мотивы престижа у 80%.
Творчество мотивирует сильно лишь 20% второкурсников. Социальное взаимодействие для 80% имеет среднюю выраженность.
Третьекурсники испытывают зависть-уныние 100% на среднем уровнем. Зависть-неприязнь выявлена у 78% испытуемых на среднем уровне.
Мотивация достижения доминирует у 44%, у 22% испытуемых преобладает мотивация избегания неудач.
Распределение компонентов учебной мотивации получилось следующее. Высокий уровень выраженности характерен для мотивов престижа, профессиональных и учебно-познавательных — 56%. Мотивы творческой самореализации значимы и занимают лидирующее место в иерархии у 67% третьекурсников.
На 4 курсе у будущих психологов ситуация меняется: зависть-уныние демонстрируют все студенты, но с разным распределением выраженности, у 50% студентов выявлены низкие показатели, у 50% испытуемых — средние показатели. Зависть-неприязнь выражена у 25% на низком уровне и у 75% на среднем.
Мотивация достижения у 92% является средней, у 8% высокой.
Среди мотивов, связанных с учебно-профессиональной деятельностью, высоко выраженными явились мотивы творческой самореализации — 75% респондентов. Мотивы избегания и коммуникативные мотивы имеют высокую выраженность у 92% студентов. Мотивы социального взаимодействия и учебные мотивы высоко выражены у 50% студентов 4 курса.
Таким образом, динамика выраженности зависти и мотивации достижения у будущих психологов присутствует. Мотивация достижения высока на первом курсе, снижается ко 2 курсу обучения, растёт к 3 курсу и к 4 курсу. Цикличность достижительной мотивации объясняется, на наш взгляд, осознанием профессиональных целей, ценностью конкретных предметных достижений (знаний, умений, а не отметок, которые являются мерилом успешности студента), ростом профессионального сознания и установок.
Динамика проявления зависти также меняется от курса к курсу. Неприязнь выражена высоко лишь на 1 курсе. Студенты проявляют личностные качества, эмоционально реагируя на собственный неуспех в глазах группы, не умея совладать с собственными эмоциями и поведением.
Саморегуляция поведения растёт к старшим курсам, равно как и социальная желательность в ответах. Проявление уныния связываем с личностными качествами. Рост пассивной, саморазрушающей зависти приходится к 3 курсу. Далее растёт неприязнь, которая проявляется в конфликтах, агрессии, враждебности. На 4 курсе средняя выраженность мотивации достижения составляет 92%. Тенденция роста мотивации достижения и зависти-неприязни может объясняться ситуацией конкуренции, связанной с предстоящим поиском работы, ограниченностью рынком труда, и сформированными, но не решёнными в процессе обучения, личностными особенностями и чертами.
Различия испытуемых в подгруппе «специальность». Сравнить результаты исследования первокурсников мы смогли, проанализировав ответы студентов факультета физической культуры.
По шкале «зависть-неприязнь» у всех испытуемых выявлены низкие показатели — 100%. По шкале «зависть-уныние» у 33% испытуемых — средние показатели.
Мотивация достижения представлена высоко у 12% испытуемых, у 88% испытуемых выявлен высокий уровень мотивации избегания неудач.
Выраженность творческой самореализации ценна для 56%, мотивы престижа значимы для 56%. Эти мотивы имеют сильную выраженность как в сознании, так и в учебной деятельности студентов.
Профессиональные и учебные мотивы значимы и сильно выражены у 34% студентов. Мотивы избегания у 78% имеет низкую выраженность, что позволяет предполагать их не свойственность в поведении и деятельности.
Результаты студентов-математиков получились следующие: зависть-неприязнь выражена лишь у 15% на среднем уровнем, у остальных выявлены низкие показатели по данной шкале. По шкале «зависть-уныние» у 77% испытуемых выявлены низкие показатели, у остальных — средние показатели.
Мотивация достижения сформированная. Сильно выраженная выявлена у 23% испытуемых, у 62% испытуемых выявлен высокий уровень мотивации избегания неудач.
Распределение учебно-профессиональной мотивации следующее: высокая выраженность характерна для коммуникативных мотивов — 8% и творческой самореализации — 15%.
Средняя выраженность мотивов творческой самореализации и социального взаимодействия соответствует 85%, учебно-профессиональные мотивы выражены низко у 85%. Мотивы престижа и профессиональные мотивы имеют среднюю выраженность у 46% студентов. Остальные мотивы расплывчаты.
Сводный анализ результатов гамма корреляции Спирмена представлен в таблице 1.
В соответствии с гипотезой исследования, подтверждена взаимосвязь зависти с мотивацией достижения и её проявлениями: «зависть-неприязнь — мотивация достижения» (р = 0,329), «зависть-уныние — мотивация престижа» (р = 0,173), «зависть — мотивация достижения» (р = 0,294). Обратная значимая связь выявлена в диаде «профессиональные мотивы — зависть» (р = -0,170). Здесь, вероятно, сработали профессиональные установки. Профессиональное самосознание не фиксируется на процессе сравнения себя с более успешными, позволяет воспринимать себя реальным, решать собственные задачи без оглядки и прессинга со стороны «Я-идеальный».
Следовательно, зависть выступает своеобразным предиктором мотивации достижения успехов в учебной деятельности студентов. Наиболее тесно связь проявляется в «зависти-неприязни» к чужим успехам. Подобный вид зависти деструктивно влияет на личность и межличностные отношения. Действительно, в студенческих группах наблюдается конкуренция за рейтинг, борьба за баллы. Внешняя мотивация учебной деятельности связывается со стремлением набрать как можно больше баллов, а не знаний. Зависть-неприязнь лидирует на начальном периоде обучения, когда первокурсники конкурируют за статус в группе, расположение преподавателей, стипендию. Первокурсники ещё не могут адекватно оценить собственные ресурсы при завышенных притязаниях и установках на систему отметок. По наблюдениям, студенты эмоционально выражают неприязнь, тролля других, давая не лестные отзывы. Происходит рост напряжённости в группе, растёт чувство дискомфорта, конфликтность, возникает неприязнь к чужим достижениям. Сравнение себя с другим приводит к снижению самооценки, непринятию себя, агрессии как одному из способов сохранения своего «Я» [4,5].
На средних курсах зависть перерастает в пассивную форму — уныние,
Таблица 1
Параметр Н У З МД МИ МП ПМ ТМ УП
Неприязнь (Н) - 0,559 0,517 0,329 0,202* - - - -
Уныние (У) 0,559 - 0,381 - - 0,173 - - -
Зависть (З) 0,517 0,381 - 0,294 - - 0,170* - -
Мотивы достижения (МД) 0,329 - 0,294 - 0,335 0,166 - - -
Коммуникативные мотивы (КМ) 0,266 0,188* 0,202* 0,217 0,312 - 0,267 0,178* 0,220
Мотивы избегания (МИ) 0,202* - - 0,335 - - - - -
Мотивы престижа (МП) - 0,173* - 0,166* - - - 0,329 -
Профессиональные мотивы (ПМ) - - -0,17* - - - - - 0,253
Творческие мотивы (ТМ) - - - - - 0,329 - - -
Учебно-познавательные (УП) - - - - - - 0,253 - -
Социальные мотивы - - - - 0,180* - - - -
(n = 68, p = <0,05*, p = <0,01, — связи не обнаружено)
в саморазрушение, что деструктивно по отношению к себе. Вероятно, подобное происходит в силу сомнений студентов по поводу выбранной профессии, вуза, перспектив в будущем. К четвёртому курсу межличностные отношения сформировались, личностная конкурентоспособность обозначена, осмыслена, эмоциональность сглажена, устремления и энергия направлены на ближайшую перспективу, неприязнь в виде активной агрессивной активности снижается, трансформируется в игнорирование, замалчивание, утаивание информации и отчуждённость.
Конструктивность зависти проявляется в толчке к мотивации достижения по отношению к собственной деятельности и личностному потенциалу [7]. Основанная на механизме социального сравнения зависть направляет на самоактуализацию, саморазвитие. Переживание такого вида зависти отличается на когнитивном и эмоциональном уровне. Устойчивая зависть обуславливает готовность действовать, становится эмоциональной установкой, чувством. Такая зависть направляет на выравнивание своего положения, формирует соревновательность и стремление к личностному росту.
Выводы
В результате проведённого исследования выявлена положительная взаимосвязь зависти и мотивации достижения у студентов. Установлено, что проявление видов зависти различно у студентов разных курсов и специальностей. Динамика зависти проявляется от зависти-неприязни к зависти-унынию и опять к неприязни у студентов-психологов. Зависть-неприязнь имеет положительную связь с мотивацией достижения. За-
висть-уныние не имеет корреляционной связи с мотивацией достижения. Мотивация достижения увеличивается от первого к третьему курсу.
ССЫЛКИ
[1]. Бескова Т.В. Социальная психология зависти / Бескова Т.В. — Саратов: ИЦ Наука, 2011. — 192с.
[2]. Бескова Т.В. Методика исследования завистливой личности // Вопросы психологии. — 2012. — №2. — С.127-141.
[3]. Бехтер А.А., Гагарин А.В. Оптимизация совладающего поведения будущего психолога путём развития рефлексивности личности // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 37-40.
[4]. Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологи-ческого развития специалиста //Акмеология. — 2015. — № 1. — С. 32-38.
[5]. Бехтер А.А., Филатова О.А. Субъектная активность в совладающем поведении личности // Акмеология. — 2018. — №1 (65). — С. 21-27.
[6]. Гончарова Е.В. Взаимосвязь совладающего поведения и самопринятия у студентов / Е.В. Гончарова // Проблемы высшего образования: материалы междунар. науч.-метод. конф. Хабаровск 11-13 апреля 2018г. — Хабаровск: Тогу, 2018. — С. 235-238.
[7]. Гончарова Е.В., Возможности развития мотивации персонала коммерческой организации / Е.В. Гончарова, К.В. Гончарова // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сб. науч. тр. Хабаровск: Тогу, 2017. С.153-157.
[8]. Горшенина Н.В. Взаимосвязь завистливости личности и ценност-
ных ориентаций // Вестник Чувашского университета. — 2013. — № 4. — С.202-205.
[9]. Дмитриева Н.В. Психология зависти //Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 2. — С. 133-141.
[10]. Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2014. — 420 с.
[11]. Лабунская В.А. О соотношении зависти, безнадёжности и надежды как способа преобразования пространства общения субъекта. // Материалы конференции «Психология общения — 2006: на пути к энциклопедическому знанию». — М: Психологический институт РАО. — 2006. — С. 97-111.
[12]. Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. -1997. — № 6. Т. 18. — С. 3-12.
[13]. Пилишина А.В., Иванов Е.А. Социально-психологические аспекты зависти в зарубежной психологической литературе: к постановке проблемы исследования // Экономика образования. — 2015. — № 2. — С. 146-151.
[14]. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Под ред. Зеличенко А.И. и др. — М.: МГУ, 1990, — 160 с.
[15]. Щербатых Ю.В. Психологический анализ чувства зависти / Ю.В. Щербатых // Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарных сферах: межвузов. сб. науч. тр. / Воронеж, 2010. — № 1. — 224 с.
REFERENCES
[1]. Beskova T.V. Social'naya psiho-logiya zavisti [The social psychology of envy]. Saratov, Nauka, 2011. 192 p.
[2]. Beskova T.V. Metodika issledovaniya zavistlivoj lichnosti [Technique research of
her personality]. Voprosy psihologii [Psychology issues], 2012, no. 2, pp. 127-141.
[3]. BehterA.A., GagarinA.V. Optimiza-cija sovladajushhego povedenija budushhe-go psihologa putem razvitija refleksivnosti lichnosti [Optimization of coping-behavior by development of reflexivity of the personality] // Akmeologija [Akmeology], 2014. no. S1-2. pp. 37-40.
[4]. Behter A.A., Goncharova E.V. Fe-nomen anticipacii v kontekste akmeo-logicheskogo razvitija specialist [Anti-tsipation phenomenon in the context of akmeological development of the expert //Akmeologija [Akmeology], 2015. no 1. pp. 32-38.
[5]. Behter A.A., Filatova O.A. Sub'ekt-naya aktivnost' v sovladayushchem pove-denii lichnosti [Subject activity in coping-behavior of the personality] // Akmeologija [Akmeology], 2018, no. 1. pp. 21-27.
[6]. Goncharova E.V. Vzaimosvyaz' so-vladayushchego povedeniya i samopri-nyatiya u studentov [Relationship coping-behavior and self-acceptance of the students] // Problemy vysshego obrazo-vaniya: materialy mezhdunar. nauch.-me-tod. konf. Habarovsk 11-13 aprelya 2018g [Problems of higher education: proceedings. researcher-method. CONF. Khabarovsk 11-13 April 2018g.]. Khabarovsk, Togu, 2018. pp. 235-238.
[7]. Goncharova E.V., Goncharova K.V. Vozmozhnosti razvitiya motivacii perso-nala kommercheskoj organizacii [The development opportunities of motivation of the personnel of commercial organizations] // Smysl, funkcii i znachenie raz-nyh otraslej prakticheskoj psihologii v so-vremennom obshchestve [The meaning, function and significance of the different branches of practical psychology in modern society]. Khabarovsk, Togu, 2017, pp.153-157.
[8]. Gorshenina N.V. Vzaimosvyaz' za-vistlivosti lichnosti i cennostnyh orientacij [The relationship of envy personality and value orientations]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Gazette of the Chuvash University], 2013, no. 4, pp. 202-205.
[9]. Dmitrieva N.V Psihologiya zavisti [Psychology of envy]. Sibirskij psiholo-gicheskij zhurnal [ Siberian psychological journal], 2005, no. 2, pp. 133-141.
[10]. Win E.P. Psihologiya zavisti, vra-zhdebnosti, tshcheslaviya [Psychology of envy, hostility, vanity]. St. Petersburg, Piter, 2014. — 420 p.
[11]. Labunskaya V.A. O sootnoshenii zavisti, beznadezhnosti i nadezhdy kak sposo-ba preobrazovaniya prostranstva obshche-niya sub'ekta [On the ratio of envy, despair and hope, as a way to transform space communication entities] // Materialy konferen-
cii «Psihologiya obshcheniya — 2006: na puti k enciklopedicheskomu znaniyu» [Materials of Conference «psychology-2006: on the way to the encyclopedic knowledge of the]. Moscow, Psihologicheskij institut RAO, 2006. pp. 97-111.
[12]. Muzdybaev K. Psihologiya zavisti [Psychology of envy] // Psihol. zhurn. [Psychology journal]. 1997, no. 6. T. 18. pp. 3-12.
[13]. PilishinaA.V., IvanovE.A. Social'no-psihologicheskie aspekty zavisti v zarubezh-noj psihologicheskoj literature: k postanovke problemy issledovaniya [Socio-psychologi-cal aspects of envy in foreign psychological literature: to research problems]. Ekonomi-ka obrazovaniya [Economics of education], 2015, no. 2, pp. 146-151.
[14]. Praktikum po psihodiagnosti-ke. Psihodiagnostika motivacii i samore-gulyacii [Psychodiagnostics motivation and self-regulation]. Pod red. Zelichenko A.I. i dr. — Moscow, MGU, 1990. — 160p.
[15]. Shcherbatyh Yu.V. Psihologiches-kij analiz chuvstva zavisti [Psychological analysis of envy]. Innovacionnye proces-sy v ekonomicheskoj, pravovoj i gumani-tarnyh sferah: mezhvuzovskij sbornik nau-chnyh trudov [Innovative processes in the economic, legal and humanitarian spheres: intercollegiate scientific papers]. Voronezh, 2010. — 224 p.
THE INTERRELATION OF THE ENVY AND THE ACHIEVEMENT MOTIVATION AMONG THE STUDENTS
Elena V. Goncharova — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Pacific National
University; K. Marks St., 68, Khabarovsk, 680042, Russia; e-mail: blond_765@mail.ru ABSTRACT
The relevance of the research is determined by the dual nature of the phenomenon: whether the envy is the evil, putting destructive impact on the development of the personality, or the trigger, the incentive to self-development, able to enhance the creativity. The article reflects aspects of the envy, its forms, functioning mechanism and interrelationship to achievement motivation in students learning activities.
The purpose of the study is to reveal empirically the interrelationship between the components of the envy and achievement
motivation among students. The research hypothesis: the envy is linked to achievement motivation.
The research objectives: to obtain empirically and examine the results of the relationship between the components of the envy
and the achievement motivation. The research methodology.
The following diagnostic methods were applied in order to identify the relationship between the envy indicators and achievement motivation:
• The T. Beskova's methodology of the envy of a personality research;
• The A. Mehrabian's achievement motivation diagnostic technique;
• The A. Ryan's and V. Yakunin's diagnostic technique of students' learning motivation in modification of N. Badmaeva;
• Mathematical-statistical methods applied are as follows: Spearman's gamma correlation coefficient by using Statistics 10 package.
The results of the study. It was revealed that the envy is linked to achievement motivation. The envy-resentment has a positive relationship to the achievement motivation. The envy-gloom has no correlation with the achievement motivation. The envy-gloom interacts with the motifs of prestige in training activities. The practical significance. The results of this research can be used in psychological practice in the form of acmeological consulting
and training, aimed at optimizing the conditions associated with the destructive impact of envy on personality. The research perspectives are connected with the development of the methodological means intended for diagnostics. Keywords: envy, achievement motivation, envy-resentment, envy-gloom.