Научная статья на тему 'Социально-психологическая компетентность в континууме инженерной культуры'

Социально-психологическая компетентность в континууме инженерной культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ИНЖЕНЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / МЕТА-ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ENGINEERING CULTURE / ENGINEERING PERCEPTION / ENGINEERING IMAGINATION / ENGINEERING THINKING / METAPARADIGM / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литке С. Г.

Понятие «инженерная культура» интериоризируется в различные сферы науки и практики, в том числе в сферу гуманитарных наук, динамично экспансируя различные сферы научного и эмпирического знаний. Современная система знаний в безграничности семантического поля сознания расширяет не только границы понятий, но и интегрирует различные научные школы, сводя все в конечном счете к мета-парадигмам и мета-концепциям, включающие принципы, подходы к решению новых и часто нерешаемых традиционным способом задач, которые не вписываются в традиционные научные парадигмы. Инженерная культура часть культуры, проявленная в форме эманации конструктивного преобразования действительности в направлении изначальной целостности посредством процессов инженерного восприятия, представления, мышления. Инженерное мышление это метасистемное понятие, это совокупность разных видов мышления, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое жизнеустройство, или комплексный подход к изучению и изменению действительности, основанный на использовании инженерного подхода и наукоемких технологий. В социально-психологическом аспекте компетенция это осознанность целостности психической реальности, личностного стремления к организации самоактуализации и интегральному преобразованию мира в персональном, интерперсональном и трансперсональном форматах. Социально-психологическая компетентность метакомпетентность интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN THE CONTINUUM OF ENGINEERING CULTURE

The term «engineering culture» has been used in various fields of theoretical and empirical research, including the sphere of humanities. The modern knowledge system integrates with various schools, bringing the terms to meta-paradigms and meta-concepts that comprisingthe principles, approaches to non-standard issues that are impossible to solve by traditional ways. Engineering culture is part of the culture, revealed as the emanation of constructive transformation of reality towards the original integrity through engineering perception, omagina-tion, thinking. Engineering thinking is the metasystem concept, the combination of different modes of thinking, which are oriented towards the purposive modification of institutional structures that define human life. There is another definition: it is an integrated approach to learning and changing reality, based on engineering and high technologies. In the terms of social and psychological nature a competence is awareness of the integrity of the mental reality, personal determination to self-actualisation and integral transformation of the world in the personal, interpersonal and transpersonal formats. Social and psychological competency metacompetence is the integral and concentrated system of social and psychological competences.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая компетентность в континууме инженерной культуры»

УДК 159.98

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В КОНТИНУУМЕ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN THE CONTINUUM OF ENGINEERING CULTURE

© 2015

С.Г. Литке

Челябинский государственный педагогический университет (Россия, Челябинск)

S.G. Litke

Chelyabinsk State Pedagogical University (Russia, Chelyabinsk)

Понятие «инженерная культура» интериоризируется в различные сферы науки и практики, в том числе в сферу гуманитарных наук, динамично экспансируя различные сферы научного и эмпирического знаний. Современная система знаний в безграничности семантического поля сознания расширяет не только границы понятий, но и интегрирует различные научные школы, сводя все в конечном счете к мета-парадигмам и мета-концепциям, включающие принципы, подходы к решению новых и часто нерешаемых традиционным способом задач, которые не вписываются в традиционные научные парадигмы. Инженерная культура - часть культуры, проявленная в форме эманации конструктивного преобразования действительности в направлении изначальной целостности посредством процессов инженерного восприятия, представления, мышления.

Инженерное мышление - это метасистемное понятие, это совокупность разных видов мышления, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое жизнеустройство, или - комплексный подход к изучению и изменению действительности, основанный на использовании инженерного подхода и наукоемких технологий. В социально-психологическом аспекте компетенция - это осознанность целостности психической реальности, личностного стремления к организации самоактуализации и интегральному преобразованию мира в персональном, интерперсональном и трансперсональном форматах. Социально-психологическая компетентность - метакомпетентность - интегрированная и концентрированная система социально -психологических компетенций.

The term «engineering culture» has been used in various fields of theoretical and empirical research, including the sphere of humanities. The modern knowledge system integrates with various schools, bringing the terms to meta-paradigms and meta-concepts that comprisingthe principles, approaches to non-standard issues that are impossible to solve by traditional ways. Engineering culture is part of the culture, revealed as the emanation of constructive transformation of reality towards the original integrity through engineering perception, omagina-tion, thinking.

Engineering thinking is the metasystem concept, the combination of different modes of thinking, which are oriented towards the purposive modification of institutional structures that define human life. There is another definition: it is an integrated approach to learning and changing reality, based on engineering and high technologies. In the terms of social and psychological nature a competence is awareness of the integrity of the mental reality, personal determination to self-actualisation and integral transformation of the world in the personal, interpersonal and transpersonal formats. Social and psychological competency - metacompetence - is the integral and concentrated system of social and psychological competences.

Ключевые слова: инженерная культура; инженерное восприятие; представление; мышление; мета-парадигма; социально-психологическая компетентность.

Keywords: engineering culture; engineering perception; engineering imagination; engineering thinking; metaparadigm; social and psychological competence.

Духовная мутация - единственно верный путь к нормальному взаимоотношению как человека с человеком,

так и человека с природой

Редукционистский подход на современном уровне развития науки исчерпал свои возможности для объяснения сущно-

Е. Смотрицкий, философ.

сти объектов и процессов путем сведения их к более простым элементам и взаимодействиям между ними.

В научное мышление и практику широко внедряется системная методология, все интенсивнее развивается холистический подход, в философии интериа-ризируются такие подходы, как функциональный и эмерджентный материализм.

Согласно самому общему определению, культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [1].

Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде профессора Д.М. Велланского - это «соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное - в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание). Культура как Природа, возделанная духом человеческим» [Цит. по: 2]. В трудах Н.А. Бердяева «культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в форме, еще не развернутой и не дифференцированной. Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [3]. Понятие «культура» в произведениях А.С. Пушкина тождественно понятию «просвещение», однако несмотря на то, что суть его неоднозначна, можно заметить важное этимологическое начало: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух...».

Приближая определение понятия «культура» к этимологическому истоку, заметим очень важную деталь, что происхождение понятия «культура» в большей степени сопричастно к определению данного понятия как «культ Ра (изначального Света)». Метафорически, дифракция изначального Света в контексте анализа понятия «культура», как мы уже показали выше, разнообразна: у Н.А. Бердяева: «философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, му-

зыка, поэзия, мораль», у А.С. Пушкина -это «просвещенья дух», у Д.М. Веллан-ского - это «отражение мирового Духа».

Рассмотрим понятие «культура» с позиции современных мыслителей, оперирующих образными понятиями. А.Ю. Хиневич: «Культ - это почитание, следование чему-либо, а Ра: Свет истины Всевышнего, правда. Таким образом, культура - это почитание правды или правил, установленных богами, Правью -миром богов (предков). Еще одна характеристика слова культура - «Коло тор», где коло - круг, а тор - движение по кругу. Культура - это упорядоченная система и основа существования любой формы. Ярко выражена способность носителей культуры иметь доступ к первоначальному образу - эталону и способность передавать этот образ без искажений. В случае утраты таких способностей - культура как таковая вырождается» [4].

Наша задача, анализируя понятие «культура», приблизиться к уточнению определения понятия «инженерная культура», исходя из законов элементарной логики: определив родовые признаки понятия, можно переходить к определению видовых признаков понятия.

Итак, на наш взгляд, культура - это система проявлений изначального начала (Ра, Света, Духа, Универсума, Омниверса и т.п.), как формы эманаций духовных реализаций.

Инженерная культура - словосочетание, которое в основном встречается как «профессиональная культура инженера», т.е. часть общей культуры, сопряженная с областью профессиональной деятельности в сфере инженерии. Однако толкования самого слова «инженерия» не сводятся только в рамки профессиональной деятельности инженера. Инженерия -это инженерное искусство, инженерное дело (Д.Н. Ушаков); творческая техническая деятельность (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова); конструирование на основе существующих генов, молекул и т.п. новых сочетаний, не встречающихся в природе [5]. Данное понятие интериори-зируется в различные сферы науки и практики, в том числе в сферу гуманитарных наук. Например, специалисты в обла-

сти социальной инженерии занимаются главным образом социальными проблемами на производстве или в сфере взаимодействия с общественностью, и, как правило, имеют комплексную подготовку по ряду наук, применяя в своей исследовательской и практической деятельности данные социологии, социальной психологии, физиологии, психологии, экономики и др. Инженерия знаний - другой пример - исследует вопросы извлечения, структурирования, представления, формирования, обработки и приобретения знаний с целью построения интеллектуальных систем в различных предметных областях. Как теоретическая дисциплина инженерия знаний опирается на исследования и эксперименты в области когнитивной психологии, психологии профессионального опыта, как практическая -разрабатывает конкретные методы построения моделей предметной области с целью формирования базы знаний интеллектуальных систем. Еще пример - инженерная психология возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда, важнейшими составляющими которого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, в условиях ограниченного времени [6]. В процессе развития инженерной психологии произошла интеграция отдельных элементов деятельности в изучение трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода - к антропоцентрическому. Инженерная педагогика решает проблемы гуманизации инженерно-технического образования и профессионально-педагогической подготовки преподавателей технических дисциплин, разрабатывает научно обоснованный базис и педагогические технологии, актуализирующие заложенные в ней мощные возможности для развития духовности и творческого потенциала всех субъектов инженерно-технической деятельности [5].

Таким образом само понятие «инженерный» не сводится только к профессиональной деятельности инженера, или к его сопричастности. Это понятие динамично экспансирует различные сферы научного и эмпирического знаний.

Инженерная культура - часть культуры, проявленная в форме эманации конструктивного преобразования действительности в направлении изначальной целостности посредством процессов инженерного восприятия, представления, мышления.

Инженерное восприятие - создание целостного образа объекта на основе данных органов чувств и прошлого опыта субъекта посредством инженерного мышления.

Инженерное представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека посредством инженерного мышления.

Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них - видеть прошлое, настоящее и будущее. Другими словами, инженерное мышление многогранно. Чем больше граней будет воспринимать человек, тем более оригинальное и простое решение он сможет предложить. Характерной чертой такого многогранного (многоаспектного) восприятия является способность выявлять и преодолевать технические противоречия и скрытые в них физические противоречия, целенаправленно генерировать при этом парадоксальные, еретические (с точки зрения формальной логики) идеи.

Современная система знаний и расширение семантического поля сознания вообще и индивидуального свободного сознания в частности расширяет не только границы понятий, но и интегрирует различные научные школы, сводя все в конечном счете к мета-парадигмам и мета-концепциям, включающие принципы,

подходы к решению новых и часто нере-шаемых традиционным способом задач, которые не вписываются в традиционные научные парадигмы. И не случайно традиционные науки расширяют свои научные школы сначала в рамках собственной научной сферы, а после интеграция разворачивается к истокам начальной целостности знаний. Это очень напоминает теорию большого взрыва, которая разворачиваясь разными научными открытиями, в первом десятилетии нового века признает тот факт, что «впечатляющий прогресс науки о Вселенной, начатый великой ко-перниканской революцией, уже неоднократно приводил к весьма глубоким, подчас радикальным изменениям в системе знания о структуре и эволюции космических объектов. Есть все основания считать, что в этой науке началась новая революция, которая по своим масштабам и значению, быть может, не уступает великому копер-никанскому перевороту» [7]. Таким образом, инженерное мышление - это метаси-стемное понятие, это совокупность разных видов мышления, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое жизнеустройство, или - комплексный подход к изучению и изменению действительности, основанный на использовании инженерного подхода и наукоемких технологий.

Решая задачи, которые стоят перед современным Человеком, важно научиться использовать метаинструменты, мета-технологии, метакомпетенции, которые позволят Человеку обрести равновесное, сбалансированное, созидающее жизнеустройство на Земле. Так, собственно наука психология на современном этапе ее развития признана методом познания психического: «Психология в данном контексте и есть метод теоретического описания психического, исследования феноменологии психической реальности и воздействия на нее» [8].

Учитывая идеи модернизации современного образования в области компе-тентностно-ориентированной парадигмы, а также опираясь на опыт собственного проектирования условий реализации формирования и развития социально-психологической компетентности субъек-

тов среднего и высшего профессионального образования, мы будем понимать под социально-психологической компетентностью способность человека выявлять, анализировать и конструктивно решать психологические проблемы [9]. Под социально-психологической компетентностью личности педагога нами понимается профессионально значимое личностное образование, которое возникает на основе синтеза теоретических и практических психологических знаний, умений, навыков, обеспечивая готовность и возможность специалиста успешно реализовывать профессионально-педагогическую деятельность. Таким образом, психологическая компетентность должна стать базисной профессиональной характеристикой личности не только педагога, психолога или специалиста другого профиля, но и структурным элементом любой развитой и самоактуализирующейся личности [10].

Формирование компетенции понимается как формирование определенного круга знаний, умений, которыми следует владеть, а компетентность выступает как результат сформированности конкретных знаний и умений, то, чем человек уже достаточно хорошо владеет. Однако, по мнению А.С. Берберян, «компетенция не может сводится к знаниям или навыкам <...>, компетенция может быть рассмотрена как исключительная возможность установления связи между определенным знанием и ситуацией, либо <...> как способность найти и обнаружить процедуру (знание и действие), наиболее подходящую для проблемы» [11, с. 226].

В социально-психологическом аспекте компетенция - это осознанность целостности психической реальности, личностного стремления к организации самоактуализации и интегральному преобразованию мира в персональном, интерперсональном и трансперсональном формате [10].

Многими российскими исследователями под компетентностью понимается интегративная характеристика личности, представляющая собой целостную, системную совокупность качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности в определенных областях - так называемые компетенции, а также способность эффективно разрешать проблем-

ные ситуации и задачи, возникающие во всех других сферах ее жизнедеятельности. Однако, в этом контексте теряется суть понятия, так как «совокупность качеств» -это личностные проявления или проявленные индивидуально-психологические особенности. Что же касается сущности (философская категория, отражающая внутренние глубинные связи, основу предмета) понятия «компетентность», то этот вопрос представляет собой серьезную теоретическую проблему выявления сущности компетентности вообще и социально-психологической компетентности в частности, а также научного обоснования данного понятия.

В философском контексте психологическая компетентность (от лат. competens - способный) - способность осознавать душевные проявления и постигать их суть. Именно развитая способность постигать сущее и есть метод познания этого сущего. В нашем понимании важно осознать, что стремление к развитию - это потребность Человека априори заложенная системой бытия, определяющая сущность человеческой природы.

При рассмотрении различных вариантов определения понятия «компетентность» нами получен перечень ключевых слов и словосочетаний: совокупность компетенций; подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий; форма властвования; соответствие способностей и умений субъекта осуществлять компетенцию; функциональное понятие; владение методами воздействия на среду; определенный круг знаний, умений; способность найти и обнаружить процедуру, наиболее подходящую для решения проблемы.

Методом последовательного усложнения формируем связанную иерархическую структуру ключевых словосочетаний, преобразуя ее в обобщенную структуру определения понятия «компетентность».

Компетентность субъекта (социальной системы) будет иметь место в случае:

• наличия субъекта (социальной системы);

• способности субъекта (социальной системы) определить и адекватно решить проблемы;

• владения субъектом (социальной системой) совокупностью компетенций, необходимых и достаточных для адекватного преобразования среды.

Обобщенное определение понятия «компетентность»: компетентность -владение субъектом (социальной системой) совокупностью компетенций, необходимых и достаточных для адекватного преобразования среды.

Исходя из анализа определений компетентности, выдвинем гипотезу, что явление компетентности субъекта (социальной системы) связано с сохранением возможности адекватного преобразования среды.

Примем данное утверждение в качестве начального шага познания сущности компетентности и проанализируем его с точки зрения философии.

Преобразование в философском контексте есть трансформация с возникновением новой сущности; «трансформация в благо», т.е. благой ход мировых процессов; реакция противоположных начал друг на друга; путь к тому, чтобы обычный «человек с улицы стал совершенно мудрым»; «великие превращения» именуемые как переходы человека в новое качество, знаменующие рубежи человеческой жизни: детство, взросление, старение, смерть; изменение личности адепта под воздействием буддистского учения [2].

Как известно, сохранение есть единство утверждения и отрицания.

Таким образом, сохранение возможности адекватного преобразования субъектом (социальной системой) среды тождественно владению субъектом (социальной системой) совокупностью необходимых и достаточных компетенций для этой возможности адекватного преобразования, т.е. компетентности. Отрицание возможности преобразования среды субъектом (социальной системой) тождественно отрицанию самого субъекта (социальной системы) преобразования, т.е. некомпетентности.

Самосохранение субъекта (социальной системы) преобразования означает его стремление к сохранению необходимых и достаточных компетенций для возможности адекватного самопреобразова-

ния. Способность систем к самосохранению заложена природой. Следовательно, самосохранение жизни приобретает двунаправленный характер:

• внутренний, определяющий самосохранение целостности субъекта (социальной системы) путем устойчивой взаимосвязи между его частями;

• внешней, обеспечивающей самосохранение целостности субъекта (социальной системы) путем развития его адаптационной системы.

В результате усложнения субъекта (социальной системы) повышается его

(ее) зависимость от окружающего мира, что стимулирует формирование и развитие свойств и механизмов адаптации. Одним из таких механизмов является гомеостазис (от греч. ороюотаог^ от 5р,ою<; - одинаковый, подобный и отаог^ -стояние, неподвижность), который позволяет сохранять и поддерживать жизненно-важные параметры, постоянство своего внутреннего состояния, стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды [1].

Инстинкты и биологическая значимость предметов окружающего мира играют в самосохранении живого организма важную роль. По мере развития органического мира самосохранение приобретает индивидуальную форму поведения. По своей сущности «некомпетентность» для живого организма - это неспособность сохранить гомеостазис, что приводит к опасности (возможности гибели).

Развитие сознания человека привели к возникновению качественно иного механизма самосохранения - рефлексивного.

Развивающееся «индивидуальное свободное сознание» [8] позволяет человеку конструировать (реконструировать) временной континуум, удерживать в сознании интегральные системы текущего и будущего бытия.

Таким образом, для человека сущность некомпетентности представляет собой форму осознания возможности собственной смерти и необходимости выработки рефлексивной реакции в форме обретения компетентности в вопросах самосохранения и сохранения той системы, с которой он себя идентифицирует.

Сущность явления компетентности определяется исходя из того, что уровень компетентности оценивается человеком с учетом ее возможностей противодействовать некомпетентности.

По своей сущности компетентность - владение субъектом (социальной системой) совокупностью компетенций, необходимых и достаточных для адекватного преобразования среды с учетом способности субъекта (социальной системы) противодействовать некомпетентности.

Компетентность всегда связана с некомпетентностью, всегда предметна и конкретна. Абстрактной и абсолютной компетентности не бывает. Пока человек не сформирует представление о некомпетентности, он не может адекватного сложить представления о компетентности. Для оценки компетентности необходимо уметь оценивать свою некомпетентность и свои возможности по ее трансформации.

В основе явления компетентности лежит способность систем к самосохранению, проявляемая в противодействии опасности и, как следствие, некомпетентности.

Важно отметить, что изменения системы ее природной сущности, и даже отрицание ее текущей формы на определенном этапе развития естественно. Наоборот, противоестественно противодействие естественному развитию. Хотя человек может рассматривать подобное противодействие как обеспечение безопасности посредством развития определенной компетентности.

В тоже время рост влияния человека и человечества на естественные процессы вызывает необходимость осознания границ компетентности человека в ходе возможного вмешательства в природные процессы, выход за которые определяет не только его некомпетентность, но и представляет опасность как для природы, так и для самого человека.

Усиление человеческого влияния на природные процессы по-новому ставит проблему взаимоотношений человека и природы. Еще большую актуальность приобретает вопрос познания сущности и законов социального развития: оптимистическая позиция основывается на при-

знании способности человека познать и использовать сущность и законы развития социальных систем, пессимистическая позиция базируется на признании неспособности человека познать сущность и устройство интерперсонального пространства.

Однако человек не может не влиять на социальные процессы, в связи с чем необходимо минимизировать отрицательное влияние человека на социальную систему, ее защиту от субъективных решений и действий, приводящих к возрастанию опасности. Каким образом должны строится безопасные социальные системы, а также системы обеспечения безопасности? Ответ на этот вопрос человечество ищет давно, в основном методом проб и ошибок. При этом цена ошибок иногда измеряется тысячами и миллионами жизней людей, исчезновением государств, этносов, цивилизаций [12, с. 24].

В нашем понимании социально-психологическая компетентность - это, прежде всего, метакомпетентность -интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека, как минимум в следующих направлениях:

• самоактуализации;

• получение знаний о психической реальности и умению их применять;

• системной организации сознания, включающую, как минимум, следующие компоненты: образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность, ее особенности; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; особенности осознания жизненных целей и задач; представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств; осознание того, какие качества важно развивать у себя; представление о своем месте в социуме [10].

Сформированность социально-психологической компетентности детерминирует метапозицию, метасистемный характер мышления и обеспечивает приближение:

• к высшему качеству развития человека - самоактуализации;

• к оптимизации уровня получения знаний о психической реальности и умению их применять;

• к системной организации сознания, включающую, выше перечисленные компоненты.

В континууме формирования и развития социально-психологической компетентности пропедевтика культуры вообще, а инженерной культуры в частности является непосредственным фактором определяющим личностную успешность, активизирующее проектирование, конструирование, модернизацию жизнеустройства в целом, в том числе и профессиональное совершенство.

Инженерная культура, являясь мета-системным базисным конструктом индивидуального свободного сознания, направленного на трансформацию действительности в сторону интеграции к изначальной целостности, определяет широту непосредственного воздействия на личность как конструкт субъективного начала Преобразователя. В контексте личностной структуры с точки зрения ин-тегративной психологии важно удержать в сознании развитие и совершенствование трех основных подструктур» «Персона», «Интерперсона», «Трансперсона», что позволит не только обеспечить сбалансированность и личностную гармонизацию, но и активизировать энергию для конструктивно-преобразовательной деятельности собственной Жизни. В рамках инженерной реальности в XVIII, XIX и начале XX столетия формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование. Спроецируем инженерную деятельность в континуум жизнетворчества.

Изобретательская деятельность представляет собой полный цикл инженерной деятельности: изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности -функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются). Человек, творящий

Жизнь, устанавливает связи между всеми подструктурами личностной действительности - Персона, Интерперсона, Трансперсона. Все эти подструктуры осознаются, описываются, рассчитываются. Например, предложенная нами психотехника «Колесо счастья» [13], целью которой является определить систему личностной сформированности условий для счастливого бытия, обозначить направления для развития личности в континууме счастья. Согласно интегративному подходу, высшая конкретная форма органической целостности - человеческая личность, а стержень ее функционирования - индивидуальное свободное сознание. В связи с этими постулатами развитие личности, бесконечный постоянный личностный рост - одна из основ достижения высшего состояния бытия - Счастья, а также обретения возможности пребывания в нем в пространстве земной Жизни.

Интегративная психология определяет эту интеграцию через философско-психологический аспект: сознание и является самой жизнью.

Интегративная психология утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы, каждый элемент которой находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Поэтому как выделение, так и изучение каких-либо элементов по отдельности становится возможным лишь в абстракции.

Цель развития психологической компетентности в конечном итоге, достаточно прагматична - изменить структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность к Счастливой Жизни.

Конструирование - это неполный цикл инженерной деятельности: связи между основными компонентами инженерной реальности уже установлены в изобретательской деятельности. Задача конструирования иная - опираясь на эти связи, определить (в том числе и рассчитать) конструктивное устройство инженерного сооружения. Конструирование -это такой момент создания инженерного объекта, который позволяет инженеру, с одной стороны, удовлетворить различные требования к этому объекту (назначению, характеристикам работы, особенностям

действия, условий и т.д.), а с другой, -найти такие конструкции и так их соединить, чтобы обеспечивался нужный естественный процесс (с нужными параметрами), чтобы этот процесс можно было запустить и поддержать в инженерном устройстве. И изобретение, и конструирование, и входящие в них расчеты нуждались, с одной стороны, в специальных знаковых средствах инженерной деятельности (схемах, изображениях, чертежах), с другой - в специальных знаниях. По такому же принципу конструируется осознанная жизненная действительность, учитывая не только структурные компоненты личности, но и временной контекст развития психологической компетентности. Структурный компонент модели динамики развития психологической компетентности представлен в форме фигуры (Рис. 1), сложенной из бесконечного количества конусов. Стержнем (в модели -это прямая, проходящая через центр основания конусов и связывающая их между собой) является Дух (в традиционном толковании - воля) Человека, сила которого является базовой и главной системой управления сознанием и детерминантой действий или бездействий. Каждый конус имеет три условно обозначенных сектора, соответствующих трем основным личностным подструктурам в континууме интегративной психологии (Я-материаль-ное: персона, Я-социальное: интерперсона, Я-духовное: трансперсона) [8]. Плоская поверхность в форме круга символизирует этап начала разворачивания формирования личностного новообразования, в идеале предполагающее гармоничный синтез проявлений личностных подструктур. Далее пространство, сужаясь, демонстрирует личностную самоактуализацию и концентрацию сознания на более главных, приоритетных жизненных целях, лежащих в более узких плоскостях (в зоне «ближайшего развития»), приводящих в итоге к осознанию глобального предназначения Человека - быть счастливым (вершина конуса, из которого исходят все объединенные лучи, символизирующие энергетические потоки сознания).

Рис. 1. Модель динамики развития психологической компетентности

На вершине конуса личностные проявления (возрастные, когнитивные, эмоционально-волевые и т.п. новообразования) сворачиваются в бесконечно малую организацию сознания и, концентрируя энергию в точке полифуркации, готовятся вновь развернуться через кризисное состояние личности, в том числе перерождение [14].

В инженерном проектировании сходная задача (определения конструкции инженерного устройства) решается ина-

че - проектным способом: в проекте без обращения к опытным образцам имитируются и задаются функционирование, строение и способ изготовления инженерного устройства (машины, механизма, инженерного сооружения). В жизни человек, применяя инженерное проектирование, имитирует и задает структурно-функциональные контексты Жизни, а также определяет способы их достижения. Программа личностного развития «Счастливая Жизнь» [15] является результатом такого рода проектирования.

Исходя из намерения интегрировать понятия «инженерная культура», «социально-психологическая компетентность», «инженерная деятельность», мы в очередной раз убеждаемся в неизбежности развития метапарадигмы как трансцендентной системы научных парадигм, где обозначены принципы, подходы к решению новых и часто нерешаемых традиционным способом задач. А вышеперечисленные понятия являются не отдельными отраслями человеческой деятельности, а инструментальным набором сотворения осознанной жизненной реальности (действительности, не реальности!) в полном соответствии с замыслом Творца.

•к "к "к

1. Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX -начала XX века // Труды ГАСК. Вып. II. Мир культуры. - М.: ГАСК. - С. 39-53.

2. Электронные словари и энциклопедии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-20851.htm (дата обращения 27.12.2015).

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 166 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Жмеренецкий В.Ф., Летуновский В.В., Полулях К.Д. Теория безопасности социальных систем: Учеб. Пос. - М.: МПСИ, 2010. - 182 с.

5. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 2009 [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/china_philosophy/-438/%D0%BF%D 1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B 1%D 1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0% B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 27.12.2015).

6. Приходько В.М, Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. «Инь» и «Ян» инженерного творчества // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 21-27.

7. Энциклопедия астрономии и космологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hunter9001.narod.ru/prjs/sites/prjs/sites/ss/science_bigboom.htm (дата обращения 27.12.2015).

8. Литке С.Г. Анализ понятия «социально-психологическая компетентность» // Мир науки, культуры, образования: Междунар. науч. журнал. - 2014. - №3(46). - Горно-Алтайск, 2014. - С. 104-107.

9. Похолков Ю.П. Качество инженерного образования // Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности: Труды. междунар. симпозиума. -Томск, 2005.

10. Литке С.Г. Психологическая компетентность как метод личностного развития // Развитие психологической науки в регионах России: прошлое и современность: Матер. заоч. науч.-практ. конф. - 9 ноября 2013 г. - Иваново: Иванов. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 157-160.

11.Берберян А.С. Компетентностный подход к обучению в контексте гуманистической парадигмы высшего образования // Матер. IV международ. науч. конф. - Октябрь 2013 г. - Ереван, 2013.- С. 226-228.

12. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или Освящение повседневности. - М.: Ин-т психотерапии, 2007.

13. Литке С.Г. Счастливая психология: основы психологической компетентности. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2012. - 152 с.

14. Литке С.Г. Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. - 96 с

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // РАН; Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

16.Литке С.Г. Колесо счастья: психотехника личностного совершенства // СМАЛЬТА: Междунар. науч.-практ. и метод. журнал. - Новосибирск, 2014. - №6. - С. 61-64.

17. Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-stanovlenie-razvitie-perspektivy#ixzz3qiDYNac4 (дата обращения 27.12.2015).

18.Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. - СПб.: Питер, 2000. - 190 с.

19. Культура и Традиция (I курс) [Электронный ресурс]: Асгардское Духовное училище Древнерусской Инглиистической церкви православных староверов-инглингов - Режим доступа: http://midgard-svaor.com/video/kultura-i-tradiciya-i-kurs/ (дата обращения 27.12.2015).

20.Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 721 c.

21. Савицкий В.М. Основы общей теории идиоматики. - М.: Гнозис, 2006. - 208 с.

22. Финансы и долги: Толковый словарь Всемирного банка. - М.: Весь мир, 1997. - 198 с.

23.Dictionary of Economic and Management Terms. Luxembourg: Office for Official Publication of the European Communities, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.