торов ранее ему не известных. На первый план выступает способность работать с большими объемами разного рода информации, уметь ее классифицировать, оценивать, рассматривать проблемные ситуации (задачи) с разных сторон, переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Так же большую роль в принятии решений в условиях неопределенности будет играть коммуникативность профессиональных отношений.
Исходя из вышеперечисленных видов деятельности можно сделать вывод, что система графического представления информации при проектно-технологическом типе организационной культуры должна иметь эмоциональную окраску для создания устойчивого мыслеобраза, минимальную степень абстракции, содержать большой объем транслируемых знаний, представлять объект или явление с разных сторон, способствовать развитию навыков анализа и синтеза, быть удобной для коммуникаций.
В завершении проделанного нами анализа необходимо отметить, что различные типы организационной культуры не заменяются одна на другую, а существуют одновременно, параллельно. Это дает нам возможность в процессе профессионального обучения использовать на определенных стадиях изучения теоретических и практических дисциплин наиболее эффективные функции графических средств представления информации или их сочетания (таблица 1).
Рассмотрев влияние исторических типов культур на филогенез знаковых систем в процессе профессионального обучения, изобразим графическое представление закона инвариантности и цикличности развития системы графических форм представления информации (рис. 1).
Вертикальная шкала иллюстрирует степень свернутости информации (степень абстрактности). Ранее в своей работе [2] мы выделены следующие интервалы уровней: « от 0 до 40 % -физический или жизненный уровень, от 40 до 80 % - модельный уровень, далее следует идеальный уровень мировоззрения.
Каждый уровень разбили на подуровни: отражение, накопление, сохранение, взаимодействие, оценка, научение, сравнение, применение, творчество, идеальное». Горизонтальная шкала -временная, с выделенными интервалами организационных типов культур.
1. Построенная нами цикличность развития системы графических форм представления информации иллюстрирует действие «обобщенного закона Геккеля», предложенного А.И. Су-бетто [3] и основанного на расширении биогенетического закона, выдвинутого во второй половине прошлого века Ф. Мюллером и Э. Геккелем (закон соотношения онтогенеза). По смыслу он прост: в онтогенезе повторяется филогенез (каждая особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида) или, в полном виде, «в онтосистемогенезе повторяется филосистемогенез».
2. Исторические организационные типы культур оказывают существенное влияние на систему графических форм представления информации и ее использование в образовательных целях.
3. Каждый тип организационной культуры имеет свой уровень абстрактности.
4. Из рассмотренной нами цикличности просматривается противоречие: современный проектно-технологический тип организационной культуры влияющий на эффективность образовательного процесса предполагает объективное снижение уровня абстрактности систем графических форм представления информации, что не совсем отвечает целям образования, в частности необходимости повышения фундаментальности образования (что требует высокого уровня абстрактности).
4. Возможными путями решения данного противоречия мы видим снижение негативного влияния уровня абстрактности за счет повышения индивидуализации графических форм представления информации на основе модальности восприятия.
Библиографический список
1. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование. - М., 2008.
2. Годлевская, Е.В. Стратификация графической формы представления технической информации по степени абстрактности // Вестник
Южно-Уральского ГУ. - 2013. - № 2. - Т. 5. - Сер. Образование. Педагогические науки.
3. Субетто, А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии (в форме постулатов). -
Тольятти, 1994.
Bibliography
1. Novikov, A.M. Postindustrialjnoe obrazovanie. - M., 2008.
2. Godlevskaya, E.V. Stratifikaciya graficheskoyj formih predstavleniya tekhnicheskoyj informacii po stepeni abstraktnosti // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo GU. - 2013. - № 2. - T. 5. - Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki.
3. Subetto, A.I. Manifest sistemogeneticheskogo i ciklicheskogo mirovozzreniya i Kreativnoyj Ontologii (v forme postulatov). - Toljyatti, 1994.
Статья поступила в редакцию 19.05.14
УДК 316.6/37.0
Litke S.G. THE ANALYSIS OF THE CONCEPT “SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE”. The socio-psychological competence as meta-competence is integrated and concentrated system of socio-psychological competencies that provides transformation of a person. The research is considered in the context of a competence-oriented paradigm of modern vocational education.
Key words: basics of the socio-psychological competence, formation of socio-psychological competence, modernization of education.
С.Г. Литке, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Челябинский гос. педагогический университет», г. Челябинск, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
Социально-психологическая компетентность как метакомпетенция - интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека рассматривается в контексте компетентностно-ориентированной парадигмы современного профессионального образования.
Ключевые слова: сущность социально-психологической компетентности, сформированность социально-психологической компетентности, модернизация образования.
Уровень социально-психологической компетентности (СП К) субъектов учреждений среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающих эффективность личностного, в том числе
профессионального развития, в полной мере определяет степень результативности последнего и поэтому становится предметом научных исследований.
Анализ любого понятия с методологической точки зрения предполагает в конечном результате сформированность системы, принципов, правил и нормативов познания и способов построения теории исследуемого понятия.
Проблема социально-психологической компетентности и определение оснований ее изучения актуальны в связи с насущными социально-психологическими задачами. Понятие компетентности стало одной из главных тем общественной мысли XXI столетия в сфере образования. В процессе модернизации образования термин «компетентность» вообще и термин «социально-психологическая компетентность» в частности может быть релевантным в виду интенсивных социальных изменений, которые приводят к тому, что идентичность и непрерывность личностного опыта - следствие проявления социально-психологической компетентности. Имеются методологические основания, акцентирующие понятие «социально-психологическая компетентность» в период модернизации образования. Как метапонятие «социально-психологическая компетентность» (СПК) охватывает онтологию и рефлексию, но одновременно с этим для научных исследований необходима конкретизация этого понятия, поскольку при анализе его содержания возникает ряд серьезных проблем. Поэтому нам представляется достаточно важным не только анализ содержания понятия «социально-психологическая компетентность» в рамках существующих исследовательских парадигм, но также и поиск его первоначального значения до того, как данная тема стала объектом исследования в прикладных проектах. Необходимо учитывать как диалектическую природу понятия «социально-психологическая компетентность», так и многозначность самого слова.
Проблемы возникают уже при попытке сопоставить происхождение термина с его смыслом.
Слово «компетентность» (competens) происходит от латинского, буквально означающий: «подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий». В русском языке «компетентность» идентично понятию «компетенция» - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав [1, с. 282].
Дефиниционный анализ понятий «компетентность» и «компетенция» определяет их соотношение как первичную и (соответственно) производную семантические категории. «Компетентность» представляет интериоризованную совокупность компетенций.
В настоящее время вопрос о сущности компетентности решен в науке достаточно неоднозначно. Колбасова Л.О. считает, что принципиальное отличие компетенции от компетентности состоит в том, что «компетенция представляет собой институциональное понятие, определяющее статус какого-либо лица, компетентность же, в свою очередь, является понятием функциональным» [2]. Зарубежные исследователи рассматривают компетентность как владение методами воздействия на среду, как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять задание; связывают ее с операциональным обеспечением отдельных действий в структуре деятельности), сводят профессиональную компетентность к знанию сферы действий применяемых методов (G.K. Britell, R.M. Jueger, W.E. Blank). В современном обществе понятия «компетенция» и «компетентность» приобрели широкое социальное наполнение. В контексте социологического аспекта компетенция рассматривается как статусная позиция личности, атрибут его профессиональной и социальной позиции внутри конкретного социального организма (профессиональной организации), это характеристика социальной роли, а не индивидуальности [3]. Однако, автор не учитывает тот факт, что «индивидуальность проявляется в любой форме активности, в том числе в компетентности» (В.В. Козлов).
Учитывая идеи модернизации современного профессионального образования в области компетентностно-ориентиро-ванной парадигмы, а также опираясь на опыт собственного проектирования условий реализации формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов среднего и высшего профессионального, мы будем понимать под социально-психологической компетентностью способность человека выявлять, анализировать и конструктивно решать психологические проблемы. Под социально-психологической компетентностью педагога нами понимается профессионально значимое личностное образование, которое возникает на основе синтеза теоретических и практических психологических знаний,
умений, навыков, обеспечивая готовность и возможность специалиста успешно реализовывать профессионально-педагогическую деятельность. Таким образом, психологическая компетентность должна стать базисной профессиональной характеристикой личности не только педагога, психолога или специалиста другого профиля, но и структурным элементом любой развитой и самоактуализирующейся личности.
Формирование компетенции понимается как формирование определенного круга знаний, умений, которыми следует владеть, а компетентность выступает как результат сформированности конкретных знаний и умений, то, чем человек уже достаточно хорошо владеет. Однако, по мнению А.С. Берберян, «компетенция не может сводится к знаниям или навыкам..., компетенция может быть рассмотрена как исключительная возможность установления связи между определенным знанием и ситуацией, либо . как способность найти и обнаружить процедуру (знание и действие), наиболее подходящую для проблемы» [3, с. 226].
В социально-психологическом аспекте компетенция - это осознанность целостности психической реальности, личностного стремления к организации самоактуализации и интегральному преобразованию мира в персональном, интерперсональном и трансперсональном формате.
Многими российскими исследователями под компетентностью понимается интегративная характеристика личности, представляющая собой целостную, системную совокупность качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности в определенных областях - так называемые компетенции, а также способность эффективно разрешать проблемные ситуации и задачи, возникающие во всех других сферах ее жизнедеятельности. Однако, в этом контексте теряется суть понятия, так как «совокупность качеств» - это личностные проявления или проявленные индивидуально-психологические особенности. Что же касается сущности (философская категория, отражающая внутренние глубинные связи, основу предмета) понятия «компетентность», то этот вопрос представляет собой серьезную теоретическую проблему выявления сущности компетентности вообще и социально-психологической компетентности в частности, а также научного обоснования данного понятия.
В философском контексте психологическая компетентность (от лат. competens - способный) - способность осознавать душевные проявления и постигать их суть. Именно развитая способность постигать сущее и есть метод познания этого сущего. В нашем понимании важно осознать, что стремление к развитию - это потребность Человека априори заложенная системой бытия, определяющая сущность человеческой природы.
При рассмотрении различных вариантов определения понятия «компетентность» нами получен перечень ключевых слов и словосочетаний: совокупность компетенций; подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий; форма властвования; соответствие способностей и умений субъекта осуществлять компетенцию; функциональное понятие; владение методами воздействия на среду; определенный круг знаний, умений; способность найти и обнаружить процедуру, наиболее подходящую для решения проблемы.
Методом последовательного усложнения формируем связанную иерархическую структуру ключевых словосочетаний, преобразуя ее в обобщенную структуру определения понятия «компетентность».
Компетентность субъекта (социальной системы) будет иметь место в случае:
• наличия субъекта (социальной системы);
• способности субъекта (социальной системы) определить и адекватно решить проблемы;
• владения субъектом (социальной системой) совокупностью компетенций, необходимых и достаточных для адекватного преобразования среды.
Обобщенное определение понятия «компетентность»: компетентность - владение субъектом (социальной системой) совокупностью компетенций, необходимых и достаточных для адекватного преобразования среды.
Исходя из анализа определений компетентности, выдвинем гипотезу, что явление компетентности субъекта (социальной системы) связано с сохранением возможности адекватного преобразования среды.
Примем данное утверждение в качестве начального шага познания сущности компетентности и проанализируем его с точки зрения философии.
Преобразование в философском контексте есть трансформация с возникновением новой сущности; «трансформация в благо», т.е. благой ход мировых процессов; реакция противоположных начал друг на друга; путь к тому, чтобы обычный «человек с улицы» стал совершенно мудрым; «великие превращения» именуемые как переходы человека в новое качество, знаменующие рубежи человеческой жизни: детство, взросление, старение, смерть; изменение личности адепта под воздействием буддистского учения [1].
Как известно, сохранение есть единство утверждения и отрицания.
Таким образом, сохранение возможности адекватного преобразования субъектом (социальной системой) среды тождественно владению субъектом (социальной системой) совокупностью необходимых и достаточных компетенций для этой возможности адекватного преобразования, то есть компетентности. Отрицание возможности преобразования среды субъектом (социальной системой) тождественно отрицанию самого субъекта (социальной системы) преобразования, то есть некомпетентности.
Самосохранение субъекта (социальной системы) преобразования означает его стремление к сохранению необходимых и достаточных компетенций для возможности адекватного са-мопреобразования. Способность систем к самосохранению заложена природой. Следовательно, самосохранение жизни приобретает двунаправленный характер:
• внутренний, определяющий самосохранение целостности субъекта (социальной системы) путем устойчивой взаимосвязи между его частями;
• внешней, обеспечивающей самосохранение целостности субъекта (социальной системы) путем развития его адаптационной системы.
В результате усложнения субъекта (социальной системы) повышается его (ее) зависимость от окружающего мира, что стимулирует формирование и развитие свойств и механизмов адаптации. Одним из таких механизмов является гомеостазис (от греч. о^ююотастк; от о^юю<; - одинаковый, подобный и сттастк; -стояние, неподвижность), который позволяет сохранять и поддерживать жизненно-важные параметры, постоянство своего внутреннего состояния, стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды [4, с. 19].
Инстинкты и биологическая значимость предметов окружающего мира играют в самосохранении живого организма важную роль. По мере развития органического мира самосохранение приобретает индивидуальную форму поведения. По своей сущности «некомпетентность» для живого организма -это неспособность сохранить гомеостазис, что приводит к опасности (возможности гибели).
Развитие сознания человека привели к возникновению качественно иного механизма самосохранения - рефлексивного.
Развивающееся «индивидуальное свободное сознание» (Козлов В.В.) позволяет человеку конструировать (реконструировать) временной континуум, удерживать в сознании интегральные системы текущего и будущего бытия.
Таким образом для человека сущность некомпетентности представляет собой форму осознания возможности собственной смерти и необходимости выработки рефлексивной реакции в форме обретения компетентности в вопросах самосохранения и сохранения той системы, с которой он себя идентифицирует. Сущность явления компетентности определяется исходя из того, что уровень компетентности оценивается человеком с учетом ее возможностей противодействовать некомпетентности.
По своей сущности компетентность - владение субъектом (социальной системой) совокупностью компетенций, необходимых и достаточных для адекватного преобразования среды с учетом способности субъекта (социальной системы) противодействовать некомпетентности. Компетентность всегда связана с некомпетентностью, всегда предметна и конкретна. Абстрактной и абсолютной компетентности не бывает. Пока человек не сформирует представление о некомпетентности, он не может адекватного сложить представления о компетентности. Для оценки компетентности необходимо уметь оценивать свою некомпетентность и свои возможности по ее трансформации.
В основе явления компетентности лежит способность систем к самосохранению, проявляемая в противодействии опасности и, как следствие, некомпетентности. Важно отметить, что изменения системы ее природной сущности, и даже отрицание ее текущей формы на определенном этапе развития естественно. Наоборот, противоестественно противодействие его естественному развитию. Хотя человек может рассматривать подобное противодействие как обеспечение безопасности посредством развития определенной компетентности.
В тоже время рост влияния человека и человечества на естественные процессы вызывает необходимость осознания границ компетентности человека в ходе возможного вмешательства в природные процессы, выход за которые определяет не только его некомпетентность, но и представляет опасность как для природы, так и для самого человека.
Усиление человеческого влияния на природные процессы по-новому ставит проблему взаимоотношений человека и природы. Еще большую актуальность приобретает вопрос познания сущности и законов социального развития: оптимистическая позиция основывается на признании способности человека познать и использовать сущность и законы развития социальных систем, пессимистическая позиция базируется на признании неспособности человека познать сущность и устройство интерперсонального пространства.
Однако человек не может не влиять на социальные процессы, в связи с чем необходимо минимизировать отрицательное влияние человека на социальную систему, ее защиту от субъективных решений и действий, приводящих к возрастанию опасности. Каким образом должны строится безопасные социальные системы, а также системы обеспечения безопасности? Ответ на этот вопрос человечество ищет давно, в основном методом проб и ошибок. При этом цена ошибок иногда измеряется тысячами и миллионами жизней людей, исчезновением государств, этносов, цивилизаций [5, с. 24].
В нашем понимании социально-психологическая компетентность - это, прежде всего, метакомпетентность, интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека, как минимум в следующих направлениях:
• самоактуализации;
• получение знаний о психической реальности и умению их применять;
• системной организации сознания, включающую, как минимум, следующие компоненты: образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность, ее особенности; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; особенности осознания жизненных целей и задач; представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств; осознание того, какие качества важно развивать у себя; представление о своем месте в социуме.
В дидактическом контексте социально-психологическая компетентность как совокупность компетенций позволяет структурировать и организовать процесс формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО. В формате профессиональных образовательных кластеров, используя вариативную часть образовательных программ, мы имеем возможность формировать социально-психологической компетентность.
Сформированность социально-психологической компетентности детерминирует метапозицию, метасистемный характер мышления и обеспечивает приближение:
• к высшему качеству развития человека - самоактуализации;
• к оптимизации уровня получения знаний о психической реальности и умению их применять;
• к системной организации сознания, включающую, выше перечисленные компоненты.
Вне сомнения личностное становление, развитие и Совершенствование определено не только институтом семьи, системой непрерывного дошкольного, общего, среднего, профессионального образования, но и определенными социально-экономическими, геополитическими, экзистенциально-философскими и др. условиями, в которых живет человек.
Библиографический список
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская АН; Российский фонд культуры. - М., 1996.
2. Колбасова, Л.О. Профессиональная компетентность (социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. -Чебоксары, 2009.
3. Берберян, А.С. Компетентностный подход к обучению в контексте гуманистической парадигмы высшего образования // Материалы IV-ой Международной науч. конф. - Ереван, 2013.
4. Китайская философия: энциклопедический словарь. 2009 [Э/р]. - Р/д: http://dic.academic.ru/dic.nsf/china_philosophy/438/ %D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%BE%D0%B1 %D1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
5. Жмеренецкий, В.Ф. Теория безопасности социальных систем: учеб. пособ. / В.Ф. Жмеренецкий, В.В. Летуновский, К.Д. Полулях. -М., 2010.
Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova // Rossiyjskaya AN; Rossiyjskiyj fond kuljturih. - M., 1996.
2. Kolbasova, L.O. Professionaljnaya kompetentnostj (socialjno-filosofskiyj analiz: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. - Cheboksarih, 2009.
3. Berberyan, A.S. Kompetentnostnihyj podkhod k obucheniyu v kontekste gumanisticheskoyj paradigmih vihsshego obrazovaniya // Materialih IV-oyj Mezhdunarodnoyj nauch. konf. - Erevan, 2013.
4. Kitayjskaya filosofiya: ehnciklopedicheskiyj slovarj. 2009 [Eh/r]. - R/d: http://dic.academic.ru/dic.nsf/china_philosophy/438/ %D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%BE%D0%B1 %D1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
5. Zhmereneckiyj, V.F. Teoriya bezopasnosti socialjnihkh sistem: ucheb. posob. / V.F. Zhmereneckiyj, V.V. Letunovskiyj, K.D. Polulyakh. -M., 2010.
Статья поступила в редакцию 19.05.14
УДК 355.237:796.06
Petrenko D.A. DEFINITION OF CONCEPT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE INSTRUCTOR PEDAGOGICAL STAFF FOR LAW-ENFORCEMENT BODIES OF RUSSIA. In the work structural components of professional competence and feature of formation of professional readiness for instructor pedagogical activity are analysed.
Key words: competence, pedagogical activity, instructor staff, vocational training, formation, preparation, teaching and educational process.
Д.А. Петренко, подполковник полиции, ст. преп. методист факультета заочного обучения и дополнительного профессионального образования ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь,
E-mail: petrenkodmitr@yandex. ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
В статье раскрываются структурные компоненты профессиональной компетентности и особенности формирования профессиональной готовности к инструкторско-педагогической деятельности.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, педагогическая деятельность, инструкторские кадры, профессиональное обучение, образование, подготовка, учебно-воспитательный процесс.
Реформирование системы МВД России предполагает коренное улучшение деятельности органов внутренних дел за счет приведение системы профессионального образования, обучения и подготовки сотрудников полиции в соответствие с требованиями Российских и международных образовательных стандартов. Формирование адекватной, проводимым социально-экономическим преобразованиям, системы подготовки кадров, требует выведение профессионального обучения на качественно новый уровень, на подготовку специалистов сориентированных не только на овладение «определённой совокупностью знаний», но и на развитие личности обучаемого и усвоение конкретных сфер профессиональной деятельности.
В настоящее время в России действует Федеральный закон «О полиции» (2011). Закон предусматривает переход на более высокий качественный уровень профессиональной подготовленности сотрудников полиции, которая выражается в их профессиональной компетентности в решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Наряду с общими задачами, стоящими перед сотрудниками полиции, в современных условиях сотрудникам правопорядка предстоит решать специальные задачи по противодействию терроризму, ксенофобии и экстремизму во всех его проявлениях. Президент Российской Федерации потребовал от руководителей силовых структур создания более эффективной системы безопасности, а также действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз. В последнее время остро встал вопрос о необхо-
димости подбора таких средств и методов в организации процесса профессионального образования, обучения и подготовки сотрудников ОВД, которые смогли бы обеспечить высокий уровень как служебно-боевой, так и морально-психологической подготовленности. В этих условиях основная задача современного профессионального образования заключается в формировании компетентного специалиста, готового к непрерывному саморазвитию и самообразованию [1]. Это в полной мере относится и к профессиональной компетентности сотрудников полиции в области физической культуры, формирование у них физической культуры личности в структуре которой, особое место занимает физическое самосовершенствование, обеспечивающее сотруднику многолетнюю профессионально-прикладную физическую подготовленность, теоретическую и методическую образованность, а, следовательно, самостоятельность и автономность в данной сфере деятельности [2].
Проведенный нами научно-теоретический анализ состояния системы физической подготовки в органах внутренних дел России позволил определить ряд существующих и за последнее десятилетие не решенных проблем. Одной из них выступает отсутствие научно-обоснованной педагогической системы профессионального обучения кадров, проводящих учебные занятия по профессиональной, служебной и физической подготовке с сотрудниками полиции территориальных органов внутренних дел. Как следствие этого, большинство современных научных теорий и концепций в области физической культуры не находят