Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на состав и структуру понятия "инженерно-технологическая культура"'

Факторы, влияющие на состав и структуру понятия "инженерно-технологическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ENGINEERING AND TECHNOLOGICAL CULTURE / КРИЗИС ИНЖЕНЕРНОЙ НАУКИ / CRISIS OF ENGINEERING SCIENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНЖЕНЕРА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF AN ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутикова М. И., Лабутин В. Б., Дзамыхов А. Х.

В статье приведены признаки кризиса инженерной науки. Статья затрагивает вопросы формирования структуры понятия «инженерно-технологическая культура» в условиях кризисной ситуации, сложившейся в сфере инженерного образования. Одним из значимых факторов кризиса современного техногенного общества является инженерно-техническая деятельность, которая оказывает деструктивное воздействие на биосферу и на человека. Инженерная деятельность на современном этапе развития требует системного подхода к решению сложных научно-технических задач с применением всего комплекса социальных, гуманитарных и технических и прочих дисциплин. Обозначены требования к специалисту инженерной отрасли. Авторы делают вывод о том, что овладение основами профессиональной инженерно-технологической культуры, понимание составляющих ее элементов, представления об основаниях и социокультурных смыслах инженерно-технологической культуры, позволит снизить негативные последствия инженерно-технической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутикова М. И., Лабутин В. Б., Дзамыхов А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE CONTENTS AND STRUCTURE OF A CONCEPT “ENGINEERING AND TECHNOLOGICAL CULTURE”

The article shows what signs of a crisis in the engineering science are. The article raises issues of forming of a structure of a term “engineering and technological culture” in a crisis situation in the field of engineering education. One of the significant factors of the crisis of the modern society is the man-made engineering and technical activities, which has a destructive impact on the biosphere and humanity. The present state of the development of engineering activities requires a systematic approach to solving complex scientific and technical problems with the use of the whole complex of social, human and technical, and other disciplines. The authors outline requirements for specialists in engineering industry. The authors conclude that mastering the basics of professional engineering and technological culture, understanding its constituent elements, basics and socio-cultural meanings of the engineering-technological culture will reduce the negative effects upon engineering activities.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на состав и структуру понятия "инженерно-технологическая культура"»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТАВ И СТРУКТУРУ ПОНЯТИЯ «ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье приведены признаки кризиса инженерной науки. Статья затрагивает вопросы формирования структуры понятия «инженерно-технологическая культура» в условиях кризисной ситуации, сложившейся в сфере инженерного образования. Одним из значимых факторов кризиса современного техногенного общества является инженерно-техническая деятельность, которая оказывает деструктивное воздействие на биосферу и на человека. Инженерная деятельность на современном этапе развития требует системного подхода к решению сложных научно-технических задач с применением всего комплекса социальных, гуманитарных и технических и прочих дисциплин. Обозначены требования к специалисту инженерной отрасли. Авторы делают вывод о том, что овладение основами профессиональной инженерно-технологической культуры, понимание составляющих ее элементов, представления об основаниях и социокультурных смыслах инженерно-технологической культуры, позволит снизить негативные последствия инженерно-технической деятельности.

Ключевые слова: инженерно-технологическая культура, кризис инженерной науки, профессиональная компетентность инженера.

На рубеже ХХ - XXI веков мировое сообщество столкнулось с проблемами, вызванными ускорением социокультурных процессов, многократным ростом многообразия искусственного мира человека, интенсификацией социокультурных коммуникаций. Все это сопровождается социальной напряженностью и нестабильностью, усугубляется экологическими и гуманитарными проблемами. Как кризисное оценивается состояние таких областей, как техника и технология, а также структура и содержание технического образования.

По всему миру наблюдается рост дефицита инженерно-технических кадров, что подтверждается в докладе ЮНЕСКО по инженерным наукам. При подготовке доклада приняты во внимание материалы исследований, проведенных в разных странах мира, предоставленных более чем 120 международными экспертами. В докладе констатируется: наблюдающаяся во всём мире нехватка инженеров представляет угрозу развитию общества. Спрос на эффективных инженеров повсеместно растёт. Даже, например, в такой высокоразвитой стране как Дания к 2020 году на рынке труда прогнозируется нехватка 14 000 инженеров. А в странах Африки южнее Сахары дефицит инженеров и техников составляет 2,5 миллиона [1, с. 211].

В этом же докладе отмечается, что среди молодёжи, в глобальном масштабе, падает популярность инженерных специальностей, снижается доля студентов технических университетов. Падение популярности объясняют тем, что инженерная деятельность ассоциируется с тяжелой и скучной работой, которая плохо оплачивается. Обращается особое внимание на проблемы, связанные с качеством подготовки инженеров. Сделан ключевой вывод о том, что инженерное образование нуждается в новых подходах.

Проблемы в сфере инженерного образования вызывают большую озабоченность во всём мире. В соответствии с упомянутым выше докладом ЮНЕСКО, многочисленными отечественными и зарубежными выступлениями и публикациями можно сделать вывод, о международном характере обозначенных проблем. Об их нарастающей актуальности по всему миру.

Одновременно со снижением популярности инженерных профессий, растут требования к уровню подготовки конкурентоспособного специалиста в области техники и технологий. Помимо суммы знаний и умений из различных отраслей науки и техники, как одно из важнейших качеств, которым должен обладать современный специалист в этой отрасли, отмечается высокий уровень инженерной культуры.

Различные грани феномена инженерно-технологической культуры или профессиональной культуры инженера были освещены с точки зрения таких отраслей науки как история и философии техники, информатика, эргономика, социология, психология, культурология и др.

Среди исследователей, посвятивших свои работы выявлению взаимосвязи развития общества и техники, а так же анализу динамики формирования инженерной деятельности, можно выделить В.П. Булатова, В.Г. Горохова, Л.Р Грэхема, В.М. Розина, В.П. Рыжова, Е.А. Шаповалова, П.К. Энгельмейера, Х. Ленка, К. Митчема, А. Хунинга.

Вопросы инженерного творчества рассматриваются в работах Г.С. Альтшуллера, А.Б. Попова, А.Л. Половинкина, А.Т. Шумилина, А.Ф. Эсаулова.

Вследствие уже отмеченных выше глобальных тенденций, особого внимания заслуживают работы, исследующие глобальные процессы, наблюдаемые в техносфере и влекущие за собой изменения требований к профессиональной культуре инженера

в числе прочего, с точки зрения отбора технологий, а также с позиций инженерной этики (работы В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, А. Печчеи).

На своей заре инженерная деятельность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления технических систем, а также инженерные исследования и проектирование [2; 3].

Современное состояние инженерии все чаще оценивается как кризисное. Названы четыре области такого кризиса: поглощение инженерии нетрадиционным проектированием, поглощение инженерии технологией, осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-инженерной картины мира [4, с. 107].

На пути преодоления кризиса на приоритетные позиции в настоящее время выходит социокультурный аспект техники. Причиной этому служит ряд факторов, которые, влияя на фундаментальные характеристики техногенной цивилизации, получают отражение в инженерно-технологической культуре.

В качестве первого фактора можно назвать высокую степень разнообразия и динамизма, имеющую место в сфере техники и технологии. Гораздо большее, чем в других профессиях, разнообразие специальностей стало особенностью инженерной профессии в наше время. Это и традиционные их виды - такие, как строительное дело, судостроение, машиностроение, приборостроение, металлургия, энергетика и мн. др., а также направления, которые появились сравнительно недавно, такие, как радиоэлектроника, лазерная техника, вычислительная техника, самолето- и ракетостроение и т. д.

Вторым фактором является глубокая взаимосвязь социальных преобразований и путей развития науки и техники. Людям требуется техника, полученная техника изменяет людей и, в числе прочего, порождает потребность в новой технике. Когда общество формулирует своеобразный заказ на те, или иные технические решения, для их реализации инженеры изобретают новые типы технических устройств, новые принципы их действия или возникают принципиально новые направления инженерной деятельности. Сами технические средства могут вызывать негативные или позитивные последствия их применения в зависимости от намерения людей, их использующих. Иначе говоря, от задач, решаемых с их помощью, от социального контекста, в котором они используются, а значит в определенной мере от ценностей, доминирующих в обществе.

Быстрое развитие техники привело к трансформации последней из своеобразного инструментария разрозненных средств воздействия человека на окружающую действительность в новую среду обитания - техносферу, характеризующуюся своими ритмами и стереотипами социокультурной жизни, языком, образными представлениями, и т. п. С понятием техносферы тесно связано понятие инфосферы. Инфосфера представляет собой приоритетную область техносферы и связана с теорией информации, занимающейся исследованиями с информационной точки зрения всех физико-химических, биофизических, астрофизических, социальных и других явлений и процессов. В современном мире информационная реальность может быть расценена как глобальный фактор социально-экономического развития. Формирование техносферы и инфосферы есть третий фактор, влияющий на структуру понятия инженерная культура.

Исходя из специфики современной техногенной цивилизации, можно сформулировать требования к инженерной деятельности:

1. Высокий динамизм производства, быстрое его обновление, появление новых видов инженерно-технической деятельности потребовали профессиональной мобильности, умения быстро переучиваться и приобретать новые знания, психической и физической устойчивости. Подтверждением этому может служить практика, сложившаяся во многих японских промышленных компаниях, которые отдают предпочтение при найме выпускников вузов, тем из кандидатов, которые в дополнение к специализированному образованию, имеют широкую общекультурную подготовку. Очевидно, что для компании важно, что может делать работник уже сегодня, однако, не меньшую ценность имеет его способность к дальнейшему обучению. От начинающих специалистов требуется не только «сиюминутная пригодность», а также и способность, адаптироваться к изменяющимся условиям.

2. Такие новые направления инженерной деятельности, как вычислительная техника, компьютерные технологии требуют от специалиста высокоразвитых умений отбирать и анализировать информацию, принимать на ее основе конструктивные решения.

3. Задача логической формализации и математического описания процессов требует от специалиста умения конкретизировать свое представление об объекте, строго организовывать относящуюся к нему информацию, выделять структуру и междуэлементные взаимосвязи, то есть системности построений. Следует принимать во внимание, что система как аналитический конструкт не является замкнутой, она может быть представлена как часть системы более высокого порядка, в конечном счете социальной. Отсюда следует необходимость социальной компетентности специалистов.

Эти требования во многом созвучны выводам, сделанным в результате исследования, проведенного в 2010 г. Тамбовским государственным техническим университетом (ФГБОУ ВПО ТГТУ) с привлечением представителей предприятий и организаций Тамбовской области, согласно которому, наиболее значимыми качествами личности специалиста инженерной отрасли промышленности являются: системное мышление; устойчивость внимания, восприятия, памяти; быстрое переключение между задачами; сохранение работоспособности в условиях умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; навыки оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления.

Таким образом, идеальная модель инженерной профессиональной деятельности в современных условиях должна сочетать в себе, с одной стороны, факторы оптимизации (экономичности, эффективности, надежности, и т. п.), а с другой стороны - социокультурные факторы использования технологии и техники в обществе.

Высокоразвитые технологии должны использоваться с предварительной оценкой позитивных и деструктивных последствий такого использования. Иными словами, речь идёт о совпадении социальной приемлемости и экономической целесообразности внедрения определенных технологий. То есть профессиональная культура формируется в ходе соотнесения целей, средств, результатов и последствий деятельности, осуществляемой в рамках отдельных технологических циклов.

Принимая во внимание обозначенные требования к деятельности инженера, рассмотрим взаимосвязь понятий профессиональная культура и профессиональная компетентность инженера.

Ещё в 1992 г. на всемирном конгрессе по инженерному образованию в Портсмуте были сформулированы требования к выпускнику инженерного вуза. Основной акцент был сделан на профессиональной компетентности, которая трактовалась как владение совокупностью знаний общепрофессионального и

Библиографический список

специального характера, отвечающих современному уровню, а также практическая подготовка.

Основными требованиями являются:

- профессиональная квалифицированность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности выпускника, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, определяемые образовательным стандартом по направлению или специальности);

- коммуникационная готовность (владение литературной и деловой письменной и устной речью на родном языке; владение, как минимум, одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков; умение разрабатывать техническую документацию и пользоваться ею, умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения, владение навыками управления профессиональной группой или коллективом);

- развитая способность к поиску новых подходов в решении профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение;

- устойчивое, осознанное, позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию;

- владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;

- понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники.

В данном документе достаточно точно и полно сформулированы требования к профессиональной компетентности инженера. Между тем по мнению Багдасарян [5, с. 32] «профессиональная компетентность является необходимым, хотя и недостаточным условием профессиональной культуры. Понятие профессиональной культуры включает не только технико-техническую рациональность инженерно-технической деятельности, но и соотнесенную с ней социокультурную компетентность, то есть осознание возрастающей взаимосвязанности и взаимозависимости системы «человек - техника - природа - социокультурная среда», понимание пределов и возможностей коэволюции».

Одним из значимых факторов кризиса современного техногенного общества является инженерно-техническая деятельность, которая оказывает деструктивное воздействие на биосферу и на человека. За сравнительно непродолжительную историю интенсивного воздействия человека на природу, сложившиеся подходы к решению инженерных задач закономерно привели к лавинообразному накоплению деструктивных последствий инженерно-технической деятельности. С другой стороны приходится констатировать снижение степени контроля человека над этим процессом. В совокупности это позволяет говорить об актуальности проблемы развития профессиональной инженерно-технологической культуры в т. ч. на этапе школьного образования.

Инженерная деятельность на современном этапе развития требует системного подхода к решению сложных научно-технических задач с применением всего комплекса социальных, гуманитарных и технических и прочих дисциплин. Овладение основами профессиональной инженерно-технологической культуры, понимание составляющих ее элементов, представления об основаниях и социокультурных смыслах инженерно-технологической культуры, позволит снизить негативные последствия инженерно-технической деятельности.

1. Первый Всемирный доклад ЮНЕСКО по инженерным наукам: нехватка инженеров - угроза развитию. UNESCO.ORG. Франция, 2010. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189753e.pdf

2. Воронина Т.П. Перспективы образования в информационном обществе. Философия образования. Москва, 1996.

3. Садовничий В.А. Университетское образование: вызов времени и выбор университета. Философия образования. Москва, 1996.

4. Молоткова Н.В. Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания: монография. Тамбов, 2010.

5. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. Москва, 1998.

References

1. Pervyj Vsemirnyj doklad YuNESKO po inzhenernym naukam: nehvatka inzhenerov - ugroza razvitiyu. UNESCO.ORG. Franciya, 2010. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189753e.pdf

2. Voronina T.P. Perspektivy obrazovaniya v informacionnom obschestve. Filosofiya obrazovaniya. Moskva, 1996.

3. Sadovnichij V.A. Universitetskoe obrazovanie: vyzov vremeni i vybor universiteta. Filosofiya obrazovaniya. Moskva, 1996.

4. Molotkova N.V. Proektirovanie sistemy formirovaniya professional'noj kul'tury inzhenera sredstvami fizicheskogo vospitaniya: monografiya. Tambov, 2010.

5. Bagdasar'yan N.G. Professional'naya kul'tura inzhenera: mehanizmy osvoeniya. Moskva, 1998.

Статья поступила в редакцию 28.05.16

УДК 378.02.372.8

Yuzhaninova E.E., senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF A COMPETENCE APPROACH. The article deals with methods to form one of the key competences in education: an ability to self-organize and self-educate yourself. In the context of a competence approach students' individual work has a new specific feature. The article discusses relationship of such concepts as self-education, self-organization and self-study. It has been shown that the development of skills of self-organization includes the following components: to set educational tasks by oneself, to see problems independently from a teacher, to systematize the obtained knowledge, to make a plan, to compare, simulate, add, critical process, to choose convenient forms, etc.

Key words: self-organization, self-education, independence, competence.

Е.Е. Южанинова, доцент Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Данная статья посвящена формированию одной из ключевых общекультурных компетенций: способности к самоорганизации и самообразованию. В условиях компетентностного подхода самостоятельная работа студентов приобретает новую специфику. В статье рассматривается взаимосвязь таких понятий как самообразование, самоорганизация и самостоятельная работа. Показано, что развитие навыков самоорганизации включает в себя следующие компоненты: самостоятельно ставить перед собой задачу, видеть проблемы; систематизировать получаемые знания; составлять план, сравнивать, моделировать, добавлять, критически перерабатывать, представлять в удобной для себя форме и другие.

Ключевые слова: самоорганизация, самообразование, самостоятельность, компетентность.

Образовательные стандарты нового поколения в системе высшего образования меняют подход к формированию профессиональных качеств будущих специалистов. Происходит переход от формирования знаний, умений и навыков к формированию определённых компетенций необходимых специалисту в его будущей деятельности.

Разделение компетенций будущих специалистов на общекультурные и профессиональные отражает ряд специфических особенностей данных компетенций.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности.

Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

• они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;

• они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реа-лизовываться.

Одной из ключевых компетенций выпускника ВУЗа является способность к самоорганизации и самообразованию. Необходимо рассматривать обучение студентов не как процесс передачи и переработки информации, а как процесс создания условий для саморазвития личности в ходе обучения. Студенческий возраст соответствует максимуму психического развития человека, в этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает преобладать абстрактное мышление, формируется обобщённая картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями реальности.

Важную способность должен приобрести студент в ВУЗе -способность учиться, но ещё важнее способность самостоятельно добывать знания, самостоятельно организовывать свою деятельность для достижения поставленных целей.

Самообразование - это «система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью [1, с. 32]

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы,

самостоятельно работать над собственным самосовершенствованием» [2, с. 117].

Самообразование позволяет решить ряд задач в процессе образования личности:

• приобретение и накопление новых знаний;

• ликвидация пробелов в уже имеющихся знаниях, т. е. преодоление недостатков полученного ранее образования;

• развитие мышления, памяти, речи, способности к рефлексии;

• формирование обобщённой картины мира и понимания своего места в этом мире;

• развитие творческих способностей и др.

Развитие способности к самообразованию невозможно отделять от ещё одной общекультурной компетенции, к сожалению отсутствующей в последних стандартах, как общекультурная - это способность владеть методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Данная компетенция является базовой для самообразования и уровень её сформированности - важный показатель способности к самообразованию.

Таким образом, показателями способности к самообразованию могут быть:

• высокая степень познавательной активности, стремление к саморазвитию, преобладание широкого кругозора;

• стремление к достижению высоких целей, получения высокой оценки своей самообразовательной деятельности;

• уверенная работа с различными видами информационных источников, их поиск и анализ;

• развитие умения организации, планирования и саморегуляции самостоятельной деятельности;

• адекватная оценка и самооценка самообразовательной деятельности, стремление к профессиональному росту;

Под самоорганизацией учебной деятельности студента понимается сознательная работа обучаемого с целью саморегулирования и организации своей учебной работы.

Компетенции самоорганизации учебной деятельности -способности студента рационально организовывать и поэтапно выполнять свою учебную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности учебной работы и совершенствования процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.