СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Н Т.Д. Тропина, Н.В. Скоробогатова
Аннотация. В статье представлен анализ состояния социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня в сравнении с их сверстниками, имеющими нормальный уровень развития (НУР) речи. Внимание уделено изучению тех качеств личностной, эмоциональной сферы у обучающихся первых классов с ОНР и НУР, которые могут оказывать негативное влияние на успешную адаптацию детей в школе.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), дети старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем развития (НУР), обучающиеся первых классов с ОНР, обучающиеся первых классов с НУР, социально-психологическая готовность к обучению в школе.
Summary. The article analyzes the social and psychological readiness to teach over-fives with general speech underdevelopment (GSU) of the 3rd level in comparison with their peers with normal level of speech development (NLSD). The authors pay special attention to those qualities of the personality sphere and the emotional sphere of first-graders with GSU and NLSD, which may negatively influence the process of a child's adaptation to school.
Keywords: over-fives with general speech underdevelopment, over-fives with normal level of speech development, first-graders with general speech underdevelopment, first-graders with normal level of speech, social and psychological readiness for schooling.
109
Социально-психологическая готовность к обучению в школе является одним из значимых аспектов психологической готовности, которая включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, ему необходимо обладать достаточно гибкими
способами взаимоотношений с другими детьми [1].
В работе мы опирались на теоретико-методологические труды специалистов в области изучения речи и ее нарушений (А.Н. Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т. Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.); в области психодиагностики нарушений развития у детей (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.И. Лубовский,
110
У.В. Ульенкова и др.) и психологической коррекции (Г.С. Абрамова, И.Ю. Левченко и др.); концепции, отражающие роль формирования социальной, личностной и эмоциональной сфер дошкольников как важного фактора готовности детей к школьному обучению (Б.Н. Алмазов, Я.Л. Коло-минский, М.В. Корепанова, Е.Е. Кравцова, А.И. Липкина, Т.Д. Репина, В.В. Столин); основополагающие работы о возрастных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, М.В. Корепанова, Я.З. Неве-рович, Л.Ф. Обухова, Г.А. Урунтаева и др.). Прикладные исследования готовности к обучению в школе детей с ОНР (Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Е.А. Флерина, Г.В. Чир-кина и др.).
Несмотря на многообразие научных трудов и большой интерес к этой проблеме, исследований, направленных на изучение социально-психологической готовности детей указанной категории и особенностей коррекци-онно-развивающей работы с ними в детском саду комбинированного вида, недостаточно.
С целью определения состояния социально-психологической готовности было проведено исследование, в котором были задействованы дети старшего дошкольного возраста и учащиеся первых классов с ОНР и с нормальным уровнем развития (НУР). Участие в эксперименте, который проходил в 2011-2013 гг., приняли 186 детей ХМАО-Югры. Из них: 25 детей старшего дошкольного возраста с ОНР и 25 детей старшего дошкольного возраста с НУР, а также 136 обучающихся первых классов: 68 обучающихся с ОНР и 68 обучающихся с НУР.
Для выявления трудностей социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР нами были использованы методики, описание которых представлено ниже.
Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман) [2; 3] предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений, помогает прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Результаты исследования показали, что благоприятная семейная обстановка наблюдается в рисунках более половины детей с НУР, а у 13 (52%) детей с ОНР преобладает ее низкий уровень. Высокий уровень тревожности выявлен у 5 (20%) детей с ОНР, в группе нормально развивающихся сверстников высокого уровня тревожности выявлено не было. Конфликтность в семье отражена у 5 (20%) детей с ОНР, в то время как в группе детей с НУР высокого уровня таких проявлений не было. У 1 (4%) ребенка с ОНР представлен рисунок, показатели которого указывают на высокий уровень проявления чувства неполноценности, у 3 (12%) детей - средний его уровень, подавляющее большинство 24 (96%) детей с НУР продемонстрировали в рисунках низкий уровень данного чувства. Враждебность в семейной ситуации проявилась в рисунках 22 (88%) детей с ОНР, у детей с НУР все дети продемонстрировали низкий уровень данного показателя.
С целью выявления характера межличностных отношений использовали социометрию (метод вербаль-
ных выборов) [4]. В группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР 4 ребенка (16%) являются «популярными», 8 детей (32%) - «предпочитаемыми», большинство испытуемых 11 детей (44%) являются «игнорируемыми» и только 2 ребенка (8%) находятся в статусе «отвергаемых». В группе детей старшего дошкольного возраста с НУР по сравнению с группой детей с ОНР больше «популярных» -7 детей (28%), «предпочитаемых» -7 (28%), «игнорируемых» - 10 детей (40%), и «отвергаемых» - только 1 ребенок (4%). Согласно результатам исследования, показатель удовлетворенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР своими отношениями со сверстниками равен 48% и определяется как средний. Показатель удовлетворенности детей старшего дошкольного возраста с НУР своими отношениями со сверстниками равен 75% и определяется как высокий. Группу детей старшего дошкольного возраста с ОНР можно считать менее благополучной в сравнении с группой детей старшего дошкольного возраста с НУР в связи с тем, что коэффициент изолированности равен 8%, а в группе детей с НУР коэффициент изолированности равен только 4%.
Для изучения коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперация), использовали методику «Рукавички» (Г.А. Цукерман) [4]. Из группы детей с ОНР на высоком уровне выполнили работу 8 человек (32%). На среднем уровне справились с работой 8 детей (32%) с ОНР и 4 детей (16%) с НУР, при этом сходство частичное - отдельные признаки совпадают, но имеются и заметные различия; на низком уровне работу выпол-
нили 6 детей (24%) с НУР и 9 детей (36%) с ОНР, в их узорах преобладают различия или вообще нет сходства, дети не пытались договориться, каждый настаивал на своем. В группе детей с НУР 15 детей (60%) выполнили работу на высоком уровне, рукавички украшены одинаковым узором или очень похожим узором. Дети активно обсуждали возможный узор, пришли к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивали способы действия, следили за реализацией принятого замысла.
Для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди, и как соотносятся эти представления между собой, была использована методика «Лесенка» (В.Г. Щур). Нами изучалась только самооценка ребенка в качестве общего отношения к себе. В результате 14 детей (56%) с ОНР и 11 детей (44%) с НУР имеют завышенную самооценку, объясняя при этом свой выбор тем, что они хорошие; адекватную самооценку проявили 11 детей (44%) с НУР и 7 детей (28%) с ОНР, ссылаясь при этом на объяснение своих поступков, действий. Заниженную самооценку продемонстрировали 3 детей (12%) с НУР и 4 детей (16%) с ОНР, объясняя свой выбор тем, что так считает мама, или не объясняя выбор. Выбор нижних ступенек свидетельствует об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это является серьезным нарушением структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальному поведению у детей.
Для выявления нарушений (высокого уровня тревожности) в сфере межличностных отношений «ребе-
111
нок-ребенок», «ребенок-взрослый» использовали детский тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [5]. На основании полученных данных вычислили индекс тревожности (ИТ) ребенка: высокий уровень выявлен у 13 детей (52%) с ОНР и у 3 (12%) детей с НУР; средний уровень тревожности - у 11 детей (44%) с ОНР, у 22 (88%) ребенка с НУР; низкий уровень тревожности - у 1 ребенка (4%) с ОНР, в группе сверстников с НУР низкий уровень не обнаружен. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Источником тревожности у 14 детей (56%) дошкольного возраста с ОНР являются отношения «ребенок-ребенок», у 11 (44%) детей - «ребенок-взрослый». У 9 (36%) детей дошкольного возраста с НУР источником тревожности являются отношения «ребенок-ребенок», у 7 (28%) детей -«ребенок-взрослый».
111 Для выявления нарушений разви-
112 тия системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций использовали проективную методику личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориен-таций «Домики» (О.А. Орехова) [6]. У 16 детей (64%) с ОНР нарушен базовый комфорт; у 12 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (48%) нарушен личностный рост; межличностные отношения у 13 детей (54%) с ОНР развиты недостаточно; потенциальная агрессия наблюдается у 16 детей (66%) с ОНР; негативное отношение к себе у 8 детей (33%) с ОНР; испытывают затруднения в установлении контактов с педагогом 10 детей
(40%), со сверстниками - 5 человек (20%), в семье - 6 человек (24%). Среди детей старшего дошкольного возраста с НУР у 8 человек (33%) нарушен базовый комфорт, у 11 человек (46%) нарушен личностный рост; межличностные отношения развиты недостаточно у 8 человек (33%); потенциальная агрессия наблюдается у 8 человек (33%); негативное отношение к себе - у 4 детей (16%) с НУР; испытывают затруднения в установлении контактов с педагогом 8 детей (33%), со сверстниками - 3 ребенка (12%), в семье - 4 ребенка старшего дошкольного возраста с НУР (16%). Итак, дети старшего дошкольного возраста с ОНР испытывают большие трудности при установлении межличностных взаимоотношений, контактов со сверстниками, с членами семьи, потенциальную агрессию в сравнении с детьми старшего дошкольного возраста НУР.
В связи с этим можно констатировать тот факт, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявленные нарушения личностной, эмоциональной сферы могут негативно влиять на успешную адаптацию к школе. Адаптация у детей «группы риска» к школе может проходить труднее и длительнее, чем у детей с НУР. С началом обучения в школе у значительной части детей данной категории могут возникать специфические реакции: страхи, срывы, заторможенность, истерические реакции. Трудности в обучении, неуспехи ослабляют интерес к учебе. Чтобы ребенок с ОНР имел высокий уровень готовности к школе, необходимо сделать акцент именно на развитие тех качеств, которые влияют на формирование социально-психо-
логической готовности и включают в себя умения: слушать речь, объяснения, ответы товарищей; умение действовать в соответствии с правилами; производить действия в соответствии с образцом; работать в группе; вступать в контакт со своими сверстниками и взрослыми; строить доверительные и конструктивные отношения; понимать эмоциональные состояния других и свои собственные, правильно на них реагировать и многое другое.
Кроме детей дошкольного возраста, нами была предпринята попытка оценить состояние социально-психологической готовности к обучению в школе у детей уже обучающихся в первом классе. В целом, анализ результатов обследования обучающихся первых классов показал, что у детей с ОНР имеющиеся нарушения речи оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, а также способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, негативизма, чувства неполноценности и др.), что негативно сказывается на их успешной адаптации к новым социальным условиям, то есть к обучению в школе.
Таким образом, все перечисленные выше особенности в развитии детей с ОНР спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов и психологов специально организованной коррекционно-развивающей работы и улучшения подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уварова Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: Автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.10. - Самара, 2000.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисунчатые пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Детский практический психолог. - М., 1994. - № 1. - С. 30-31.
3. Кинетический рисунок семьи // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева,
B.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -
C. 206-221.
4. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: Практическое пособие - М.: Владос, 2001.
5. Абдурасулова Т.Д. Диагностика формирования психологических предпосылок готовности к школе детей 4-5 лет: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. 19.00.07. - М., 1997.
6. Орехова O.A. Методика «Домики»: Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка. - СПб.: Изд-во «ИМА-ТОН», 2007. - 104 с.
7. Канунникова Е.О. Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста: на примере детей с общим недоразвитием речи]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Курск, 2007. - 193 с.
8. Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. - М., 1993.
9. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. 19.00.10. - М., 1985.
10. Михайлова М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: Дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. - СПб., 2002.
11. Нижегородцева Н.В. Системогенетиче-ский анализ готовности к обучению: монография. - Ярославль, 2004.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. ■