УДК 376.3
Судакова Валентина Евгеньевна
Sudakova Valentina Evgenyevna
старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики
Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова [email protected]
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Senior lecturer of the Pre-school Education Science Department, Ulyanovsk State Pedagogical University [email protected]
DIAGNOSIS OF REASONING SPEECH DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию речевых умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проведенное исследование позволило определить лексикограмматические и структурно-композиционные особенности построения дошкольниками текстов-рассуждений. Полученные результаты имеют большое значение для совершенствования методики развития речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Ключевые слова:
речь-рассуждение, диагностика, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, уровни речевого развития.
Summary:
The article carries out a research of speech activity of pre-school age children with general speech underdevelopment of the 3d level. The undertaken study defines lexical-grammatical and structural-compositional features of children’s speech building. The research results are relevant for improvement of the methodology for developing the speech of the children with general speech underdevelopment of the 3d level.
Keywords:
reasoning speech, diagnosis, pre-school age children (over-fives), general speech underdevelopment, levels of speech development.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одной из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи (далее - ОНР) 3 уровня, при которой отмечаются нарушениях во всех компонентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи [1, с.14]. Вследствие этого у детей с этим видом нарушения речевого развития имеются существенные недостатки в составлении связных монологических высказываний - описаний, повествований и рассуждений.
В работах Р.Е. Левиной [2], Т.Б. Филичевой [3], В.К. Воробьевой [4] указывается, что к одной из главных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР 3 уровня, относится формирование навыков связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Ведь известно, что успешность обучения детей в школе обусловлена достаточно развитыми навыками монологического высказывания. В особенности рассуждения, так как при познании различных областей науки в процессе школьного обучения от ребенка требуется объяснять, доказывать и рассуждать.
Необходимо отметить, что в работах, посвященных речевому развитию детей с ОНР 3 уровня, особое внимание уделяется формированию умений построения текстов-описаний и повествований. Элементы обучения старших дошкольников с данным речевым нарушением объяснительной (доказательной) речи встречаются в работах Т.Б. Филичевой в соавторстве с Г.В. Чиркиной [5], В.К. Воробьевой [6] и др. Но целостной методики обучения речи-рассуждению детей с ОНР 3 уровня не разработано, так как считается, что это - один из сложных видов связной монологической речи даже при норме речевого развития, основанный на операциях логического мышления.
Данное предположение достаточно спорное. В исследованиях Л.А. Венгера [7] доказано, что к 6 годам дети пытаются строить рассуждения об объектах и явлениях окружающего их мира, основываясь на мыслительных операциях анализа и синтеза, а не только на основе фактов заученной аргументации. Наблюдения за старшими дошкольниками показывают, что дети в этом возрасте способны понять причинность окружающего мира и достаточно правильно
объяснить ее на основе наглядно-действенного мышления, опираясь на накопленную сумму знаний об окружающем.
Значимость и актуальность проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речи-рассуждению обусловлена тем, что данный тип речи является основой интеллектуально-познавательного развития ребенка, способствующий осознанному усвоению знаний, которое обеспечивает более успешное обучение в школе и преодоление возникновения вторичных дефектов. Поэтому целью исследования явилась разработка педагогических условий обучения речи-рассуждению старших дошкольников с данной речевой патологией.
Для определения педагогических условий вначале необходимо было изучить особенности владения речью-рассуждением у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Поэтому целью первого этапа исследования была разработка и апробация диагностики данного вида речи у детей. Описание проведенной работы представлено в данной статье.
Разработанная в рамках исследования процедура диагностики включала серию специальных заданий, целью которых было изучение особенностей речевых навыков составления текстов-рассуждений. Диагностика содержала 3 серии заданий: беседа о временах годах, объяснение правил любимой игры, решение проблемных задач. Данные задания были заимствованы из работ А.З. Зака [8] и Н.В. Семеновой [9] и адаптированы с учетом особенностей речевого нарушения и возраста детей.
Для определения уровня развития речи-рассуждения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня были определены критерии, качественно и количественно характеризующие содержательную и структурную составляющие данного вида текста, разработанные в исследованиях О.С. Ушаковой [10]. К данным критериям относились следующие:
- целостность высказывания, то есть наличие главной мысли и соответствие ей микротем высказывания;
- содержательность высказывания, то есть наличие умения раскрыть существенные характеристики объекта и причинно-следственные связи при рассуждении, приводить логичные аргументы;
- структурность высказывания, то есть наличие при построении рассуждения всех частей: тезис - доказательство - вывод; последовательность изложения;
- связность высказывания, то есть использование способов связи смысловых частей (подчинительных союзов, вводно-модальных слов и т.д.) и между отдельными предложениями (цепная, параллельная связь);
- самостоятельность высказывания, то есть построение высказывания без помощи взрослого.
После определения направлений, заданий диагностики и критериев оценивания было
проведено экспериментальное исследование с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
3 уровня в количестве 60 человек.
Первое задание - беседа о времени года - предполагало, что ребенку в индивидуальном порядке предлагалось ответить на такие вопросы: «Какое сейчас время года?», «Почему ты думаешь, что именно такое время года? Докажи, объясни». При возникновении затруднений экспериментатор предъявлял ребенку картинку, с соответствующим временем года, просил внимательно ее рассмотреть, задавал уточняющие вопросы: «Что нарисовано?», «Какое солнышко на картинке?» «Как выглядят деревья?» и другие. После этого снова задавался вопрос, требующий доказательства, названного ребенком времени года.
Далее ребенку предлагалось следующее задание - объяснение правил любимой игры. Задание предполагало следующее: подумать и рассказать о любимой игре, постараться объяснить ее правила и аргументировать свой выбор. Данное задание было прототипом предыдущего, но более усложненным, так как не предусматривало предъявления наглядности, требовало оформления суждения или доказательства по памяти с опорой на личный опыт.
При выполнении этого задания в случаях затруднения ребенку задавались вспомогательные вопросы: «Как называется твоя любимая игра?», «Сколько человек может играть в игру?», «Какие роли есть в твоей игре?», «Какие правила игры?», «Почему в игре такие правила?», «Чем заканчивается игра?». Вопросы задавались в представленном порядке, так как ребенок, испытывающий трудности при объяснении правил и их аргументации, постепенно восстанавливал в памяти процесс игры и эмоциональные переживания, связанные с ним, что способствовало увеличению количества приводимых аргументов.
После проведения этого задания ребенку предлагалось решение проблемных задач. Суть первой задачи заключалась в следующем: в индивидуальной беседе дошкольнику предлагалось рассмотреть карточки с изображением этапов рисования кораблика. Карточки предъявлялись в неправильном порядке, то есть с нарушением последовательности этапов рисования. После рассмотрения ребенок должен был расположить их в правильном порядке и объяснить,
доказать, почему он их так расположил. Если ребенок затруднялся выполнить задание, то ему предъявлялся готовый рисунок с этапами построения на одной карточке, как ориентир выполнения задания. Данная проблемная ситуация была названа «Кораблик».
Далее ребенку предлагалась следующая проблемная задача - «Нелепицы». Суть данной задачи заключалась в том, что предъявлялась картинка, содержащая определенные нелепые неточности, не соответствующие действительности.
После проведения диагностической процедуры на основе анализа детских высказываний и с учетом выделенных критериев было определено 4 уровня развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
1 уровень - высокий, который характеризуется тем, что рассуждение выстроено логично, прослеживается главная мысль, представленная тезисом и подбором аргументов. Тема полностью раскрыта. Доказательная часть имеет несколько логичных аргументов (3-5). Структура рассуждения представлена полностью, тремя частями: тезис - доказательство - вывод. Лексико-грамматическое оформление рассуждения отвечает правилам: используются различные средства связи, вводно-модальные («во-первых», «во-вторых» и другие) и сложноподчинительные союзы («потому что», «так как»). Рассуждение составлено самостоятельно и имеет в общей сложности от 7-10 предложений.
2 уровень - средний. Рассуждение частично раскрывает тему, приводится 2-3 логичных аргумента, основанных на очевидных и хорошо знакомых связях. Структура рассуждения может быть неполная, представленная только доказательной частью, чаще отсутствует вывод. Основным средством связи является местоименная и формальная. Водно-модальные отсутствуют. Большинство предложений носят простой характер, распространенные сложноподчиненные предложения практически отсутствуют. В рассуждении используется союз «потому что», но не в составе сложноподчиненного предложения. При составлении рассуждения ребенок пользуется помощью взрослого.
3 уровень - ниже среднего. Тема рассуждения не раскрыта, главная мысль не прослеживается. Рассуждение представляет собой ответ на вопрос «Почему?», начинающийся с союза «потому что». Содержание рассуждения представлено 1-2 аргументами, которые не всегда отражают логику и существенные связи. При построении предложений не используются вводномодальные и сложноподчиненные предложения. Отмечаются грубые ошибки в грамматическом оформлении предложении: пропуск предлогов, союзов, неправильное согласование прилагательных и существительных. Рассуждение строиться по вспомогательным вопросам взрослого.
4 уровень - низкий. Рассуждение представляет набор отдельных несущественных аргументов, которые представлены в речи в качестве фраз, а не предложений. Структуры не наблюдается. Лексико-грамматическое оформление не правильное: не используются вводно-модальные и сложноподчинительные союзы. При ответе на вопрос «Почему?», опускается союз «потому что». Объем рассуждения составляет 1-2 предложения-фразы. Вспомогательные вопросы взрослого не оказывают влияния на содержание и структурное оформление.
Количественная характеристика результатов представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели развития речи-рассуждения по результатам констатирующего эксперимента
Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
% кол-во % кол-во
высокий - - - -
средний 10 3 7 2
ниже среднего 57 17 73 22
низкий 33 10 20 6
итого: 100 30 100 30
Таким образом, анализ результатов показал, что большинство старших дошкольников с ОНР 3 уровня владеют речью-рассуждением на уровне ниже среднего, что выражается в следующих особенностях: в неполном оформлении структуры текста (пропуске частей), малом количестве аргументов (1 или 2 аргумента), в отсутствии сложноподчиненных предложений, в опускании вводно-модальных слов и подчинительных союзов. Необходимо отметить, что уровень понимания речевой ситуации у данных детей выше, чем уровень развития речевых умений, о чем свидетельствует использование показа действий при объяснении или доказательстве в ходе выполнений заданий.
По поведению детей в ситуации, требующей от них рассуждения, очевидно, что они стремятся рассуждать, но у них недостаточно развиты навыки построения данного типа высказывания, его речевого оформления.
Результаты, полученные в процессе диагностики очень важны, так как позволяют раскрыть речевые умения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в составлении рассуждений и подтвердить возможность обучения данному виду речи. Полученные данные являются основой для разработки эффективной системы обучения речи-рассуждению старших дошкольников с данным речевым нарушением.
Ссылки:
1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2010.
2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды. М., 2005.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М., 2008.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Указ. соч.
6. Воробьева В.К. Указ. соч.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1994.
8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М., 1996.
9. Семенова Н. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
10. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
References (transliterated):
1. Filicheva T.B., Tumanova T.V., Chirkina G.V. Vospitanie i obuchenie detey doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazviti-em rechi. Programmno-metodicheskie rekomendatsii. M., 2010.
2. Levina R.E. Narusheniya rechi i pis'ma: izbrannie trudy. M., 2005.
3. Filicheva T.B., Chirkina G.V. Ustranenie obshchego nedorazvitiya rechi u detey doshkol'nogo vozrasta: prakt. posobie. M., 2008.
4. Vorob'eva V.K. Metodika razvitiya svyaznoy rechi u detey s sistemnym nedorazvitiem rechi. M., 2009.
5. Filicheva T.B., Chirkina G.V. Op. cit.
6. Vorob'eva V.K. Op. cit.
7. Venger L.A., Venger A.L. Domashnyaya shkola myshleniya. M., 1994.
8. Zak A.Z. Razvitie intellektual'nykh sposobnostey u detey 6-7 let. M., 1996.
9. Semenova N. V. Obuchenie vyskazyvaniyam tipa rassuzhdeniy detey sed'mogo goda zhizni: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2001.
10. Ushakova O.S. Metodika razvitiya rechi detey doshkol'nogo vozrasta. M., 2004.