III. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
УДК 159.9
© И.А. Васильева СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Статья посвящена изучению социально-психологической адаптации сотрудников ОВД, участвовавших в вооруженных конфликтах в Северо-Кавказском регионе. Рассматриваются взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания с копинг-поведением и социально-психологической адаптацией.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, эмоциональное выгорание, копинг-поведение, сотрудники ОВД.
I.A.Vasileva THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF POLICE DEPENDING ON INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES
The article is devoted to the social and psychological adaptation of OVD workers who have taken part in the military conflicts in the North-Caucasian region. The interrelations of the symptoms of emotional burning with coping behavior and social and psychological adaptation are considered.
Keywords: social and psychological adaptation, emotional burning, coping behavior, OVD workers.
В последнее время актуальной проблемой является профессиональная деформация личности. В любой деятельности становится важным не только качество выполняемой работы, но и человеческий фактор. Люди, работающие в системе ОВД, подвержены в первую очередь профессиональной деформации, поскольку постоянно взаимодействуют с разной категорией людей, совершающих противоправные действия, ведущих антисоциальный образ жизни, а также участвуют в различных контртеррористических операциях, связанных с риском для жизни. В настоящее время достаточно хорошо изучены психологические качества сотрудников ОВД, обеспечивающие их психологическую готовность к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций (Г.С. Дунин, В.Ю. Рыбников, Ю.Н. Голованов). Однако практически не исследовались социально-психологические проблемы и психологические особенности личности сотрудников ОВД после нахождения в командировке в Северо-Кавказском регионе. Эти данные важны для организации целенаправленной психокор-рекционой и психотерапевтической помощи сотрудникам ОВД [2, с. 4-6].
Выполнение войсками служебно-боевых задач в последнее время характеризуется повыше-
нием экстремальности их условий, все большим воздействием на психику военнослужащих факторов, которые в специальной литературе получили название "психогенные", то есть вызывающие расстройства психической деятельности. Боевые действия войск по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики являются наглядным примером деятельности военнослужащих в условиях максимальной психической нагрузки и, как следствие, высокой опасности нервно-психических расстройств и нарушений психической деятельности личности. Сама по себе ситуация войны является противоестественной природе человека, поэтому оказавшимся в ее условиях людям приходится вступать в противоречие с самой природой. Данное противоестественное состояние в наибольшей степени сказывается на психике как универсальном инструменте, регулирующем отношения человека с окружающей средой. Чем интенсивнее выраженность стрессогенных воздействий, тем большее значение приобретают индивидуальные характеристики сотрудников, способствующие формированию эмоционального напряжения или определяющие устойчивость к стрессу. При этом эффективность психической адаптации
снижается вследствие эмоциональной неустойчивости, препятствующей выполнению необходимых действий с необходимым результатом, и недостаточной способности адекватно интегрировать свое поведение в условиях конфликта, вызванного противоречивыми ситуационными диспозициями [1, с. 3-6].
Для сотрудников, находившихся в условиях длительного адаптационного напряжения, наиболее значимыми являются три фактора: эмоциональной и фрустрационной напряженности; энергетического потенциала, резервных возможностей стрессоустойчивости; контроля социального поведения.
Рассмотрим один из описанных факторов -фактор эмоциональной и фрустрационной напряженности. Одним из частых негативных проявлений у представителей данной профессии является синдром эмоционального выгорания.
Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов (Freudenberg H.G., 1974; Форманюк Т.В., 1994).
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, происходящие в результате профессиональной деформации [3, с.68].
Проблема организации психологической помощи и поддержки сотрудникам органов внутренних дел в экстремальных условиях оперативно-служебной, служебно-боевой деятельности разрабатывается с начала 90-х гг. прошлого века (А.И. Адаев, Н.В. Андреев, С.В. Андреева,
О.И. Бродченко, И.Б. Журавлева, СИ. Захарова, Ю.Г. Касперович, И.О. Котенев, Е.В. Лапшин, Т.Н. Левашова, М.В. Леви, М.И. Марьин, НИ. Мягких, А.И. Папкин, А.В. Пищелко, А.А. Прошин, В.Н. Смирнов, Н.В. Тарабрина, Н.Н. Харламова, Е.Е. Чапко, Г.В. Шутко и др.). Между тем большой вклад в изучение переживаний человеком воздействий экстремальных, выходящих за рамки обычного человеческого опыта событий у нас в стране внесли Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.Я. Брусиловский, Н.П. Бруха-нов, П.Б. Ганнушкин, С.Г. Геллерштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Т.Е. Сегалов, Б.М. Теплов, Г.Е. Шумаков и др.
В зарубежной психологии на проблему расстройств психики после участия в военных сражениях (боевых действиях) стали обращать внимание со второй половины XIX века (Де
Коста, 3. Фрейд, А. Кардинер, Р. Лацарус). Изучением симптомов военного времени активно занимались Grinker, Spiegei, Archibald, long, Miller, Tuddenham и др. Позднее ряд зарубежных авторов обратил внимание на экстремальность условий правоохранительной службы. Так, голландский психиатр В. Gersons (1989) исследовал взаимосвязь службы в полиции с проявлением у офицеров стрессовых расстройств. Его новозеландский коллега L. Miller (1993) обратил внимание на то, что причиной большинства увольнений офицеров полиции является психологическая травма, полученная в период службы. Изучением деструктивных последствий фрустрации и конфликта между потребностями личности и ограничениями по их удовлетворению занимались американские психологи D. Gyrfalcon, P. Kratchfild, N. Livson.
Все это определяет актуальность проведения исследований по выявлению синдрома эмоционального выгорания, социально-психологических проблем и психологических особенностей личности и поведения сотрудников спецподраз-делений.
В проведенном исследовании приняло участие 50 сотрудников ОВД, прибывших из служебной командировки в Северо-Кавказский регион, разной этнической принадлежности, уровня образования, стажа работы, в возрасте от 2045 лет. Нами были использованы следующие методики: «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса, Р. Даймонда, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, «Копинг-поведение в стрессовой ситуации» (С. Норман, Д. Ф. Энд-лер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер) (адаптированный вариант Т. А. Крюковой).
Для изучения синдрома эмоционального выгорания нами была использована методика «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, в которой рассматриваются 12 симптомов. Результаты исследования показали, что у 2% респондентов наблюдается синдром эмоционального выгорания, который проявляется в эмоциональном дефиците, эмоциональной отстраненности, личностной отстраненности, 21% находится в фазе резистенции (сопротивления) и 2 % испытывают напряжение, а именно переживание психотравмирующих обстоятельств (табл.1).
Из таблицы видно, что у 6% сотрудников ОВД выявлено переживание психотравмирующих обстоятельств, это выражается в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. Расширение сферы экономии эмоции наблюдается у 40% респондентов, данный симптом проявляется вне профессиональной деятельности - дома, в
общении со знакомыми. На работе человек так устает от контактов, что ему не хочется общаться с близкими и знакомыми. У 22% проявляется симптом «Редукция профессиональных обязанностей» и обнаруживается в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование наблюдается у 18%. Это свидетельствует о том, что сотрудник полиции экономит на эмоциях, ограни-
чивает эмоциональную отдачу. И, наконец, всего у 4% сотрудников отмечается симптом эмоционально-нравственной дезориентации, то есть у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему делу, он защищает свою стратегию, оправдывается из-за допущенной грубости или отсутствия внимания.
Таблица 1
Сформированность симптомов эмоционального выгорания у сотрудников ОВД
Напряжение, % Резистенция, % Истощение, %
Пережи- вание пс.травм. обстоят. с у Н б 2 е о- «Заг- нан- ность в клет- ку» Тревога и депрессия Неадек- ватное эмоцио- цио- нальное избира- тельное реаги- рование Эмоци- онально- нравст- венная дезори- ентация Расши- рение сферы эконо- мии эмоций Редукция профес-сиональ-ных обязан-ностей Эмоци- ональ- ный дефи- цит Эмоци-ональ-ная от-стра-ненность Лич- ност- ная отст- ране- нность Психо- сомат. психо- вегет. наруше- ния
6 0 0 0 18 4 40 22 2 2 2 0
По фазе истощения судят о наличии симптома эмоционального выгорания. На данной фазе находится небольшое число сотрудников. Так, 2% испытывают эмоциональный дефицит, который проявляется в ощущениях, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности. Также у 2% испытуемых выявлены эмоциональная и личностная отстраненность, это выражается в том, что профессионалы исключают свои эмоции и чувства из своей деятельности, а также не испытывают интереса к людям.
На рис.1 показаны полученные данные по методике «Социально-психологическая адаптация». Диагностика социально-психологической адаптации состоит из 101 утверждения, 8 шкал. Методика предназначена для диагностики приспособленности к условиям взаимодействия с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Социально-психологическая адаптация зависит от умения личности ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Адаптивность означает соответствие целей и ценностных ориентаций личности результатам, достигаемым в процессе деятельности. Намерение человека, как правило, совпадает с поступ-
ками, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами. Следует отметить, что неадаптированность может иметь не только негативный, но и, возможно, позитивный характер. Существование противоречивых отношений между целью и результатом может быть источником динамики деятельности, ее реализации и развития.
Данные представляются в виде средних показателей в баллах: высокий уровень - 8-10; средний - 5-7; низкий - от 4 и ниже.
Результаты полученных данных показывают, что сотрудники полиции в целом успешно адаптированы к резко изменяющимся условиям жизнедеятельности (рис.1).
Адаптированность, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего комфорта находятся на высоком уровне, принятие себя, принятие других и доминирование - среднем уровне, а уход от проблем - низком. Это свидетельствует о том, что сотрудники полиции, прибывшие из долговременной командировки, чувствуют себя вполне удовлетворительно, стараются конструктивно решать возникающие проблемы, о чем могут свидетельствовать результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовой ситуации».
В стрессовой ситуации поведение направлено на решение задач у 57%, значительная часть сотрудников полиции направляют свое поведение на избегание (48%) и на эмоции (30%).
уход от проблем доминирование ожидай к вну тр еннего комфорта эмощ юлнальный комфорт принятие других приятие себя а д апп 1р о в аннос ть
О 2 4 б 8 10
Рис. 1. Средние показатели шкал по методике «Социально-психологическая адаптация»
Таблица 2
Копинг-поведение в стрессовой ситуации, %
На решение задач На избегание На эмоции
57 48 30
При возникновении стрессовой ситуации, когда требуются незамедлительные действия, в большинстве случаев сотрудники ОВД направляют свое поведение на решение возникших задач в данный момент времени. Почти половина респондентов старается избежать стрессовых ситуаций или перекладывают решение проблемы на других людей. Достаточно значительное количество человек эмоционально (30%) реаги-
руют на стрессовые ситуации, что может выражаться в словесной агрессии, психоэмоциональном напряжении или, наоборот, «уходе в себя».
Дальнейший этап нашего исследования связан с задачей рассмотрения корреляционных связей между адаптацией и симптомами эмоционального выгорания и копинг-поведения (табл. 3).
Таблица3
Корреляции показателей социально-психологической адаптации с эмоциональным выгоранием
Название шкал по методике «Социальнопсихологическая адаптация» 3 § & Е 0 ей 1 £ Неудовл. собой «Загнанность в клетку» Тревога и депрессия я ярпан н а а © Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных обязанностей Фаза резистенции ти иф е ын ь ан о оц м Э Эмоциональная отстраненность ьт с о не ена тст о яант с он Психосомат. психовегет. нарушения
Адаптированность 0,20 0,17 0,10 0,22 0,26 -0,03 -0,19 0,26 0,19 0,19 0,06 -0,31 0,18 0,26
Принятие себя 0,20 0,20 0,15 0,11 0,27 -0,15 -0,11 0,28 0,17 0,18 0,17 -0,18 0,07 0,16
Принятие других 0,21 0,15 0,21 0,31 0,33* -0,06 0,00 0,27 0,29 0,27 0,00 -0,06 0,27 0,25
Эмоц. комфорт -0,02 0,01 0,01 0,02 0,01 -0,25 -0,26 0,11 0,10 -0,02 -0,11 -0,06 0,04 0,17
Ожидание внк. комфорта 0,37* 0,14 0,08 0,18 0,29 -0,29 -0,27 0,20 0,04 -0,02 0,02 -0,02 0,13 0,14
Доминирование 0,23 0,18 0,02 0,14 0,22 -0,23 0,06 0,25 0,14 0,16 0,13 -0,23 0,14 0,03
Уход от проблем -0,09 -0,26 0,12 0,08 -0,09 -0,02 0,38* 0,25 -0,02 0,20 0,24 0,11 -0,21 -0,17
Социально-психологическая адаптация имеет следующие корреляционные зависимости с показателями симптома эмоционального выгорания. Так, шкала «Уход от проблем» имеет положительную корреляционную зависимость с симптомом эмоционального выгорания - эмоционально-нравственной дезориентации (г=0,38 при р<0,05) - и копинг-поведением, направленным на эмоции (г=0,32 при р<0,05), т.е. чем больше сотрудник полиции уходит от возник-
ших проблем, тем более выражена у него эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется, например, в виде оправданий из-за допущенной грубости, отсутствия внимания. При возникновении трудностей действует на основе эмоций, которые возникают в данный момент.
В таблице 4 показана корреляционная зависимость между копинг-поведением с симптомами эмоционального выгорания.
Таблица 4
Корреляции показателей симптомов эмоционального выгорания с копинг-поведением
Решение задач Эмоции Избегание
Переживание психотравмирующих обстоятельств 0,53** -0,12 0,16
Неудовлетворенность собой 0,38* -0,11 0,18
«Загнанность в клетку» 0,34* 0,13 0,18
Тревога и депрессия -0,08 0,09 -0,21
Напряжение 0,50 -0,02 0,16
Неадекватное избирательное реагирование -0,14 0,09 -0,10
Эмоционально-нравственная дезориентация 0,23 0,14 -0,05
Расширение сферы экономии эмоций 0,44* 0,05 0,23
Редукция профессиональных обязанностей 0,42* 0,06 0,02
Резистенция 0,47 0,10 0,10
Эмоциональный дефицит 0,75** 0,05 0,22
Эмоциональная отстраненность 0,26 0,14 0,08
Личностная отстраненность 0,32* -0,18 -0,27
Психосоматические и психовегетативные нарушеня 0,49** -0,09 0,00
Примечание *- р < 0,05; ** - р < 0,001
Копинг - поведение, направленное на решение задач, имеет положительную связь с такими симптомами эмоционального выгорания, как переживание психотравмирующих обстоятельств (г=0,53 при р<0,001), неудовлетворенность собой (г=0,38 при р<0,05), «загнанность в клетку» (г=0,34 при р<0,05), расширение сферы экономии эмоций (г=0,44 при р<0,05), редукция профессиональных обязанностей (г=0,42 при р<0,05), эмоциональный дефицит (г=0,75 при р<0,001), личностная отстраненность (г=0,32 при р<0,05), психосоматические и психовегетативные нарушения (г= 0,49 при р<0,001). Вышеописанные корреляционные зависимости копинг-поведения и симптомов эмоционального выгорания свидетельствуют о том, что при возникновении внутреннего эмоционального дискомфорта, эмоционального напряжения и истощения сотрудники ОВД направляют свою деятельность на решение данных проблем, что свидетельствует о профессионализме людей, стоящих на страже правопорядка нашего города.
Таким образом, люди, находившиеся продолжительное время в постоянной напряженности, хорошо адаптированы. Наибольшая часть сотрудников не подвержена синдрому эмоционального выгорания. У некоторых сотрудников наблюдаются признаки (симптомы) эмоционального напряжения, что связанно с индивидуально-психологическими особенностями личности, внешними факторами, которые играют значительную роль в психоэмоциональном состоянии сотрудников правоохранительных органов. В стрессовой ситуации свое поведение направляют на рациональное решение профессиональных задач, ведь даже незначительная ошибка в процессе деятельности может стоить им жизни.
Работа правоохранительных органов связана с многочисленными переживаниями и нервными потрясениями. Это нередко приводит к стрессовым состояниям и даже неврозам. После долговременного нахождения в состоянии постоянного эмоционального напряжения им оказывается интенсивная медико-психологическая помощь, а
И.В. Приступа. Смысложизненные ориентации военнослужащих по призыву с разным уровнем адаптированно-сти в условиях армии
также успешная адаптация к нормальным условиям жизнедеятельности и подготовка к повторной командировке.
Литература
1. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий психореабилитации после выполнения военнослужащими служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни / сост. И. В. Соловьев. - М., 1995.
2. Проведение медико-психологической реабилитации сотрудников ОМОН, принимавших
участие в выполнении служебно-боевых задач в Северо-Кавказком регионе и особых условиях: метод. рекомендации / под ред. М.И. Марьина, Н.И. Мягких, Г.В. Шутко, Л.А. Шиловой. М., 2004.
3. Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.
4. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. - 1997. - № 2.
Васильева Ирина Александровна, старший психолог отделения психологического обеспечения ФКУ УИИ УФСИНРоссии по Республике Бурятия (Улан-Удэ). E-mail: pepi09@mail.ru
Vasileva Irina Alexandrovna, senior psychologist, department of psychological provision, Russia FKU UII UFSIN of the Buryat Republic (Ulan-Ude). E-mail: pepi09@mail.ru
УДК159.923:355
© И.В. Приступа СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТИРОВАННОСТИ В УСЛОВИЯХ АРМИИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций военнослужащих по призыву с высокой и низкой адаптированностью в условиях армии. Выявлены различия по факторам смысложизненных ориентаций у исследуемых молодых людей.
Ключевые слова: личность, военнослужащие по призыву, адаптированность, смысложизненные ориентации.
I.V.Pristupa LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF CONSCRIPTS CALLED UP FOR MILITARY SERVICE WITH DIFFERENT LEVEL OF ADAPTABIITY UNDER CONDITIONS OF SERVING IN THE ARMY
In the article the results of the empirical research of life-sense orientations of conscripts called up for military service with high and low adaptability under conditions of serving in the army have been presented. The differences in the factors of life-sense orientations of young people have been revealed.
Keywords: personality, conscripts called up for military service, adaptability, life-sense orientations.
В настоящее время подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. В. Франкл подчеркивал, что стремление к поиску смысла жизни - это «не теоретический вопрос, не предмет праздной умственной игры, это вопрос о самой жизни, это вопрос о хлебе, который напитал бы нас, о воде, которая утолила бы нашу жажду» [6].
Ценностно-смысловую сферу личности мы можем обозначить как функциональную систему, формирующую смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующую способы их достижения. Психологической основой ценностно-смысловой сферы личности является ногообразная структура потребностей, мотивов,
интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности. Об этом писали в своих работах многие отечественные психологи (Б. Г.Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Л. И. Божович, Б. С.Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Ядов и др.).
Умение определять свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости. Одними из факторов изменения жизненных ориентаций являются социальноисторические условия, на фоне которых развивается личность. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обще-