Научная статья на тему 'Профессиональная деформация личности: социально-психологический анализ'

Профессиональная деформация личности: социально-психологический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1331
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / КОНФЛИКТ / PROFESSIONAL DEFORMATION / EMOTIONAL BURNOUT / CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна, Файзуллина Лилия Радифовна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной деформации личности. Приведены результаты эмпирического исследования влияния профессиональной деструкции на конфликтность сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна, Файзуллина Лилия Радифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSONALITY: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

The article deals with issues of professional deformation of the person. The results of empirical research on the impact of professional destruction on the proneness to conflict of police officers are given.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация личности: социально-психологический анализ»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015

УДК 159.9.07

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2015 З.К.Давлетбаева, Л.Р.Файзуллина

Сибайский институт Башкирского государственного университета. Сибай (Россия)

Статья поступила в редакцию 17.05.2015

В статье рассматриваются вопросы профессиональной деформации личности. Приведены результаты эмпирического исследования влияния профессиональной деструкции на конфликтность сотрудников полиции.

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, конфликт.

Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, и до настоящего времени остается актуальной и недостаточно изученной. Об этом писали еще древние философы, но особенно часто эта проблема обсуждалась в конце XIX века и начале XX века1. Наиболее подверженными крайним вариантам профессиональной деструкции являются специалисты, работающие в сфере «человек-человек»: руководители, педагоги, психологи, врачи, сотрудники полиции, военнослужащие. Возникновению профессиональной деформации предшествует не только специфика работы опосредованная частотой межличностных отношений, но и социальные стрессы, социально-экономическая нестабильность, конкуренция на рынке труда. Эти и другие причины способствуют возникновению эмоционального выгорания, а затем и профессиональной деформации, что ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности. Под профессиональной деформацией понимают комплекс устойчивых негативных изменений личности, которые возникают вследствие профессиональной деятельности2.

К основным признакам синдрома выгорания относятся: 1) синдром психофизиологического истощения и психосоматических нарушений (посто-

Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Е-mail: dav-zinfira@yandex.ru Файзуллина Лилия Радифовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики начального образования. Е-mail: sibsu.dep_pimno@mail.ru

1 Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П.Безносов. -СПб.: Речь, 2004. - 272 с. - С. 5.

2 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и

группы: учебное пособие / Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. - СПб: Питер, 2010. - 352 с. - С. 223.

янное чувство усталости, бессонница, обострение хронических заболеваний, апатия и пониженный фон настроения; снижение способности получать удовольствие от того, что ранее его доставляло; раздражительность и нарастающая конфликтность); 2) синдром редукции профессиональных достижений (снижение эффективности, хроническая неудовлетворенность работой; нарастание равнодушия к работе и людям; нежелание идти на работу, манипулирование людьми; рост конфликтов; стремление избежать работы; сомнение в эффективности деятельности; желание поменять работу); 3) синдром деперсонализации (ощущение личной несостоятельности; нарастание конфликтности или деструктивного поведения; повышение критичности или цинизма к людям; ощущение бессмысленности происходящего; распространение данных проблем за пределы профессии - ухудшение отношений с людьми вообще)3.

Сотрудники органов внутренних дел являются одними из представителей, которые относятся к числу наиболее предрасположенных к профессиональной деформации личности. Интенсивное взаимодействие с незаконопослушными гражданами, подводят к таким неблагоприятным последствиям как нарушения в системе семейных и служебных отношений. Возрастает риск конфликтных ситуаций. В данной ситуации сотрудники внутренних дел часто прибегают к неэффективным и неконструктивным способам взаимодействия, что еще более усугубляет создавшееся положение.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов целесообразно рассматривать как стрессогенную, несущую в себе повышенный риск негативного влияния на субъектов профес-

3 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы:.... - С. 222.

сионального взаимодействия, способствующую развитию профессионального выгорания и профессиональной деформации личности4.

Нами была проведено эмпирическое исследование, с целью выявления влияния профессиональной деструкции на конфликтность сотрудников полиции. В эксперименте участвовало 15 сотрудников полиции. Возраст испытуемых от 23 до 48 лет. Стаж работы от 4 до 48 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко; тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной).

В ходе анализа результатов диагностики уровня эмоционального выгорания мы выявили, что наибольшие нарушения наблюдаются в признаке «Резистенция» - итоговая сумма по подсчетам результатов - 674 балла всех участников исследования. Данная фаза интерпретируется как стремление человека к психологическому комфорту, желание снизить давление внешних обстоятельств. Фаза «резистенции» условна, так как пусковой механизм эмоционального выгорания запущен уже в первой фазе: «напряжение».

В данной фазе набольшим количеством - 239 баллов, представлен симптом «редукции профессиональных обязанностей». Большинство сотрудников стремятся к упрощению, попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Поэтому, мы можем предположить, что сотрудникам полиции свойственно формальное выполнение своих обязанностей, что является результатом эмоционального выгорания. Так, например, анализ полученных результатов показывает, что чем выше стаж работы, тем выше редукция профессиональных обязанностей. И, соответственно, чем ниже стаж работы сотрудника, тем ниже показатель данного симптома. В «фазе истощения» выявлен симптом «эмоциональной отстраненности» - 273 балла. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В общении с субъектами общения, сотрудники могут демонстрировать безразличие, отсутствие эмоционального отклика на ситуацию, равнодушие, отчуждение. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Как показывают результаты, также у испытуемых в «Фазе истощения» выявлен симптом «личностная отстраненность (де-

4 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: .... - С. 221.

персонализация)», которая проявилась в показателе общей суммы испытуемых - 235 баллов. Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. К сожалению, как показал анализ результатов, личностная деперсонализация также в большей степени, связана со стажем работы сотрудников. Чем выше стаж, тем выше симптом личностной деперсонализации.

В фазе «истощения» наиболее выраженными симптомами явились «неудовлетворенность собой», общий балл - 185. В данном случае человек не только удовлетворен собой, но и профессией, всем, что связано с ней. Также в данной фазе регистрируется выраженность симптома «тревога и депрессия», общий балл - 183. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Таким образом, как показали результаты, что выраженность профессиональной деформации, в большей степени, связана со стажем работы профессионалов.

Как показали результаты теста описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной), большинству сотрудников характерен компромисс в разрешении конфликтных ситуаций - общий балл - 94. Также на следующем уровне, одним из основных способов разрешения конфликта выявлено соперничество - 89 баллов: стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Выраженным способом разрешения конфликта сотрудников полиции является и «приспособление» - общий балл - 86, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. К сожалению, выраженность такой конструктивной формы как сотрудничество получило самое наименьшее количество баллов - 66 балов.

Для подтверждения гипотезы о том, что профессиональная деструкция сотрудников ОВД, проявляющаяся таким симптомокомплексом личностных качеств как подозрительность, отчужденность по отношению к окружающему, наличие негативизма, необоснованной критичности, замкнутости, скептичности служит фактором конфликтности, мы провели корреляционный математический анализ.

со со со

иа 1—1 О чО оо ст* (л иа 1—1

0,533 0,619 0,672 0,266 0,364 0,175 0,334 0,178 0,463 0,578 0,454 0,306 1,000 Переживание психо-травмирующих обстоятельств

-0,072 0,423 0,634 -0,258 0,360 0,207 0,608 0,414 0,043 0,427 0,369 1,000 0,306 Неудовлетворенность собой

0,265 0,238 0,604 -0,067 0,168 0,299 0,186 0,242 -0,133 0,079 1,000 0,369 0,454 Загнанность в клетку

0,017 0,586 0,453 0,136 0,588 -0,136 -0,020 -0,051 0,527 1,000 0,079 0,427 0,578 Тревога и депрессия

0,377 0,399 0,333 0,451 0,494 0,275 0,175 0,094 1,000 0,527 -0,133 0,043 0,463 Неадекватное избирательное эмоциональ-

-0,152 -0,171 0,360 -0,184 -0,049 0,350 0,773 1,000 0,094 -0,051 0,242 0,414 0,178 Эмоционально-нравственная дезори-

0,013 0,125 0,397 -0,287 -0,167 0,503 1,000 0,773 0,175 -0,020 0,186 0,608 0,334 Расширение сферы экономии эмоций

0,323 0,113 0,283 0,151 -0,192 1,000 0,503 0,350 0,275 -0,136 0,299 0,207 0,175 Редукция профессиональных обязанностей

0,238 0,458 0,573 0,457 1,000 -0,192 -0,167 -0,049 0,494 0,588 0,168 0,360 0,364 Эмоциональный дефицит

0,597 0,301 0,213 1,000 0,457 0,151 -0,287 -0,184 0,451 0,136 -0,067 -0,258 0,266 Эмоциональная отстраненность

0,219 0,628 1,000 0,213 0,573 0,283 0,397 0,360 0,333 0,453 0,604 0,634 0,672 Личностная отстраненность

0,341 1,000 0,628 0,301 0,458 0,113 0,125 -0,171 0,399 0,586 0,238 0,423 0,619 Психосоматические и психонегативные нарушения

1,000 0,341 0,219 0,597 0,238 0,323 0,013 -0,152 0,377 0,017 0,265 -0,072 0,533 Соперничество

0,106 -0,001 -0,422 -0,066 -0,158 -0,497 -0,420 -0,524 -0,149 -0,023 -0,275 -0,496 0,044 Сотрудничество

-0,427 -0,147 0,041 0,239 0,221 -0,035 0,121 0,198 0,071 0,013 -0,290 0,182 -0,289 Компромисс

-0,077 0,154 0,308 -0,465 -0,078 0,027 0,349 0,340 -0,218 0,001 0,669 0,247 0,352 Избегание

-0,648 -0,426 -0,201 -0,216 -0,021 -0,104 -0,058 0,124 -0,285 0,015 -0,308 0,238 -0,572 Приспос об ление

£ &

со • СП ^

ас

« о О 2

8 о я 8 о а> Я 8 й

Я О (Я П> й П>

я

та

П> й й а

Я О

я я Е

ЯС а> Я

та

м п>

„ (Д »С

н о

ё

Я н а> С Я й

Г1-1 о

та я В я я о

о О

н та

Зз

я

я «

о

№ я о

о

Е Ч о

О^ 03 я й §

14 I 6 on 5 7 cn to cn О on 4 1—1 4 cn ■Г) о cn 7 on оо 5 1—1 6 6 О cn cn 1 о о 6 о 1—1 о о сз 5 on on 1—1 7 cn Ш

о о О О о О О о о О О о о ^н сз сз сз

15 on оо cn cn 00 1—| О on cn to 1 о 1 7 о оо on 1—1 1 cn 1—1 5 to О 1 cn cn on to cn 1 з 7 4 1—1 7 cn 5 о о сз 1 5 f> о о чо

О О О о о О О О О О C3 о О сз ^н сз сз

16 cn 5 f> 7 4 cn on 6 чо 1 о о оо 1 cn о 4 f> on 4 f> 7 cn О оо 7 о 5 6 00 О f> 4 5 1—1 7 7 сз on on 1—1 1 5 f> о о сз оо 6

О О О о о о о О О О О сз о сз сз ^н сз

17 cn 7 ■Г) 00 to cn оо о f> 5 1 о 5 оо cn а 1—1 оо 5 о S 1—1 1 cn О 6 1 cn 1 о cn 6 cn оо 7 cn о о чо оо 6 о о сз

О О о о О о о о О О о о о сз сз сз

Таб. 2. Факторный анализ результатов методики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко) и описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) сотрудников ОВД. Factor Matrix(a)

Factor

1 2 3 4 5

1.Переживание психотравмирующих обстоятельств ,833 -,260 -,119 ,043 ,155

2..Неудовлетворенность собой ,580 ,535 ,100 ,289 ,031

З.Загнанность в клетку ,609 ,151 -,470 ,089 -,618

4.Тревога и депрессия ,543 -,159 ,382 ,494 ,225

5.Неадекватное изберательное эмоциональное реагирование ,506 -,248 ,413 -,217 ,323

б.Эмоционально нравственная дезориентация ,326 ,653 -,120 -,203 ,145

7.Расширение сферы экономии эмоций ,491 ,657 -,234 -,294 ,455

8.Редукция проф.обязанностей ,366 ,265 -,070 -,585 -,043

9.Эмоциональный дефицит ,523 -,205 ,522 ,304 -,151

10.Эмоциональная отстраненность ,264 -,493 ,530 -,411 -,212

11.Личностная отстраненность(деперсонализация) ,876 ,164 ,102 ,130 -,166

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Психосоматические и психовегетативные нарушения ,682 -,283 ,118 ,196 ,079

13.соперничество ,470 -,551 -,073 -,484 -,117

14сотрудничество -,300 -,693 -,396 ,283 ,286

15.компромисс -,120 ,403 ,585 -,008 -,014

16.избегание ,360 ,157 -,743 ,300 -,024

17.Приспособление -,435 ,638 ,552 ,200 -,145

Из матрицы (таб. 1) видно наличие связи между каждым параметром деструкции личности и параметрами конфликтности. Для понимания содержания корреляционной связи нами был проведен факторный анализ (таб. 2). В результате факторного анализа по результатам методики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко) и описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) сотрудников ОВД было выявлено: 1 фактор - личностная отстраненность (деперсонализация) (,876) влияет на переживание психотравмирующих обстоятельств (,833); 2 фактор - расширение сферы экономии эмоции (,657), эмоционально-нравственная дезориентации (,653) и приспособление (,638) снижают уровень сотрудничества( -,693); 3 фактор - компромисс (,585), приспособление (,552), эмоциональный дефицит (,522) и эмоциональная отстраненность (,530) в результате снижают уровень избегания (-,743); 4 фак-

тор - тревога и депрессия (,494) снижают уровень редукции профессиональных обязанностей (-,585) и в результате снижают уровень соперничества (-,484); 5 фактор - расширение сферы экономии эмоций (,455) влияет на неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (,323), что в свою очередь способствует уменьшению «загнанности в клетку» (-,618).

Таким образом, мы пришли к таким выводам, что такие показатели профессиональной деструкции как личностная отстраненность (деперсонализация), редукция профессиональных обязанностей, приобретаемая сотрудниками ОВД, подводит к таким неконструктивным формам разрешения конфликтов как соперничество, приспособление.

Полученные результаты исследования позволяют разработать профилактику профессиональной деформации сотрудников ОВД: построению конкретных программ и планов ин-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015

дивидуально-психологической работы, а также дополнят коллективные и групповые формы определению комплекса индивидуальных пси- работы с личным составом. холого-педагогических воздействий, которые

PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSONALITY: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

© 2015 Z.K.Davletbaeva, L.R.Fayzullina°

Sibai Institute, Bashkir State University

The article deals with issues of professional deformation of the person. The results of empirical research on the impact of professional destruction on the proneness to conflict of police officers are given. Keywords: professional deformation, emotional burnout, conflict.

Zinfira Kinyabulatovna Davletbaeva, Candidate of Psychology, Associate professor, Assistant professor of the Department of psychology and pedagogy. Е-mail: dav-zinfira@yandex. ru Lily Radifovna Fayzullina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Assistant professor of the department of pedagogy and methodology of primary education. Е-mail: sibsu.dep pimno@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.