У К 1 л . 2 состояний: нормального и патологичес-
ББК Ю94 кого. Однако необходимо понимать, что
С. А. Калашникова континуум «здоровье - патология» со-
;; г держит множество состояний, которые
Показатели психологического трудно отнести к одному из полюсов.
здоровья личности в особых И. В. Дубровина и ее сотрудники ввели
условиях профессиональной в научный аппарат понятие «психологи-
деятельности ческое здоровье». Термин «психическое
здоровье» относят к отдельным психичес-
Анализируется влияние особых усло- ким процессам и механизмам, а термин
вий профессиональной деятельности на «психологическое здоровье» - к личности
показатели психологического здоровья в целом. Психологическое здоровье рас-
личности. Показаны различия смысло- сматривается в тесной связи с высши-
вых оснований, уровня профессиональ- ми проявлениями человеческого духа
ного выгорания в зависимости от качест- Г и позволяет анализировать собственно
ва субъективной успешности личности. психологический аспект проблем психи-
Ключевые слова: психологическое здо- ческого здоровья в отличие от медицин-
ровье, особые условия деятельности, ского, социологического, философского
субъективная успешность, профессио- и других аспектов [3]. Для определения
J J ' г т нальное выгорание. понятия «психологическое здоровье»
используются понятия «субъективное
S. A. Kalashnikova благополучие», «психологический ком-
форт», «качество жизни», «успешность»
Indices of personality psychological и др. Проблема психологического здо-
health in complicated condition ровья может рассматриваться как про-
of professional work блема удовлетворенности человеком
собственным образом жизни. Стремле-
An analysis is made of the influence of ние к большей эффективности и удов-
complicated condition of professional work г г 3 ^ летворенности в жизни требует актив-
on indices of psychological health of the ности человека как качества субъекта
person. It is shown distinctions of basis of жизнедеятельности.
meaning, level of burnout depending on Профессиональная деятельность в
quality of subjective success of the person. большей степени определяет процесс
Key words: psychological health, compli- развития личности. Сложные, особые
cated condition of professional work, sub- условия деятельности предполагают
jective success, burnout. определенный образ жизни профессио-
налов. Под особыми условиями деятель-
Широко применяемое в медицине ности понимают определенный класс
и психологии понятие «психическое условий, находящихся за нормальными
здоровье» определяется как состояние и образующих поле деятельности, в ко-
душевного благополучия, характеризу- тором у личности могут формироваться
У J f I I J ющееся отсутствием болезненных про- негативные функциональные состоя-
явлений и обеспечивающее адекватную ния, приводящие к нарушению психо-
условиям окружающей действитель- логической регуляции деятельности [7].
ности регуляцию поведения и деятель- Влияние особых условий деятельности
ности [6]. В большинстве случаев поня- определяется не только объективной
тие здоровья предполагает выделение сложностью и степенью адаптации че-
противоположных по своему качеству ловека, но и его отношением к ним.
Очевидно, что принятие определяе- рассматривается как выработанный
мого профессией образа жизни приво- личностью механизм психологичес-
дит к изменению ценностно-смысловой кой защиты в форме полного или час-
системы личности. Субъективное благо- тичного исключения эмоций в ответ
получие, успешность человека зависит на избранные психотравмирующие
от того, насколько эффективным будет воздействия, который является при-
/ ГГ У ^ такое внутреннее преобразование. обретенным личностью стереотипом
Внешние и внутренние показатели эмоционального, чаще всего професси-
успешности в профессии отличаются. онального поведения. Синдром «выго-
По большому счету, только внутрен- рания» как профессиональный кризис,
^ ] г ние показатели успешности (удовлет- связанный с работой в целом, включает
воренность) и соответствие позитивных три основные составляющие: эмоцио-
внешних и внутренних показателей нальную истощенность, деперсонали-
успешности можно рассматривать как зацию и редукцию профессиональных
показатели психологического здоровья достижений [4].
человека. Существенную роль в динамике вы-
Условия профессиональной деятель- горания играют экзистенциальные
ности обладают не только личностно- стрессы [2]. Происхождение выгорания
развивающим потенциалом и являются является результатом сложного взаимо-
факторами успешности личности. Од- действия личностных особенностей че-
новременно они являются группой важ- ловека, ситуации его межличностных
ных факторов деформации личности, отношений в профессиональной среде
в том числе формирования синдрома и семейной жизни, а также личных пе-
профессионального выгорания. реживаний самоэффективности. Осо-
Понятие «выгорание» обычно ис- бое значение в противостоянии выгора-
пользуют для обозначения пережива- нию имеет баланс удовлетворенности в
ния человеком состояния физического, самореализации в профессиональной и
эмоционального и психического исто- личной жизни [1].
щения, вызванного длительной вклю- Исследования феномена психическо-
ченностью в эмоционально напряжен- го выгорания позволяют сделать вывод
ные и значимые ситуации [4]. Наиболее о существовании противоположного ему
часто выгорание рассматривается как явления, характеризующегося направ-
долговременная стрессовая реакция ленностью на работу, энтузиазмом, поло-
или синдром, возникающий вследствие жительным отношением к своей профес-
продолжительных профессиональных сиональной деятельности. Предложено
стрессов средней интенсивности. В свя- понятие «вовлеченность» (С. Maslach),
зи с этим синдром «психического вы- которое характеризуется противополож-
горания» ряд авторов обозначает как ными выгоранию особенностями: энер-
«профессиональное выгорание», что гичностью, включенностью в работу, са-
позволяет рассматривать это явление в моэффективностью. По мнению С. Мас-
аспекте личной деформации професси- лач, существует континуум «вовлечен-
онала под влиянием профессиональных ' V J ] ность - выгорание», позволяющий харак-
стрессов [5]. теризовать динамику профессионально-
В качестве синонимов понятия «про- го развития. На наш взгляд, более точно
фессиональное выгорание» часто ис- данная психологическая реальность мо-
пользуются понятия «профессиональ- жет быть обозначена через континуум
7 г г ное угасание», «эмоциональное вы- г ; / «психологическое здоровье в профес-
горание». Эмоциональное выгорание сии - профессиональное выгорание».
В нашем исследовании медицинского тов позволило выделить три группы
персонала специализированных бригад испытуемых по качеству субъективной
скорой медицинской помощи, деятель- успешности в профессии: «успешные»,
ность которого осуществляется в особых «условно успешные» (успешные только
условиях, была установлена зависимость по объективным показателям, субъек-
между субъективной успешностью в тивно неуспешные), «неуспешные». Для
/ 'У У У профессии, уровнем осмысленности У /'У * 1 оценки степени осмысленности жизни
жизни и уровнем профессионально- использовалась методика Д.А. Леонтье-
го выгорания. Для опенки успешности ва «Смысложизненные ориентации».
нами использовалась процедура интер- Уровень профессионального выгорания
вью, групповая оценка личности (ГОЛ). был оценен с использованием методики
Сопоставление полученных результа- В.В. Бойко (табл. 1).
Средние значения показателей сформирован в группах испытуемых с различным! ности и пок
симптомов и фаз эмоционалы азателями субъективной успен Таблица 1
ного выгорания
ности
3 © СИМПТОМЫ Ср едние значения показателей сформированности симптомов, в баллах
«усп ешные» «условно успешные» «неуспешные»
X Я Переживание психотравмирующих обстоятельств 14,1 17,2 17,3
Неудовлетворенность собой 5,7 9 7,7
Загнанность в клетку 3,5 8,8 7,7
Тревога и дипрессия 7,1 11,3 9,3
Сумма показателей симптомов 30,5 46,3 42
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 17,4 22,2 17,5
м н о к со М Рч Эмоционально-нравственное дезориентация 9,4 11,3 11,7
Расширение сферы экономии эмоций 11,1 17,3 15,2
Редукция профессиональных обязанностей 16 22,4 22,7
Сумма показателей симптомов 54 73,5 67
Эмоциональный дефицит 8,6 12,9 157
X V к Эмоциональная отстраненность 91 10,3 17,7
Личностная отстраненность (деперсонализация) 8,3 14,2 15,7
Психосоматические и психовегетативные нарушения 8,8 12,3 12,7
Сумма показателей симптомов 34,8 49,8 61,7
Итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» 19,3 169,7 170,7
Показатель субъективной успешнос- отражением внутреннего (ценностно-
ти в контексте нашего исследования смыслового) ресурса личности. Уро-
представляет собой один из показателей вень сформированности симптомов
психологического здоровья личности. профессионального выгорания - один
Уровень осмысленности жизни является из показателей психологического не-
благополучия личности. Особенностью показателями осмысленности жизни:
развития синдрома «профессиональное целеустремленностью, способностью
выгорание» в группах «успешных» ис- планировать свое будущее; восприяти-
пытуемых является то, что в качестве до- ем собственной жизни как интересной,
минирующей фазы синдрома выступает наполненной смыслом; удовлетворен-
фаза резистенции, отражающая степень ностью результатами пройденного от-
сопротивления нарастающему стрессу. В г у г резка жизни и самореализацией; внут-
группе «условно успешных» испытуемых ренним локусом контроля (табл. 2).
значительно увеличивается доля респон- Взаимосвязи между указанными пока-
У ^ г дентов с формирующимися и полностью зателями в вожделенных группах испыту-
сформированными фазами напряжения емых отличаются по своей силе (оценены
и резистенции, а также синдрома выго- при различных уровнях значимости).
рания в целом. В группе «неуспешных» Для выявления взаимосвязей показа-
1 ' г; у испытуемых отмечается более высокий телей профессионального выгорания с
уровень развития профессионального показателями выраженности профес-
выгорания (у 50% испытуемых). сионально важных личностных особен-
Установлены статистически досто- ностей и параметрами осмысленности
верные взаимосвязи между низким об- жизни использовалась процедура фак-
щим уровнем выгорания и высокими торного анализа.
Взаимосвязь между общим п и симптомами синдром оказа а эмоь Таблица 2 гелем осмысленности жизни ионального выгорания
3 сп < О СИМПТОМЫ Общий показатель осмысленности жизни
м 2 X м * с < X Переживание психотравмируюших обсто ятельс тв -0,13
Неудовлетворенность собой -0,07
«Загнанность в клетку» 0 32***
Тревога и депрессия -0,27*
Фаза напряжения -0,27*
с? 2 Я Я м н и я сп ы Р'ч Неадекватное избирательное эмоциональ ное ре агирование -0,33 ***
Эмоционально-нравственная дезориентаг щя -0,16
Расширение сферы экономии эмоций -0,31**
Редукция профессиональных обязанности гй -0,23
Фаза резистенции -0 40****
1-Р Б Я м Я о н и 2 Эмоциональный дефицит -0,08
Эмоциональная отстраненность -0,09
Личностная отстраненность (деперсонали [зация ) -0,26*
Психосоматические и психовегетативные наруп ения -0,18
Фаза истощения -0,22
Итоговый показатель синдрома «эмоцион ально го выгорания» -0,36***
Примечание. Здесь и далее * - коэффициент значение для р<0,05; ** - коэффициент г, превьп фиттиент г, превышающий критическое значен корре нающ ие дл ии в г е стру данні іго вы ной у ляции Пирсона (г), превышающий критическое ий критическое значение для р<0,02; *** - коэф-я р<0,01; **** - коэффициент г, превышающий руппах испытуемых в зависимости от качества ктуры, представленные в табл. 3 Таблица 3 ых, полученных по параметрам горания, осмысленности жизни спешности
критическое значение для р<0,001 [50]. анализа результатов факторизац
По итогам
субъективной успешности получены факторны Результаты факторного анализа выраженности профессионально и субъектив
Факторы Г руппы испытуемых
«успешные» «услоВ 'но уа ешные» «неуспешные»
1 фактор Профессиональное выгорание (16,8% дисперсии) Стремл лизации ное вы дисперси ение проф горан іи) к самореа-ессиональ-ие (27,5% Осмысленность жизни, стремление к самореализации - профессиональное выгорание (42% дисперсии)
2 фактор Осмысленность жизни (15,5% дисперсии) Осмысл (19,7% ди [еннос ісперс ть жизни ии) Включенность в деятельность-экономия ресурсов (23,3% дисперсии)
3 фактор Включенность в деятельность (11,9% дисперсии) Активн ность (17,0% ди ость, в де ісперс включен- ятельность ии) Активность, уверенность в себе - «загнанность в клетку» (17,7% дисперсии)
4 фактор Активность, уверенность в себе (9,9% дисперсии) Гибкос ленностг сурсов (1 гь, ц - экс 6,6% д елеустрем-номия ре-исперсии) Удовлетворенность трудом - профессиональная деформация (12,2% дисперсии)
Обращает на себя внимание четкая ин- яет на время, скорость формирования и
теграция шкал диагностических методик, степень выраженности синдрома про-
выявляющих степень и характер выра- фессионального выгорания. Подтверж-
женности основных параметров, рассмат- дением этому служит то, что практичес-
риваемых в исследовании. Особенно оче- ки во всех анализируемых факторных
видна эта тенденция для ттткал методик структурах фактор «профессиональное
СЖО и «Методики диагностики уровня выгорание» является значимым.
эмоционального выгорания». Поскольку 2. Субъективная неуспешность спо-
для выделения шкал авторами данного собствует развитию симптомов профес-
инструментария применялись процеду- сионального выгорания. Это подтверж-
ры факторного анализа, оказывается воз- дается тем, что в группах «условно ус-
можным использование в качестве зави- пешных» и «неуспешных» профессиона-
симых переменных конструктов «осмыс- J 11 лов показатели выгорания входят прак-
ленность жизни» и «профессиональное тически во все выделенные факторы с
выгорание» в их общем смысле. большими факторными нагрузками.
Полученные результаты позволили 3. В случае субъективной успешнос-
сделать следующие выводы. ти выделяются преимущественно неза-
1. Профессиональное выгорание меди- висимые факторы. В факторных струк-
цинских работников неизбежно. Субъек- турах, характеризующих субъективно
тивная успешность - неуспешность вли- неуспешных испытуемых, появляются
зависимые факторы. Обнаруживается шинства «неуспешных» профессиона-
взаимосвязь профессионального выго- лов сформированными оказались фазы
рания и включенности в деятельность. резистенции и истощения. Кроме того,
Качественное своеобразие данной вза- данные факторизации исследуемых
имосвязи в исследуемых группах поз- ' Г Г ' ^У параметров демонстрируют обратную
воляет выявить специфику стратегий зависимость параметров «профессио-
г V г преодолевающего поведения. Профес- нальное выгорание» и «включенность в
сионалы в зависимости от успешности деятельность».
в профессии (имеется в виду субъектив- В процессе исследования мы находим
Г Г г V ' 'У У ное ощущение успешности) в особых подтверждение предположения о том,
условиях труда используют различные что профессиональное выгорание и сис-
; гу ^ у г стратегии сопротивления стресс-факто- тема смысложизненных ориентаций яв-
рам в профессиональной деятельности. ляются интегральными показателями,
«Успешные» профессионалы идут которые могут рассматриваться в связи
по пути экономии ресурсов, который с таким показателем психологического
является более приемлемым в особых здоровья, как субъективная успешность
условиях. Подтверждением этому слу- личности.
/ г ^ ^ у ^ у жит формирование у большинства ис- В особых условиях деятельности про-
пытуемых фазы резистенции синдрома явление синдрома выгорания выступает
профессионального выгорания. Кроме г Г У в большей степени как ресурсосберега-
того, факторы «профессиональное вы- ющее защитное поведение в ответ на
горание» и «включенность в деятель- психотравмирующие воздействия. Про-
ность» являются независимыми. явление выгорания тем сильнее, чем
«Условно успешные» специалисты ре- больше затрат ресурсов требует профес-
шают проблему субъективной неуспеш- сиональная деятельность. Исследование
г у у У ности путем повышения личных затрат показало, что важным ресурсом личнос-
в труде, работая «вопреки». Поскольку ти являются ценностно-смысловые ос-
труд в особых условиях сам по себе тре- нования жизнедеятельности, поскольку
бует серьезного потенциала психофизи- их деформация, и особенно потеря, яв-
У г ' г ологических ресурсов, возможно, допол- дяется мощной детерминантой форми-
нительное повышение затрат способс- рования синдрома профессионального
твует более высоким темпам и глубине выгорания.
выгорания (о чем свидетельствует сфор- Кроме того, особые условия, способс-
мированность фаз напряжения и резис- твуя более глубокой оценке действи-
тенции у большинства «условно успеш- тельности, дают возможность личнос-
ных» испытуемых). «Профессиональное ти противостоять их деформирующим
выгорание» и «включенность в деятель- влияниям. Поэтому можно полагать, что
ность» выделяются как отдельные фак- особые условия жизнедеятельности име-
торы, но прослеживается взаимосвязь ют двойственное значение для развития
между указанными параметрами. личности и психологического здоровья
^ У г г «Неуспешные профессионалы» специалиста: с одной стороны, они спо-
У г г склонны решать противоречие в систе- собствуют профессиональной дефор-
ме «профессионал - условия деятель- мации, а с другой - повышают качество
ности» путем уменьшения личных за- жизни человека как субъекта деятельнос-
трат, отстраненности от труда и, сле- ти за счет расширения диапазона цен-
довательно, снижения его эффектив- ностно-смысловых координат.
ности. В качестве доказательства этого
может выступать тот факт, что у боль-
Список
литературы
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова тво жизни // Ежегодник Российско лы 3-го Всероссийского съезда психо. Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003.
2. Гришина Н. В. Помогающие тенциальные проблемы // Психо личности / под ред. А. А. Крылова,
3. Дубровина И. В. Руководство здоровье детей и подростков в конт дательский центр «Академия», 1998
4. Орел В. Е. Феномен «выгорания гический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С
5. Психология здоровья: учебник СПб.: Питер, 2003. 607 с.
6. Словарь практического психол Харвест, 1997.
7. Собольников В. В. Психология виях. Новосибирск, 1998. 278 с.
отношения: профессиональные и экзис-ческие проблемы самореализации Коростылевой. СПб., 1997. 240 с. ического психолога : Психическое психологической службы. М. : Из-
логи Л. А.
практ
ексте
» в зі
. 90-
для
ога
разви
Е. С. Психическое «выгорание» и качес-о психологического общества : материа-логов, 25-28 июня 2003 года. В 8 т. СПб. :
арубежной психологии // Психоло-01.
вузов / под ред. Г. С. Никифорова. ' под ред. С. Ю. Головина. Минск : тия зрелой личности в особых усло-
УДК 913(заб)
moral education. The article deals with the
ББКЭ29(2Р54
history of religious education in different
П. С. Матвеев
educational institutions in Transbaikalia
Религиозное воспитание
and the current situation.
и образование в Забайкалье
Key words: religious education, moral
and spiritual values, theological institu-
Раскрывается сущность и содержа-
tions.
ние религиозного воспитания, его от-
личие от духовно-нравственного; изла-
Религиозное воспитание - целенап-
гается история религиозного воспита-
равленное формирование знаний по ис-
ния в разных типах учебных заведений
тории религии, устойчивой потребнос-
Забайкалья, анализируются учебные
ти в понимании религиозных ценнос-
планы, дается оценка феномена с сов-
тей, в самостоятельном поиске духовно-
ременных позиций.
мировоззренческих ориентиров; приоб-
Ключевые слова: религиозное воспита-
щение к религиозной жизни общества,
ние, духовно-нравственные ценности,
критическое отношение к деятельности
духовные учебные заведения.
различного рода тоталитарных сект.
Наряду с этим, под религиозным вос-
P. S. Matveev
питанием можно понимать воспитание
Religious training and education
in Transbaikalia
которое дается с позиций религиозного мировоззрения
В современных условиях в ряде слу-
The author reveals the essence and the
чаев синонимом религиозного воспита-
content of religious training and educa-
ния может выступать понятие духовно-
tion and its difference from spiritual and
нравственного воспитания.